Трансформация социальных отношений и хозяйства в каменном веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансформация социальных отношений и хозяйства в каменном веке.



Трансформация социальных отношений и хозяйства в каменном веке.

Началом станов. ч/к яв К.В. Он нач. около 2,5 млн. лет назад. и закон в III тыслет до нэ.К.В. делится на древний-палеолит,средний—мезолит,новый-неолит.В свою очередь Па. делится на ниж, ср, поз. Останки древнейшего ч/ка и следы его деятельности были обнару в ВАфрике в Танзании в Олдувайском ущелье. Это была ранняя стадия развития ч/ка-ч/к умелый,а его культуру назвали галечной, т.к. матер/ом изготовления ор труда служила галька: ее оббивали для пол-учения рубящей, режущей поверхности. Следы пребывания ч/ка на тер Каз, кам ор труда - рубила,скребла,остроконечники-относятся к ниж палеолиту.Это был ч/к, в своей эволюции находившийся на стадии- "ч/ка выпрямленного". Он уже знал и применял огонь, занимался охо/й и собирательством. Наиболее др/ие ор труда-рубила, скребла, остроконечники, отбойники найдены в ЮКаз на ю-зап склонах хребта Каратау.Стоянки ран. палеолита, где были обна­ружены тысячи рубил, остроконечников, нуклеусов, отщепов, находятся г.Каратау.

В наст вр идет переосмысление накопленных материалов. Важ­ным здесь яв выяснение специфики памят/в палеолита в аридной зоне. В этом отношении огромную роль играют стоянки "открытого типа" — Семизбугу, Шакпак-ата. В Каз широко представлены памятники ср палеолита. Ст/ка в урочище Карасу в ЮжКазОбл. В ЦКаз-это находки в сред течении реки Сарысу.В ЗКаз-на полуострове Мангышлак.

Поздний палеолит охват.период 40 тыс.-10 тыс. лет наз. В то время ч/к расселялся по всем климатическим зонам Земли. Там проис­ходило форми/е рас и расовых групп. Общественные отношения ознаменовались образованием родовой общины, возник род как форма обще­ственной организации. Родовая организация была матрилинейной. Женщи­на занимала главенствующее положение в общине, что определялось специ­фикой домашнего хозяйства. Усложнились представления ч/ка в духовной сфере; широкое распро­странение получили ранние формы религии и искусства, а также культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животными через овладение его образом-символом. Главной темой перво­бытного искусства было изображение животных, резьба, скульптура. Олицет­ворением плодородия земли являлись женские фигуры, вырезанные из кости, камня, глины. В Каз-не найдено более 130 крупных скоплений наскаль­ных изображений. П амятниками позд.пале яв в ст. Ачисайская, Канай. Орудия труда позднего палеолита представлены находками каменных изделий в районе хребта Каратау в ЮКаз, на Иртыше, Сев Прибалха.Техника изгот ору­/й стала виртуозной. Люди строят искус-ственные жилища из де­рева, костей, шкур. Мезолит Он занимает время X-V тыс.лет.дон.э. Мезолит характеризуется потеплением климата. Вымерли мамонты и шерстистые носороги. Изобретены лук и стре­лы. Объектом охоты стали лошади, зайцы, сурки, туры. Мезолитичес­кие стоянки располагались на берегах рек и озер.

Неолит и энеолит занимают время V - вт. четверть II тысячелетия донэ. Это было время расцвета техники обработки камня. Шлифование, сверление, пиление. Изготавливались каменные топоры, моты­ги, зернотерки, ступки. На смену потребляющему хозяйству пришло произ­водящее, то есть на основе охоты и собирательства развились скотоводство и земледелие. Возникли зачатки горного дела, ткачество, керамика. Зарожда­лись ремесла, появился первый искусственный материал-огнеупорная гли­на. Усложнялась обще-ственная организация, образовались племена и племен­ные союзы. Стоянка Караунгур, Кульсары, Кызыл Су, Маханджар, Дузбай. Энеолит представлен ботайской культу­рой.

Политическая история саков

Саки были 1ми кочевниками Великой степи, ставшими широко извес-ми древнему миру и сыгр-ми роль, которую трудно переоценить.Эпоха саков показ-ет, что Великая степь-степная часть Ц-ой Азии-представляла собой самост-ный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем. Эта цив-ция Великой степи синтезировала в себе особенности различных вариантов возникновения цив-й. С одной стороны, она появилась подобно тому, как возникли речные очаги цив-и в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ, т. е. в регионе, где протекают великие реки Центральной Азии-Амударья, Сырдарья и реки Семиречья. С другой-этот очаг цив-ии расположен на стыке Европы и Азии, также, как воз­никли перекресточные очаги цив-ции на континентальных перекрестках-в Греции, Малой Азии, Восточном Средиземноморье,Сев-й Месопота­мии. Этот очаг цив-ции с момента возникновения отличался этнокуль­турной подвижностью своих элементов, но вместе с тем и устойчивостью изначальной цивилизационной константы, ее способностью к адаптации с другими элементами."Обитая за северными пределами Китая,-писал о хунну в своих "Исто­рических записках" Сыма Цянь,-переходят со своим скотом с одних паст­бищ на др. Из домашнего скота более содержат лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, частью разводят верблюдов, ослов, лошаков и лошадей лучших пород. Перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде.

Эпоха разложения первобытно-родовых отношений периодом военной демократии и дает общественного устройства сакского времени: группа малых родственных семей (патронимия) - кочевая община - племя -союз племен. Низовая ячейка патронимия образуется в результате разрас­тания и естественного дробления большой патриархально-родовой семьи. Патрон - собственное имя главы семьи. Пастбищно-кочевая община формировалась из совокупно­сти патронимии. Но в ее основе не кровнородственный, а терри­ториально-производственный интерес. Племя - важнейшая ступень общественного устройства, ибо ей присущи такие этнические и политические черты, как собст­венная территория, имя, свойственный лишь этому племени диалект, религиозные представления, культовые обряды. Уже есть племенной совет, верховный вождь, военачальник. А это уже организация власти и управления, в которую облекался во­енно-демократический строй. Племенные союзы (союз племен) - это новый, высший тип социальной общности людей. Так, большинство племен на тер­ритории Казахстана в эпоху появления железа входило в савро-матскую конфедерацию (союз, объединение) племен.Племенные союзы середины I тысячелетия до н.э. представ­ляли собой начальную стадию зарождения государственности. Сакское время -это время высшего развития военной демократии как типа общественного устройства, основные черты которого сложились еще в эпоху бронзы. Происходит формирование государства. В 7-4 в.дон.э. сакские племена объединяются в племенные союзы: •Во главе племенного союза - царь. Царя избирают военным советом вождей племен. Власть царя: а)распределял между племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки;б)устанавливал порядок использования этих земель;в)следил, чтобы не было вооруженных столкновений между племенами и родами;г) руководил объединенными войсками во время военных походов.•Государственные дела обсуждались на народном собрании.•Племенами управляли - военные вожди. Вождь избирался всеми членами племени. Полномочия племенного вождя:а)управлял своим племенем; б) заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием;в) от имени племени вел переговоры о войне или перемирии.• Сакское общество было равноправным, мужчины и женщины обладали равными правами. Известны в истории имена сакских цариц - Томирис и Зарины.• В сакском обществе выделялись три группы населения со своими традиционными цветами:1.Воины - красный; Из сословия воинов происходили цари и вожди.2.Жрецы-белый; 3.Общинники (пастухи и земледельцы)-желтый и синий.• Существовало рабство, которое носило патриархальный характер. Источником рабства были - пленники. В основном пленников-рабов использовали в домашнем хозяйстве.

Образование кочевой империи гуннов. Общественный строй. Система военной организации.

Согласно данным китайских источников, начало истории гуннов как отдельного этноса начинается уже ко второй половине 2 тысячелетия до н. э. Археологи же к данному периоду относят две синхронные культуры - андроновскую на западе и глазковскую на востоке.
Андроновцы были оседлыми земледельцами и скотоводами. Около 1200 г. в Хакасско - Минусинской котловине андроновцев вытесняет новая карасукская культура, пришедшая с севера Китая. Вместе с этим проходит ассимиляция местного европеоидного населения пришлым монголоидным элементом. Возникает новая археологическая культура - тагарская и первое государственное образование - Дин-лин Го. По мнению Гумилева, именно это слияние приводит к созданию полноценного этноса гуннов на южной границе Дин-лин Го. " Первое вторжение гуннов в Китай датируется 822 г. до н.э. в «Книге Песен». Затем наблюдается период преобладания другого кочевого этноса - жунов. Их борьба с Китаем порой в китайских источниках отождествляется с гуннами, и походы гуннов пишутся походами жунов.
В результате пятивековой борьбы с Китаем жуны были расколоты на западных и восточных. Восточные растворились в новом кочевом союзе дун-ху. Западные же были разбиты местными народами.
В то время, когда китайцы и жуны уничтожали друг друга, в степях Центральной Монголии и южного Забайкалья складывается новая культура. Это была «культура плиточных гробниц» ~ ранний этап самобытной гуннской культуры, отразившей начало нового этногенеза гуннов. Невмешательство других народов позволил этой бронзовой культуре перерасти в железную, уже, собственно, гуннскую культуру с заметным имущественным расслоением, на что недвусмысленно указывает наличие на данный период «царских курганов».
Итак, победа над жунами принесла китайским княжествам больше вреда, чем пользы, так как дала возможность развития гуннам:
Уже к 307 году северные княжества были вынуждены строить пограничную полосу для защиты от гуннов. В III веке до н.э. набеги усиливаются. Сыма Цянь указывает, что полководец княжества Чжао отражает постоянные набеги гуннов. Это удавалось ему ценой разграбления своих земель - его воины ждали в крепостях, когда гунны насытятся, а потом атаковали нагруженные добычей войска.
У гуннов в то время еще не было определенной стратегии боевых действий. В основном набеги представляли собой молниеносные атаки маленьких отрядов. Эти отряды рыскали по пограничным районам, но встречали отпор со стороны крепостей. Гунны были вынуждены увеличить размеры своих войск, что в свою очередь уменьшило их мобильность. Китайцы воспользовались этим. И с помощью огромной армии, в основе которой были лучники, смогли окружить и разгромить войско гуннов. Это поражение на некоторое время лишило гуннов их гегемонии в степи и передало ее союзу дунху.
В это время в Китае происходит эпохальное событие - Китай объединяет династия Цинь. Создавший эту империю Цинь Ши-хуанди после проведения необходимых реформ начинает активную внешнюю политику. Он отправляет на север против гуннов свое войско. Оно оттеснило гуннов в пустынные земли, и шанъюй Тумань был вынужден отдать местному племени юэчжи своего старшего сына Модэ. На этот шаг он пошел еще и потому, что хотел отдать престол любимому младшему сыну. После этого Тумань, мобилизовав все кочевья, нападает на юэчжи, надеясь, что те убьют Модэ. Но Модэ удается сбежать, убив стражу и захватив коня. Отец, восхищенный удалью своего сына, отдает ему в управление один тумен т.е. 10000 семей. Модэ начинает немедленное обучение своих воинов. Подготовив надлежащим образом свое войско, он совершает государственный переворот и в 209 году до н.э. объявляет себя шанъюем. Он проводит важнейшие реформы своего государства. Великие реформы Модэ превращают патриархальное племя в военную державу Хунну и определяют ее будущее. Что же представляло собой гуннское государство после этих реформ?
Население делилось на тумены - десятки тысяч семей. Каждый гунн был военнообязанным. Начальниками туменов становились принцы крови и родовые старейшины, что разделило власть между шанъюем и знатью, ограничив произвол и тех и других.
Рядовой гунн, родившись воином, должен был быть только им и никем иным. Военная добыча становилась его неотъемлемой собственностью.
Основным оружием гуннского всадника был лук. Такой воин не мог выдержать рукопашной схватки с пехотинцем или с тяжеловооруженным всадником, но превосходил их в мобильности. Поэтому тактика гуннов состояла в изматывании противника. Издалека засыпая его свистящими стрелами (нововведение Модэ), они не подпускали его к себе на близкое расстояние. Потому война была сравнительна безопасна и приносила гуннам немалый доход. Военная добыча гуннского воина не облагалась никаким налогом, доходы шанъюя и вельмож заключались в основном в поступлении дани с соседних племен. Также источником дохода был Китай: он не платил дани в открытую, но постоянно посылал богатые подарки. Такова была основа державы Хунну во 2- 1 веках до н.э.

Образование государства и этнополитические связи огузов. Общественный строй. Причины ослабления.

(В результате борьбы в середине VIII в. за тюргешское наследие с карлуками значительная часть огузов покинула Жетысу (Семиречье) и ушла в предгорья и долину Чу. Здесь находилась их резиденция, называемая «Старая Гузия». В начале IX в. вожди огузов в союзе с карлуками и кимеками разгромили кангаро-печенежское объединение и захватили низовья Сырдарьи и степи Приаралья. В конце IX в. в союзе с хазарами они нанесли поражение печенегам и овладели междуречьем Урала и Волги.
Длительная борьба с печенегами способствовала политической консолидации и оформлению в IX—Х вв. огузского союза племен. В состав огузов вошел как древний (в основном тюркизирован-ный) этнический компонент долины Сырдарьи и арало-каспийских степей, индоевропейского и финно-угорского происхождения, так и полукочевые и кочевые роды и племена Жетысу и Сибири: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, баюндуры, каи. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным. Первоначально ядро огузской группирови формировалось в Жетысу, однако в процессе своего движения на запад оно значительно пополнилось за счет кочевого и полуоседлого населения территории Южного и Западного Казахстана.
Огузы делились на ряд племен с множеством родовых подразделений. Согласно Махмуду Кашгари (XI в.), первоначально они состояли из 24 племен и делились на две фратрии: бузуков и учуков. Бузуки пользовались большими привилегиями. В каждую из этих групп входило12 племен, делившихся, в свою очередь, на две равные части. Тесные контакты огузов с соседними тюркоя-зычными племенами и народностями — карлуками, печенегами, башкирами, кимеками, кыпчаками — способствовали все большему их сближению.
В конце IX—начале XI вв. огузские племена обитали на обширной территории от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Кочевья огузов были разбросаны по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в предгорьях Сырдарьинских Каратау, до пределов Исфиджа-ба. Наиболее компактно они жили в среднем и нижнем течениях Сырдарьи, в Приаралье и Восточном Прикаспии. Границы огузских становищ и крепостей достигали Южного Урала и Нижнего Поволжья. Огузы граничили с оседлыми землевладельческими областями, Хорезмом, Мавераннахром и Хорасаном. В Х в. степи, тянувшиеся на запад до Хазарии, а также степи Северного Прикаспия, Центральные, Заунгузские, юго-восточные Каракумы и Приаральские Кзылкумы назывались Огузской степью.
Первые упоминания о государстве огузов появляются в арабо-язычных историко-географических сочинениях IX — нач. Х вв. Одно из наиболее ранних известий о существовании у огузов своего государства содержится в сочинении аль-Якуби (IX в.). Свидетельство арабского географа интересно не только упоминанием огузов, но и указанием на их войны с соседними тюркскими племенами: карлуками, тогузогузами, кимеками. Интересные сведения о племенах огузов IX—Х вв. содержатся в географическом труде Ибн-аль-факиха (X в.), где сообщается, что огузы наряду с кимеками и тогузогузами являются «царями» (малик) и больше других почитаются у тюрок.
В Х в. столицей огузского государства стал город Янгикент, лежавший на стыке важных караванных путей, ведших в Среднюю Азию, Восточную Европу и Центральную Азию. Главой огузского государства был верховный правитель, носивший титул «джабгу». Огузские джагбу имели заместителей — кюль-эркинов. Власть верховных правителей передавалась по наследству. Выборы огузских ханов проводились на советах, которые являлись трансформированным пережитком народных собраний эпохи военной демократии. Важную роль в державе джабгу играл главный предводитель огузского войска, носивший титул «сюбаши».
В огузском государстве IX—Х вв. шел процесс разложения старых родоплеменных институтов, развивались патриархальнофеодальные отношения. В конце Х- нач. XI вв. в державе сырдарь-иискнх джабгу функционировала система регулярных налоговых сборов, что указывало на складывание в нем стационарного аппарата управления.
В огузском обществе развивалась частная собственность, шел интенсивный процесс выделения богатой знати. Основой имущественного неравенства являлась частная собственность на скот. Наряду с богатой аристократией были массы рядовых общинников. бедняков, рабов. Главным хозяйственным занятием огузов было экстенсивное скотоводство.
Наряду с кочевниками имелись компактные группы полуоседлого и оседлого населения. Средневековые авторы Х—Х1 вв. в качестве городов и оседлых поселений отмечают Дженд, Сауран, Карнак, Сюткент, Фараб, Сыгнак и др. Кочевники, лишенные скота, переходили на оседлый образ жизни. Основным их занятием становилось земледелие и ремесло. Огузская кочевая степь имела тесные контакты с земледельческими оазисами Мавераннахра, Хорезма и Семиречья. В степи и оседло-земледельческой зоне широкое распространение получила работорговля. В IX в. правители Хорасана ежегодно отправляли ко двору багдадских халифов две тысячи огузских рабов. В основе огузы были язычниками, поклонялись шаманам. Вместе с тем в среду огузов постепенно проникал ислам.
Государство огузов играло важную роль в политической и военной истории Евразии. В 965 г. в союзе с Киевской Русью они разгромили Хазарский каганат, восточные границы которого в середине Х в. достигали северо-восточного побережья Каспийского моря. В 985 г. огузский джабгу вместе с русскими князьями нанес крупное поражение Волжской Булгарии. Все это способствовало росту политической мощи огузской державы.
На рубеже X—XI в. огузское государство испытало кризис вследствие восстания среди огузских племен, недовольных хищническим сбором налогов. Согласно огузским историческим преданиям, эти восстания падают на правление Али-хана, который пришел к власти около середины или в начале второй половины Х в. Недовольство фискальной политикой джабгу было использовано вождями сельджуков, поселившихся близ Дженда еще в середине Х в. Сельджукские вожди стали во главе восстания против огузских правителей Янгикента и захватили Дженд, но не надолго. Вскоре они были вынуждены оставить пределы Джендской области.
В это время усилился Шахмалик, наследник Али-хана. При нем государство настолько усилилось, что огузы в 1041 г. захватили Хорезм. Однако спустя два года Шахмалик, последний из известных джабгу огузов, попал в руки сельджуков и был казнен.
Многолетние стычки и войны с сельджуками подточили объединение огузских джабгу. Ослабленная глубокими внутренними противоречиями держава джабгу окончательно пала под ударами вождей кыпчакских племен. Значительная масса огузов под напором кыпчаков ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии. Другая часть огузов перешла под власть Караханидов Мавсраннахpa и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпча-ками в середине XI в. огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и кыпчака. Огузские племена долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия оставили заметный след в этнической истории казахов.

16. Кимекский каганат: образование, племенной состав, причины падения.

Ранний этап истории кимеков связан с племенем яньмо, отмеченным в китайских источниках в связи с событиями VII в. в западнотюркской среде. Синологи отождествляют яньмо с племенем йемек (имек). В свою очередь, термин имек, как считают ученые-востоковеды, является фонетической разновидностью имени кимек. Существующее мнение о тождестве кимеков и кыпчаков ошибочно, ибо сведения письменных средневековых источников позволяют однозначно рассматривать их как два отдельных, но родственных тюркоязычных этноса. Яньмо — одно из телеских племен — в начале VII в. обитало в северо-западной Монголии. К середине VII в. имеки (кимеки) откочевали в районы севернее Алтайских гор и в Прииртышье. Обособление племени произошло после падения Западнотюркского каганата в 656 г. Скорее всего, именно в это время возникло ядро кимекского племенного союза. Глава племени кимеков носил титул «шад-тутук».
Во второй половине VIII—нач. IX в. кимекские племена двигаются в трех направлениях: на северо-запад, к Южному Уралу (в основном кыпчаки), на юго-запад, к бассейну Сырдарьи и Южному Казахстану и на юг, в пределы северо-восточного Семиречья. Между 766 и 840 гг. кимеки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины, дойдя до северных пределов токузогузов, обитавших в Восточном Туркестане. Граница между ними проходила по Джунгарскому хребту.
Источники единодушно относят кимеков к числу основных тюркских племен. Первое по времени упоминание этнонима «кимек» в письменных источниках относится к событиям VIII в. и связано со списком политически и социально значимых тюркских народов по данным арабского географа Ибн Хордадбеха (IX в.).
Единственным источником, сохранившим, хотя и в неполном, искаженном, переработанном виде, легенду о происхождении кимеков, является труд персидского историка XI в. Гардизи. Согласно этой легенде, кимеки происходят от татар, родственниками татар названы также кыпчаки, баяндуры. Вхождение татар в племенной союз кимеков относится к сер. IX в. Легенда о происхождении кимеков, очевидно, проистекает из реалий этнопо-литических и этнокультурных связей кимеков и кыпчаков с татарскими племенами.
После распада в 840 г. Уйгурского каганата в Центральной Монголии часть входивших в него племен (эймур, баяндур, татар) присоединились к ядру кимекского объединения. Именно в это время складывается кимекская федерация в составе семи племен: эймур, имек, кыпчак, татар, баяндур, ланиказ и аджлар. Глава кимекских племен стал носить титул байгу (ябгу), который носила правящая верхушка различных тюркоязычных народов — карлу-ков, огузов, уйгуров и др.
Конфедерация кимскских племен представляла собой полиэтническое образование, вобравшее помимо тюркоязычных племен, очевидно, тюркизированные группировки татар, объединение которых (токуз-татар) в предшествующее время было связано тесными политическими и культурными узами с токузогузами Центральной Азии. Союз кимекских племен не был образованием, основанным на кровнородственных связях, а базировался на принципах территориально-административных отношений. В социальном плане объединение кимеков стояло над родоплеменными структурами, а племена в нем были связаны между собой иерархическими и вассальными отношениями, строго регламентированными устоями общества.
В начале IX в. кимеки продвинулись к Сырдарье, затем в союзе с карлуками помогли огузам нанести поражение и вытеснить кангаро-печенежские племена из долины Сырдарьи и Приаралья.
Бурные события второй половины V1I1—IX вв., в ходе которых кимекские племена прочно укрепились на территории от Среднего Иртыша до Джунгарских ворот и продвинулись на запад вплоть до Южного Урала и бассейна Сырдарьи, дали толчок развитию государственной организации кимеков. Первое упоминание о государственном образовании у кимеков появляется в арабоязычных историко-географических сочинениях конца IX—нач. Х вв. Аль-Якуби (IX в.), отличавшийся широкой осведомленностью и сравнительно высокой точностью сообщений, упоминал о государственности у кимеков и других тюркоязычных народов.
Могущество кимекского правителя было значительным. Со времени сложения у кимеков каганата в конце IX — нач. Х вв. их царь стал носить высший тюркский титул кагана.
Таким образом, по мере социального и политического развития кимекского общества от племени до государственного образования шел последовательный переход в титулатуре их глав от низшей ступени к высшей, от шад-тутука до кагана. В ходе становления кимекского государства менялся состав кимекских племен. По данным «Худуд аль-алам» и аль-Идриси, ядром кимекского государства стали 12 племен.
Каган кимеков обладал реальной властью: в пределах своего государства он назначал правителей, которые были представителями племенной знати. Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи и ханского рода, но и у племенной знати. Так, уделы 11 управителей кимекского кагана передавались по наследству детям этих управителей.
«Зарождение удельно-племенной системы» было следствием крупных перемен в обшественном строе, вызванных становлением патриархально-феодальных отношений в кимекском обществе. Владельцы уделов, как обычно, находились в подчинении кимекского кагана. Вследствие единения военного и административного начал управители-вожди, стоявшие во главе крупных племенных объединений, стремились укрепить индивидуальные кочевые хозяйства и упрочить политический вес. Некоторые из них превращались в полузависимых ханов, стремившихся при благоприятных условиях к захвату верховной власти в государстве.
Самая примитивная государственная власть есть прежде всего результат социального расслоения общества. Косвенные данные средневековых источников недвумысленно свидетельствуют о социальной дифференциации в кимекской структуре.
О существовании в кимекском государстве налоговых сборов можно предположить по тому факту, что из золота, собираемого тюрками по береговой линии кимекского моря их царь брал обязательную долю,. а остатком довольствовался владелец.
О наличии письменности позволяет СУДИТЬ запись арабского путешественника Абу Дулафа (X в.): «У них растет тростник, которым они пишут». По всей вероятности, кимеки писали тростниковыми перьями и пользовались древнетюркским алфавитом. Об этом же говорят находки из Прииртышья и из Тарбагатайских гор — бронзовые зеркала с древнетюркской надписью, датированные IX—Х вв.
В IX — нач. XI вв. у кимеков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимал культ Тенгри и культ предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звездам, реке и горам. Распространенной формой религии был шаманизм, но некоторые группы кимеков исповедовали манихейство — религию христианского толка. Возможно, ислам получил определенное распространение среди кимекской знати.
В социальном и культурном отношении кимеки во многом унаследовали и развили традиции, сложившиеся в древнетюркской среде VI—IX вв., а с конца IX — до начала XI вв. они обладали раннефеодальной государственностью.
Во внешнеполитическом курсе кимекский каган был довольно предприимчив. Кимекские правители совершали успешные походы на юг. Захватили часть земель токузогузов, совершали набеги на их города в Восточном Туркестане. Каган кимеков вторгался и в страну енисейских кыргызов. В свою очередь, сопредельные династии и народы совершали нападения на становища кимеков. Предпринимались, в частности, военные походы караханидов в глубь кимекских земель, порой они доходили до Иртыша.
В начале Х в. рубежи кимекского государства стабилизировались. Взаимные военные набеги кимеков и их соседей все чаще сменялись мирным общением. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные торговые пути к кимскам, пролегавшие из Булгарии в Поволжье, Саманидов из Средней Азии, от огузов, карлуков, токузогузов и кыргызов. От Великого шелкового пути ответвлялась сеть караванных дорог, ведших к ставке кимекского кагана Кимския (Имския) на Иртыше.
В начале XI в. рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению, усилением в каганате междоусобных распрей, и миграцией кочевых племен Центральной Азии, переселение которых относится к началу XI в.

17. Политическая история Караханидского государства.

Политическая история ханства уже первые десятилетия его существования насыщена междоусобной борьбой в основном между представителями двух влиятельных, сильных семей - потомков Али Арслан хана (сына Мусы хана) и Хасана (Харун) Богра хана (сына Сулейман хана, брата Мусы хана).

• Этими междоусобицами воспользовались кочевые племена кидани, владевшие Центральной Азией. В 1017 г. кидани вторглись в Семиречье и дошли до Баласагуна. Но правитель карханидов Туган хан разбил войско киданей и заставил их отступать на восток.

• В 1089 г. Караханиды попали в вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху, потеряв Бухару и Самарканд.

В 1102 г. правитель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил напал на Мавераннахр и захватил все земли до Амударьи. Пытался отвоевать у сельджуков Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен.

• При правлении могущественного султана Санжара (1118-1157) сельджуки добились наибольшего влияния в Мавераннахре. К этому времени уже намечается политический упадок Караханидов.

• В первой половине XII в. многочисленный народ - каракитаи (кидани) завоевали

Семиречье, а затем все остальные владения восточных Караханидов и начали угрожать Западному ханству.

• После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям.

• Окончательно история могущественного государства Караханидов завершилось в начале XIII в. в борьбе с найманами и хорезмийцами.

Образование

Образование государства кара-китаев тесно связано с киданями - центрально-азиатскими племенами, которые упоминаются в письменных источниках с IV в.до.н.э. как монголоязычные племена. Первоначально они обитали к северу от Китая, на территории Маньчжурии и Уссурийского края.

В 924 г. кидани от Алтая до Тихого океана образовали свое государство (империя Ляо Правящая династия киданей находилась в Северном Китае. В 1125 г. под натиском врагов империя Ляо пала. Кидани во главе с полководцем Елюй Дашы (40 тыс. кибиток) бежали к р.Емиль и там построили город.

В 1128 г. правитель Баласагуна призвал Елюй Дашы в союзники против притеснивших его канглов и карлуков. Войдя в Баласагун Елюй Дашы свергнул караханидского правителя и основал государство кара-китаев в Семиречье.

С появления киданей в Семиречье их называют- кара-китаями.

Территория - Семиречье, Южный Казахстан, Мавераннахр и Восточный Туркестан. Столица - Баласагун.

Титул правителя - гурхан, что означает «хан ханов». Политика гурхана:

• Не раздавал уделов своим приближенным опасаясь соперничества за власть;

• Установил жесткую дисциплину в армии;

• Запретил грабить население;

• Установил твердые налоги. Существовала система подворного налогообложения - с каждого двора взимали по 1 динару.

Политическая история

• С целью расширения границ государства Елюй Дашы совершил ряд завоевательных походов против канглов и Восточный Туркестан и раздвинул границы от рек Енисея на востоке до Таласа на западе.

• 1137 г. кара-китаи разбили Махмуд-хана, правителя Мавераннахра.

• 1141 г. одержали победу над объединенным сельджуко-караханидским войском и заняли Бухару и весь Центральный Мавераннахр.

• Хорезм шахи выплачивали кара-китаям ежегодно дань в размере 3 тыс. золотых динаров.

• Кара-китаи династию Караханидов не уничтожили, но принудили быть их вассалами.

• В 1208 г. в Семиречье бежали вытесненные Чингиз-ханом из Монголии найманы во главе Куч лук-ханом. В 1211 г. найманы захватили в плен правителя кара-китаев. В результате государство кара-китаев прекратило свое существование. Власть в Семиречье перешла к найманам во главе Кучлук-ханом.

Улусы найманов и кереитов: Образование государства, уровень соц.полит-го развития.

Первоначально в 8в. племена найманы занимали земли в междуречье Орхона и верхнего Иртыша, а с X в. они оформились в самостоятельное политическое образование - улус. Значение термина «найман» в переводе с монгольского языка означает цифру «восемь», по числу племен входивших в конфедерацию найманов. • Хан - титул правителя найманов и керейтов. • Ханская ставка ведала двумя важными статьями-ханским имуществом и армией • Основа войска - десятичная система. • В государстве найманов и керейтов действовало обычное право, в условиях кочевого быта по существу носившее характер законов.

• Герби - сборщики налогов. • В 1007 году найманы и кереиты приняли хрестианство несторианского толка.

• У найманов и кереитов было распространено - делопроизводство на уйгурском алфавите. Документы скреплялись печатью хана. В 1204 г. Чингиз-хан с 45 тыс. войском разгромил улус найманов. Часть найманов подчинились ему, а другая часть во главе, Кучлук ханом бежали в район Черного Иртыша и Алтая.• В 1208 г. на Иртыше Чингиз-хан вторично разбивает найманов. Уцелевшие бежали в Семиречье.• В 1211 г. найманы во главе Кучлук-ханом захватили власть в Семиречье и образовали свое ханство.• В 1218 г. ханство найманов пало под натиском монгольского войска под предводптельелвом Жебе-нойона.• После монгольского нашествия найманы вошли в состав улуса Джучи, а позднее в состав Среднего жуза. Первые сведения о кереитах встречаются в письменных источниках начала X в. Основные сведения о них можно встретить в «Сокровенном сказании монголов».Первоначально кереиты жили в Восточной Монголии. Во второй половине 12 в. политический улус кереитов простиралось от р.Селенги до р.Хуанхэ и от гор Хангай до озера Халкин-гол. Имели две столицы: 1.Северная резиденция-г.Хатун-балык на р.Орхон 2.Южная резиденция-севернее излучины р.Хуанхэ. О происхождении кереев и их языковых корнях имеются различные мнения. Некоторые ученые считают их выходцами из Монголии и монголоязычными. В последнее время большинство исследователей стали относить кереев к тюркским тюркоязычным племенам. В этом вопросе следует обратить внимание на такой факт. Язык» система управления государством, структура властной иерархии у кереев так же, как и у найманов, достаточно монголоизированы. Однако, вероятнее всего, это следствие того периода, когда они попали под непосред­ственное влияние Монгольской империи, находясь под ее властью. • Государство кереитов значительно укрепилось при хане Тогруле, известный в Европе как Просвитер Иоанн или король Иоганн. В 1200 г. Тогрул хан разбил татар. В походе с ним участвовал Темучин, который в 1202 г. объединив несколько монгольских племен под своей властью предпринимает самостоятельные походы. Началось соперничество между усилившимся Темучином и Тогрул ханом. • В 1203 г. в результате завоевательного похода Чингиз-хана государство кереитов пало. Часть кереитов подчинилась монголам, значительная часть ушла в Северный Казахстан и поселились в районах рек Ишима, Тобола и Иртыша, а другая часть ушли в пределы Западной Сибири. • В XII в. кереиты объединив тюркоязычных племен Западной Сибири образовали новое государство-Сибирское ханство. Столица -Чимги-тура (совр. г.Тюмень), Основатель -Тайоуга хан.• Государство кереитов окончательно пало под натиском монголов и вошло в состав улуса Джучи-хана, а позднее в Средний жуз.

Образование

В начале XI в. после падения Кимакского

каганата на территории Казахстана

образовалось новое сильное государство тюркоязычных племен - Кыпчатское ханство.

• В начале XI в. кыпчаки вытеснили из низовьев Сырдарьи и междуречья Урала и Волги племена огузов и вплотную подошли к границам Хорезма.

• В начале второй четверти XI в. появилось



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.063 с.)