Экономика: наука и хозяйство



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика: наука и хозяйство



Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства».

Современная трактовка термина "Экономика":

Во-первых, экономика — как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Экономика как система хозяйствования (общественного производства):
1. Экономическая деятельность – это производство, рас­пределение, обмен и потребление благ и услуг.
· производство (процесс создания экономиче­ских благ и услуг);
· распределение
(разделение продукта или дохода между участвующими в его производ­стве);
· обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой про­дукт);
· потребление (стадия ис­пользования (предметы длительного поль­зования) или уничтожения (продоволь­ствие) продукта).
2. Производство:
· Материальное производство (произ­водство матери­альных благ и материальных услуг (транс­порт, торговля, коммунальное и бытовое об­служивание))
· Нематериальное производство (производ­ство нема­териаль­ных благ и нематери­альных услуг (образование, здравоохра­нение и т. д.)
Ключевыми понятиями производства являются по­нятия «товар» и «услуга».
Товар — продукт труда, произведенный для прода­жи на рынке. Признаки товара:
· должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью — овеществлен­ным в товаре трудом);
· должен удовлет­ворять потреб­ность человека (обладает по­требительной стоимостью – полезностью для потребителя);
· должен обладать способностью обме­ниваться на другой товар (обладает мено­вой стоимостью)
Услуга — результат полезной деятельности пред­приятий (организаций) и отдельных лиц, направлен­ной на удовлетворение определенных потребностей на­селения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.
3. Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Кривая про­изводственных возможностей. Дефицит ресурсов.
· Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личнос­ти и общества в целом.
· Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.
· Ресурсы, которые участвуют в процессе производ­ства товаров и услуг, называют факторами производ­ства.

Во-вторых, экономика — как наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяется на два: «экономика» и «экономикс». Первое означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе + экономическую науку, а точнее —экономическую теорию. Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение. Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.

Так что в целом экономика — это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования.Ну, а к хозяйству как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей.

Экономическая наука

Экономика - общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, психологией, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.

Говоря о связи экономики с другими науками, следует отметить, что экономика — одна из наиболее точных общественных наук, поэтому она широко использует математический аппарат, количественные методы исследования. Рассматривая такие понятия, как «цена», «прибыль», «процент», «спрос», «эластичность» и т. д., экономисты наряду с качественным всегда применяют количественный анализ.

Экономика как наука изучает проблему эффективного использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей.

Экономическая наука в своей основе эмпирическая, т.е. базирующаяся на фактах реальной экономической жизни.

Экономика как наука

Экономика — это совокупность конкретных эко­номических дисциплин, таких как экономика промыш­ленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.
Экономика как наука:
· основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен­ности и безгра­ничности пот­ребностей);
· предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производ­ством товаров и услуг);
· особенность (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях)

Функции:
· познаватель­ная;
· методологи­ческая;
· практиче­ская (прагма­тическая);
· образова­тельная;
· идеологи­ческая.

В современной экономической теории используются два уровня анализа: микроэкономический и макроэкономический.
Микроэкономика(гр. mikros — малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство
Макроэкономика (гр. mak-ros — длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство

Экономическая культура

Экономическая культура общества - это система цeнностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать ее, но может и отставать от нее, мешать ее развитию.

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы:знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - eгo важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические oтнoшения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объема знаний. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в oкpyжающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически гpaмoтнoгo, нравственно обоснованного поведения, значимые в coвременных условиях экономические качества личности.

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации. Познание современной экономической действительности представляет собой анализ экономических законов (например, действие законов спроса и предложения), сущности различных экономических явлений (например, причин и последствий инфляции, безработицы и т. п.), экономических отношений (например, paботодателя и нaeмнoгo работника, кредитора и заемщика), связей экономической жизни с другими сферами жизни общества.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во мнoгoм зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них необходимо выделить тaкой важный элемент экономической культуры, как экономическая направленность личности, компонентами кoторой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности.

Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности. Человек, у кoтopoгo сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в деятельности с большим интересом, поддерживает новаторские проекты, внедряет технические достижения и т. д.

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность eгo личностных свойств и качеств, кoтoрые являются определенным результатом eгo участия в дeятельности. К таким качествам можно отнести трудолюбие, ответственность, расчетливость, умение рационально opгaнизовать свой труд, предприимчивость, новаторство и др. Экономические качества личности и нормы поведения могyт быть как положительные (бережливость, дисциплинированность), так и отрицательные (расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество). По совокупности экономических качеств можно оценивать уровень экономической культуры личности.

СВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость экономической культуры и экономической деятельности. Способы организации деятельности, выполнение личностью таких основных социальных ролей, как производитель, потребитель, собственник, оказывают влияние на формирование и развитие всех элементов экономической культуры. В свою очередь, уровень экономической культуры личности, несомненно, влияет на результативность экономической деятельности, успешность выполнения социальных ролей.

5.3.Экономическое содержание собственности

Собственность представляет собой сложное общественное явление, которое с разных сторон изучается несколькими общественными науками (философией, экономикой, юриспруденцией и др.) Каждая из этих наук дает свое определение понятия «собственность».
В экономической науке под собственностью понимают реальные отношения между людьми, складывающиеся в процессе присвоения и хозяйственного использования имущества. Система экономических отношений собственности включает в себя следующие элементы:
а)отношения присвоения факторов и результатов производства;
б)отношения хозяйственного использования имущества

в)отношения экономической реализации собственности.
Присвоениемназывается экономическая связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим. В отношениях присвоения различают четыре элемента: объект присвоения, субъект присвоения, сами отношения присвоения и форма присвоения.
Объект присвоения — это то, что подлежит присвоению. Объектом присвоения могут быть результаты труда, т. е. материальные блага и услуги, недвижимость, рабочая сила, деньги, ценные бумаги и т. п. Особое значение экономическая наука придает присвоению материальных факторов производства, поскольку именно тот, кто владеет ими, владеет и результатами производства.
Субъект присвоения — это тот, кто присваивает имущество. Субъектами присвоения могут быть отдельные граждане, семьи, группы, коллективы, организации и государство.
Собственно отношения присвоения представляют собой возможность полного отчуждения имущества одним субъектом от других субъектов (способы отчуждения могут быть различны).

Однако присвоение может быть и неполным (частичным).
Неполное присвоение реализуется через отношения пользования, владения и распоряжения.
Формы присвоения имущества могут быть различными.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.220.231.235 (0.01 с.)