Экономика как наука. Элементы экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика как наука. Элементы экономики.



Экономика как наука. Элементы экономики.

Как наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Экономика как наука, это совокупность знаний о хозяйстве, об отношениях между людьми, возникающих в процессе хозяйствования, об использовании различных ресурсов для обеспечения жизнедеятельности людей и общества. Экономическая система - это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся отношений собственности и хозяйственного механизма. Основными элементами экономической системы являются: * Социально-экономические отношения (между всеми лицами, участвующими в хозяйственной деятельности). * Организационные формы хозяйственной деятельности. * Хозяйственный механизм как способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, т.е. на уровне государства, зависящий от многочисленных факторов, определяемых экономическими, национальными, климатическими, географическими особенностями. * Системы стимулов и мотивации, которыми руководствуются все участники хозяйственной деятельности. * Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

 

Методы, принципы и функции экономической теории.

Экономическая теория- наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов. Т.о. предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей. Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством. В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на: - Микроэкономика — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.- Макроэкономика — раздел экономической теории, который изучает функционирование экономики страны в целом. Методы экономической теории: Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов. Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Этапы развития предмета экономической науки.

Истоки экономической науки берут свое начало 1) в древнем Востоке - Китае (Конфуций): · Разделение умственного и физического труда;· Выделение высших и низших слоев общества;· Освобождение от рабства;· Всеобщее равенство;· Право частной собственности на землю. 2) Древняя Греция, Платон, Аристотель: Основа оценки блага – полезность; Соизмерение благ на основе полезности, а не труда - Эквивалентность обмена; Физический труд непрестижен; Разделял экономику (естественная хоз-ная деят-ть, связанная с производством продуктов) и христематику. 3) Древний Рим (Сенека):· Фактическое разложение рабства;· Проблема качества труда, ограничение возможности рабского труда · Источник богатства – ростовщичество и торговля.·Физический труд непрестижен; 4) Христианство (Апостол Павел): · Источник богатства – труд;· Социальная справедливость «Кто не хочет трудиться, тот не ешь». Как наука, т.е. систематизированное знание экономическая теория сформировалась в 16-17 веках. Меркантилизм: сущность этого учения сводится к определению источника происхождения богатства. Физиократы: выразители интересов крупных землевладельцев. Основным представителем был Кене, который считал источником богатства не просто труд в земледелии, а именно превышение производственного продукта над потребленным в с/х. Недостаток его учения в том, что он считал источником богатства труд только в земледелии. Классическая школа: · Центр теоретического анализа перенесен из сферы обращения в сферу производства;· Идея либерализма, минимального вмешательства гос-ва в экономику.

 

Потребности и блага: характеристика, виды и ф-ции благ.

Понятие блага. Блага– это все то, что удовлетворяет естественные потребности людей. Структура благ. Наука выработала множество различных критериев, по которым можно классифицировать блага: созданы они человеком или природой, могут быть замещены в потреблении другими благами или нет, являются главными или второстепенными и т. д. Нерыночные и рыночные формы благ. Созданные блага люди первоначально использовали для своих собственных нужд. Такая система экономики называется натуральным хозяйством. Постепенно ей на смену пришло товарное хозяйство, когда в ходе разделения и специализации труда люди стали обмениваться благами, причем не только излишками, но и специально изготовленными на продажу. В результате возникла специфическая разновидность экономических благ – товар. Товар – это продукт труда, предназначенный на продажу. Ценность благ для людей. При товарном хозяйстве обмен благами происходит на рынке. Этот обмен выгоден и продавцам, и покупателям, если он доброволен и равнозначен. Следовательно, блага надо соизмерять. Люди научились это делать с помощью денег. Потребности – это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития. Неудовлетворенные потребности являются для человека побудительным мотивом, стимулом к трудовой деятельности по созданию или приобретению недостающих ему благ. Закон возвышения потребностей. Потребности людей безграничны, хотя возможность удовлетворения потребности отдельного человека в конкретном благе вполне реальна. Человеческие потребности непрерывно растут количественно и качественно, т. к. включают в себя не только индивидуальные нужды, но и потребности социальных групп, трудовых коллективов работников, населения и, наконец, государства в целом. При этом производство не только удовлетворяет растущие потребности населения, но на основе развития науки и техники предлагает новые, ранее не известные виды материальных благ, которые посредством широкой рекламы и маркетинговой деятельности фирм расширяют круг существующих потребностей.

Инфляция: сущность, виды.

Инфляция - повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились- утратили часть своей реальной стоимости.

В экономической науке различают следующие причины инфляции: -Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения; - Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты; -Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы; -Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

Виды: 1) В зависимости от темпов выделяют следующие виды инфляции: - Ползучая - рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах; - Галопирующая- рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности; -Гиперинфляция - рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. 2) В зависимости от характера проявления различают след. виды инфляции: -Открытая- положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен; -Подавленная- усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами. 3) В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют: -Инфляцию спроса; -Инфляцию издержек; -Структурную и институциональную инфляцию. 4) Прочие виды инфляции: -Сбалансированная- цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно; -Несбалансированная- цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций; -Ожидаемая- позволяет предпринять меры защиты; -Неожидаемая; -Импортируемая- развивается под воздействием внешних факторов.

 

Экономика как наука. Элементы экономики.

Как наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Экономика как наука, это совокупность знаний о хозяйстве, об отношениях между людьми, возникающих в процессе хозяйствования, об использовании различных ресурсов для обеспечения жизнедеятельности людей и общества. Экономическая система - это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся отношений собственности и хозяйственного механизма. Основными элементами экономической системы являются: * Социально-экономические отношения (между всеми лицами, участвующими в хозяйственной деятельности). * Организационные формы хозяйственной деятельности. * Хозяйственный механизм как способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, т.е. на уровне государства, зависящий от многочисленных факторов, определяемых экономическими, национальными, климатическими, географическими особенностями. * Системы стимулов и мотивации, которыми руководствуются все участники хозяйственной деятельности. * Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.009 с.)