Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономики предприятия и предпринимательства

Поиск

Факультет менеджмента

 

 

Кафедра экономики предприятия и предпринимательства

 

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

 

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

 

Для специальностей: 080503 «Антикризисное управление»

080507 «Менеджмент организации»

080105 «Финансы и кредит»

080109 «Бухгалтерский учёт и аудит»

080300 «Коммерция» - бакалавриат

080100 «Экономика» - бакалавриат

080500 «Менеджмент» - бакалавриат

 

Санкт-Петербург

 

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Экономики предприятия и предпринимательства»

Протокол от 11 апреля 2007 г. № 9.

 

 

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета менеджмента.

Протокол от 28 августа 2007г. № 1.

 

 

Тогузаев Т.Х.

Экономика организации (предприятия). Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУЭ, 2007. - 89с.

 

Изучение дисциплины «Экономика организации (предприятия)» предполагает приобретение студентами знаний по вопросам среды функционирования современного предприятия, форм и методов организации производства, проблем управления и реструктуризации предприятий, управления персоналом, инновационной и инвестиционной деятельности в условиях рынка и конкуренции. Это помогает будущим специалистам решать текущие и стратегические хозяйственные задачи.

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I Рабочая программа  
  Целевая установка и организационно-методические указания  
1.1 Цели и задачи обучения по дисциплине  
1.2 Организационно-методические указания  
  Содержание разделов и тем дисциплины  
  Распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий  
  Перечень семинарских занятий  
  Перечень тем курсовых работ  
  Учебно-методическое обеспечение дисциплины  
II Общие методические рекомендации по изучению дисциплины  
  Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса  
  Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины  
III Методические рекомендации по проведению семинарских занятий  
  Общие положения  
  Темы, и вопросы семинарских занятий и их учебно-методическое обеспечение  
IY Методические рекомендации по выполнению контрольных работ  
  Общие положения  
  Задания для контрольных работ  
Y Методические рекомендации по выполнению курсовых работ  
  Цели и задачи курсовой работы  
  Общие положения  
  Требования к оформлению  
  Требования к содержанию  
  Примерные планы курсовых работ  
YI Контроль качества подготовки студентов, содержание контролирующих материалов  
  Общие положения  
  Вопросы для контроля остаточных знаний  
  Тесты для контроля знаний  
  Глоссарий  

 


I. Рабочая учебная программа

1. Целевая установка

и организационно-методические указания

1.1. Цели и задачи учебной дисциплины

Изучение дисциплины «Экономика организации (предприятия)» предполагает приобретение студентами знаний по вопросам функционирования современного экономического механизма, обеспечивающего жизнедеятельность предприятия в условиях рынка и конкуренции. Это помогает будущим специалистам решать текущие и стратегические хозяйственные задачи.

Предметом изучения дисциплины «Экономика организации (предприятия)» являются производст­венные отношения людей во взаимозависимости и взаимодействии с развити­ем производительных сил.

Задачи обучения по дисциплине:

- изучить сущность предприятия и ее организационно-правовые формы хозяйствования в условиях рынка;

- определить цели и задачи науки экономика организации (предприятия);

- познакомить со структурой соподчиненности (управления) предприятия;

- объяснить взаимосвязь и взаимозависимость ресурсов используемых в хозяйственной деятельности предприятия;

- проанализировать производственно-хозяйственную деятельность функционирования организации в условиях растущей конкуренции;

- выявить преимущества эффективного функционирования конкурирующих структур предприятий отрасли;

- развить у студентов навыки проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

· иметь представление о содержании экономики предприятия как научной и учебной дисциплине, истории становления и развития данной отрасли научного знания, о взаимосвязи экономики предприятия с другими науками;

· знать основные экономические законы, методы исследования и анализа, социально-экономическое состояние общественного производства, состояние рынка, конкурентоспособность товаров, соотношение производства и потребления;

· уметь выбирать конкурентоспособную сферу для создания и развития своего бизнеса (бизнес-идея), т.е. применять полученные знания на практике;

· владеть навыками разработки рыночных стратегии и тактики для реализации идей и достижения конкретных целей в деятельности предприятия.

Перечень тем курсовых работ

1. Организация и функционирование малых предприятий в промышленности.

2. Система государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства.

3. Сущность, система и роль государственного регулирования деятельности предприятий.

4. Организационно-правовые формы предприятий.

5. Сущность и роль управления предприятием.

6. Экономическая эффективность производства и реализации товарной продукции.

7. Анализ внутренней и внешней среды предприятия.

8. Экономическая эффективность использования основных производственных фондов предприятия.

9. Оптимизация использования производственной мощности предприятия.

10. Эффективность лизинга, как системы оснащения предприятия основными средствами.

11. Экономическая эффективность использования оборотных средств предприятия.

12. Экономическая эффективность использования трудовых ресурсов предприятия.

13. Сущность и функции заработной платы. Формы и системы оплаты труда.

14. Производительность труда, резервы и факторы ее повышения.

15. Обеспеченность предприятия средствами производства и их отдача.

16. Анализ себестоимости товарной продукции промышленного предприятия.

17. Резервы снижения себестоимости продукции предприятия.

18. Формирование цены продукции предприятия.

19. Выработка ценовой стратегии в условиях активности экономической конъюнктуры рынка.

20. Ценообразующие факторы и их влияние на формирование цен на продукцию промышленного предприятия.

21. Прибыль предприятия: виды, методы определения и планирование.

22. Рентабельность продукции и производства. Методика расчёта рентабельности.

23. Рентабельность производства товарной продукции и максимизация прибыли от его реализации.

24. Экономическая эффективность капитальных вложении в промышленности.

25. Экономическая эффективность повышения качества промышленной продукции.

26. Инвестиции (инновации) как фактор экономического развития предприятия.

27. Анализ эффективности товарной политики предприятия.

28. Формирование ассортиментной стратегии на предприятиях промышленности в условиях активности рыночной конъюнктуры.

29. Анализ производственной инфраструктуры производства.

30. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий на предприятии.

31. Разработка бизнес-плана предприятия.

32. Система маркетинга как фактор повышения устойчивости и адаптации предприятия к рынку.

33. Анализ рисков в деятельности предприятия.

34. Анализ причин неплатежеспособности и возможного банкротства предприятия.

35. Антикризисное управление деятельностью предприятия.

36. Инвестиционная деятельность предприятия.

37. Инновационная стратегия развития предприятия.

38. Реструктуризация предприятий в условиях рыночной экономики.

39. Анализ качества продукции и техническое регулирование.

40. Развитие маркетинговой деятельности на предприятий.

 

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1. Основная литература:

1. Гражданский кодекс РФ. – М.: 1996.

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127 – ФЗ.

3. Закон РФ «О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках. 1991 г.

4. Указ Президента РФ «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применение к ним специальных процедур» от 14.06.1992 года №623.

5. Указ Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 года № 1929.

6. Постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20.05.1994 года №498.

7. Постановление Правительства РФ «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 5.08.1992г. №552. Изменения и дополнения внесены Постановлением Правительства РФ от 1.07.1995 года №661.

8. Айрапетова А.Г., Карлик А.Е. Государственное регулирование деятельности предприятий: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.

9. Антикризисное управление: Учеб. / Под ред. Э.М.Короткова. ML: ИНФРА-М, 2000.

10. Быкадоров В.Л. Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практич. Пособие. – М.: ПРИОР, 2001.

11. Васильева И.Э., Козлова Л.И. Формирование цены в рыночных условиях. – М.: АО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 1995. – 61 с.

12. Волков О.И. Экономика предприятия. Курс лекций. 2002.

13. Вчерашний Р., Сухарев О. Инновации – инструмент экономического развития// Инвестиции в России. – 2000. - №11. – С.22-32.

14. Гольштейн Б.Г., Юдин Д.Б. Новые направления в линейном программирований. М.: Сов. радио, 1996.

15. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. – М.: Юнити, 2004.

16. Градов А. П. Экономическая стратегия фирмы. – СПб.: Специальная литература, 1995.

17. Зайцев Н.Л. Экономика организации.: Учебник. – М.: Экзамен, 2000.

18. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов / Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин СЮ. и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997.

19. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. – М.: Экономика, 1997.

20. Козловский В.А., Маркина Т.В. Модели рыночного регулирования организационно-экономических параметров производства. – Барнаул: Изд-во АГТУ, 1995.

21. Коробейников И.О. Резервы развития предприятий. – Н.Новгород: Изд-во НГУ им. Лобачевского,2000.

22. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие /Под ред. П.В. Шеметова. М.: ИНФРА-М; Новосибирск НГАЭиУ, 1999.

23. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1999.

24. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1999.

25. Петров А.З., Поспелов И.Г., Шананин А.А. Опыт математического моделирования экономики. – М.: Энергоатомиздат, 1996.

26. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996.

27. Сергеев И.В. Экономика предприятии: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.

28. Создание и развитие нового предприятия. Пер. с англ./Общ. Ред. В.С. Загашвили. – М.: Перспектива, 1995.

29. Тренев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управ­ление. Оздоровление: Учеб. пособие для вузов. М.: ПРИОР, 2000.

30. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М:Тандем, 1997–224с.

31. Чубаков Г.М. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия – М.: ИНФРА – М, 1995 – 224 с.

32. Цацулин А.Н. ценообразование в системе маркетинга – М.: информационно-издательский дом «Филин», 1997 – 296 с.

33. Цены и ценообразование: Учеб. для вузов / Под ред. К.И. Салимжанова. М.: Финстатинформ, 1999.

34. Швальбе X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. М.: 1995.

35. Экономика предприятия. Учебник для экономических вузов/под ред. д.э.н., проф. Руденко А.И. – Минск, 1995.

36. Экономика предприятия:Учеб. / Под ред. Н.А. Сафронова. М.: Юристъ, 1998.

37. Экономика предприятия: Учебное пособие / Под. Ред. А.Е. Карлика. – Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

38. Юхансов Я. Стратегия и тактика деловых коммуникаций в промышленном маркетинге. СПб.: СПбГУЭФ, 1994.

 

2. Дополнительная литература:

1. Грузинов В. Экономика предприятия и предпринимательства. – М.: Софит, 2001.

2. Экономика предприятия. Учебник для экономических вузов/под ред. д-ра экон. наук, проф. Руденко А.И. – Минск, 1995.

3. Зайцев Н.Л. Экономика промышленных предприятий.: Практикум. Уч.пос. 2000.

4. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование призводства на предприятиии. Уч.пос. 2000.

 

II. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса

Изучение учебной дисциплины «Экономика организации (предприятия)» требует глубоких знаний экономической теорий. При изучении данной дисциплины студенты приобретают навыки и умения грамотно и компетентно определить требования рынка, создать и организовать производство продукции, пользующийся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников, предвидеть цели организации, результаты ее деятельности, необходимых для достижения конкретных целей.

В этой связи в структуре изучения дисциплины важную роль выполняют как лекционные занятия, так и семинарские.

1.1 Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий

Лекционный материал является основой информационного представления о тематическом материале.

В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям лекции. Во время лекции преподавателю необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции.

IY. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Общие положения

Целью выполнения контрольной работы является систематизация, расширение и углубление теоретических и практических знаний по изучаемой дисциплине.

В процессе выполнения работы проявляется способность студента к творческому мышлению, проверяется его умение грамотно и логически обоснованно излагать свои мысли.

Тема работы выбирается студентом согласно предложенной схеме. Затем целесообразно начать поиск информационных ресурсов, для этого можно использовать список литературы программы дисциплины. Подбор литературы производится самостоятельно. При этом следует пользоваться предметными и алфавитными каталогами библиотек, библиографическими справочниками.

Выбор задания из предлагаемого списка осуществляется студентом самостоятельно, исходя из последней цифры зачетной книжки.

Изложение материала рекомендуется иллюстрировать таблицами, схемами, графиками. Следует приводить точные ссылки на источники цитат, суждений и фактического материала. Точная ссылка должна содержать следующие реквизиты: автор (авторы); наименование книги или статьи; в случае статьи- название журнала или сборника, в котором статья опубликована; место и год публикации.

Выполняя работу, студент должен как можно шире привлекать новейшую информацию, относящуюся к его теме.

В перечень подбираемой литературы включаются работы отечественных и зарубежных авторов по избранной теме, статьи из журналов и газет, нормативные материалы.

Титульный лист контрольной работы должен содержать:

- наименование учебного заведения;

- наименование факультета;

- название кафедры;

- вид работы (контрольная работа);

- название учебной дисциплины;

- фамилию, имя, отчество студента;

- номер курса, группы;

- место (город) и год написания работы;

Контрольная работа представляется на отдельных листах формата А4 (210x297 мм); размер шрифта - 14; межстрочный интервал -1,5. Поля: верхнее; нижнее - 2 см; левое - 2,5 см; правое – 1,5 см;

В конце работы приводится список использованных источников.

Заголовки печатаются прописными буквами.

Заголовки отделяются от основного текста сверху и снизу межстрочными интервалами.

Объем контрольной работы не должен быть меньше 10 машинописных или 15 рукописных страниц.

Сдаваемая на кафедру контрольная работа, отвечающая всем указанным выше требованиям, должна быть зарегистрирована методистом кафедры (филиала) в специальном журнале.

Контрольная работа должна быть представлена не позднее срока, установленного кафедрой. Работа проверяется преподавателем. Все замечания по ней сообщаются автору. Окончательная оценка за контрольную работу объявляется после ее устной защиты.

Задания для контрольных работ.

Задание 1

1. Основы экономики сельскохозяйственных предприятий. Факторы, влияющие на производственно – отраслевую структуру предприятия.

2. Сущность, основные недостатки и преимущества специализации и кооперирования производства.

3. Рассчитайте среднесписочную численность производственного персонала предприятия за год, если известно, что в январе она составляла 710 чел., в марте, апреле и мае – 712 чел., в июне, июле, августе, сентябре – 698 чел., а в октябре, ноябре и декабре – 716 чел.

4. Предприятие выпустило основной продукции на сумму 325,6 тыс. руб. Стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону, составила 41,15 тыс. руб. Полуфабрикатов собственного производства изготовлено на 23,7 тыс. руб., из них 80% потреблено в своем производстве. Размер незавершенного производства увеличился на конец года на 5,0 тыс. руб. Материальные затраты составляют 40% от стоимости товарной продукции. Определите размер реализованной, валовой и чистой продукции.

 

Задание 2

1. Каковы формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства.

2. Необходимость государственного регулирования экономики.

3. Объем выпущенной предприятием продукции в сопоставимых ценах составил 7080 тыс. руб., а среднесписочная численность производственного персонала за тот же период – 708 чел. Рассчитайте производительность труда.

4. Определить сумму приведенных (дисконтированных) эффектов в результате осуществления инвестиционного проекта по данным таблицы.

 

Показатели Шаги расчета (года) реализации инвестиционного проекта
       
1. Объем реализованной продукции (с НДС) -      
2. Себестоимость реализованной продукции, в т.ч. амортизация   -        
3. Налоги и др. отчисления -      
4. Норма дисконта - 0,10 0,10 0,10

 

Задание 3

1. Экономические основы животноводства.

2. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

3. Исходные данные – см. табл.1(приложения)

Рассчитайте следующие обобщающие показатели экономической эффективности производства в рассматриваемом периоде: а) индекс роста объема валового выпуска продукции в сопоставимых ценах; б) прирост объема валового выпуска продукции в сопоставимых ценах; в) темп роста производства товарной продукции в действующих ценах; г) абсолютный прирост производства товарной продукции в действующих ценах; д) темп прироста производства товарной продукции в действующих ценах.

4. Основные производственные фонды предприятия на начало года составляли 2825 тыс. руб. Ввод и выбытие основных фондов в течение года отражены в таблице.

Таблица

На 1-ое число месяца Основные фонды, тыс. руб.
ввод выбытие
февраль 40,0 6,0
май 50,0 4,0
август 70,0 8,0
ноябрь 10,0 5,0

 

Определите среднегодовую и выходящую стоимость ОПФ, а также коэффициент выбытия и обновления основных фондов.

 

Задание 4

1. Экономические основы растениеводства.

2. Физический и моральный износ основных средств.

3. Исходные данные – см. табл.1 (приложения)

Рассчитайте следующие обобщающие показатели экономической эффективности производства в рассматриваемом периоде: а) затраты на 1 руб. товарной продукции; б) производство продукции на 1 руб. затрат; в) рентабельность товарной продукции; г) рентабельность общую.

4. Себестоимость товарной продукции предприятия в базисном периоде составила 380,5 тыс. руб. В отчетном периоде предполагается повысить производительность труда на 6% и среднюю заработную плату – на 4%. Объем производства возрастает на 8% при неизменной величине постоянных расходов. Удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции – 23%, а постоянных расходов – 20%. Определите процент снижения себестоимости и полученную экономию под воздействием указанных факторов.

Задание 5

2. Каковы сущность и значение развития комбинирования на предприятии.

3. Сущность НТП и НТР. Основные направления НТП.

4. Исходные данные – см. табл.1 (приложения)

Рассчитайте следующие обобщающие показатели экономической эффективности производства в рассматриваемом периоде: а) относительную экономию основных производственных фондов; б) относительную экономию нормируемых оборотных средств; в) относительную экономию материальных затрат; г) относительную экономию фонда оплаты труда.

5. Цена изделия, составляющая в I квартале 200 руб., во II квартале повысилась на 10%. Постоянные издержки составляют 200 тыс. руб. Удельные переменные издержки – 60 руб. Рассчитайте, как изменение цены повлияет на критический объем.

Задание 6

1. Экономические принципы использования природных ресурсов.

2. Сущность, формы и показатели уровня концентрации.

3. Исходные данные – см. табл.1 (приложения)

Рассчитайте следующие обобщающие показатели эффективности использования труда: 1) Производительность труда: а) в базисном периоде; б) в рассматриваемом периоде. 2) Темп роста производительности труда; 3) Темп роста заработной платы производственного персонала предприятия; 4) Соотношение темпов прироста заработной платы и производительности труда.

4. Определите максимальный уровень закупки сырья (сахарной свеклы) в соответствии с расчетными данными таблицы.

 

  № п/п   Показатели Единица измерения Численное значение
  Розничная цена сахара руб./ т.  
  Торговая надбавка %  
  НДС %  
  Рентабельность продукции %  
  Издержки производства и реализации продукции без учета стоимости сырья   руб. / т.  
  Удельный расход сырья на единицу готовой продукции   т.. /т.  

 

Задание 7

1. Роль малого бизнеса в экономике страны.

2. Сущность, значение и показатели эффективности использования основных средств. Их состав и структура.

3. Исходные данные – см. табл.1 (приложения)

Необходимо рассчитать следующие показатели эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений:

а) фондоотдачу по валовой продукции; б) производство продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств; в) удельные капитальные вложения на единицу введенной производственной мощности; г) удельные капитальные вложения на 1 руб. прироста валовой продукции; д) срок окупаемости капитальных вложений.

4. В инвестиционном портфеле АО имеются три акции компании А, две акции компании В, пять акций С с одинаковыми курсовыми стоимостями. Как изменится стоимость инвестиционного портфеля, если курс акции компании А увеличится на 18%, В – на 16%, и С – упадет на 15%.

 

Задание 8.

1. Сущность, значение и показатели эффективности использования оборотных средств.

2. Экономические вопросы эффективности использования трудовых ресурсов.

3. Исходные данные – см. табл.2 (приложения)

На основании исходных данных, рассчитайте следующие показатели: а) Объем выпуска продукции в действующих ценах; б) Себестоимость выпущенной продукции; в) Уровень затрат на 1 руб. продукции; г) Производительность труда; д) Фондоотдачу; е) Рентабельность продукции.

4. Акционерное общество выпустило 900 простых акций и 100 привилегированных, а также 150 облигаций. Номинальные стоимости всех ценных бумаг 100 тыс. руб. Купон по облигациям – 12%. Дивиденд по привилегированным акциям – 15%. Определите дивиденд от прибыли.

 

Задание 9.

1.Основные функции и цели предприятия в условиях рынка.

2. Сущность, классификация, структура и значение капитальных вложений.

3. Исходные данные – см. табл.2 (приложения)

На основании исходных данных, рассчитайте следующие показатели: а) Объем выпуска продукции в сопоставимых ценах; б) Прибыль от производства продукции;

в) Рентабельность продукции; г) Фондовооруженность труда; д) Фондоемкость; е) Производительность труда.

4. Среднесписочная численность работников предприятия за год составила 600 чел. В течение года уволилось по собственному желанию 37 чел., уволено за нарушение трудовой дисциплины 5 чел., ушли на пенсию 11 чел., поступили в учебные заведения и призваны в Вооруженные Силы 13 чел., переведены на другие должности и в другие подразделения предприятия 30 чел. Определите: а) коэффициент выбытия кадров (%); б) коэффициент текучести кадров (%).

Задание 10

1. Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия в условиях рынка.

2. Производительность труда: сущность, методика определения и планирования.

3. Исходные данные – см. табл.3 (приложения)

На основании исходных данных, рассчитайте следующие показатели: а) Объем выпуска продукции в действующих ценах; б) Прибыль от производства продукции;

в) Рентабельность продукции; г) Фондовооруженность труда; д) Фондоемкость; е) Уровень затрат на 1 руб. продукции.

4. Сравниваются три варианта капиталовложений в производственные фонды с различным эшелонированием по годам. Определить полные (дисконтированные) капиталовложения по вариантам при норме дисконта 0,2.

 

Варианты Объемы капиталовложений по годам Суммарный объем капиталовложений
1-й год 2-й год 3-й год 4-й год
I          
II          
III          

 

Приложения

Таблица 1

Исходные данные к заданиям 3 - 7

№ п/п Наименование показателей Предыдущий (базисный) период Рассматриваемый период
  Объем валового выпуска продукции, в сопоставимых ценах   8574,00   9149,80
  Объем выпуска товарной продукции, в действ. ценах   7100,38   5747,06
  Себестоимость товарной продукции - всего 5460,38 5747,06
3.1 В т.ч.: материальные затраты 2896,54 3113,08
3.2 Фонд оплаты труда 1915,69 1991,10
3.3 Амортизационные отчисления 577,35 553,25
3.4 Прочие затраты 70,80 89,63
  Прибыль от производства товарной продукции 1639,98 1962,89
  Балансовая прибыль 1650,00 1988,00
  Прирост балансовой прибыли х 338,00
  Прирост прибыли за счет капитальных вложений   х   287,00
  Средняя за период стоимость основных производственных фондов   8527,70   8235,80
  Средняя за период стоимость нормируемых оборотных средств   1350,00   1500,00
  Объем капитальных вложений х 1643,00
  Ввод производственных мощностей х 575,80
  Средняя за период численность производственного персонала, чел.   756,7   723,4

 

Таблица 2

Исходные данные к заданиям 8 – 9

№ п/п Наименование показателей Един. измерения Значение показателя
  Продукция, выпускаемая предприятием:    
1.1 Количество выпущенных изделий шт.  
1.2 Действующая цена за единицу руб.  
1.3 Себестоимость руб.  
1.4 Сопоставимая цена руб.  
  Среднесписочная численность производственного персонала   чел.  
  Средняя за рассматриваемый период стоимость основных производственных фондов   руб.  

 

Таблица 3

Исходные данные к заданиям 10 – 11

№ п/п Наименование показателей Един. измерения Значение показателя
  Продукция, выпускаемая предприятием:    
1.1 Количество выпущенных изделий шт.  
1.2 Действующая цена за единицу руб.  
1.3 Себестоимость руб.  
1.4 Сопоставимая цена руб.  
  Среднесписочная численность производственного персонала   чел.  
  Средняя за рассматриваемый период стоимость основных производственных фондов     руб.    

 

Контрольное задание выбирается студентом по последней цифре зачетной книжки.

Y. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

 

Общие положения.

Курсовая работа по дисциплине "Экономика предприятия" выполняется в сро­ки, предусмотренные соответствующим учебным планом.

Студент выполняет курсовую работу по конкретному предприятию, где проходит производственную практику.

Тематика курсовых работ берется из учебно-методического комплекса. При выборе темы студент должен учитывать свой научный и практический интерес к той или иной проблеме, а также ее практическую значимость в условиях кон­кретного предприятия. По согласованию с руководителем студент может самостоятельно выбрать тему.

Исходные данные, их структура и объем предопределяются темой курсовой работы. Однако, независимо от темы, в целях изучения динами­ки экономических показателей, должны быть использованы отчетные показатели предприятия за 3-5 предшествующих лет. Наряду с показа­телями годовых отчетов необходимо использовать данные текущего бух­галтерского учета, статистической отчетности, первичных документов. В процессе обработки исходных данных должны применяться различные приемы анализа, включая использование стати­стических и экономико-математических методов. Выбор используемых приемов анализа предопределяется содержанием, структурой и объемом исходных и результативных показателей, а также целями исследования по избранной теме. Поэтому в зависимости от специфики работы и степени информацион­ного обеспечения комплекс приемов анализа мо­жет быть дифференцирован для каждой темы.

Все аналитические таблицы в курсовой работе должны содержать:

- краткое и вместе с тем точное наименование как самой таблицы,

так и ее граф, показателей, единиц измерения;

- компактное расположение материала, обеспечивающее макси­мальную наглядность;

- систему производных данных.

При работе над литературой рекомендуется:

1) просмотреть библиотечные каталоги по теме курсовой работы;

2)выписать названия трудов по исследуемой теме;

3)изучить те части монографии, которые имеют непосредственное отношение к теме;

4) выписать цитаты, высказывания ученых по сути вопроса, записи
производить на отдельных листах;

5) в список литературы включать только те источники, которые бы­ли изучены при работе над темой.

Перечень проработанной литературы располагают в алфавитном порядке фамилий авторов или названий работ, нумерацию в списке лите­ратуры ведут сквозную.

Пример указания источника в списке литературы:

1. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике, // «Вопросы экономики», №7, 2000г. с 104-109.

2. Интернет-сайт «Инвестиционные возможности России». www.ivr.ru

3. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Аврашков Л.Я. и др.; Под. ред. проф. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А., - 2-е издание, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

 

3. Требования по оформлению.

Общий объем курсовой работы не должен превышать 40 страниц машинописного текста. Оформление курсовой работы необходимо выпол­нять в соответствии с требованиями, с обязательной (нумерацией страниц основного текста, таблиц, рисунков, диаграмм, графиков).

В названии те­мы дается полное наименование предприятия, по материалам которого выполнена курсовая работа. Работа должна вы­полняться на стандартных листах А4 белой бумаги. При написании текста оставляются поля: левое поле – 3,0 см., правое – 1,5 см., верхнее и нижнее - по 2,0 см. Страницы нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков. Первой страницей считается титуль­ный лист (приложение 1), но номер на нем не ставится. Главы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами. Параграфы нумеруются в пре­делах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и порядкового номера параграфа. Ка­ждая глава начинается с нового листа, параграфы продолжаются непре­рывно с выделением 3 интервалов строки.

Требования к содержанию.

Структура курсовой работы:

Введение (1-2 страницы), в которой излагается актуальность избранной темы, не только с народно-хозяйственной точки зрения, но и значение избранной темы исследования для конкретного субъекта управления; цели и задачи курсовой работы, методы исследования;

Первая глава (8-10 страниц), которая в зависимости от выбранной темы может быть различна по названию.

В нее могут войти параграфы:

- теоретические аспекты проблемы или обзор литературы - на ос­новании изученной литературы по теме исследования по отдельным во­просам темы излагаются точки зрения авторов и делается на них ссылка;

Вторая глава (18-20 страниц), здесь должны быть рассмотрены следующие вопросы:

- экономико-технологические особенности производства продукции в условиях конкретного пром<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.239 (0.017 с.)