Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика конспектирования учебного материалаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Своеобразной формой записи лекционного материала является конспект. Основное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспект может быть записан в виде предварительного плана. Составление такого конспекта способствует последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. При составлении конспекта на основе плана, надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Другой формой составления конспекта является текстуальный, который состоит в основном из цитат. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора. Текстуальный конспект помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект — сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти качества. Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции. 1.3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов является важнейшим видом освоения ими содержания дисциплины, подготовки к семинарским занятиям и к экзамену. При изложении тематического материала, в течение лекционного времени лектор не успевает полностью конкретизировать и раскрыть весь спектр вопросов, соответственно лекционный материал требует доработки, а для этого необходимо обратиться к рекомендованной литературе. С целью развития навыков устного выступления студентам необходимо предлагать выступить на семинаре с докладом или научным сообщением.
2. Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины Тема 1. Предприятие как основная форма предпринимательской деятельности. При изучении данной темы необходимо уделить главное внимание проблемам: Предпринимательство в РФ как самостоятельная инициативная деятельность граждан и их объединений. Цель и основные признаки предпринимательства. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая. Формы предпринимательства. Предприятие как основная форма предпринимательской деятельности в РФ, его отличительные черты: экономическая самостоятельность, экономическая ответственность, распорядитель имущества, социальная организационная форма. Статус юридического лица, его признаки. Виды предприятий. Производственный процесс как средство достижения результата предпринимательства. Ресурсы производства: их характеристика, трансформация в издержки производства и готовый продукт в рамках совокупности технологических процессов производства. Выручка от реализации продукции (работ, услуг), направления ее распределения.
Тема 2. Организационно- правовые формы предприятий. При изучении данной темы необходимо уделить главное внимание проблемам: Формы собственности и формы хозяйствования: различие понятий и их взаимосвязь. Классификация предприятий по формам собственности и формам хозяйствования. Основные виды хозяйственных товариществ, принципы их организации. Полное товарищество. Товарищество на вере. Их преимущества и недостатки. Хозяйственные общества, их виды, принципы создания, управления, достоинства и недостатки. Дочерние и зависимые общества. Представительства и филиалы. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Коллективные (народные), малые и совместные предприятия.
Тема 3. Объединения юридических лиц. При изучении данной темы необходимо уделить главное внимание проблемам: Цель и принципы создания объединения предприятий. Хозяйственные объединения: концерны, консорциумы, хозяйственные ассоциация, их характеристика. Нехозяйственные объединения: союзы (ассоциации), цель и принципы создания, деятельность. Роль и место финансовых структур в развитии промышленного производства в условиях рыночной экономики. Основные виды финансово- промышленных объединений. Правовые основы, регулирующие процесс создания и функционирования финансово-промышленных объединений в экономике РФ.
Тема 4. Государственное регулирование деятельности предприятий. При изучении данной темы необходимо уделить главное внимание проблемам: Функции государства в смешанной экономике. Сущность, система и роль государственного регулирования деятельности предприятия. Правовое и административное регулирование. Индикативное регулирование: методы прямого и косвенного воздействия на экономику предприятия. Система государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства. Государственное регулирование монополистической деятельности: сущность демонополизации производства, основные положения антимонопольного законодательства, естественные монополии и методы регулирования их деятельности. Отношения несостоятельности (банкротства): понятие, признаки, процедуры. Органы государственного регулирования процедурами банкротства, их функции. Формы государственного регулирования отношений несостоятельности (банкротства) предприятий.
Тема 5. Структура предприятия и управления. При изучении данной темы необходимо уделить главное внимание проблемам: Понятие производства, общей и производственной структуры предприятия. Производственные звенья, их характеристика, взаимосвязь. Виды производственных структур предприятия, особенности построения, области использования, достоинства и недостатки. Типы организации производства: единичное, серийное, массовое. Их характерные черты и отрасли распространения. Сущность и роль управления предприятием. Элементы организационной структуры управления предприятием. Типы организационной структуры управления: функциональная, линейно-штабная, матричная. Их характеристика.
Тема 6. Основы планирования деятельности предприятия. При изучении данной темы необходимо уделить главное внимание проблемам: Сущность и роль планирования в условиях рыночной экономики. Виды планирования: стратегическое, долгосрочное, краткосрочное, текущее и календарное. Цель, задачи, содержание, порядок разработки планов. Бизнес-план как основа создания нового предприятия (вида предпринимательской деятельности), инновационного, инвестиционного проекта. Его разделы, содержание, показатели. Производственная программа как важнейший раздел плана развития действующего предприятия. Разделы производственной программы, их показатели. Производственная мощность предприятия: понятие, виды, методика расчета в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Тема 7. Имущество предприятия. Основной и оборотный капитал. При изучении данной темы необходимо уделить главное внимание проблемам: Имущество предприятия как совокупность внеоборотных активов, оборотных средств и финансовых активов. Состав внеоборотных активов: основной капитал, нематериальные активы, вложение средств в незавершенное капитальное строительство, долгосрочные финансовые вложения в ценные бумаги и уставной капитал других предприятий. Экономическая сущность, состав и структура основных производственных фондов предприятия. Виды оценок и переоценка основных фондов в условиях инфляции. Виды износа и методы оценки износа основных фондов. Амортизация основных фондов и методика расчета амортизационных отчислений. Показатели наличия, состояния, движения и обновления основных производственных фондов. Формы обновления основных фондов: капитальный ремонт и модернизация; лизинг. Показатели использования основных производственных фондов: обобщающие, частные технико-экономические. Оборотный капитал как составляющая часть имущества предприятия. Оборотные средства: оборотные фонды и фонды обращения. Их состав, структура, источники формирования. Планирование потребности предприятия в оборотных средствах. Показатели использования оборотных средств.
Тема 8. Персонал, организация и оплата труда на предприятии. При изучении данной темы необходимо уделить главное внимание проблемам: Кадровая политика предприятия в условиях рыночной экономики. Понятие, состав и структура кадров предприятия. Методы определения потребности в кадрах. Формы найма, подготовки и переподготовки кадров. Организация труда на предприятии. Понятие производительности труда и показатели, ее определяющие. Методика их расчета. Сущность и функции заработной платы. Формы и системы оплаты труда.
Тема 9. Качество, стандартизация и сертификация продукции. При изучении данной темы необходимо уделить главное внимание проблемам: Роль качества продукции в условиях рыночной экономики. Понятие качества продукции. Показатели назначения, надежности, технологичности, стандартизации, унификации, эстетичности, петентно-правовые, экологичности и безопасности. Управление качеством продукции: его цель, система, «петля качества», принципы новой стратегии в управлении качеством. Стандартизация в системе управления качеством: понятие, принципы, характерные свойства (повторяемость, вариантность, системность, взаимозаменяемость). Назначение и категории стандартов. Понятие и содержание сертификации продукции (услуг), ее цель. Обязательная и добровольная сертификации, их особенности. Органы управления и осуществления сертификации продукции (услуг). Организация работ по сертификации. Схемы сертификации. Система оценки и подтверждения соответствия. Тема 10. Инновационная деятельность предприятия. При изучении данной темы необходимо уделить главное внимание проблемам: Инновация как форма распространения в производства научно-технических достижений. Их роль и влияние на экономику предприятий. Понятие инноваций, сферы их распространения. Типы инноваций: продуктовые, процессные, создание нового рынка, освоение нового источника поставки сырья, материалов, полуфабрикатов. Классификация инноваций по области применения, этапам НТП, степени интенсивности, масштабам, эффективности. Инновационный процесс, его состав и структура. Понятие и содержание жизненного и инновационного циклов. Понятие инновационной деятельности предприятия, ее содержания. Организация и планирование инновационной деятельности на предприятии.
Тема 11. Инвестиционная деятельность предприятия. При изучении данной темы необходимо уделить главное внимание проблемам: Понятие и состав инвестиций. Классификация инвестиций по форме и характеру инвестирования, области инвестирования, времени и направлений использования инвестиций, формам собственности инвестиций. Понятие инвестиционной деятельности предприятия; её субъекты, объекты, источники инвестиций: внешние, внутренние, собственные. Планирование инвестиций на предприятии: план портфельных и план реальных инвестиций (капитальных вложений). Инвестиционный проект: понятие, содержание, подходы к оценке его эффективности.
Тема 12. Издержки производства и себестоимости продукции. При изучении данной темы необходимо уделить главное внимание проблемам: Понятие, состав и виды издержек производства. Постоянные, переменные, валовые, предельные и средние издержки производства. Классификация затрат на производство по экономическим элементам и калькуляционным статьям расходов. Их назначение. Понятие и состав себестоимости продукции, её виды. Структура себестоимости продукции, ее отраслевые особенности. Калькуляция себестоимости, ее виды и назначение. Основные показатели себестоимости продукции.
Тема 13. Доход, прибыль, рентабельность предприятия. При изучении данной темы необходимо уделить главное внимание проблемам: Понятие, экономическая сущность и содержание валового дохода и валовой прибыли предприятия. Прибыль как основная цель деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, ее функции, виды, порядок формирования и распределения. Рентабельность как оценочный показатель эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Общая (балансовая) рентабельность и рентабельность продукции. Модели рентабельности продукции, методика их расчета. На каждом занятии производится контроль знаний на предмет усвоения пройденного материала. Предлагаются рекомендации по дальнейшему изучению темы самостоятельно. Рассматриваются рекомендации и материалы, необходимые для подготовки к дальнейшим семинарским занятиям и экзамену.
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Общие положения Целью семинарских и практических занятий является: 1. Более глубокое и подробное изучение подразделов теоретического курса. 2. Обсуждение и закрепление материалов по отраслевым технологиям, предложенным к самостоятельному изучению и не вошедшим в лекционный курс. 3. Формирование навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. 4. Приобретение опыта публичных выступлений, участия в дискуссиях, обсуждения получаемой информации. При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями кафедры и указанной в них литературой, конспектами лекций по курсу, материалами, получаемыми по Интернет и другими источниками. Темы семинаров носят рекомендательный характер и могут быть изменены по усмотрению преподавателя. На семинарах могут быть заслушаны наиболее интересные сообщения по рефератам (докладам). Форму проведения семинара определяет преподаватель.
2. Темы и вопросы семинарских занятий и их учебно-методическое обеспечение
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.1 (0.011 с.) |