Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный конфликт и пути его разрешения

Поиск

Древние китайцы говорили: «Хороший климат не сравнится с плодородной землей, плодородная земля не сравнится с согласием». Уже давно люди знают о том, что конфликты и ссоры до добра не доводят. Тем не менее человек достаточно часто вынужден вступать в различные конфликтные ситуации. Существуют разные мнения как по поводу причин возникновения конфликтов, так и по стратегии поведения в конфликтной ситуации. Одни воспринимают конфликт как стресс и считают, что необходимо ликвидировать причины его возникновения. Другие же утверждают, что конфликт является естественным фоном человеческой жизни, он неизбежен и надо уметь находиться в нем, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.
Попробуем выяснить, почему же возникают конфликты между людьми. Среди основных причин перечислим:
- неблагоприятные условия работы, неудовлетворенность оплатой труда, психологическая несовместимость работающих вместе людей, разное отношение к собственности;
- противоположные взгляды на мир (на любовь, семью и брак, манеру поведения, искусство, спорт и т.п.);
- несовместимость культур, различное индивидуальное восприятие ситуации, идеологические разногласия (политические и религиозные);
- несправедливое распределение благ (доходов, знаний, информации), перераспределение влияния в группе или между группами.
Конфликт – столкновение, вызванное противоречивыми установками, целями и способами действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.
Наличие противоречий создает ситуацию, когда достаточно одной искры, чтобы внутренняя напряженность вылилась в открытое столкновение. Спровоцировать такое обострение могут подозрение или недоверие, несдержанность, открытая личная антипатия, постоянные мелочные придирки, унижение одного человека другим, угрозы, подчеркивание своего превосходства, нежелание признавать ошибки, навязывание своего мнения, неискренность.
В данной ситуации существуют разные варианты дальнейшего поведения — приспособление (если предмет конфликта не очень ценен для одной из сторон, то она может поступиться своими интересами и изменить позицию ), компромисс (ведутся переговоры, в результате которых стороны договариваются о взаимных уступках), сотрудничество (стороны садятся за стол переговоров и вместе вырабатывают общее решение, обсуждая каждый шаг), игнорирование (делается вид, что конфликта не существует, его причины не устраняются) и соперничество (упорное отстаивание своей позиции, нежелание поступаться принципами, агрессивная линия поведения). Нельзя сказать, какой из этих путей является самым лучшим, ведь многое зависит от конкретной ситуации и характерных особенностей участников.
Ученые выделяют конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов. Конструктивные способы ведут к примирению сторон, нахождению взаимоприемлемого решения. Деструктивные же чаще всего завершаются взрывом ситуации, может быть даже ликвидацией одной из конфликтующих сторон. Крайняя степень подобного деструктивного разрешения – применение насилия.
В современном мире, когда общение людей становится все более тесным, столкновения интересов случаются постоянно. Конкурирующие фирмы вступают в конфликт друг с другом, претенденты на освободившуюся должность стараются оттеснить соперников, подростки отстаивают свое понимание жизни в спорах с родителями. Не всегда эти конфликты заметны постороннему человеку. Они могут сопровождаться обманом, провокациями, интригами, а в открытом противоборстве выливаются в словесные прения с обменом угрозами и оскорблениями, в драки и поножовщину, а также в забастовки, демонстрации, политическую борьбу.
Самым же опасным и трагическим разрешением конфликта является война. Никто не в состоянии подсчитать, сколько людей погибло в войнах за всю историю человечества. Особенно ужасными были последствия двух мировых войн в ХХ веке, которые унесли жизни почти 100 млн человек, а ведь войны продолжаются до сих пор. Каждый день кто-то гибнет в результате бессмысленного кровопролития. К сожалению, человечество пока не всегда умеет находить разумные пути разрешения конфликтов.
Конфликты часто возникают в семьях, в школьной среде, во дворе. Например, в квартире всего один телевизор. Дедушка хочет смотреть по телевизору футбольный матч, внук – детективный сериал, а бабушка – передачу по кулинарии. Стороны не смогли договориться, вот вам и конфликт. Разрешить его можно либо покупкой дополнительных телевизоров, либо походом кого-либо из участников конфликта к соседям или друзьям, либо попытками проникнуться интересами друг друга, попытаться всем вместе посмотреть что-то одно, к примеру, футбольный матч, тем более, если дедушка будет пояснять и комментировать происходящее на поле своим близким. Можно избрать и еще один путь – вообще избавиться от телевизора, но подобное наиболее неконструктивно.
Социальных конфликтов немало, они мешают жить. Чтобы их не было, нужно с детства воспитывать в человеке уважение к другим, культуру поведения, терпимость и бережное отношение ко всему, что его окружает.
Все конфликты можно разделить на несколько видов.

Внутриличностный – столкновение происходит в душе самого человека. В течение жизни у каждого наступает такой момент, когда он задумывается о смысле своей жизни, сопоставляет свои достижения с достижениями других людей, разочаровывается в своих целях и интересах. Нестойкую личность это может надломить и вся оставшаяся жизнь пойдет по течению, без надежд на будущее и стремления что-то изменить. Только тот, кто готов к возникновению внутреннего конфликта, кто верит в свои силы и полон решимости бороться за счастье, выстоит, пересмотрит некоторые свои представления и пойдет дальше.
Межличностный – разногласия возникают между двумя или более членами группы, но при этом главными сторонами являются личности, а не группы людей. Такие ситуации встречаются на каждом шагу – в часпик пассажиры становятся свидетелями скандалов, возникающих почти из ничего, даже в самой благополучной семье время от времени случаются столкновения.
Межгрупповой – в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели. Большинство самых опасных конфликтов относятся именно к этой категории – национальные, расовые, религиозные и большая часть производственных. Часто в этом случае большую роль играют групповые лидеры, которые способны как раздуть конфликт до огромных масштабов, так и попытаться урегулировать его.
Конфликт принадлежности – человек входит в две группы, которые конкурируют между собой. Вспомните трагическую историю Ромео и Джульетты – их семьи враждовали между собой, а двое влюбленных оказались в сложной ситуации – они одновременно были членами своей семьи и любили человека из вражеского стана. В такое же положение попадает представитель оппозиционной партии, вошедший в правительство, или футболист, играющий против команды своего родного города. Человек в таких конфликтах должен сделать свой выбор, не боясь его последствий и понимая свою ответственность.
Конфликт с внешней средой – неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев. В такое противостояние вступают преступники, революционеры, некоторые представители интеллигенции, отдельные журналисты. В нормальном демократическом обществе каждый имеет право выступить с критикой государственной политики и положения в стране, а недовольные люди могут повлиять на ситуацию в ходе выборов в органы власти. Если же законы не предусматривают открытых путей разрешения конфликта или народ в них разочаровывается, то возникают тайные общества, распространяется запрещенная литература, поднимаются восстания.
Каждый из представленных видов конфликтов имеет свои последствия. И совсем не обязательно, что они окажутся отрицательными. Так, например, люди или группы в ходе конфликта раскрывают свои цели и ожидания, что позволяет остальным, при желании, лучше понимать их; внутри конфликтующих сторон усиливается сплоченность и взаимопонимание, это особенно заметно в периоды войн, когда народ объединяется для отпора врагу во имя общей цели – защиты Родины, несмотря на существовавшие ранее внутренние противоречия и разногласия. Наконец, в результате конфликта у всех его участников часто возникает желание перемен, обновления. Даже неудачные революции и восстания влекли за собой изменение государственной политики, принятие новых законов и принципов управления.
Вместе с тем, никогда не следует забывать о том, что конфликт ведет и к озлоблению, гибели людей, материальному ущербу, потере времени, беспорядку и неустойчивости. В случаях, когда нерешенные проблемы или обиды остаются и после прекращения конфликта, тлеющие угли неприязни в любую минуту могут вспыхнуть огнем нового столкновения.

В зависимости от основания, по которому проводится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:

а) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;

б) по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;

в) по форме: внутренние и внешние;

г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

д) по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

е) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;

ж) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;

з) по сферам общественной жизни: экономические (или производственные), политические, этнические, семейно?бытовые.

6.16 Национальная политика
Вдумайтесь в различие смысловых аспектов слов — русский и российский. Чем они отличаются? Об использовании этих понятий разгорелась целая дискуссия при принятии, к примеру, Выборгского воззвания депутатов разогнанной царем 8 июля 1906 года 1-й Государственной думы. Сначала первые парламентарии обратились к народу таким образом — «К русским гражданам!», затем после дискуссии формулировка изменилась — «Ко всем гражданам России!», и, наконец, в окончательном виде документ начинался словами — «Народу от народных представителей!».
Современная Российская Федерация является многонациональным государством. В ее состав в настоящее время входят более 100 этносов, в том числе около 30 крупных этнических общностей.
Сегодня мы пытаемся решить проблемы, которые существовали в царской России, были при советской власти и необычайно активизировались в последнее время. В целом их можно назвать национальным вопросом. Под национальным вопросом понимается проблема равенства народов, их самоопределения, экономического развития, сохранения культурных особенностей и традиций, создания условий для всестороннего развития любой этнической группы, в том числе и в составе многонационального государства.
Распад СССР и образование суверенной России не сняли остроты национального вопроса в стране. В ряде республик в начале 1990-х годов появились националистические силы, провозглашающие курс на отделение от России и образование самостоятельных государств.
Самым серьезным проявлением межнациональной проблемы на территории России был кризис в Чеченской республике. После затяжного противостояния сегодня в республике налаживается мирная жизнь, строятся новые школы, поликлиники, жилые дома, восстанавливаются промышленные предприятия. Восстановлено воздушное сообщение между столицей России — Москвой и столицей Чеченской республики — Грозным. Восстановлен аэропорт, уже принявший первые пассажирские авиалайнеры. Восстановлено железнодорожное сообщение. Постепенно восстанавливаются и иные нити и связи между республикой и всей страной, разорванные во время конфликта.
Другой проблемой современной России является сохранение так называемых малых народов, в первую очередь северных. Экономические рыночные преобразования осложнили их положение — традиционные занятия (оленеводство, рыболовство и резьба по кости) окончательно пришли в упадок. В районах Крайнего Севера царят безработица, бедность, высокая смертность и низкая рождаемость. Необходимы согласованные действия как центральных, так и местных властей по сохранению этнической самобытности этих народов, их уникального древнего языка и культуры. В ряде регионов подобные проблемы уже успешно решаются. Например, в Якутии. Интересен опыт по сохранению своего национального языка и культуры в Туве, Хакасии, Бурятии, Калмыкии. В школах преподается наряду с русским языком национальный язык, бережно поддерживаются традиции, изучается народное искусство, песенное творчество, танцы. Дети вместе с родителями и учителями участвуют в подготовке и проведении народных праздников. Важно при этом, чтобы данные культурные традиции изучались разными детьми, обучающимися в классе. Чем больше языков ты знаешь — тем больше раз ты человек. Так звучит мудрость древних.
Национализм не пользуется повсеместной поддержкой в нашей стране, где в течение многих лет народы дружно жили между собой, совместно боролись против фашистской агрессии. Однако в период резких перемен в обществе, снижения уровня жизни населения повышается число людей, недовольных своим положением. На этом фоне можно успешно пропагандировать ненависть к врагам и все неудачи списывать на заговор отдельных стран и наций. Поэтому нужно внимательно относиться ко всем проявлениям ксенофобии в окружающем нас мире, выступать против малейшего проявления национальной нетерпимости, розни, оскорбления людей за то, что они говорят на другом языке, придерживаются иной веры.
Познакомимся с основными положениями нормативных документов, принятых в РФ в рамках государственной национальной политики.
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (извлечения)

«Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются — органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.


 

Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и ­общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.
Российская Федерация — одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.
В условиях переходного этапа в жизни страны непо­средственное влияние на межнациональные отношения оказывает ряд взаимосвязанных тенденций общественного развития:
— стремление народов к самоопределению и объективный процесс интеграции российского общества;
— возрастающая самостоятельность субъектов Россий­ской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности;
— потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спецификой;
— стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России».
На развитие межнациональных отношений оказывает существенное влияние наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен тоталитарной системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей. Наряду с достижениями в развитии и сотрудничестве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, заложивший основу нынешних противоречий.
После распада СССР начался новый этап в развитии государства на основе традиций российской государственности, принципов федерализма и гражданского общества. Однако отсутствие концепции государственной национальной политики затрудняло процесс становления Российского федеративного государства, осуществления реформ и достижения межнационального согласия.
Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами разделенных народов, на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.
На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений.
Каждый из перечисленных факторов находит свое специфическое проявление в жизни населения различных регионов, что требует, помимо общей концепции, разработки специальных региональных и местных программ.
Узловыми проблемами, требующими решения, являются:
— развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;
— развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
— обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;
— достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

 

— поддержка соотечественников, проживающих в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, содействие развитию их связей с Россией.
Принятие Конституции Российской Федерации, подписание Федеративного договора и ряда договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации снизили остроту нерешенных проблем. В то же время сохраняются факторы, ослабляющие государственность России и порождающие межнациональную напряженность. Об этом свидетельствуют как сепаратистские, так и унитаристские тенденции, факты дискриминации и нарушений конституционных прав граждан по национальному признаку.
На государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос. Не стали нормой при разработке и проведении государственной национальной политики опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений.
Дает о себе знать отсутствие эффективных программ национальной политики, а также необходимых нормативных правовых актов, призванных регулировать различные стороны федеративных и национальных отношений.
В государственной национальной политике нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны учитывать реальное состояние и перспективы национальных отношений в Российском государстве.
Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интересов народов России, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования. В этой связи особое значение приобретает общность позиций органов государственной власти, различных политических и общественных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях.
Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:
— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
— сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
— равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
— гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
— право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
— содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
— запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.251 (0.013 с.)