Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема 2 Классификация конфликтов по количеству участников↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
КОНФЛИКТЫ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ: ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ Москва ♦ МЕДИЦИНСКАЯ КНИГА ♦ 2005 УДК316.485.6+616.3 ББК 56.6+67.99(2)75 К652 Ларенцова Л.И., Полуев В.И., Тучик Е.С., Смирнова Н.Б., Бсслута О.Е. КОНФЛИКТЫ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ: ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ. Пособие для врачей. — Москва: Медицинская книга, 2005. 92 с: ил. В пособии собран обширный материал, который должен представлять интерес для практикующих врачей — стоматологов. По существу оно служит началом разработки нового научного направления конфликтология в стоматологии. Показаны различные виды конфликтов, объективные и субъективные причины возникновения, динамика их развития и некоторые пути и способы разрешения таких конфликтов между врачом и пациентом. Проанализированы различные случаи, приводящие к конфликтным ситуациям в работе врача-стоматолога. Рассмотрены типичные примеры жалоб пациентов к стоматологам. Дан анализ ошибок и упущений в работе врача при оказании услуг. Особое внимание уделено правильному ведению первичной медицинской документации. Показан накопленный опыт осуществления оценки качества стоматологических услуг, и пути разрешения возможных конфликтных ситуаций, не доводя их до судебных разбирательств, что объективно выгодно как пациенту, так и клинике. Представлены результаты работы страховой программы СтАР. Ларенцова Лиана Ивановна — д.м.н., ассистент кафедры факультетской терапевтической стоматологии МГМСУ. Полуев Валерий Иванович — д.м.н., член-корреспондент РАЕН, зам. председателя ВЭС (Высшего экспертного совета) по стоматологии СтАР. Тучик Евгений Савельевич — д.м.н., профессор кафедры судебной медицины МГМСУ, зам. председателя комитета экспертной оценки качества медицинской помощи (услуги) Российской медицинской ассоциации. Смирнова Наталия Борисовна — доцент кафедры педагогики и психологии МГМСУ. Балута Ольга Евгеньевна — к.м.н., зав. терапевтическим отделением Стоматологической поликлиники "У парка". По вопросам приобретения книги обращайтесь по телефонам: (095) 741-88-65 ВОЗМОЖНО ПОЛУЧЕНИЕ КНИГИ СО СКЛАДА В МОСКВЕ И ДОСТАВКА В РЕГИОНЫ ISBN 5—86093—184—0 © Коллектив авторов, 2005 ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Актуальность и практическая значимость данного пособия не вызывает сомнений. В современной стоматологической практике все чаще непосредственно врач или лечебное учреждение сталкиваются с конфликтами. В замысел авторов входит помочь врачам-стоматологам осознанно подходить к конфликтным ситуациям, возникающим в их профессиональной деятельности. Авторами сделана попытка отобрать и представить для врачей-стоматологов важный и интересный материал по основным разделам нового научного направления _ конфликтологии. Задача наглядно изложить обширный материал по психологии для врачей является сложной, но очень актуальной, т.к. недостаточная информированность стоматологов о способах профилактики и разрешения конфликтных ситуаций мешает им находить конструктивные пути взаимодействия с пациентами, в том числе и с "трудными". С учетом возрастания количества конфликтов в рыночных условиях, в том числе связанных с оплатой врачебных услуг и стоматологической помощи, это особенно актуально. В пособии рассмотрены основные понятия конфликтологии: виды и причины конфликтов, способы анализа конфликтных ситуаций, различные тактики решения конфликтов, роль эмоций и личностных особенностей в возникновении конфликтов. Особое значение имеет информация о профилактике конфликтов на врачебном приеме и в организации работы клиники. Представленный материал профилизирован, носит адресный характер. Изложенные разделы по общей конфликтологии рассмотрены с позиций запросов сегодняшней медицинской практики. В пособии представлена библиография по данной проблеме. Полагаю, что данное пособие является важным для повышения качества оказания стоматологических услуг населению и будет способствовать защищенности врачей-стоматологов при возникновении конфликтов, в их разрешении и профилактике. Президент СтАР, академик РАМН, дм.н., профессор Леонтьев BJC. ВВЕДЕНИЕ Анализ состояния практической стоматологии свидетельствует о геометрическом росте числа конфликтных ситуаций между медицинским учреждением и пациентом, между стоматологом и пациентом, несмотря на несколько возросший в последние годы уровень стоматологической помощи, внедрение современных технологий лечения и материалов, оснащение все большего количества стоматологических учреждений новейшим оборудованием и инструментами. Стоматолог, администрация стоматологического учреждения находятся в постоянном состоянии риска при контактах с пациентом. Все конфликты, возникающие в медицине, можно условно разделить на две группы: конфликты, произошедшие вследствие врачебных ошибок, и конфликты, возникающие из-за личностных особенностей врача и пациента. Козицына СИ. и Пинчук Л.В., (1999) выделяют следующие группы врачебных ошибок: 1. Диагностические ошибки. 2. Лечебно-тактические ошибки:
— неправильный выбор методов исследования для — неправильная интерпретация результатов обсле — ошибки в установлении показаний к тому или 3. Лечебно-технические ошибки: — неполноценное обследование пациента; — неправильное выполнение диагностических или 4. Организационные ошибки: — неправильная организация рабочего места; — неправильная организация лечебного процесса;
5. Ошибки в ведении документации. Документы мо 6. Ошибки в поведении персонала. Они возникают К объективным причинам врачебных ошибок относят: — непостоянство отдельных постулатов, в резуль — несовершенство медицинской техники и приме — недостаточно четкая организация работы лечеб Субъективные причины врачебных ошибок: — отсутствие достаточного опыта врача; — несовершенствование врачом своих знаний; — ошибки, связанные с общением. Эти субъективные причины врачебных ошибок, а также личностные особенности некоторых пациентов являются причинами конфликтов второго вида, конфликтов, в которых чисто медицинские действия врача второстепенны, не имеют решающего значения. Даже если стоматолог все сделал правильно с точки зрения медицины, юридические и психологические ошибки во взаимодействии с пациентом могут привести к серьезным последствиям для врача и всего медицинского учреждения. Накопленный стоматологами опыт свидетельствует, что конфликты, связанные с неумением общаться с пациентом и завоевывать его доверие, возникают в настоящее время гораздо чаще всех остальных. Эти конфликты возникают тогда, когда врач не способен создать доверие к себе и предлагаемой им технологии или методу лечения. Это происходит из-за того, что врачи зачастую не понимают разницы между понятиями "стоматологическая помощь" и "стоматологическая услуга". К сожалению, далеко не всегда менталитет врача соответствует менталитету продавца. Зачастую врач не умеет убедить пациента в необходимости осуществления предлагаемого плана лечения. Это неумение врач нередко прячет за демонстративной мотивировкой ненужности общения с пациентом, рассчитывая на то, что "ко мне и так придут", "я хороший специалист, и все эти задушевные беседы с пациентом совершенно ни к чему", "мне некогда этим заниматься, нужно работать", "уговаривать пациента и разбирать конфликты — дело администрации". Подобные установки совершенно неприемлемы в условиях рынка стоматологических услуг и приводят либо к отсутствию пациентов, либо к частым конфликтам, которые реализуются в претензиях на качество лечения и в судебных исках (схема 1). Кроме того, возможны конфликты, возникающие по вине психически нездоровых пациентов или заведомых квируллянтов, для которых конфликт — источник доходов. Поведение врачей в таких случаях должно быть строго регламентировано служебной инструкцией, основывающейся на этическом кодексе стоматолога и российском законодательстве, а также системой страхования профессиональной деятельности. Пациент Б., 49 лет, инвалид II группы по общим заболеваниям. Отказывался лечиться в условиях стоматологической поликлиники. В анамнезе больного: бронхиальная астма, лекарственная непереносимость. Под предлогом "острой боли" вызывая врача на дом одновременно с представителем санэпиднад- зора и работником медицинской техники. Кроме врачей поликлиники его лечили на дому ассистенты МГМСУ. После визита врача пациент тут же находил способы для удаления пломбы, наложенной на 17 по поводу среднего кариеса. С жалобой на некачественную стоматологическую помощь обращался в Департамент здравоохранения, Министерство Здравоохранения. В поликлинику пришла копия ответа на рассмотренную жалобу в ней предлагалось оказать пациенту Б. необходимую стоматологическую помощь при показаниях в условиях стационара психиатрической больницы №14. После этого жалобы прекратились. Это касается не только российских стоматологов. Обследование 25 тысяч пациентов в ФРГ показало, что каждый восьмой пациент может написать жалобу. Это совпадает с российскими данными. Судебные иски пациентов к врачам-стоматологам в 1999-2000 гг. распределились следующим образом [А.Ю.Малый]; 71% — врачи ортопеды 26% — врачи терапевты 3% — врачи хирурги. При этом, надо учитывать, что жалобы пациентов не всегда могут быть обоснованы. Все это требует научного анализа и выработки конкретных рекомендаций по управлению рисками как самостоятельного направления в стоматологии и тем более в условиях широкого развития в стране страховой медицины, где понятие управления рисками хорошо разработано. Пациентке Г. 23 лет проводилось комплексное стоматологическое лечение в негосударственной клинике г. Москва. В частности, было проведено препарирование 7, 5, 3, 13, 15, 17 под металлические керамические коронки с намерением протезирования металлокерамического мостовидного протеза, с опорами на данные зубы. Параллельно с ортопедическим лечением было произведено удаление 16 по показаниям. Через день после удаления лечащий врач уехал в недельный отпуск, заранее предупредив пациентку. За этот период времени у пациентки появи- лись жалобы на боли в области удаленного зуба с чем она обратилась в другую частную клинику, где после рентгенологического обследования установили наличие в лунке 16 переднего корня. После возвращения врача из отпуска, пациентка пришла с жалобой о недоверии качеству стоматологического лечения в данном учреждении. Итог: врач вернул деньги за удаление зуба и 50% от стоимости металлокерамического протеза (с вычетом суммы технической работы). Таким образом, конфликт, связанный с ошибкой врача, был разрешен. Пациентка К. 63 лет обратилась в клинику ортопедической, стоматологии МГМСУ с просьбой дать заключение по поводу качества изготовления для нее в частной клинике металлокерамического мостовидного протеза с опорами на имплан-таты и естественные зубы в области 17, 16, 26, 27; 14, 13, 22, 25. Со слов больной, в молодости ее естественная зубная дуга была шире формы дуги каркаса мостовидного протеза. При осмотре мостовидного протеза установлено наличие равномерных фиссурно-бугорковых контактов зубов с обеих сторон. Взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей по ортопедическому типу. Опорные коронки протеза плотно прилегают в области шейки к опорным зубам и имплантатом, заходя под десну на 0,5-0,7 мм. Итог: пациентку осмотрели три стоматолога-ортопеда, каждый из которых указал на хорошее качество изготовления протеза и необоснованность претензий пациентки к лечащему врачу. Понятие риска в стоматологии можно определить как вероятность наступления неблагоприятного развития отношений между стоматологом или медицинским учреждением и пациентом в ходе оказания последнему стоматологической помощи или по ее результатам. Управление рисками в стоматологии - это объективная оценка вероятности наступления конфликтной ситуации между стоматологом, медицинским учреждением и пациентом, а также проведение мероприятий по минимизации такой вероятности. Проблема управления рисками в стоматологии сегодня - одна из важнейших задач в системе защиты профессиональных инте- ресов стоматологов. Это самый недорогой способ сохранения денежных средств системы здравоохранения, конкретного медицинского учреждения и врача, а также улучшения качество оказания стоматологической помощи населению. Одной из профилактических мер в этом направлении, по нашему мнению, является повышение информированности стоматологов о последних разработках конфликтологов - людей, профессионально занимающихся разрешением и профилактикой конфликтных ситуаций. ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ Актуальность и социальная значимость изучения конфликтов, как явления типичного для различных областей человеческой жизни, лишь в 1957 году привлекла внимание ЮНЕСКО. В 1960-х годах в Мичиганском университете был создан Центр по исследованию конфликтных ситуаций. Вслед за тем специальные научные организации, ставящие целью изучение конфликтов, стали возникать и в других странах. В нашей стране подъем конфликтологических исследований пришелся на 90-е годы XX века. В 1990 г. в Красноярске прошла первая в России научно-практическая конференция, посвященная непосредственно проблематике конфликта. На этой конференции был создан и начал работу Клуб конфликтологов. В 1993 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, здесь же начало подготовку специалистов конфликтологическое отделение университета. Так как в нашей стране конфликтология - молодая научная дисциплина, она коснулась еще не всех направлений практической деятельности, но некоторые общие знания и методики могут помочь врачу-стоматологу в его практической деятельности. Осознанно подходя к решению и профилактике конфликтов, как в рабочих взаимоотношениях, так и в личной жизни, стоматолог любой специальности почувствует себя более защищенным. Существуют различные определения конфликта, но в основе каждого из них — противоречие. Мы предлагаем различать конфликт, как осознанное противоречие между общающимися личностями или группами при наличии попыток разрешения этих противоречий на фоне эмоциональных отношений и конфликтную ситуацию — альтернативные взгляды, противоречивые позиции, противоположные цели или средства их достижения: КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ Например, студент 4 курса стоматологического факультета, имевший пятилетний стаж работы зубного техника, уверенно и самостоятельно работавший, пригласил на лечение своего знакомого. Пациент (23 года), вначале был спокоен. Препарирование по поводу кариеса оказалось болезненным, и пациент потребовал у врача сделать ему анестезию, забыв в состоянии стресса о своих проблемах в анамнезе. Через 5 минут после введения ультракаина у пациента случился обморок. Совместными усилиями присутствующих врачей больному оказали экстренную помощь. Позже в доверительной беседе пациент рассказал, что с детского возраста при виде иглы падал в обморок. На следующем приеме после проведения премедикации больному безболезненно закончили лечение зуба. С точки зрения психолога, конфликта здесь нет, здесь совершена врачебная ошибка, которая породила конфликтную ситуацию: пациент хотел безболезненно вылечить зуб, а в результате не только не получил желаемого, но и оказался в опасной для собственного здоровья ситуации. Но в силу изначально дружеских отношений врача (студента) и пациента и быстрых и квалифицированных действий других врачей ситуация была решена конструктивно. Если же решение ситуации пациента не удовлетворило, но он согласился лишь на словах, любой незначительный инцидент в будущем может спровоцировать конфликт, в основе которого будет данная ситуация. Возможен был и другой вариант развития ситуации. Если бы у врача и пациента была скрытая конфликтная ситуация, то данная ошибка могла послужить поводом к конфликту, и то, что пациент сам не предупредил о своих страхах, не было бы воспринято им и врачом адекватно. «Конфликт» — понятие, относящееся к сфере-социальной и личностной. Там где нет личности, субъекта - нет и конфликта. Две личности, вошедшие в противоречие, должны быть способны осознать как свое «Я» в данном случае, так и «Я» другого субъекта. В противном случае, конфликт представляется как столкновение с препятствием и приобретает тупиковый характер. Конфликту всегда присуще большое психологическое напряжение, а питает это напряжение то, что в психологии называется личностным смыслом. Конфликтная ситуация перерастает в конфликт тогда, когда противоречия приобретают для нас личностное значение. Кого-то они могут волновать больше, кого-то меньше, для третьих они — безразличны, а в масштабе общечеловеческом они вообще выглядят ничтожными. До тех пор, пока нет столкновения личностей, нет конфликта, а есть лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета или мнения. Участниками или субъектами конфликта могут выступать не только конкретные «физические» лица, но и организации, коллективы, классы, национально-этнические группы и т.п. Объект конфликта ~ это та переменная (составляющая), которая характеризует любой конфликт. Ее тщательный анализ всегда необходим, какими бы бурными не были конфликтные отношения. Предметом конфликта может быть нечто материальное или духовное, в отношении чего формируются противоположные мнения и действия людей. В стоматологии объектом в основном выступает стоматологическая услуга или ее качество. В конфликте, наряду с реальным объектом конфликта может фигурировать ложный, маскирующий истинную причину конфликта. С ним обычно связан инцидент, повод, спровоцировавший развитие конфликта. Конфликтная ситуация - первоначальный, пред-конфликтный этап, когда уже существуют те или иные противоречия, но путь, которым они будут решаться, еще неясен. Показателем, а точнее, внешним проявлением конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях субъектов. Напряженность есть особое состояние сознания и соответствующего действия субъектов, свидетельствующее об определенном уровне осознания ими назревающего противоречия или противоречий и предстоящей необходимости их разрешения. (Если Вы почувствовали напряженность в отношениях, значит конфликт «стучится в дверь»!) Напряженность может проявляться в недовольстве и разногласиях. Например: Вы просите коллегу заменить Вас на дежурстве, он соглашается, тихо ворча «На мне всегда ездят». Или Вам сообщают о том, что не соответствует действительности: «Вы опять начали прием на полчаса позже!», или пациент безаппеляцион-но утверждает, что в другой клинике стоимость указанной услуги ниже. Развитие конфликтной ситуации, переход ее в открытый конфликт всегда начинается с какого-нибудь толчка: как внутреннего, исходящего от одного из субъектов конфликта, так и внешнего. Первоначальный акт, провоцирующий конфликт, называется инцидентом. Инцидент могут спровоцировать конфликтогены -слова или действия, могущие привести конфликту. Типология конфликтов Классифицируя конфликты, мы, тем самым, получаем возможность конкретней раскрывать их сущности, отслеживать индикаторы конфликтности в той или иной сфере отношений и деятельности, специфику ди-
намики конфликтов различных типов. Это дает возможность разработать методы опознания конфликтов, их предупреждения или конструктивного разрешения. Причинами конфликтных ситуаций могут быть несовпадения личностных ценностей в различных аспектах: религиозных, идеологических, профессиональных, а также взаимодействие, вызывающее скрытое сопротивление или раздражение. Иногда к конфликтной ситуации приводит нечеткое или неравномерное распределение обязанностей (врач, работающий на полставки, вынужден выполнять такой же объем работ, как и работающие на полную ставку), а также невыполнение руководством каких-либо обязательств. К конфликтам часто приводит нечеткая или неполная информация (например, о диагнозе или полной стоимости лечения) или неправильное ее понимание, использование слухов или неточных фактов; нарушение конфиденциальности (разглашение диагноза) тоже может служить причиной конфликтов. При конфликте ценностей разногласия касаются ценностно-смысловых аспектов взаимодействия. Например, его участники могут по-разному понимать смысл и цели совместной деятельности. (Для одного врача профессия врача-стоматолога настоящее призвание, поэтому он увлеченно работает, постоянно совершенствует свое мастерство, стремится, как можно более квалифицированно подойти к лечению пациентов. Другой врач - не заинтересован в реализации себя как врача-практика, поэтому неинициативен, хотя выполняет положенный объем работы). Противоречия здесь затрагивают не нормы поведения, а ценностно-смысло- вые аспекты существования людей. Это совсем не означает, что разные ценностные установки неизбежно приводят к конфликтам. Люди могут успешно работать вместе и иметь хорошие взаимоотношения, несмотря на различие своих ценностных представлений. Конфликт возникает тогда, когда эти различия начинают вторгаться в сферу ценностей другого лица, или у врача есть стойкие предубеждения по отношению к людям с противоположными жизненными ценностями. В настоящее время наблюдается тенденция, когда руководитель частного предприятия подбирает себе сотрудников не по уровню профессиональной квалификации, а по схожести жизненных ценностей. Объясняют этот факт тем, что гораздо легче научить человека необходимым профессиональным действиям, чем повлиять на его моральные нормы и изменить жизненные приоритеты. При конфликте интересов возможны два варианта. Если интересы совпадают, а участники претендуют на какие-то материальные факторы: помещение, денежные вознаграждения или что-то подобное, то такой конфликт можно назвать ресурсным конфликтом. Каждая сторона заинтересована в получении нужного ей ресурса (нового оборудования) или более выгодной (по количеству или качеству) части ресурса. Они стремятся к одному и тому же, у них одинаковые цели, но в силу ограниченности ресурсов их интересы противоречат друг другу. К этому виду конфликтов относятся все ситуации, затрагивающие проблемы распределения или возникающие на почве соперничества за обладание чем-либо (например, за руководящую должность). Другой вариант возникает, когда у партнеров имеются интересы, противоречащие друг другу. В силу взаимодействия людей в данной ситуации они вольно или невольно становятся помехой друг другу в реализации своих интересов. (Например, часть коллектива
клиники согласна повышать свою квалификацию в нерабочее время, а некоторые врачи не желают жертвовать семейными и личными интересами.) Участники взаимодействия могут разделять общие ценности и общие цели, но иметь разные представления о способах их достижения. В этом случае происходит конфликт средств достижения цели. Этот же тип конфликта возникает и при различии ценностей и целей. Люди мирно сосуществуют, имея различные ценностные установки, но если способы реализации целей, избранные одним из них, наносят ущерб общему взаимодействию или кому-то из его участников, возникают проблемы. Можно спокойно относиться к тому, что кто-то рядом с Вами совершенно безразличен к своим обязанностям, но когда он пытается часть своей работы переложить на Вас - возникает конфликтная ситуация. Конфликты несоответствия, связанные с потенциалами участников взаимодействия и их соответствием предъявляемым к ним требованиям, могут принимать различные формы. Это возможно, когда кто-либо в силу некомпетентности или, например, физической неспособности не может вносить необходимый вклад в общее дело. Ситуации такого типа хорошо известны: неквалифицированный врач плохо справляется со своими обязанностями: допускает ошибки, опаздывает и вызывает недовольство пациентов. Возникают конфликты. Другая разновидность этих конфликтных ситуаций связана со значительным разрывом в интеллектуальном, физическом или других потенциалах разных участников взаимодействия. Ситуации подобного типа возникают в силу того, что общий результат деятельности складывается из суммы индивидуальных усилий, и «слабое звено» либо ухудшает общий результат, имидж клиники, либо даже становится помехой в каких-то действиях. Возможны конфликты правил взаимодействия, связанные с любым нарушением принятых норм или установленных правил кем-либо из участников, если -это нарушение наносит урон нормальному взаимодействию или отношениям людей. Сюда относятся ситуации разногласий из-за невыполнения людьми обязательств перед другими, нарушения общепринятого этикета или норм, принятых в данной профессиональной группе (медицинскую этику), превышения кем-либо своих прав и т.д. Подобные конфликты могут возникать и от стремления кого-то из участников взаимодействия к пересмотру правил и норм или к перераспределению власти или обязанностей: увеличению прав одних и уменьшению прав других, изменению правил в действующей системе и т.п. По количеству участников в психологической литературе выделяют следующие виды конфликтов (схема 2): — внутренний (внутриличностный) конфликт; ДИНАМИКА КОНФЛИКТА По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть подразделены следующим образом: недовольство разногласия противостояние спор размолвка ссора скандал вражда война Недовольство — ощущение неудовлетворенности чем-то либо кем-то. Оно проявляется в мимике, жестах, интонации, иногда в высказываниях. Недовольство еще не конфликт, т.к. субъект не всегда осознает причину такого своего состояния - истинные противоречия пока находятся на периферии сознания. Недовольство свидетельствует, что между субъектами появилось противоречие. Скрытое, и, следовательно, неразрешаемое, оно, накапливаясь, обретает более четкие очертания и превращается в разногласие. Разногласие ~ несходство во мнениях и взглядах, имеющих для субъектов личностный смысл. Разногласия осознаются и озвучиваются всеми или хотя бы одним субъектом конфликта. Если стороны не решают, как им преодолеть разногласия, через некоторое время наступает следующий этап развития конфликта - противодействие (противостояние). Стороны уже осмыслили противоречия, каждый субъект знает, чего хочет (хотя иногда, только думает, что знает) и его желание достичь желаемого результата стремительно растет. Если стороны не находят или не могут найти конструктивного решения проблемы, возникает противоборство. Оно может проявляться в постоянных спорах, размолвках, взаимных оправданных или неоправданных обидах, разрыве отношений, судебных тяжбах, брани, скандалах вплоть до физического столкновения. Выйти из такого конфликта сложно, так как все интересы субъектов фо- кусируются на конкретных словах и действиях, упуская из виду ситуацию. Это деструктивный (тупиковый) путь решения конфликта, т.к. каждая сторона, отстаивая свои интересы, не желает замечать и учитывать интересы другой. Конфликтная ситуация, породившая конфликт в этом случае может не решиться никогда, т.к. взаимоотношения заходят в тупик. Здесь могут помочь либо время, либо грамотные посредники. Конструктивное разрешение конфликта имеет положительный эффект, потому что оба субъекта выходят на новый, более высокий уровень отношений, поскольку они научились учитывать интересы другого. Для профилактики объективных причин конфликтов могут быть использованы управленческие методы оптимизации организационно-управленческих условий функционирования организации. Для устранения субъективных конфликтогенных причин необходимо: 1. Владение навыками доброжелательного общения 2. Уметь преодолевать собственное негативное отно Основная задача врача-стоматолога состоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который потенциально возможен во всех общественных отношениях и ситуациях внутреннего выбора, а в умении опознать конфликт и управлять им с целью получения наилучшего результата. Для анализа конкретного конфликта, его динамики важно выделить всех субъектов конфликта, а также субъекта, инициирующего конфликтное действие и доминирующего в этом действии. Причем, это не всегда один и тот же субъект. Спровоцировавший конфронтацию зачастую оказывается не ведущим, а ведомым. Только полностью осознавая ситуацию, можно приступать к ее решению. Легче разрешить конфликтную ситуацию, чем конфликт. Если Вы готовы действовать конструктивно до того, как разгорелись эмоции, а истинные противоречия скрыты за личными оскорблениями и прошлыми обидами: 1. проанализируйте конкретную ситуацию; 2. выберите подходящую стратегию, оцените ее воз 3. примите решение о процедуре разрешения кон Выбираемая стратегия зависит от важности конкретного решения, от оценки нужд и желаний всех субъектов конфликта, от стадии конфликта, а также от характера эмоций, проявляемых в конфликте. В серьезные конфликты всегда вовлечены эмоции участников. Таким образом, одним из первых шагов к разрешению уже разгоревшегося конфликта является снижение порождаемых им отрицательных эмоций, как собственных, так и других людей. Для этого можно использовать вопросы рационально-интуитивного метода, разработанного американским ученым Джини Грехем Скоттом (табл. 1). Таблица 1 Вопросы рационально-интуитивного метода
Продолжение табл.
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ Предупредить конфликты, гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Поэтому профилактика конфликтов не менее важна. Наиболее эффективной формой предупреждения конфликта является своевременное устранение их причин. Деятельность по профилактике конфликтов весьма разнообразна и многоуровнева. Ее могут осуществлять сами участники социального взаимодействия (т.е медицинский персонал, непосредственно общающийся с пациентами), руководители клиники или отделения или специалисты, имеющие специфическую профессиональную подготовку в области конфликтов. На управленческом уровне профилактикой является: — Четкая формулировка требований, правил, кри — Однозначная иерархическая структура и исполь — Сбалансированная система поощрений, исключа — Определение главных целей, формирование об
— Создание благоприятных условий для жизнедея
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1058; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.149 (0.021 с.) |