ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ



Цель исследования: определить уровень эмпати-ческих тенденций.

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование эмпатических тенденций с помощью теста-опросника можно проводить в групповом варианте или предлагать ответить на него одному испытуемому.

Каждому участнику исследования раздается тест-опросник, представляющий собой 33 утверждения, от­ражающих те или иные ситуации, которые могут вы­зывать сочувствие, сопереживание при общении и вза­имодействии с людьми, продуктами их деятельности, живой и неживой природой. Кроме того, каждый полу­чает бланк ответов, представляющий собой нумерацию соответствующих опроснику утверждений и два вари­анта возможных ответов «Да» и «Нет*.

Инструкция испытуемому: «Тест содержит 33 ут­верждения. Прочитайте и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли возникнуть лично у Вас. Если Ваши переживания, мысли, реакции соответ­ствуют тем, что предложены в утверждении, то в блан­ке ответов против соответствующего номера, совпадаю­щего с номером утверждения, подчеркните ответ «Да*, а если они иные, то подчеркните ответ «Нет»

Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, связая ные с заполнением бланка, задайте их исследователю прежде, чем начнете работу по тесту-опроснику.

Если все понятно, приступайте к ответам».

ТЕСТ-ОПРОСНИК

1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый че­ловек чувствует себя среди людей одиноко.


 

2. Люди преувеличивают способность животных по­
нимать и переживать.

3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживать­
ся и открыто проявляют свои чувства.

4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они
сами себя жалеют.

5. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже
начинаю нервничать.

6. Я считаю, что глупо плакать от счастья.

7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.

8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные пе­
реживания.

9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать лю­
дям неприятные для них известия.

10. На мое настроение сильно влияют окружающие ме­
ня люди.

11. Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувствен­
ными.

12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с
общением с людьми.

13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают
необдуманно.

14 Мне очень нравится наблюдать, как люди принима­ют подарки.

15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоб-
рожелателены.

16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама)
расстраиваюсь.

17. Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя
счастливым человеком.

18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то
так переживаю», как будто все, о чем читаю, про­
исходит на самом деле.

 

19 Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то
всегда сержусь или переживаю, негодую.

20 Я могу не волноваться, даже если все вокруг волну­
ются.


21 Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

22. Мне не приятно, если люди вздыхают и плачут,
когда смотрят кинофильм.

23. Чужой смех меня не заражает.

24. Когда я принимаю решение, чувства других людей
на меня, как правило, не влияют.

25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие
чем-то угнетены.

 

26 Я переживаю, если вижу людей, легко расстраива­
ющихся из-за пустяка.

27 Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания жи­
вотных.

 

28. Глупо переживать то, что происходит в кино или о
чем читаешь в книге.

29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных
старых людей.

30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не
сочувствие.

 

31 Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

32 Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к
любому волнению вокруг.

33 Маленькие дети плачут без причин.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.

Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно под­считать количество ответов, совпадающих с «ключом».

Да

1, 5, 7 9 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31

Нет

2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33


Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Да», и по вопросам-утвержде­ниям, предполагающим ответ «Нет».

Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с уче­том возраста и пола респондентов.

 

 

Пол Уровни эмпатических тенденций
высокий средний низкий
Юноши 33-25 24-17 16-8
Девушки 33-29 28-22 21 -22

Если индекс эмпатичности оказался меньше предло­женного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повтор­ном тестировании важно пронаблюдать за реакцией от­вечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диагностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Эмоциональная отзывчивость на переживания Дру­гих, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме со­чувствия или сопереживания, будь то сорадование или совпечатление, связана с умением человека «прони­кать» в чувственный мир других. В разнообразных си­туациях эмоциональный отклик зависит от адекватнос­ти восприятия переживаний людей и эмоций живот­ных, а также от представления о вызвавших их причи­нах. Такая отзывчивость становится побудительной си­лой, направленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать


 


88



влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для ин­терпретации показателей Иэ уровни эмпатических тен­денций у юношей и девушек различаются.

Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди которых степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение пра­вильно «считывать» невербальную информацию о со­стоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т. п, а также от жизнен­ного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.

Следует обратить внимание на тех, кто имеет высо­кий уровень эмпатических тенденций, с коэффициента­ми 30-33, пронаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело в том, что эмоциональ­но отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоисти­чески воспитанные лица, которые пользуются их доб­ротой для реализации собственных целей. Особенно ча­сто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важно умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, се­бялюбием, корыстолюбием других людей.


СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия....................................................................................... 3

Введение ........................................................................................................ 5

Основы конфликтологии........................................................................... 12

Типология конфликтов............................................................................... 15

Динамика конфликта ................................................................................ 23

Субъективные причины возникновения конфликтов.

Эмоции и развитие конфликта ............................................................ 27

Тактика поведения в конфликтных ситуациях..................................... 36

Типы поведения в конфликтной ситуации ................................. i....... 37

Профилактика конфликтов....................................................................... 46

Условия эффективного общения ....................................................... 48

Барьеры общения ................................................................................ 56

Страхование профессиональных рисков врачей-стоматологов....... 66

Библиографический список ........................................................................ 81

Приложение................................................................................................. 82

Тест описания поведения в конфликтной ситуации (К.Томаса) 82
Исследование эмоциональной отзывчивости .................................... 86


Гл. редактор — СЕ. Шорин

(e-mail: sergeyshorin@rambler.ru)

Техническое редактирование и верстка — ВЛ. Сысыкина

Подписано в печагь 24.04.2005. Формат 84x108 1/32.

Бумага офсетная № 1. Гарнитура Literaturnaya Печать офсетная. Печ. л. 2, 875. Тираж 1000 экз. Заказ 1197.

Международная издательская группа «Медицинская книга» 119049, Москва, Ленинский пр., 4, стр. 1А.

Отпечатано в Международной издательской группе «Медицинская книга», 119049, Москва, Ленинский пр , 4, стр. 1А



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.2.4 (0.01 с.)