Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование эмоциональной отзывчивости↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель исследования: определить уровень эмпати-ческих тенденций. ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ Исследование эмпатических тенденций с помощью теста-опросника можно проводить в групповом варианте или предлагать ответить на него одному испытуемому. Каждому участнику исследования раздается тест-опросник, представляющий собой 33 утверждения, отражающих те или иные ситуации, которые могут вызывать сочувствие, сопереживание при общении и взаимодействии с людьми, продуктами их деятельности, живой и неживой природой. Кроме того, каждый получает бланк ответов, представляющий собой нумерацию соответствующих опроснику утверждений и два варианта возможных ответов «Да» и «Нет*. Инструкция испытуемому: «Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли возникнуть лично у Вас. Если Ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ «Да*, а если они иные, то подчеркните ответ «Нет» Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, связая ные с заполнением бланка, задайте их исследователю прежде, чем начнете работу по тесту-опроснику. Если все понятно, приступайте к ответам». ТЕСТ-ОПРОСНИК 1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.
2. Люди преувеличивают способность животных по 3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживать 4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они 5. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже 6. Я считаю, что глупо плакать от счастья. 7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей. 8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные пе 9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать лю 10. На мое настроение сильно влияют окружающие ме 11. Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувствен 12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с 13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают 14 Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки. 15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоб- 16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) 17. Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя 18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то
19 Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то 20 Я могу не волноваться, даже если все вокруг волну 21 Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему. 22. Мне не приятно, если люди вздыхают и плачут, 23. Чужой смех меня не заражает. 24. Когда я принимаю решение, чувства других людей 25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие
26 Я переживаю, если вижу людей, легко расстраива 27 Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания жи
28. Глупо переживать то, что происходит в кино или о 29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных 30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не
31 Я очень переживаю, когда смотрю фильм. 32 Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к 33 Маленькие дети плачут без причин. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого. Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих с «ключом».
1, 5, 7 9 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33 Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Нет». Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов.
Если индекс эмпатичности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повторном тестировании важно пронаблюдать за реакцией отвечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диагностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ Эмоциональная отзывчивость на переживания Других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания, будь то сорадование или совпечатление, связана с умением человека «проникать» в чувственный мир других. В разнообразных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать
88 влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для интерпретации показателей Иэ уровни эмпатических тенденций у юношей и девушек различаются. Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди которых степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно «считывать» невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т. п, а также от жизненного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий. Следует обратить внимание на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических тенденций, с коэффициентами 30-33, пронаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоистически воспитанные лица, которые пользуются их добротой для реализации собственных целей. Особенно часто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важно умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, себялюбием, корыстолюбием других людей. СОДЕРЖАНИЕ Вместо предисловия....................................................................................... 3 Введение........................................................................................................ 5 Основы конфликтологии........................................................................... 12 Типология конфликтов............................................................................... 15 Динамика конфликта................................................................................ 23 Субъективные причины возникновения конфликтов. Эмоции и развитие конфликта............................................................ 27 Тактика поведения в конфликтных ситуациях..................................... 36 Типы поведения в конфликтной ситуации................................. i....... 37 Профилактика конфликтов....................................................................... 46 Условия эффективного общения....................................................... 48 Барьеры общения................................................................................ 56 Страхование профессиональных рисков врачей-стоматологов....... 66 Библиографический список........................................................................ 81 Приложение................................................................................................. 82 Тест описания поведения в конфликтной ситуации (К.Томаса) 82 Гл. редактор — СЕ. Шорин (e-mail: sergeyshorin@rambler.ru) Техническое редактирование и верстка — ВЛ. Сысыкина Подписано в печагь 24.04.2005. Формат 84x108 1/32. Бумага офсетная № 1. Гарнитура Literaturnaya Печать офсетная. Печ. л. 2, 875. Тираж 1000 экз. Заказ 1197. Международная издательская группа «Медицинская книга» 119049, Москва, Ленинский пр., 4, стр. 1А. Отпечатано в Международной издательской группе «Медицинская книга», 119049, Москва, Ленинский пр, 4, стр. 1А
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.36 (0.011 с.) |