Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоциональная регуляция мыслительной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эмоции отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта (А.Н.Леонтьев). Важная роль эмоц.процессов в познании была отмечена давно Выделяли такие интеллектуальные чувства, как сомнение - интеллектуальная тревожность, уверенность, догадку, удивление, удовольствие, а также, интеллектуальная агрессия, интеллектуальная фрустрация. При этом широкое распространение получила точка зрения, согласно которой эмоции имеют лишь негативное виляние на познание, искажая отражение реальности (пример, аутистическое мышление). Имела место попытка ввести специальное понятие “эмоциональное мышление” (Г.Майер), которое отличается от “судящего мышления” по ведущей роли в нем практических потребностей: фокус сосредоточен на практической цели, а познание является лишь побочным средством (т.е. понятие близко к “практическому мышлению” по Теплову). Эмоциональное мышление разделялось Майером на “аффективное” (сюда относится эстетическое и религиозное мышление) и “волевое”. Религиозные акты мысли являются, т.о., аффективными умозаключениями, формирующимися в результате непосредственного оценивания известных фактов, вызванного желанием достичь известных благ и избежать известных зол. В отечественной психологии преодолен традиционный разрыв между познавательными (мышление) процессами и эмоциями (и мотивами): положение о единстве интеллекта и аффекта Выготского, о психическом процессе как единстве интеллектуального и эмоционального Рубинштейна, положение Леонтьева о том, что мышление как деятельность имеет аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность.
Интеллектуальные эмоциональные процессы рассматриваются в рамках: 1. возникновения хода решения 2. как детерминанту 3. их регулирующей функции 4. проблемы смены эмоциональных состояний в ходе решений.
Исследование исходного эмоционального состояния на эффективность решения. Хоббе До начала мыслительного процесса испытуемый приводится в определенное эмоциональное состояние и затем дается задание и делается вывод об эффективности по скорости и правильности решения задания. Результат: Работает закон Иеркса-Додсона.
Эксперименты Виноградова Ю.Е. (конец 60 гг.) Обнаружен феномен эмоционального решения. Эвристическя функция эмоций. 1. В опытах использовались шахматные этюды, в которых формулировалось требование "Выигрыш". → При переосмысливании исходной ситуации и перехода к формированию второго объективно верного общего замысла возникает яркая положительная эмоциональная активация, предшествующая моменту перехода. Эмоциональное предвосхищение действия или последовательности действий является необходимым механизмом для их принятия субъектом в качестве "правильного". 2. → Перенос опыта из одной ситуации в другую осуществляется не только на логической, но и на эмоциональной основе. Эмоциональный опыт − один из механизмов наведения на решение. Эмоциональный опыт влияет на переструктурирование задачи в процессе ее решения. Исследования роли эмоциональной активации в структуре решения задач. Цель: выявить отношения между мышлением и эмоциями в фазе рождения замысла решения. Изучалось творческое мышление на примере решения шахматных задач (на постановку мата в 1-2 хода), которое требовало отказа от шаблонных схем. Процесс решения отчетливо членится на 2 фазы: нахождение основной идеи решения и доказательства ее правильности (расчет вариантов). Индикатором состояний эмоциональной активации служила КГР. Инструкция: решать задачу, рассуждая вслух. Время решения ограничивалось 30 мин. Передвигать фигуры не разрешалось. Испытуемые: шахматисты 1-го разряда, специально отобранные по показателям начального уровня КГР. Путем визуального наблюдения исключались случаи изменений КГР, вызываемых посторонними причинами. После эксперимента испытуемый давал развернутый письменный отчет о возникающих у него эмоциональных состояниях и о процессе поиска решения задачи. Общая динамика изменения КГР: при волнении кривая характеризуется хаотическими колебаниями, в спокойном состоянии - имеет плавный характер с направленность в сторону повышения. Специальному анализу был подвергнут феномен резкого падения сопротивления кожи. Проверка связи падений КГР с переживаниями эмоционального возбуждения: проведены эксперименты, в которых в момент наступления выраженных переживаний возбуждения испытуемый нажимал на кнопку. Доказано строгое совпадение резких изменений КГР и подачи сигнала. Тип умственной деятельность (поиск идеи или технический расчет вариантов) проявляется в особенностях кривой: падения особенно выражены при поиске новой идеи; если общая схема решения ясна испытуемому с самого начала – падения минимальны (следовательно, эмоциональная активация (ЭА) связана прежде всего с творческим звеном мыслительной деятельности).Причем, ЭА закономерно предшествует называнию нового принципа действия. Состояние ЭА появляется практически одновременно с произнесением междометий (“Ага!”, “Ой!” и т.п.), которые на несколько секунд опережают называние испытуемым решения. Речевые высказывания, следующие за междометьем перед называнием решения представляют собой сигналы самоостановки (“стоп-стоп”), обозначают состояния приближения к неосознанной идее (“так-так”), констатацию неясного результата поиска (“что-то мелькнуло”, “кажется, нашел”), выражение сомнения или необходимости попробовать. Это свидетельствует о продолжении поиска в интервале между состоянием ЭА и называнием конкретного действия. ЭА выступает как предвосхищение принципа решения. Т.о., феномен предвосхищения имеет 3 разновидности: словесно-оформленные предвосхищения, предвосхищения на уровне невербального поиска и эмоциональные предвосхищения. Состояние ЭА, “чувство близости решения”, предшествует во времени даже появлению неопределенных речевых оценок (испытуемый еще не уверен в правильности, а сопротивление кожи уже падает). Эмоциональная реакция дважды опережает выдачу решения на речевом уровне: называние готового решения (иногда на десятки минут) и называние вероятной гипотезы (на несколько секунд). Момент появления “эмоционального решения” делит процесс на две разнородные фазы: после него происходит фиксация зоны поисков, уменьшение ее объема, фиксация направления исследования, изменение характера поисковых действий. Следовательно ЭА выполняет регулирующую функцию. При решении происходи явление сдвига эмоциогенных зон: существование одной подготавливает появление другой и само эмоциональное решение задачи. Наблюдается нарастание эмоциональной окраски одного и того же действия, упоминаемого в разных попытках (кумуляция ранее появившейся окраски хода). В ходе проверки найденного принципа решения испытуемый может работать в неверном направлении, однако, после отрицательной оценки неудачного направления, он возвращается не к начальной ситуации задачи, а к некоторому критическому эмоционально-окрашенному пункту. Т.о. эмоциональные состояния выполняют эвристические функции – выделяют зоны, определяющие не только развитие поиска в глубину, но и возврат к определенному пункту. В задачах, где испытуемый находил верное решение, объективно критические моменты, наиболее ценные преобразования ситуации, выступали для него и как субъективно ценные действия, что выражалось в их эмоциональной окраске. Субъективные ценности выступают как отражение объективной ценности элементов. В случаях, когда испытуемый не мог решить задачу и в отчете писал, что чувствовал вялость, незаинтересованность, запись КГР показала отсутствие периодов ЭА. В специальной серии экспериментов рассматривалось, как повлияет на продуктивность деятельности искусственно вызванное состояние без эмоций. Инструкция: проговаривать процесс решения равнодушно и монотонно. Для этого приходилось “гасить” эмоции. Были получены “плоские” записи, задачи не были решены и были оценены как трудные. В процессе приспособления к условиям некоторые испытуемые переходили к тактике угадывания решения без аналитической поисковой работы: ни одна из догадок не была правильной. Контрольные эксперименты с задачами, не требующими творческой работы (операции сложения и вычитания двух- и трехзначных чисел в уме) показали, что здесь деятельность не нарушается, КГР носит уплощенный характер с тенденцией к повышению. Факт закономерного предшествования состояний ЭА говорит о том, что они включены в сам процесс поиска решения, состояние ЭА выступает как некоторый неспецифический сигнал “остановки”, как указание на то, “где” должно быть найдено решение, оно выступает как неконкретизированное предвосхищение принципа решения (или окончательного решения) и переживается испытуемым как “чувство близости решения”. Нахождение принципа решения задачи само является двухфазным: сначала выделение приблизительной области, затем – самого принципа. Само состояние ЭА подготавливается предшествующими кумуляцией эмоций и сдвигами эмоциогенной зоны.
Другими словами этот эксперимент Был обнаружен феномен эмоционального решения. Регулирующая функция эмоций. Падение КГР – критерий найденного эмоционального решения. Это эмоциональное решение начинает получать эмоциональную окраску – нет еще предметности, но индивид уже знает как решать задачу. Дальше идет развертка процесса вербализации, т.е. инсайт развернут во времени и не наступает сразу. Вербализованное решение появляется в сознании как на пленке. Эффект накопления эмоциональных процессов, связанных с определенной предметностью называется кумуляцией эмоций. Кумуляция эмоций – это подготовка к нахождению идей, к инсайту. Кроме накопления, они дальше определяют стратегию движения.
Момент возникновения состояний эмоциональной активации приурочен к критическим моментам процесса решения задачи, к выявлению в ходе умственной работы нового принципа действий, нового направления поисков. Сопоставление динамики КГР и речевого рассуждения испытуемого показало, что состояния эмоциональной активации не просто "приурочены" к называнию нового принципа действия, но закономерно предшествуют ему. Состояние эмоциональной активации проявляется в двух индикаторах: § произнесении междометий § падении сопротивления кожи Феномен предвосхищения мыслительной деятельности имеет по крайней мере три разновидности: § словесно оформленные предвосхищения § предвосхищения на уровне невербализованного поиска § эмоциональные предвосхищения Состояния эмоциональной активации, как правило, опережают словесное формулирование принципа решения задачи, направления дальнейших поисков, словесную оценку очередной попытки решения и называние окончательного решения мыслительной задачи.
Операциональные исследовательские смыслы или невербализованный операциональный смысл (Телегина) – психическое отражение, новая единица безсознательного, отличная от установки и побочных продуктов деятельности. Появляются в результате переобследования одних и тех же элементов ситуации и включение одного и того же элемента в различные системы взаимодействия. Обнаружены при исследовании функций движения глаз в мыслительной деятельности (название лучшего шахматного ходе за белых (или за черных) в данной ситуации). в результате различных невербальных исследовательских действий один и тот же элемент ситуации выступает для испытуемого по-разному на разных этапах периода, предшествующего выбору одного практического действия. Форму психического отражения назвали невербализованным операциональным смыслом − явление индивидуального психического отражения, не совпадающее полностью с объективным значением элемента, с фиксированным в общественном опыте его значением, отличное от личностного смысла объекта, обусловленного мотивацией деятельности, и от перцептивного образа. Эксперимент на эмоциональное закрепление. Как эмоциональные следы (прошлый опыт) влияет на решение задачи? Когда испытуемый находил решение и это подкреплялось положительной оценкой (молодец, до тебя никто не смог решить), то проходило закрепление хода положительным эмоциональным состоянием. В следующей задаче испытуемый начинает с того же хода, закрепленного положительной эмоцией, но когда в данной задаче такой ход оказывается неправильным, то субъект постепенно отказывается от него. Взаимодействие возникающих эмоций в новой деятельности и старых эмоций, закрепленных в прошлой деятельности происходит так: Сдвиг эмоциональных оценок происходит постепенно. Новые эмоциональные оценки сначала не могут победить более сильные старые, но в процессе накопления новых эмоций субъект отказывается от старого эмоционального следа. Старый эмоциональный опыт преодолевается только при получении нового опыта! Эксперимент Клочко. Феномен эмоционального обнаружения проблемы. Дается текст заключающий в себе скрытое противоречие (о реке, которая сначала спускается с горы, а затем медленно на нее взбирается). Исследовалось, увидит ли испытуемые противоречие. Ставились последовательно три мнимые цели: – проверить грамотность текста. Если испытуемый не обнаруживает противоречие то следующая инструкция – запомнить текст с одного раза. Если опять не обнаруживает – найти противоречие в тексте. Результат: Выделились три группы одна – не замечали противоречия, КГР не падало, и пересказывали текст после второй инструкции как есть. У других испытуемых деятельность останавливалась при пересказывании, резко падала КГР, возникало эмоциональное сомнение. Из тех, кто зафиксировал сомнение – одни интуитивно обходили его, снимали его, другие – говорили, что здесь что-то не так. Они не могли сказать, что не так. В этом случае возникало эмоциональное обнаружение проблемы, но оно не завершилось осознанной аргументацией. Эмоциональное решение – это механизм интуиции он не логичен и не гармоничен. Эмоциональная память. Используя методику наводящих задач, Ю. Е. Виноградов сделал предположение: при предворительном закреплениинаводящей задачи, наводящий эффект будет иметь место и при последующем решении основной задачи. Вывод: Эмоциональное закрепление принципа решения, содержащегося в наводящей задаче, способствует его актуализации при решении основной задачи, свертывет попытки при решении задач. → Имеет место одно из проявлений аффективной памяти (аоперативной). ЕЩЕ: При отрицательном эмоциональном подкреплении наводящей задачи, испытуемый, решая её, после аналогичную основную задачу решить не мог. Эмоции и невербальный смысл В проведенном нами исследовании совместно с И.А. Васильевым была выдвинута гипотеза о тесной связи интеллектуальных эмоций с процессами, происходящими на неосознанном и невербализованном уровне. Использовалась методика, позволяющая одновременно регистрировать (циклография) осязательную активность, речевое рассуждение и психофизиологические индикаторы эмоциональной активацми. В экспериментах испытуемые в речевых рассуждениях не называют своих эмоциональных состояний, поскольку последние не являются предметом их осознания. О возникновении эмоций свидетельствуют восклицательные междометия, интонации и вегетативные сдвиги. В словесных отчетах перед испытуемыми ставилась прямая задача на осознание качества и интенсивности эмоциональных состояний, а также их связи с определенными этапами процесса решения задач. Условием возникновения интеллектуальных эмоций является развитие невербализованных операциональных смыслов элементов. Исследование показало, что есть два типа переходов от невербализованного отражения к вербализованному: § без опосредствующего включения эмоциональной активации; в этих случаях происходит изменение формы отражения без изменений в мотивационной сфере субъекта (преобразования как бы не затрагивают субъекта и осуществляются в операциональном плане) § превращение невербализованных отражений в вербализованные опосредствовано включением эмоциональных механизмов. Исследования Ю. Н. Кулюткиным эмоциональной регуляции мышления. Гипотеза о взаимодействии положительных и отрицательных эмоций. Эмоциональная оценка выраба тывается с точки зрения общего замысла решения, а не в связи с отдельными пробами поиска. Отрицательная эмоциональная оценка возникает лишь тогда, когда не воплощается замысел решения в целом, тогда как отдельные неудачные пробы могут не вызвать отрицательного эмоционального переживания. Исследование О. С. Копиной эмоциональной регуляции мыслительной деятельности в условиях различной мотивации. Три структуры деятельности: § с доминированием внешнего результативного мотива и постановки конкретных целей § с доминированием внутреннего результативного мотива и постановки общих целей § с доминированием внутреннего качественно-процессуального мотива и образования целевых структур, включающих общие и конкретные цели Им свойственны разные типы эмоциональной регуляции, характеризующиеся различным местом эмоциональных явлений в системе внутренней регуляции. Роль эмоциональных процессов в регуляции возрастает при переходе от первого к третьему варианту деятельности. В зависимости от структуры деятельности личностным смыслом повышенной значимости могут обладать либо результативный аспект деятельности, либо предметно-процессуальный аспект деятельностиСпецифическая направленность эмоций проявляется в различии компонентов (промежуточные цели и результаты, примене ние тактических приемов) процесса решения задач, оцениваемых как успешные и неуспешные, и в соотношении предвосхищающих и констатирующих эмоциональных оценок. В различных структурах деятельности по-разному функционируют такие механизмы эмоциональной регуляции, как эмоциональное закрепление, наведение, коррекция. Остальные опыты мы не находим возможным критиковать, т.к. представленная нам по ним информация неполна и не дает развернутого представления о ходе эксперимента. МЫШЛЕНИЕ И ЦЕЛЕ0БРА30ВАIIИЕ Методологические основы для конкретного психологического изучения целенаправленных сознательных действий человека: § целенаправленность действий отличает общественную жизнь человека от процессов, происходящих в природе § сами цели обусловлены внешними условиями, законами их изменения, познавая которые человек приобретает возможность использовать эти законы для достижения своих целей § отсутствует полное совпадение целей и результатов че ловеческих действий
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 2059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.153 (0.009 с.) |