Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология душевных волненийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Непосредственный опыт состоит из: 1) объективного содержания; 2) испытующего субъекта. Соответственно 2 рода психических элементов: 1) ощущения (пр. боль, тепло, свет); 2) простые чувства ( пр. веселые, мрачные чувства). Общее между ними: качество и интенсивность. Различия между ними: 1. Ощущения имеют отношение к многообразным объектам, чувства – к единому объекту. 2. Многообразие ощущений распадается на несколько отделенных друг от друга систем, между элементами которых нет никаких отношений по качеству (разные по качеству ощущения – диспарантные ощущения: тон и цвет, давление и тепло). Все простые чувства образуют одно целое связное многообразие, одно чувство опирается на другое. 3. Многообразие простых чувств больше, чем многообразие ощущений.
Простые чувства.
Их можно подразделить на три измерения, как бы расположить на трех осях с положительным и отрицательным полюсами (представь геометрическую трехмерную систему координат): Многообразие чувств можно символически изобразить посредством геометрического построения, данного на рис. 1. В промежутке апс размещены по порядку чувства, разложимые на удовольствия и возбуждения, в and чувства, разложимые на удовольствие и успокоение и т. д. В пространстве, ограниченном линиями па, пс и пе, будут распределены те чувства, которые содержат одновременно удовольствие, возбуждение и напряжение и т. д. возбуждение – успокоение; удовольствие – неудовольствие; разрешение – успокоение. Одна точка в этом трехмерном пространстве – чувство, переживаемое субъектом мгновенно. Также есть понятие течения чувства, то есть определенное перемещение этой точки, соответственное изменение значений по координатным осям. Можно наглядно изобразить общую зависимость чувственного тона от интенсивности ощущения следующим образом (рис. 3). Абсциссы... будут обозначать величины раздражения или соответствующие им абсолютные величины ощущения. Свойства. А) Простые чувства – самостоятельно существующие чувства, более не разложимые (!). Если вдруг при анализе чувства мы можем разложить его на что-то еще, то речь уже идет не самом чувстве, а его свойствах (интенсивность и качество). Б) компоненты эмоционального качества (термин Вундта) – качество как точка эмоциональной непрерывности на осях, качество может характеризоваться одной, двумя или тремя осями сразу, по-разному бывает.
Чувственный тон – краткое обозначение простых чувств, которые мы испытываем в зависимости от определенных ощущений. Можно ли построить график зависимости чувств от ощущений? Он очень сложен. Но мы можем предположить зависимость чувств удовольствия – неудовольствия от ощущений. Кратко: ощущение слишком мало – чувств нет, порог ощущения – удовольствие, ощущение растет – удовольствие растет, ощущение нарастает еще больше – удовольствие уменьшается, падает до нуля и превращается в неудовольствие. Возбуждение – успокоение тоже зависит от качества ощущений, в особенности цвета и звуки: красный цвет возбуждает, фиолетовый – успокаивает. Вундт говорит о том, что противоположности здесь выбраны ассоциативно, в зависимости от чувств, вызываемых ощущениями, т. е. градация ощущений была вторичной после осмысления чувств, вызываемых этими ощущениями. Напряжение-разрешение. Здесь тоже играет роль качество ощущений, но большее (!) значение приобретает временное течение. Эти чувства связаны с центральной частью (состояние внимания, апперцепция, вытеснение лишнего) тех простых процессов сознания, субъективными дополнениями которых являются простые чувства. Принцип единства. Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элементы чувств объединяются в одну единую равнодействующую чувства, не может быть в сознании двух одновременных представлений. Более того, простые чувства перестают осознаваться по отдельности, они вносят свою эмоциональную окраску в общее впечатление или отступают на второй план. Общее впечатление Вундт называет цельным чувством или равнодействующей силой чувств, состоящими из частичных чувств. Он описывает принципы иерархии. Принцип градации – цельное чувство содержит в себе одно господствующее частичное чувство, которое и придает ему основной характер. Принцип ценности целого: цельное чувство - не просто сумма частичных чувств, это нечто большее, уникальное (благодаря господствующему частичному чувству), нечто, сильно окрашенное эмоционально. При сложении чувств эмоция тоже растет.
«Ощущения и простые чувства представляют собой объективные и субъективные элементы одного и того же состояния сознания. Чувство есть реакция центральных функций сознания, т. е. апперцепции, на отдельные переживания в сфере сознания.» Вундт говорит о том, что представление (чувство и эмоция) и ощущение могут быть разорваны во времени. Обычно представление и апперцепция слишком близко друг к другу во времени, что для нас как бы сливаются воедино. Но при воспоминаниях мы можем заметить этот временной промежуток. Например, радостное настроение – субъект начинает думать о приятных вещать, вспоминать море, солнце. Или при слове «бездна» - сначала негативная эмоция, дискомфорт, а потом – воспоминание о картине, изображающей бездну.
Аффекты. Аффекты - это формы течения чувств, связанные с представлениями, причем изменения представлений благодаря этой связи усиливают аффекты. Замкнутый круг. Как бы чувство в динамике, усиленное представлением до сильной эмоции, то бишь усиленное до аффекта. Каждое более сильное чувство ведет к аффекту. Также аффекты находятся между чувствами и волевыми процессами. Сам аффект не имеет качественной окраски, которая всецело принадлежит чувствам составляющим его и представлениям. Аффекты в начальной стадии их развития субъективно похожи, представления тут отступают, затем пауза, а потом уже происходит наплыв представлений, которые и дают ему силу, окрашивают. Аффект более высокая ступень, чем чувства (здесь важную роль играют представления). По временному течению и характеру возбуждения-угасания Вундт делит аффекты на: - тип быстро возрастающего и медленно спадающего аффекта; - тип медленно возрастающего и сравнительно быстро спадающего аффекта; - возобновляющийся тип (эмоция скачет, но в рамках одного полюса положительного или отрицательного хорошо - очень хорошо); - колеблющийся тип (эмоция скачет в разных полюсах хорошо – плохо). каждая из двух противоположных основных форм будет иметь два существенно различных типа форм течения: тип быстро возрастающего и медленно спадающего и тип медленно возрастающего и сравнительно быстро спадающего аффекта Рис. 4; 2 типа стенической формы: Тип А, а также и подобный ему отрицательный тип соответствует всем аффектам, которые происходят от внезапного восприятия извне: это, следовательно, самая обыкновенная форма аффекта, особенно аффектов восприятия, которые возникают, например, при виде какого-нибудь предмета или при получении известия. Сюда же: гнев и испуг, причем первый возбуждающего, а второй угнетающего характера. Тип В: аффекты − настроения, которые вырастают понемногу из внутренних мотивов, особенно из размышлений с сопровождающими их чувствами. Эти аффекты – удовольствие, надежда или при отрицательной кривой – забота, горе, печаль. Если аффект длится более продолжительное время, то эти простые формы течения осложняются, так что получается не одно связное движение вверх и вниз, а возобновляющееся несколько раз или даже перемещающееся движение аффекта, а в некоторых случаях даже движение, колеблющееся между двумя противоположными настроениями. Возобновляющийся тип С: Колеблющиеся аффекты, переходящие от возбуждения к угнетению и обратно, принадлежащие к типу D, бывают основаны или на причинах, специально вызывающих аффекты, или же на особенном расположении души. Волевые процессы. Иногда аффект заканчивается чувством отличным от того чувства, что его составляло, другими словами, просто исчезает сам аффект. Это изменение и есть волевое действие. А сам аффект вместе превращается в волевой процесс. Таким образом, волевой процесс – это еще более высокая ступень, надстройка (чувство-аффект-волевое действие).
Волевой мотив состоит из: чувств и представлений, непосредственно подготавливающих волевое действие, где чувства – это основа воли, а представление – побудительная причина воли. Простые волевые процессы – там, где действует один волевой мотив; заканчивается импульсивным действием. Сложные волевые процессы – борьба нескольких мотивов, вычленение главного мотива; заканчивается произвольным действием.
Начальная стадия волевого процесса не отличается особо от аффекта, но затем аффект слабеет, так как чувства борются друг с другом, тормозят друг друга. На конечных стадиях волевого процесса возникают чувства простого и обдуманного решения (разница между простым и обдуманным - в интенсивности). И волевой процесс движим уже не тем чувством, которое его вызвало, хотя о полном исчезновении аффекта говорить нельзя. Это ослабление аффектов относится к психическим процессам области интеллектуального развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 927; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.57 (0.008 с.) |