Принципы подлинной периодизации. Выготский 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы подлинной периодизации. Выготский



Внутреннее изменение самого развития. Развитие – непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. С материалистической точки зрения – развитие – это процесс, характеризующийся единством материальной и психической сторон, единством общественного и личного. Критерий возраста – новообразования, которые характеризуют сущность каждого возраста. Новообразование – новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Структура возраста:

1. Центральное новообразование – ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг него группируются частные новообразования. Процессы развития, связанные с центральным новообразованием – центральные линии развития, другие – побочные. Центральные и побочные линии могут от возраста к возрасту меняться местами (речь – центральная в раннем детстве, побочная в школьном). 2. Социальная ситуация развития – своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Изменения в сознании возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Но затем новая структура сознания (вследствие развития новообразований) приводит к новому восприятию внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций. Ребенок стал другим существом – необходимо должна измениться социальная ситуация развития (ССР).

Динамика развития:

Структура и динамика возраста. изменения могут происходить резко, критически, и могут происходить постепенно, литически. Стабильные периоды – нет резких сдвигов, микроскопические изменения личности. Кризис – за короткий срок резкие и кардинальные сдвиги, меняется весь в целом. Границы не отчетливы, резкое обострение кризиса. Обнаруживается трудновоспитуемость ребенка.

Основной закон динамики возрастов. Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование ССР, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени.

Движущая сила – обучение.

Развитие в отечественной психологии

Системная детерминация личности

«Л ≠ И, это особое качество, к-рое приобретается человеком в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается...

Иначе говоря, Л есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого кач-ва явл. вполне чувственный, телесный индивид...» (А.Н.Леонтьев).

В схеме системной детерминации Л выделяют три момента: индивидные св-ва ч-ка как предпосылки развития Л, социально-исторический образ жизни как источник развития Л и совместная деятельность как основание осуществления жизни Л в социальном мире. Поиск «двигателя», дающего начало активности личности, необходимо искать в тех рождающихся в процессе потока ДД противоречиях (подчеркивание моё – В.Е.), которые и являются движущей силой развития Л. (А.Г.Асмолов).

Л – образование, возникающее благодаря вхождению каждого конкретного индивида в обществ. отн-я и интериоризации этих отношений. Необходимые и достаточные критерии сформировавшейся Л (по Л.И.Божович): 1) в мотивах ч-ка сущ-ет иерархия: он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого (субъект способен к опосредованному поведению). Предполагается, что «ведущие» мотивы социально значимы. 2) способность с сознательному руководству собственным поведением (на основе осознанных мотивов-целей и принципов), что предполагает наличие самоСо как особой инстанции Л.

Л формируется путем усвоения, или присвоения, индивидом общественно выработанного опыта. Гиппенрейтер: это не просто усвоение, а проживание, или переживание, ведь тут возникают новые мотивы, соподчиняются, трансформируются...

Этапы формирования Л: «Л рождается дважды» (А.Н.Леонтьев):

1) дошкольный возраст (возникает иерархия мотивов – см. критерий 1).

2) подростковый возраст (стремление и способность осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению – см. критерий 2).

Стихийные механизмы формирования личности (действуют в процессе опредмечивания потребности в общении):

1) сдвиг мотива на цель.

2) идентификация. Процесс И. происходит обычно бессознательно. Дети, которые мало играют в ролевые игры, хуже адаптируются.

3) освоение социальных ролей. СР – функциональная позиция, к-рую занимает ч-к по отн-ю к другим людям, характеризуется совокупностью прав и обязанностей. Ч-к «срастается» с ролью – происх-т трансформация мотивов.

А.Н.Леонтьев

Развитие ребенка надо изучать исходя из анализа развития его деятельности. На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Ведущая деятельность: 1. Деятельность, в которой формируются главные новообразования; 2. Формируются и закладываются основы будущей личности; 3. Закладываются основы следующей ведущей деятельности.

Движущая сила – Д.

Эльконин.

Все ведущие деятельности, если абстрагироваться от конкретного содержания, распадаются на два вида: 1. Формирующие и развивающие преимущественно познавательную сферу (знания, умения, как достичь чего-либо, сфера «ребенок- общественный предмет); 2. Способствующие развитию потребностно-мотивационной сферы (что важно, к чему стремиться, человек определяется в отношении целей жизни, сфера – «ребенок – общественный взрослый»).

1. Младенчество – ведущая деятельность – общение в непосредственно–эмоциональной форме. Внутри нее формируются ориентировочная и сенсорно-манипулятивные действия. Рост потребностей за счет общения со взрослым. Но к концу первого года потребностей стало больше, но не развивались возможности их удовлетворения. Развитие широкой ориентации ребенка в окружающей среде. Кризис 1-го года. Новообразования – ходьба и первое слово. Разрыв системы «мы». Ребенок автономизировался. Мир стал более доступен и непосредственен. Ребенок открыл для себя предметный мир. 2. Предметно-орудийная деятельность. Освоение физического мира. освоение общественно выработанными способами. Общение стало по поводу предметной деятельности. Взрослые раскрывают для ребенка общественные формы действования с предметом. К концу раннего детства ребенок «сам может все». И теперь он хочет быть равноправным взрослым. Он считает, что стал таким же как и они. Кризис 3-х лет. Для него идеальной формой становится мир взрослых. но непосредственно в мире взрослых он жить не может. 3. Реальный и идеальный мир ребенка не совпадает. Модель идеального – сюжетно-ролевая игра. В ней происходит ориентация в фундаментальных смыслах человеческой деятельности. Формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У ребенка происходит оценка того, что он недостаточно вооружен для полноценной жизни. Нарабатывается учебная мотивация. Ребенок понимает, что ему надо учится. Он еще маленький. Кризис 7 лет. 4. Учебная деятельность. Деятельность направлена на усвоение новых знаний. Происходит формирование интеллектуальных и познавательных сил. По окончании этого периода наступает подростковый кризис, а мир взрослых все еще для него закрыт. Негативное отношение ко взрослым и ребенок уходит в круг сверстников. Кризис 13. 5. Подростковый возраст. Интимно-личностное общение. Формирование самосознания, нравственное развитие, планы будущего, самоопределение. Происходит воспроизведение в отношениях между сверстниками тех отношений, которые существуют между взрослыми. Отношения строятся на основе определенных морально-этических норм. Внутри этой деятельности формируются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Благодаря этому возникают новые задачи и мотивы дальнейшей собственной деятельности. 6. Старший школьный возраст. Учебно-профессиональная деятельность. На основе сформировавшихся жизненных смыслов, человек выбирает себе ведущую деятельность. Но разнообразие этих деятельностей обусловлено социальной средой. У некоторых людей продолжается это движение – рост потребностей, приобретение возможностей (присвоение общественного опыта). Кризис 17. Но в зрелом возрасте может наступить этап отдачи обществу своего опыта. Концепцию Эльконина можно рассмотреть в плане Леонтьевского сдвига мотива на цель. Сначала были какие-то мотивационные образования. Затем ставилась определенная цель (достижение инструментальной оснащенности для удовлетворения потребностей), т.е. происходила передача цели мотивационных свойств. Достижение этой цели включало человека в новые социальные отношения, под воздействием которых происходит формирование мотивационных отношений и т.д. (т.е. сдвиг мотивации к некоторой жизненной цели).

Движущая сила Д.

Божович:

два основания периодизации: ССР и новообразования. ССР = внутренние процессы развития + внешние условия развития. ССР – не однонаправленное воздействие среды на ребенка, существует внутренняя позиция ребенка (отношение к ожиданиям, требованиям и нормам). В новообразовании личности две компоненты: центральное новообразование и соответствующая ему потребность. 1. Младенчество: ССР: беспомощность, зависимость от взрослого + деятельность опосредуется взрослым. Новообразования: аффективно-заряженные представления + потребности стали опосредованны памятью. Ребенок стал хотеть не непосредственно то, что предоставляет ситуация, а на основе своих аффективно-заряженных переживаний. Структура сознания поменялась: на смену доминирования восприятия пришла память. 2. Раннее детство: ССР: самостоятельная деятельность + требования взрослого. Новообразования: система Я (дифференциация Я – другие) + потребность в самоутверждении. Ранее ребенок стал субъектом, а сейчас осознал, что он субъект (т.е. ранее выделил себя среди предметного мира, а сейчас поставил себя в социальный мир). Критерий появившегося самосознания: явное демонстрирование самооценки (ребенок расценивает себя хорошим или плохим в зависимости от действий). 3. Дошкольное детство: новообразование: внутренняя позиция, по отношению к социуму + потребность в новой жизненной позиции. 4. Младший школьный возраст: ССР: осознание своего социального Я + новая система социальных требований. Не выделяет личностных новообразований, т.к. все в когнитивном развитии (развитие абстрактно-логического мышления). 5. Подростковый возраст. ССР: эмансипация от взрослых (стремление занять более взрослую позицию) + нахождение в школе. Новообразования: способность к самоанализу + узнать себя. Вторая фаза: ССР: определение места в жизни + выход в жизнь. Новообразования: временная перспектива и целеполагание во времени + достижение жизненных целей.

Движущая сила Д общения

 

 

32. Биологические предпосылки развития личности. Темперамент. Характер. Типологические подходы и их ограничения.

 

Основные теории темперамента:

1. Древнейшие - гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. (учение Гиппократа). Сангвинический тип (от латинского sanguis — кровь), холерический (от греческого chole — желчь), меланхолический (от греческого melaina — черная желчь) и флегматический (от греческого phlegma — слизь).

В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизирована И. Кантом, допустившим, однако, в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера.

Близко к гуморальным теориям стоит сформулированная П.Ф. Лесгафтом идея о том, что в основе проявлений темперамента в конечном счете лежат свойства системы кровообращения, в частности толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т. д. При этом малому просвету и толстым стенкам сосудов соответствует холерический темперамент, малому просвету и тонким стенкам — сангвинический, большому просвету и толстым стенкам — меланхолический и, наконец, большому просвету и тонким стенкам — флегматический.

2. Морфологическая теория. Большое влияние на формирование современных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала теория темперамента, выдвинутая Э. Кречмером. Он выделяет на основе разработанных им критериев основные конституционные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через эти типы морфологических конституций.

К морфологическим теориям темперамента относится и концепция американского психолога У. Шелдона, он выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный.

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.

3. Нейрофизиологические теории (Павлов, Теплов). Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной, нервной системы — единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям.

Темперамент - это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний (Небылицын).

Небылицын полагает, что анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента единого содержания и единой системы внешних проявлений.

Три компонента темперамента:

1) Общая психическая активность индивида. Тенденция личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются интеллектуальными и характерологическими особенностями личности, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности от вялости, инертности и пассивного созерцательства, до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.

2) Двигательный, или моторный компонент - качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке.

3) Эмоциональность - обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность.

Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта к эмоциогенным воздействиям.

Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их.

Эмоциональная лабильность - скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.

Типы нервной системы по Павлову:

I. Выделение основных свойств нервной системы:

1. Сила - слабость нервной системы. Сила нервной системы - это ее устойчивость к длительному и постоянному воздействию раздражителя, как возбуждающего, так и тормозного.

2. Уравновешенность - неуравновешенност ь.

Уравновешенность - это способность перехода нервной системы от процессов возбуждения к процессам торможения.

Пример: у собаки вырабатывается условный рефлекс на вибрацию, например, возбуждение. На близкой к этой частоте вибрации вырабатывается другой условный рефлекс - торможение. Потом частоту вибрации меняют постепенно. Если после нескольких таких переходов рефлексы все еще сохраняются - это уравновешенность; а если вызванное поведение пропадает, возникают ошибки - неуравновешенность.

3. Подвижность-инретность. Подвижность - это скорость образования условных реакций, скорость перехода от возбуждения к торможению; инертность - это медленная скорость.

II. Построение типов нервной системы:

Сочетать свойства необходимо так, чтобы они не противоречили друг другу. Например, баланс (уравновешенность) вряд ли стоит применять к слабому типу - он не выдержит длительного напряжения. Так и строим:

III. Отнесение типов нервной системы к темпераментам:

Сильный + уравновешенный + подвижный = сангвиник

Сильный + уравновешенный + инертный = флегматик

Сильный + неуравновешенный = холерик

Слабый = меланхолик

 

Остается две проблемы:

I. Проблема перехода от свойств к типам, или проблема выделения "чистых" типов.

"Чистые типы" по Павлову - аналог "общего интеллекта": как только начинается расширение арсенала методик, и чистые типы пропадают. То есть они есть в теории, а в исследовании этих чистых типов уже нет.

Теплов пересмотрел понятие типа и ввел понятие синдрома - совокупность свойств нервной системы, которые являются взаимосвязанными и имеют единое основание.

Например, изучаем силу нервной системы. Для начала все коррелирующие с ней показатели и объединяем их все в "синдром силы". В ходе исследований оказалось, что синдрома уравновешенности нет вообще, а вот понятие подвижности пришлось даже расширить - так появилось понятие лабильности; и так далее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.03 с.)