Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы подлинной периодизации. ВыготскийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Внутреннее изменение самого развития. Развитие – непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. С материалистической точки зрения – развитие – это процесс, характеризующийся единством материальной и психической сторон, единством общественного и личного. Критерий возраста – новообразования, которые характеризуют сущность каждого возраста. Новообразование – новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Структура возраста: 1. Центральное новообразование – ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг него группируются частные новообразования. Процессы развития, связанные с центральным новообразованием – центральные линии развития, другие – побочные. Центральные и побочные линии могут от возраста к возрасту меняться местами (речь – центральная в раннем детстве, побочная в школьном). 2. Социальная ситуация развития – своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Изменения в сознании возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Но затем новая структура сознания (вследствие развития новообразований) приводит к новому восприятию внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций. Ребенок стал другим существом – необходимо должна измениться социальная ситуация развития (ССР). Динамика развития: Структура и динамика возраста. изменения могут происходить резко, критически, и могут происходить постепенно, литически. Стабильные периоды – нет резких сдвигов, микроскопические изменения личности. Кризис – за короткий срок резкие и кардинальные сдвиги, меняется весь в целом. Границы не отчетливы, резкое обострение кризиса. Обнаруживается трудновоспитуемость ребенка. Основной закон динамики возрастов. Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование ССР, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени. Движущая сила – обучение. Развитие в отечественной психологии Системная детерминация личности «Л ≠ И, это особое качество, к-рое приобретается человеком в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Иначе говоря, Л есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого кач-ва явл. вполне чувственный, телесный индивид...» (А.Н.Леонтьев). В схеме системной детерминации Л выделяют три момента: индивидные св-ва ч-ка как предпосылки развития Л, социально-исторический образ жизни как источник развития Л и совместная деятельность как основание осуществления жизни Л в социальном мире. Поиск «двигателя», дающего начало активности личности, необходимо искать в тех рождающихся в процессе потока ДД противоречиях (подчеркивание моё – В.Е.), которые и являются движущей силой развития Л. (А.Г.Асмолов). Л – образование, возникающее благодаря вхождению каждого конкретного индивида в обществ. отн-я и интериоризации этих отношений. Необходимые и достаточные критерии сформировавшейся Л (по Л.И.Божович): 1) в мотивах ч-ка сущ-ет иерархия: он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого (субъект способен к опосредованному поведению). Предполагается, что «ведущие» мотивы социально значимы. 2) способность с сознательному руководству собственным поведением (на основе осознанных мотивов-целей и принципов), что предполагает наличие самоСо как особой инстанции Л. Л формируется путем усвоения, или присвоения, индивидом общественно выработанного опыта. Гиппенрейтер: это не просто усвоение, а проживание, или переживание, ведь тут возникают новые мотивы, соподчиняются, трансформируются... Этапы формирования Л: «Л рождается дважды» (А.Н.Леонтьев): 1) дошкольный возраст (возникает иерархия мотивов – см. критерий 1). 2) подростковый возраст (стремление и способность осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению – см. критерий 2). Стихийные механизмы формирования личности (действуют в процессе опредмечивания потребности в общении): 1) сдвиг мотива на цель. 2) идентификация. Процесс И. происходит обычно бессознательно. Дети, которые мало играют в ролевые игры, хуже адаптируются. 3) освоение социальных ролей. СР – функциональная позиция, к-рую занимает ч-к по отн-ю к другим людям, характеризуется совокупностью прав и обязанностей. Ч-к «срастается» с ролью – происх-т трансформация мотивов. А.Н.Леонтьев Развитие ребенка надо изучать исходя из анализа развития его деятельности. На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Ведущая деятельность: 1. Деятельность, в которой формируются главные новообразования; 2. Формируются и закладываются основы будущей личности; 3. Закладываются основы следующей ведущей деятельности. Движущая сила – Д. Эльконин. Все ведущие деятельности, если абстрагироваться от конкретного содержания, распадаются на два вида: 1. Формирующие и развивающие преимущественно познавательную сферу (знания, умения, как достичь чего-либо, сфера «ребенок- общественный предмет); 2. Способствующие развитию потребностно-мотивационной сферы (что важно, к чему стремиться, человек определяется в отношении целей жизни, сфера – «ребенок – общественный взрослый»). 1. Младенчество – ведущая деятельность – общение в непосредственно–эмоциональной форме. Внутри нее формируются ориентировочная и сенсорно-манипулятивные действия. Рост потребностей за счет общения со взрослым. Но к концу первого года потребностей стало больше, но не развивались возможности их удовлетворения. Развитие широкой ориентации ребенка в окружающей среде. Кризис 1-го года. Новообразования – ходьба и первое слово. Разрыв системы «мы». Ребенок автономизировался. Мир стал более доступен и непосредственен. Ребенок открыл для себя предметный мир. 2. Предметно-орудийная деятельность. Освоение физического мира. освоение общественно выработанными способами. Общение стало по поводу предметной деятельности. Взрослые раскрывают для ребенка общественные формы действования с предметом. К концу раннего детства ребенок «сам может все». И теперь он хочет быть равноправным взрослым. Он считает, что стал таким же как и они. Кризис 3-х лет. Для него идеальной формой становится мир взрослых. но непосредственно в мире взрослых он жить не может. 3. Реальный и идеальный мир ребенка не совпадает. Модель идеального – сюжетно-ролевая игра. В ней происходит ориентация в фундаментальных смыслах человеческой деятельности. Формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У ребенка происходит оценка того, что он недостаточно вооружен для полноценной жизни. Нарабатывается учебная мотивация. Ребенок понимает, что ему надо учится. Он еще маленький. Кризис 7 лет. 4. Учебная деятельность. Деятельность направлена на усвоение новых знаний. Происходит формирование интеллектуальных и познавательных сил. По окончании этого периода наступает подростковый кризис, а мир взрослых все еще для него закрыт. Негативное отношение ко взрослым и ребенок уходит в круг сверстников. Кризис 13. 5. Подростковый возраст. Интимно-личностное общение. Формирование самосознания, нравственное развитие, планы будущего, самоопределение. Происходит воспроизведение в отношениях между сверстниками тех отношений, которые существуют между взрослыми. Отношения строятся на основе определенных морально-этических норм. Внутри этой деятельности формируются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Благодаря этому возникают новые задачи и мотивы дальнейшей собственной деятельности. 6. Старший школьный возраст. Учебно-профессиональная деятельность. На основе сформировавшихся жизненных смыслов, человек выбирает себе ведущую деятельность. Но разнообразие этих деятельностей обусловлено социальной средой. У некоторых людей продолжается это движение – рост потребностей, приобретение возможностей (присвоение общественного опыта). Кризис 17. Но в зрелом возрасте может наступить этап отдачи обществу своего опыта. Концепцию Эльконина можно рассмотреть в плане Леонтьевского сдвига мотива на цель. Сначала были какие-то мотивационные образования. Затем ставилась определенная цель (достижение инструментальной оснащенности для удовлетворения потребностей), т.е. происходила передача цели мотивационных свойств. Достижение этой цели включало человека в новые социальные отношения, под воздействием которых происходит формирование мотивационных отношений и т.д. (т.е. сдвиг мотивации к некоторой жизненной цели). Движущая сила Д. Божович: два основания периодизации: ССР и новообразования. ССР = внутренние процессы развития + внешние условия развития. ССР – не однонаправленное воздействие среды на ребенка, существует внутренняя позиция ребенка (отношение к ожиданиям, требованиям и нормам). В новообразовании личности две компоненты: центральное новообразование и соответствующая ему потребность. 1. Младенчество: ССР: беспомощность, зависимость от взрослого + деятельность опосредуется взрослым. Новообразования: аффективно-заряженные представления + потребности стали опосредованны памятью. Ребенок стал хотеть не непосредственно то, что предоставляет ситуация, а на основе своих аффективно-заряженных переживаний. Структура сознания поменялась: на смену доминирования восприятия пришла память. 2. Раннее детство: ССР: самостоятельная деятельность + требования взрослого. Новообразования: система Я (дифференциация Я – другие) + потребность в самоутверждении. Ранее ребенок стал субъектом, а сейчас осознал, что он субъект (т.е. ранее выделил себя среди предметного мира, а сейчас поставил себя в социальный мир). Критерий появившегося самосознания: явное демонстрирование самооценки (ребенок расценивает себя хорошим или плохим в зависимости от действий). 3. Дошкольное детство: новообразование: внутренняя позиция, по отношению к социуму + потребность в новой жизненной позиции. 4. Младший школьный возраст: ССР: осознание своего социального Я + новая система социальных требований. Не выделяет личностных новообразований, т.к. все в когнитивном развитии (развитие абстрактно-логического мышления). 5. Подростковый возраст. ССР: эмансипация от взрослых (стремление занять более взрослую позицию) + нахождение в школе. Новообразования: способность к самоанализу + узнать себя. Вторая фаза: ССР: определение места в жизни + выход в жизнь. Новообразования: временная перспектива и целеполагание во времени + достижение жизненных целей. Движущая сила Д общения
32. Биологические предпосылки развития личности. Темперамент. Характер. Типологические подходы и их ограничения.
Основные теории темперамента: 1. Древнейшие - гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. (учение Гиппократа). Сангвинический тип (от латинского sanguis — кровь), холерический (от греческого chole — желчь), меланхолический (от греческого melaina — черная желчь) и флегматический (от греческого phlegma — слизь). В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизирована И. Кантом, допустившим, однако, в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера. Близко к гуморальным теориям стоит сформулированная П.Ф. Лесгафтом идея о том, что в основе проявлений темперамента в конечном счете лежат свойства системы кровообращения, в частности толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т. д. При этом малому просвету и толстым стенкам сосудов соответствует холерический темперамент, малому просвету и тонким стенкам — сангвинический, большому просвету и толстым стенкам — меланхолический и, наконец, большому просвету и тонким стенкам — флегматический. 2. Морфологическая теория. Большое влияние на формирование современных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала теория темперамента, выдвинутая Э. Кречмером. Он выделяет на основе разработанных им критериев основные конституционные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через эти типы морфологических конституций. К морфологическим теориям темперамента относится и концепция американского психолога У. Шелдона, он выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами. 3. Нейрофизиологические теории (Павлов, Теплов). Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной, нервной системы — единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. Темперамент - это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний (Небылицын). Небылицын полагает, что анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента единого содержания и единой системы внешних проявлений. Три компонента темперамента: 1) Общая психическая активность индивида. Тенденция личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются интеллектуальными и характерологическими особенностями личности, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности от вялости, инертности и пассивного созерцательства, до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом. 2) Двигательный, или моторный компонент - качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке. 3) Эмоциональность - обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта к эмоциогенным воздействиям. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Эмоциональная лабильность - скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. Основные компоненты темперамента образуют единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др. Типы нервной системы по Павлову: I. Выделение основных свойств нервной системы: 1. Сила - слабость нервной системы. Сила нервной системы - это ее устойчивость к длительному и постоянному воздействию раздражителя, как возбуждающего, так и тормозного. 2. Уравновешенность - неуравновешенност ь. Уравновешенность - это способность перехода нервной системы от процессов возбуждения к процессам торможения. Пример: у собаки вырабатывается условный рефлекс на вибрацию, например, возбуждение. На близкой к этой частоте вибрации вырабатывается другой условный рефлекс - торможение. Потом частоту вибрации меняют постепенно. Если после нескольких таких переходов рефлексы все еще сохраняются - это уравновешенность; а если вызванное поведение пропадает, возникают ошибки - неуравновешенность. 3. Подвижность-инретность. Подвижность - это скорость образования условных реакций, скорость перехода от возбуждения к торможению; инертность - это медленная скорость. II. Построение типов нервной системы: Сочетать свойства необходимо так, чтобы они не противоречили друг другу. Например, баланс (уравновешенность) вряд ли стоит применять к слабому типу - он не выдержит длительного напряжения. Так и строим: III. Отнесение типов нервной системы к темпераментам: Сильный + уравновешенный + подвижный = сангвиник Сильный + уравновешенный + инертный = флегматик Сильный + неуравновешенный = холерик Слабый = меланхолик
Остается две проблемы: I. Проблема перехода от свойств к типам, или проблема выделения "чистых" типов. "Чистые типы" по Павлову - аналог "общего интеллекта": как только начинается расширение арсенала методик, и чистые типы пропадают. То есть они есть в теории, а в исследовании этих чистых типов уже нет. Теплов пересмотрел понятие типа и ввел понятие синдрома - совокупность свойств нервной системы, которые являются взаимосвязанными и имеют единое основание. Например, изучаем силу нервной системы. Для начала все коррелирующие с ней показатели и объединяем их все в "синдром силы". В ходе исследований оказалось, что синдрома уравновешенности нет вообще, а вот понятие подвижности пришлось даже расширить - так появилось понятие лабильности; и так далее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.252.194 (0.016 с.) |