Критика теории Джеймса Ланге – У.Кэнноном и Ф.Бардом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критика теории Джеймса Ланге – У.Кэнноном и Ф.Бардом



Основное замечание: между переживаемыми человеком эмоциями и автономным возбуждением, физиологическими и поведенческими реакциями нет четкой связи. Поэтому автономное возбуждение вместе с соответствующими реакциями нельзя рассматривать как физиологическую основу эмоции.

С точки зрения У. Кэннона и Ф. Барда функция автономного возбуждения – мобилизация определенных ресурсов организма к последующей деятельности. Не является физиологической основой эмоции.

В результате Теория Кеннона – Барда стала такой:

Возбуждение определенных корковых стр-р
Эмоциогенное событие возбуждает определенные подкорковые структуры (миндалина)

 

 


Эмоции и вызванное автономно возбуждение физиологической и поведенческой реакции возникают параллельно и независимо друг от друга.

Идея Кэннона — автономное возбуждение не является здесь специфическим физиологическим механизмом, оно выполняет мобилизующую функцию, поэтому эмоции и физиологические наблюдаемые реакции — это два параллельно протекающих процесса.

Эта теория не находит подтверждения. Частичная независимость осталась и продолжает развиваться в психологии.

Теория С. Шахтера

Попытался объединить достоинства всех этих теорий. В настоящее время эта теория пока наиболее популярна.

Двухфакторная теория эмоций.

1. Фактор, обуславливающий возникновение эмоций — Автономное возбуждение и физиологические и поведенческие реакции.

1. Само содержание эмоциогенной ситуации.

В эмоциях выражается отношение субъекта к миру.

Эта теория приобрела такой вид:

 

 

 


Вызванное ЭГС автономное возбуждение оценивается субъектом в связи с ее содержанием и эмоция зависити от этого содержания. Только с учетом этих двух факторов возникает эмоция.

Пример. Если человек испытывает автономное возбуждение в ситуации празднования своего Дня Рождения, то этот человек будет переживать автономное возбуждение как радость. При экзамене – как тревога. В автомобильной пробке — раздражение

Оценка, как правило, не осознаваема.

Исследования для подтверждения правильности теории

Эксперимент Д.Даттона и А.Эрона, проводился на 2 мостах через реку.

1 мост подвесной, ширина – 1,5 м длина – 150 м, расположен над горным потоком, когда проходишь, мост раскачивается и наклоняется, непроизвольно вызывая у человека эмоциональную реакцию страха.

2 мост устойчивый, над ручейком на высоте 3 метра, проходя через него страха не возникало..

 

К мужчинам, проходящим по мосту, подходила женщина психолог с просьбой дать интервью, оставляла бланк с телефоном, по которому можно узнать результат.

Мужчины на подвесном мосту звонили и высказывали симпатию чаще. Сильное автономное возбуждение связанное с эмоцией страха при встрече с женщиной вызывает чувство симпатии.

Критика теории Шехтера

1. Р.Зайонц. В некоторых случаях эмоция возникает задолго до того, как мы осознаем то содержание ситуации, которое этой эмоцией вызывается. (ЭГС).

Например. В темном лесу мы вздрагиваем от страха при внезапном звуке.

2. Л.Лазарус. Содержание эмоций определяется не автономным возбуждением, а особенностями нашего субъективного восприятия ЭГС, которые могут совершаться осознанно или нет.

Например, в темном лесу, если человек воспринимает хруст как угрозу, то человек испугается. Если хруст воспринимается «технически», то звук эмоции не вызовет.

Эмоции определяются особенностями субъективного восприятия человеком эмоциогенной ситуации, которая может возникать осознанно или не осознанно. Автономное возбуждение реакция не первостепенной важности и она является либо следствием возникшей эмоции, либо развивается параллельно

Эксперимент Лазаруса. Испытуемым показывают фильм со страшным моментом, когда рабочему вонзается доска при его работе на циркуляре, и он умирает в страшных мучениях. До просмотра: 1-ой группе говорят, что фильм документальный; 2-ой группе – художественный. После просмотра у 1-ой группы эмоции ужаса и автоматического возбуждения были выражены сильнее.

 

Эволюционные теории эмоций

Ответ на вопрос: Для чего возникла эмоция в эволюционно-биологическом развитии.

Эмоции – врожденные, целесообразные реакции, имеющие приспособительные значения. Примером может служить теория П.К.Анохина.

С его точки зрения эмоции сигнализируют живому организму прежде всего о полезности или вредности внешних воздействий, с которыми он сталкивается, обеспечивая тем самым его выживание.

Благодаря эмоциям, живой организм может оценивать вредность или полезность совершаемых им действий с точки зрения возможностей с их помощью удовлетворить свои потребности.

Если действие удовлетворяет потребность, то возникает положительная эмоция, которая подкрепляет это действие, если не удовлетворяет – отрицательная эмоция, это действие не подкрепляется.

Пример: у человека поврежден сустав руки. При движении человеку больно, эмоция боли выполняет приспособительную функцию, сигнализируя человеку о нецелесообразности совершения им определенных движений руки, которые могут усугубить имеющуюся травму.

В эволюционных теориях обсуждается проблема базовых эмоций, которые человек унаследовал от своих предшественников животных.

Базовые эмоции человека 1) врожденные, унаследованные от эволюционных предков; 2) универсальные эмоции (есть у всех); 3)рассматриваются как первичные эмоции, они далее не разложимы на более простые эмоции. Опираясь на базовые эмоции, можно описать все многообразие эмоций человека.

В направлении выделения базовых эмоций работает много исследователей. В том числе С.Томкинз, К.Изард, Р.Платчик.

Страх, гнев, радость, отвращение, удивление – эмоции, которые присутствуют во всех 3-х списках.

Теория Р.Платчика. Идея о том, как, опираясь на базовые эмоции можно объяснить все многообразие эмоциональных переживаний человека. Используется круговая модель

 

 

 

 

8 базовых эмоций: Одобрение, страх, удивление, печаль, отвращение, гнев, предвкушение, радость

- Сочетание соседних эмоций дает новые эмоциональные переживания:

А) одобрение + страх = покорность,

Б) страх + удивление = благоговение,

В) удивление + печаль = разочарование,

Г) печаль + отвращение = раскаяние,

Д) отвращение + гнев = презрение,

Е) гнев + предвкушение = агрессивность,

Д) предвкушение + радость = оптимизм,

Ж) радость + страх = любовь.

- Как можно получить новую эмоцию, варьируя степень интенсивности исходных базовых эмоций, например уменьшая или увеличивая их интенсивность.

Например, если снизить интенсивность страха, то он преобразуется в эмоцию опасения, если интенсивность эмоции страха увеличиться, то страх превратится в ужас; если снизить интенсивность гнева, то получим эмоцию раздражения, если увеличим интенсивность гнева, то получим ярость.

 

Информационная теория эмоций (Симонов)

Информационный подход п редставлен теорией П.В.Симонова.

Эмоция – есть отражение мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического или ранее приобретенного индивидуального опыта.

Отражательно-оценочная функция эмоций:

Эмоция есть функция 2-х переменных, таких как актуальная потребность + вероятность удовлетворения этой потребности.

Э = f [ П; ВУ] = f [ П; (Ин – Ис) ]

Вероятность удовлетворения потребности оценивается мозгом на основании сравнения двух переменных:

Ининформация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности

Исинформация о средствах, существующих в данный момент у субъекта

Случаи

1. П = 0 (потребность равна нулю) - эмоция не возникает.

Эмоции всегда возникают в связи с существованием актуальной потребности и в связи с возможностью удовлетворения этой потребности.

2. П не = 0 (потребность есть)

Ин > Ис - эмоция является отрицательной

Когда информация о необходимых средствах для удовлетворения потребностей превышает информацию о средствах, существующих в данный момент у субъекта.

3.П не = 0 и Ин < Ис – эмоция является положительной

Информация о необходимых средствах для удовлетворения потребностей меньше или равна информации о средствах, существующих в данный момент у субъекта, что свидетельствует о возможности удовлетворения тех или иных потребностей.

Эмо­ция за­ви­сит и от ря­да дру­гих фак­то­ров, од­ни из них хо­ро­шо из­вест­ны, а о су­ще­ст­во­ва­нии дру­гих мы, воз­мож­но, еще и не по­доз­ре­ва­ем. К чис­лу из­вест­ных от­но­сят­ся:

- ин­ди­ви­ду­аль­ные (ти­по­ло­ги­че­ские) осо­бен­но­сти субъ­ек­та, пре­ж­де все­го, ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти его эмо­цио­наль­но­сти, мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры, во­ле­вых ка­честв и т. п.;

- фак­тор вре­ме­ни, в за­ви­си­мо­сти от ко­то­ро­го эмо­цио­наль­ная ре­ак­ция при­об­ре­та­ет ха­рак­тер стре­ми­тель­но раз­ви­ваю­ще­го­ся аф­фек­та или на­строе­ния, со­хра­няю­ще­го­ся ча­са­ми, дня­ми и не­де­ля­ми;

- ка­че­ст­вен­ные осо­бен­но­сти по­треб­но­сти. Так, эмо­ции, воз­ни­каю­щие на ба­зе со­ци­аль­ных и ду­хов­ных по­треб­но­стей, при­ня­то име­но­вать чув­ст­ва­ми. Низ­кая ве­ро­ят­ность из­бе­га­ния не­же­ла­тель­но­го воз­дей­ст­вия по­ро­дит у субъ­ек­та тре­во­гу, а низ­кая ве­ро­ят­ность дос­ти­же­ния же­лае­мой це­ли — фру­ст­ра­цию и т. д., и т. п.

Переключающая функция:

По­сколь­ку по­ло­жи­тель­ная эмо­ция сви­де­тель­ст­ву­ет о при­бли­же­нии удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти, а от­ри­ца­тель­ная эмо­ция — об уда­ле­нии от не­го, субъ­ект стре­мит­ся мак­си­ми­зи­ро­вать (уси­лить, про­длить, по­вто­рить) пер­вое со­стоя­ние и ми­ни­ми­зи­ро­вать (ос­ла­бить, пре­рвать, пре­дот­вра­тить) вто­рое.

Пе­ре­клю­чаю­щая функ­ция эмо­ций об­на­ру­жи­ва­ет­ся как в сфе­ре вро­ж­ден­ных форм по­ве­де­ния, так и при осу­ще­ст­в­ле­нии ус­лов­но реф­лек­тор­ной дея­тель­но­сти, вклю­чая ее наи­бо­лее слож­ные про­яв­ле­ния. Оцен­ка ве­ро­ят­но­сти удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти мо­жет про­ис­хо­дить у че­ло­ве­ка не толь­ко на осоз­на­вае­мом, но и на не­осоз­на­вае­мом уров­не. Яр­ким при­ме­ром не­осоз­на­вае­мо­го про­гно­зи­ро­ва­ния слу­жит ин­туи­ция, где оцен­ка при­бли­же­ния к це­ли или уда­ле­ния от нее пер­во­на­чаль­но реа­ли­зу­ет­ся в ви­де эмо­цио­наль­но­го «пред­чув­ст­вия ре­ше­ния», по­бу­ж­даю­ще­го к ло­ги­че­ско­му ана­ли­зу си­туа­ции, по­ро­див­шей эту эмо­цию.

Пе­ре­клю­чаю­щая функ­ция эмо­ций осо­бен­но яр­ко об­на­ру­жи­ва­ет­ся в про­цес­се кон­ку­рен­ции мо­ти­вов, при вы­де­ле­нии до­ми­ни­рую­щей по­треб­но­сти, ко­то­рая ста­но­вит­ся век­то­ром це­ле­на­прав­лен­но­го по­ве­де­ния. За­ви­си­мость эмо­ций не толь­ко от ве­ли­чи­ны по­треб­но­сти, но и от ве­ро­ят­но­сти ее удов­ле­тво­ре­ния чрез­вы­чай­но ус­лож­ня­ет кон­ку­рен­цию со­су­ще­ст­вую­щих мо­ти­вов, в ре­зуль­та­те че­го по­ве­де­ние не ред­ко ока­зы­ва­ет­ся пе­ре­ори­ен­ти­ро­ван­ным на ме­нее важ­ную, но лег­ко дос­ти­жи­мую цель: «си­ни­ца в ру­ках» по­бе­ж­да­ет «жу­рав­ля в не­бе».

 

Подкрепляющая функция:

Не­об­хо­ди­мость во­вле­че­ния моз­го­вых ме­ха­низ­мов эмо­ций в про­цесс вы­ра­бот­ки ус­лов­но­го реф­лек­са ста­но­вит­ся осо­бен­но де­мон­ст­ра­тив­ной в слу­чае ин­ст­ру­мен­таль­ных ус­лов­ных реф­лек­сов, где под­кре­п­ле­ние за­ви­сит от ре­ак­ции субъ­ек­та на ус­лов­ный сиг­нал. Все­сто­рон­не про­ана­ли­зи­ро­вав при­ро­ду вы­ра­бот­ки ин­ст­ру­мен­таль­ных реф­лек­сов, В. Вы­рвиц­ка при­шла к вы­во­ду о том что не­по­сред­ст­вен­ным под­кре­п­ле­ни­ем в этом слу­чае яв­ля­ет­ся удов­ле­тво­ре­ние ка­кой-ли­бо по­треб­но­сти, но по­лу­че­ние же­ла­тель­ных (при­ят­ных, эмо­цио­наль­но по­ло­жи­тель­ных) или уст­ра­не­ние же­ла­тель­ных (не­при­ят­ных) сти­му­лов. В за­ви­си­мо­сти от их ин­тен­сив­но­сти, функ­цио­наль­но­го со­стоя­ния ор­га­низ­ма и ха­рак­те­ри­стик внеш­ней сре­ды при­ят­ны­ми мо­гут ока­зать­ся са­мые раз­но­об­раз­ные «ин­диф­фе­рент­ные» раз­дра­жи­те­ли — све­то­вые, зву­ко­вые, так­тиль­ные, про­прио­цеп­тив­ные, за­па­хо­вые и т. п. С дру­гой сто­ро­ны, жи­вот­ные не­ред­ко от­ка­зы­ва­ют­ся от жиз­нен­но не­об­хо­ди­мых ин­гра­ди­ен­тов пи­щи, ес­ли она нев­кус­ная. У крыс не уда­лось вы­ра­бо­тать ин­ст­ру­мен­таль­ный ус­лов­ный реф­лекс при вве­де­нии пи­щи че­рез ка­ню­лю в же­лу­док (т. е. ми­нуя вку­со­вые ре­цеп­то­ры), хо­тя та­кой реф­лекс вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся при вве­де­нии в же­лу­док мор­фи­на, ко­то­рый очень бы­ст­ро вы­зы­ва­ет у жи­вот­но­го по­ло­жи­тель­ное эмо­цио­наль­ное со­стоя­ние. Тот же мор­фий бла­го­да­ря его горь­ко­му вку­су пе­ре­ста­ет быть под­кре­п­ле­ни­ем, ес­ли его вво­дить че­рез рот.

 

Компенсаторная (защищающая) функция:

При воз­ник­но­ве­нии эмо­цио­наль­но­го на­пря­же­ния объ­ем ве­ге­та­тив­ных сдви­гов (уча­ще­ние серд­це­бие­ний, подъ­ем кро­вя­но­го дав­ле­ния, вы­брос в кро­вя­ное рус­ло гор­мо­нов и т. д.), как пра­ви­ло, пре­вы­ша­ет ре­аль­ные ну­ж­ды ор­га­низ­ма. По-ви­ди­мо­му, про­цесс ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра за­кре­пил це­ле­со­об­раз­ность этой из­бы­точ­ной мо­би­ли­за­ции ре­сур­сов. В си­туа­ции праг­ма­ти­че­ской не­оп­ре­де­лен­но­сти (а имен­но она так ха­рак­тер­на для воз­ник­но­ве­ния эмо­ций, ко­гда не­из­вест­но, сколь­ко и че­го по­тре­бу­ет­ся в бли­жай­шие ми­ну­ты, луч­ше пой­ти на из­лиш­ние энер­ге­ти­че­ские тра­ты, чем в раз­гар на­пря­жен­ной дея­тель­но­сти — борь­бы или бег­ст­ва — ос­тать­ся без дос­та­точ­но­го обес­пе­че­ния ки­сло­ро­дом и ме­та­бо­ли­че­ским «сырь­ем».

Но ком­пен­са­тор­ная функ­ция эмо­ций от­нюдь не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся ги­пер­мо­би­ли­за­ци­ей ве­ге­та­ти­ки. Воз­ник­но­ве­ние эмо­цио­наль­но­го на­пря­же­ния со­про­во­ж­да­ет­ся пе­ре­хо­дом к иным, чем в спо­кой­ном со­стоя­нии, фор­мам по­ве­де­ния, прин­ци­пам оцен­ки внеш­них сиг­на­лов и реа­ги­ро­ва­ния на них. Фи­зио­ло­ги­че­ски суть это­го пе­ре­хо­да мож­но оп­ре­де­лить как воз­врат от тон­ко спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных ус­лов­ных ре­ак­ций к реа­ги­ро­ва­нию по прин­ци­пу до­ми­нан­ты А. А. Ух­том­ско­го. Наи­бо­лее важ­ная чер­та до­ми­нан­ты за­клю­ча­ет­ся в спо­соб­но­сти от­ве­чать од­ной и той же ре­ак­ци­ей на са­мый ши­ро­кий круг внеш­них сти­му­лов, в том чис­ле на раз­дра­жи­те­ли, впер­вые встре­тив­шие­ся в жиз­ни субъ­ек­та. Ин­те­рес­но, что он­то­ге­нез как бы по­вто­ря­ет ди­на­ми­ку пе­ре­хо­да от до­ми­нан­ты к ус­лов­но­му реф­лек­су. Толь­ко что вы­лу­пив­шие­ся цы­п­ля­та на­чи­на­ют кле­вать лю­бые кон­тра­сти­рую­щие с фо­ном пред­ме­ты, со­из­ме­ри­мые с ве­ли­чи­ной их клю­ва. По­сте­пен­но они обу­ча­ют­ся кле­вать толь­ко те, ко­то­рые мо­гут слу­жить кор­мом.

Со­вер­шен­но оче­вид­но, что пред­по­ло­жи­тель­ное до­ми­нант­ное реа­ги­ро­ва­ние це­ле­со­об­раз­но толь­ко в ус­ло­ви­ях праг­ма­ти­че­ской не­оп­ре­де­лен­но­сти. При уст­ра­не­нии этой не­оп­ре­де­лен­но­сти субъ­ект мож­но пре­вра­тить­ся в «пу­га­ную во­ро­ну, ко­то­рая и кус­та бо­ит­ся». Вот по­это­му эво­лю­ция сфор­ми­ро­ва­ла ме­ха­низм за­ви­си­мо­сти эмо­цио­наль­но­го на­пря­же­ния и ха­рак­тер­но­го для не­го ти­па реа­ги­ро­ва­ния от раз­ме­ров де­фи­ци­та праг­ма­ти­че­ской ин­фор­ма­ции, ме­ха­низм эли­ми­ни­ро­ва­ния от­ри­ца­тель­ных эмо­ций по ме­ре ли­к­ви­да­ции ин­фор­ма­ци­он­но­го де­фи­ци­та. Под­черк­нем, что эмо­ция са­ма по се­бе не не­сет ин­фор­ма­ции ок­ру­жаю­щем ми­ре, не­дос­таю­щая ин­фор­ма­ция по­пол­ня­ет­ся пу­тем по­ис­ко­во­го по­ве­де­ния, со­вер­шен­ст­во­ва­ния на­вы­ков, мо­би­ли­за­ции хра­ня­щих­ся в па­мя­ти эн­грамм. Ком­пен­са­тор­ное зна­че­ние эмо­ций за­клю­ча­ет­ся в их за­ме­щаю­щей ро­ли.

Что ка­са­ет­ся по­ло­жи­тель­ных эмо­ций, то их ком­пен­са­тор­ная функ­ция реа­ли­зу­ет­ся че­рез влия­ние на по­треб­ность, ини­ции­рую­щую по­ве­де­ние. В труд­ной си­туа­ции с низ­кой ве­ро­ят­но­стью дос­ти­же­ния це­ли да­же не­боль­шой ус­пех (воз­рас­та­ние ве­ро­ят­но­сти) по­ро­ж­да­ет по­ло­жи­тель­ную эмо­цию во­оду­шев­ле­ния, ко­то­рая уси­ли­ва­ет по­треб­ность дос­ти­же­ния це­ли со­глас­но пра­ви­лу П = Э/(Ин — Ис), вы­те­каю­ще­го из фор­му­лы эмо­ций.

В иных си­туа­ци­ях по­ло­жи­тель­ные эмо­ции по­бу­ж­да­ют жи­вые су­ще­ст­ва на­ру­шать дос­тиг­ну­тое «урав­но­ве­ши­ва­ние с ок­ру­жаю­щей сре­дой». Стре­мясь к по­втор­но­му пе­ре­жи­ва­нию по­ло­жи­тель­ных эмо­ций, жи­вые сис­те­мы вы­ну­ж­де­ны ак­тив­но ис­кать не­удов­ле­тво­рен­ные по­треб­но­сти и си­туа­цию не­оп­ре­де­лен­но­сти, где по­лу­чен­ная ин­фор­ма­ция мог­ла бы пре­вы­сить ра­нее имев­ший­ся про­гноз. Тем са­мым по­ло­жи­тель­ные эмо­ции ком­пен­си­ру­ют не­дос­та­ток не­удов­ле­тво­рен­ных по­треб­но­стей и праг­ма­ти­че­ской не­оп­ре­де­лен­но­сти, спо­соб­ных при­вес­ти к за­стою, к де­гра­да­ции, к ос­та­нов­ке про­цес­са са­мо­дви­же­ния и са­мо­раз­ви­тия.

 

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.048 с.)