Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Память: явления, функции и виды. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По Флоресу, термин память позволяет объединить совокупность деятельностей, включающих в себя как биофзиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события существенным образом модифицировали состояние организма. Генезис любого акта памяти включает в себя три фазы: - запоминание (мгновенный перцептивный акт или последовательные повторения); - сохранение (более длительный период времени); - реактивация или актуализация усвоенного материала (мнемические процессы, доступные наблюдению). Три категории мнемических процессов: - процессы воспоминания, включающие в себя воспроизведение материала; - процессы узнавания – идентификация субъектом ситуации, в которой он действовал в прошлом; - процессы повторного заучивания – позволяют судить о наличии процесса сохранения материала на основании уменьшения числа повторений. Общее определение памяти Память – это способность субъекта сохранять в течение какого-то времени определенные содержания, являющиеся результатами процессов запоминания, о которой мы можем судить по результатам процесса актуализации этого содержания.
Запоминание содержания Процесс актуализации сохраняемых содержаний 2 1 3
Три основных известных содержания, сохраняемых в памяти: 1. Процедурные знания – знания человека о том, как выполняются различного рода моторные, умственные, прецептивные действия, которые мы обычно называем привычками, умениями и навыками (отвечают на вопрос «Как?»). · Привычки можно определить как индивидуально своеобразные для человека способы действий, которые воспроизводятся им каждый раз при определенных условиях. · Умения – способы действия, которые в сочетании с определенными знаниями позволяют человеку эффективно решать те или иные задачи. Могут различаться по степени освоенности. · Навыки – хорошо освоенные умения. 2. Декларативные знания – это знания о том, как выполняются те или иные действия, включают те знания, о которых человек может сказать: «Я знаю, что…». Например, Я знаю, что Москва – столица нашей родины. Эти знания могут отличаться по степени обобщенности, полноты, структурированности, осмысленности и т. д. Существуют у человека в двух основных формах: словесной, образной:
· Словесная – сами слова, имена всех знакомых и незнакомых людей, знания различных конкретных фактов (Путин – наш президент). · Образная – образы представлений, в отличие от образов ощущений и образов восприятий, – это образы, возникающие в отсутствии воздействия на органы чувств специфических для них стимулов. Как правило, являются более схематичными, обобщенными и менее яркими. В этих образах могут существовать очень многие имеющиеся у нас декларативные знания, особенно знания о различного рода материальных предметах, событиях, ситуациях. Например, каждый из нас знает, как выглядит здание факультета психологии. Среди образов представлений особо выделяются образы воспоминания – это образы конкретных, ранее воспринятых человеком эпизодов из его собственной жизни, которые соотносятся с прошлым человека. В образах воспоминания представлены почти всегда значимые для человека жизненные эпизоды, которые были сильно эмоционально окрашены. Например, доя студентов значимым является сдача экзаменов. 3. Эмоциональные переживания – приобретение человеком или животными определенных условных эмоциональных реакций. Например, если вспомнить эксперименты Уотсона с маленьким Альбертом, то специально сформированная у ребенка эмоциональная реакция страха на крысу свидетельствует о возможности сохранения эмоциональных переживаний в памяти человека. Эта классификация представляет собой некое обобщение основных наиболее известных в психологии классификаций видов памяти, сделанных по содержанию. 1) Различение памяти на декларативную и процедурную делает Л. Скваер. 2) Э. Тульвинг: память разделяется по содержанию на семантическую (декларативное знание, представленное в словесной форме) и эпизодическую. 3) П. П. Блонский (1884-1941) выделяет 4 основных вида памяти: моторная, аффективная, образная, словесно-логическая. Моторная память частично соответствует памяти на процедурные знания. Образная, словесно-логическая память соответствует декларативной, представленной в словесной форме. Аффективная – отдельный класс содержаний памяти – эмоциональные переживания (выделяет только Блонский).
1. Процедурные 2. Декларативные 3. Эмоциональные знания знания переживания В словесной 2.2. в образной Форме форме Образы воспоминания
С недавнего времени психологи стали выделять автобиографическую память. К ней относятся отдельные образы воспоминания, в которых запечатлены эпизоды, значимые в жизни человека. Еще одна классификация, где делается различение по времени хранения содержания – ультракратковременная, кратковременная, долговременная. Процессы запоминания: разделяются на произвольные и непроизвольные. Процессы произвольного запоминания всегда предполагают наличие у человека осознанной цели – запомнить те или иные содержания. Эти процессы неоднородны и определяются содержанием цели и используемыми для запоминания средствами. Например, заучивание наизусть и запоминание только лишь основного содержания (требует гораздо большего участия в нем процессов мышления, чем в заучивании наизусть). Наиболее известными средствами запоминания являются: - многократные повторения, если они используются для заучивания наизусть, без вникания в смысл – механическое заучивание, зазубривание; - структурирование материала, разделяющегося на части; - выделение в заучиваемом материале смысловых единиц с последующим установлением смысловых связей между ними. При непроизвольном запоминании цель запомнить материал у человека отсутствует, но запоминание все-таки происходит.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.008 с.) |