Память: явления, функции и виды. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Память: явления, функции и виды. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.



По Флоресу, термин память позволяет объединить совокупность деятельностей, включающих в себя как биофзиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события существенным образом модифицировали состояние организма.

Генезис любого акта памяти включает в себя три фазы:

- запоминание (мгновенный перцептивный акт или последовательные повторения);

- сохранение (более длительный период времени);

- реактивация или актуализация усвоенного материала (мнемические процессы, доступные наблюдению).

Три категории мнемических процессов:

- процессы воспоминания, включающие в себя воспроизведение материала;

- процессы узнавания – идентификация субъектом ситуации, в которой он действовал в прошлом;

- процессы повторного заучивания – позволяют судить о наличии процесса сохранения материала на основании уменьшения числа повторений.

Общее определение памяти

Память – это способность субъекта сохранять в течение какого-то времени определенные содержания, являющиеся результатами процессов запоминания, о которой мы можем судить по результатам процесса актуализации этого содержания.

 
 
Память


Запоминание содержания Процесс актуализации

сохраняемых содержаний

2 1 3

 

Три основных известных содержания, сохраняемых в памяти:

1. Процедурные знания – знания человека о том, как выполняются различного рода моторные, умственные, прецептивные действия, которые мы обычно называем привычками, умениями и навыками (отвечают на вопрос «Как?»).

· Привычки можно определить как индивидуально своеобразные для человека способы действий, которые воспроизводятся им каждый раз при определенных условиях.

· Умения – способы действия, которые в сочетании с определенными знаниями позволяют человеку эффективно решать те или иные задачи. Могут различаться по степени освоенности.

· Навыки – хорошо освоенные умения.

2. Декларативные знания – это знания о том, как выполняются те или иные действия, включают те знания, о которых человек может сказать: «Я знаю, что…». Например, Я знаю, что Москва – столица нашей родины. Эти знания могут отличаться по степени обобщенности, полноты, структурированности, осмысленности и т. д. Существуют у человека в двух основных формах: словесной, образной:

· Словесная – сами слова, имена всех знакомых и незнакомых людей, знания различных конкретных фактов (Путин – наш президент).

· Образнаяобразы представлений, в отличие от образов ощущений и образов восприятий, – это образы, возникающие в отсутствии воздействия на органы чувств специфических для них стимулов. Как правило, являются более схематичными, обобщенными и менее яркими. В этих образах могут существовать очень многие имеющиеся у нас декларативные знания, особенно знания о различного рода материальных предметах, событиях, ситуациях. Например, каждый из нас знает, как выглядит здание факультета психологии.

Среди образов представлений особо выделяются образы воспоминания – это образы конкретных, ранее воспринятых человеком эпизодов из его собственной жизни, которые соотносятся с прошлым человека. В образах воспоминания представлены почти всегда значимые для человека жизненные эпизоды, которые были сильно эмоционально окрашены. Например, доя студентов значимым является сдача экзаменов.

3. Эмоциональные переживания – приобретение человеком или животными определенных условных эмоциональных реакций. Например, если вспомнить эксперименты Уотсона с маленьким Альбертом, то специально сформированная у ребенка эмоциональная реакция страха на крысу свидетельствует о возможности сохранения эмоциональных переживаний в памяти человека.

Эта классификация представляет собой некое обобщение основных наиболее известных в психологии классификаций видов памяти, сделанных по содержанию.

1) Различение памяти на декларативную и процедурную делает Л. Скваер.

2) Э. Тульвинг: память разделяется по содержанию на семантическую (декларативное знание, представленное в словесной форме) и эпизодическую.

3) П. П. Блонский (1884-1941) выделяет 4 основных вида памяти: моторная, аффективная, образная, словесно-логическая.

Моторная память частично соответствует памяти на процедурные знания. Образная, словесно-логическая память соответствует декларативной, представленной в словесной форме. Аффективная – отдельный класс содержаний памяти – эмоциональные переживания (выделяет только Блонский).

 

       
 
 
   

 


1. Процедурные 2. Декларативные 3. Эмоциональные

знания знания переживания

                   
 
         
 
 


В словесной 2.2. в образной

Форме форме

           
   
 
     
 
 


Образы воспоминания

 


С недавнего времени психологи стали выделять автобиографическую память. К ней относятся отдельные образы воспоминания, в которых запечатлены эпизоды, значимые в жизни человека.

Еще одна классификация, где делается различение по времени хранения содержания – ультракратковременная, кратковременная, долговременная.

Процессы запоминания: разделяются на произвольные и непроизвольные.

Процессы произвольного запоминания всегда предполагают наличие у человека осознанной цели – запомнить те или иные содержания. Эти процессы неоднородны и определяются содержанием цели и используемыми для запоминания средствами. Например, заучивание наизусть и запоминание только лишь основного содержания (требует гораздо большего участия в нем процессов мышления, чем в заучивании наизусть).

Наиболее известными средствами запоминания являются: - многократные повторения, если они используются для заучивания наизусть, без вникания в смысл – механическое заучивание, зазубривание; - структурирование материала, разделяющегося на части; - выделение в заучиваемом материале смысловых единиц с последующим установлением смысловых связей между ними.

При непроизвольном запоминании цель запомнить материал у человека отсутствует, но запоминание все-таки происходит.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.168.200 (0.006 с.)