Тестирование уровня развития творческого мышления: проблемы и перспективы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тестирование уровня развития творческого мышления: проблемы и перспективы.



Творчество, это процесс, в результате которого человек ( или группа людей ) создает что-либо, не существовавшее прежде. Исследование идут в следующих направлениях: творчество как продукт, как процесс, как способность и как черта личности.

В первом направлении творчество изучается по его продуктам. Выделяются три основные характеристики творческого продукта: количество, качество и значимость ( Ферсон 1963г. ).

Творчество, это процесс, в результате которого человек ( или группа людей ) создает что-либо, не существовавшее прежде. Исследование идут в следующих направлениях: творчество как продукт, как процесс, как способность и как черта личности.

Третье направление рассматривает творчество как способность. Выделяют факторы ( Гилфорд 1966 г. ): 1.Оригинальность, - способность продуцировать отдаленные ассоциации. Тесты: а) дается текст, надо дать как можно больше названий ему. б) даются ситуации, надо перечислить возможные последствия. 2. Семантическая гибкость, - новые возможности использования объекта. Тесты: а) дается пять объектов, решение возможно с помощью одного, в его новой функции. б) дается два, их надо совместить в третий объект для решения. 3. Образная адаптивная гибкость, - способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности. Тест: головоломка со спичками, шесть штук сложить так, чтоб было, три теугольника. 4. Семантическая спонтанная гибкость, - способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации. Тесты: а) испытуемый должен предложить все возможные способы использования обычных вещей. б) причислить как можно больше объектов к названному классу.

Тесты вербальные и образные Торранса. Творчество в них оценивается по показателям беглости, гибкости, оригинальности и совершенству, вводится также обобщающая шкала творческих способностей. Тесты образные:

а) предъявляется размывчатый рисунок, затем надо задать по рисунку как можно больше вопросов, затем придумать много причин этого события, и после перечислить все возможные последствия. На тест устанавливается временной лимит, и по нему подводят итоги.

б) стимул рисунок игрушечного слона, задание усовершенствовать так, чтоб детям было приятней играть с ним.

в) стимул-вопрос: Что будет, если к облакам будут привязаны веревки?, фиксируются ответы. Тесты вербальные:

а) Создание картин на чистом листе. Даются яркий овал, к нему надо нарисовать линии, чтоб что-то получилось, дать рассказ к картине и озаглавить его.

б) даются неполные рисунки надо их завершить.

Четвертое основное направление в изучении творчества ориентируется на исследование личности ( Маслоу1959 г., Баррон1963 г.). Тест: Стимулы-рисунки ( черно-белые ), надо указать какие больше нравятся. Предпочтение сложных рисунков свойственно творческим личностям.

Одной из важных проблем, возникающая при исследовании творчества, заключается в том, что действительно ли тесты имеют дело с различными сферами познавательных процессов? В связи с этим встает вопрос, о возможности использования единственного критерия для правильного ответа, жестких лимитов времени и атмосферы соревнования при исследовании творческих способностей. Другая проблема стоящая на пути исследования творческого мышления, это отсутствие единого объективного критерия творчества, по которому можно было бы проверять валидность тестов. Экспериментальное изучение творчества является новой областью психологии, и поэтому современное состояние дел позволяет с оптимизмом смотреть в будующие, к открытию новых горизонтов природы человека.

 

i. Функциональная классификация  
Осборн
– Творческое – порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов – Критическое– критический отбор и оценка этих идей требуют строгости к себе и другим, не допускают переоценки собственных идей
Творческое мышление − это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи – Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения
∙ Направлено на создание новых идей ∙ Направлено на выявление недостатков и дефектов идей
Для эффективного решения задач необходимы оба вида мышления.
Мозговой штурм Если вы хотите мыслить творчески, вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Это называется свободным ассоциированием. Процедура мозгового штурма − собирается группа людей для того, чтобы свободно ассоциировать на заданную тему. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум. Критика запрещена. Задача мозгового штурма - получить нестандартное, возможно, уникальное решение проблемной ситуации. В узком смысле мозговой штурм – ряд сессий, где берется практическая проблема, а задача участников - без всякой критики дать любые возможные предложения по решению данной проблемы. Главное здесь - выдать как можно больше идей (здесь требуется только творческое мышление). В широком смысле мозговой штурм помимо самих сессий содержит еще: предварительный этап анализа ситуации, всех предварительных решений данной проблемы, чтобы эти решения попытаться отсечь заранее; а в конце сессии наступает очень важный этап критики - верификации идей и оценки их применимости. Т.о., здесь требуется, как творческое, так и критическое мышление. Схема Уоллеса (1920 г.) - описание четырех этапов творческого процесса: 1) Подготовка; 2) "Созревание" (этап бессознательной работы); 3) Озарение (нахождение принципа решения); 4) Проверка истинности (на основе теории Зельца). Психологические принципы творческого мышления(Осборн, 1957)
1. Групповая ситуация стимулирует процессы выработки новых идей. 2. Соревнование между членами группы способствует интенсификации творческого процесса. 3. По мере увеличения количества идей повышается их качество. 4. Мозговой штурм будет эффективнее, если участники группы в течение нескольких дней будут оставаться вместе. 5. Психологически правильно, что оценка предложенных идей выполняется другими людьми. Препятствия творческого мышления 1. Конформизм− желание быть похожим на другого. 2. Цензура (в особенности внутренняя цензура) 3. Ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения 4. Желание найти ответ немедленно Критическое мышление Цель критического мышления − тестирование предложенных идей. Два условия: – соблюдать известную дистанцию, т. е. уметь оценивать свои идеи объективно – учитывать критерии, или ограничения, определяющие практические возможности внедрении новых идей Какие препятствия стоят на пути критического мышления? 1. Опасение быть слишком агрессивным. 2. Боязнь возмездия 3. Переоценка собственных идей Чрезмерная стимуляция творческой фантазии
  Творческое и нетворческое мышление. Проблемы критериев.   По степени новизны: творческое (продуктивное) – нетворческое (непродуктивное) Де Банно выделял: латеральное – вертикальное Гилфорд: дивергентное – конвергентное Гилфорд пришел к построению „кубической модели структуры интеллекта“, в которой было представлено три измерения: операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержание (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий), результаты (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Методики исследования дивергентного мышления:задачи, не имеющие строго алгоритма решения и решаемые разными путями → признаки дивергентного мышления: легкость, гибкость и точность. Калмыкова в продуктивном мышлении выделяет: интуитивно-практические и словесно-логические компоненты. Развитие продуктивного мышления начинается с его интуитивно-практического компанента. 1этап: учащемуся становится доступным абстрагирование и обобщение существенных признаков воспринимаемых ситуаций без адекватного отражения этих процессов в слове. Постепенно повышается глубина и гибкость, устойчивость интуитивно-практического мышления 2уровень: происходит сближение мышления интуитивно-практическими и словесно-логическими компонентами. Повышается степень существенности отражаемых в слове признаков, становится выше степень осознанности мышления. 3уровень: повышается степень абстрагируемых признаков, слова и уровень их обобщенности. Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения задачи. Новый результат, новые процессы, новые цели и мотивы. Тихомиров:– это такое мышление, в ходе которого меняется сам субъект, новообразования, он развивается, обновляется (саморазвитие). Важно: сам человек оценивает результат как новый, хотя он таковым не является – иллюзорная новизна результата. Зельц – антиципация средств – решая старую задачу новыми способами, человек генерирует идеи, альтернативы. Творчество м.б. вынужденным – если не решил задачу – не можешь реализовать свои старые мотивы. Творческое мышление не всегда противоположно логическому 1. Дивергентное – создает хаос, альтернативу. Конвергентное – создает порядок. В латеральном мышлении м.б. шаблонные компоненты. Продуктивное – где есть новый результат.
Петухов: Þ Условия их успешного осуществления почти противоположны, однако в практической психологии существуют попытки объединения преимуществ обоих видов – «мозговой штурм», в котором оба вида используются на разных этапа решения одних и тех же прикладных задач  


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.175.15 (0.011 с.)