Тестирование уровня развития творческого мышления: проблемы и перспективы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тестирование уровня развития творческого мышления: проблемы и перспективы.



Творчество, это процесс, в результате которого человек (или группа людей) создает что-либо, не существовавшее прежде. Исследование идут в следующих направлениях: творчество как продукт, как процесс, как способность и как черта личности.

В первом направлении творчество изучается по его продуктам. Выделяются три основные характеристики творческого продукта: количество, качество и значимость (Ферсон 1963г.).

Творчество, это процесс, в результате которого человек (или группа людей) создает что-либо, не существовавшее прежде. Исследование идут в следующих направлениях: творчество как продукт, как процесс, как способность и как черта личности.

Третье направление рассматривает творчество как способность. Выделяют факторы (Гилфорд 1966 г.): 1.Оригинальность, - способность продуцировать отдаленные ассоциации. Тесты: а) дается текст, надо дать как можно больше названий ему. б) даются ситуации, надо перечислить возможные последствия. 2. Семантическая гибкость, - новые возможности использования объекта. Тесты: а) дается пять объектов, решение возможно с помощью одного, в его новой функции. б) дается два, их надо совместить в третий объект для решения. 3. Образная адаптивная гибкость, - способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности. Тест: головоломка со спичками, шесть штук сложить так, чтоб было, три теугольника. 4. Семантическая спонтанная гибкость, - способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации. Тесты: а) испытуемый должен предложить все возможные способы использования обычных вещей. б) причислить как можно больше объектов к названному классу.

Тесты вербальные и образные Торранса. Творчество в них оценивается по показателям беглости, гибкости, оригинальности и совершенству, вводится также обобщающая шкала творческих способностей. Тесты образные:

а) предъявляется размывчатый рисунок, затем надо задать по рисунку как можно больше вопросов, затем придумать много причин этого события, и после перечислить все возможные последствия. На тест устанавливается временной лимит, и по нему подводят итоги.

б) стимул рисунок игрушечного слона, задание усовершенствовать так, чтоб детям было приятней играть с ним.

в) стимул-вопрос: Что будет, если к облакам будут привязаны веревки?, фиксируются ответы. Тесты вербальные:

а) Создание картин на чистом листе. Даются яркий овал, к нему надо нарисовать линии, чтоб что-то получилось, дать рассказ к картине и озаглавить его.

б) даются неполные рисунки надо их завершить.

Четвертое основное направление в изучении творчества ориентируется на исследование личности (Маслоу1959 г., Баррон1963 г.). Тест: Стимулы-рисунки (черно-белые), надо указать какие больше нравятся. Предпочтение сложных рисунков свойственно творческим личностям.

Одной из важных проблем, возникающая при исследовании творчества, заключается в том, что действительно ли тесты имеют дело с различными сферами познавательных процессов? В связи с этим встает вопрос, о возможности использования единственного критерия для правильного ответа, жестких лимитов времени и атмосферы соревнования при исследовании творческих способностей. Другая проблема стоящая на пути исследования творческого мышления, это отсутствие единого объективного критерия творчества, по которому можно было бы проверять валидность тестов. Экспериментальное изучение творчества является новой областью психологии, и поэтому современное состояние дел позволяет с оптимизмом смотреть в будующие, к открытию новых горизонтов природы человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.004 с.)