Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классическая психология памяти: методы, факты, закономерностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По Флоресу, термин память позволяет объединить совокупность деятельностей, включающих в себя как биофзиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события существенным образом модифицировали состояние организма. Генезис любого акта памяти включает в себя три фазы: - запоминание (мгновенный перцептивный акт или последовательные повторения); - сохранение (более длительный период времени); - реактивация или актуализация усвоенного материала (мнемические процессы, доступные наблюдению). Три категории мнемических процессов: - процессы воспоминания, включающие в себя воспроизведение материала; - процессы узнавания – идентификация субъектом ситуации, в которой он действовал в прошлом; - процессы повторного заучивания – позволяют судить о наличии процесса сохранения материала на основании уменьшения числа повторений.
Развитие памяти и внимания. Развитие памяти Блонский: филогенетическая и онтогенетическая образная, моторная, логическая (память-рассказ), аффективная. Все эти виды памяти появляются в процессе онтогенеза не одновременно. Моторная (рефлексы как ассоциативная память)® аффективная (плач только от одного вида чего-то)®образная (с 2 лет - Штерн)®логическая (3-4 года). Аналогично и при анализе филогенеза: логич. - только у человека, образная - у первобытных племен, а моторная - у простейших. Чем ближе к началу этого ряда, тем < сознания. Жане: Память представляется нам своеобразным действием, изобретенным людьми в ходе исторического развития, а главное - действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения, сост. основу привычек и навыков. Реминисценция - действия, совершаемые нами ежедневно (привычки, тенденции к самовоспроизведению), она происходит при определенных условиях, повторяясь в условиях, при котором событие первоначально произошло. Реминисценция происходит под воздействием механизма «восстановление до целого» (действие, восстановление при наличии одного из сопровождающих его обстоятельств). Память - акт социальный (Робинзону незачем вести дневник, если он не будет никогда...). Память - социальная реакция в условиях отсутствия (пример с показом лампы кому-то, когда лампы нет в комнате).Социальные действия сост. из 2 частей: внешней физической и социальной. Соединить эти компоненты при отсутствие лампы можно с помощью рассказа (действие с определенной целью заставить отсутствующих сделать то, что они бы сделали, если бы они присутствовали). Þ при помощи памяти людей можно объединить. Þ память - не существует с самого начала (у ребенка с 3-4 лет). Амнемозия - у детей до 3-4 лет и у стариков (это можно доказать тем, что память - сложный акт речи, который называется рассказом, требующий развитого сознания). Бартлет: на характеристику восприятия влияния установки. Память имеет функцию рассказа о ранее пережитом, увиденном. Это Бартлет назвал истории (т.е. как некий объективный факт, независимый от человека или как нечто пересказанное), т.е. то, что является содержанием нашей обычной памяти. В основу изучения процессов хранения и передачи этих историй Бартлет положил метод исп. телефона (повторных репродукций). Три группы процессов, участвующих в изменениях при пересказе текста: 1. нивелирования, 2. оттачивания, 3. ассимиляции (освоения нового в соответствии с нашими привычками). Многое зависит и от рационализации. Три типа рассказов: 1. сознательная (логическая интерпретация непонятных моментов), 2. неосознаваемая индивидуальная (причина - сознательные установки), 3. неосознаваемая коллективная (- «- социальные установки). Вывод: наша память - активный и творческий процесс интерпретации., абстрагирования, выделения ключевых моментов, т.е. активная реконструкция прошлого, а не простая репродукция следов и связей, которые образовались путем повторения. В отличие от ассоциативной (как основной единицы формирования опыта) Бартлет говорит, что это схема - умственная репрезентация. Один из способов сгущения в памяти - перекодирование разных впечатлений в виде короткого описания (в памяти есть система, сокращающая информацию, выделяет из нее главное и в виде такого сгустка ее хранит). В итоге схема - кумулятивная организация опыта, ассимилирующая новую информацию. Выготский: Природа памяти человека отличается от животных тем, что она социально опосредованна, имеет системное социальное строение и развивается. в процессе интериоризации средства и в результате процесса интериоризации психологии, превращаясь в интрапсихологию. Выготский выделяет в развитии детской памяти несколько линий. В частности это различие было сделано в следующих исследованиях: ребенок, который запоминает с помощью вспомогательного материала, строит свои операции иначе, чем ребенок, запоминающий непосредственно, поскольку для вспомогательных операций требуется умение создавать новые связи, структуры, богатое воображение, т.е. психологические качества, не играют роли в непосредственном запоминании. Т.о., с изменением возрастной степени изменяется не столько структура самой функции, сколько характер функций с помощью которых происходит запоминание., изменяются межфункциональные отношения, связывающие память с др. функциями. Мыслить для ребенка раннего возраста - значит вспоминать, опираться на свой опыт. Здесь мышление коррелирует с памятью, которая развивается в прямой зависимости от мышления. Леонтьев: Развитие высших психических функций от натурального запоминания к приемам запоминания опосредованного. Классическая психология памяти: методы, факты, закономерности По Флоресу, термин память позволяет объединить совокупность деятельностей, включающих в себя как биофзиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события существенным образом модифицировали состояние организма. Генезис любого акта памяти включает в себя три фазы: - запоминание (мгновенный перцептивный акт или последовательные повторения); - сохранение (более длительный период времени); - реактивация или актуализация усвоенного материала (мнемические процессы, доступные наблюдению). Три категории мнемических процессов: - процессы воспоминания, включающие в себя воспроизведение материала; - процессы узнавания – идентификация субъектом ситуации, в которой он действовал в прошлом; - процессы повторного заучивания – позволяют судить о наличии процесса сохранения материала на основании уменьшения числа повторений. Общее определение памяти Память – это способность субъекта сохранять в течение какого-то времени определенные содержания, являющиеся результатами процессов запоминания, о которой мы можем судить по результатам процесса актуализации этого содержания.
Запоминание содержания Процесс актуализации сохраняемых содержаний 2 1 3
Три основных известных содержания, сохраняемых в памяти: 1. Процедурные знания – знания человека о том, как выполняются различного рода моторные, умственные, прецептивные действия, которые мы обычно называем привычками, умениями и навыками (отвечают на вопрос «Как?»). · Привычки можно определить как индивидуально своеобразные для человека способы действий, которые воспроизводятся им каждый раз при определенных условиях. · Умения – способы действия, которые в сочетании с определенными знаниями позволяют человеку эффективно решать те или иные задачи. Могут различаться по степени освоенности. · Навыки – хорошо освоенные умения. 2. Декларативные знания – это знания о том, как выполняются те или иные действия, включают те знания, о которых человек может сказать: «Я знаю, что…». Например, Я знаю, что Москва – столица нашей родины. Эти знания могут отличаться по степени обобщенности, полноты, структурированности, осмысленности и т. д. Существуют у человека в двух основных формах: словесной, образной: · Словесная – сами слова, имена всех знакомых и незнакомых людей, знания различных конкретных фактов (Путин – наш президент). · Образная – образы представлений, в отличие от образов ощущений и образов восприятий, – это образы, возникающие в отсутствии воздействия на органы чувств специфических для них стимулов. Как правило, являются более схематичными, обобщенными и менее яркими. В этих образах могут существовать очень многие имеющиеся у нас декларативные знания, особенно знания о различного рода материальных предметах, событиях, ситуациях. Например, каждый из нас знает, как выглядит здание факультета психологии. Среди образов представлений особо выделяются образы воспоминания – это образы конкретных, ранее воспринятых человеком эпизодов из его собственной жизни, которые соотносятся с прошлым человека. В образах воспоминания представлены почти всегда значимые для человека жизненные эпизоды, которые были сильно эмоционально окрашены. Например, доя студентов значимым является сдача экзаменов. 3. Эмоциональные переживания – приобретение человеком или животными определенных условных эмоциональных реакций. Например, если вспомнить эксперименты Уотсона с маленьким Альбертом, то специально сформированная у ребенка эмоциональная реакция страха на крысу свидетельствует о возможности сохранения эмоциональных переживаний в памяти человека. Эта классификация представляет собой некое обобщение основных наиболее известных в психологии классификаций видов памяти, сделанных по содержанию. 4) Различение памяти на декларативную и процедурную делает Л. Скваер. 5) Э. Тульвинг: память разделяется по содержанию на семантическую (декларативное знание, представленное в словесной форме) и эпизодическую. 6) П. П. Блонский (1884-1941) выделяет 4 основных вида памяти: моторная, аффективная, образная, словесно-логическая. Моторная память частично соответствует памяти на процедурные знания. Образная, словесно-логическая память соответствует декларативной, представленной в словесной форме. Аффективная – отдельный класс содержаний памяти – эмоциональные переживания (выделяет только Блонский).
1. Процедурные 2. Декларативные 3. Эмоциональные знания знания переживания В словесной 2.2. в образной Форме форме Образы воспоминания
С недавнего времени психологи стали выделять автобиографическую память. К ней относятся отдельные образы воспоминания, в которых запечатлены эпизоды, значимые в жизни человека. Еще одна классификация, где делается различение по времени хранения содержания – ультракратковременная, кратковременная, долговременная. Процессы запоминания: разделяются на произвольные и непроизвольные. Процессы произвольного запоминания всегда предполагают наличие у человека осознанной цели – запомнить те или иные содержания. Эти процессы неоднородны и определяются содержанием цели и используемыми для запоминания средствами. Например, заучивание наизусть и запоминание только лишь основного содержания (требует гораздо большего участия в нем процессов мышления, чем в заучивании наизусть). Наиболее известными средствами запоминания являются: - многократные повторения, если они используются для заучивания наизусть, без вникания в смысл – механическое заучивание, зазубривание; - структурирование материала, разделяющегося на части; - выделение в заучиваемом материале смысловых единиц с последующим установлением смысловых связей между ними. При непроизвольном запоминании цель запомнить материал у человека отсутствует, но запоминание все-таки происходит.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.253.73 (0.014 с.) |