Выполнение двух действий одновременно (распределение внимания).




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выполнение двух действий одновременно (распределение внимания).



Взаимодействие между одновременными действиями. Бине: научил нажимать испытуемого грушу на удар метронома (один раз, дважды или трижды на один удар метронома). Когда испытуемый научался, то его просили делать это и одновременно читать вслух или решать в уме арифметические задачи, наступала некоторая интерференция, и выполнение обеих задач нарушалось. Или надо нажимать каждой рукой по груше, но в разном ритме – одна рука вовлекала другую в свой ритм, и вообще было тяжко.

Облегчает ли постоянное мускульное напряжение умственную работу? Биллс экспериментировал на студентах: в состоянии напряжения испытуемый держал в каждой руке динамометр и умеренно сжимал их. В расслабленном состоянии клал руки на колени. В обоих состояниях он запоминал, складывал, читал разрозненные буквы как можно быстрее. Продуктивность в сложении в состоянии напряжения была на 10% больше. Другие исследователи получили неоднородные результаты.

Продуктивность двойных действий. В экспериментах с тахистоскопом объем восприятия точек уменьшался при помещении в экспериментальное поле других объектов наблюдения (Лоренц). Испытание на свободные ассоциации – если одновременно решать арифметические задачи, наблюдается низкий уровень завершения слов (черная – доска), реакции на звучание слова чаще, чем на значение (Шпейх). Митчелл: сравнение грузов, последовательно поднимаемых рукой и сосчитывание щелчков от 1 до 6 – когда давались щелчки, груз оценивался лучше, а на счет это почти не влияло. Видимо, испытуемый старался сравнить грузы как можно быстрее, и это давало преимущество. Т.е. не всегда при выполнении двух действий одно или оба действия нарушаются, реакции могут быть и последовательными

Возможны ли 2 акта внимания в одно и то же мгновение? Эксперимент: слабое нажатие на палец каждой руки, надо сказать, какое было сильнее, и одновременно – короткая зрительная экспозиция, 3-6 коротких линий для сосчитывания. Каждая задача по отдельности выполнялась 100% правильно, а одновременно: обе правильно решены в 12%, одна правильно решена в 60%, ни одна не решена правильно в 28%. => одновременное осуществление 2-х актов Вн. в познавательной деятельности если и имеет место, то не часто.

 

Две точки зрения на развитие внимания: Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин (1902 – 1988).

Л. С. Выготский рассматривает развитие любой психической функции в контексте своей теории о ВПФ. Развитие ПФ подчиняется определенным универсальным законам развития ВПФ.

Исследования Леонтьева, методика и результаты. Были проведены две серии экспериментов с детьми от 4 до 16 лет и взрослыми от 22 до 28 лет.

В первой серии задавались различные вопросы, некоторые из которых предполагали названия цветов, например: «Какого цвета бывает трава?». Нужно было отвечать как можно быстрее, но нельзя было называть какие-либо определенные два цвета, и нельзя было называть один и тот же цвет дважды. В серии вопросов было 7 провокационных.

Во второй серии перед испытуемыми на столе раскладывались восемь цветных карточек, и проводилась та же игра. Можно было использовать карточки в игре (методика двойной стимуляции: вопросы – стимулы-объекты, в отношении которых нужно что-то сделать; карточки – стимулы-средства, которыми можно пользоваться для решения задачи).

 

Количество ответов

на провокационные вопросы

Вторая серия

7 (с карточками)

кривая 1

Первая серия (без карточек)

кривая 3

 
 


кривая 2

Дошкольники школьники взрослые возраст

до 12 лет

кривая 1 - внешне опосредственное внимание

кривая 2 – натуральное внимание

кривая 3 – внутренне опосредственное внимание

Рассмотрим три основных результата.

  1. У дошкольников в обеих сериях наблюдается примерно одинаково низкие показатели эффективности выполнения задания. Свидетельствует о том, что дошкольники не способны удерживать и сосредоточивать свое внимание на выполнение инструкции, карточки им в этом не помогают (не умеют использовать, а просто с ними играют, не соотнося с задаваемым им вопросам).
  2. У школьников до 12 лет обнаруживается наибольшее различие в результатах обеих серий. Школьники активно используют для ответов на вопросы карточки, откладывая в сторону запрещенные и уже названные цвета. Это помогает гораздо лучше сосредоточить свое внимание на выполнение инструкции.

Верхняя кривая – описывает развитие внешнего опосредственного внимания.

Нижняя кривая – описывает процесс развития натурального внимания.

3. У взрослых испытуемых показатели максимальны, обнаруживается сближение показателей. Наблюдение показывает, что взрослые испытуемые карточками не пользуются. Как показывают результаты ранее проведенного исследования памяти, взрослым не нужны вспомогательные средства для запоминания, т.к. в достаточной степени развито внутреннее опосредственное запоминание, т.о. возможно развитие внутренне опосредственного внимания. Правая часть графика – развитие внутренне опосредственного внимания.

Вывод Выготского: произвольное внимание является вращиваемым внутрь процессом опосредственного внимания, сам же ход этого процесса всецело подчинен общим законам культурного развития и образования высших форм поведения.

Это означает, что произвольное внимание и по своему составу, структуре, функциям является не результатом естественного органического внимания, а результатом перестройки и изменения всего процесса под влиянием внешних стимулов-средств.

У взрослого человека развит процесс произволь­ного внимания, и он может мысленно через слова или каким-нибудь другим способом фиксировать зап­рещенные и уже названные цвета. Также, у взрослого очень значитель­но повышается работа внимания внутреннего, т.е. у него произошла перестройка внутренних процес­сов под влиянием перехода к опосредствованной форме, произошло вращивание внешнего при­ема: внешняя операция стала внутренней опера­цией поведения.

Ребенок симу­лирует внимание тогда, когда он выводит запрещен­ные цвета из поля зрения и фиксирует свое внима­ние на тех цветах, которые остались перед ним. Он замещает одну психологическую операцию другой, которая приводит к тому же эффекту, но с первой ничего общего по природе. Мы снова и снова приходим к выяснению глубокого различия между "фенотипической" и "генотипической" формой какого-нибудь процесса. Ребенок иногда решает эту же задачу со­вершенно иначе: он не откладывает запрещенные цвета в сторону, он выбирает их, кладет перед со­бой и фиксирует их глазами. В этих случаях внешний прием точно соответствует внутренней операции, и перед нами работа опосредствованного внимания в точном смысле этого слова, При такой операции пересматривается и сам процесс подыскивания ответа. Ребенок стоит перед за­дачей дать правильный, т. е. осмысленный, ответ, на поставленный вопрос, но соблюсти при этом извест­ные формальные правила, не называть определен­ных цветов. Эта своеобразная направленность вни­мания трансформирует, перестраивает сам процесс подыскивания ответа, направляет мышление по околь­ному пути. Ответы получаются по качеству более и более высокого типа. Вместо прямого ответа на воп­рос, какого цвета бывает трава, ребенок, при запре­щении называть зеленый цвет, отвечает — "трава бы­вает осенью желтая". Вместо "помидоры красные", при запрещении называть красный цвет, ребенок отвечает — "они зеленые, когда они еще незрелые".

Ребенок обращается, таким образом, к новым ситуациям, переходит на более трудный путь мыш­ления.

Такова в самых общих схематических чертах ис­тория культурного развития внимания.

П.Я. Гальперин считает, что внимание следует рассматривать как самостоятельную форму психической деятельности, которая выполняет определенную функцию – умственного и сокращенного контроля за ходом выполнения любого умственного действия.

Внимание – деятельность умственного и сокращенного контроля. Гальперин подчеркивает различие между понятиями внимания и контроля. «Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль».

Что собой представляет контроль, который не есть внимание. Это контроль, который:

· Осуществляется во внешнем плане

· Является детальным и развернутым.

Такого рода контроль сам требует внимания, сложившегося к этому времени. Он является вниманием только тогда, когда является умственным (внутренним) и сокращенным, а не детальным и развернутым.

Опираясь на работы Выготского и Леонтьева, Гальперин полагает, что все умственные действия человека формируются в результате интериоризации действий, выполняемых им первоначально с помощью внешних средств. Считает, что одновременно с формированием умственных действий, у человека формируется и внимание.

Каким образом?

Внешний и развернутый контроль, необходимый для успешного выполнения действий, опирающихся на внешние средства, в процессе интериоризации этих действий как раз и преобразуется в контроль умственный и сокращенный. Благодаря этому действия могут выполняться достаточно эффективно.

Теория позволяет, используя метод поэтапного формирования умственных действий, формировать у человека внимание.

С. Л. Кабыльницкая.Опыты по целенаправленному формированию внимания.

Исследование проводилось в учащимися 3х классов, которых учителя считали особенно невнимательными (ошибки по невнимательности в письменных работах по русскому и литературе: пропуск и подмена букв или слов, а так же повторение одних и тех же букв или слогов). При работе над ошибками, эти дети не обнаруживают многих из сделанных ими ошибок.

Основная задача – используя метод поэтапного формирования умственных действий, сформировать у детей внимание при работе над ошибками.

Процедура. Детям предлагались тексты для проверки, в которых были ошибки по невнимательности (найти и исправить). Определенный план, записанный на карточки, был понятен детям:

  1. Наметь порядок выполнения проверки: по смыслу или по написанию
  2. Читай предложение вслух
  3. Подходят ли слова друг к другу.
  4. Нет ли пропуска слов
  5. Читай слово в слух по слогам и выделяй каждый слог, отчеркивая вертикальной линией.
  6. Подходит ли буква к слову
  7. Нет ли пропуска букв.

Благодаря этому контроль становился внешним и развернутым. Развернутость определяется тем, что есть пункты, которые необходимо выполнять последовательно. Внешне – записаны на бумаге.

Этому контролю предстоит стать вниманием. С этого начиналось. Затем на втором этапе дети не держали перед собой эту карточку, но обязательно произносили вслух, содержащиеся в ней пункты.

Третий этап – произносить пункты шепотом

Четвертый – про себя

Пятый этап – молча.

Процедура заняла 20-25 занятий, продолжительностью 30-35 минут.

Результаты – научились находить и исправлять свои ошибки, стали писать более внимательно, не делая эти ошибки.

 

Вариант 2

Подходы к исследованию внимания: 1) структурный, 2) функциональный, 3) генетический.

(1) соотношение внимания и сознания. Классическая психология сознания. Модели сознания. Вундт: различение центра и периферии – характеристики центра сознания. Джемс: поток сознания. 3 составляющие внимания: а) познавательная, б) аффективная, в) волевая (моторная) части. (а) связь внимания с восприятием, характеристики и условия восприятия: 1) сенсорная ясность. Титченер: усиление внимания – интенсивность внимания. 2) Вундт: отчетливость – аналитический эффект внимания. Все, что не входит в поле внимания, разделяется на части, анализируется. 3) Задержка и фиксация материала – мнемический эффект, условия образования прошлого опыта. (б) Вундт: 1) переживание внутренней активности часто связано с чувством неудовольствия. 2) состояние волнения, вовлеченности в деятельность, интерес к объекту, связь с мотивацией. (В) Наличие кинестетического ощущения – мышечное чувство (чувство телесной напряженности). Компоненты ориентировочных рефлексов: изменение мимики; физиологические реакции; сосредоточение и т.д. Структурная психология: только мышечное чувство. Является ли внимание самостоятельной активностью субъекта? «Да», - Вундт. 1) внимание – состояние сознания, которое характеризуется ясностью и отчетливостью. 2) внимание – процесс, который переводит элементы с периферии к центру. Внимание - апперцепция. Основной механизм внимания – стремление к центру. Внимание – наличие произвольного усилия. «Нет», - Титченер. Внимание – атрибут сознания. Внимание – степень сенсорной ясности, различие между центром и периферией. Внимание: 1) пассивное. Непроизвольное, подчиняющееся особенностям внешнего объекта, субъект не совершает усилия – внимание утрачивает свою направленность. Беспорядочное внимание. 2) активное. Если в поле существует несколько хороших стимулов, то необходим выбор, активность субъекта. Только когнитивный аспект внимания. Первая постановка проблемы генезиса внимания. Классическая психология сознания: функции внимания – синтез сознательных впечатлений. Вундт: эту функцию выполняют субъективные элементы – чувства. Это аффективный и волевой аспекты внимания.

(2) соотношение внимания и жизнедеятельности. У. Джемс: мир для субъекта – набор хаотических воздействий. Основная функция внимания – упорядочивание этих воздействий и возможность осуществлять направленную деятельность. Внимание – избирательность потока сознания (процесс). Внимание – выражение спонтанной активности субъекта, функция которой – установление порядка восприятия впечатлений (селекция). Другая функция: сосредоточение / удержание материала в сознании за счет работы с ним. Поток сознания может замечаться субъектом – удержание материала (некоторое свойство рефлексии). Представление о механизмах внимания: механизмы приспособления к наилучшему восприятию, т.к. внимание рассматривается и в связи с его телесными проявлениями (например, усиление контроля, позы приспособления). Основной механизм внимания – преперцепция – предвосхищение восприятия материала. Виды внимания: 1) перцептивное (связь с восприятием): восприятие текущих событий и построение модели ближайшего будущего, свойство субъекта – наблюдательность, 2) интеллектуальное (связь с мышлением) – проницательность, способность ориентироваться в новых данных опыта, возможность выделить существенные атрибуты воспринимаемого материала. Внимание связано с развитием воли. Избирательность потока сознания – перебор различных впечатлений. Произвольность (волевая активность, активность «духовного Я») – выбор впечатлений. Развитие личности – развитие внимания. Развитие внимания связано с развитием всех способностей субъекта («Гений есть внимание»).

(3) соотношение внимания и общественной культуры. Т. Рибо: собственно человеческие психические функции разделены между людьми, не являются индивидуальными свойствами. Внимание – не индивидуальное свойство, т.к. неестественно для человека. Естественное состояние – полиидеизм. Внимание – моноидеизм. Управление и развитие внимания может быть только косвенным. (1) развитие внимания связано с мотивацией: присвоение социальной мотивации, внешних требований. Внимание как результат социального научения. Определение развития внешней мотивации через развитие движения – моторная теория внимания: внимание связано с набором выразительных движений, которые можно контролировать (развитие внимания). 2 плана развития внимания: 1) развитие личностной активности субъекта, 2) создание и развитие внешних средств управления внимания. 3 уровня развития внимания (Титченер: типы внимания): 1) непроизвольное (вынужденное), управляемое внешним объектом, 2) произвольное, социальное. Условие развития произвольности – диалог с другим, внимание первоначально управляется извне. 3) послепроизвольное, активность личности – высшее проявление внимания, означающее вовлеченность деятельности. Нет необходимости во внешнем требовании. Развитие внутренней мотивации субъекта, субъект мотивирован внутренним содержанием выполняемой деятельности: а) натуральная, б) социальная, в) личностная. (2) само освоение культурных предметов предполагает развитие внимания. Созданные предметы управляют психическими функциями: освоение культурного предмета формирует определенные психические качества, образование которых связано с развитием внимания. Л. С. Выготский: внимание – ВПФ, связанная с (1) направленностью и (2) возможностью удерживать в сознании определенный материал. Средства? Эксперименты. 1) гештальтпсихология: приманка для животных в коробках разных цветов – возможность реагировать на отношения предметов – наблюдательность. Выготский: необходима ситуация, в которой отношения между предметами сначала незаметны, чтобы обратить на него внимание, необходимо внешнее средство (дети, цветные коробки и указательный жест). 2) внимание и оперативная память. Игра детей, где нельзя повторяться, цветные фишки – внешние средства. Произвольность – результат овладения средствами, интериоризации. Произвольное внимание – искусственно созданное внимание, которое является опосредованным. П. Я. Гальперин: формирование умственного действия и внимания. Определение внимания как самостоятельного психического процесса. В чем специфический продукт внимания? Деятельность, ее части: а) ориентировочная – ориентация в условиях, которые обеспечивают саму возможность выполнения деятельности. Источник мыслительной активности. Б) исполнительная – внимание и продуктивность выполнения действия. В) контрольная – проверка выполнения, результата действия, связанная с использованием определенного эталона. Внимание – психический контроль. Основная функция внимания – проверка результатов действия по определенному эталону. Сначала – внешний, социальный контроль, разделен между людьми, связан с внешними требованиями. Внимание – интериоризация действия контроля во внутренний контроль. Внутренний контроль связан с наличием произвольности. 2 аспекта интериоризации: 1) сокращение (автоматизация) действия контроля, 2) молчаливый, внутренний контроль. Непроизвольное внимание – такое действие контроля, для которого эталоном является внешний объект, особенности субъекта.

Проблема существования внимания. Внимание можно объяснить путем сведения к другим психическим процессам. Гештальтпсихология: внимание объясняется закономерностями восприятия, перцептивной организацией. Особенности внешнего стимула обеспечивают избирательность внимания. Различаются процесс и его условие: внимание как процесс может быть сведено к восприятию. Внимание существует при условии наличии активности субъекта и контакта между субъектом и предметом, который он познает - эго-объектная связь. Наличие внимания – наличие специфического контакта между ними. Необходимость фиксировать результат и условие протекания внимания. В разных состояниях сознания существуют разные степени контакта с реальностью: изучение СС как способов контакта с реальностью. Выделение ИСС, связанных с разными видами психического функционирования.

Теории внимания. Основные определения внимания. В. Вундт: внимание – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия. Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность. Джемс: внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельностью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция).

Моторная теория внимания. Рибо: внимание – сознательное состояние относительного моноидеизма, сопровождаемое и обеспечиваемое движениями или их задержкой. Теория Рибо: 1) внимание и активность личности, воспитание и внимание. Н. Ф. Добрынин: внимание – направленность и сосредоточенность нашей психической деятельности. Направленность – выбор деятельности и поддержание его, сосредоточенность – углубление в данную деятельность и отвлечение от других. 2) развитие внимания – формирование внимания. Внешние и внутренние средства управления вниманием. Выготский: внимание – ВПФ. П. Я. Гальперин: внимание – функция психического контроля. Проблема существования внимания как предмета науки. 1) внимание – свойство любой деятельности. 2) внимание – часть другого процесса. Опасность редукции. 3) трудно зафиксировать продукт внимания – неспецифическая продуктивность. В практике внимание как проблема усилия субъекта, внимание – особое его способность (внимательность).

Гештальтпсихология (Коффка, Келер). 1) против Вундта. Для выделения фигуры на фоне апперцепция не нужна, так как здесь действуют законы перцептивной организации. 2) Против Титченера. Активность субъекта существует, она необходима как связь субъекта с объектом. Если сила исходит от объекта, то это сенсорное внимание. Если нет, то сила Я – интеллектуальное внимание. Возможные состояния эго-объектной связи: 1) объект диктует законы восприятия, исходная заданность связи, связь по природе; 2) объект не однозначен, не устойчивость связи и столкновение эго с проблемой «что это такое?»; 3) эго удерживает объект, выделяет все новые его свойства (Рубинштейн: «вычерпывание свойств»). В актуал-генезе внимания происходит радикальное изменение субъекта.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.012 с.)