Осмысленность и осознанность действий учащихся



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осмысленность и осознанность действий учащихся



ВВЕДЕНИЕ

 

В конце XIX века Джон Дьюи, американский философ, социолог, психолог, педагог, утверждал, что урок как основная организационная форма обучения в ближайшем будущем себя изживет. Сегодня мы убеждаемся в несбыточности его предсказаний. Урок живет и побеждает и в XXI веке, хотя существует уже четвертое столетие. Огромное число педагогов-теоретиков и практиков размышляли, рассуждали, писали об уроке: сомневались в нем, отказывались, но вновь и вновь возвращались к нему. Литература об уроке необычайно обширна. А вот книг и пособий, где обсуждались бы проблемы современного урока, его новые характеристики, которые он обретает под влиянием социальных, культурологических, педагогических потрясений, сегодня, по мнению учителей, не хватает.

За четыре столетия многие педагогические ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Сегодня урок рассматривается не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Как в этой связи должен пониматься урок? Если в его состав вводятся такие компоненты, как совместное проектирование, взаимодействие, диалог, партнерство учителя и ученика, то здесь есть над чем задуматься.

Данное пособие является систематизацией и обобщением курса лекций, читавшегося на протяжении нескольких лет в АППО, в различных образовательных учреждениях Петербурга, других регионов России и в русских школах Эстонии. Слушатели курсов, участники семинаров, на которых обсуждались разнообразные проблемы проектирования современного урока, по их окончании обычно высказывали пожелание продолжить работу уже в индивидуальном режиме. Мы надеемся, что это пособие во многом удовлетворит потребность участников вернуться к деталям теоретических положений, даст дополнительный импульс для осмысления методологических оснований деятельности учителя как АВТОРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА.

Цель пособия — помочь педагогам в освоении современных подходов к проектированию учебного процесса, направленного на развитие личности учащихся, творческую самореализацию всех участников образовательного процесса.

На его страницах предложен материал для серьезного размышления, идеи, над которыми сегодня необходимо задуматься, чтобы самостоятельно найти собственные варианты ответов и решений. Конечно, для того, чтобы идеи воплотились в практику, нужен ОСТОВ — Основные Смыслы, Требующие Особого Внимания, те отправные точки, которые должны стать базой для современных подходов к проектированию урока. Этому посвящена первая глава пособия, раскрывающая суть современных образовательных тенденций, в соответствии с которыми происходит преобразование урока.

Во второй главе представлен системный взгляд на урок, предложены ключевые позиции по трем основным компонентам урока: содержательно-целевому, организационно-практическому, контрольно-оценочному. Хочется надеяться, что материал этого раздела даст ориентиры для выбора целей, продуктивной работы с учебным материалом урока, определения эффективного педагогического инструментария, некоторые способы реализации идей личностно-гуманной педагогики в условиях массовой школы.

Главная идея третьей главы состоит в том, что и анализ современного урока должен происходить иначе, чем мы привыкли. Современный урок — это не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый учитель, администратор должен сегодня иметь возможность определить для себя те варианты анализа, которые наиболее приемлемы для него, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать его применительно к разным целям. Поэтому в пособии мы предложили несколько вариантов схем анализа урока.

Пособие выстраивалось в течение почти десяти лет. Оно вобрало в себя и ответы на вопросы, возникавшие у меня по мере погружения в тему, во время лекций методистов и ученых тогда еще УПМ и РГПИ им. А.И. Герцена, а затем и результаты поиска вариантов разрешения проблем, которые обозначали слушатели курсов и участники семинаров уже на моих занятиях.

В заключение хочется выразить признательность всем, кто так или иначе содействовал выходу этого пособия.

Первые слова благодарности — моим учителям:

— моему наставнику, научному консультанту — заведующему кафедрой педагогики и андрагогики СПбАППО, доктору педагогических наук, профессору Семену Григорьевичу Вершловскому. Его лекциям, беседам с нами, совместным научным поискам мы обязаны своим интересом к проблемам современного образования и чувством ответственности за то, как оно будет развиваться в нашей стране;

— моему научному руководителю, блистательному лектору, доктору педагогических наук, профессору Ирине Аполлоновне Колесниковой за пример системного и порой парадоксального взгляда на любой объект педагогической реальности, за те лагуны смыслов, которые были ею обозначены, в частности, в теме «Современный урок», и дали импульс к дальнейшему размышлению и развитию;

— доктору педагогических наук, профессору Людмиле Михайловне Перминовой за твердые основания и четкую структуру для осмысления дидактического цикла современного урока;

— доктору философских наук Марине Владимировне Захарченко за придание диалогам об уроке философской основательности;

— профессору Светлане Степановне Татарченковой, чье фундаментальное пособие об уроке как педагогическом феномене стало серьезным стимулом для формулирования и предъявления своей позиции.

Я признательна моим коллегам Педагогического колледжа № 2 Наталии Владимировне Спаховой, Наталье Владимировне Румянцевой, Наталье Владимировне Ясновой за личностное и профессиональное участие в формировании той среды, которая позволила создать это пособие, за инициирование разработки и апробирование подходов и схем к анализу современного урока.

Важную роль для обобщения опыта сыграло многолетнее преподавание в Педагогическом колледже курсов «Современные образовательные системы» и «Игротехника», содержательное общение с недавними школьниками, будущими учителями.

Особое значение для определения вектора поиска имел опыт общения с французскими коллегами и учителями Петербурга, членами ассоциации «Новое образование» Инной Алексеевной Мухиной, Лидией Дмитриевной Фураевой, Анатолием Арсеньевичем Окуневым и многими другими.

Спасибо большой группе учителей, с кем в рамках самых разных семинаров и курсов повышения квалификации в АППО мы в течение несколько лет, но каждый раз чуть по-новому обсуждали разнообразные аспекты современного урока. После этих встреч материал об уроке получал новые штрихи, новые иллюстрации, новые идеи.

Моя особая признательность и благодарность постоянному соавтору проектов Жанне Олеговне Андреевой за внимательное, заинтересованное и критическое отношение к моим текстам, за всемерную поддержку словом и делом.

А в т о р

 

 

I. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ И УРОК

Что вчера было хорошо,

может считаться таковым и завтра.

Однако не должно. Остается понять,

что должно измениться.

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы — это тысячи уроков — нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных... Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами. Для учителя урок — это единица времени, основная форма учебного процесса, «момент истины» и еще множество определений, строгих и образных, шутливых и научных в зависимости от индивидуальных особенностей тех, кто отвечает на этот вопрос. У Ю.А. Конаржевского есть утверждение, что попытка оценить такую сложную систему, как урок, во всей ее многогранности и многоаспектности посредством какого-то одного определения, через ракурс какой-либо одной позиции невозможна (10).

Кроме того, в нашем языке существует немало словосочетаний, использующих слово урок, но не предполагающих школу (извлечь урок, дать урок, жизненный урок). Урок без учителя как персоны; урок, где источником самостоятельного познания становятся возникшая ситуация, что-то вдруг увиденное или услышанное, пространство города, театра, музея; окружающая природа....

Начиная разговор об уроке, отметим, что говорить будем о нем в узком смысле, как об одной из основных форм организации учебного процесса в школе.

Итак. Уроки готовят, их дают и «заваливают», на них учатся и учат.

Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Находясь в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, будучи, таким образом, сам продуктом культуры и, одновременно, носителем культуры.

В нашем пособии мы будем говорить об уроке современном. В этой связи хотелось бы напомнить два основных значения слова современный — относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени. Второй смысл слова, и для нас он важнее — стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям (вызовам) своего времени, потребностям.

С одной стороны, школа — один из самых инерционных социальных институтов, поэтому, говоря о современном уроке, можно утверждать, что он по-прежнему занимает не менее 90% учебного времени. Его авторитет прочен и высок. Но урок обретает и новые черты. Изменения, которые он претерпевает, вызваны определенными социальными процессами.

Ситуация современного урока — это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, исполнительностью учеников, точными очертаниями учебного материала, ритуалами и правилами, и встреча с малоизученным уроком свободным, характеристики которого рождаются не сами по себе, а по велению времени, разнообразных социальных обстоятельств, благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок (17).

В последние годы в школе обозначились новые педагогические тенденции — изменение целеполагания в направлении культуросообразности и природосообразности обучения; усиление личностной ориентации содержания и технологий образования; индивидуализации образовательных траекторий учащихся; творческая и развивающая направленность базового обучения; технологизация и компьютеризация учебного процесса (27). Все это нашло свое отражение в одном из основных документов, регулирующих совершенствование образовательного процесса, — в Концепции модернизации общего образования до 2010 года. Соответственно и преобразование урока идет в контексте современных образовательных идей. Обозначим основные из них.

 

ИДЕЯ СУБЪЕКТНОСТИ

 

Современная социальная ситуация характеризуется высокой степенью нестабильности, неопределенности и вариативности. Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и создавать новые цели, новые средства, новые возможности осуществления собственных замыслов, то есть быть автором своей жизни и деятельности. Можно говорить о новом движении под девизом «Сделай сам», которое не заканчивается самостоятельным ремонтом своего дома или самостоятельным уходом за своим огородом. Оно заключается в самостоятельном управлении всей своей жизнью.

Для обеспечения такого образовательного результата в учебном процессе, как формирование самостоятельности учащихся, необходимо уже в начальной школе создавать условия для реализации субъектной активности учащихся, становления их как субъектов, авторов учебной деятельности.

Как показывает практика, само понятие «субъект», пришедшее в педагогику из философии и психологии, приживается трудно. Отчасти это связано и с тем, что слово «субъект» в житейской практике мы привыкли произносить с определенным отрицательным ассоциативным шлейфом: «Ну, ты еще тот субъект!». Поэтому все чаще можно встретить несколько иной вариант обозначения идеи субъектности как идеи реализации авторской позиции учащегося: ученик как автор своей жизнедеятельности в целом и учебной деятельности, в частности.

Некоторые педагоги уже вполне успешно выстраивают свой учебный процесс, создавая условия для реализации субъектной (авторской) позиции учащегося. Порой, решая эти задачи, они действуют скорее интуитивно. Профессиональная же педагогическая компетентность предполагает вполне осознанное построение своей деятельности. Обозначим основные признаки реализации этой образовательной идеи в урочном процессе. В первую очередь, на наш взгляд, нужно говорить о таких признаках, как: персональность позиции учащихся; осмысленность и осознанность их действий на уроке; наличие ценностно-смыслового равенства учителя и учащихся.

 

Персональность

Авторская позиция человека начинается с его персональности. Субъект, автор — это всегда персона, имеющая собственное имя и не скрывающая его. Уже в связи с этим можно обозначить проблему — определенной неготовности и учителей, и учеников к персонализированному общению. Это выражается, например, в том, что учителя не всегда готовы обращаться к ученикам по имени (особенно в средней и старшей школе); учащиеся не всегда готовы открыто носить свои визитки. С одной стороны, учителя, особенно начальной школы, как правило, знают всех детей по именам. Однако в ходе урока далеко не всегда используют это знание. Убедиться в этом мы могли не раз, когда в ходе педагогической практики наблюдения со студентами выполняли такое задание. Студентам предстояло в ходе учебного дня узнать, как зовут каждого ребенка в классе, опираясь только на обращение учителя (или учителей) к ребятам. В процессе наблюдения студенты заполняли свой план класса, фиксируя все варианты обращений в адрес того или иного ученика. На финале дня (а порой и недели) студенты испытывали немалое удивление, осознав, сколь велико число «белых пятен» в аудитории, то есть число тех детей, которые в свой адрес так и не услышали ни одного персонального обращения. По нашим наблюдениям (особенно в средней и старшей школе), безличностные обращения с помощью указующего жеста или взгляда (пожалуйста, ты...), а также называние ученика по фамилии существенно превышали обращения к детям по именам. Беда в том, что уже это может быть причиной определенного дискомфорта для некоторых ребят, особенно в том случае, когда в классе есть и те, к кому обращаются, используя даже уменьшительно-ласкательные суффиксы. Но и варианты имен, которые используют учителя, тоже порой могут вызывать негатив у ребят. Хорошо известны случаи болезненной реакции Дим, когда их называют Митями, или Мил, которых учитель или дети называют Людами...

Ясность в этом вопросе легко достичь с помощью визиток, используемых в ходе урока. На них ребятам предлагается написать вариант собственного имени, который им симпатичен и они хотели бы слышать именно его. Визитка устанавливается на парте перед ребенком, так чтобы она хорошо была видна педагогу. Это особенно удобно в средней школе, где перед глазами учителя-предметника мелькают за день несколько классов. Запомнить всех — задача непростая, особенно на первых порах. Использование визиток открывает и еще одну возможность. В начале урока ребенок может установить перед собой так называемую «белую карточку». Это знак того, что сегодня он хотел бы остаться «в тени», он не готов к общению, к презентации себя, своих результатов. Это его выбор. В течение года этим правом может воспользоваться каждый, но определенное число раз (квота устанавливается по общей договоренности в начале года). Важно, что право быть не активным есть у каждого и в этом случае — это личный выбор самого ученика.

Это то, что касается обращений. Но неготовность к персональному, ответственному действию обнаруживается и в случаях, когда ребята в ходе занятия значительно охотнее остаются в позиции анонимной, неперсонализированной, что называется «не высовываются». А когда дело доходит до сдачи любых письменных работ не в тетрадях, а на листочках (такое часто бывает в рамках мастерских творческого письма, например), они охотнее сдают их без подписи, без указания авторства. Любопытно, что этот эффект имеет место и в учительской аудитории на курсах повышения квалификации. Учителя тоже отдают предпочтения анонимным письменным работам, а это, увы, уход от авторства, уход от персональной ответственности.

 

О перегрузках

На один из вопросов анкеты «Что мешает тебе успешно учиться?» около 50% опрошенных учеников 8—11-х классов ответили: «Перегрузка». Очень многие ученики, испытывая серьезные психофизиологические нагрузки в школе, жалуются на различные физические недомогания. Наиболее распространенными среди них являются сонливое состояние, раздражительность, невозможность сосредоточиться (18).

Сегодня отмечают наличие «мотивационного кризиса», который связан с невозможностью полноценного усвоения учеником все возрастающего объема информации. Об этом говорят постоянно. Как мы знаем, содержание образования последовательно развертывается от учебного плана к программам учебных предметов и от них — к учебникам. В учебном плане содержится указание о количестве часов, которое запланировано на изучение данного учебного предмета, а в учебнике заложен некоторый объем конкретной информации, которую учащемуся предложено усвоить за это время с определенным качеством. Парадокс в том, что никто и никогда не подсчитал: а достаточно ли отведенного по учебному плану времени для усвоения заданного в учебнике объема информации с требуемым качеством? Расчеты показали чудовищную перегрузку учащихся почти по всем предметам (2). Увы, пока это не привело к изменениям в планировании образования. Ученик защищается, как может: списывает, обманывает, быстро забывает, просто не учит - это все формы защиты. Спросите любого учителя: «Сколько предметов содержится в учебном плане того или иного класса, где Вы ведете уроки?» Как правило, учителя не могут назвать все предметы учебного плана, а уж тем более непосильная задача — перечислить тематику смежных учебных дисциплин. Предметы существуют независимо друг от друга, их содержание укладывается в головах учащихся в виде разрозненного и несистематизированного опыта, так как такой систематизирующий стержень обычно отсутствует и в учебных планах.

В качестве другой, необычайно важной причины нежелания учиться специалисты называют отсутствие уверенности у ребят в сохранении психологической безопасности.

 

О внимании на уроке

Деление учителем класса на детей хороших и трудных происходит по одному важному фактору — внимательно или невнимательно слушает ребенок. Эрозия внимания, хроническая рассеянность и гиперактивность — все это проявление определенной инфантильности сегодняшних детей. Почему ребята не внимательны?

Наше внимание актуализируется в двух случаях: в случае угрозы безопасности (утраты комфорта) и в случае интереса. Интересно то, что контрастно в сравнении с тем, что мы сейчас делаем или чувствуем. Для поддержания внимания в активном состоянии необходимо соблюдение принципа контрастности в звуках, движениях, эмоциях...

Циклы внимания представляют следующую последовательность: 90—110 минут активной деятельности, дальше обязательный перерыв 10—20 минут для восстановления необходимого и достаточного для восприятия уровня внимания (К. Фоппель, 2001). К сожалению, ни у детей, ни у преподавателей это не происходит по разным причинам. Главная — ни те, ни другие не умеют расслабляться, переключаться. Бесполезно нагружать класс, если большинство учащихся находится в минимальной точке по вниманию. В течение дня таких минимумов случается около двадцати.

Сегодня учителя вынуждены значительно больше времени тратить на мотивацию, поскольку мотивированными должны быть действия учащихся в ходе всего урока, всей дидактической цепочки, особенно на таких непривлекательных ее этапах, как закрепление, применение, повторение, обобщение, где минимум внимания встречается чаще из-за непривлекательности учебных действий при решении дидактических задач, нет задора, нет желания, которые необходимы для результативных действий учащихся. Поскольку мозг не в состоянии обращать внимание на все, неинтересные, скучные или эмоционально-тоскливые уроки он просто не запоминает.

 

ИДЕЯ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

На современном этапе для образования по-прежнему актуальной остается идея индивидуально-личностного развития учащихся. Но мы прекрасно понимаем, что развивается только тот, кто активен (см.: А.Н. Леонтьев об активности как движущей силы развития человека). Легко припомнить самое активное лицо в большинстве учебных классов, того, кто больше всех ходит, действует, говорит, поправляет, наставляет, показывает, организует... Как правило, это учитель. Наверное, о его личностном развитии волноваться почти не приходится. Он всегда в тонусе, он всегда активен. Не удивительно, что он сохраняет эту бодрость до седых волос, и что важно — в любой ситуации. Помним, как легко люди узнают среди незнакомых именно учителей: они готовы всем все объяснить, показать, прокомментировать....

Но известна и другая зависимость: чем активнее учитель на уроке, тем сложнее такую активность проявить ученикам. Поэтому вопрос о том, как активизировать учеников, по-прежнему остается актуальным.

Инициативная активность учащихся

Новизна в решении традиционной проблемы активизации учащихся состоит в том, что предлагается перейти от активности реактивной, которой всегда было место на традиционном уроке, к активности инициативной. Такая активность возникает прежде всего там, где есть выбор. Сегодня обычно грустно шутят, что у учащихся есть один выбор: быть или не быть ... физически на уроке. Прийти в школу, донести свое «бренное тело» до парты, порадовать коллектив своим присутствием или остаться дома и радоваться самому. Вспомним привычный ритуал в начале любого урока, когда педагог обводит взглядом присутствующих учеников и радуется, когда все на местах (или печалится, если критическая масса не набрана, живо интересуется причинами отсутствия и успокаивается, если они уважительны).

Итак, на современном уроке предполагается поиск возможностей для увеличения ситуаций выбора учащимися. Во-первых, это означает привлечение учащихся к выбору целей урока, используя особые приемы и правила целеполагания, обеспечивающие идею согласования и коллективного обсуждения задач урока (см. п. 2.2.) Во-вторых, создание условий для выбора содержания. Когда такой выбор ребятами сделан, предлагается работа в разных группах с разным содержанием, а затем взаимообмен между группами полученной информацией. Еще одна возможность для выбора — выбор средств и способов выполнения заданий на уроке. И наконец, выбор презентовать или не презентовать себя на уроке (выступить или остаться в тени); участвовать или не участвовать в презентации промежуточных и финальных результатов (см. п. 2.3.). Тем самым мы демонстрируем уважение к авторскому праву ученика не предъявлять результат, которым он не удовлетворен сам как автор. Речь идет о создании условий для свободных, самостоятельных, ответственных и инициативных действий учащихся.

Проявление инициативы учащимися возможно и на уровне слов, и на уровне реплик, вопросов или комплексных действий, в любом случае, когда задания сформулированы в предельно открытой форме и допускают творческое прочтение.

Для осознанного развития у учащихся навыка инициативного поведения полезно обратиться к рассуждениям Д. Колесова, посвященным инициативному поведению. В частности, перечисляя основные черты такого поведения, Д. Колесов называет:

• разнообразие способов поведения, которыми располагает учащийся;

• быстрота, гибкость, своевременность переключения с одного способа действий на другой — в случае необходимости;

• точный учет ситуации и ее динамики, способность субъекта поведения — «вписывать» действия в ситуацию и как бы ей подчиняться (т.е. следовать ее логике) и, вместе с тем, достигать своих целей; важна способность придавать своим действиям более широкий смысл и в этом плане подчинять себе конкретную ситуацию;

• способность действовать на основании прогноза, т.е. упреждающе, опережающе;

• при действиях на основании установки проявлять гибкость, точность, своевременность объективации;

• способность действовать с полной затратой усилий, не останавливаться перед затруднениями;

• способность доводить начатое до конца;

• способность удерживать отдаленную цель: четкая целеориентированность поведения.

 

Виды и приемы активизации

Обычно вопрос о приемах активизации не вызывает особых затруднений у преподавателей. Они легко припоминают самые разные возможности: игру с идеей соревновательности, театрализации, смену деятельности, проблемность, парадоксальность, задания с недостаточной информацией, необычность, неожиданность самих заданий и форм их выполнения, физминутки как возможность движения, юмор, обращение к личности ребенка — все это относится к используемым сегодня элементам активизации учащихся. Что здесь может и должно стать предметом анализа, рефлексии учителя?

Известно, что активизация деятельности может быть достигнута разными путями. Во-первых, есть приемы, безусловно активизирующие участников, бессознательно, что называется, на уровне физиологии: проветрили помещение — легче дышится, думается, работается; включили свет поярче — и мысли пояснее стали формулироваться; предложили ребятам работать стоя, а не сидя, и в этом случае активизация происходит безусловно. Даже такой факт, как стаканчик воды в ходе урока. (Вспомните бутылочки с минералкой на столах во время серьезных официальных встреч. В частных школах сегодня это уже имеет место: вода стоит на партах учеников). Как правило, всегда помнят о смене деятельности или форм деятельности. Здесь хочется напомнить идею, высказанную нами в связи с проблемами внимания, — соблюдение на уроках принципа контраста ощущений — по звуку (громче, тише), по свету, по содержанию, что позволяет уменьшить монотонию действия и соответственно поддерживать активное внимание учащихся. В этом ряду можно припомнить многое, что улучшает наше самочувствие и способствует более активному протеканию разнообразных психических процессов. Важно, что приемы, опирающиеся на непроизвольность действий учащихся, не требуют от них энергозатрат: это скорее приемы, дающие энергию, а не расходующие ее. И от педагога это требует не так много сил, как в работе с другой группой активизирующих приемов, действующих на уровне сознания учащихся.

Второй вид активизации. Речь идет об активизации произвольной, т.е. требующей сознательного, волевого усилия учащихся на основе внешних побуждающих действий учителя. Это приемы внешней активизации, стимулирующие и побуждающие к активности благодаря привлекательности и действенности внешних стимулов. Активизация возникает как результат стимуляции, то есть внешнего предъявления стимула, побуждающего к деятельности, с понятными и открытыми целями для участников деятельности. Эти стимулы называют реально действующими. В частности, к реально действующим стимулам относятся приемы поощрения, хорошие отметки, обещания не задавать домашних заданий, вопросы учителя, предложения поработать в группе или парах. Такие стимулы вызывают быструю, правда, краткосрочную реакцию. Основная печаль при работе с этой группой стимулов состоит в том, что, как только прекращается их действие, сразу пропадает и активность учащихся. Это верный признак внешней мотивации, когда мотив деятельности связан со стимулом, а не с самой деятельностью. Абсолютный победитель реально действующего стимула среди учащихся, например, старшей школы — «досрочное освобождение» — обещание учителя закончить урок пораньше (это не всегда совпадает с возможностью выйти из класса, но зато минуты тишины и возможности заняться своими делами наступят раньше).

О таком мощном стимуле, как положительное поощрение, оценка, подпитка, и проблемах, которые могут возникнуть в связи с их чрезмерным использованием, интересно написано в книге американских психологов Л. Росса и Р. Нисбетта «Человек и ситуация».

В-третьих, нужно выделить еще один вид активизации, особенно важный для современного этапа развития образования. Этот вид активизации также является произвольным, а значит, предполагает волевое усилие и энергозатраты. Но в этом случае, педагог использует группу приемов, где активизация становится результатом мотивации, то есть пробуждения внутреннего желания, инициативы самого учащегося для осуществления предлагаемой деятельности. В этом случае тоже возможно использование внешних стимулов, но принципиально других — смыслообразующих. Это те задания и предложения, исходящие от учителя, которые для учащегося личностно значимы, актуализируют в нем не просто функцию ученика, а скорее его человеческую сущность — обращение к личному, жизненному опыту, самостоятельная формулировка разнообразных проблемных вопросов и ситуаций, самопознание, самоопределение, самоанализ, творческие задания, побуждающие к поиску собственных способов и вариантов решения задач....

Реальная практика обучения демонстрирует еще один вид активизации класса, где ключевым, к сожалению, является механизм манипуляции. Здесь, как и в случае стимуляции, предъявляются внешние стимулы, подталкивающие учащихся к тому или иному действию, желаемому для педагога, но цели и установки учителя остаются закрытыми для ребят, они о них могут даже не догадываться. В этом случае, если учащиеся не знают целей деятельности, не понимают, куда они движутся и ради чего выполняют те или иные действия, то эти их действия, пусть и активные, можно охарактеризовать как результат манипулятивных усилий учителя.

Основным аспектом педагогической рефлексии по поводу используемых видов и приемов активизации, на наш взгляд, должен стать анализ соотношения приемов активизации-стимуляции, мотивации и манипуляции. Последнюю хочется свести к нулю. В отношении остальных приемов — достичь разумного баланса. Педагогу предстоит задуматься над тем, каким образом нужно разнообразить свою палитру приемов, чтобы в его деятельности были сбалансированы приемы внешней (непроизвольной, бессознательной активизации и активизации-стимуляции) и внутренней активизации-мотивации и преобладали все-таки смыслообразующие стимулы. К сожалению, на обычном уроке мы чаще всего имеем дело со стимулированием посредством реально действующих стимулов, используемых иногда манипулятивно.

Идея активизации опять же указывает на важность перехода от фронтальной формы взаимодействия на уроке к формам групповым и индивидуальным,создание на уроке возможности для циркулирования учебной информации на уровне группы, пары, отдельного учащегося, а не класса в целом, организации дискуссии не сразу с классом в целом, а непременно проходить этапы парного и группового обсуждения. Представляет интерес анализ такого аспекта на современном уроке, как уровень разговорной активности класса. В ходе такого анализа мы просто фиксируем количество одновременно говорящих детей в ходе урока. На основании этого показателя сразу можно понять, чего на уроке было больше — монолога учителя (все дети молчат в этот момент, и хочется надеяться, что сосредоточенно слушают), фронтального опроса (когда по одному ребята выступали с короткими ответными репликами) или все-таки парная и групповая работа. Поскольку в группе или паре говорит хотя бы один ребенок, то соответственно количество одновременно говорящих ребят в этот момент будет равно количеству групп или пар.

Ниже представлена таблица 2 — основных видов активизации и приемов, о которых учителя вспоминают чаще.

 

Таблица 2

Бессознательная, непроизвольная активизация Произвольная, внешняя активизация, стимулирование, реально действующие стимулы Произвольная, внутренняя активизация, мотивирование, смыслообразующие стимулы
• Смена деятельности • Контраст ощущений (по звуку, свету...) • Необычность • Неожиданность • Новизна • Движение • Размещение в пространстве • Работа с экстатическими средствами (живой огонь, эффекты мерцания, бликования...) • Вода • Релаксационные паузы • Музыка • Работа в группах, в парах • Поощрение • Дидактические игры (соревнования, представления, ролевые...) • Дискуссии, дебаты, мозговые штурмы • Личность учителя • Задачи с достаточной информацией известными средствами, предложенные учителем • Дифференцированные задания • Юмор • Приемы критического мышления • Наглядность, ТСО • ТРИЗ • Интрига, провокация • Парадокс • Расширение ролевого репертуара учащегося • Творческие задания • Связь с личным опытом учащихся • Индивидуальные задания, необходимость действовать самостоятельно • Поиск, исследование, «экспериментальное нащупывание» • Самоконтроль • Самоанализ • Рефлексивные вопросы • Обращение к личности учащегося • Проблемы, предложенные учащимися (средства неизвестны, запуск поисковой, творческой активности) • Задания с недостаточной информацией • Тишина

 

Что-то из этих приемов известно и широко используется в практике многих учителей. О чем-то учителя не успевают подумать. Что-то пока не вполне известно и освоено ими. Основной вывод: от учителя ожидается сегодня владение достаточным разнообразием приемов активизации: безусловной непроизвольной, произвольной реактивной, но главным образом — произвольной инициативной активизацией с использованием смыслообразующих стимулов активизации.

 

О целеполагании на уроке

 

Любая деятельность, и педагогическая — не исключение, в качестве определяющего компонента включает постановку цели деятельности. Именно ею, в конечном счете, определяются содержание деятельности, а также формы, методы, приемы, средства и полученный результат.

Целеполагание — процесс формирования цели, процесс ее развертывания. Это достаточно сложная и сегодня одна из самых западающих частей работы учителя.

Основная трудность в наличии противоречия: есть наши цели, и есть цели учащихся, порой не осознаваемые ими, не актуализированные. В учебном процессе, увы, давно зафиксировано, что выполнение действия учеником в подавляющем большинстве случаев опережает появление смысла и цели этого действия.

Процесс целеполагания — процесс трудоемкий и времяемкий. Цель не рождается по звонку на урок. Поэтому главная задача сегодня — это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование, а при необходимости трансформация наших в их цели, близкие задачам обучения.

Целеполагание — не простая операция. Она предполагает следующую последовательность шагов: учет соответствующих нормативных документов — анализ обстановки — установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению, — выяснение имеющихся для этого ресурсов, сил и возможностей — выбор потребностей и интересов, удовлетворение которых даст наибольший эффект, — формулирование цели.

Задача педагога состоит в предложении своих целей учащимся. При этом он должен понимать, что этот процесс (выбора и принятия целей) не сводим только к рациональной деятельности. Лишь взаимосвязь рационального и эмоционального позволяет ученикам осуществлять деятельность в условиях неполной определенности, например учебную деятельность. Причем чем больше неопределенность, тем большее значение имеет чувственная составляющая. Отсюда следует, что учитель, предлагая те или иные цели, на первых этапах нау<



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.016 с.)