Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как оцениваем: традиционный и современный подходыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте К оцениванию в учебном процессе
Теперь обсудим вопрос о том, как мы оцениваем, какие используем формы и приемы оценивания. Сравнение традиционных и нетрадиционных подходов сегодня можно осуществить по семи основным критериям. Наверное, таких критериев можно назвать и больше, но, как нам представляется, именно эти семь являются наиболее существенными, т.е. необходимыми и достаточными. Результаты этого сопоставления представим с помощью таблицы 4. Варианты нетрадиционных форм оценивания, предложенные учителями: — Взаимооценка — Лотерея (пятерка тому, кто вынет красную фишку) — «Никакая оценка» ставится в случае, когда нет возможности поставить даже «2» Таблица 4
— «ОХ, ХО, ЗН, ГН, ХН» — очень хорошо; хорошо, но не очень; знает, но не говорит; говорит, но не знает; хуже некуда... — Графическая оценка (линией рисуется динамика знаний, умений, навыков учащегося) — Рейтинговая (накопительная) — Именные сертификаты (выдаются как знак победы, успеха в долгосрочном конкурсе, например, за наибольшее количество «знаек») — Жетонная система (разноцветными жетонами поощряются разные виды активности учащегося на уроке: желтыми — рациональная, красными — эмоциональная, синими — интуитивная, зелеными —успешные практические действия...) Итак, основной упор сегодня, как мы уже отмечали, делается все-таки на самооценку учащихся, под которой мы понимаем и их самоанализ, и самоконтроль, и собственно самооценку как выставление себе некоторого балла, количественной отметки. Множество способов и приемов, побуждающих учащихся к самооценке, направлены на формирование адекватной ретроспективной и перспективной самооценки. Назовем некоторые из приемов, включающие механизмы саморегуляции: — Взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка в парах, группах — Самостоятельный выбор заданий по уровню сложности — Сопоставление индивидуального варианта ответа с групповым и эталонным (проверка прочности и уверенности в собственных знаниях) — Работа под копирку (один экземпляр — учителю, другой — ученику; проверяют и оценивают оба; потом сравнивают свои варианты) — Без ошибок, но с отметкой (проверенные работы возвращаются ученикам только с отметкой; задача учащихся — понять, почему отметка такова, какова она есть, найти ошибки, которые привели к снижению балла) — Без отметки, но с ошибками (в проверенной работе учитель указывает только ошибки, задача учащихся — поставить себе отметку, адекватную этим ошибкам) — Без отметок и без ошибок (проверенные работы учащихся выдаются без признаков учительской оценки, все свои пометки он оставляет только в своей рабочей тетради; ученику предлагается свежим глазом посмотреть собственную работу: исправить найденные ошибки и поставить соответствующую отметку) — Комментарий учащихся к вопросам для зачета по степени их понятности — непонятности, интересности — неинтересноemu. Особое внимание учителя к тем вопросам, которые охарактеризованы как непонятные и неинтересные одновременно — «Чистая доска». Сначала все, что требуется запомнить, написано на доске. Потом на каждом шаге работы стирается часть материала, а ребята устно восстанавливают «пустоты». На каком-то шаге возникает чистая доска, а учащиеся по памяти воспроизводят весь текст — Выбор билета, вопроса, который лучше всего знаю — Пресс-антипресс (см.: Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. — СПб.: СПбАППО, 2005. — С. 104) — Идеальный зачет (см. там же, с. 106) — Гребенка (учащиеся на схеме, похожей на гребень, самостоятельно оценивают уровень активности, правильности, настроения и т.п.) — Рефлексивные вопросы, побуждающие учащегося к осмыслению результатов урока — Договор в начале четверти с заявкой на итоговую отметку ВАРИАНТЫ РЕЗУЛЬТАТОВ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ
На современном этапе то, как идет процесс, является не менее важным по сравнению с тем, к чему он приводит, к какому результату выходят участники. Обсуждая с учителями проблему результатов урочной деятельности, мы просили их назвать основные итоги своей деятельности, в чем они видят главные результаты своей педагогической деятельности. Множество их идей главным образом сводятся к усвоению разнообразного учебного содержания (на уровне представлений, ориентации, знаний) и умения использовать полученные на уроках знания в жизни. Необходимым условием достижения нового качества образования становится создание системы изучения и оценки разных групп образовательных результатов. Хочется подчеркнуть, что, в первую очередь, нас будут интересовать изменения, которые происходят в процессе обучения на стороне ученика, нам важны педагогические результаты. Для целостного, системного взгляда на эту проблему необходим целостный взгляд на человека, учет и видение, как подсказывает нам психология,, в единстве трех его сфер: сознание, отношение, деятельность. Рассуждая о целях образования, мы, наряду с предметно ориентированными целями, подчеркивали особую значимость для современного этапа личностно ориентированных целей. В этом плане к актуальным результатам общего образования необходимо отнести все, что связано с личностной динамикой учащегося, его универсальными знаниями и умениями, с опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности, способностями самостоятельно решать значимые проблемы в разных сферах жизни. Необходим комплекс личностных структур сознания, эмоционально-чувственной сферы, деятельностных возможностей; их достаточная развитость. Все это должно обеспечить человеку способность развиваться посредством самонадстраивания, «выращивания в себе» новых, более жизнестойких структур. Тогда пространство педагогических результатов можно структурировать следующим образом (табл. 5). Таблица 5
Важность сбалансированности трех сфер человека убедительно прокомментирована в высказывании Мэрилин Кинг, американской спортсменки: «Если у тебя есть заинтересованное отношение к делу плюс знание этого дела, но нет действия — ты пустой мечтатель. Если у тебя есть знание плюс действие, но нет увлеченности делом, ты — вряд ли достигнешь высот в этом деле. Если у тебя есть увлеченность плюс действие, но нет знаний — ты можешь достичь цели, но не сразу сможешь понять, что она ошибочна». Главный интерес в современном обучении представляет не столько констатация истины, сколько ее поиск. При этом в качестве возможной и вполне допустимой на современном уроке рассматривается ситуация незавершенности поиска истины, более того — истина может остаться неизвестной, неоткрытой и в конце занятия. У каждого есть право на ошибку, ошибка рассматривается как начало поиска. Специальной акцентировки, а тем более осуждения по поводу возникших неудач, промахов, ошибок не должно быть. Необходимо дать возможность каждому участнику самостоятельно достичь понимания собственных ошибок на основании сопоставления, сравнения собственных результатов с результатами других. К минимуму сводится арсенал используемых негативных оценок. Зато максимально расширены варианты положительных оценок, скорее даже поддержки, поощрения, побуждения участников в их творческих изысканиях: восклицание, аплодисменты, акцентировка, рукопожатие, подчеркнутое внимание... Считается, что человек учится на ошибках. А нам показалась необычайно интересной мысль Артема Соловейчика: «Человек учится на своих успехах, а не на ошибках. Успех — это радость, прилив сил, веры в себя. Особенно ребенку надо создавать ситуации, в которых он ощутит свой успех. Не поблажками, конечно...». Какой бы предмет или предметы ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования станет ее способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них. Это подразумевает, что каждый учащийся обретет ту уверенность в себе, которая необходима для духовного роста и развития личности. Если на уроке мы больше всего ценим приобретение знаний, то описанные выше условия можно отбросить как бесполезные, так как они не ведут к увеличению количества фактических знаний или быстрейшему их усвоению. Результаты учебного взаимодействия на личностно ориентированном уроке — это не столько качество усвоенных знаний (поскольку в субъектной позиции оно все-таки лучше), а скорее те изменения, которые происходят в личности, в ее развитии и росте. К ним можно отнести изменения следующего рода (8): — человек начинает воспринимать себя по-иному — он более полно принимает себя и свои чувства — становится более уверен в себе и самостоятелен — ставит перед собой реальные цели, более зрело ведет себя — он все более становится похожим на человека, которым хотел бы быть — начинает принимать и понимать других людей. Результат современного урока — в динамике самопознания учащихся. Она у каждого своя. В силу множественности и неоднозначности целей, а также разнообразия индивидуально-личностных смыслов, которые на каждом этапе учебного занятия определяют для себя участники, можно констатировать и принципиальную неоднозначность результатов. Коль скоро мы говорим о результатах в личностном плане, то о них можно говорить только с определенной степенью вероятности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.009 с.) |