Как оцениваем: традиционный и современный подходы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как оцениваем: традиционный и современный подходы



К оцениванию в учебном процессе

 

Теперь обсудим вопрос о том, как мы оцениваем, какие используем формы и приемы оценивания.

Сравнение традиционных и нетрадиционных подходов сегодня можно осуществить по семи основным критериям. Наверное, таких критериев можно назвать и больше, но, как нам представляется, именно эти семь являются наиболее существенными, т.е. необходимыми и достаточными. Результаты этого сопоставления представим с помощью таблицы 4.

Варианты нетрадиционных форм оценивания, предложенные учителями:

— Взаимооценка

— Лотерея (пятерка тому, кто вынет красную фишку)

— «Никакая оценка» ставится в случае, когда нет возможности поставить даже «2»

Таблица 4

Критерии Подходы
    Традиционный Современный
1. Эталон для оцени­вания Ориентация на единые требования, общий эта­лон, норматив, стан­дарт — один для всех Применение индивиду­альных эталонов, учет индивидуально-личност­ной динамики каждого. Сравнение каждого толь­ко с самим собой
2. Тип используемых оценок Нормативные, выра­женные в баллах, коли­чественные, абсолют­ные Личностно ориентиро­ванные, выраженные словесно, качественные (порядковые и описа­тельные)
3. Частота оценива­ния Отметки на каждом уроке. Частота оценива­ния — до 2000 раз в год. Много отметок, мало содержательных оценочных суждений Отметка только как итог завершения темы, разде­ла, четверти или полуго­дия. Оценки как пози­тивные словесные ха­рактеристики постоян­но. Мало отметок, много содержательных оценоч­ных суждений
4. Уровень комфорт­ности Низкий (акцент на ошибках) Высокий (акцент на уда­чах и успехах)
5. Отношение к 5-балльной системе оценивания Достаточно трех бал­лов: 3, 4, 5 Выход за пределы пяти­балльной системы; до­полнение качественны­ми характеристиками — знаки, символы
6. От чего зависит итоговая оценка? Как среднее арифмети­ческое из всех текущих отметок Только от результата итогового испытания: экзамена, собеседова­ния, зачета
7. Кто оценивает? Учитель Учащиеся

 

— «ОХ, ХО, ЗН, ГН, ХН» — очень хорошо; хорошо, но не очень; знает, но не говорит; говорит, но не знает; хуже некуда...

— Графическая оценка (линией рисуется динамика знаний, умений, навыков учащегося)

— Рейтинговая (накопительная)

— Именные сертификаты (выдаются как знак победы, успеха в долгосрочном конкурсе, например, за наибольшее количество «знаек»)

— Жетонная система (разноцветными жетонами поощряются разные виды активности учащегося на уроке: желтыми — рациональная, красными — эмоциональная, синими — интуитивная, зелеными —успешные практические действия...)

Итак, основной упор сегодня, как мы уже отмечали, делается все-таки на самооценку учащихся, под которой мы понимаем и их самоанализ, и самоконтроль, и собственно самооценку как выставление себе некоторого балла, количественной отметки.

Множество способов и приемов, побуждающих учащихся к самооценке, направлены на формирование адекватной ретроспективной и перспективной самооценки. Назовем некоторые из приемов, включающие механизмы саморегуляции:

— Взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка в парах, группах

— Самостоятельный выбор заданий по уровню сложности

— Сопоставление индивидуального варианта ответа с групповым и эталонным (проверка прочности и уверенности в собственных знаниях)

— Работа под копирку (один экземпляр — учителю, другой — ученику; проверяют и оценивают оба; потом сравнивают свои варианты)

— Без ошибок, но с отметкой (проверенные работы возвращаются ученикам только с отметкой; задача учащихся — понять, почему отметка такова, какова она есть, найти ошибки, которые привели к снижению балла)

— Без отметки, но с ошибками (в проверенной работе учитель указывает только ошибки, задача учащихся — поставить себе отметку, адекватную этим ошибкам)

— Без отметок и без ошибок (проверенные работы учащихся выдаются без признаков учительской оценки, все свои пометки он оставляет только в своей рабочей тетради; ученику предлагается свежим глазом посмотреть собственную работу: исправить найденные ошибки и поставить соответствующую отметку)

— Комментарий учащихся к вопросам для зачета по степени их понятности — непонятности, интересности — неинтересноemu. Особое внимание учителя к тем вопросам, которые охарактеризованы как непонятные и неинтересные одновременно

— «Чистая доска». Сначала все, что требуется запомнить, написано на доске. Потом на каждом шаге работы стирается часть материала, а ребята устно восстанавливают «пустоты». На каком-то шаге возникает чистая доска, а учащиеся по памяти воспроизводят весь текст

— Выбор билета, вопроса, который лучше всего знаю

— Пресс-антипресс (см.: Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. — СПб.: СПбАППО, 2005. — С. 104)

— Идеальный зачет (см. там же, с. 106)

— Гребенка (учащиеся на схеме, похожей на гребень, самостоятельно оценивают уровень активности, правильности, настроения и т.п.)

— Рефлексивные вопросы, побуждающие учащегося к осмыслению результатов урока

— Договор в начале четверти с заявкой на итоговую отметку

ВАРИАНТЫ РЕЗУЛЬТАТОВ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

 

На современном этапе то, как идет процесс, является не менее важным по сравнению с тем, к чему он приводит, к какому результату выходят участники.

Обсуждая с учителями проблему результатов урочной деятельности, мы просили их назвать основные итоги своей деятельности, в чем они видят главные результаты своей педагогической деятельности. Множество их идей главным образом сводятся к усвоению разнообразного учебного содержания (на уровне представлений, ориентации, знаний) и умения использовать полученные на уроках знания в жизни.

Необходимым условием достижения нового качества образования становится создание системы изучения и оценки разных групп образовательных результатов. Хочется подчеркнуть, что, в первую очередь, нас будут интересовать изменения, которые происходят в процессе обучения на стороне ученика, нам важны педагогические результаты. Для целостного, системного взгляда на эту проблему необходим целостный взгляд на человека, учет и видение, как подсказывает нам психология,, в единстве трех его сфер: сознание, отношение, деятельность.

Рассуждая о целях образования, мы, наряду с предметно ориентированными целями, подчеркивали особую значимость для современного этапа личностно ориентированных целей. В этом плане к актуальным результатам общего образования необходимо отнести все, что связано с личностной динамикой учащегося, его универсальными знаниями и умениями, с опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности, способностями самостоятельно решать значимые проблемы в разных сферах жизни. Необходим комплекс личностных структур сознания, эмоционально-чувственной сферы, деятельностных возможностей; их достаточная развитость. Все это должно обеспечить человеку способность развиваться посредством самонадстраивания, «выращивания в себе» новых, более жизнестойких структур.

Тогда пространство педагогических результатов можно структурировать следующим образом (табл. 5).

Таблица 5

  Предметно ориентированные результаты Личностно ориентированные результаты
Сфера сознания Представления о... Знания о... Понимание законов... Я - образ Основы для самопознания, самоанализа, самоопределения
Сфера отношения Познавательный интерес Опыт эмоционально- ценностного отношения к предмету Адекватная самооценка Самоуважение Чувство собственного достоинства
Сфера деятельности Разнообразные умения, навыки Опыт творческой деятельности Навыки саморегуляции, самоорганизации, самостоятельной деятельности, самостоятельного принятия решения Самоактуализация

 

Важность сбалансированности трех сфер человека убедительно прокомментирована в высказывании Мэрилин Кинг, американской спортсменки: «Если у тебя есть заинтересованное отношение к делу плюс знание этого дела, но нет действия — ты пустой мечтатель. Если у тебя есть знание плюс действие, но нет увлеченности делом, ты — вряд ли достигнешь высот в этом деле. Если у тебя есть увлеченность плюс действие, но нет знаний — ты можешь достичь цели, но не сразу сможешь понять, что она ошибочна».

Главный интерес в современном обучении представляет не столько констатация истины, сколько ее поиск. При этом в качестве возможной и вполне допустимой на современном уроке рассматривается ситуация незавершенности поиска истины, более того — истина может остаться неизвестной, неоткрытой и в конце занятия.

У каждого есть право на ошибку, ошибка рассматривается как начало поиска. Специальной акцентировки, а тем более осуждения по поводу возникших неудач, промахов, ошибок не должно быть. Необходимо дать возможность каждому участнику самостоятельно достичь понимания собственных ошибок на основании сопоставления, сравнения собственных результатов с результатами других. К минимуму сводится арсенал используемых негативных оценок. Зато максимально расширены варианты положительных оценок, скорее даже поддержки, поощрения, побуждения участников в их творческих изысканиях: восклицание, аплодисменты, акцентировка, рукопожатие, подчеркнутое внимание...

Считается, что человек учится на ошибках. А нам показалась необычайно интересной мысль Артема Соловейчика: «Человек учится на своих успехах, а не на ошибках. Успех — это радость, прилив сил, веры в себя. Особенно ребенку надо создавать ситуации, в которых он ощутит свой успех. Не поблажками, конечно...».

Какой бы предмет или предметы ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования станет ее способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них. Это подразумевает, что каждый учащийся обретет ту уверенность в себе, которая необходима для духовного роста и развития личности.

Если на уроке мы больше всего ценим приобретение знаний, то описанные выше условия можно отбросить как бесполезные, так как они не ведут к увеличению количества фактических знаний или быстрейшему их усвоению. Результаты учебного взаимодействия на личностно ориентированном уроке — это не столько качество усвоенных знаний (поскольку в субъектной позиции оно все-таки лучше), а скорее те изменения, которые происходят в личности, в ее развитии и росте. К ним можно отнести изменения следующего рода (8):

— человек начинает воспринимать себя по-иному

— он более полно принимает себя и свои чувства

— становится более уверен в себе и самостоятелен

— ставит перед собой реальные цели, более зрело ведет себя

— он все более становится похожим на человека, которым хотел бы быть

— начинает принимать и понимать других людей. Результат современного урока — в динамике самопознания

учащихся. Она у каждого своя. В силу множественности и неоднозначности целей, а также разнообразия индивидуально-личностных смыслов, которые на каждом этапе учебного занятия определяют для себя участники, можно констатировать и принципиальную неоднозначность результатов. Коль скоро мы говорим о результатах в личностном плане, то о них можно говорить только с определенной степенью вероятности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1097; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.013 с.)