Как увеличить мотивационную силу учебной ситуации? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как увеличить мотивационную силу учебной ситуации?



 

Итак, сегодня зафиксирован мотивационный кризис у учащихся, которые не хотят учиться так, как может предложить традиционная школа. Это факт, с которым нужно работать, понимая причины этого. Их много, мы отметили основные:

— колоссальная избыточность учебного материала, его приоритетная ориентация на день завтрашний; содержание необходимо ориентировать на ближнюю перспективу, на потребности сегодняшнего дня;

— отсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической безопасности (страх и стресс как доминирующие условия образования); есть задача на минимизацию стрессогенных факторов на уроке;

— все в порядке с «кнутом», западает то, что называется «пряником» (поэтому столь интересны изыскания педагогики успеха);

— в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей; значит, необходимо обеспечить достаточное разнообразие таких действий.

Сегодня учитель практически вынужден значительное время на уроке уделять пробуждению, а точнее, реанимации желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, учителя вынуждены научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного содержания, а значит, так подавать эту информацию, чтобы она была востребована и воспринята учащимися. На сегодняшнем этапе для педагога становится важно овладение искусством рекламной упаковки учебной информации. Ведь основные элементы рекламы — привлечь внимание, возбудить интерес, пробудить желание и побудить к действию — во многом совпадают с ключевыми задачами урока. Подводя итог разговору о мотивирующей учебной ситуации, следует выделить его основные моменты. Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:

— значимый, интересный для них материал (как это сделать, мы обсудим позже);

— задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;

— положительная обратная связь, организованная по правилу «пилюли»;

— предлагаются задания с очевидным результатом;

— возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся.

• Продумать «изюминку» урока

Предполагается, что каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников — одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. В этой связи можно предложить еще один эпитет для современного урока — «изюмительный» урок тот, что имел ту самую изюминку.

Однако самым важным для учителя, размышляющего о проблемах мотивации, все-таки должен стать вопрос: «Зачем я стремлюсь обеспечить мотивацию учащихся?». Поскольку мотивация — это движущая сила действий и поступков личности, многие педагоги пытаются возбуждать эту силу, управлять ею, учитывать ее в построении учебного процесса, достигая необходимой активизации учащихся.

 

ИДЕЯ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

На современном этапе для образования по-прежнему актуальной остается идея индивидуально-личностного развития учащихся. Но мы прекрасно понимаем, что развивается только тот, кто активен (см.: А.Н. Леонтьев об активности как движущей силы развития человека). Легко припомнить самое активное лицо в большинстве учебных классов, того, кто больше всех ходит, действует, говорит, поправляет, наставляет, показывает, организует... Как правило, это учитель. Наверное, о его личностном развитии волноваться почти не приходится. Он всегда в тонусе, он всегда активен. Не удивительно, что он сохраняет эту бодрость до седых волос, и что важно — в любой ситуации. Помним, как легко люди узнают среди незнакомых именно учителей: они готовы всем все объяснить, показать, прокомментировать....

Но известна и другая зависимость: чем активнее учитель на уроке, тем сложнее такую активность проявить ученикам. Поэтому вопрос о том, как активизировать учеников, по-прежнему остается актуальным.

Инициативная активность учащихся

Новизна в решении традиционной проблемы активизации учащихся состоит в том, что предлагается перейти от активности реактивной, которой всегда было место на традиционном уроке, к активности инициативной. Такая активность возникает прежде всего там, где есть выбор. Сегодня обычно грустно шутят, что у учащихся есть один выбор: быть или не быть... физически на уроке. Прийти в школу, донести свое «бренное тело» до парты, порадовать коллектив своим присутствием или остаться дома и радоваться самому. Вспомним привычный ритуал в начале любого урока, когда педагог обводит взглядом присутствующих учеников и радуется, когда все на местах (или печалится, если критическая масса не набрана, живо интересуется причинами отсутствия и успокаивается, если они уважительны).

Итак, на современном уроке предполагается поиск возможностей для увеличения ситуаций выбора учащимися. Во-первых, это означает привлечение учащихся к выбору целей урока, используя особые приемы и правила целеполагания, обеспечивающие идею согласования и коллективного обсуждения задач урока (см. п. 2.2.) Во-вторых, создание условий для выбора содержания. Когда такой выбор ребятами сделан, предлагается работа в разных группах с разным содержанием, а затем взаимообмен между группами полученной информацией. Еще одна возможность для выбора — выбор средств и способов выполнения заданий на уроке. И наконец, выбор презентовать или не презентовать себя на уроке (выступить или остаться в тени); участвовать или не участвовать в презентации промежуточных и финальных результатов (см. п. 2.3.). Тем самым мы демонстрируем уважение к авторскому праву ученика не предъявлять результат, которым он не удовлетворен сам как автор. Речь идет о создании условий для свободных, самостоятельных, ответственных и инициативных действий учащихся.

Проявление инициативы учащимися возможно и на уровне слов, и на уровне реплик, вопросов или комплексных действий, в любом случае, когда задания сформулированы в предельно открытой форме и допускают творческое прочтение.

Для осознанного развития у учащихся навыка инициативного поведения полезно обратиться к рассуждениям Д. Колесова, посвященным инициативному поведению. В частности, перечисляя основные черты такого поведения, Д. Колесов называет:

• разнообразие способов поведения, которыми располагает учащийся;

• быстрота, гибкость, своевременность переключения с одного способа действий на другой — в случае необходимости;

• точный учет ситуации и ее динамики, способность субъекта поведения — «вписывать» действия в ситуацию и как бы ей подчиняться (т.е. следовать ее логике) и, вместе с тем, достигать своих целей; важна способность придавать своим действиям более широкий смысл и в этом плане подчинять себе конкретную ситуацию;

• способность действовать на основании прогноза, т.е. упреждающе, опережающе;

• при действиях на основании установки проявлять гибкость, точность, своевременность объективации;

• способность действовать с полной затратой усилий, не останавливаться перед затруднениями;

• способность доводить начатое до конца;

• способность удерживать отдаленную цель: четкая целеориентированность поведения.

 

Виды и приемы активизации

Обычно вопрос о приемах активизации не вызывает особых затруднений у преподавателей. Они легко припоминают самые разные возможности: игру с идеей соревновательности, театрализации, смену деятельности, проблемность, парадоксальность, задания с недостаточной информацией, необычность, неожиданность самих заданий и форм их выполнения, физминутки как возможность движения, юмор, обращение к личности ребенка — все это относится к используемым сегодня элементам активизации учащихся. Что здесь может и должно стать предметом анализа, рефлексии учителя?

Известно, что активизация деятельности может быть достигнута разными путями. Во-первых, есть приемы, безусловно активизирующие участников, бессознательно, что называется, на уровне физиологии: проветрили помещение — легче дышится, думается, работается; включили свет поярче — и мысли пояснее стали формулироваться; предложили ребятам работать стоя, а не сидя, и в этом случае активизация происходит безусловно. Даже такой факт, как стаканчик воды в ходе урока. (Вспомните бутылочки с минералкой на столах во время серьезных официальных встреч. В частных школах сегодня это уже имеет место: вода стоит на партах учеников). Как правило, всегда помнят о смене деятельности или форм деятельности. Здесь хочется напомнить идею, высказанную нами в связи с проблемами внимания, — соблюдение на уроках принципа контраста ощущений — по звуку (громче, тише), по свету, по содержанию, что позволяет уменьшить монотонию действия и соответственно поддерживать активное внимание учащихся. В этом ряду можно припомнить многое, что улучшает наше самочувствие и способствует более активному протеканию разнообразных психических процессов. Важно, что приемы, опирающиеся на непроизвольность действий учащихся, не требуют от них энергозатрат: это скорее приемы, дающие энергию, а не расходующие ее. И от педагога это требует не так много сил, как в работе с другой группой активизирующих приемов, действующих на уровне сознания учащихся.

Второй вид активизации. Речь идет об активизации произвольной, т.е. требующей сознательного, волевого усилия учащихся на основе внешних побуждающих действий учителя. Это приемы внешней активизации, стимулирующие и побуждающие к активности благодаря привлекательности и действенности внешних стимулов. Активизация возникает как результат стимуляции, то есть внешнего предъявления стимула, побуждающего к деятельности, с понятными и открытыми целями для участников деятельности. Эти стимулы называют реально действующими. В частности, к реально действующим стимулам относятся приемы поощрения, хорошие отметки, обещания не задавать домашних заданий, вопросы учителя, предложения поработать в группе или парах. Такие стимулы вызывают быструю, правда, краткосрочную реакцию. Основная печаль при работе с этой группой стимулов состоит в том, что, как только прекращается их действие, сразу пропадает и активность учащихся. Это верный признак внешней мотивации, когда мотив деятельности связан со стимулом, а не с самой деятельностью. Абсолютный победитель реально действующего стимула среди учащихся, например, старшей школы — «досрочное освобождение» — обещание учителя закончить урок пораньше (это не всегда совпадает с возможностью выйти из класса, но зато минуты тишины и возможности заняться своими делами наступят раньше).

О таком мощном стимуле, как положительное поощрение, оценка, подпитка, и проблемах, которые могут возникнуть в связи с их чрезмерным использованием, интересно написано в книге американских психологов Л. Росса и Р. Нисбетта «Человек и ситуация».

В-третьих, нужно выделить еще один вид активизации, особенно важный для современного этапа развития образования. Этот вид активизации также является произвольным, а значит, предполагает волевое усилие и энергозатраты. Но в этом случае, педагог использует группу приемов, где активизация становится результатом мотивации, то есть пробуждения внутреннего желания, инициативы самого учащегося для осуществления предлагаемой деятельности. В этом случае тоже возможно использование внешних стимулов, но принципиально других — смыслообразующих. Это те задания и предложения, исходящие от учителя, которые для учащегося личностно значимы, актуализируют в нем не просто функцию ученика, а скорее его человеческую сущность — обращение к личному, жизненному опыту, самостоятельная формулировка разнообразных проблемных вопросов и ситуаций, самопознание, самоопределение, самоанализ, творческие задания, побуждающие к поиску собственных способов и вариантов решения задач....

Реальная практика обучения демонстрирует еще один вид активизации класса, где ключевым, к сожалению, является механизм манипуляции. Здесь, как и в случае стимуляции, предъявляются внешние стимулы, подталкивающие учащихся к тому или иному действию, желаемому для педагога, но цели и установки учителя остаются закрытыми для ребят, они о них могут даже не догадываться. В этом случае, если учащиеся не знают целей деятельности, не понимают, куда они движутся и ради чего выполняют те или иные действия, то эти их действия, пусть и активные, можно охарактеризовать как результат манипулятивных усилий учителя.

Основным аспектом педагогической рефлексии по поводу используемых видов и приемов активизации, на наш взгляд, должен стать анализ соотношения приемов активизации-стимуляции, мотивации и манипуляции. Последнюю хочется свести к нулю. В отношении остальных приемов — достичь разумного баланса. Педагогу предстоит задуматься над тем, каким образом нужно разнообразить свою палитру приемов, чтобы в его деятельности были сбалансированы приемы внешней (непроизвольной, бессознательной активизации и активизации-стимуляции) и внутренней активизации-мотивации и преобладали все-таки смыслообразующие стимулы. К сожалению, на обычном уроке мы чаще всего имеем дело со стимулированием посредством реально действующих стимулов, используемых иногда манипулятивно.

Идея активизации опять же указывает на важность перехода от фронтальной формы взаимодействия на уроке к формам групповым и индивидуальным, создание на уроке возможности для циркулирования учебной информации на уровне группы, пары, отдельного учащегося, а не класса в целом, организации дискуссии не сразу с классом в целом, а непременно проходить этапы парного и группового обсуждения. Представляет интерес анализ такого аспекта на современном уроке, как уровень разговорной активности класса. В ходе такого анализа мы просто фиксируем количество одновременно говорящих детей в ходе урока. На основании этого показателя сразу можно понять, чего на уроке было больше — монолога учителя (все дети молчат в этот момент, и хочется надеяться, что сосредоточенно слушают), фронтального опроса (когда по одному ребята выступали с короткими ответными репликами) или все-таки парная и групповая работа. Поскольку в группе или паре говорит хотя бы один ребенок, то соответственно количество одновременно говорящих ребят в этот момент будет равно количеству групп или пар.

Ниже представлена таблица 2 — основных видов активизации и приемов, о которых учителя вспоминают чаще.

 

Таблица 2

Бессознательная, непроизвольная активизация Произвольная, внешняя активизация, стимулирование, реально действующие стимулы Произвольная, внутренняя активизация, мотивирование, смыслообразующие стимулы
• Смена деятельности • Контраст ощущений (по звуку, свету...) • Необычность • Неожиданность • Новизна • Движение • Размещение в пространстве • Работа с экстатическими средствами (живой огонь, эффекты мерцания, бликования...) • Вода • Релаксационные паузы • Музыка • Работа в группах, в парах • Поощрение • Дидактические игры (соревнования, представления, ролевые...) • Дискуссии, дебаты, мозговые штурмы • Личность учителя • Задачи с достаточной информацией известными средствами, предложенные учителем • Дифференцированные задания • Юмор • Приемы критического мышления • Наглядность, ТСО • ТРИЗ • Интрига, провокация • Парадокс • Расширение ролевого репертуара учащегося • Творческие задания • Связь с личным опытом учащихся • Индивидуальные задания, необходимость действовать самостоятельно • Поиск, исследование, «экспериментальное нащупывание» • Самоконтроль • Самоанализ • Рефлексивные вопросы • Обращение к личности учащегося • Проблемы, предложенные учащимися (средства неизвестны, запуск поисковой, творческой активности) • Задания с недостаточной информацией • Тишина

 

Что-то из этих приемов известно и широко используется в практике многих учителей. О чем-то учителя не успевают подумать. Что-то пока не вполне известно и освоено ими. Основной вывод: от учителя ожидается сегодня владение достаточным разнообразием приемов активизации: безусловной непроизвольной, произвольной реактивной, но главным образом — произвольной инициативной активизацией с использованием смыслообразующих стимулов активизации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.019 с.)