Схемы аспектного анализа современного урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схемы аспектного анализа современного урока



Аспект: современные подходы к целеполаганию

Анализ урока ___________________________________________________________

(класс, предмет, тема, учитель)

 

Цели и задачи урока сформулированы:

 

  Да Скорее, да Скорее, нет Нет
Эмоционально привлекательно        
Четко        
Кратко        
Доходчиво        

 

• Формулировка целей урока для учащихся осуществлена:

— через содержание и тему

— через действия учащихся

— через результат действия, на который выйдут учащиеся в итоге

 

• Постановка данной цели вызвана:

— программой

— желанием учителя

— интересами учащихся

— случайным стечением обстоятельств

 

 

• Если цели урока достигнуты, то в чем это выразилось?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Если цели урока не достигнуты, то что этому помешало?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Аспект: современные подходы к работе с содержанием урока

 

Анализ урока ___________________________________________________________

(класс, предмет, тема, учитель)

• Основные способы работы с содержанием:

— рассказ учителя

— обсуждение с учащимися в ходе дискуссии

— самостоятельная работа учащихся с учебным материалом

• Ведущая идея урока

_____________________________________________________________________________

 

• Ключевые понятия

_____________________________________________________________________________

 

• Учебный материал урока:

— был новым для учащихся

— расширял представления учащихся об изучаемом

— отвечал на вопросы учащихся

— был полезным для решения ими сегодняшних проблем

— будет полезен учащимся в будущем

— давал информацию для самопознания _____________________________________________(другое)

 

• На какой стиль мышления (какие способности) учащихся был рассчитан материал урока?

 

 

Абстрактно-последовательный (интеллектуальные) Абстрактно-случайный (эмоциональные) Конкретно-случайный (интуитивные) Конкретно-последовательный (деятельностные)
         

 

• Как в ходе урока было осуществлено адаптирование учебного материала к особенностям конкретного класса?

 

• Какие источники использовал учитель для отбора учебного материала?

 

• Какие пространства содержания были реализованы на уроке:

— нормативное

— дискуссионное

— смысловое

 


 

Аспект: организационно-практический компонент современного урока

Анализ урока _______________________________________________________________________________

(класс, предмет, тема, учитель)

1. Средства, используемые на уроке.

 

Наглядные ТСО (аудио, видео) Раздаточный материал Практические Словесные Другие
           

 

 

2. Чередование форм деятельности учащихся.

 

Формы                  
Индивид.                  
Парная                  
Группов.                  
Фронт.                  
Время 0 5                

 

3. Учебные действия, предлагаемые учащимся. Актуализированные психические процессы.

 

Процессы   Действия Внимание Память Мышление Воображение Речь Чувства Воля
               

 

 

4. Вопросы для общего обзора по уроку:

Были ли в ходе урока ситуации выбора у учащихся? ________________________________________________________________

Какие вопросы возникали у учащихся?____________________________________________________________________________

Какими средствами и способами учитель осуществлял поддержку учащихся на уроке?____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Как была организована обратная связь?____________________________________________________________________________

Как учитель относился к неверным ответаКГучащихся?______________________________________________________________

Как была организована рефлексия учащихся по поводу обсуждаемого на уроке? _________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________


 

Аспект: современные подходы к организации

Контрольно-оценочной деятельности на уроке

 

Анализ урока ___________________________________________________________

(класс, предмет, тема, учитель)

 

 

1. Палитра оценочных действий учителя

 

Вариант действия Количество Примеры, иллюстрации
Согласие    
Одобрение    
Ободрение    
Замечание    
Отрицание    
Упрек    
Угроза    
Неопределенная оценка    
Опосредованная оценка    
Невербальные оценки (мимика, жесты)    
     

 

2. Способы проверки знаний учащихся учителем

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

3. Варианты взаимопроверки и взаимооценки учащимися

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


 

 

4. Результативные действия учащихся на уроке

 

Варианты   Количество
Ответы на вопросы учителя (фрон­тально)  
Ответы на вопросы учителя (индивидуально)  
Записи в тетрадях  
Идеи, предположения, гипотезы (от групп или индивидуально)  
Схемы, рисунки  
Алгоритмы  

 

5. Варианты самооценки и самоконтроля учащимися

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

6. Адекватность оценочных суждений реальным достижениям

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

отметок — нормативам

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К САМОАНАЛИЗУ УЧИТЕЛЕМ УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

(по материалам книги Ю.А. Конаржевского

«Анализ урока»)

 

I. Краткая общая характеристика класса

 

1. Общая подготовленность класса к коллективно распределенной деятельности:

— умение детей работать в парах;

— умение детей работать в малых группах;

— умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

— умение оценивать себя и друг друга.

2. Общая характеристика общения. Что преобладает: соперничество или сотрудничество?

Существует ли проблема лидеров и аутсайдеров?

3. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

4. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

 

II. Анализ эффективности проекта урока

 

1. Реальность цели урока.

2. Каким образом организована на уроке коллективно распределенная деятельность?

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете.

Достаточно ли глубоко я сам(а) знаю этот материал?

4. Какое(ие) понятие(я) было намечено для усвоения учащимися? На какое другое понятие(я) оно(они) опирается? Для каких является базой?

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

6. Сущностные характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8. Каким образом проектировался ввод учащихся в учебную задачу?

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

 

III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

 

1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2. Соответствие формы организации коллективно распределенной деятельности поставленной цели урока. Удалось ли мне, как учителю, занять роль равноправного члена дискуссии?

3. Была ли и каким образом создана на уроке ситуация успеха?

4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

5. Была ли принята учебная задача учащимися?

6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7. Каким образом была создана ситуация, при которой дети приняли такие учебные действия, как моделирование и преобразование модели?.

8. Какие формы были использованы для организации решения частных задач? Уровень задач, их интересность с точки зрения лингвистического или математического материала.

9. Как был организован контроль: как самостоятельное действие или был включен в состав других действий?

Что контролировал ученик: процесс выполнения действия или только результат?

Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовался для освоения действия контроля детьми?

10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку пли прибегали к оценке учителя?

 

IV. Оценка целостности урока

 

1. Насколько содержание коллективно распределенной деятельности соответствовало требованиям развивающего обучения? На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа? Какова была доля коллективно распределенной деятельности и автономно-индивидуальной?

2. Каким образом характер коллективно распределенной деятельности повлиял на качество осуществления учебной деятельности?

3. Как характер осуществления коллективно распределенной деятельности, а также учебной деятельности учащихся повлиял на освоение понятий, на качество формирования теоретического мышления учащихся?

4. Как можно охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе самостоятельного решения учениками? Каковы наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияние на конечный результат урока?

5. Можно ли сказать, что в результате решения учебной задачи ученики почувствовали инструментальный характер изучаемого понятия, ощутили и использовали общий способ действия?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.04 с.)