Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический анализ урока

Поиск

Психологический анализ урока

Анализ урока может проводиться с самых разных позиций. Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ (Т.Ю. Андрющенко, Н.Ф. Добрынин, С.В. Иванов, Л.Т. Охитина и др.) Все аспекты (психологический, педагогический, методический и предметный) тесно связаны друг с другом.

Психологический анализ урока - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение учебной деятельности учащихся развивающего типа).

Краткая схема анализа урока не может рассматриваться в качестве анкеты или жёсткой инструкции. Ни одна схема не может отразить всего многообразия реальных способов проведения урока. Поэтому назначение нашей схемы анализа урока - актуализировать некоторые «опорные точки» для понимания ситуации урока, каждый раздел имеет пустую строку, куда следует вписать те наблюдения, которые не укладываются в схему.

Не следует исходить из того, что приведенные позиции являются исчерпывающими для анализа любого урока, ваши комментарии, примеры и дополнения очень важны (их следует записать на обратной стороне листа или дополнительном листе.

Анализу урока надо учиться, в том числе специально учиться применению той или иной схемы анализа. Если на уроке присутствует не один студент, а группа студентов, то полезно назначить ответственных за каждый раздел анализа урока, а потом обсудить полученные данные наблюдений.

Психологический анализ урока после проведения наблюдений должен идти по следующим направлениям:

Анализ деятельности школьников

1. Направленность познавательной деятельности: в какой мере деятельность школьников подчинена учебной задаче, устойчиво ли сохранялось внимание учащихся (доля рабочего времени на уроке и отвлечений), быстро ли переключалось с одной задачи на другую?

2. Соотношение внутренней и внешней активности учащихся: какие наблюдались внешние проявления активности (высказывания, вопросы, оценка действий, правильные или ошибочные с паузами ответы, ожидание подсказки и др), участие в диалогах и с кем, работа в группах.

3. Соотношение самостоятельности и подражательности в деятельности школьников: имело место выполнение задания по образцу, путем простого копирования; насколько это было оправданным и целесообразным? Отметить время работы над учебной проблемой, случаи самостоятельного поиска и нахождения решения.

4. Наличие и устойчивость мотивации учебной деятельности: одинаково ли отношение учащихся к учебной работе или оно менялось; если отношение менялось, то с чем это связано?

5. Эмоции учащихся на уроке: в какие моменты урока наиболее ярко были выражены эмоции, с чем это связано? Действенность эмоций; отметить влияние положительных эмоций на познавательную активность школьников, отметить влияния отрицательных эмоций, возможное появление пассивности учащихся.

6. Дисциплинированность учащихся, причины нарушений дисциплины, способы взаимодействия при разрешении проблем.

7. Отношение учащихся к учителю и к друг к другу на уроке, подчинение или инициативность, сотрудничество или соперничество, доброжелательность, равнодушие или враждебность.

Анализ деятельности учителя

1. Реализация управленческих функций учителя: постановка целей урока для учеников, мотивирование, организация индивидуальной и коллективной деятельности школьников, использование правил и процедур на уроке, поддержание дисциплины и порядка на уроке, контроль результатов, стиль управления, организация учителем собственной деятельности.

2. Представление учебной информации: характеристика подачи информации (точность, логичность, умение выделить главное, доступность, опора на прежний опыт учащихся, связь с другими предметами, с практикой и т.д.), обратная связь об усвоении, умение прогнозировать усвоение информации школьниками.

3. Восприятие и понимание учеников: умение воспринимать психическое состояние учащихся, видеть особенности личности школьника, проявление установок учителя по отношению ко всем и к отдельным учащимся.

4. Коммуникативная функция: ясность изложения, характеристики речи, выразительность, экспрессивные качества, умение устанавливать контакт с классом, уровень коммуникативной компетентности учителя.

5. Взаимодействие на уроке: вариант исполнения роли учителя, реакции на противодействие или игнорирование побуждений учениками, наличие конфликтов, барьеров в общении, способы работы с ними, психологическая безопасность на уроке.

6. Развивающая функция: работа по развитию личности школьников, мотивации учения, коллектива и отношений сотрудничества, работа по развитию познавательной и метапознавательной деятельности учащихся.

7. Способы оценивания деятельности учащихся: система оценивания (двойная, контракная или др.), использование индивидуальных или социальных норм оценивания, ориентация на поддержание самоуважения учащихся или страх негативной оценки, своевременность оценок, разнообразие форм оценок, обучение самооценке в деятельности.

Схема наблюдения на уроке.

Задание 1. Провести наблюдение начала урока

 

Вопросы для наблюдения:

1. С чего начинается урок? Что сделал учитель для организации порядка в классе, мобилизации внимания учащихся, быстрого включения всех детей в активную работу?

2. Как была сформулирована учителем цель предстоящего урока? Была ли она принята всеми или большинством учащихся? Какими приемами воспользовался учитель, чтобы цель урока стала собственной целью деятельности каждого ученика?

3. Были ли в классе ученики, которые с самого начала урока «выпали» из общего рабочего ритма, «отключились»? Какие меры принял учитель для вовлечения их в работу?

4. Как бы Вы построили начало этого урока? Сделайте краткую запись. Дайте обоснование предложенного Вами варианта.

Создание условий для вовлечения учеников в работу.

1) Создание внешних условий:

а) классная комната в порядке;

б) учебная активность совместима с имеющимися условиями;

в) учебные пособия и технические средства способствуют быстрому вклю-чению в работу;

г) урок начинается со звонком;

…………………………………………………………………………………....

2) Постановка цели урока:

а) указания по плану и целям урока ясные и полные;

б) заинтересовывает новым материалом, привлекает внимание к нему перед объяснением;

в) формулирует конкретную цель урока для учеников;

г) учитель передаёт учащимся часть функций учителя.

…………………………………………………………………………………..

3) Эффективное использование времени урока:

а) все ученики сразу включились в работу;

б) нет задержек и затягивания времени в ходе урока;

в) нет нежелательных отвлечений в ходе урока;

г) отвлекающиеся ученики привлекаются к работе;

…………………………………….……………………………………………

4) Приспособленность обучения к особенностям учащихся:

а) обучение соответствует возрастным особенностям;

б) все учащиеся имеют одинаковую возможность участвовать в работе;

в) время достаточно для достижения учебных целей;

г) обучение строится на взаимодействии учителя и учащихся.

Задание 2. Провести наблюдения и анализ изучения нового

Материала на уроке.

 

Вопросы для наблюдения:

1. С чего началось изучение нового материала на уроке? Можно ли было четко выделить момент перехода к новому материалу? Как было построено изучение нового материала?

2. Какие средства обучения были использованы учителем при изучении новой темы? Организация какого типа познавательной деятельности учащихся они способствовали?

3. Насколько методы обучения отвечали цели урока, возрастным особенностям учащихся, характеру материала?

4. Удалось ли учителю охватить активной деятельностью всех учащихся? На каком этапе урока активность детей была наибольшей? Все ли ученики заняты всё время делом, требующим внимания? Что помогает организации внимания учащихся на уроке?

5. Побеседуйте со своим соседом по парте (учеником), чтобы выяснить, разобрался ли он в новом материале, насколько глубоко его осмыслил? Что мешало осмыслить материал и как этого избежать?

6. Что бы Вы изменили в изучении нового материала на этом уроке с целью повышения его эффективности? Дайте свои предложения.

Задание 4. Провести наблюдение оценки знаний учащихся

Учителем на уроке

Вопросы для наблюдения:

Какое место на уроке занимает проверка знаний? Cколько времени затрачивает учитель на контроль знаний учащихся? Сколько человек было оценено? Какие оценки поставлены? Каковы взаимоотношения учителя и учеников в процессе проверки знаний? Приведите примеры оценочных суждений учителя. Как они способствовали активизации учащихся в ходе опроса? Зафиксируйте типичные формулировки вопросов учителя (по таксономии Блума).

Задание 5. Наблюдение окончания урока, подведение его итогов

 

Вопросы для наблюдения:

Уложился ли учитель в его временные рамки? Было ли специально оставлено время для вопросов учащихся? Какие вопросы задавали учащихся? О чем они свидетельствовали? Были ли подведены итоги урока? В какой форме это сделал учитель?

Как закончился урок?

1. Уложился ли учитель в его временные рамки?

а) урок завершается вовремя;

б) ученики выглядят усталыми;

в) учитель наказывает учеников, продлевая время урока;

г) учитель оценивает урок в целом;

………………………………………………………………….

2. Какие вопросы задавали учащихся? О чем они свидетельствовали?

а) было специально оставлено время для вопросов учащихся;

б) вопросы о том, как, или какое выполнять задание дома;

в) вопросы по непонятому материалу;

г) вопросы о процедурах и правилах;

……………………………………………………………………………..

3. Были ли подведены итоги урока?

а) учитель напомнил о цели урока, оценил степень достижения целей;

б) ученики смогли понять, достигли ли они цели;

в) ученики ощущают повышение компетентности;

г) ученики повысили самоуважение на уроке;

………………………………………………………………………

Сделайте выводы:

Перечислите основные положительные и отрицательные стороны урока; на каких этапах урока ярко проявились возрастные особенности детей; как это учитывал педагог.

психологический анализ урока

Анализ урока может проводиться с самых разных позиций. Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ (Т.Ю. Андрющенко, Н.Ф. Добрынин, С.В. Иванов, Л.Т. Охитина и др.) Все аспекты (психологический, педагогический, методический и предметный) тесно связаны друг с другом.

Психологический анализ урока - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение учебной деятельности учащихся развивающего типа).

Краткая схема анализа урока не может рассматриваться в качестве анкеты или жёсткой инструкции. Ни одна схема не может отразить всего многообразия реальных способов проведения урока. Поэтому назначение нашей схемы анализа урока - актуализировать некоторые «опорные точки» для понимания ситуации урока, каждый раздел имеет пустую строку, куда следует вписать те наблюдения, которые не укладываются в схему.

Не следует исходить из того, что приведенные позиции являются исчерпывающими для анализа любого урока, ваши комментарии, примеры и дополнения очень важны (их следует записать на обратной стороне листа или дополнительном листе.

Анализу урока надо учиться, в том числе специально учиться применению той или иной схемы анализа. Если на уроке присутствует не один студент, а группа студентов, то полезно назначить ответственных за каждый раздел анализа урока, а потом обсудить полученные данные наблюдений.

Психологический анализ урока после проведения наблюдений должен идти по следующим направлениям:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 5378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.142.42 (0.009 с.)