Допуск к уроку, проведение и анализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Допуск к уроку, проведение и анализ



Студент пишет черновой вариант конспекта, консультируется с учителем и методистом. Конспект в окончательном варианте должен быть готов за 2 дня до проведения урока и подписан методистом и учителем. При этом учитывается не только содержание учебного материала, отражение методики обучения данному предмету, но и качество оформления конспекта.

После проведения зачетного урока проводится его устный подробный анализ (самим практикантом, учителем, методистом, студентами подгруппы). Учитель и методист оценивают урок в баллах. Если урок оценен ниже «9» баллов, учитель или методист в краткой записи после конспекта урока указывает его недочеты, отражает уровень психолого-педагогической и методической подготовки студента (знание учебников и программ, владение основными методами обучения, формами организации деятельности учащихся на уроке, оформление доски, уровень владения классом, общей и педагогической культуры).

Конспект зачетного воспитательного мероприятия утверждается учителем и методистом по педагогике.

 

Приложение 6

Примерные критерии

оценки уроков студентов-практикантов

 

Уроки студентов-практикантов оцениваются по 10-бальной системе.

Отметка «10» ставится за урок, при подготовке к которому студент, изучив методическую литературу, проявил самостоятельность, творчество в разработке конспекта, четко определил цели урока, отобрал дидактический материал в соответствии с программой, дидактическими принципами, возрастными особенностями учащихся, современными требованиями к уроку в свете инновационных технологий. Отбор, сочетание методов и приемов обучения были продуманы с точки зрения педагогики, психологии и методики, способствовали активизации познавательной деятельности учащихся. Была организована поисковая деятельность учащихся, использовались нестандартные приемы, наглядность, разноуровневые (дифференцированные) задания.

Студент проявил высокую культуру общения, речи, педагогический такт. Правильно комментировал и оценивал ответы учащихся, замечал и исправлял ошибки в речи учащихся. Урок провел в оптимальном темпе, объяснил домашнее задание, уложился в отведенное время, реализовал план и цели урока.

Отметка «9» ставится за урок, при подготовке к которому студент, изучив методическую литературу, проявил самостоятельность, творчество в разработке конспекта, четко определил цели урока, отобрал дидактический материал в соответствии с программой, дидактическими принципами, возрастными особенностями учащихся, современными требованиями к уроку в свете инновационных технологий. Отбор, сочетание методов и приемов обучения были продуманы, способствовали активизации познавательной деятельности учащихся. На уроке использовалась наглядность, разноуровневые (дифференцированные) задания.

Студент-практикант проявил высокий уровень культуры общения, речи, педагогический такт. Однако он не всегда комментировал отметки за ответы учащихся, не успел объяснить домашнее задание.

Урок проведен в хорошем темпе, план и цели урока реализованы.

Отметка «8» ставится за урок, при подготовке к которому студент проявил умение отбирать дидактический материал в соответствии с темой урока, принципами обучения, при этом использовал дополнительные источники, сформулировал самостоятельно цель и задачи урока, план-конспект разработал самостоятельно, но с некоторыми неточностями методического или фактического характера. При проведении урока верно излагал материал, использовал проблемные ситуации, применял разнообразные методы обучения и формы организации учебной деятельности. Речь студента достаточно выразительная, грамотная, поведение корректное. В целом поставленные цель и задачи достигнуты, однако при организации учебного процесса практикант не смог рационально распределить время.

Отметка «7» ставится за урок, при подготовке к которому студент проявил умение отбирать дидактический материал в соответствии с темой урока, принципами обучения, при этом использовал дополнительные источники, разработал план-конспект самостоятельно, но с некоторыми неточностями методического или фактического характера, недочетами в формулировании задач урока. При проведении урока верно излагал материал, применял наглядность, однако при организации учебного процесса практикант не смог рационально распределить время, не всегда замечал и исправлял ошибки в речи учащихся и на доске, неуверенно оценивал учащихся, допускал ошибки в собственной речи, наблюдалась неорганизованность учащихся на отдельных этапах урока. Речь студента достаточно выразительная, поведение корректное. Задачи урока достигнуты.

Отметка «6» ставится за урок, при подготовке к которому студент проявил умение отбирать дидактический материал в соответствии с темой урока, принципами обучения, при этом использовал дополнительные источники, разработал план-конспект и сформулировал цель и задачи урока с помощью учителя. Наблюдались некоторые ошибки методического или фактического характера. При проведении урока студент недостаточно владел методами и формами организации обучения, преобладала фронтальная работа. При организации учебного процесса практикант не смог рационально распределить время, неуверенно комментировал отметки учащихся, допускал ошибки в собственной речи, не следил за речью учащихся. Темп урока был замедленным. Основные задачи урока решены.

Отметка «5» ставится за урок, при подготовке к которому студент был недостаточно самостоятелен, нуждался в постоянной помощи учителя или методиста при формулировке цели и задач урока, разработке плана-конспекта, отборе дидактического материала, и его структурировании. При проведении урока нарушалась логика изложения учебного материала, студент недостаточно эффективно применял методы обучения, темп урока был замедленным, оценки выставлялись без комментариев. Не все задачи урока достигнуты.

Отметка «4» ставится за урок, при подготовке к которому студент был недостаточно самостоятелен, нуждался в постоянной помощи учителя или методиста при разработке плана-конспекта, отборе дидактического материала и его структурировании, формулировке цели и задач урока. При проведении урока нарушалась логика изложения учебного материала, студент не смог организовать учебную деятельность, темп урока был не оптимальный. Недостаточно установлен контакт с классом, оценки не выставлялись, имели место ошибки в речи студента-практиканта. Не все задачи урока достигнуты.

Отметка «3» ставится за урок, если студент при подготовке конспекта не использовал дополнительный дидактический материал, вместо плана-конспекта представил только план урока, неудачно выстроил структуру урока, не владел основными методами обучения. При проведении урока не реализовал полностью задачи урока, допускал грубые ошибки при изложении материала, пропускал ошибки в речи учащихся и допускал их в собственной речи.

Отметка «2» ставится за урок, если студент при подготовке конспекта не использовал дополнительный дидактический материал, вместо плана-конспекта представил только план урока, неудачно выстроил структуру урока. При проведении урока допускал грубые педагогические и методические ошибки. Не смог реализовать запланированный материал в отведенное время, не оценил деятельность учащихся на уроке. Задачи урока не достигнуты.

Отметка «1» ставится за урок, если студент не смог организовать учащихся на предстоящую работу или в случае отказа от проведения урока.


Приложение 7

Примерные критерии

оценки воспитательного мероприятия студента-практиканта

Воспитательное мероприятие студента-практиканта оценивается по 10-бальной системе.

10 баллов Высокий уровень владения методологией, методикой и современными технологиями воспитания, творческий подход. Студент проявляет высокий уровень эрудиции, общей и педагогической культуры, активно участвует в организации воспитательной работы в классе. При подготовке воспитательного мероприятия реализует современные методологические подходы (культурологический, аксиологический, деятельностный и др.). Проявление самостоятельности и творческого подхода в подготовке и проведении мероприятия, использование нестандартных приемов.
8 – 9 баллов Владение методикой, практическая направленность деятельности, творческий подход. Помощь учителя в организации и проведении воспитательного мероприятия, реализация индивидуально-дифференцированного подхода. Зачетное воспитательное мероприятие соответствуют основным методическим требованиям. Студент проявил творческий подход, хорошее владение классом.
7 – 6 баллов Соответствие основным требованиям методики воспитательной работы. Отдельные недостатки профессиональной подго-товки к воспитательной деятельности. Недостаточное участие студента в воспита- тельной работе класса. Зачетное воспита- тельное мероприятие разработано с помощью учителя. В основном преобладают традиционные методы и приемы. Недостаточное владение классом.
5 – 4 балла Несвоевременность подго-товки воспитательной разработки. Серьезные недостатки в реализации поставленных задач, низкий уровень педагоги-ческой культуры и владения методикой воспитательной работы. Недостаточная проработанность содержания и методики воспитательного мероприятия, несвоевременная подача руководителю плана-конспекта мероприятия. В проведенном мероприятии нарушена логика, преобладают словесные методы, не в полной мере решены поставленные задачи. Низкий уровень владения классом, общей и педагогической культуры (внешний вид, речь, стиль общения с учащимися).
1 – 3 балла Некачественная разработка воспитательного мероприятия Студент не владеет теоретическими основами и методикой организации воспитательной работы.

Задания по психологии

 

В начале практики студент выбирает двух-трех детей, которые по тем или иным причинам нуждаются в проведении индивидуальной воспитательной работы.

При составлении характеристики ребенка следует придерживаться системы в изучении психологической готовности детей к обучению в школе, их психологического развития во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.

Психодиагностической оценке в рамках данной системы подлежат:

1) особенности развития познавательных процессов;

2) направленность и способности личности младшего школьника;

3) личностные качества;

4) межличностные отношения.

Необходимо учитывать, что три основные сферы, в которых психологически развиваются дети,— это познавательные процессы, личность и межличностные отношения. Названные сферы должны учитываться при определении уровня психологического развития ребенка. Поэтому в процессе составления характеристик необходимо решать следующие задачи:

• выяснить, как развивается данный ребенок;

• выявить причины отставания ребенка в учебе или воспитании;

• предложить ребенку, учителю и родителям научно-обоснованные рекомендации по коррекции выявленных недостатков.

 

 

Задание 1

Провести комплексное психодиагностическое исследование и составить психолого-педагогический портрет каждого ученика (из двух-трех выбранных).

Изучить мотивацию учебной деятельности.

Изучить самооценку младших школьников (методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан).

Изучить уровень развития познавательных процессов младшего школьника:

• внимание (методика «Кольца Ландольта»): определить продуктивность, устойчивость, распределение и переключение;

• память (методика «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания»): определить динамичность и продуктивность заучивания;

• мышление (методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»): определить уровень умения решать предложенные задачи;

• речь (методика «Определение активного словарного запаса») определить частоту употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами прочие при составлении рассказа по предложенной картинке.

Изучить структуру межличностных отношений младших школьников со сверстниками с помощью социометрического эксперимента и охарактери­зовать место ученика в системе межличностных взаимоотношений с одно­классниками.

Провести диагностику интеллекта с помощью теста Гудинаф-Харриса.

Изучить личностные особенности младшего школьника (тест школьной тревожности Филипса).

На основании полученных результатов сделать обобщающие выводы.

 

Задание 2

На основании полученных результатов сформулировать рекомендации по индивидуальной работе с данными детьми для учителя и родителей.

План психолого-педагогической характеристики личности младшего школьника с признаками отклоняющегося поведения приведен в приложении 1.

 

Требования

к оформлению результатов психологической практики

1. Все виды заданий должны быть оформлены в виде протоколов проведения методики.

2. К работе приложить рисунки детей.

3. Характеристику оформить в виде подробного описания всех видов исследования и комментариев к ним.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

Каждый студент сдает групповому руководителю следующую документацию:

а) индивидуальный план работы студента на педагогической практике, подписанный руководителем практики (от школы и вуза);

б) педагогический дневник студента-практиканта (см. приложение 2);

в) 10 конспектов зачётных уроков с подписью-допуском методиста, учителя начальных классов, а также оценкой урока и краткой записью замечаний, если они имели место (на отдельных листах формата А-4);

г) конспект и общепедагогический анализ одного урока учителя начальных классов или коллеги-практиканта;

д) конспект зачётного воспитательного мероприятия с подписью-допуском методиста по практике, учителя, оценкой и краткой записью замечаний, рекомендаций;

е) отдельную тетрадь с психолого-педагогической характеристикой учеников и выполненными заданиями по психологии;

ж) творческий отчёт об итогах прохождения практики с рефлексивным анализом педагогической деятельности (форма отчета приведена в приложении 3);

з) педагогическую копилку.

Педагогический дневник студента-практиканта и творческий отчёт об итогах прохождения практики хранится на кафедре в течение срока, установленного инструкцией учебно-методического управления.

При выставлении итоговой оценки по практике учитывается:

– полнота и точность выполнения заданий практики;

– качество подготовки и проведения уроков, воспитательной работы и проявленные при этом самостоятельность и творчество;

– умение студента анализировать уроки и воспитательные дела;

– профессиональное и добросовестное отношение к работе;

– своевременное оформление и предоставление на проверку отчетной документации.

На заключительной конференции выступают групповые руководители, методисты по предметам, психолог, студенты.

По итогам практики на факультете проводится анкетирование студентов с целью выявления проблем методической подготовки; на кафедрах оформляются выставки лучших разработок уроков, внеклассных мероприятий, дидактического и наглядного материала; организуются просмотры и анализ видеозаписей лучших зачетных уроков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.039 с.)