Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Развивающие возможности урока.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: определить развивающие возможности современного урока и рассмотреть схему психолого-педагогического анализ урока и особенности его проведения. Основные понятия: урок, типы уроков, эффективность урока.
Вопросы для обсуждения: 1. Психологические аспекты построения и проведения урока. Требования к современному уроку в рамках личностно развивающей парадигмы образования и пути их реализации. Современные методы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Литература: 1. Активные формы воспитательной работы педагога с детьми и подростками: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / авт.-сост. И.Б. Соколова, Г.Г. Сечкарева.- Армавир: РИО АГПА, 2011.- 164 с. 2. Ершова А., Букатов В. Режиссура урока, общения и поведения учителя. // Современная школа, 2000, № 1-2 (5), с. 116-123. 3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. -Ростов н/Д., 1997. 4. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.,1999. 5. Культура современного урока. /Под ред. Щурковой Н.Е.- М., 2000. 6. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. -М.,1989. 7. Психологические основы педагогической практики студентов. /Под ред. А.С..Чернышева.- М., 2000. 8. Шамова Т.Н., Чекмарева Т.К. Урок в современной школе и его педагогический анализ. -М., 1987.
Практическая часть. Ход выполнения. Студенты под руководством преподавателя изучают примерную схему психолого- педагогического анализа урока. Примерная схема психолого-педагогического анализа урока. 1. Дата, школа, класс, предмет. 2. Тема, цель урока, образовательно-воспитательные и развивающие задачи. 3. Организация урока. Приход учащихся на урок и их готовность к занятиям. Организация учащихся (мобилизация их внимания, требования к подготовке рабочих мест и т.д.). Готовность классного помещения к уроку. 4. Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся. Цель и место проверки знаний, умений и навыков. Методы проверки. Содержание вопросов для фронтального и индивидуального опроса, практических заданий, самостоятельных работ, заданий дифференцированного характера. Качество ответов учащихся, оценка ответов учащихся. Активность класса 5. Содержание и методика изучения новых знаний. Тема и содержание устного изложения учителем материала. Объем и система знаний, сообщаемых учителем, методы изложения. Воспитывающий характер излагаемого материала, его связь с жизнью. Логичность и последовательность изложения, образность, доступность изложения, связь с ранее пройденным. Организация самостоятельной работы школьников: постановка проблемных вопросов перед учащимися, познавательных задач; формулировка логических заданий, формирование у учащихся навыков самообразования. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся, способы поддержания интереса и внимания учащихся на отдельных этапах. Вовлечение учащихся в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала. Роль и место демонстрационного эксперимента, таблиц, кинофильмов и других средств наглядности. Использование доски и записей в тетрадях. 6. Содержание и методика закрепления изученного материала. Упражнения и самостоятельные работы дифференцированного характера. 7. Содержание и методика домашнего задания. Объем и виды домашнего задания. Инструктаж о его выполнении. Дополнительные (индивидуальные) задания отдельным учащимся. 8. Характеристика познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы личности учащегося (восприятия, памяти, воображения, чувств, юли, речи). 9. Поведение учащихся на уроках: - Отношение учащихся к ответам товарищей и оценкам учителя. Имело ли место у школьников удовлетворение выполненным заданием? - Взаимоотношения учителя и учеников (дисциплина, отношение учащихся к изучаемому материалу, деловой эмоциональный тонус, атмосфера творческого поиска, взаимопонимания, доброжелательности и взаимною доверия); - подготовка рабочего места учителем и учащимися; - отношение школьников к учебной деятельности на данном уроке(положительное, отрицательное, безразличное и т.д.); - активность учащихся (как включаются в урок, слушают учителя, задают вопросы); наблюдалось ли отрицательное отношение к учебе (выяснить возможные причины). 10. Воздействие личности учителя и его деятельности на уроке: - знание материала; - методическое мастерство; - увлечение учителя предметом; педагогический такт; - речь (дикция, темп, культура речи, образность, эмоциональность); - учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, а также специфики данного коллектива; - умение организовать ученический коллектив и т.п. 11. Результаты урока. Достигнута ли цель урока? По каким психологическим
Психологический практикум. 1. Задание на НПП: посетить в школе урок (по выбранной специальности). 2. Составить психолого-педагогический анализ урока. 3. Изучить рекомендации по организации и проведению урока. 4. Изучить приемы активизации познавательной деятельности на уроке.
Приложение № 1 Приемы повышения интереса к уроку Опираясь на сведения о состоянии интереса учащихся, можно использовать следующие приемы: • обогащение содержания урока за счет привлечения дополнительного занимательного материала; • необходимо такое начало урока, где есть интересный материал по теме урока (показ старинной книга, журнала, использование видеотехники и т.д.); • внести в урок материал, связанный с деятельностью самих школьников (участие в археологических раскопках, географических и фольклорных экспедициях, турпоходах, поездках по историческим местам и т.д.); аналогичное использование краеведческого материала, особенно взятого из школьных музеев, кабинетов и т.д.; • применение элементов дискуссии (особенно при организации коллективной познавательной деятельности). Приемы, вызывающие мышление Из всех познавательных функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и речи - школьники менее всего опираются именно на мышление, а чаще всего — на память. Это связано с тем, что мышление как самая мощная познавательная функция возникает только в ситуациях личностного затруднения, т.е. в проблемных ситуациях. Проблемная ситуация — это ситуация интеллектуального затруднения, которая сопровождается состоянием удивления, недоумения, неопределенности, тревоги за состоятельность человека как личности. Это неизбежно вызывает творческое мышление, активную мотивацию преодоления умственной трудности (наподобие спортивного азарта), эмоциональную разрядку при обнаружении путей решения проблемы, что обеспечивает прочное запоминание материала, привычку заниматься умственной работой, высокую личностную удовлетворенность тяжелым умственным трудом. Важно, чтобы у школьников не только возникали проблемные вопросы, но и чтобы они стремились их самостоятельно решать. Побуждая учащихся на каждом уроке сравнивать и сопоставлять, обосновывать и оценивать, учитель не только активизирует мышление учащихся и формирует его самостоятельность, но и готовит необходимую психологическую основу (мотивационную, волевую и эмоциональную) для успешного выполнения работ творческого характера. Проблемные ситуации можно вводить на ряде уроков почти по всем дисциплинам - и естественным и гуманитарным. Основные признаки проблемной ситуации: • задается трудный вопрос, но доступный для учащихся; • вопрос должен быть понятным; • для поиска ответа на вопрос необходимо актуализировать исходные знания. Методика и техника создания проблемных ситуаций подразумевают* введение двух неразрывно существующих, но взаимоисключающих понятий, мыслей, идей, фактов, оценок; • разработку и постановку проблемных вопросов перед учащимися; • личностное приобщение их к событиям, обсуждаемым на уроке. Приемы управления вниманием, памятью и мышлением Приемы, вызывающие и удерживающие внимание: • эффект «яркого пятна»; • создание ситуации ожидания; • неожиданность, красочность, динамизм в предъявлении информации; • опора на имеющийся опыт ученика; • удовлетворение выраженной познавательной потребностью в определенных знаниях; • снятие напряжения, страха, неуверенности; • уважение личности ребенка (внимательность к его состоянию в данный момент). При помощи памяти учащийся закрепляет достигнутые в учении результаты, сохраняет и воспроизводит в соответствии с требованиями жизни и учебной деятельности. Без памяти человек ничему не может научиться, она обеспечивает единство и целостность личности, является основой накопления индивидуального опыта и нормального психического развития. Качество основных процессов памяти (запоминания, сохранения и воспроизведения) зависит от того, какое значение имеет для ученика запоминаемый материал, какой установкой он руководствовался при запоминании, какое отношение сложилось у него к запоминаемому материалу и как был связан этот материал с учебной деятельностью самого учащегося. Запоминание на уроке осуществляется под руководством учителя. Учитель организует активную деятельность учащихся по заучиванию: • раскрывает значение данного материала; • дает специальную установку на его запоминание; • показывает приемы логической обработки материала и его смысловой группировки; • применяет различные приемы и упражнения на усвоение и воспроизведение. Учитель должен ориентировать учеников на то, чтобы они запоминали не все, а только необходимое. Необходимо четко дифференцировать материал, указывая учащимся, что нужно запомнить на время, что — навсегда, что запомнить дословно, а что лишь принять к сведению или же уяснить общий смысл запоминаемого материала. Необходимо сокращать объем заучиваемого материала за счет укрупнения логических единиц, четко отграничивать действительно новое от уже известного. Важно, чтобы учитель не только сам логически обрабатывал новый материал, но и обучал учащихся соответствующим приемам. Необходимо упражнять школьников в анализе логической структуры учебного материла, требуя от их различения основных положений и аргументации, фактического материла и комментария. Организация процессов памяти подразумевает: • выделение ключевых понятий, идей, их осмысление; • установку на длительность запоминания; • обеспечение активности школьника при запоминании (введение логических заданий, «подключение нескольких органов чувств и т.д.); • создание настроя на уверенное и ответственное запоминание. Предупреждение забывания: • в течение урока основные выводы (желательно самому учителю) четко повторить 2-3 раза с интервалами в 20-30 минут (из опыта В.Ф. Шаталова); • желательно уже дома ученикам один раз прочитать учебник и один раз повторить своими словами. Чаще использовать активное воспроизведение материала в виде припоминания по схеме: «карандаш — чистый лист бумаги» (из рекомендаций К.Д. Ушинского). Применение знаний на практике (упражнений, лабораторных работ и т.д.). Организация мыслительной деятельности: • применение комплекса операций мышления (сравнение, классификация, обобщение, выделение главного, типизация и т.д.); • использование переноса знаний; • сочетание предметно-действенного, образного и логического мышления; • эффект «внечувственного» проявления мышления, например, с помощью пословиц типа «Не все то золото, что блестит», «Не в свои сани не садись» и т.д., а также других форм фольклора.
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
В рамках СРС возможно выполнение следующих направлений работы: · написание реферата по теме (в соответствии с предложенными темами), · составление логических схем по темам, · составление таблиц в соответствии с содержанием тем, · психологический анализ с точки зрения педагогической психологии (персонажей в художественных произведениях: литературе, мифах, кинофильмах и т.д.) и последующее написание сочинения, эссе. · конспектирование предложенных источников психолого-педагогической и социологической литературы, В течение семестра выполняются индивидуальные задания. Студенты, не выполнившие в полном объеме данные задания, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса.
Таблица 3. Содержание заданий, выносимых на СРС
Примерная тематика рефератов 1. Возникновение «смыслового барьера» в процессе межличностного взаимодействия. 2. Развивающие возможности урока. 3. Психологический анализ ошибок семейного воспитания. 4. Неблагополучная семья ее роль и влияние на развитие личности ребенка. 5. Стресс в повседневной жизни учителя. 6. Стресс в повседневной жизни учащихся. 7. Темперамент и учебная деятельность учащихся. 8. Психологические особенности одаренных детей. 9. Особенности работы учителя с различными категориями «трудных» школьников. 10. Наркозависимость и психологические основы ее профилактики в работе учителя. 11. Проблемы подготовки старшеклассников к семейной жизни. 12. Педагогическая оценка как средство стимулирования деятельности школьника. 13. Психическая саморегуляция и профилактика утомления учителя. 14. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам как условие оптимизации процесса обучения. 15. Индивидуальный подход к педагогически запущенным школьникам как условие оптимизации процесса обучения. 16. Психологическая характеристика, диагностика и развитие педагогических способностей (по выбору: дидактических, академических, педагогических, организаторских, перцептивных, коммуникативных, экспрессивных, суггестивных, педагогическое воображение, распределение и регулирование внимания, способности управлять своим настроением, личностные особенности). 17. Психологические аспекты проблемного обучения. 18. Имидж учителя. 19. Культура речевого поведения учителя. 20. Проблемы семейного воспитания. 21. Социально-психологические аспекты руководства классной группой. 22. Развитие школьников и компьютерное обучение. 7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы Таблица 4. Перечень компетенций с указанием места их формирования в курсе
ОК-1 владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ОК-6 умение логически верно аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; ОК-7 готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе; ОК-16 способность использованию навыков публичной речи, ведению дискуссии и полемики; ОПК- 1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; ОПК- 3 владение основами речевой профессиональной культуры ОПК-4 способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; ПК - 2 готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные для обеспечения качества учебно- воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения. ПК-3 способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии. ПК -4 способность к использованию возможностей образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса ПК -5 готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, заинтересованными в обеспечении качества учебно- воспитательного процесса.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.168.68 (0.009 с.) |