Тема: Профессиональная направленность личности учителя.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Профессиональная направленность личности учителя.



 

Цель: рассмотреть различные типы профессиональной направленности личности учителя и определить свою предрасположенность к тому или иному типу.

Основные понятия: профессиональное развитие, личностное развитие, педагогическая деятельность, направленность личности, профессиональная направленность, педагогическая направленность, профессиональные деформации, кризисы профессионального развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическая направленность учителя.

2. Деформированность личности учителя.

Литература:

  1. Активные формы воспитательной работы педагога с детьми и подростками: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / авт.-сост. И.Б. Соколова, Г.Г. Сечкарева.- Армавир: РИО АГПА, 2011.- 164 с.
  2. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.- 384 с.
  3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998.
  4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология - СПб., 1999.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995.
  6. Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога. //Вопросы психологии, 2000.- № 3, с. 57-62.

 

Практическая часть. Ход выполнения.

Методика: Оценка профессиональной направленности личности учителя.

Внимательно прочитайте инструкцию и подготовьте в тетради бланк ответов. Инструкция: «В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени.

б) неверно, описываемое свойство не типично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, следует отметить его на листе, зачеркнув нужную букву».

Бланк вопросов:

  1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
  2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.
  3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.
  4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.
  5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
  6. Мой идеал рабочей обстановки - тихая комната с рабочим столом.
  7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.
  8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет.
  9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.
  10. Я всегда внимательно слежу, за тем, как я одет.
  11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.
  12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка
  13. Большинство моих друзей — люди, интересы которых имеют много общего с моей профессией.
  14. Я подолгу анализирую свое поведение.
  15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане.
  16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.
  17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
  18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.
  19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.
  20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих,
  21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.
  22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.
  23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей.
  24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.
  25. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
  26. Худшее наказание для меня - быть закрытым в одиночестве.
  27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.
  28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.
  29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.
  30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
  31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
  32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.
  33. Наука - это то, что больше всего интересует меня в жизни.
  34. Окружающие считают мою семью интеллигентной.
  35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.
  36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
  37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать учеником что-нибудь по предмету.
  38. Основная задача учителя - передать ученику знания по предмету.
  39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.
  40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
  41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть.
  42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно- хозяйственной деятельностью.
  43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.
  44. Моя любезность часто не нравится другим людям.
  45. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
  46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.
  47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.
  48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я, в первую очередь, набрал бы книг по моему предмету.
  49. Я проявляю большой интерес к судьбе других
  50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

 

Бланк ответов

 

 

 

Обработка полученных данных Количественный анализ

Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами испытуемого. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

- ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

- ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе

вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3-7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты, и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

Код опросника:

Общительность - 16, 66, 116, 166, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а

Организованность - 2а, 7а, 12а, 17а, 226, 276, 326, 37а, 42а, 47а

Направленность на предмет - За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а Интеллигентность - 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 296, 34а, 39а, 44а, 49а

Мотивация одобрения - 5а, 10а, 15а, 206, 25а, 30а, 35а, 406, 456, 50а

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным, при количестве баллов более семи. Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде круговой или столбцевой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

Качественный анализ

Структуру личности типа «Организатор» составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Учитель-организатор, нередко являющийся лидером не только у ребят, но и всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат его воздействий скорее всего обнаруживается в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

Структуру личности типа «Коммуникатор» составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами. Учитель-коммуникатор, отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с учеником, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни и, естественно, что данные воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом «бытовом» поведении ученика.

Для «Предметника» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству, рациональность.. Он твердо уверенного в необходимости знаний по своему предмету и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.

Тип «Интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью. Учитель-интеллигент, или «просветитель», отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несет ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

Обобщение результатов.

Сделайте выводы по методике, обобщив результаты количественного и качественного анализа, дополнив их результатами самонаблюдения.

Задание на СРС:

Краткий обзор публикаций:

А) Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Стратегии преодоления кризисов профессионального становления личности педагога. //Мир психологии, 2002, № 4, с. 194-203.

Б) Митина JI.M., Кузьминкова О.В. Психологические особенности внутриличностных

противоречий учителя. // Вопросы психологии, 1998.- №3, с. 3-17.

Психологический практикум.

1. Предложите пути профилактики «синдрома эмоционального сгорания учителя» и составьте рекомендации по сохранению психологического здоровья педагога.

2. При подготовке к лабораторной работе изучите предложенный материал.

Педагогическая направленность как фактор профессионального развития учителя

Педагогическую направленность учителя целесообразно рассматривать в контексте более общей психологической проблемы - направленности личности. В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: «динамическая тенденция» (C.JI. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация «сущностных сил» человека» (А.С. Прангишвили) и т.д.

Л.И. Божович и ее сотрудники (1968, 1981) направленность личности понимали как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру личности. В контексте данного подхода зрелая личность организует свое поведение в условиях действия нескольких мотивов; выбирает цели деятельности и с помощью специально организованной мотивационной сферы регулирует свое поведение таким образом, чтобы были поставлены нежелательные, хотя даже и более сильные мотивы. Структуру направленности составляют три группы мотивов: гуманистические, личные, деловые.

Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская (1983, 1987, 1990) рассматривают педагогическую деятельность как метадеятельность. Основную задачу учителя они видят в построении такой деятельности учащихся, в процессе и в результате которой происходило бы развитие их нравственных убеждений, системы их знаний и познавательных способностей, а также практических умений и навыков.

Продолжая это направление, И.В. Фастовец (1991) выделяет шесть типов профессионально-педагогической направленности. Основанием для их выделения были профессиональные мотивы (с ориентацией на содержание учебного предмета, общение и совершенствование), а также рефлексия учителя на мотивацию процесса и результаты своей работы. Использование этих двух оснований позволило ей выделить такие типы ПН: деловая направленность (мотивы раскрытия содержания учебного предмета); гуманистическая направленность (мотивы общения); индивидуалистическая направленность (мотивы совершенствования). Особое внимание в работе было уделено исследованию гуманистической направленности учителя, в то же время в иерархии мотивов автор ставит на первое место мотивы, направленные на предметную сторону профессии учителя.

В другом направлении сущность педагогической направленности учителей рассматривалась в русле когнитивной психологии. Процесс обучения в контексте данного подхода понимается как принятие учителем разумных решений для того, чтобы помочь учащимся достичь значимых результатов в образовании (Clark, Peterson, 1986; Clark, 1987; Peterson, Barger, 1984).

С. Clark и P. Peterson (1986) разработали модель мышления и действий учителя, которая облегчала понимание соотношения между различными исследованиями по педагогическому мышлению и их связи с эффективностью работы учителя.

Особый интерес представляют исследования ПН в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Дьюи и др.). Направленность личности рассматривается как неистребимое стремление личности к самоактуализации. К. Роджерс (1983) анализирует проблему ценностей учителя как конституирующее образование его личности, совпадающее в этом смысле с педагогической направленностью.

В более узком смысле педагогическая направленность определяется и как профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обусловливает его индивидуальное и типическое своеобразие. В более широком (в плане интегральной характеристики труда) — как система эмоционально- ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.

Иерархическая структура педагогической направленности учителя может быть представлена следующим образом:

1) направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;

2) направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;

3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).

 

Лабораторная работа № 2





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.007 с.)