Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Профессиональная направленность личности учителя.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: рассмотреть различные типы профессиональной направленности личности учителя и определить свою предрасположенность к тому или иному типу. Основные понятия: профессиональное развитие, личностное развитие, педагогическая деятельность, направленность личности, профессиональная направленность, педагогическая направленность, профессиональные деформации, кризисы профессионального развития. Вопросы для обсуждения: 1. Педагогическая направленность учителя. 2. Деформированность личности учителя. Литература:
Практическая часть. Ход выполнения. Методика: Оценка профессиональной направленности личности учителя. Внимательно прочитайте инструкцию и подготовьте в тетради бланк ответов. Инструкция: «В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов: а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени. б) неверно, описываемое свойство не типично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени. Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, следует отметить его на листе, зачеркнув нужную букву». Бланк вопросов:
Бланк ответов
Обработка полученных данных Количественный анализ Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами испытуемого. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале: - ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл; - ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0. Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3-7 баллов. Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты, и они не подлежат дальнейшей интерпретации. Код опросника: Общительность - 16, 66, 116, 166, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а Организованность - 2а, 7а, 12а, 17а, 226, 276, 326, 37а, 42а, 47а Направленность на предмет - За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а Интеллигентность - 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 296, 34а, 39а, 44а, 49а Мотивация одобрения - 5а, 10а, 15а, 206, 25а, 30а, 35а, 406, 456, 50а Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным, при количестве баллов более семи. Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде круговой или столбцевой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности. Качественный анализ Структуру личности типа «Организатор» составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Учитель-организатор, нередко являющийся лидером не только у ребят, но и всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат его воздействий скорее всего обнаруживается в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д. Структуру личности типа «Коммуникатор» составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами. Учитель-коммуникатор, отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с учеником, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни и, естественно, что данные воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом «бытовом» поведении ученика. Для «Предметника» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству, рациональность.. Он твердо уверенного в необходимости знаний по своему предмету и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д. Тип «Интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью. Учитель-интеллигент, или «просветитель», отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несет ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы. Обобщение результатов. Сделайте выводы по методике, обобщив результаты количественного и качественного анализа, дополнив их результатами самонаблюдения. Задание на СРС: Краткий обзор публикаций: А) Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Стратегии преодоления кризисов профессионального становления личности педагога. //Мир психологии, 2002, № 4, с. 194-203. Б) Митина JI.M., Кузьминкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя. // Вопросы психологии, 1998.- №3, с. 3-17. Психологический практикум. 1. Предложите пути профилактики «синдрома эмоционального сгорания учителя» и составьте рекомендации по сохранению психологического здоровья педагога. 2. При подготовке к лабораторной работе изучите предложенный материал. Педагогическая направленность как фактор профессионального развития учителя Педагогическую направленность учителя целесообразно рассматривать в контексте более общей психологической проблемы - направленности личности. В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: «динамическая тенденция» (C.JI. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация «сущностных сил» человека» (А.С. Прангишвили) и т.д. Л.И. Божович и ее сотрудники (1968, 1981) направленность личности понимали как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру личности. В контексте данного подхода зрелая личность организует свое поведение в условиях действия нескольких мотивов; выбирает цели деятельности и с помощью специально организованной мотивационной сферы регулирует свое поведение таким образом, чтобы были поставлены нежелательные, хотя даже и более сильные мотивы. Структуру направленности составляют три группы мотивов: гуманистические, личные, деловые. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская (1983, 1987, 1990) рассматривают педагогическую деятельность как метадеятельность. Основную задачу учителя они видят в построении такой деятельности учащихся, в процессе и в результате которой происходило бы развитие их нравственных убеждений, системы их знаний и познавательных способностей, а также практических умений и навыков. Продолжая это направление, И.В. Фастовец (1991) выделяет шесть типов профессионально-педагогической направленности. Основанием для их выделения были профессиональные мотивы (с ориентацией на содержание учебного предмета, общение и совершенствование), а также рефлексия учителя на мотивацию процесса и результаты своей работы. Использование этих двух оснований позволило ей выделить такие типы ПН: деловая направленность (мотивы раскрытия содержания учебного предмета); гуманистическая направленность (мотивы общения); индивидуалистическая направленность (мотивы совершенствования). Особое внимание в работе было уделено исследованию гуманистической направленности учителя, в то же время в иерархии мотивов автор ставит на первое место мотивы, направленные на предметную сторону профессии учителя. В другом направлении сущность педагогической направленности учителей рассматривалась в русле когнитивной психологии. Процесс обучения в контексте данного подхода понимается как принятие учителем разумных решений для того, чтобы помочь учащимся достичь значимых результатов в образовании (Clark, Peterson, 1986; Clark, 1987; Peterson, Barger, 1984). С. Clark и P. Peterson (1986) разработали модель мышления и действий учителя, которая облегчала понимание соотношения между различными исследованиями по педагогическому мышлению и их связи с эффективностью работы учителя. Особый интерес представляют исследования ПН в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Дьюи и др.). Направленность личности рассматривается как неистребимое стремление личности к самоактуализации. К. Роджерс (1983) анализирует проблему ценностей учителя как конституирующее образование его личности, совпадающее в этом смысле с педагогической направленностью. В более узком смысле педагогическая направленность определяется и как профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обусловливает его индивидуальное и типическое своеобразие. В более широком (в плане интегральной характеристики труда) — как система эмоционально- ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении. Иерархическая структура педагогической направленности учителя может быть представлена следующим образом: 1) направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности; 2) направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда; 3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).
Лабораторная работа № 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.39.181 (0.013 с.) |