Тема: Стили педагогической деятельности




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Стили педагогической деятельности



 

Цель: рассмотреть различные стили педагогической деятельности и с помощью опросника А.Я. Никоновой - А.К.Марковой определить предрасположенность к какому-либо из них.

Основные понятия: деятельность, индивидуальный стиль деятельности, эмоционально-импровизационный стиль, эмоционально-методичный стиль, рассуждающе- импровизационный стиль, рассуждающе-методичный стиль.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика стиля деятельности.

2. Стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера.

 

Литература:

1. Активные формы воспитательной работы педагога с детьми и подростками: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / авт.-сост. И.Б. Соколова, Г.Г. Сечкарева.- Армавир: РИО АГПА, 2011.- 164 с.

2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.- 624 с.

3. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М, 2010.

4. Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2003. – 408 с.

5. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.- 384 с.

6. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. –М., 2008. – 640 с.

7. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,Ю Е.Н.Шиянов. –М.: Школа-пресс, 2008. – 512 с.

Практическая часть

Опросник (А.Я. Никоновой, А.К. Марковой) для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности

Примечание: данная методика является модифицированным вариантом по определению предрасположенности к одному из индивидуальных стилей педагогической деятельности в связи с тем, что проводится в группах студентов, не имеющих опыта профессиональной педагогической деятельности.

Инструкция. Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свою предрасположенность индивидуальному стилю работы. Для этого в предлагаемом опроснике (Приложение 1) отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы можете определить свой стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек).

 

  Вопросы Е варианты ответов
ЗИС ЗМС РИС РМС
1. Вы собираетесь составлять подробный план урока? нет да нет да
2. Вы собираетесь планировать урок лишь в общих чертах? да нет да нет
3. Будете ли Вы отклоняться от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? нет да да да
4. Собираетесь ли Вы отводить большую часть урока объяснению нового материала? да да нет нет
5. Вы будете постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? нет да да да
6. Часто ли Вы планируете обращаться к учащимся с вопросами в процессе объяснения? нет да да да
7. В процессе опроса много ли времени Вы будете отводить ответу каждого ученика? нет нет да да

 

8. Вы собираетесь всегда добиваться абсолютно правильных ответов? нет да да да
9. Вы планируете, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? нет нет да да
10. Вы часто будете использовать дополнительный учебный материал при объяснении? да да да нет
11. Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? да нет да нет
12. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы преподавателя? да нет нет нет
13. Вы планируете постоянно следить за активностью всех учащихся во время опроса? нет да нет нет
14. Как Вы думаете, может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? да да нет нет
15. Вы собираетесь всегда сами исправлять ошибки учащихся? да да нет нет
16. Всегда ли Вы успеваете сделать, что запланировали? нет нет да да
17. Вы будете строго следить за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? нет да нет да
18. Вы планируете всегда подробно оценивать каждый ответ? нет да да да
19. Резко ли будут различаться ваши требования к сильным и слабым ученикам? да нет нет нет
20. Часто ли планируете Вы поощрять за хорошие ответы? да да да нет
21. Часто ли Вы планируете порицать учащихся за плохие ответы? нет да нет да
22. Часто ли Вы собираетесь контролировать знания учащихся? нет да нет да
23. Часто ли Вы планируете повторять пройденный материал? нет да да да
24. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? да да нет нет
25. Вы хотите, чтобы учащимся было интересно у Вас на уроках? да да да нет
26. Вы планируете постоянно поддерживать высокий темп урока? да да нет нет
27. Вы всегда будете требовать четкого соблюдения дисциплины на уроке? нет да нет да
28. Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? нет да нет да
29. Вы часто анализируете свою деятельность? нет да нет да

 

Обработка полученных данных:

Наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.

 

Задание СРС:

Составить таблицу «Характеристика индивидуальных стилей деятельности» (по А.Я. Никоновой, А.К. Марковой)

 

 

Название стиля Достоинства Недостатки Характеристика учащихся Рекомендации по коррекции
         

Психологический практикум

Рекомендации по совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности5.

После того как Вы определили свой стиль преподавания, предлагаем Вам ознакомиться с общей характеристикой данного стиля. Затем сопоставьте, пожалуйста, выделенные особенности со спецификой процесса и результативностью Вашей деятельности. В случае совпадения на основе предлагаемых рекомендаций составьте индивидуальный план совершенствования своего стиля преподавания и приступайте к его выполнению. По истечении нескольких месяцев (в конце учебного года) оцените, насколько успешной оказалась эта работа. В случае необходимости обратитесь за помощью к своим коллегам. Итак, в зависимости от выявленного стиля предлагаем Вам следующие рекомендации.

Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами, высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат. Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в Вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке. В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.

Преодолеть эти недостатки в ваших силах.

Рекомендуем Вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы). Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы — отработки правил, повторения.

Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.

Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.

Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.

Эмоционально-методичный стиль. Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками учения.

Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

Рекомендуем Вам стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо.

По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

Рассуждающе-импровизационный стиль. Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.

У Ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.

Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.

Рекомендуем Вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.

Рекомендуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте « тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам не .придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

Рассуждающе-методичный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.

В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

Преодолеть эти недостатки в Ваших силах.

Рекомендуем Вам шире применять поощрения хороших цветов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния Ваших учащихся в конечном счете зависят и результаты их обучения.

Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете использовать только их, то Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное — их будет отличать слабая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы.

Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.

 

Приложение № 1

Бланк ответов

 

1. нет да нет да
2. да нет да нет
3. нет да да да
4. да да нет нет
5. нет да да да
6. нет да да да
7. нет нет да да
8. нет да да да
9. нет нет да да
10. да да да нет
11. да нет да нет
12. да нет нет нет
13. нет да нет нет
14. да да нет нет
15. да да нет нет
16. нет нет да да
17. нет да нет да
18. нет да да да
19. да нет нет нет
20. да да да нет
21. нет да нет да
22. нет да нет да
23. нет да да да
24. да да нет нет
25. да да да нет
26. да да нет нет
27. нет да нет да
28. нет да нет да
29. нет да нет да

 

 

Лабораторная работа № 3





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.012 с.)