Психолого-педагогический блок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогический блок



Основные свойства и закономерности ощущений.

Ощущение – это самый элементарный процесс познания действительности и вместе с тем основной источник получения информации о внешнем мире и о себе.
В психологии даётся следующие определение ощущению – это психический процесс познания отдельных признаков, свойств и качеств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств и при участии ЦНС.

Ощущения представляют сенсорные процессы протекающие в органах чувств, и физиологической основой их является работа анализатора. В истории развития знаний об ощущении такие утверждения оспаривались, сформировалось две теории ощущения: рецепторная и рефлекторная.

Рецепторная теория формировалась в основном философами идеалистами и поддерживалась некоторыми психологами. Она носит название «теории специфической энергии органов чувств». Они утверждали что каждый орган чувств заряжен особой только ему присущей энергией, независимо от того какое внешнее воздействие возникает на этот орган, ощущение будет тоже самое. Они утверждали что ощущение это состояние наших чувствительных аппаратов, одна и таже внешняя причина вызывает разные ощущения в разных органах чувств в зависимости от их природы. Ощущения передают сознанию не качество внешних черт, а качество и состояние чувствительного нерва. Поэтому с помощью органов чувств не могут быть источником познания действительности.

Рефлекторная теория. Эта теория возникла на основе эволюционного подхода возникновения психики. Возник тезис что сами органы чувств являются продуктом приспособления воздействиям внешней среды. Каждый орган чувств приспособлен к реагированию совершенно на определённые воздействия: глаз на свет и цвет; ухо – на звук; нос – на запахи. Поэтому органы чувств по своей структуре и свойствам адекватны внешним воздействиям, только тогда они и могут верно отражать внешний мир.

Свойства ощущений. Основными свойствами ощущений являются: адаптация, сенсибилизация и синестезия.

Адаптация – это приспособление чувствительности к длительным действующим раздражителям. Она может проявляться в понижении или повышении чувствительности. Степень адаптации различных органов различна. Высокая адаптированность отмечается в обонятельных ощущениях, в тактильных ощущениях и световых. Меньше адаптируются слуховые и холодовые ощущения и очень небольшая адаптация в болевых ощущениях.

Сенсибилизация – это повышение чувствительности какого-либо органа. Отличается от адаптации двумя моментами: 1. при адаптации чувствительность меняется по обе стороны, при сенсибилизации только в сторону повышения. 2. на адаптацию оказывают влияние условия внешней среды, на сенсибилизацию в основном физиологические или психологические изменения самого организма.

Причинами увеличения чувствительности могут быть: 1. компенсаторная необходимость, при потере функционирования одного органа, функции другого повышаются; 2. тренировка органа чувств (дегустаторы); 3. изменение эндокринного баланса (при беременности обостряется обонятельная чувствительность, зрительная и слуховая уменьшается.)

Синестезия (с греч. совместное чувство, одновременное ощущение) – это явление состоящее в том, что какой-либо раздражитель действуя на соответствующий орган чувств помимо воли субъекта одновременно вызывает добавочное ощущение, характерное для другого органа чувств. (синий цвет воспроизводится как холодный, красный-горячий).

Классификация ощущений.

По модальности (модальность определяет принадлежность ощущений к какому-либо органу чувств): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные.

Выделяют классификацию по сложности построения – систематическая. (Шеррингтон).

Все рецепторы разделены на три группы: 1. интерорецепторы; 2. проприорецепторы; 3. экстрарецепторы.

Интерорецептивные ощущения – они объединяют сигналы доходящие из внутренней среды организма. Сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Рецепторы этих ощущений разбросаны по всем внутренним органам. К ним относят чувство голода, жажды, дискомфорта, напряжения и т.п. Значение этих рецепторов очень велико. Эти рецепторы являются основными в регуляции баланса внутренних процессов обмена веществ и обеспечение гомеостаза (постоянство внутреннего состояния организма).

Проприорецептивные ощущения – рецепторы находятся в мышцах и суставных поверхностях (сухожилиях, связках). Возбуждение в них возникает при растяжении мышц и изменении положения суставов. Эти ощущения играют решающую роль в регуляции движений человека. К П. относятся: ощущение равновесия, движения - рецепторы находятся в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстрорецептивные ощущения - самая большая группа ощущений, они доводят до человека информацию поступающую из внешнего мира, связывают человека с ним. Эту группу принято делить на два типа: контактные и дистантные.

Контактные – относятся те, при которых ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным соответствующему органу чувств. (вкус, осязание, температурные и тактильные ощущения)
Дистантные – те, при которых ощущения возникают при действии раздражителя на расстоянии. (зрительные, слуховые, обонятельные ощущения)

Также ещё выделяют две категории ощущений: интермодальные (промежуточные) и неспецифические ощущения.

Пороги чувствительности.

Психологическая зависимость между силой воздействия и интенсивностью ощущения называют порогом ощущения или порогом чувствительности.
Та наименьшая величина раздражителя, при которой возникает ощущение, называется нижним порогом абсолютной чувствительности данной модальности. Чем более сила чувствительности, тем меньше её пороги, т.е. острота чувствительности обратно пропорциональна показателям нижнего порога.
Та наибольшая сила воздействия, при котором ещё сохраняется ощущение данного вида называется верхним порогом абсолютной чувствительности, за пределом этого порога воздействие либо не воспринимается, либо начинает принимать новую окраску, чаще болевую.
Кроме порогов абсолютной чувствительности существуют пороги чувствительности к различению или относительная чувствительность.
Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает различие в силе или качестве ощущения называют порогом чувствительности к различению или порогом относительной чувствительности.

 

 

7​ Темперамент. Характер. Учёт индивидуальных особенностей темперамента и характера лиц с отклонениями в здоровье при организации коррекционной работы

Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

 

 

8​ Мотивы педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности в сфере АФК

Мотивы педагогической деятельности.

Среди всего многообразия мотивов именно профессиональные мотивы безоговорочно признаны ведущими в личности учителя, определяющими все остальные.

Профессиональные мотивы учителя, как и всякая мотивация, составляют сложную структуру. В нее включаются мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности.

Безусловно, в основе всех этих мотивов лежит широкая социальная установка: чувства общественного долга, патриотизма, интернационализма. Именно эти чувства определяют все мотивы и соответственно деятельность.

Но в процессе педагогического труда эта социальная установка подкрепляется мотивами, которые связаны с привлекательностью конкретной деятельности. Вот почему именно на эти мотивы учителю следует обратить особое внимание.

К мотивам выбора педагогической профессии относят интерес к работе с детьми, подражание (в первую очередь любимому учителю), способности к организаторской деятельности, проверенные в работе с детьми, и др.

Мотивы выбора педагогической профессии и мотивы, проявляющиеся в процессе педагогической деятельности, очень часто совпадают. Последние, появившись еще в годы учебы в педагогическом училище или институте, имеют место на протяжении всей работы учителя, становятся действеннее и активнее. К ним относятся: интерес к детям (или, как говорят многие учителя, любовь к детям, причем учителя начальных классов всегда уточняют возрастную группу детей, т. е. любовь к детям именно младшего школьного возраста); общественная важность труда учителя; наличие педагогических способностей (проявляющихся, например, в удачном построении уроков). Остальные мотивы, имевшие место до начала работы учителя (рекомендации старших, подражание любимому учителю), наполняются новым содержанием в конкретной деятельности и сливаются с вышеперечисленными.

Индивидуальный стиль педагогической

деятельности

Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

характере реакций на те или иные педагогические ситуации;

выборе методов обучения;

подборе средств воспитания,

стиле педагогического общения;

реагировании на действия н поступки детей;

манере поведения;

предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности - 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные характеристики (рис. 14).

Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:

преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;

адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;

оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;

рефлексивность-интуитивность.

Аналогично выделяются динамические характеристики (рис. 15).

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

 

9​ Мотивы учения. Формирования мотивации учения у школьников. Имеющих недостатки в здоровье

Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением к ней.

Виды эмоций

Существует несколько классификаций эмоциональных процессов по разным критериям.

1. По знаку эмоции делятся на положительные, отрицательные и амбивалентные. Положительные эмоции (например, радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности, отрицательные (например, печаль, огорчение, гнев и др.) - с неудовлетворением; амбивалентные же эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.

2. По модальности (качеству) эмоций выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека. Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся ``фундаментальными'':

радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;

удивление - эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;

страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;

гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;

отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;

презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;

страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;

стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

3. По силе и устойчивости эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы). Рассмотрим каждую группу по отдельности.

Ситуативные эмоции

Эмоциональный тон ощущений - простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь служит своеобразной эмоциональной окраской простых ощущений. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение.

Эмоции, в собственном смысле этого слова, - эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей. Важную роль среди этих эмоций играют переживания радости, огорчения, страха, гнева и другие ``фундаментальные'' эмоции, возникающие в связи с успехом или неуспехом избранного поведения, совершенных действий, поступков.

Аффект (от лат. аffectus -- душевное волнение) - сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемое либо противоречием между его влечениями, стремлениями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляют к человеку. Аффект приводит к дезорганизации сознания. Сознание сужается на объекте аффекта, резко снижается волевой контроль над действиями и поступками, нарушается работа кровеносной и эндокринной систем и т. д. Нарушения сознания в случае аффекта могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события.

Устойчивые эмоции

Настроение -- сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение -- это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т. д. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональную реакцию не только на непосредственные последствия событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека, поэтому настроение носит не предметный, а личностный характер.

Чувства - высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.

Чувства базируются на определенных ситуативных эмоциях и выражаются также посредством этих эмоций. Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения. Возникшие как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной среды личности, в свою очередь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, аффектов и настроений.

Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть -- это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако оно, в отличие от страсти, непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.

Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация).

 

 

12​ Классификация внимания. Основные свойства внимания. Расстройства внимания

Классификация внимания.

1) Вынужденное (врожденное, естественное, инстинктивное), детерминанты лежат в видовом опыте организма. Примеры: громкие звуки, яркий свет, сильные боли, холод и жар, интенсивные толчки (удар грома, взрыв, выстрел, яркие вывески, блестящие предметы, зубная боль), движения (падающая звезда, ползущий муравей), ритмичные повторения (капающий кран), внезапное, новое, неожиданное и странное.

2) Невольное внимание - непроизвольное внимание, зависимое от индивидуального опыта субъекта. Складываются в процессе стихийного научения. Пр.: мужчины замечают женщин и наоборот; при голоде и жажде, человек замечает вывески продовольственных магазинов первую очередь.

3) Привычное внимание – особый случай произвольного внимания. Побудительный аспект – сходство с текущими и предшествующими содержаниями сознания. Пр.: водитель автомобиля готов к восприятию дорожных знаков (иногда называют профессиональным вниманием. Рибо считает эту форму внимания – высшей.

4) Собственно произвольное внимание. Возникает в ситуации конфликта, между выбранным объектом и объектом непроизвольного внимания. Пр.: при действии сильных отвлекающих помех, препятствующих обнаружению и осознанию слабого сигнала. Для этого вида внимания характерно чувство напряжения, так как оно совершается вопреки текущим интересам и желаниям, благодаря слабому мотиву, лежащему за пределами наличной ситуации. Связано с чувством долга и принятыми моральными обязательствами, идеями и установками.

5) Выжидательное внимание – разновидность произвольного внимания. Пр.: при решении задач на бдительность.

6) Трансформация волевого внимания в спонтанное (послепроизвольное) – вариант развития произвольного внимания. Пр.: Гамильтон. Начинать не легко, но потом человек увлекается.

Основные свойства внимания.

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур - в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течении некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой. Но такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других - значительно большей устойчивостью. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Если внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т. е. Основной показатель его выраженности, тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вспомним феноменальные способности Юлия Цезаря, который мог делать одновременно семь не связанных между собой дел. Однако, как показывает практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще Вундтом было доказано, что человек не может сосредотачиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания, если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Распределение внимания, по-существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключение внимания определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Объем внимания. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Понятие “объем внимания” близко к понятию “объем восприятия“. Понятия - ”поле ясного внимания” и “поле неясного о внимания” очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структуировать материал.

Расстройства внимания
Из патологических проявлений внимания следует указать на следующие: неустойчивость, недостаточная концентрация, нарушение распределения, замедленность переключения, рассеянность.

Патологические проявления внимания изучены недостаточно, поскольку выделение в самостоятельный познавательный процесс многие исследователи ставят под сомнение.

Встречаются следующие виды патологии внимания.
1. Слабость активного внимания (направленной сосредоточенности на выбранном объекте) - характерный симптом грубых органических поражений головного мозга, астенических состояний. Достаточно заметно это при выполнении больным теста - вычитание от 100 по 7 или 13. Уже после первых 2-3 правильных ответов больной начинает ошибаться, а после короткого отдыха может снова давать правильные ответы.
2. Повышенная сосредоточенность внимания - наблюдается при депрессиях, когда внимание больных сосредоточена на небольшом количестве представлений, как правило, неприятного содержания; при соматических заболеваниях; при ипохондрических неврозах, эпилепсии, что объясняется малой подвижностью (инертностью) нервных процессов при этих недугах.
3. Отвлечение - это характерный симптом маниакальных состояний. При этом нарушается процесс сосредоточения, что лежит в основе активного внимания. Преобладает пассивная внимание (самопроизвольное), объектом которой бывают второстепенные предметы и явления.

В детской практике выделяют синдром дефицита внимания. Его признаки:
- Беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, корчатся, «извиваются»);
- Невозможность спокойно сидеть на месте, когда это необходимо;
- Легкое отвлечение на посторонние стимулы;
- Нетерпеливость (чуть дожидается своей очереди во время игр и различных ситуаций в коллективе);
- Склонность отвечать, не задумываясь, не выслушав до конца вопрос; заданий (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением);
- Трудности поддержания внимания при выполнении заданий или во время игр;
- Частый переход от одного незавершенного действия к другому;
- Невозможность играть тихо и спокойно;
- Разговорчивость;
- Склонность мешать другим, «докучать» окружающим (например, вмешиваться в игры других детей);
- Внешние проявления не сосредоточенности на обращенное к человеку речи;
- Склонность терять вещи, необходимые в школе и дома (например, карандаши, игрушки, книги и т.д.);
- Частое совершение опасных действий (недоучет последствий). При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, перебегает улицу, не оглядываясь по сторонам).

 

13​ Психологическая адаптация, коррекция и компенсация нарушенных функций слепоглухих детей на занятиях АФК

 

 

14​ Понятие памяти. Классификация явлений памяти. Закономерности памяти. Нарушения памяти.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности

Память – это психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности

Сложные волевые действия


Рассмотренные выше действия имеют простую структуру. Они, как правило, совершаются стереотипно.

Более развернутую структуру имеют сложные волевые действия. В структуре сложного волевого акта существенны стадии формирования цели, предрешения, моделирования значимых условий деятельности, программирование исполнительских действий, обработка текущей информации о достигаемых промежуточных результатах, текущая коррекция действий и оценка итогового результата

 

20​ Специальное образование при аутизме и аутических чертах.

Особые образовательные потребности детей с аутизмом

Связь аутичного ребенка с близким человеком и с социумом в целом нарушена грубо, и иным образом, не так как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме определяется не просто как задержанное или нарушенное, а как искаженное. Искаженное, поскольку психические функции такого ребенка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а как средство аутостимуляции, даже имеющиеся у них способности не реализуются в жизни.

Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру здесь особенно трудна, установление эмоционального контакта и вовлечение ребенка в развивающее взаимодействие представляет главную задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.

Особые образовательные потребности детей с аутизмом включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ и специфические:

• в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;

• в периоде индивидуальной подготовки к школьному обучению;

• в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;

• в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;

• в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны;

• в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;

• в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;

• в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме;

• в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции;

• во введении специальных разделов обучения, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социально-бытовых навыков;

• в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей;

• в оценке достижений ребенка с учетом специфики шкалы простого и сложного при аутизме;

• в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

• в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения;

• в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.

И, понятно, что неоднородность состава детей с аутизмом требует разработки дифференцированного образовательного стандарта, включающего варианты, дающие возможность максимально охватить этих детей образованием вне зависимости от места проживания, вида образовательного учреждения, тяжести нарушения развития, способности к освоению «цензового» образования.

Границы между вариативными формами специального стандарта как и границы между специальным и общим образовательным пространством должны быть проницаемы для ребенка с аутизмом.

 

 

21​ Особенности построения психокоррекционных программ по физическому развитию детей с нарушением слуха

Здоровье – это состояние полного социального биологического и

психологического благополучия, когда функции всех органов и систем

органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют

какие-либо болезненные состояния и физические дефекты.

Физическое воспитание ребенка с недостатками слуха также как и

слышащих, является составной частью воспитания. Физическое воспитание

служит задачей всестороннего развития детей. Человек должен быть развит

не только в умственном, но и в физическом отношении. Чем более

гармонично будет развиваться человек, тем с большим успехом он будет

решать стоящие перед ним задачи. Огромную роль в укреплении здоровья

детей играет физическое воспитание.

Под физическим воспитанием подразумевается система мероприятий,

направленных на укрепление и развитие детского организма. Сюда относятся

создания необходимых санитарно-гигиенических условий, занятия

физической культурой и спортом, и ряд других мероприятий,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.084 с.)