Какие причины нарушения слуха у детей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие причины нарушения слуха у детей



Ребенок может не слышать по множеству причин. К такому нарушению могут привести:

· наследственные заболевания;

· инфекционные заболевания будущей мамы: краснуха, герпес, токсоплазмоз и даже элементарный грипп, токсикозы беременности, особенно в первые 3 месяца беременности;

· детские вирусно-инфекционные заболевания (энцефалит, менингит, скарлатина, осложнения гриппа, тяжелые формы паротита, кори);

· применение таких лекарств, как антибиотики, канамицин, стрептомицин, гентамицин, фуросимид, хинин, других. Они могут назначаться матери во время беременности или ребенку в раннем возрасте;

· родовая травма, асфиксия новорожденного;

· черепно-мозговые травмы ребенка (поэтому нужно внимательно следить за тем, чтобы ребенок нигде не ударился головкой, ведь даже маленький ушиб может навредить его еще несформировавшемуся организму);

· недоношенность;

· хронические и острые воспалительные процессы слухового аппарата малыша.


Целью деятельности специаль ного коррекционного образова тельного учреждения для дошкольников с нарушением слуха является обеспечение всестороннего развития личности воспитанников. Од ним из важнейших направлений в её достижении яв ляется работа, обеспечивающая физи ческое развитие и укрепление здоро вья детей (в том числе, психологического), преодоление и ослабление недостатков в их психофизическом развитии.

На протяжении многих лет в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха проводилась интенсивная работа над созданием комплексной системы меди ко-психолого-педагогической поддержки физиче ского развития и укрепления психологического здоровья ребенка с нарушением слуха, которая позволяет рас крыть потенциальные возможности каждого воспитанника и достичь опти мального для него уровня развития.

Кроме этого, много внимания уделя лось совершенствованию содержания работы по физическому воспитанию детей и поиску новых форм, которые способны повысить эффективность коррекционной поддержки каждого ребенка.

Комплексная система медико-психолого-педа гогической поддержки физического развития и укрепления здоровья ребен ка с проблемами в развитии была построена в соответствии с такими принципами, разработанными в отечес твенной и зарубежной специальной пе дагогике, как: принцип принятия ре бенка и принцип помощи, принцип ин дивидуального подхода, принцип сотрудничества с семьей и принцип единства медицинских и психолого-пе дагогических воздействий.

В создании режима оптимальной двигательной активности дошкольников с нарушением слуха выделяется два самым тесным образом связанных друг с другом направления: медицинское и психолого-педагогичес кое. В русле каждого направления про водится ряд разнообразных меропри ятий, которые позволяют решать как специфические, так и общие задачи.

Медицинский аспект представлен организацией лечебно-оздоровитель ной работы, которая проводится плано мерно, систематически, охватывает всех воспитанников и включает:

а) профилактические мероприятия (тщательное обследование ребенка, динамическое наблюдение за состоянием его здоровья и нервной системы, со блюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за детьми, содер жанию помещений, в которых они на ходятся, режиму двигательной активности и др.);

б) лечение (медикаментозное лече ние, физиотерапия, фитотерапия);

в) оздоровительные мероприятия (массаж, занятия лечебной физкульту рой, закаливание, и др.).

При этом сложились разнообраз ные формы комплексного взаимодействия специалистов учрежедния: психолого-медико-педагогические консилиумы, мини-педсоветы в группах, текущие обсуждения проблем отдель ных воспитанников, совместные встречи с родителями и др.

Психолого-педагогический аспект создания режима оптимальной двигательной нагрузки на каждого ребенка и укрепления здоровья является одним из ведущих в нашем образовательном учреждении. Важнейшим его элементом является организация охранительного педагогичес кого режима. Соблюдение щадящего режима в организации быта и жизни детей в учреждении, спо собствующего укреплению здоровья и нервной системы воспитанников, обес печивается:

· относительно постоянной обстановкой, в которой воспитывается ребенок;

· планомерностью и предсказу емостью образа и ритма жизни детей;

· рациональным чередованием обяза тельных и свободных игр и занятий и отдыха;

· проведением физкультмину ток в процессе занятий, физкультур ных упражнений и подвижных игр в течение дня с целью обеспечения необ ходимого для каждой группы воспитан ников двигательного режима;

· органи зацией правильного питания и сна де тей.

Возможность организации щадя щего режима для дошкольников с проблемами в раз витии в нашем учреждении обеспечивает соблюдение таких условий, как:

· относительно небольшая наполняемость групп (от 6 до 8-10 человек),

· наличие достаточного количества высококвалифицированных спе циалистов, работающих с ребенком в течение каждого дня и недели,

· нали чие соответствующим образом оснащенных помещений, не обходимых для организации коррекционно-воспитательной работы,

· нали чие развивающей среды, благодаря которой ре альной становится возможность по мочь ребенку достичь оптимального для него уровня развития.

В результате длительной и планомерной работы были определены наиболее действенные средства психофизического развития ребенка с нарушением слуха:

- создание особого психологичес кого климата, в котором воспитываются дети, построенного на глубоком понимании особенностей их развития, уважении к развивающейся личности ребенка, вере в возможности психофизического развития каждого воспитанника, педагогическом оптимизме, доброжелательном и ярко поло жительном эмоциональном отношении к каждому ребенку и т.п.;

- наличие высоко квалифицированных специалистов, понимающих приоритетное значение ра боты по психофизическому развитию воспитанников и уделяющих ей большое внимание как средству эмоционально го, социального, речевого и интеллектуального развития;

- организация системы работы по физическому развитию детей квалифицированным инструктором по физическому воспитанию, отвечаю щим за проведение основных форм ра боты в тесном сотрудничестве с други ми специалистами;

- наличие физкультурного зала с соответствующим развивающим оборудованием;

- оснащение всех групп оборудова нием и инвентарем для проведения подвижных игр и физкультурных упраж нений, обеспечивающих создание оптимального для воспитанников каждой группы двигательного режима;

- четкое планирование рабо ты по физическому воспитанию в учреждении в целом, с каждой группой детей и с каждым ребенком в отдельности;

- введение дополнительных форм работы, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья де тей (в частности, использование в работе психолога элементов сенсорной комнаты);

- активное привлечение родителей к разным формам работы по физичес кому развитию детей;

- методическое обеспечение рабо ты по физическому воспитанию дошкольников с разным уровнем развития.

В основе построения всей коррекционно-развивающей работы лежит тщательное обследование каждого ребенка в начале каждого учебного года специалистами (психологом, дефектологом, учителем по физической культуре, функциональным диагностом и др.) и динамическое обследование (промежуточный контроль) в течение учебного года, позволяющий фиксировать про исходящие изменения. На плановых или внеплановых психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк) результаты обследования обсуждаются совместно специалистами: учителем-дефектологом, психологом, методистом, врачом. По итогам ПМПк вырабатываются и систематизируются рекомендации по оптимизации образовательного маршрута для ребенка. Такая организация взаимодействия специалистов позволяет сконструировать наиболее оптимальную про грамму индивидуальных, групповых и фронтальных занятий с детьми и вво дить в нее корректировки по мере раз вития воспитанников. Результаты об следования могут вноситься в общую «карту развития ребенка», и вместе с другими результатами отражать динамику в психофизическом развитии воспитанника за время его пребывания в детском доме.

В результате комплексной работы по психофизическому развитию дошкольников с нарушением слуха удается к концу четвертого года обучения ребенка добиться следующих результатов:

· выработать необходимых умений и навыков в основных движениях;

· оптимально развить двигательные способности, тонкие манипулятивные действия рук (пальцев рук);

· нормализовать функции движения, провести кор рекцию осанки;

· сформировать совместные двигательные действия;

· развить психофизиологические функции;

· нормализовать психические функции.

 

 

11​ Свойства и виды эмоций. Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация).

Основные свойства эмоций
Среди основных свойств, характеризующих эмоции, выделяют следующие.

1. Универсальность - независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в процессе которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности. Это значит, что механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей. Так, удовольствие можно испытывать от различных ощущений, образов восприятия и представления (хорошая книга, кинофильм, собеседник, воспоминание и др.).

2. Динамичность эмоций проявляется в фазовом характере их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение значимо нарастает в ситуации ожидания, чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. То же самое отмечается при продолжающемся воздействии на человека негативного раздражителя. Разрешение возникшего напряжения происходит при осуществлении события, при этом оно переживается человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

3. Суммация проявляется тем, что наиболее сильное удовольствие или неудовольствие человек испытывает не при первом, а при последующих воздействиях эмоциогенного фактора. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего их переживание в виде эмоций становится сильнее. Характерным для суммации эмоций является скрытость, незаметность этого процесса, когда человек не отдает себе отчета в его причинах.

4. Адаптация выражается в притуплении, снижение остроты эмоциональных переживаний при длительном повторении одних и тех же впечатлений.

5. Пристрастность или субъективность выступает как личностное свойство эмоциональных проявлений. В зависимости от особенностей личности (вкусы, интересы, установки, опыт) и темперамента, от ситуации, в которой находятся люди, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции, например опасность у одних вызывает страх, а у других - приподнятое настроение.

6. Заразительность проявляется в том, что человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, которые с ним контактируют. Именно из-за этого возникают такие явления, как всеобщее веселье, паника.

7. Пластичность, подвижность эмоциональных переживаний наблюдается, когда одна и та же по модальности эмоция переживается с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная). Например, страх может переживаться не только негативно, при определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая "острые ощущения".

8. Удержание в памяти эмоций связано с особым видом памяти - эмоциональной.

9. Иррадиация означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все последующие события, воспринимаемые человеком. Счастливому все кажется приятным и радостным, тогда как обозленного человека все раздражает.

10. Перенос является свойством, близким к иррадиации, когда чувства переносятся на другие объекты. Например, влюбленный человек испытывает выраженные эмоциональные переживания не только при виде любимого человека, но и при восприятии предметов, связанных с ним (письмо, записка, вещи т.д.).

11. Амбивалентность - двойственность эмоций, которая проявляется в том, что человек в связи с каким-либо объектом может одновременно испытывать и положительные и отрицательные эмоциональные переживания (любовь и ненависть).

12. Переключаемость означает, что объектом одной эмоции становится другая эмоция (человек испытывает стыд от своей радости, упивается своей грустью и т. п.).

Виды эмоций

Существует несколько классификаций эмоциональных процессов по разным критериям.

1. По знаку эмоции делятся на положительные, отрицательные и амбивалентные. Положительные эмоции (например, радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности, отрицательные (например, печаль, огорчение, гнев и др.) - с неудовлетворением; амбивалентные же эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.

2. По модальности (качеству) эмоций выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека. Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся ``фундаментальными'':

радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;

удивление - эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;

страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;

гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;

отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;

презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;

страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;

стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

3. По силе и устойчивости эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы). Рассмотрим каждую группу по отдельности.

Ситуативные эмоции

Эмоциональный тон ощущений - простейшая форма эмоций,сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь служит своеобразной эмоциональной окраской простых ощущений. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение.

Эмоции, в собственном смысле этого слова, - эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей. Важную роль среди этих эмоций играют переживания радости, огорчения, страха, гнева и другие ``фундаментальные'' эмоции, возникающие в связи с успехом или неуспехом избранного поведения, совершенных действий, поступков.

Аффект (от лат. аffectus -- душевное волнение) - сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемое либо противоречием между его влечениями, стремлениями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляют к человеку. Аффект приводит к дезорганизации сознания. Сознание сужается на объекте аффекта, резко снижается волевой контроль над действиями и поступками, нарушается работа кровеносной и эндокринной систем и т. д. Нарушения сознания в случае аффекта могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события.

Устойчивые эмоции

Настроение -- сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение -- это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т. д. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональную реакцию не только на непосредственные последствия событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека, поэтому настроение носит не предметный, а личностный характер.

Чувства - высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности.Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.

Чувства базируются на определенных ситуативных эмоциях и выражаются также посредством этих эмоций. Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения. Возникшие как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной среды личности, в свою очередь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, аффектов и настроений.

Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть -- это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако оно, в отличие от страсти,непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.

Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация).

 

 

12​ Классификация внимания. Основные свойства внимания. Расстройства внимания

Классификация внимания.

1) Вынужденное (врожденное, естественное, инстинктивное), детерминанты лежат в видовом опыте организма. Примеры: громкие звуки, яркий свет, сильные боли, холод и жар, интенсивные толчки (удар грома, взрыв, выстрел, яркие вывески, блестящие предметы, зубная боль), движения (падающая звезда, ползущий муравей), ритмичные повторения (капающий кран), внезапное, новое, неожиданное и странное.

2) Невольное внимание - непроизвольное внимание, зависимое от индивидуального опыта субъекта. Складываются в процессе стихийного научения. Пр.: мужчины замечают женщин и наоборот; при голоде и жажде, человек замечает вывески продовольственных магазинов первую очередь.

3) Привычное внимание – особый случай произвольного внимания. Побудительный аспект – сходство с текущими и предшествующими содержаниями сознания. Пр.: водитель автомобиля готов к восприятию дорожных знаков (иногда называют профессиональным вниманием. Рибо считает эту форму внимания – высшей.

4) Собственно произвольное внимание. Возникает в ситуации конфликта, между выбранным объектом и объектом непроизвольного внимания. Пр.: при действии сильных отвлекающих помех, препятствующих обнаружению и осознанию слабого сигнала. Для этого вида внимания характерно чувство напряжения, так как оно совершается вопреки текущим интересам и желаниям, благодаря слабому мотиву, лежащему за пределами наличной ситуации. Связано с чувством долга и принятыми моральными обязательствами, идеями и установками.

5) Выжидательное внимание – разновидность произвольного внимания. Пр.: при решении задач на бдительность.

6) Трансформация волевого внимания в спонтанное (послепроизвольное) – вариант развития произвольного внимания. Пр.: Гамильтон. Начинать не легко, но потом человек увлекается.

Основные свойства внимания.

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур - в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течении некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой. Но такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других - значительно большей устойчивостью. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Если внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т. е. Основной показатель его выраженности, тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вспомним феноменальные способности Юлия Цезаря, который мог делать одновременно семь не связанных между собой дел. Однако, как показывает практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще Вундтом было доказано, что человек не может сосредотачиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания, если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Распределение внимания, по-существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключение внимания определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Объем внимания. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Понятие “объем внимания” близко к понятию “объем восприятия“. Понятия - ”поле ясного внимания” и “поле неясного о внимания” очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структуировать материал.

Расстройства внимания
Из патологических проявлений внимания следует указать на следующие: неустойчивость, недостаточная концентрация, нарушение распределения, замедленность переключения, рассеянность.

Патологические проявления внимания изучены недостаточно, поскольку выделение в самостоятельный познавательный процесс многие исследователи ставят под сомнение.

Встречаются следующие виды патологии внимания.
1. Слабость активного внимания (направленной сосредоточенности на выбранном объекте) - характерный симптом грубых органических поражений головного мозга, астенических состояний. Достаточно заметно это при выполнении больным теста - вычитание от 100 по 7 или 13. Уже после первых 2-3 правильных ответов больной начинает ошибаться, а после короткого отдыха может снова давать правильные ответы.
2. Повышенная сосредоточенность внимания - наблюдается при депрессиях, когда внимание больных сосредоточена на небольшом количестве представлений, как правило, неприятного содержания; при соматических заболеваниях; при ипохондрических неврозах, эпилепсии, что объясняется малой подвижностью (инертностью) нервных процессов при этих недугах.
3. Отвлечение - это характерный симптом маниакальных состояний. При этом нарушается процесс сосредоточения, что лежит в основе активного внимания. Преобладает пассивная внимание (самопроизвольное), объектом которой бывают второстепенные предметы и явления.

В детской практике выделяют синдром дефицита внимания. Его признаки:
- Беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, корчатся, «извиваются»);
- Невозможность спокойно сидеть на месте, когда это необходимо;
- Легкое отвлечение на посторонние стимулы;
- Нетерпеливость (чуть дожидается своей очереди во время игр и различных ситуаций в коллективе);
- Склонность отвечать, не задумываясь, не выслушав до конца вопрос; заданий (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением);
- Трудности поддержания внимания при выполнении заданий или во время игр;
- Частый переход от одного незавершенного действия к другому;
- Невозможность играть тихо и спокойно;
- Разговорчивость;
- Склонность мешать другим, «докучать» окружающим (например, вмешиваться в игры других детей);
- Внешние проявления не сосредоточенности на обращенное к человеку речи;
- Склонность терять вещи, необходимые в школе и дома (например, карандаши, игрушки, книги и т.д.);
- Частое совершение опасных действий (недоучет последствий). При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, перебегает улицу, не оглядываясь по сторонам).

 

13​ Психологическая адаптация, коррекция и компенсация нарушенных функций слепоглухих детей на занятиях АФК

 

 

14​ Понятие памяти. Классификация явлений памяти. Закономерности памяти. Нарушения памяти.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности

Память – это психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.018 с.)