Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные свойства и закономерности ощущений.

Поиск

Ощущение – это самый элементарный процесс познания действительности и вместе с тем основной источник получения информации о внешнем мире и о себе.
В психологии даётся следующие определение ощущению – это психический процесс познания отдельных признаков, свойств и качеств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств и при участии ЦНС.

Ощущения представляют сенсорные процессы протекающие в органах чувств, и физиологической основой их является работа анализатора. В истории развития знаний об ощущении такие утверждения оспаривались, сформировалось две теории ощущения: рецепторная и рефлекторная.

Рецепторная теория формировалась в основном философами идеалистами и поддерживалась некоторыми психологами. Она носит название «теории специфической энергии органов чувств». Они утверждали что каждый орган чувств заряжен особой только ему присущей энергией, независимо от того какое внешнее воздействие возникает на этот орган, ощущение будет тоже самое. Они утверждали что ощущение это состояние наших чувствительных аппаратов, одна и таже внешняя причина вызывает разные ощущения в разных органах чувств в зависимости от их природы. Ощущения передают сознанию не качество внешних черт, а качество и состояние чувствительного нерва. Поэтому с помощью органов чувств не могут быть источником познания действительности.

Рефлекторная теория. Эта теория возникла на основе эволюционного подхода возникновения психики. Возник тезис что сами органы чувств являются продуктом приспособления воздействиям внешней среды. Каждый орган чувств приспособлен к реагированию совершенно на определённые воздействия: глаз на свет и цвет; ухо – на звук; нос – на запахи. Поэтому органы чувств по своей структуре и свойствам адекватны внешним воздействиям, только тогда они и могут верно отражать внешний мир.

Свойства ощущений. Основными свойствами ощущений являются: адаптация, сенсибилизация и синестезия.

Адаптация – это приспособление чувствительности к длительным действующим раздражителям. Она может проявляться в понижении или повышении чувствительности. Степень адаптации различных органов различна. Высокая адаптированность отмечается в обонятельных ощущениях, в тактильных ощущениях и световых. Меньше адаптируются слуховые и холодовые ощущения и очень небольшая адаптация в болевых ощущениях.

Сенсибилизация – это повышение чувствительности какого-либо органа. Отличается от адаптации двумя моментами: 1. при адаптации чувствительность меняется по обе стороны, при сенсибилизации только в сторону повышения. 2. на адаптацию оказывают влияние условия внешней среды, на сенсибилизацию в основном физиологические или психологические изменения самого организма.

Причинами увеличения чувствительности могут быть: 1. компенсаторная необходимость, при потере функционирования одного органа, функции другого повышаются; 2. тренировка органа чувств (дегустаторы); 3. изменение эндокринного баланса (при беременности обостряется обонятельная чувствительность, зрительная и слуховая уменьшается.)

Синестезия (с греч. совместное чувство, одновременное ощущение) – это явление состоящее в том, что какой-либо раздражитель действуя на соответствующий орган чувств помимо воли субъекта одновременно вызывает добавочное ощущение, характерное для другого органа чувств. (синий цвет воспроизводится как холодный, красный-горячий).

Классификация ощущений.

По модальности (модальность определяет принадлежность ощущений к какому-либо органу чувств): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные.

Выделяют классификацию по сложности построения – систематическая. (Шеррингтон).

Все рецепторы разделены на три группы: 1. интерорецепторы; 2. проприорецепторы; 3. экстрарецепторы.

Интерорецептивные ощущения – они объединяют сигналы доходящие из внутренней среды организма. Сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Рецепторы этих ощущений разбросаны по всем внутренним органам. К ним относят чувство голода, жажды, дискомфорта, напряжения и т.п. Значение этих рецепторов очень велико. Эти рецепторы являются основными в регуляции баланса внутренних процессов обмена веществ и обеспечение гомеостаза (постоянство внутреннего состояния организма).

Проприорецептивные ощущения – рецепторы находятся в мышцах и суставных поверхностях (сухожилиях, связках). Возбуждение в них возникает при растяжении мышц и изменении положения суставов. Эти ощущения играют решающую роль в регуляции движений человека. К П. относятся: ощущение равновесия, движения - рецепторы находятся в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстрорецептивные ощущения - самая большая группа ощущений, они доводят до человека информацию поступающую из внешнего мира, связывают человека с ним. Эту группу принято делить на два типа: контактные и дистантные.

Контактные – относятся те, при которых ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным соответствующему органу чувств. (вкус, осязание, температурные и тактильные ощущения)
Дистантные – те, при которых ощущения возникают при действии раздражителя на расстоянии. (зрительные, слуховые, обонятельные ощущения)

Также ещё выделяют две категории ощущений: интермодальные (промежуточные) и неспецифические ощущения.

Пороги чувствительности.

Психологическая зависимость между силой воздействия и интенсивностью ощущения называют порогом ощущения или порогом чувствительности.
Та наименьшая величина раздражителя, при которой возникает ощущение, называется нижним порогом абсолютной чувствительности данной модальности. Чем более сила чувствительности, тем меньше её пороги, т.е. острота чувствительности обратно пропорциональна показателям нижнего порога.
Та наибольшая сила воздействия, при котором ещё сохраняется ощущение данного вида называется верхним порогом абсолютной чувствительности, за пределом этого порога воздействие либо не воспринимается, либо начинает принимать новую окраску, чаще болевую.
Кроме порогов абсолютной чувствительности существуют пороги чувствительности к различению или относительная чувствительность.
Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает различие в силе или качестве ощущения называют порогом чувствительности к различению или порогом относительной чувствительности.

 

 

7​ Темперамент. Характер. Учёт индивидуальных особенностей темперамента и характера лиц с отклонениями в здоровье при организации коррекционной работы

Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

 

 

8​ Мотивы педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности в сфере АФК

Мотивы педагогической деятельности.

Среди всего многообразия мотивов именно профессиональные мотивы безоговорочно признаны ведущими в личности учителя, определяющими все остальные.

Профессиональные мотивы учителя, как и всякая мотивация, составляют сложную структуру. В нее включаются мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности.

Безусловно, в основе всех этих мотивов лежит широкая социальная установка: чувства общественного долга, патриотизма, интернационализма. Именно эти чувства определяют все мотивы и соответственно деятельность.

Но в процессе педагогического труда эта социальная установка подкрепляется мотивами, которые связаны с привлекательностью конкретной деятельности. Вот почему именно на эти мотивы учителю следует обратить особое внимание.

К мотивам выбора педагогической профессии относят интерес к работе с детьми, подражание (в первую очередь любимому учителю), способности к организаторской деятельности, проверенные в работе с детьми, и др.

Мотивы выбора педагогической профессии и мотивы, проявляющиеся в процессе педагогической деятельности, очень часто совпадают. Последние, появившись еще в годы учебы в педагогическом училище или институте, имеют место на протяжении всей работы учителя, становятся действеннее и активнее. К ним относятся: интерес к детям (или, как говорят многие учителя, любовь к детям, причем учителя начальных классов всегда уточняют возрастную группу детей, т. е. любовь к детям именно младшего школьного возраста); общественная важность труда учителя; наличие педагогических способностей (проявляющихся, например, в удачном построении уроков). Остальные мотивы, имевшие место до начала работы учителя (рекомендации старших, подражание любимому учителю), наполняются новым содержанием в конкретной деятельности и сливаются с вышеперечисленными.

Индивидуальный стиль педагогической

деятельности

Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

характере реакций на те или иные педагогические ситуации;

выборе методов обучения;

подборе средств воспитания,

стиле педагогического общения;

реагировании на действия н поступки детей;

манере поведения;

предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности - 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные характеристики (рис. 14).

Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:

преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;

адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;

оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;

рефлексивность-интуитивность.

Аналогично выделяются динамические характеристики (рис. 15).

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

 

9​ Мотивы учения. Формирования мотивации учения у школьников. Имеющих недостатки в здоровье

Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением к ней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.145 (0.008 с.)