Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: неврозы у детей и их профилактикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Виды неврозов у детей. Невротические состояния у детей и подростков. 2. Понятие о школьном стрессе и его фазах, пути преодоления стресса. 3. Гигиенические основы адаптации детей к школе (д/у), дезадаптационная болезнь школьника. Школьная зрелость. 4. Роль учителя в предупреждении неврозов у детей и подростков.
Существует группа заболеваний, которые определяются условиями жизни учащегося в ученическом коллективе, могут негативно сказываться на морфологическом и функциональном развитии учеников, их работоспособности, состоянии организма. Поэтому выделяют особую группу нарушений здоровья школьников – школьные формы патологии. К ним относятся неврозы. Неврозы проявляются у школьников, если их обучение и воспитание не отвечает требованиям здоровьесберегающих подходов. Неврозы – функциональные нарушения нервной системы, вызываемые психической травмой, физическим или умственным переутомлением. Типичный возраст для проявления неврозов – детский и подростковый. Чаще болеют наиболее впечатлительные дети и подростки. Развитию неврозов также способствуют хронические заболевания, недостаток питания, авитаминоз. В соответствии с медико-педагогической классификацией у школьников и детей дошкольного возраста выделяют три группы неврозов: 1 группа – Общие неврозы (неврастения и истерический невроз (истерия), невроз страха) 2 группа – Системные неврозы (невротическое заикание, невротические тики, невротический энурез, навязчивые страхи, невротическое расстройство сна), 3 группа – Невротические состояния (негативизм, реактивные состояния, астено-невротические и астено-депрессивные состояния). Неврастения – комплекс симптомов, характерных для астеноневротического синдрома, проявляющегося нарушением основных нервных процессов высшей нервной деятельности. Симптомы: -жалобы на слабость, головную боль; -быстрая утомляемость, раздражительность; -повышенная возбудимость и несдержанность, легко наступающее истощение; - непереносимость яркого света, звуков, шума; -расстройства сна (трудно уснуть, или очень раннее пробуждение), потливость, учащенный пульс, запоры. Подходы педагога к детям, страдающим неврастенией: снижение нагрузки путем введения дополнительного выходного дня, или перенести обучение на дом; - уменьшить объем домашних заданий и помочь в их выполнении. Подходы педагога к детям, страдающим астенией Надо создать благоприятные условия ребенку: организовать режим дня, обучение на дому, стимулирующие занятия в школе, помощь в преодолении возникших трудностей в учебном процессе. Реактивные состояния у подростков (см. М.П.Дорошкевич и др. «Основы валеологии и школьной гигиены», Минск, 2007). Школьная зрелость (см. М.П.Дорошкевич и др. «Основы валеологии и школьной гигиены», Минск, 2007).
ЛЕКЦИЯ №8. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Вопросы: 1. Особенности размещения школ. 2. Основные и вспомогательные помещения школы и их размещение. 3. Гигиенические особенности оборудования кабинетов информатики, химии, физики, биологии, музыки. 4. Температурный режим помещений школы (д/ у). 5. Гигиенические требования к одежде и обуви детей и подростков. 6. Питание детей и подростков (организация и гигиенические требования).
Школьная гигиена – наука, изучающая влияние различных факторов внешней среды на здоровье детей и подростков. Гигиенические требования к земельному участку Земельный участок школы должен составлять 0,5–4 га (чаще 1,5–1,7 га). Основным критерием, определяющим площадь школьного участка, является количество учащихся. Лучшим является участок с глубоким залеганием грунтовых вод, песчаной почвой, хорошо пропускающей воду и со стоком дождевой воды. Основными требованиями по размещению школьного участка являются следующие: близость к месту проживания учащихся, внутриквартальное размещение, удаленность от источников шума и загрязнения. На участке выделяют следующие функциональные зоны: учебно-опытная зона, занимающая 6–10 % площади земельного участка; спортивная – 35–40 %; хозяйственная– 30 %; отдыха – 6–8 %. Гигиенические требования к зданию и помещениям школы Здание школы обычно строится в 3–4 этажа без лифта. В нем должно быть три выхода. Школа должна располагаться на расстоянии 500–1000 м от источников шума, загрязнения атмосферы и от мест большого скопления людей и на расстоянии не менее 25 м от автомобильной магистрали. Различают 4 типа размещения школ: 1) внутриквартальное, при этом жилые дома размещаются по периметру школы; 2) внешнеторцовое – меньшая сторона здания школы граничит с улицей; 3) внешнефронтальное – большая сторона здания школы граничит с улицей; 4) угловое – две стороны здания школы граничат с улицей. Оптимальным является внутриквартальное размещение школы. Расстояние от школы до жилых домов должно быть не менее 500 м. По назначению помещения в здании школы принято делить на три типа: основные, вспомогательные и служебные. Основные помещения школы: 1) учебные классы и учебные кабинеты 2) лаборатории (физики, химии, биологии); 3)мастерские по обработке древесины и металла, спортивный зал и др. Классы, ученые кабинеты и лаборатории не допускается размещать в подвальном и цокольном этажах здания. Учебные помещения должны быть изолированы от мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока и др., являющихся источниками шума и запахов. Вспомогательные помещения: рекреационные залы, коридоры, вестибюль с гардеробом, столовая с буфетом, актовый зал, библиотека, лаборантские, раздевалки и душевые, библиотека, комнаты для учебных пособий, туалеты и др. Служебные помещения: кабинеты директора и завуча, канцелярия, учительская, кабинет врача. Учебные классы Классная комната – основное учебное помещение. В младших, средних и старших классах оно рассчитано на 25 человек. Длина классной комнаты составляет 8.2, ширина 7.1, высота 3.3 м. Эти размеры обусловлены нормой слышимости шепотной речи при соблюдении тишины, освещенностью третьего ряда парт естественным светом и воздушным кубом (минимальным объемом воздуха на одного ученика). Минимальная площадь на 1 человека в классе –2 м2. Воздушный куб на одного ученика составляет 6 м.3 Расстояние от классной доски до первой парты – 2–2,5 м, уровень нижнего края доски должен находиться на высоте 80–90 см от пола. Расстояние между партами должно быть не менее 50 см, а между рядами двухместных столов (парт) – 60 см. От последних столов до задней стены должно быть не менее 70 см. Гигиена среды обучения и воспитания (микроклимат класса) Большую роль при организации урока играет соблюдение гигиены среды обучения (содержание в чистоте классной доски, мебели, пола, а также поддержание оптимального воздушно-теплового режима и др.). В учебном помещении необходимо соблюдать микроклимат – температуру, влажность и скорость движения воздуха. Температура в классной комнате должна быть 18–20 ºС. В воздухе классной комнаты содержатся антропотоксины – испарения с тел и одежды учащихся. Часто в воздухе в большом количестве содержатся микроорганизмы, особенно в малообъемных учебных помещениях. При повышении температуры в классе до 26 ºС происходит нарушение механизмов терморегуляции, снижается работоспособность учащихся, быстро наступает утомление. В этой связи необходимо организовать естественную вентиляцию (сквозное проветривание) учебного помещения, которое проводится на больших перерывах и перед занятиями. Желательна естественная вентиляция в конце учебного дня – в течение 1 часа. Минимальный коэффициент аэрации (вентиляции) должен быть 1: 50 (т. е. площадь открытых фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола). С помощью приемов медико-гигиенического воспитания надо обучить учащихся поддерживать чистоту тела, одежды, обуви. Учитель должен помнить, что верхнюю одежду следует оставлять на хранение в гардеробе, не раздеваясь в классе. Микроклимат в значительной степени зависит от уборки классов. Влажная уборка полов учебного кабинета проводится ежедневно, а их мытье с помощью специальных гигиенических средств – 1 раз в неделю, в конце месяца и, как правило, учебной четверти должна проводиться генеральная уборка. Хорошая работоспособность детей в классе наблюдается при относительной влажности воздуха 40–60 %, скорости движения воздуха 0,1– 0,2 м/с, температуре 19–20 ºС. Гигиеническая организация урока рисованиявомногом соответствует уроку письма. В процессе рисования, как и письма, задействованы зрительный и двигательный анализаторы. Основное гигиеническое требование во время рисования – правильное размещение учеников за столами, соблюдение оптимальной дистанции от рисунка до глаз, освещенность рабочего места не менее 400 люкс. Основными гигиеническими требованиями во время чтения являются: соблюдение отрицательной дистанции, нормирование изучаемого материала и др.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ОБОРУДОВАНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕЖИМУ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Общие положения Специальные и вспомогательные школы-интернаты предназначены для обучения, воспитания и проживания учащихся с особенностями психофизического развития. Образовательный процесс в специальных и вспомогательных школах-интернатах осуществляется в сочетании с постоянным медицинским наблюдением за состоянием здоровья детей и направлен на коррекцию их физических и (или) психических нарушений. Могут быть следующие виды специальных общеобразовательных школ-интернатов: -для учащихся с нарушением слуха; -для учащихся с нарушениями зрения; -для учащихся с трудностями в обучении; -для учащихся с тяжелыми нарушениями речи; -для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; -для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В специальной и вспомогательной школах-интернатах могут открываться классы для учащихся с тяжелыми и множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Наполняемость – не более 6 человек. Специальные и вспомогательные школы-интернаты рассчитаны на круглосуточное пребывание детей; допускается пребывание учащихся на продленном дне, а для детей, не имеющих родителей, – круглогодичное пребывание. Срок обучения детей с особенностями психофизического развития зависит от характера, степени выраженности физических и (или) психических нарушений, возможности освоения учебной программы и составляет для общего начального образования 4–5 лет, на уровне общего базового образования – 10–11 лет. Срок получения образования детьми с интеллектуальной недостаточностью, обучающимися на первом отделении во вспомогательной школе-интернате, составляет 10 лет; обучающимися на втором отделении – 9 лет. Наполняемость класса (группы) специальной школы-интерната составляет: для неслышащих (глухих) учащихся, слабослышащих учащихся с грубым недоразвитием речи, для незрячих (слепых) учащихся – 8 человек; для слабослышащих учащихся с относительно развитой речью, для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – 10 человек; для слабовидящих учащихся, для учащихся с трудностями в обучении и детей с тяжелыми нарушениями речи – 12 человек; наполняемость классов для слепоглухих детей составляет от 2 до 4 человек. Наполняемость класса (группы) во вспомогательной школе-интернате составляет: для учащихся с легкой степенью умственной отсталости (первое отделение) – 12 человек; для учащихся с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости (второе отделение) – 6 человек. Требования к земельному участку Специальные и вспомогательные школы-интернаты следует размещать в наиболее благоприятных природных и гигиенических условиях (на обособленных участках, в озелененных районах, желательно вблизи парков и внутри квартальных зеленых массивов). Земельный участок должен быть удален от транспортных магистралей, промышленных, коммунальных и других предприятий, которые могут служить источниками шума и загрязнения воздуха. Площадь земельного участка должна быть не менее 2,2-2,5 га (в зависимости от профиля учреждения). Планировка, оборудование участка и отдельных площадок должны учитывать специфику деятельности и физические возможности учащихся. На территории участка специальной школы-интерната для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата уклон дорожек и тротуаров предусматривается не более 2%, а ширина их – не менее 1,6 м. На поворотах и через каждые 6 м должны быть организованы площадки для отдыха. Ширина прогулочных дорожек на участке специальной школы-интерната для детей с нарушениями зрения должна быть не менее 3 м. Прогулочные дорожки должны иметь двустороннее ограждение двух уровней: перила – на высоте 90 см и планка – на высоте 15 см. Ограждения предусматриваются для всех предметов, которые могут быть препятствием при ходьбе детей (деревья, кустарники, столбы и пр.). При функционально-планировочной организации участка должны быть выделены следующие основные зоны: физкультурно-спортивная, зона отдыха, учебно-опытная, хозяйственная. Специальная и вспомогательная школы-интернаты могут иметь учебно-опытные участки (хозяйства), учебно-производственные (производственные) мастерские и другие подразделения. Физкультурно-спортивная зона должна обеспечивать проведение физкультурных и оздоровительных мероприятий. Оборудование на участке должно соответствовать возрастным и психофизическим особенностям детей, быть устойчиво закреплено, исправно. Покрытие должно быть водостойким и поддаваться очистке и дезинфекционной обработке. Все зоны участка должны быть связаны пешеходными дорожками. Следует учитывать удобство связи отдельных групп помещений с соответствующими зонами и площадками на участке. Для выработки ориентации у детей с нарушениями зрения рекомендуется посадка ярких цветов, деревьев (при возможности – рядовая посадка) с разным запахом (хвойные, фруктовые и пр.). Посадка колючих или с ядовитыми плодами деревьев и кустарников не допускается. Расстояние от здания до хозяйственной зоны должно быть не менее 25 м, до деревьев – не менее 10 м, до кустарников – не менее 5 м. Ширина полосы охранного озеленения на границе земельного участка принимается не менее 1,5 м, а со стороны улицы – не менее 6 м. Хозяйственная зона должна располагаться вблизи пищеблока, иметь твердое покрытие (асфальт или бетон), самостоятельный въезд с улицы и ограждаться зелеными насаждениями. Мусоросборник с плотно закрывающейся крышкой устанавливается на бетонированной или асфальтированной площадке, огражденной с 3-х сторон, на расстоянии не менее 25 м от здания, игровых и физкультурных площадок. Размеры площадки для сбора мусора должны превышать площадь основания контейнера на 1,0 м со всех сторон. Площадка должна содержаться в чистоте, уборку необходимо проводить ежедневно. На вывоз мусора должен быть заключен договор со специализированной организацией. Участок должен иметь наружное электрическое освещение, исходя из нормы освещенности на поверхности земли в вечернее время – не менее 20 лк. Участок должен иметь ограждение высотой не менее 2,0 м. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ Этажность здания школы-интерната для детей с нарушениями зрения, функций опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью не должна превышать 2 этажей. Для детей с нарушением слуха, с тяжелыми нарушениями речи допускается строительство 3-этажных зданий, при этом согласование с территориальным учреждением госсаннадзора обязательно. Размещение детей дошкольного и младшего школьного возраста должно быть не выше 2 этажа. Основные функциональные группы помещений: учебные, жилые и общешкольные (помещения для музыкальных и физкультурных занятий, трудовой деятельности, кружковых занятий, медицинского обслуживания, административно-хозяйственные, пищеблок-столовая, библиотека, актовый зал). В специальных школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата должны предусматриваться лифты, пандусы, лестницы с уклоном 1:3 (отношение высоты к длине), имеющие двусторонние поручни, которые устанавливаются на двух уровнях – на высоте 0,9 м и дополнительный нижний поручень на высоте 0,5 м. Пандусы должны иметь резиновое покрытие; В специальных школах-интернатах для детей с нарушениями зрения: планировочное решение здания должно обеспечивать свободную ориентацию учащихся; лестницы должны иметь двусторонние поручни и ограждение высотой 1,8 м или сплошное ограждение сеткой; в целях безопасности передвижения детей целесообразно вместо лестниц использовать пандусы, снабженные поручнями на разных уровнях; все опасные зоны внутри здания (торцевые стены коридоров, опоры внутри помещений, выступы и др.) следует окрашивать в красный цвет (или красный с белыми полосами). Окраска стен синим и фиолетовым цветами не допускается. Площадь учебных помещений в специальных школах-интернатах разного профиля должна приниматься от 2,0 до 3,5 м2 из расчета на одного учащегося: для детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с трудностями в обучении – 2,2 м2; для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 3,5 м2; для всех остальных детей – 3,0 м2. Во всех специальных и вспомогательных школах-интернатах необходимо предусматривать комнаты для индивидуальных занятий учащихся из расчета не менее 4,0 м2 на одного воспитанника. В специальных школах-интернатах в зависимости от их вида предусматриваются следующие дополнительные кабинеты: для детей с нарушением слуха – кабинет слуховой работы; для детей с нарушениями зрения – кабинет коррекционной работы, логопедический кабинет; для детей с тяжелыми нарушениями речи – кабинет коррекционной работы; для детей с трудностями в обучении – логопедический кабинет. Во вспомогательных школах-интернатах предусматривается логопедический кабинет. Входные двери в классы, кабинеты, лаборатории следует делать однопольными и располагать со стороны стола учителя. Площади спален принимаются из расчета 4,5 м2 на одного ребенка в школах-интернатах для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 4,0 м2 – для учащихся во всех остальных видах специальных и вспомогательных школ-интернатов. Спальные помещения должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Вместимость спальных помещений (независимо от возраста детей) – не более чем 4 человека. В специальных и вспомогательных школах-интернатах должны быть созданы условия для организации физического воспитания – спортивный зал, залы для занятий спецмедгрупп. Для развития двигательной и слуховой ориентации у детей с нарушением слуха и нарушениями зрения предусматривается зал для занятий ритмикой. Спортивный зал размещается на первом этаже здания и предусматривает непосредственную (или через коридор) удобную связь со спортивной зоной на участке. Раздевальные и душевые при спортивном зале (раздельные для мальчиков и девочек) должны иметь непосредственную (или через коридор) связь с залом В специальных школах-интернатах для учащихся с нарушениями зрения планировка и оборудование спортивного зала должны обеспечивать обучение детей правильным двигательным навыкам, в связи с чем следует предусматривать: разделение зала на две зоны: меньшую («снарядную» или гимнастическую) для занятий на снарядах и большую («основную») для игровой деятельности; снаряды фиксируются стационарно; пол в меньшей части зала должен быть на 6 – 7 см выше (приподнятый), чем пол основной зоны. Пол основной части зала должен иметь однородную структуру покрытия; В специальных школах-интернатах для учащихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата следует предусматривать крытый плавательный бассейн, обеспечивающий занятия детей любого возраста с различными поражениями двигательной сферы. Трудовое обучение и профессиональная подготовка учащихся проводится на базе мастерских и участка школы-интерната. Учебные мастерские могут размещаться в отдельном блоке. Помимо мастерских по обработке дерева и металла, рекомендуется предусматривать картонажные, швейные, переплетные, трикотажные и другие мастерские. Наличие аптечек первой медицинской помощи обязательно. ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ И ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ В помещениях специальной и вспомогательной школ-интернатов обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО). При одностороннем естественном боковом освещении в основных помещениях КЕО должен быть не ниже 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам), в специальных школах-интернатах для детей с нарушением слуха и нарушениями зрения – не менее 2,5%.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.85 (0.013 с.) |