Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Педагогические способности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: рассмотреть различные виды педагогических способностей и определить свою способность к эмпатии; научиться применять теоретические знания психологии общения в практической работе учителя; развивать рефлексию и умение анализировать поведение людей. Основные понятия: способности, общие способности, специальные способности, педагогические способности, экспрессия, экспрессивные способности, рефлексия, способность к эмпатии, коммуникативная компетентность, толерантность, рефлексия, аттракция. Вопросы для собеседования: 1.Понятие об общих и специальных способностях учителя. 2. Понятие об экспрессивных способностях учителя: - вербальная экспрессия; - невербальная экспрессия. 3. Коммуникативная компетентность и ее развитие.
Литература: 1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.- 624 с. 2. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д., 1997. 3. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.- 384 с. 4. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. - М., 1994. 5. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - Нижний Новгород, 1992. 6. Практическая психология для преподавателей. - М., 1997. 7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. 8. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998. 9. Самоукина Н.В. Игры в которые играют... /Психологический практикум. - Дубна, 1997. 10. Фридман JI.C., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1999.
Практическая часть: 1. Методика оценки способности педагога к эмпатии Эмпатия (сопереживание) - умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживание других людей. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными. Опросник содержит шесть диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя шесть вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: 0,1,2, 3,4, 5. Инструкция: предлагаем оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе Ваше мнение под одной из шести градаций: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя. Примечание: Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, то экспериментатор должен дать разъяснения, но так, чтобы испытуемый не оказался сориентированным этим разъяснением на тот или иной ответ. Бланк опросника: 1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем из серии «Жизнь замечательных людей». 2. Взрослых детей раздражает забота родителей. 3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей. 4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю «Доброе утро, страна». 5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами. 6. Больному человеку можно помочь даже словом. 7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами. 8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин. 9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы. 10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение. 11. Я равнодушен к критике в мой адрес. 12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами. 13. Я всегда прощал все родителям, даже если он были не правы. 14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать. 15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной. 16. Родители относятся к своим детям справедливо. 17. Видя ссорившихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь. 18. Я не обращаю внимания на плохое настроение моих родителей. 19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела. 20. Фильм и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей. 21. Мне нравиться наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей. 22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак. 23. Все люди необоснованно озлобленны. 24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь. 25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам. 26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь. 27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы. 28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей. 29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение. 30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина. 31. Из конфликтной затруднительной ситуации человек должен выходить самостоятельно. 32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины. 33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков. 34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы. 35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать. 36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему. Обработка полученных данных. Количественный анализ. Ее следует начать с определения достоверности данных. Для этого необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника. «Не знаю»: 2,4, 16,18,33; «Всегда или да»: 2, 7,11,13,16,18,23. Кроме того, следует выявить, сколько раз ответ типа «всегда или да» получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько раз ответ типа «всегда или да» получен для одного из утверждений, а типа «никогда или нет» - для другого в следующих парах: 3 и 36,1 и 3,17 и 28. После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Если общая сумма - 5 или более, то результат исследования недостоверен; При сумме, равной 4 - результат сомнительный; Если же сумма не более 3 - результат исследования может быть признан как достоверным. При недостоверных и сомнительных результатах целесообразно, если это возможно, выяснить причины негативного отношения испытуемого к исследованию. Следует иметь в виду, что недостоверные результаты могут быть обусловлены, помимо нежелания обследоваться или стремлений преднамеренно давать противоречивые, неискренние ответы, например, нарушение некоторых психических функций, их развития, а также социальным инфантилизмом. Ключ-дешифратор: Эмпатия с родителями 10, 13, 16 Эмпатия с животными 19, 22,25 Эмпатия со стариками 2, 5, 8 Эмпатия с детьми 26, 29, 35 Эмпатия с героями худ. произведений 9,12,15 Эмпатия с незнакомыми или мало знакомыми людьми 1,24,27
Шкала определения уровня эмпатии
Качественный анализ. 82 — 90 баллов — это очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно оттого, что окружающие используют Вас в качестве громоотвода, обрушивая на Вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты, не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В тоже время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия Вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье. 63 — 81 балл - высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны, многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свои адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия. 37—62 балла - нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас «толстокожим», но в то же время Вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств, и это мешает Вашему полноценному восприятию людей. 12 — 36 баллов - низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы - сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у Вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют Вас своим вниманием. Но это исправимо, если Вы раскроете свой панцирь и станете пристальней всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои. 11 баллов и менее - очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первые начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми, которые намного старше Вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимопонимании же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно реагировать. Вам необходима гимнастика чувств. Обобщение результатов. Сделайте выводы по методике, обобщив результаты количественного и качественного анализа, дополнив их результатами самонаблюдения. 2. Тренинговые упражнения. Упражнение «Мимика и жесты». Назначение: - развитие паралингвистических (внеязыковых) средств общения; - выработка свободного, раскованного стиля общения. Вариант А. 1. Каждый член группы только при помощи рук показывает два противоположных состояния, например гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость и т.д. 2. То же самое при помощи мимики (без жестов). 3. То же самое при помощи мимики и жестов. Вариант Б. Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с заданием, например, «написать письмо», «переставить мебель в классе» и т.д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивается написанное в записке с выполнением. Примечание для ведущего. Выяснив, насколько каждому участнику было сложно выполнить задание, рассказать о роли невербальных средств в общении, о необходимости специального обучения пониманию психологического состояния человека по выразительным движениям, мимике, жестам, интонации и т.п. Упражнение «Модальность»7 Информация для обсуждения. Попробуйте на минутку почувствовать себя подростком или старшеклассником. Что они чаще всего слышат в школе и дома? От учителей и родителей они слышат примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен, думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!» Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...», «Ты имеешь право....», «Тебе интересно...». А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...», «Я старше и умнее...». Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а то, что касается самих взрослых (учителей, родителей), в модальности возможного. Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них - одни запреты, а взрослые - могут все», у них - полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет их взаимодействие со взрослыми и в ряде случаев становится причиной конфликтов. Нельзя забывать о том, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным. Безусловно, модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.
Слева даны типичные фразы, которые учителя и родители часто говорят подросткам и юношам. Справа напишите другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. «Мы в твои годы жили гораздо хуже! Ты должен ценить заботу старших». «Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!» «Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!» «Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!» «Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!» Упражнение «Давление» Инструкция: станьте друг против друга, поднимите руки на уровень груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь о том, кто будет ведущим. Его задача - слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение. Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили или когда ваш партнер давил на ваши ладони? Возможно, вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае. Тогда попробуйте не давить друг на друга, а делать такие движения обращенными друг к другу ладонями рук, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт). Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Задание на СРС: 1. Краткий обзор публикаций: Симаковский А.Р. Структура профессионально-важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения //Мир психологии, 2002, № 2, с. 215-222. 2. Составьте структурно-логическую схему «Виды педагогических способностей». Психологический практикум. На основе профессиограммы выбранной специальности и анализа психолого- педагогической литературы выделить специальные способности учителя соответствующей специализации.
Лабораторная работа № 4
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.009 с.) |