ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитанность – согласованность между знанием, убеждением и поведением.



Гностические способностипроявляются в быстром и творческом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения. Гностические способности, по Н. В. Кузьминой, обеспечивают накопление информации учителя о своих учениках, о самом себе.

Готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня интеллектуального развития, сформированности познавательного интереса, готовности к регуляции своей деятельности и к социальной позиции школьника.

Децентрация – механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, отличной от собственной.

Дидактические способности— способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

Зона актуального развития характеризует наличные особенности психологических функций ребёнка, сложившиеся на сегодняшний день. Этот уровень определяется сложностью решаемых самостоятельно задач.

Зона ближайшего развития –это то, что ребёнок способен сделать с помощью взрослых.

Зрелость– самый длительный для большинства людей период жизни. Границы этого периода индивидуальны и в большинстве случаев продолжительность этого периода связана с временем увядания и выходом на пенсию. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения в профессиональной, общественной жизни и в плане преемственности поколений.

Интериоризация– это формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Коммуникативные способности— способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Конструктивные способностипроявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества, деятельности, в чувствительности к построению урока, в наибольшей степени соответствующего заданной цели развития и саморазвития обучающегося.

Конфликтозначает столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств, актов поведения. В основе конфликта лежит противоречие, ждущее своего разрешения. С течением времени противоречие «созревает» и превращается в конфликтную ситуацию.

Коррекция – непосредственное педагогическое воздействие на заинтересованное лицо. Средствами здесь выступают различные психотерапевтические воздействия и различные виды тренинга.

Кризис – особые, относительно непродолжительные во времени периоды (до 1-го года) онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями.

Мировоззрение – система взглядов на мир, общество, познание. Это показатель развития школьника и условие его дальнейшего формирования.

Научение– процесс и результат приобретения человеком ЗУН, процесс приобретения индивидуального опыта.

Новообразования - психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени (в сензитивный период) и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внешнюю и внутреннюю жизнь, весь ход развития в данный период.

Образование (в узком смысле слова)— это усвоение человеком знаний, навыков и умений, осуществляемое в процессе обучения, поэтому образованным в обиходе называют человека грамотного, знающего, начитанного.

Образование (психологической трактовке) процесс и результат образования приобретает особый смысл созидания человека, его «образовывания»в целом как личности, а не только приращение, арифметическое увеличение знаний и умений. Это принципиальное, качественное изменение, базисное переоформление психики и личности. Образование общественно организованное содействие нынешнему и последующему развитию личности, ее самореализации и самоизменению, всей жизни человека.

Обучаемость– это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Обучение(в психологическом смысле) – целенаправленное, специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого, в результате которого у обучаемого происходит развитие познавательной сферы психики.

Обучение (в широком смысле слова) – целенаправленная, последовательная передача (трансляция) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.

Обученность(Маркова А.К.)- это те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения.(включает как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умения учиться) – это определенный итог предыдущего обучения.

Организаторские способности— это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу (В.А.Крутецкий).

Организаторские способности проявляются в избирательной чувствительности к способам организации учащихся в группе, в освоении учебного материала, самоорганизации обучающихся, в самоорганизации собственной деятельности педагога.

Парадигма — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе.

Педагогическая деятельность – деятельность по развитию, обучению, воспитанию подрастающего поколения, включая профессиональную активность учителя, направленную на решение задач развития и обучения подрастающего поколения.

Педагогическая деятельность –это воспитывающее и обучающее взаимодействие педагога и детей, направленное на их личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.

Педагогическая импровизация – нахождение неожиданного решения и его мгновенное воплощение.

Педагогическая интуиция – быстрое одномоментное принятие учителем педагогического решения, с учетом дальнейшего предвидения ситуации без осознанного анализа.

Педагогическая наблюдательность – умение быть активным в социальной перцепции.

Педагогическая находчивость – способность учителя гибко перестраивать трудную пед. ситуацию, предавая ей положительную и конструктивную направленность.

Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения.

Педагогическая рефлексия – обращенность сознания учителя на самого себя, на учет представлений учащихся о его деятельности.

Педагогическая эрудиция – запас современных знаний, которые гибко применяет учитель при решении педагогических задач.

Педагогические способности – это такие индивидуально-психологические особенности педагога, которые позволяют ему быстро достигать высоких результатов в педагогической деятельности.

Педагогический оптимизм – подход учителя с оптимистической гипотезой, с верой в возможности ребенка, в резервы его личности.

Педагогическое воображение(или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Педагогическое мышление – процесс выявления внешне не заданных, скрытых свойств в педагогической деятельности в ходе сравнения и классификации педагогических явлений, обнаружения причинно-следственных связей в педагогическом процессе.

Педагогическое прогнозирование – умение предвосхищать поведение и реакцию учащихся до начала или до завершения педагогической ситуации. Предусматривать свои и их затруднения

Педагогическое целеполагание – потребность в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуаций; это способность учителя выработать свои собственные цели в зависимости от целей общества и затем предлагать их для обсуждения и принятия учениками.

Перцептивные способности— способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Предметом педагогической психологии являются механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе (Зимняя И.А.).

Проектировочные способностипроявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах, расположенных во времени на весь период обучения, что готовит обучающихся к самостоятельному решению задач.

Профессиональная деформация – это изменения личности, возникающие в процессе профессиональной деятельности, нарушающие ее целостность, снижающие адаптивные возможности, а также эффективность профессионального функционирования.

Профессионально-педагогическая направленность – это мотивация к профессии педагога, главным в которой является действенная ориентация на развитие личности обучаемого.

Психическое развитие – закономерное изменение психики во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных изменениях.(А.В. Петровский).

Психическое развитие – закономерные и необратимы изменения в психике во времени, выраженные в количественных и качественных изменениях. (В.В. Давыдов )

Психологическое консультирование – оказание устной помощи ребенку в виде советов, рекомендаций на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с которыми он столкнулся в процессе своего развития. А также в форме беседы с родителями или людьми, принимающими участие в обучении и воспитании ребенка.

Психология воспитания – раздел педагогической психологии, изучающий закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений, привычек и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Психолого-педагогический эксперимент – специально задуманное исследование проведенное со специально-развивающей целью для установления эффективности тех или иных воздействий на ребенка.

Психолого-педагогическое тестирование – тестирование, предназначенное для определения степени обученности и воспитанности ребенка.

Речевые способности— способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

Созревание –изменение индивида или отдельных его функций и процессов, происходящие под влиянием внутренних врожденных причин.

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Социальная ситуация развития – то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают, во-первых динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и, во-вторых, новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу (новообразования).

Социально-психологический тренинг – теория и практика группового психокоррекционного и психотерапевтического воздействия на личность.

Средства воспитания – способы организованного или неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработки у них определенных качеств и форм поведения.

Становление –приобретение новых отдельных форм и признаков в ходе развития.

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Учение – собственное действие ученика, направленное на развитие у него способностей, а также ЗУН.

Формирование –процесс целенаправленного развития личности или какой либо ее стороны под влиянием воспитания и обучения.

Школьная зрелость – достижение такой ступени развития, когда ребенок становится способным к принятию участия в учении.

Эгоцентризм – это центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире – следствие эгоцентрической умственной позиции.

Экстериоризация – это формирование внешних структур человеческой психики благодаря внутренним структурам.

 


[1] Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. /Под общей ред. Гинзбурга М.Р.- М., Воронеж, 1998.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.182 (0.007 с.)