ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Педагогическое общение.



 

Цель: сформировать умения студентов по установлению психологического контакта с родителями.

Основные понятия: диалог, монолог, барьеры в общении, «смысловой барьер».

 

Вопросы для обсуждения

1. Условия эффективного общения учителя с родителями. (см. Приложение 1, 2, 3)

 

Литература:

1. Активные формы воспитательной работы педагога с детьми и подростками: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / авт.-сост. И.Б. Соколова, Г.Г. Сечкарева.- Армавир: РИО АГПА, 2011.- 164 с.

2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.- 624 с.

3. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М, 2010.

4. Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2003. – 408 с.

5. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.- 384 с.

6. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. –М., 2008. – 640 с.

7. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,Ю Е.Н.Шиянов. –М.: Школа-пресс, 2008. – 512 с.

 

Практическая часть

1 .Ролевая игра «Учитель вызывает в школу родителей»;

Инструкция: Для этого выбираются два участника — «учитель» и «мама», остальные — «аквариум», им запрещается подавать реплики и выражать свои эмоции во время инсценировки.

«Учитель» получает инструкцию в присутствии «аквариума», но без «мамы». Он должен провести беседу с «мамой» ребенка, к которому у него есть претензия, или по поводу дисциплины, или из-за неважной успеваемости, неуважительного отношения к учителю и др. («Учитель» сам выбирает повод «вызова» или с помощью преподавателя). Обговаривается имя «ребенка», возраст, конкретная ситуация вызова.

«Маме» дается отдельная ото всех инструкция, в которой сообщаются сведения о ее «ребенке», обговоренные с «учителем», но в другом свете. Ситуация моделируется таким образом, что возникает противоречие в восприятии «ребенка» «учителем» и «мамой». Для «учителя» это ребенок с оценкой «не» -«непослушный», «невоспитанный», «неуправляемый» и пр., для «мамы» — это прежде всего любимое дитя, нуждающееся в опеке и защите. «Мама» получает дополнительную инструкцию — она очень спешит и должна это демонстрировать невербальными средствами (смотреть на часы, дверь, выражать нетерпение и т.д.). Когда «учитель» готов, преподаватель дает знак «маме», и она входит в класс. Проигрывается ситуация до тех пор, пока участники не начнут повторяться.

Рекомендация: смысл этого задания состоит в моделировании типичного для нашей школы общения учителя с родителями, которое характеризуется непониманием и взаимными претензиями, поскольку учитель видит цель такого общения в том, чтобы переложить ответственность за успеваемость и поведение ребенка на плечи родителей, то оно превращается в монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или отчитываний родителей за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не только к ребенку, но и к учителю не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка. Данная ситуация наглядно показывает студентам, как из потенциальных соратников учителя и родители превращаются , чуть ли не в соперников из-за неумения учителя организовать процесс педагогического общения.

Как правило, студенты очень точно воспроизводят ситуацию неблаготворного общения учителя и родителя. Это позволяет организовать дискуссию для выяснения причин такого негативного взаимодействия учителя с семьей и поиска путей налаживания эффективного общения педагога с родителями его учеников. Анализ ролевой игры.

В начале дискуссии задаются вопросы студентам, играющим роли «учителя» и «мамы», чтобы показать различие в восприятии ситуации противоположными сторонами, и как отсутствие продуманной цели вызова со стороны учителя отрицательно сказалось на всей беседе.

Вопросы к «маме»: «Какое впечатление у Вас от «учителя»?», «Как «учитель» относится к Вашему «ребенку»?», «Зачем он Вас вызвал?», «Довольны ли Вы беседой?», «Как «учитель» должен проводить беседу, на Ваш взгляд?».

Вопросы к учителю: «Что Вы хотели от «мамы»?», «Зачем Вы ее вызвали?», «Удалось ли Вам то, что задумали?», «Что мешало?», «С какими трудностями столкнулись?», «С какими замечаниями «мамы» согласны?».Затем задаются вопросы наблюдателям, чтобы подвести студентов к осознанию основной причины неудачной беседы— отсутствие контакта между «учителем» и «мамой».

«Это был диалог? Монолог? Два монолога? (Как правило, отвечают — два монолога). Почему? Что необходимо для диалога? (Контакт)».

Изложение материала происходит с использованием схемы «Работа учителя с родителями» (см. Приложение № 1.)

2. Психотехническая игра «Мама пришла в школу с претензией к учителю»

Инструкция: В ней принимают участие «мама» и один или несколько, в зависимости от складывающейся ситуации, «учителей». «Учитель» получает инструкцию при наблюдателях, но без «мамы», которая находится в это время вне аудитории и получает свою инструкцию отдельно ото всех. В инструкции для «учителя» и «мамы» есть общая область, которая касается пола, имени, возраста ребенка, некоторых его черт, на усмотрение руководителя, например, способный, подвижный, развитый, со стремлением быть первым, лучшим, не очень организованный и пр. (хорошо, если руководитель будет описывать реального ученика). Далее инструкции различаются.

«Учителю»: «Этот ребенок вызывает у Вас раздражение, т.к. «много о себе представляет» — постоянно высказывает Вам свое мнение, вечно спорит насчет отметок, он, конечно соображает, но неаккуратный, невнимательный, отвлекается сам и отвлекает других. Вы специально иногда занижаете ему отметку, чтобы «лучше старался» и вообще чтобы «окончательно не сел на голову», чтобы «знал свое место».

Кроме того, Вы сегодня очень торопитесь, т.к. Вам предстоит приятное и важное событие в личной жизни и ни в коем случае нельзя опоздать, времени осталось очень мало собрать вещи и закрыть класс».

«Маме»: «Вы считаете своего любимого ребенка очень развитым и способным и гордитесь им, но его успеваемость огорчает Вас. Вы считаете, что он мог учиться гораздо лучше, но из-за «придирок» учительницы, которая занижает ему отметки, у него нет желания стараться, да и в школу он ходит «скрепя сердце». Вас очень беспокоит такая ситуация, и Вы пошли в школу, чтобы окончательно разобраться с этой несправедливой учительницей. У Вас много свободного времени, и Вы настроены решительно, слегка агрессивно, способны обратиться к директору школы и «поставить на место учительницу. Вы взяли тетрадь ребенка как главное доказательство своей правоты».

Рекомендации к проведению.

Ситуация моделируется таким образом, чтобы у «учителя» и «мамы» были противоположные взгляды на личность ребенка и его успеваемость. Также положение обостряется тем, что у «учителя» моделируется противоречие между личными интересами и профессиональным долгом.

Это позволяет приблизить ситуацию к реальной и наглядно показать значение психологического контакта в работе с родителями и роль учителя в его установлении, к тому же у студентов появляется возможность с большей долей самостоятельности определить условия установления психологического контакта с родителями в экстремальных для учителя условиях.

По сигналу преподавателя «учитель» начинает собираться уходить на важную для него «встречу», а в это время открывается дверь, и в класс входит «мама», которая сообщает имя своего «ребенка» и о намерении поговорить с «учительницей» ...

Разыгрывается ситуация, из обсуждения которой выводятся условия проведения беседы по инициативе «родителя». (см. Приложение № 3).

Анализ психотехнической игры.

Как правило, участники демонстрируют полное нежелание понять другого человека, что приводит к негативному восприятию друг друга и к ситуации конфликта. На выяснение причин конфликта и путей его предотвращения направлены вопросы обсуждения, которые сначала задаются участникам, а затем наблюдателям.

Вопросы к «маме»: «С какой целью Вы пришли к «учителю»?», «Что Вас беспокоило?», «На что Вы надеялись?», «Оправдались ли Ваши надежды?», «Почему?», «Как «учитель» относится к Вашему «ребенку», к детям вообще?», «Довольны ли Вы беседой?», «Что нужно было сделать «учителю», на Ваш взгляд?».

Вопросы к «учителю»: «Что «маме» было нужно от Вас?», «Оправдали ли Вы ее ожидания?», «Что Вам мешало?», «Как можно было разрешить эти трудности?».

Вопросы к «наблюдателям»: «Это был диалог, монолог или два монолога?», «Почему?», «Что мешало «учителю» установить контакт с «родительницей»?». Данные вопросы помогают определить, что основной причиной неудачного диалога стало отсутствие психологического контакта между «учителем» и «мамой» из-за сосредоточенности «учителя» на своих личных проблемах и нежелании его вступать в контакт. Это позволяет студентам еще раз убедиться в необходимости установления психологического контакта в любых, самых экстремальных условиях.

Определение условий проведения беседы такого типа происходит с помощью схемы «Условия общения по инициативе родителя». (Приложение № 3).

Задание СРС:

1. Вспомните ситуацию, когда Вам кем-либо предъявлялась претензия, попробуйте снова проиграть ее, используя условия проведения беседы такого типа.

2. Проанализируйте условия организации диалога вышеуказанного типа. Какие из них были для Вас новыми? Подумайте о возможности их применения в своем общении с людьми.

Психологический практикум. Самостоятельно выполните тест «Умеете ли Вы подать информацию?»

Текст опросника:

1. Когда говорите сами, внимательно ли следите за тем, чтобы слушатель Вас правильно понял?

2. Подбираете ли слова, соответствующие подготовке слушателя?

3. Обдумываете ли указания, прежде чем их высказать?

4. Отдаете ли распоряжения в достаточно краткой форме?

5. Если слушатель не задает вопросов после того, как Вы высказали новую мысль, считаете ли Вы, что он понял Вас?

6. Ясно ли Вы выражаетесь? Следите ли за тем, чтобы Ваши высказывания были как можно более определенными?

7. Следите ли за тем, чтобы не говорить бессвязно, увязываете ли свои мысли, прежде чем высказать?

8. Поощряете ли вопросы?

9. Предполагаете ли Вы, что знаете мысли окружающих?

10. Различаете ли факты и мнения?

11. Усиливаете ли противодействие, противореча аргументам собеседника?

12. Стараетесь ли, чтобы Ваши слушатели во всем соглашались с Вами?

13. Используете ли терминологию, непонятную собеседнику?

14. Говорите ли ясно, кратко, точно и вежливо?

15. Следите ли за тем, какое впечатление производите на слушателя, внимателен ли он?

16. Делаете ли Вы преднамеренно паузы в своей речи для того, чтобы собраться с мыслями, обратить внимание слушателя или дать ему возможность обдумать Ваше предложение, задан вопрос?

Если Вы, не задумываясь, ответили «да» на все вопросы, кроме 5,9, 11, 12, 13, то Вам присуще умение говорить ясно и кратко, точно и доходчиво излагать свои мысли.

Приложение № 1

УСЛОВИЯ ОБЩЕНИЯ ПО ИНИЦИАТИВЕ УЧИТЕЛЯ[1].

1. Психологическая цель.

2. Контакт! Р У церемония приветствия

3. Условия для контакта (время, место, расположение в пространстве, позиции, мимика, жесты)

4. Начало —> «+» о ребенке

5. Факты, а не оценки

6. «Мы вместе»

7. У Р (слушает, говорит)

8. У —» Р (передает свои чувства)

9. Конкретные советы

10. Итог (церемония прощания).

 

Приложение № 2

УСЛОВИЯ ОБЩЕНИЯ ПО ИНИЦИАТИВЕ РОДИТЕЛЯ.

1. Выслушай Р.

2. У Р (нейтрализовать агрессию).

3. У —* Р (нейтрализовать агрессию).

4. Причина?

5. Признай свои ошибки, но не теряй своего достоинства!

6. Ответь на ???

 

 

Лабораторная работа№ 5





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.012 с.)