Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Подготовительная часть урока.

Поиск

Уроки доброты

Учебно-методический комплекс

 

Пермь 2012

 

Уроки разработаны Ситниковой Г.В. и организацией «За защиту зверей», г.Пермь.Уроки Доброты были апробированы в школе № 145 г.Перми при поддержке клуба «Добрый мир», руководитель Опанасенко З.М.

 

«Невозможно научить добру. Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы.»

Уроки доброты.

В чем суть уроков доброты?

Суть уроков доброты заключается в объединении мероприятий, направленных на воспитание гуманности к животным и ответственного отношения к окружающей среде, а также комплексная интеграция образовательной деятельности («уроки доброты») и практической (проведение субботников и природоохранных мероприятий). Некоторые из этих составляющих проекта осуществляются различными организациями (например, очистка природных территорий от бытового мусора, проведение субботников в приютах для животных), комплексный подход, сочетающий обучение и волонтёрскую деятельность.

Почему уроки доброты необходимы?

В нашем обществе низкий уровень гуманного отношения к животным, что выражается в значительном количестве случаев жестокого обращения с животными. Причиной этому является отсутствии культуры обращения с животными.

Вместе с тем, в Перми функционирует несколько приютов для животных, существующих за счёт благотворительных пожертвований, которые осуществляют содержание животных, оставшихся без хозяев. Для повышения качества работы приюты нуждаются в помощи волонтёров.

Из года в год тысячи добровольцев в Пермском крае выходят на акции по уборке несанкционированных свалок мусора в местах массового отдыха населения, берегах рек, лесах, однако количество мусора практически не снижается. Причина аналогична – в обществе отсутствует культура обращения с отходами и ответственное отношение к окружающей среде.

Кроме того, в населённых пунктах очень остро стоит проблема вывоза и утилизации бытового мусора – объём его значителен, загрязняющее воздействие на окружающую среду очень высоко. Однако проблему избыточного количества бытовых отходов можно уменьшить, развивая культуру обращения с отходами как минимизацию количества отходов и их повторное использование в бытовых целях.

 

 

Главная цель Уроков

Сформировать гуманное обращение с животными и экологическую ответственность у учащихся общеобразовательных учреждений.

Одновременно, уроки направлены на решение проблемы наличия достаточного количества добровольцев в приютах для животных и очистку загрязнённых бытовым мусором территорий.

 

Задачи Уроков

а) познавательные:

  • Выявлять экологические противоречия в окружающей среде, узнавать их, объяснять, исследовать, обосновывать пути их решения;
  • Прогнозировать и оценивать экологические последствия деятельности для состояния окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

б) регулятивные:

  • Организовывать и управлять действиями, поведением, деятельностью в окружающей среде на основе принципа предосторожности в целях опережающего предупреждения их негативных последствий;
  • Контролировать и оценивать результаты такой деятельности;
  • Переносить знания и умения в новую ситуацию, использовать их в разных сочетаниях.

в) коммуникативные:

  • Принимать коллективные решения;
  • Вести экологическое просвещение в своём окружении, убеждать окружающих людей в важности и ответственности за питомца взятого в семью.

г) личностные:

  • Называть противоречия экологического сознания “Хочу щенка – надо ухаживать”;
  • Осуществлять рефлексивно-оценочную деятельность.

 

Урок №1

Цель: Обеспечить элементарный опыт анализа учащимися экологической проблемы, ориентации в экологически значимой ситуации.

Задачи:

  • Научить выполнять правила личной экологической безопасности, убедить в необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении;
  • Формировать представления об источниках и способах решения экологических проблем
  • Развивать умение приводить примеры рациональных приемов решения различных экологических проблем;
  • Развивать речь, мышление, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, экологическую культуру школьников.

Ход урока.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Ребята, как же вы все-таки думаете, кем должен быть человек – сыном природы или ее покорителем?!

(Ответы детей.)

Учитель: Ребята, что мы можем сделать уже сегодня, чтобы помочь нашей Планете?

(Ответы детей, обсуждение)

Учитель: Действительно, каждый из нас может помочь. Мы можем устроить субботники на природоохранном объекте, берегу реки, озера, в приюте для животных, посадить деревья, чтобы озеленить город.

Учитель: Что, ребята, вас больше всего удивило, взволновало, поразило на уроке? А может быть, и напугало?

Какие выводы вы сделали для себя?

Учитель: На сегодняшнем уроке вы приобрели свои первые экологические знания, но не менее важно правильно их использовать: бережно и с любовью относиться к окружающей нас среде. Мы – дети природы, ее часть, и поэтому должны обладать элементарной экологической культурой.

 

 

 

Урок №2.

Цель: сформировать у учащихся умение анализировать и давать оценку поведению людей по отношению к домашним животным

Задачи:

· расширять знания детей о жизни и содержании домашних животных;

· выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными;

· вызвать у детей желание участвовать в разговоре о причинах

· увеличения количества бездомных животных во дворах, в городе и о путях решения данной проблемы;

· воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к бездомным животным.

Ход урока.

Группа

Зачем человек заводит животное?

Пища (молоко, яйца, мясо); одежда (шерсть, кожа)

Охрана жилища, защита, сельскохозяйственные работы;

Помощь больным и престарелым;

Любовь и радость для детей и взрослых.

Сообщения детей о своих питомцах.

Вывод: Животное для городского жителя — необходимая часть природы.

Группа

Жизнь домашних животных на улице

Как они там оказались?

Что они делают?

Где ищут пропитание?

Где живут? Спят? Что едят?

Разносчики болезней.

Вывод: жестокое обращение людей, безразличие, безответственность.

Группа

Какую угрозу несут бродячие животные?

Агрессия. Нападение на человека

Инфекционные болезни

Вывод: Нельзя подходить к собаке, находящейся на привязи, трогать и гладить чужих собак.

II. Основная часть урока.

Учитель: Как вы думаете, откуда берутся бездомные животные на улицах нашего города?

(Ответы детей)

Учитель: Бездомных животных создали мы – люди. Каждое брошенное животное - чье-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам.

Давайте жить в гармонии с теми, кто нас окружает, а не выбрасывать их на улицу.

Учитель: Представляют ли угрозу для окружающих людей бродячие кошки и собаки? О чем нужно помнить при встрече с бездомными животными? (Ответы детей.)

Учитель: А как вы думаете как выглядит бездомная собака?

Собака – обычно бегает одна, без ошейника, поводка. Может бегать в стае от 3 и более собак. Шерсть у нее грязная, с прилипшими к шерсти травинками, листьями, мелкими палочками, опилками, щепками. Без причины и неожиданно может залаять и повернуть в вашу сторону.

Помни:

  • при встрече с одинокой собакой постарайся повернуть в другую (противоположную) сторону;
  • не кричи;
  • постарайся спокойно подойти к кому-нибудь из взрослых (когда опасность минует, продолжай свой путь);
  • если вдруг животное подкрадывается (подходит) к малышам, побыстрее сообщи об этом взрослым;
  • не дразни собак;
  • не издавай никакие звуки (подражание лая, крик), повернувшись к животному.
  • Запрещается:
  • махать на собаку палкой, веткой, рукой;
  • кричать;
  • пытаться отобрать у нее то, что она ест (грызет);
  • убегать с места встречи с животным;
  • подходить и гладить незнакомую собаку.

 

Учитель: Кошка – чаще всего встречается на лестничных площадках, на крыльце дома, на пешеходных дорожках. Кошки – это и маленькие, пушистые котята и взрослые кошки и коты.

 

Запрещается:

  • брать на руки бездомную кошку;
  • гладить;
  • причинять животному боль;
  • дергать за хвост;
  • близко наклоняться над животным;
  • подкармливать различными сладостями (кондитерскими изделиями);
  • скидывать с высоты.
  • О нахождении бездомного животного сообщить родителям, посоветоваться о том, кому можно отдать это животное.

(Детям выдаются памятки «Как вести себя при встрече с бродячими животными». Обсуждение с детьми.)

Ход урока

I.Подготовительная часть урока.

Учитель: Как вы думаете, о ком можно сказать друг? Друг это кто?

(Тот, кто всегда рядом в трудную минуту, тот, кто поможет не только советом, но и делом, дружит не ради выгоды, а ради бескорыстия)

Учитель: Действительно, Друг это тот, кто в радости и в горе. Сегодня мы с вами будем говорить о друзьях.

Учитель: Ребята, о ком можно сказать:

  • Благородная
  • Преданная
  • Верная
  • Выносливая
  • Смышленая
  • Умная
  • Сильная

(собака)

II. Основная часть урока.

Учитель: Сегодня мы поговорим о наших друзьях, не о тех, кто сидит рядом с вами в классе, живет рядом, в одном дворе, ходит с вами в секцию, нет. Мы поговорим о меньших наших друзьях, которые доставляют нам радость, просто тем, что находятся рядом, любят нас не за что-то, а просто так и готовы преданно идти с нами хоть на край света. Вы догадались….мы поговорим о собаках.

Много веков рядом с человеком живут наши верные друзья – собаки. Нет другого домашнего животного, которое бы настолько изменило свой образ жизни ради человека, стало до такой степени домашним. Преданности, верности собаки можно только восхищаться. Так любить могут только собаки! Они, не раздумывая, пожертвуют своей жизнью ради своего друга! Человек ценит эту любовь, недаром собакам поставлено столько памятников по всему миру. Считают, что первый памятник собаке поставили в 4 веке до н.э.

Учитель: Я расскажу вам некоторые истории знаменитых собак, другие можете узнать из книг.

Наверное, самый знаменитый памятник собаке Барри. В Париже находится кладбище собак. При входе посетителей встречает огромный памятник собаке-сенбернару Барри.

На цоколе надпись: “Он спас 40 людей и убит при спасении 41”. Барри с ребёнком на спине изображен на фоне гор.

О чем же рассказывает нам этот монумент?

25 км отделяет Швейцарию от Италии. Это расстояние можно пройти пешком за день, путь нелегкий: нужно преодолеть горный перевал. Большой Сенбернар. Летом такое путешествие не представляет опасности, другое дело зимой: внезапная метель, лавины, так и подстерегает путника. В давние времена в этих краях был основан монастырь Святого Бернарда. Монахи этого монастыря выходили на поиски людей, попавших в беду. С собой брали всегда небольшой запас еды и воды для пострадавших. Сопровождали монахов собаки, которые не только охраняли в пути, но и помогали им, разгребая снег своими сильными лапами. Постепенно монахи научили собак самих разыскивать под снегом пострадавших и оказывать им помощь. Откопав человека, собака ложилась рядом с ним, чтобы теплом своего тела отогреть замерзшего. Если человек оставался без сознания, собака бежала в монастырь и лаем давала знать о своей находке. Выходили монахи и забирали пострадавшего в монастырь.

Более 2-х тысяч человек за 200 лет спасли монахи этого монастыря и их собаки.

Умных и сильных животных стали называть сенбернарами, по названию монастыря.

Среди них и была прославившаяся на весь мир собака Барри.

За 12 лет с 1800-1812 г. Барри спас 40 жизней. Слава о необыкновенной собаке дошла и до наших дней. Однажды Барри принес в монастырь ребенка. Никто не знал, что ребенок попал в беду. Неизвестно как он оказался на перевале, так далеко от жилья. И только старый Барри чувствовал, что ему надо спасти малыша, он успел вовремя, ребенок хоть и потерял сознание, но был жив. Барри лег рядом, стараясь согреть ребенка, долго и упорно лизал ему лицо. И малыш очнулся, но был так слаб, что не мог встать, а только обхватывал собаку за шею. И Б. стал осторожно и медленно тащить его. Старому Барри было очень тяжело. Ребенок понял это и забрался на спину собаке. Так пес и доставил его к людям. А вот так, по всей вероятности, закончилась карьера Барри. Стояла зима 1812 г. Наполеон разбит. Остатки его войск бегут. Один из дезертиров переходил через перевал, голодный и обессиленный упал в расселину. Барри нашел его, когда он уже умирал. Пес раскопал его, лег рядом, пытаясь согреть своим телом, стал лизать лицо. Очнувшись, дезертир испугался, приняв Барри за волка, и решил защищаться. Солдат выхватил нож и вонзил его в тело собаки. Барри пополз, оставляя кровавый след.

Учитель: Бронзовая 1,5 метровая скульптура овчарки установлена в 2003 году в Тольятти, как олицетворение верности и безграничной преданности человеку. 8 лет пес ждал своего хозяина, погибшего в автокатастрофе, на обочине дороги, там, где видел его в последний раз. К другим людям жить не пошел, предпочел смерть от тоски на обочине. И в каждой проезжающей машине надежда: “Это он. Её хозяин”. И в снег, и в дождь он ждал своего хозяина. Люди назвали его Константином (верным). “Пес, который научил нас любви и преданности”. 8 лет стоял одинокий пес, ждущий своего хозяина, напоминая людям о том, что самое ценное в жизни – любовь и преданность, которые заставляют его жить.

Учитель: Нет ни одного животного, который бы мог так любить, ничего не требуя взамен. Факт остаётся фактом. Собака любит нас больше чем мы её. Она в любой момент готова пожертвовать за нас жизнью.

Учитель: А теперь вам предстоит ответить на несколько вопросов. З адание - определить в предложенных интересных фактах верные утверждения.(все утверждения верны)

  • Австралия считается рекордсменом по числу кошек на душу населения - на 10 жителей приходится 9 кошек.
  • В 1947 году была создана международная федерация европейских любителей кошек - ФИФЕ.
  • Самым старым котом считается кот Пусс, который прожил 36 лет.
  • Лучшим охотником считается кот Таузер, за свою жизнь поймавший 28899 мышей (в среднем по 3 штуки в день).
  • Самый тяжёлый домашний кот Химми умер в возрасте 10 лет и 4 месяцев в 1986 году, имея вес 21,3 кг.

Учитель: Кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.

А в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете, и в сумерках.

Учитель: Но вернемся к домашним кошкам. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.

Персидские и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.

Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.

Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке – удовольствие.

Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы – темная "маска" на мордочке и голубые глаза.

Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.

Учитель: По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.

Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.

Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.

Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ''будильником'' может стать для вас кошка.

Учитель: У многих из вас есть домашние животные. Многие относятся к кошкам как к живым игрушкам или предоставляют их самим себе.
Если вы хотите, чтобы ваш питомец был здоровым и красивым, ухаживайте за ним.

Учитель: У кошки всегда должна быть свежая питьевая вода. Из грязного блюдечка животное пить не будет. Помните: молоко не утоляет жажды. Кормить животное следует в одно и тоже время, перекармливать не надо. Если нет никаких патологий у питомца, то рекомендую натуральное питание, к примеру, свежее или вареное говяжье мясо, продукты (сердце, печень, рубец, легкое, почки), крупы (рис, гречка), кисломолочные продукты. Ветеринары не советуют кормить рыбой, кормами, такими как "Вискас", "Китикет", "Фрискас".Не разрешайте кошке попрошайничать или воровать пищу в то время, когда вы едите. Приучите животное лежать в этот момент в уголке или находиться в другой комнате. Не давайте пищу сразу из холодильника. Не следует останавливать кошку, если она ест травку: в траве есть витамины. Кошки должно быть свое место. Пусть оно будет не на полу, а приподнято. Проследите, чтобы не было сквозняков и влаги..
Учитель: А как вы ухаживаете за своей кошкой?

(Рассказы детей, короткое обсуждение)

Учитель: Как мы уже выяснили, собака с давних пор считается верным другом и помощником человека. Без собак не обойтись в милиции, в охране, розыске, на охоте. Есть собаки-артисты и собаки-военные.

Учитель: Иметь собаку – значит взять на себя ответственность за ее жизнь и здоровье.
Если вы любите своего друга, он не окажется среди бездомных собак, не погибнет от голода и холода.Собаки нуждаются в полноценном питании. В собачий корм входит не только мясо, но и крупы в виде каш, творог, овощи.
Щенков кормят 5-6 раз в сутки. Взрослой собаке достаточно 2-хразового питания в определенное время.Шерсть собаки требует ухода. Особенно это касается пород с длинной кудрявой шерстью. Таких собак надо расчесывать специальной щеткой, а также подстригать.
Для собак есть свои мастера-парикмахеры, создающие им прически.Собаки очень любят гулять. И если ваш питомец живет в квартире, постарайтесь выводить его на улицу не реже двух раз в день: утром и вечером.

Учитель: А как вы ухаживаете за своей собакой?

(Рассказы детей, короткое обсуждение)

Урок № 4.

  • Цель: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду

 

Задачи:

  • формировать у учащихся представление о значении леса в жизни природы и людей
  • систематизировать знания учащихся о природе;
  • научить детей работать в группах.

 

Ход Урока.

II. Основная часть урока.

Учитель: Для начала ответьте на вопрос: Для чего люди ходят в лес? Какое значение имеет лес для человека?

(Обсуждение с детыми)

Учитель: Действительно,

Лес – это наше богатство!

Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там. Где лес – всегда чистый воздух.

Лес – это дом для птиц и зверей.

Лес – бережет реки.

Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов.

Учитель:

Однако, с каждым днем, с каждым годом реки и леса все больше нуждаются в защите.Какой вред нанес лесам и рекам человек?

(Ответы детей, обсуждение)

Учитель:

Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?

(Ответы детей, обсуждение)

Учитель:

Не оставлять мусор в лесу.

Не ломать ветки и деревья.

Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Учитель: Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой. Надо ли жалеть цветы, ведь их много, всем хватит. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов.

Ребята, надо ли рвать цветы?

(Ответы детей, обсуждение)

Учитель: Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.

Учитель: А теперь, ребята, ответьте на вопросы:

Сколько погибло бы растений, если каждый из 26 учеников нашего класса сорвал бы всего по 10 цветов?

Почему многие растения не дадут плодов, если ребята будут ловить бабочек и других насекомых?

Если увидел в лесу маленького ежика, можно ли его брать домой?

Если увидел мухомор, надо ли его растоптать?

 

 

Учитель: В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано.

Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения. В лесу растут деревья, кусты, травы. Вы долго гуляли в лесу. Что же делать, если кто-то из вас натер ногу?

(Ответы детей, обсуждение)

Учитель: В лесу своя аптека, которая помогает нам, людям, избавиться от многих болезней. Но особую помощь травы оказывают нам на прогулке, далеко от дома. А вот знаете вы их или нет?

Отгадайте загадку, найдите ответ и покажите его. (работа с гербарием)

1.Как называется этот “ лесной доктор”? (подорожник)

Путника друг-подорожник,
Скромный невзрачный листок, -
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.

2.Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую горсть. Это, конечно же, …?(ягоды)

Если ягоду не знаешь,
Лучше ты ее не рви,
Если ягоду не знаешь,
В рот ее ты не клади.

3.Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет –
Всяк поклон кладет. (земляника)

4. На розу он похож,
Разве что не так хорош,
Но зато его плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)

Учитель: Обобщим то, что знаете о лекарственных растениях. А для этого ответьте на вопросы и отгадайте кроссворд

1) Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты, от ожогов? (мох)

2) Ты поранил ногу в пути. Как облегчить боль? (приложить подорожник)

3) Какая болотная ягода заменяет лимон? (клюква)

5) А эта плоды этого кустарника содержат больше всего витамина С.(шиповник)

4)Самая вкусная ягода в лесу(земляника)

 

 

Учитель: Лекарственные растения – ценное природное богатство, к которому нужно относиться бережно.

Мне хочется вас рассказать некоторые факты, над которыми вы можете подумать дома.

1. Чтобы зацвел ландыш, после того, как семечко попало в землю, надо 10 лет.

2. За последние 100 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц.

3. На одного человека в год приходится 300 кг мусорных отходов.

4. Быстрее всего исчезают крупные животные. Каждые 15 мин исчезает 1 вид.

5. Апельсиновая корка разлагается 6 месяцев, бумага – 3 месяца, а пластиковая бутылка – не разложится никогда. Этот мусор угрожает жизни животных.

Учитель: Ребята, а видели ли вы когда красную книгу?

(Ответы детей)

Учитель: Эта грустная книга с каждым годом становится всё толще. Многих животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке.

Неужели наступит весна без пения птиц, лето – без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.

 

 

Ход урока

II. Основная часть урока.

Учитель: Подсчитано, что ежедневно городской житель расходует около 155 л. воды, а сельский житель – 55 л.Много воды тратится бесполезно. Из плохо закрытого крана капает вода. За час наполняется 0,5 л. емкость. За сутки - 12 литров чистой пресной воды пропадает зря.1/3 населения нашей планеты испытывает недостаток в чистой пресной воде, т. к 96% всей воды на планете – это соленая вода Мирового океана, 4% - пресная вода (ледники, подземные воды, реки, озера, болота). Большая часть пресной воды недоступна человеку – это ледники. В Арабских Эмиратах,богатейшей стране, торгующей нефтью во всем мире, жители остро ощущают нехватку пресной воды. 0,5 литровая бутылка чистой пресной воды стоит 1$, столько же стоят 40 литров бензина.

Нехватка пресной воды заставила человека научиться опреснять морскую воду. Это очень трудоемкая и дорогостоящая работа. Поэтому проблема охраны воды от загрязнения, её экономия стала одной из важнейших для человечества.

Учитель: Интересные факты о воде:

  1. Вода – единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.
  2. Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.
  3. Вода составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы тела взрослого человека.
  4. За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги.
  5. В озерах сосредоточено более 26 тысяч км3 пресных вод.
  6. Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.

Учитель: Большая часть пресной воды используется человеком для орошения засушливых земель. На орошаемых землях выращивают хлопчатник, рис, пшеницу, овощи. Вода на орошение тратиться избыточно. Она растворяет химические удобрения и ядохимикаты, которые человек вносит на поля. Часть ядохимикатов просачивается с водой, загрязняя подземные воды, реки, пруды, озера. Много пресной воды требуется в промышленности.

Учитель: Для производства бумаги, на которой напечатан один учебник, потребовалось 0,5 куб. м воды. Сколько воды потребуется для изготовления 7 учебников (для учебников всех учеников класса)? На 7 учебников потребовалось 3,5 куб. м воды.

Учитель: Вода нужна как на мясокомбинате, для промывки сырья и оборудования, так и на АЭС, для охлаждения атомного реактора. Не всегда сточные воды комбинатов и заводов проходят предварительную очистку. Зачастую, загрязненные воды прямиком сбрасываются в водоемы.

Очистными сооружениями снабжены только крупные заводы, фабрики, канализационные системы. Все мелкие предприятия, сельскохозяйственные фермы, населенные пункты сбрасывают загрязненные воды прямо в реки и другие водоемы.

Учитель: Особую проблему составляет загрязнение воды нефтью и продуктами ее переработки (бензин, солярка, смазочные масла). Вода, смешиваясь с нефтью, образует нефтяную эмульсию. Такая смесь не распадается более ста лет. Озера эмульсии обычно располагаются близь нефтедобывающих скважин. Эмульсия просачивается сквозь водопроницаемые слои земной коры и загрязняет подземные воды.

Учитель: Представьте себя экологами. Продумайте, какие меры по охране воды вы могли бы предложить. Я предлагаю разделиться на группы по 4 человека. Каждая группа после обсуждения должна будет свой проект по охране водоемов.

(Ответы детей, обсуждение)

Учитель: Ребята, мне понравились ваши идеи. Я хочу немного добавить. Водоемы могут и сами себя очищать, только не надо им мешать. Моллюски являются санитарами рек, пропуская через себя воду, они отфильтровывают воду. Мельчайшие растения и животные поступают в пищу, а несъедобные оседают на слое слюды, покрывающем поверхность мантии. В течение последних лет распространены отряды голубых патрулей, которые следят за порядком на водоемах.

Учитель: Загрязнение вод человеком – палка о двух концах. Одним концом человек бьет по природе, другой конец - бьет по человечеству. Огромный вред здоровью человека наносит вода, загрязненная ядохимикатами с полей. Неочищенные стоки населенных пунктов, сельскохозяйственных ферм угрожают распространению опасных инфекционных болезней – гепатита, дизентерии, холеры. В водоемах, где загрязнена вода, гибнет рыба, гибнут животные, гибнет птица, гибнет растительный покров.Вырубка лесов на планете ведет к пересыханию рек и озер. Влажные почвы лесов осушаются, что ведет к нарушению взаимосвязей переувлажненных природных комплексов.

Учитель: Вычислите объем чистой воды, которая бесцельно расходуется при плохо закрытом кране за час и за сутки, если стакан (250 мл) наполняется за минуту? (Ответ: 15 л за 1 час, 360 л за сутки).

(Ответы детей, обсуждение)

Учитель: Мы пришли к выводу, что дома, в школе, во время отдыха, особенно на природе, а в будущем на производстве – необходимо бережно относится к воде и рационально ее использовать.

Определим основные пункты нашей экологической программы:

  1. Вода – бесценный природный дар, необходимый для жизни всего живого на Земле.
  2. Пресной воды на Земле совсем немного (примерно 2% от общей массы).
  3. На предприятиях следует внедрять малоотходные технологии и замкнутые системы водоиспользования, предусматривать уменьшение выбросов в атмосферу, водоемы, на открытее участки почвы, а также строительство очистных сооружений.
  4. Нельзя сливать неочищенные сточные воды промышленных предприятий и животноводческих ферм в закрытые водоемы.
  5. За нарушение водопользования человек несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Учитель: Проблема охраны вод – это международная проблема. Ученые всего мира разрабатывают действенные способы борьбы с загрязнением вод. Строительство очистных сооружений стоит огромных денег, а очищенная вода не всегда пригодна для питья. Нужно предусмотреть, где можно использовать такую воду. Например, эта вода пригодна для технических нужд: её можно использовать в прачечных, в промышленности, для орошения и т.д.В промышленности начаты разработка безводных или маловодных технологий производства

Стоит так же задуматься о том, как сократить бесполезный расход воды. Очень важно экономить питьевую воду. Ведь это может делать каждый из нас.

Ход урока

II. Основная часть урока.

Учитель: Вопрос “Куда деть мусор?” становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.

Для начала мы разделимся на три группы и постараемся ответить на вопросы. Даны предметы: термометр, батарейка, пластиковая бутылка, пищевые отходы. Их надо рассортировать по степени вредности.

(Ответы детей, обсуждение)

Команды получают по три таблички-указателя с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос на слайде высвечиваются три варианта ответа.

Вопросы:

  • Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
  1. Пластмассы (правильный ответ)
  2. стекло
  3. металл
  • Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:
  1. Москвы
  2. Лондона
  3. Нью-Йорка
  • Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:
  1. Производство упаковочных материалов
  2. Переработка мусора
  3. Производство автомобилей
  • Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
  1. Рассортировать
  2. Собрать в одно место
  3. Раскрошить
  • Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
  1. Компостировать
  2. Сжечь при специальных условиях
  3. Переплавить
  • Первоочередная забота при выборе места свалки:
  1. Защита поверхности земли и грунтовых вод
  2. Ограждение места свалки
  3. Укомплектование соответствующей техникой
  • Появление свалок влечет за собой:
  1. Загрязнение почвы
  2. Уродство ландшафта
  3. Изменение климатических условий (температура, влажность)
  • Вредные выбросы оказывают влияние:
  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение
  2. На близлежащие регионы
  3. Даже на территории, удаленные от места, где было загрезнение
  • Самая страшная “добавка” к воде:
  1. Бытовой мусор
  2. Пестициды
  3. Минеральные удобрения
  • Какую страну называют “мусорным ящиком Европы”:
  1. Британию
  2. Россию
  3. Польшу
  • Более половины общего количества отходов в странах Европейского экономического сообщества приходится:
  1. На тяжелую промышленность
  2. На легкую промышленность
  3. На сельское хозяйство
  • Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
  1. Газы
  2. Жидкости
  3. Твердые вещества
  • Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
  1. Их захоронение
  2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса
  3. Повторное использование отходов (рециркуляция)
  • Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
  1. Теплоэнергетика
  2. Нефте- и газопереработка
  3. Автотранспорт
  • Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
  1. 10 лет
  2. 50 лет
  3. 100 лет и более
  • Выброшенную бумагу “съедят невидимки-микробы за:
  1. 1-2 года
  2. 5-8 лет
  3. 20 и более лет

Учитель: Ребята, этой игре вы познакомитесь с наиболее распространенными отходами, возможностью их вторичного использования. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задача команд: попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться как можно скорее. Побеждает команда, которая первой верно назовет отходы.

1. У детей много игрушек сделано из нее.

Она бывает разноцветной, и ее очень



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.014 с.)