Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и методические основы проведения урока физической культуры. Анализ урока.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Требования к уроку. Урок физической культуры обладает особен- ностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педаго- гических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблю- дения ряда требований к его организации и проведению. К основным из них относятся следующие. 1. Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В ходе организации учебной дея- тельности на уроке преподаватель обеспечивает не только овладение двига- тельными умениями и навыками, развитие основных двигательных способно- стей, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействует воспитанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчи- вость, коллективизм и т.д.). Формулировки задач урока, как правило, предель- но конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся, их возраст, физиче- ское развитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыду- щих занятий с последующими и с возможно большей определенностью отра- жают планируемые конечные результаты. Оптимальное количество задач, ре- шаемых на одном уроке, — не более 2—3. 2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использо- ваться лишь с целью индивидуализации обучения. 3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидак- тической цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель или задача не мо- жет быть успешно решена без заранее обдуманного отбора учебного материа- ла с учетом конкретных особенностей темы, с одной стороны, и достигнутого уровня подготовленности, возрастно-половых особенностей учащихся, с дру- гой. 4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждый урок имеет преемственную связь по направленности педагогических задач, содер- жанию учебного материала, объемам и интенсивности нагрузок с последую- щими и предыдущими уроками. 5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы Учеб- ный процесс становится эффективным только при условии учета индивиду- альных особенностей занимающихся и учебного материала. 6. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его органи- зации и проведения. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к заня- тиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности. 7. Обеспечение травмобезопасности урока. Повышенная травмоопас- ность урока физической культуры обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнасти- ческих снарядах, со снарядами и без снарядов. Неправильная организация учебно-воспитательного процесса может привести к различным травмам уча- щихся (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.). Хорошо продуманная организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью (соскоки с гимна- стических снарядов, лазание по канату, метание гранаты и др.), позволяют ис- ключить травмирование на уроках. 8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной дея- тельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оперативное управле- ние деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оцен- ки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся. Структура урока и характеристика его частей. Каждый урок физи- ческой культуры состоит из трех функционально связанных составных ча- стей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организ- ма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодоле- вает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной рабо- тоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняет- ся с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это на- зывается фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основ- ной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называет- ся фазой истощения или утомления, которая соответствует заключительной части урока. 1. Подготовительная часть урока. Основная ее цель — подготовить за- нимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной части решаются следующие методические задачи: — обеспечение первоначальной организации занимающихся и их пси- хического настроя на занятие; — активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся; — обеспечение общей функциональной готовности организма к актив- ной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражне- ний); — обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упраж- нений). Общая продолжительность подготовительной части составляет 10— 20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др. 2. Основная часть урока. Цель основной части — решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, преду- смотренных учебной программой и планом данного урока. В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навы- ков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых способностей, тон- кой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, — в конце. Причем разви- тие специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем развитие общей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока рекомендуется подбирать таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние. Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала преподавателю следует завершать основную часть по- движными играми и игровыми заданиями и упражнениями с включением движений, разученных на уроке. Продолжительность основной части урока зависит от продол- жительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста за- нимающихся и др. В рамках школьного урока физической культуры она обычно длится 25—30 мин. 3. Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока — постепенное снижение функциональной активности организма занимающих- ся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методических задач: — снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж); — регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвиж- ные игры, игровые задания, упражнения на внимание); — подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов дея- тельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее сти- мулирование сознательной активности занимающихся на последующих уро- ках); — сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физи- ческими упражнениями, для подтягивания ≪слабых мест≫. Длительность заключительной части урока 3—5 мин. Постановка задач. Перед каждым уроком обязательно ставятся кон- кретные задачи. В методике физического воспитания все задачи принято де- лить на три группы, исходя из их направленности: образовательные, оздоро- вительные и воспитательные. Педагогические задачи необходимо формулиро- вать, возможно, конкретнее, образовательные же — с указанием уровня овла- дения техникой движения. Образовательные задачи формируют у учащихся знания по физической культуре, умения и навыки выполнять физические упражнения. В теории и практике проведения урока приняты следующие правила по- становки и формулировки задач. При обучении двигательным действиям задачи урока формулируются следующим образом: 1) при ознакомлении с двигательным действием: ≪Ознакомление с тех- никой...≫ (и далее указывается то упражнение или отдельный его элемент, ко- торое осваивается); 2) при разучивании двигательного действия: ≪Разучивание техники вы- полнения...≫; 3) при совершенствовании двигательного действия: ≪Совершен- ствование техники выполнения...≫. Первой на уроке решается задача ознакомления с техникой того или иного двигательного действия, второй — разучивания, третьей — совершен- ствования. Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленно- сти, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм занимающихся. Формулирование оздоровительных задач осуществляется следующим образом: ≪формирование правильной осанки, добиваясь свободного ненапря- женного положения туловища во время ходьбы и бега≫, ≪развитие общей вы- носливости, используя кроссовый бег≫ и т.д. При решении задач развития двигательных способностей рекомен- дуются формулировки с краткой терминологической записью, например: ≪Развитие быстроты движений в беге на короткие дистанции≫, ≪Развитие ско- ростно-силовых способностей при выполнении прыжка в длину с разбега≫ и т.д. Как видно из примеров первое слово формулировки задачи —это ≪разви- тие≫, далее указывается конкретная двигательная способность и затем обяза- тельно то упражнение, с помощью которого решается данная задача. Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности уча- щегося. При решении задач воспитания личности формулировки конкретизиру- ются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и специ- фикой содержания учебного материала, например: ≪Воспитание смелости при соскоке с гимнастического козла≫, ≪Воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дистанции 5 км≫ и т.д. Организационное обеспечение урока. Э ффективности урока физиче- ской культуры определяется не только методикой проведения урока, но и ря- дом организационных условий: рационального использования имеющегося оборудования и инвентаря; применения технических средств обучения; учета специфики места проведения занятия (спортивный зал или пришкольная спортивная площадка, стадион или парк, ровная или пересеченная мест- ность); характера внешней среды и т.д. Организационное обеспечение урока предусматривает: 1) создание санитарно-гигиенических условий; 2) материально-техническое обеспечение; 3) выбор способа (метода) организации деятельности занимающихся на уроке, который позволит наилучшим образом выполнить поставленные зада- чи. Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения урока предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечивающих оздорови- тельный эффект от занятий физическими упражнениями. В связи с этим санитарно-гигиеническое состояние мест занятий долж- но соответствовать установленным нормам (во всяком случае, этого следует добиваться). Так, температура воздуха для спортивного зала поддерживается (наиболее благоприятная) в пределах 14—16 °С. После каждого занятия с классом в школе необходимо проветривать зал в течение всей перемены. Установлено, что вентиляция воздуха в легких че- ловека в покое колеблется в пределах от 4 до 6 л в 1 мин, а при упражнениях высокой интенсивности (бег, спортивные игры и др.) поглощение воздуха ор- ганизмом возрастает в 10 раз и более. Поэтому исключительно важно обеспе- чивать в местах занятий физическими упражнениями должную чистоту воз- духа. Очень большое внимание следует постоянно уделять поддержанию чи- стоты пола зала, гимнастических матов, снарядов, спортивного инвентаря. Следует проводить после каждого урока влажную уборку пола зала, проти- рать мокрой тряпкой гимнастические маты, а капитальную уборку — мытье пола, обтирание снарядов, инвентаря (сначала влажным способом, а затем су- хой тряпкой) производить обязательно после окончания всех занятий в зале. Несоблюдение этих важных санитарно-гигиенических требований при- водит к большому скоплению пыли в помещении. Занятия в таких условиях наносят большой вред здоровью, так как в легкие поступает пыльный воздух. Кроме того, в неубранном зале загрязняются тела и спортивная одежда зани- мающихся. Материально-техническое обеспечение урока предусматривает обеспе- чение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности урока. За последние годы по инициативе многих учителей физической культу- ры школьные спортивные залы и площадки оснащаются нестандартным (многопропускным) оборудованием, различными устройствами и тренажера- ми. Использование такого оборудования значительно повышает плотность за- нятий, вызывает повышенный интерес учащихся, создает широкие возможно- сти для применения наиболее эффективных организационно-методических форм урока и в конечном счете во многом способствует результативности за- нятий. Методы организации деятельности занимающихся на уроке. В практике физического воспитания применяются следующие методы организа- ции занимающихся на уроке. 1. Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг). Этот метод широко используется во всех частях урока, но преимущественно в подготовительной и заключитель- ной. Однако нужно стремиться как можно больше использовать фронтальный метод и в основной части. При этом обеспечивается высокая моторная плот- ность (можно успеть больше сделать за счет увеличения времени непосред- ственно на двигательную деятельность обучающихся), что очень существен- но. Фронтальный метод успешно применяется при управлении однородной деятельностью занимающихся, не требующей страховки, например — при ра- зучивании и совершенствовании техники выполнения высокого и низкого старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акробатических упражнений (кувырков, перекатов и др.), при отработке технических приемов игры в волейбол в парах (передача мяча и др.). Важным требованием является такое расположение занимающихся, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавателя, а он, в свою оче- редь, — учеников. 2. Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделение занимающих- ся на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности и других признаков (например, по ростовесо- вым показателям на уроках баскетбола, борьбы). Этот метод используется преимущественно в средних и старших классах. Но его применение требует специальной подготовки помощников учителя из числа наиболее под- готовленных учеников и их заблаговременного инструктирования по учебно- му материалу предстоящего урока. 3. Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся пред- лагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно. Как правило, индивидуальные задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного состава класса по своей подготов- ленности, особенностям и способностям, а иногда по состоянию здоровья. Метод широко применяется в спортивных играх и преимущественно в стар- ших классах. 4. Круговой метод предусматривает последовательное выполнение за- нимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных местах (≪станциях≫), как правило, расположенных по кругу зала или спортив- ной площадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений (≪станций≫). На каждой ≪станции≫ выполняется один вид упражнений или двигательных действий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие двигательных способностей и повышение функциональных возмож- ностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с опре- деленным интервалом отдыха между ≪станциями≫. Метод применяется в средних и старших классах. Содержательная сторона урока определяется программой по физиче- скому воспитанию, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы. Она составлена таким образом, чтобы учащиеся усвоили ее разделы на уроках за установленное количество часов (68 ч в учебном году). Педагогическое построение урока определяет физиологическая законо- мерность, связанная с фазовым изменением работоспособности при выполне- нии физической (мышечной) работы. Эта закономерность обусловливает вы- деление в структуре урока трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. В содержание подготовительной части входят: 1) начальная организация занимающихся (построение, сообщение задач урока, строевые упражнения, упражнения на внимание); 2) различные варианты ходьбы, бега; 3) общеразвивающие и подготовительные упражнения (выполняемые на месте, в движении, без предметов, с предметами). При составлении комплекса упражнений для подготовительной части урока следует помнить, что подбор упражнений и их чередование зависят от задач, для решения которых составляется комплекс, а также от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся. В комплекс следует вклю- чать доступные занимающимся упражнения для всех групп мышц. Как правило, упражнения выполняются на счет 2, 4 и 8: а) после предварительного показа и объяснения преподавателя; б) одновременно с показом и объяснением преподавателя; в) только по показу; г) только по объяснению. Число упражнений в комплексе обычно не превышает 8—10. При проведении общеразвивающих упражнений для активизации вни- мания занимающихся и повышения их эмоционального состояния рекоменду- ется использовать: 1) хлопки руками; 2) выполнение упражнений с закрытыми глазами; 3) выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений (поз) на счет до 5—7; 4) выполнение упражнений в различном темпе; 5) выполнение упражнений с постепенным увеличением амплитуды движения; 6) выполнение одного и того же упражнения из различных исходных положений. При выполнении упражнений рекомендуется ставить перед занимаю- щимися конкретное задание. Например, во время наклона вперед коснуться пола всей ладонью или при выполнении поворота туловища направо из стой- ки ноги врозь правой рукой коснуться левой пятки, и наоборот. Для повышения интереса занимающихся к выполнению общеразвиваю- щих упражнений и более успешного решения задач подготовительной части урока рекомендуется применять разнообразные способы проведения этих упражнений. 1. Раздельный способ характеризуется тем, что после выполнения каж- дого упражнения комплекса делается пауза. При этом способе занимающиеся точнее выполняют движения, преподавателю легче их контролировать. 2. Поточный способ заключается в том, что весь комплекс упражнений выполняется непрерывно, без остановок, причем конечное положение преды- дущего упражнения является исходным для последующего. 3. Выполнение упражнений в парах. 4. Выполнение упражнений с предметами (гимнастическими палками, скакалками, набивными мячами, с гимнастической скамейкой, на гимнастиче- ской стенке и т.д.). 5. Выполнение упражнений в движении. Для успешного решения задач подготовительной части урока препода- вателю необходимо: — правильно выбирать место для показа упражнений; — в нужном темпе и удобном для просмотра ракурсе показывать упражнения; — кратко и точно называть показываемые упражнения; — правильно, своевременно и достаточно громко подавать команды; — помогать учащимся зеркальным показом, осуществлять подсказки и подсчеты; — добиваться точного и синхронного выполнения упражнений; — исправлять по ходу выполнения упражнений ошибки, допущенные учащимися. При проведении подготовительной части урока преподавателю необхо- димо так подобрать упражнения, чтобы они: — начинались из разных исходных положений (различных стоек, седов, положений лежа, упоров и положений рук); — имели разную направленность, кинематические и динамические ха- рактеристики (различные группы мышц, направления, амплитуду, темп и ха- рактер выполнения); — содержали в одном цикле от двух до восьми движений. В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочеред- ным воздействием на основные группы мышц и постепенным возрастанием нагрузки. Рекомендуется такой порядок выполнения общеразвивающих упражне- ний: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражнения для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на рас- слабление. В содержание основной части урока входят: 1) разучивание новых двигательных действий; 2) закрепление и совершенствование усвоенных ранее двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного харак- тера; 3) развитие двигательных способностей; 4) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств; 5) формирование специальных знаний. В процессе обучения двигательным действиям преподавателю следует: — избегать однообразия в манере ведения урока, в подборе средств и методов обучения; — использовать разнообразные методы оценки: одобрение, поощрение, замечание, порицание. При этом необходимо соблюдать справедливость и объективность, чувство меры и такта; — индивидуально исправлять ошибки, указывая причину их возникно- вения, и придерживаться требований: учить всех и отдельно каждого; — формировать у учащихся умения самостоятельного выполнения фи- зических упражнений. Для становления навыков в процессе обучения необходимо выполнять правильные движения с повторением не менее 8 — 10 раз, а при закреплении уже изученного движения — в пределах 20—30 раз. Многократное повторение упражнений, необходимое для создания прочных навыков, нередко вызывает у учащихся утомление, потерю интереса к выполнению двигательного действия. Это состояние является естественной реакцией организма на однообразный характер учебно-практической деятель- ности. Включение в урок физической культуры подвижных игр, игровых за- даний и упражнений, использование игрового метода активизируют вни- мание, повышают эмоциональное состояние учащихся и заинтересованность. Однако необходимо помнить, что игра выступает как вспомогательный, дополнительный метод. Она используется лишь тогда, когда движение доста- точно хорошо освоено и внимание учащихся сосредоточивается не столько на двигательном акте, сколько на результате действия, условии и ситуации, в ко- торых оно выполняется. Подвижная игра выступает как метод закрепления и совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмоциональном со- стоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях. Последовательность применения игр на уроках физической культуры планируется заранее. Выбор игры зависит главным образом от тех педагоги- ческих задач, которые ставятся перед уроком. Немаловажное значение имеет подготовленность класса (физическая и техническая). Необходимо четко знать, что занимающиеся могут и что еще не в их силах сделать. Подбор игр зависит также и от того, где проводится игра (в спортивном зале, на открытой площадке, стадионе), от наличия соответствующего инвентаря и оборудова- ния. Включая в игры тот или иной элемент двигательного действия, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Не следует, к примеру, в игре закреплять движения с максимальными усилиями, если это не проделывалось на уроке при формировании навыка. Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. При подведении итогов важно учи- тывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. В младшем школьном возрасте на этапе разучивания упражнений на уроке следует применять соревновательный метод обучения, предусматрива- ющий использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Объектом соревновательной деятельности являются показатели каче- ства выполнения элементов или целостных двигательных действий (≪кто пра- вильнее?≫, ≪кто точнее?≫ и т.п.). Для того чтобы занимающиеся могли освоить предлагаемый материал урока (выполнить соответствующие действия), преподаватель осуществляет множество действий: объясняет, показывает, наблюдает, анализирует, оцени- вает работу учащихся и т.д. Процесс освоения занимающимися учебного ма- териала также строится через выполнение ими различных действий: восприя- тие сведений, усвоение элементов, осуществление повторных, но уже скор- ректированных действий, совершенствование действий и т.д. Ни один урок не рекомендуется проводить без включения в него специ- альных упражнений, способствующих развитию тех или иных двигательных способностей. При выборе упражнений, важно придерживаться следующих рекомендаций: 1. Для достижения лучших результатов в развитии у школьников бы- строты следует включать в уроки упражнения по мгновенному реагированию на различные сигналы, преодолению коротких расстояний за минимальное время. Кроме того, необходимо подбирать упражнения, вызывающие бы- стрые перемещения, скорость действий, частоту движений. Такими упражне- ниями являются старты из различных исходных положений, бег на короткие дистанции, челночный бег, прыжки через скакалку, а также подвижные и спортивные игры, встречные эстафеты и т.д. Такие упражнения (за исключе- нием игр и эстафет) лучше применять в начале основной части урока, когда организм еще не утомлен. Проявлению максимума скоростных возможностей содействуют со- ревновательные и игровые приемы выполнения упражнений. 2. Для развития силы типичными являются упражнения общеразвиваю- щего характера без предметов и с предметами (лазание по вертикальному ка- нату, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения на гимнастических снарядах, использование гантелей, тренажеров, различные виды единоборств и т.д.). 3. Выносливость надо развивать на каждом уроке, применяя специаль- ные упражнения и увеличивая плотность и интенсивность занятий. Особенно эффективны бег на средние дистанции, кроссы, бег на лыжах, подвижные игры (≪Ручей≫, ≪Кросс по кругу≫ ≪Бег с выбыванием≫, ≪Смена лидеров≫ и др.) и спортивные игры. В младших классах в основном применяется бег в медленном, равномерном темпе, т.е. бег со скоростью 2— м/с, а также рав- номерный бег в сочетании с ходьбой и комплексами общеразвивающих упражнений. В средних и старших классах применяется равномерный бег продолжительностью 8—5 мин, повторный бег на отрезках 200—00 м и др. В основной части занятия упражнения на выносливость всегда следует выполнять последними. 4. Развитию координации движений способствуют подвижные и спор- тивные игры, акробатические упражнения, полосы препятствий, эстафеты с предметами и различные упражнения с использованием нестандартного обо- рудования и др. 5. Для развития вестибулярной устойчивости надо чаще применять упражнения на равновесие. Специфика предмета ≪Физическая культура≫ помогает преподавателю успешно воспитывать на уроках и личностные качества учащихся. Для того чтобы достигнуть наибольшего эффекта в воспитании нравственности, необ- ходимо применять на каждом уроке различные средства воспитывающего ха- рактера. К их числу относятся: подбор заданий, содействующих сплочению коллектива учащихся; организация совместных действий, взаимопомощь, вза- имовыручка; поощрение положительных и порицание отрицательных поступ- ков, совершаемых учениками на уроке, и др. Для воспитания личностных ка- честв надо ставить перед учащимися трудные, но посильные задачи, стимули- ровать достижение цели. Так, для воспитания смелости и настойчивости мож- но использовать упражнения, связанные с преодолением нерешительности и страха перед выполнением, например, опорных прыжков, упражнений на гимнастических снарядах и др. В содержание заключительной части урока, как правило, входят: упражнения, способствующие снижению возбуждения (различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа, упражнения на дыхание и расслабление мышц); упражнения, способствующие регулированию эмоцио- нального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания и упражнения на внимание); мероприятия по подведению итогов урока с оцен- кой преподавателем результатов деятельности занимающихся; сообщение за- дания на дом (для всего класса или отдельным ученикам). Дозирование физических нагрузок на уроке. Физическая нагрузка — это определенная мера влияния физических упражнений на организм занима- ющихся. Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая пара- метрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго ре- гламентировать ее объем и интенсивность. Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражем преодоленного расстояния (ди- станции) и другими показателями. Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движе- ний, ускорения, частоты сердечных сокращений и др. Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот. По характеру мы- шечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными. Действием нагрузки является реакция организма на выполненную рабо- ту. Ее показатели — частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся. Градация внешних признаков по степени утомления при физических нагрузках представлена ниже, в таблице 3.6. Все указанные выше показатели в различной степени и различных от- ношениях отражают величину воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, что позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия. Анализ урока. О качестве урока судят, прежде всего, по выполнению поставленных задач. Однако этого недостаточно для того, чтобы делать выво- ды о деятельности преподавателя, необходим более глубокий анализ прове- денного урока, который позволил бы внести необходимые коррективы педа- гогический процесс. Качественный анализ урока возможен только при тщательном опера- тивно-текущем контроле происходящего в процессе урока. Трудности возни- кают из-за сложности педагогического процесса, недостаточной технической оснащенности автоматическими средствами получения необходимой инфор- мации. Наиболее распространенный способ регистрации данных заключается в составлении хронокарты урока (протокола хронометрирования). Обработка материалов хронокарты позволяет определить двигатель- ную (моторную) и общую плотность урока. В процессе хронометрирования учитываются затраты времени на раз- личные действия и на этой основе определяется плотность занятия и степень рационального использования времени. Общая плотность урока – это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока. 45. Особенности методики занятий со студентами в различных учебных отделениях. Значение и задачи физического воспитания студентов Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязатель- ным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Целью физического воспитания студентов средних и высших учебных заведений является формирование физической культуры будущего ква- лифицированного специалиста. Задачи физического воспитания: ♦ формирование знаний о роли физической культуры в развитии лично- сти, в подготовке ее к профессиональной деятельности; ♦ освоение научно-практических основ физической культуры и здо- рового стиля жизни; ♦ формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями; ♦ овладение системой практических умений и навыков, обеспечива- ющих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических спо- собностей; ♦ обеспечение професс
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.170 (0.02 с.) |