Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методические основы проведения урока физической культуры. Анализ урока.

Поиск

Требования к уроку. Урок физической культуры обладает особен-

ностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных

классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педаго-

гических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных

уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблю-

дения ряда требований к его организации и проведению. К основным из них

относятся следующие.

1. Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные,

образовательные и воспитательные задачи. В ходе организации учебной дея-

тельности на уроке преподаватель обеспечивает не только овладение двига-

тельными умениями и навыками, развитие основных двигательных способно-

стей, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и

содействует воспитанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчи-

вость, коллективизм и т.д.). Формулировки задач урока, как правило, предель-

но конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся, их возраст, физиче-

ское развитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыду-

щих занятий с последующими и с возможно большей определенностью отра-

жают планируемые конечные результаты. Оптимальное количество задач, ре-

шаемых на одном уроке, — не более 2—3.

2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и

характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использо-

ваться лишь с целью индивидуализации обучения.

3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидак-

тической цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель или задача не мо-

жет быть успешно решена без заранее обдуманного отбора учебного материа-

ла с учетом конкретных особенностей темы, с одной стороны, и достигнутого

уровня подготовленности, возрастно-половых особенностей учащихся, с дру-

гой.

4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждый урок

имеет преемственную связь по направленности педагогических задач, содер-

жанию учебного материала, объемам и интенсивности нагрузок с последую-

щими и предыдущими уроками.

5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы Учеб-

ный процесс становится эффективным только при условии учета индивиду-

альных особенностей занимающихся и учебного материала.

6. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его органи-

зации и проведения. Разнообразие содержания, методики и процессуального

обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к заня-

тиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.

7. Обеспечение травмобезопасности урока. Повышенная травмоопас-

ность урока физической культуры обусловлена тем, что его специфическим

содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнасти-

ческих снарядах, со снарядами и без снарядов. Неправильная организация

учебно-воспитательного процесса может привести к различным травмам уча-

щихся (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.). Хорошо продуманная

организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание,

уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью (соскоки с гимна-

стических снарядов, лазание по канату, метание гранаты и др.), позволяют ис-

ключить травмирование на уроках.

8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной дея-

тельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оперативное управле-

ние деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оцен-

ки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом

субъективных ощущений занимающихся.

Структура урока и характеристика его частей. Каждый урок физи-

ческой культуры состоит из трех функционально связанных составных ча-

стей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность

этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организ-

ма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодоле-

вает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной рабо-

тоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания,

которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый

уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняет-

ся с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это на-

зывается фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основ-

ной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих

органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и

др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называет-

ся фазой истощения или утомления, которая соответствует заключительной

части урока.

1. Подготовительная часть урока. Основная ее цель — подготовить за-

нимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из

этого в подготовительной части решаются следующие методические задачи:

— обеспечение первоначальной организации занимающихся и их пси-

хического настроя на занятие;

— активирование внимания и повышение эмоционального состояния

занимающихся;

— обеспечение общей функциональной готовности организма к актив-

ной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражне-

ний);

— обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений

основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упраж-

нений). Общая продолжительность подготовительной части составляет 10—

20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида

учебного материала, температуры окружающей среды и др.

2. Основная часть урока. Цель основной части — решение наиболее

значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, преду-

смотренных учебной программой и планом данного урока.

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия

или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навы-

ков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения,

требующие проявления скоростных, скоростно-силовых способностей, тон-

кой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а

упражнения, связанные с силой и выносливостью, — в конце. Причем разви-

тие специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется

раньше, чем развитие общей выносливости. Состав всех упражнений в

основной части урока рекомендуется подбирать таким, чтобы они оказывали

разностороннее влияние.

Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного

на уроке материала преподавателю следует завершать основную часть по-

движными играми и игровыми заданиями и упражнениями с включением

движений, разученных на уроке.

Продолжительность основной части урока зависит от продол-

жительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста за-

нимающихся и др. В рамках школьного урока физической культуры она

обычно длится 25—30 мин.

3. Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока —

постепенное снижение функциональной активности организма занимающих-

ся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с

этой целью решается ряд методических задач:

— снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения

отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в

глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж);

— регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвиж-

ные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

— подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов дея-

тельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее сти-

мулирование сознательной активности занимающихся на последующих уро-

ках);

— сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физи-

ческими упражнениями, для подтягивания ≪слабых мест≫.

Длительность заключительной части урока 3—5 мин.

Постановка задач. Перед каждым уроком обязательно ставятся кон-

кретные задачи. В методике физического воспитания все задачи принято де-

лить на три группы, исходя из их направленности: образовательные, оздоро-

вительные и воспитательные. Педагогические задачи необходимо формулиро-

вать, возможно, конкретнее, образовательные же — с указанием уровня овла-

дения техникой движения.

Образовательные задачи формируют у учащихся знания по физической

культуре, умения и навыки выполнять физические упражнения.

В теории и практике проведения урока приняты следующие правила по-

становки и формулировки задач.

При обучении двигательным действиям задачи урока формулируются

следующим образом:

1) при ознакомлении с двигательным действием: ≪Ознакомление с тех-

никой...≫ (и далее указывается то упражнение или отдельный его элемент, ко-

торое осваивается);

2) при разучивании двигательного действия: ≪Разучивание техники вы-

полнения...≫;

3) при совершенствовании двигательного действия: ≪Совершен-

ствование техники выполнения...≫.

Первой на уроке решается задача ознакомления с техникой того или

иного двигательного действия, второй — разучивания, третьей — совершен-

ствования.

Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в

определенном возрасте физического развития и физической подготовленно-

сти, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для

оздоровительного влияния упражнений на организм занимающихся.

Формулирование оздоровительных задач осуществляется следующим

образом: ≪формирование правильной осанки, добиваясь свободного ненапря-

женного положения туловища во время ходьбы и бега≫, ≪развитие общей вы-

носливости, используя кроссовый бег≫ и т.д.

При решении задач развития двигательных способностей рекомен-

дуются формулировки с краткой терминологической записью, например:

≪Развитие быстроты движений в беге на короткие дистанции≫, ≪Развитие ско-

ростно-силовых способностей при выполнении прыжка в длину с разбега≫ и

т.д. Как видно из примеров первое слово формулировки задачи —это ≪разви-

тие≫, далее указывается конкретная двигательная способность и затем обяза-

тельно то упражнение, с помощью которого решается данная задача.

Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий

физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности уча-

щегося.

При решении задач воспитания личности формулировки конкретизиру-

ются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и специ-

фикой содержания учебного материала, например: ≪Воспитание смелости при

соскоке с гимнастического козла≫, ≪Воспитание чувства выдержки в лыжных

гонках на дистанции 5 км≫ и т.д.

Организационное обеспечение урока. Э ффективности урока физиче-

ской культуры определяется не только методикой проведения урока, но и ря-

дом организационных условий: рационального использования имеющегося

оборудования и инвентаря; применения технических средств обучения; учета

специфики места проведения занятия (спортивный зал или пришкольная

спортивная площадка, стадион или парк, ровная или пересеченная мест-

ность); характера внешней среды и т.д.

Организационное обеспечение урока предусматривает:

1) создание санитарно-гигиенических условий;

2) материально-техническое обеспечение;

3) выбор способа (метода) организации деятельности занимающихся на

уроке, который позволит наилучшим образом выполнить поставленные зада-

чи.

Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения урока

предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечивающих оздорови-

тельный эффект от занятий физическими упражнениями.

В связи с этим санитарно-гигиеническое состояние мест занятий долж-

но соответствовать установленным нормам (во всяком случае, этого следует

добиваться). Так, температура воздуха для спортивного зала поддерживается

(наиболее благоприятная) в пределах 14—16 °С.

После каждого занятия с классом в школе необходимо проветривать зал

в течение всей перемены. Установлено, что вентиляция воздуха в легких че-

ловека в покое колеблется в пределах от 4 до 6 л в 1 мин, а при упражнениях

высокой интенсивности (бег, спортивные игры и др.) поглощение воздуха ор-

ганизмом возрастает в 10 раз и более. Поэтому исключительно важно обеспе-

чивать в местах занятий физическими упражнениями должную чистоту воз-

духа.

Очень большое внимание следует постоянно уделять поддержанию чи-

стоты пола зала, гимнастических матов, снарядов, спортивного инвентаря.

Следует проводить после каждого урока влажную уборку пола зала, проти-

рать мокрой тряпкой гимнастические маты, а капитальную уборку — мытье

пола, обтирание снарядов, инвентаря (сначала влажным способом, а затем су-

хой тряпкой) производить обязательно после окончания всех занятий в зале.

Несоблюдение этих важных санитарно-гигиенических требований при-

водит к большому скоплению пыли в помещении. Занятия в таких условиях

наносят большой вред здоровью, так как в легкие поступает пыльный воздух.

Кроме того, в неубранном зале загрязняются тела и спортивная одежда зани-

мающихся.

Материально-техническое обеспечение урока предусматривает обеспе-

чение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования,

инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы

полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности

урока.

За последние годы по инициативе многих учителей физической культу-

ры школьные спортивные залы и площадки оснащаются нестандартным

(многопропускным) оборудованием, различными устройствами и тренажера-

ми. Использование такого оборудования значительно повышает плотность за-

нятий, вызывает повышенный интерес учащихся, создает широкие возможно-

сти для применения наиболее эффективных организационно-методических

форм урока и в конечном счете во многом способствует результативности за-

нятий.

Методы организации деятельности занимающихся на уроке. В

практике физического воспитания применяются следующие методы организа-

ции занимающихся на уроке.

1. Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом

класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в

колоннах, нескольких шеренгах, в круг). Этот метод широко используется во

всех частях урока, но преимущественно в подготовительной и заключитель-

ной. Однако нужно стремиться как можно больше использовать фронтальный

метод и в основной части. При этом обеспечивается высокая моторная плот-

ность (можно успеть больше сделать за счет увеличения времени непосред-

ственно на двигательную деятельность обучающихся), что очень существен-

но.

Фронтальный метод успешно применяется при управлении однородной

деятельностью занимающихся, не требующей страховки, например — при ра-

зучивании и совершенствовании техники выполнения высокого и низкого

старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акробатических

упражнений (кувырков, перекатов и др.), при отработке технических приемов

игры в волейбол в парах (передача мяча и др.).

Важным требованием является такое расположение занимающихся,

чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавателя, а он, в свою оче-

редь, — учеников.

2. Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в

нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделение занимающих-

ся на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом

пола, уровня подготовленности и других признаков (например, по ростовесо-

вым показателям на уроках баскетбола, борьбы). Этот метод используется

преимущественно в средних и старших классах. Но его применение требует

специальной подготовки помощников учителя из числа наиболее под-

готовленных учеников и их заблаговременного инструктирования по учебно-

му материалу предстоящего урока.

3. Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся пред-

лагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно.

Как правило, индивидуальные задания предназначены для занимающихся,

значительно отличающихся от основного состава класса по своей подготов-

ленности, особенностям и способностям, а иногда по состоянию здоровья.

Метод широко применяется в спортивных играх и преимущественно в стар-

ших классах.

4. Круговой метод предусматривает последовательное выполнение за-

нимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных

местах (≪станциях≫), как правило, расположенных по кругу зала или спортив-

ной площадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений

(≪станций≫). На каждой ≪станции≫ выполняется один вид упражнений или

двигательных действий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное

развитие двигательных способностей и повышение функциональных возмож-

ностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с опре-

деленным интервалом отдыха между ≪станциями≫. Метод применяется в

средних и старших классах.

Содержательная сторона урока определяется программой по физиче-

скому воспитанию, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы,

требования и нормативы. Она составлена таким образом, чтобы учащиеся

усвоили ее разделы на уроках за установленное количество часов (68 ч в

учебном году).

Педагогическое построение урока определяет физиологическая законо-

мерность, связанная с фазовым изменением работоспособности при выполне-

нии физической (мышечной) работы. Эта закономерность обусловливает вы-

деление в структуре урока трех функционально связанных составных частей:

подготовительной, основной, заключительной.

В содержание подготовительной части входят:

1) начальная организация занимающихся (построение, сообщение задач

урока, строевые упражнения, упражнения на внимание);

2) различные варианты ходьбы, бега;

3) общеразвивающие и подготовительные упражнения (выполняемые

на месте, в движении, без предметов, с предметами).

При составлении комплекса упражнений для подготовительной части

урока следует помнить, что подбор упражнений и их чередование зависят от

задач, для решения которых составляется комплекс, а также от пола, возраста

и физической подготовленности занимающихся. В комплекс следует вклю-

чать доступные занимающимся упражнения для всех групп мышц.

Как правило, упражнения выполняются на счет 2, 4 и 8:

а) после предварительного показа и объяснения преподавателя;

б) одновременно с показом и объяснением преподавателя;

в) только по показу;

г) только по объяснению.

Число упражнений в комплексе обычно не превышает 8—10.

При проведении общеразвивающих упражнений для активизации вни-

мания занимающихся и повышения их эмоционального состояния рекоменду-

ется использовать:

1) хлопки руками;

2) выполнение упражнений с закрытыми глазами;

3) выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений (поз) на

счет до 5—7;

4) выполнение упражнений в различном темпе;

5) выполнение упражнений с постепенным увеличением амплитуды

движения;

6) выполнение одного и того же упражнения из различных исходных

положений.

При выполнении упражнений рекомендуется ставить перед занимаю-

щимися конкретное задание. Например, во время наклона вперед коснуться

пола всей ладонью или при выполнении поворота туловища направо из стой-

ки ноги врозь правой рукой коснуться левой пятки, и наоборот.

Для повышения интереса занимающихся к выполнению общеразвиваю-

щих упражнений и более успешного решения задач подготовительной части

урока рекомендуется применять разнообразные способы проведения этих

упражнений.

1. Раздельный способ характеризуется тем, что после выполнения каж-

дого упражнения комплекса делается пауза. При этом способе занимающиеся

точнее выполняют движения, преподавателю легче их контролировать.

2. Поточный способ заключается в том, что весь комплекс упражнений

выполняется непрерывно, без остановок, причем конечное положение преды-

дущего упражнения является исходным для последующего.

3. Выполнение упражнений в парах.

4. Выполнение упражнений с предметами (гимнастическими палками,

скакалками, набивными мячами, с гимнастической скамейкой, на гимнастиче-

ской стенке и т.д.).

5. Выполнение упражнений в движении.

Для успешного решения задач подготовительной части урока препода-

вателю необходимо:

— правильно выбирать место для показа упражнений;

— в нужном темпе и удобном для просмотра ракурсе показывать

упражнения;

— кратко и точно называть показываемые упражнения;

— правильно, своевременно и достаточно громко подавать команды;

— помогать учащимся зеркальным показом, осуществлять подсказки и

подсчеты;

— добиваться точного и синхронного выполнения упражнений;

— исправлять по ходу выполнения упражнений ошибки, допущенные

учащимися.

При проведении подготовительной части урока преподавателю необхо-

димо так подобрать упражнения, чтобы они:

— начинались из разных исходных положений (различных стоек, седов,

положений лежа, упоров и положений рук);

— имели разную направленность, кинематические и динамические ха-

рактеристики (различные группы мышц, направления, амплитуду, темп и ха-

рактер выполнения);

— содержали в одном цикле от двух до восьми движений.

В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочеред-

ным воздействием на основные группы мышц и постепенным возрастанием

нагрузки.

Рекомендуется такой порядок выполнения общеразвивающих упражне-

ний: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражнения для туловища,

упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на рас-

слабление.

В содержание основной части урока входят:

1) разучивание новых двигательных действий;

2) закрепление и совершенствование усвоенных ранее двигательных

умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного харак-

тера;

3) развитие двигательных способностей;

4) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств;

5) формирование специальных знаний.

В процессе обучения двигательным действиям преподавателю следует:

— избегать однообразия в манере ведения урока, в подборе средств и

методов обучения;

— использовать разнообразные методы оценки: одобрение, поощрение,

замечание, порицание. При этом необходимо соблюдать справедливость и

объективность, чувство меры и такта;

— индивидуально исправлять ошибки, указывая причину их возникно-

вения, и придерживаться требований: учить всех и отдельно каждого;

— формировать у учащихся умения самостоятельного выполнения фи-

зических упражнений.

Для становления навыков в процессе обучения необходимо выполнять

правильные движения с повторением не менее 8 — 10 раз, а при закреплении

уже изученного движения — в пределах 20—30 раз.

Многократное повторение упражнений, необходимое для создания

прочных навыков, нередко вызывает у учащихся утомление, потерю интереса

к выполнению двигательного действия. Это состояние является естественной

реакцией организма на однообразный характер учебно-практической деятель-

ности. Включение в урок физической культуры подвижных игр, игровых за-

даний и упражнений, использование игрового метода активизируют вни-

мание, повышают эмоциональное состояние учащихся и заинтересованность.

Однако необходимо помнить, что игра выступает как вспомогательный,

дополнительный метод. Она используется лишь тогда, когда движение доста-

точно хорошо освоено и внимание учащихся сосредоточивается не столько на

двигательном акте, сколько на результате действия, условии и ситуации, в ко-

торых оно выполняется. Подвижная игра выступает как метод закрепления и

совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмоциональном со-

стоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях.

Последовательность применения игр на уроках физической культуры

планируется заранее. Выбор игры зависит главным образом от тех педагоги-

ческих задач, которые ставятся перед уроком. Немаловажное значение имеет

подготовленность класса (физическая и техническая). Необходимо четко

знать, что занимающиеся могут и что еще не в их силах сделать. Подбор игр

зависит также и от того, где проводится игра (в спортивном зале, на открытой

площадке, стадионе), от наличия соответствующего инвентаря и оборудова-

ния.

Включая в игры тот или иной элемент двигательного действия, важно

следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Не

следует, к примеру, в игре закреплять движения с максимальными усилиями,

если это не проделывалось на уроке при формировании навыка.

Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий

имеют большое воспитательное значение. При подведении итогов важно учи-

тывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий.

В младшем школьном возрасте на этапе разучивания упражнений на

уроке следует применять соревновательный метод обучения, предусматрива-

ющий использование соревновательного начала в качестве подчиненного

цели обучения.

Объектом соревновательной деятельности являются показатели каче-

ства выполнения элементов или целостных двигательных действий (≪кто пра-

вильнее?≫, ≪кто точнее?≫ и т.п.).

Для того чтобы занимающиеся могли освоить предлагаемый материал

урока (выполнить соответствующие действия), преподаватель осуществляет

множество действий: объясняет, показывает, наблюдает, анализирует, оцени-

вает работу учащихся и т.д. Процесс освоения занимающимися учебного ма-

териала также строится через выполнение ими различных действий: восприя-

тие сведений, усвоение элементов, осуществление повторных, но уже скор-

ректированных действий, совершенствование действий и т.д.

Ни один урок не рекомендуется проводить без включения в него специ-

альных упражнений, способствующих развитию тех или иных двигательных

способностей. При выборе упражнений, важно придерживаться следующих

рекомендаций:

1. Для достижения лучших результатов в развитии у школьников бы-

строты следует включать в уроки упражнения по мгновенному реагированию

на различные сигналы, преодолению коротких расстояний за минимальное

время. Кроме того, необходимо подбирать упражнения, вызывающие бы-

стрые перемещения, скорость действий, частоту движений. Такими упражне-

ниями являются старты из различных исходных положений, бег на короткие

дистанции, челночный бег, прыжки через скакалку, а также подвижные и

спортивные игры, встречные эстафеты и т.д. Такие упражнения (за исключе-

нием игр и эстафет) лучше применять в начале основной части урока, когда

организм еще не утомлен.

Проявлению максимума скоростных возможностей содействуют со-

ревновательные и игровые приемы выполнения упражнений.

2. Для развития силы типичными являются упражнения общеразвиваю-

щего характера без предметов и с предметами (лазание по вертикальному ка-

нату, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения на

гимнастических снарядах, использование гантелей, тренажеров, различные

виды единоборств и т.д.).

3. Выносливость надо развивать на каждом уроке, применяя специаль-

ные упражнения и увеличивая плотность и интенсивность занятий. Особенно

эффективны бег на средние дистанции, кроссы, бег на лыжах, подвижные

игры (≪Ручей≫, ≪Кросс по кругу≫ ≪Бег с выбыванием≫, ≪Смена лидеров≫ и

др.) и спортивные игры. В младших классах в основном применяется бег в

медленном, равномерном темпе, т.е. бег со скоростью 2— м/с, а также рав-

номерный бег в сочетании с ходьбой и комплексами общеразвивающих

упражнений. В средних и старших классах применяется равномерный бег

продолжительностью 8—5 мин, повторный бег на отрезках 200—00 м и др.

В основной части занятия упражнения на выносливость всегда следует

выполнять последними.

4. Развитию координации движений способствуют подвижные и спор-

тивные игры, акробатические упражнения, полосы препятствий, эстафеты с

предметами и различные упражнения с использованием нестандартного обо-

рудования и др.

5. Для развития вестибулярной устойчивости надо чаще применять

упражнения на равновесие.

Специфика предмета ≪Физическая культура≫ помогает преподавателю

успешно воспитывать на уроках и личностные качества учащихся. Для того

чтобы достигнуть наибольшего эффекта в воспитании нравственности, необ-

ходимо применять на каждом уроке различные средства воспитывающего ха-

рактера. К их числу относятся: подбор заданий, содействующих сплочению

коллектива учащихся; организация совместных действий, взаимопомощь, вза-

имовыручка; поощрение положительных и порицание отрицательных поступ-

ков, совершаемых учениками на уроке, и др. Для воспитания личностных ка-

честв надо ставить перед учащимися трудные, но посильные задачи, стимули-

ровать достижение цели. Так, для воспитания смелости и настойчивости мож-

но использовать упражнения, связанные с преодолением нерешительности и

страха перед выполнением, например, опорных прыжков, упражнений на

гимнастических снарядах и др.

В содержание заключительной части урока, как правило, входят:

упражнения, способствующие снижению возбуждения (различные варианты

передвижений с постепенным снижением темпа, упражнения на дыхание и

расслабление мышц); упражнения, способствующие регулированию эмоцио-

нального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания и

упражнения на внимание); мероприятия по подведению итогов урока с оцен-

кой преподавателем результатов деятельности занимающихся; сообщение за-

дания на дом (для всего класса или отдельным ученикам).

Дозирование физических нагрузок на уроке. Физическая нагрузка

это определенная мера влияния физических упражнений на организм занима-

ющихся. Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая пара-

метрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго ре-

гламентировать ее объем и интенсивность.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений,

затратами времени на занятия, километражем преодоленного расстояния (ди-

станции) и другими показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движе-

ний, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при выполнении физических упражнений

представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше

объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот. По характеру мы-

шечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными.

Действием нагрузки является реакция организма на выполненную рабо-

ту. Ее показатели — частота сердечных сокращений и внешние признаки

утомления учащихся. Градация внешних признаков по степени утомления

при физических нагрузках представлена ниже, в таблице 3.6.

Все указанные выше показатели в различной степени и различных от-

ношениях отражают величину воздействия физической нагрузки на организм

занимающихся, что позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе

занятия.

Анализ урока. О качестве урока судят, прежде всего, по выполнению

поставленных задач. Однако этого недостаточно для того, чтобы делать выво-

ды о деятельности преподавателя, необходим более глубокий анализ прове-

денного урока, который позволил бы внести необходимые коррективы педа-

гогический процесс.

Качественный анализ урока возможен только при тщательном опера-

тивно-текущем контроле происходящего в процессе урока. Трудности возни-

кают из-за сложности педагогического процесса, недостаточной технической

оснащенности автоматическими средствами получения необходимой инфор-

мации. Наиболее распространенный способ регистрации данных заключается в

составлении хронокарты урока (протокола хронометрирования).

Обработка материалов хронокарты позволяет определить двигатель-

ную (моторную) и общую плотность урока.

В процессе хронометрирования учитываются затраты времени на раз-

личные действия и на этой основе определяется плотность занятия и степень

рационального использования времени.

Общая плотность урока – это отношение педагогически оправданных

(рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

45. Особенности методики занятий со студентами в различных учебных отделениях.

Значение и задачи физического воспитания студентов

Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как

учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.

Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки

студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязатель-

ным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого

проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование

таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое

благополучие, физическое совершенство.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура

наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе

физического воспитания.

Целью физического воспитания студентов средних и высших учебных

заведений является формирование физической культуры будущего ква-

лифицированного специалиста.

Задачи физического воспитания:

♦ формирование знаний о роли физической культуры в развитии лично-

сти, в подготовке ее к профессиональной деятельности;

♦ освоение научно-практических основ физической культуры и здо-

рового стиля жизни;

♦ формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к

физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими

упражнениями;

♦ овладение системой практических умений и навыков, обеспечива-

ющих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических спо-

собностей;

♦ обеспечение професс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.014 с.)