Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности методики физического воспитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Детей в дошкольном возрасте Дошкольный возраст (3 – 6 лет) характеризуется значительными из- менениями в физическом и моторном развитии ребенка. К середине 3-го года жизни формируются в основном переместительные движения, хотя их окон- чательное созревание наступает лишь в подростковом возрасте. Быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы. Существенно изменяются пропорции тела. Осваиваются основные жизненно важные движения. Особен- ности психики ребенка этого возраста обусловливают целесообразность ко- ротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, пре- имущественного игрового, содержания. Недопустимы перегрузки организма ребенка упражнениями, связанными с большими силовыми напряжениями и утомлениями. В младшем дошкольном возрасте (3 – 4 года) важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми как обязательным и непреложным элементам повседневной жизни. В этот пе- риод необходимо создать все условия для освоения ребенком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур. В старшем дошкольном возрасте (5 – 6 лет) необходимо воспитывать интерес ребенка к освоению новых видов физических упражнений, к повыше- нию уровня своих физических способностей, стимулировать стремление к участию в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками. Закалива- ние желательно сделать привычным элементом режима дня. Все это позволит ребенку хорошо подготовиться к началу учебы в школе. Уже к 5 годам у ребенка существенно улучшается координация движе- ний. Именно в этот период происходит процесс освоения навыков рисования, лепки, изготовления игрушек из бумаги и картона. Вместе с тем более интен- сивное развитие крупных мышц еще затрудняет выполнение точных движе- ний пальцами и кистью. В дошкольном возрасте для высшей нервной деятельности еще харак- терна неустойчивость нервных процессов. Хотя условнорефлекторные связи возникают в раннем детстве, из-за преобладания процессов возбуждения над процессами торможения они легко разрушаются. Поэтому не следует рассчи- тывать на прочное освоение ребенком этого возраста сложных двигательных умений и действий. Большее физиологическое и психологическое значение имеет сам процесс освоения нового, в том числе и в сфере физической культуры. Вместе с тем в условиях все большего совершенствования анализатор- ной деятельности коры большого мозга ребенок приобретает способность к логическому мышлению, анализу и обобщению отраженных в его сознании явлений окружающей среды. Возникает способность сосредоточить на неко- торое время внимание на каком-либо одном роде занятий или предмете. Соче- тание стремления к подражанию с желанием проявить собственную инициа- тиву, творчество повышают активность ребенка, побуждают его к деятельно- сти. У детей дошкольного возраста начинают проявляться типологические особенности высшей нервной деятельности, формируется характер, прояв- ляются личностные мотивы и интересы, которые, правда, весьма нестойки. Дети этого возраста очень восприимчивы к реакциям взрослых на их поведе- ние. Поощрение и похвала вызывают сильные положительные эмоции. Фор- мируются основы дисциплины поведения, умение и желание подчинять свои действия правилам игры, требованиям родителей и воспитателей, интересам коллектива. Главная задача физического воспитания ребенка 3-го года жизни – освоение и совершенствование новых видов движений пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений. Содержание моторной активности ребенка обогащается за счет совершен- ствования навыка ходьбы, перемещений в усложненных условиях (ходьба по веревочке, по доске, перелезание через бревно), спрыгивания с небольшой высоты, прыжков в длину с места, подскоков на двух ногах, подбрасывания и ловли мяча, произвольных изменений положений ног, рук, туловища и голо- вы, плавания и упражнений в воде, игр на воздухе и в помещении. Координация развивается при перемещениях со сменой направления ходьбы и бега, в упражнениях с предметами, особенно с мячом, координация движений кисти и пальцев – в специальных упражнениях, а также при игре с кубиками, пластилином и т.п. Занятия физическими упражнениями следует проводить ежедневно в форме зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений (3 раза в неделю) и различных игр. Продолжительность занятий в начале периода – 15 – 20 мин, к концу его – 20 – 25 мин. Важное место в режиме физической активности ребенка 3-го года жиз- ни занимает утренняя гимнастика. Зарядку нужно проводить ежедневно. Зна- чение утренней зарядки не исчерпывается ее оздоровительной функцией, сня- тием ≪заторможенности≫ ребенка после ночного сна, взбадриванием малыша. Огромная психологическая роль утренней зарядки заключается в воспитании у ребенка привычки начинать день с физических упражнений. Упражнения для зарядки должны конструироваться из известных и хо- рошо освоенных ребенком движений. Лучше всего, если взрослый будет вы- полнять упражнения вместе с ребенком. Это создаст благоприятную эмоцио- нальную обстановку и облегчит ребенку выполнение движений, особенно воспроизведение им темпа и ритма. Количество упражнений в зарядке не ре- комендуется более 4 –5, не считая ходьбы в начале и в заключительной ча- сти. Главная задача физической активности ребенка 4-го года жизни –осво- ение новых движений, главным образом из арсенала упражнений спортивного характера. Новая черта физической тренировки в этот период –постановка целей в отдельных упражнениях. Такими целями могут быть: пробежать бы- стро, метнуть далеко, попасть мячом в мишень, далеко прыгнуть, точно вос- произвести движение, быстро отреагировать на команду. У ребенка в возрасте от 3 до 4 лет необходимо начать целенаправлен- ное развитие двигательных способностей –ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости. Содержание занятий физическими упражнениями обогащается за счет новых движений и новых освоенных ребенком упражнений, действий, видов и форм двигательной активности. Значительное место в занятиях следует от- вести подготовке к освоению или частичному освоению базовых элементов движений в спортивных упражнениях –элементов техники бега, прыжка, ме- тания, элементов игры с мячом руками и ногами, коротких связок гимнасти- ческих упражнений, элементов акробатики, катания на лыжах и коньках, пла- вания. Превалирующей формой занятий останется игра, но все в большей мере необходимо использовать и классические формы тренировки с многократным повторением, заучиванием элементов движений и их связок. При развитии быстроты основной упор следует сделать на тренировке быстроты реакции и частоты движений в простых упражнениях. В упражнениях на гибкость преобладают активные и активно-пассив- ные растягивания мышц и связок. Специальных тренировок на выносливость и силу проводить не следу- ет. Эти качества будут естественно развиваться у ребенка на фоне той двига- тельной активности, которая осуществляется при развитии ловкости, гибко- сти и быстроты. Продолжительность занятий составляет 30 –35 мин. Занятия проводят- ся 3 –4 раза в неделю. Основная направленность физической подготовки де- тей 5-го года жизни –всемерное расширение арсенала освоенных элементар- ных движений и подготовка к интенсивному освоению новых сложных в тех- ническом отношении упражнений. Значительное место в целевых установках на этот период физического воспитания детей занимает развитие тех двига- тельных способностей и психомоторных способностей, которые в будущем послужат фундаментом для овладения сложными по координации движени- ями и их совершенствования. К таким качествам и способностям ребенка от- носятся: ловкость, гибкость, сила, быстрота (в основном быстрота реакции) и способность быстро формировать в сознании и ощущениях образ нового дви- жения, проще говоря, быстро ≪схватывать≫ суть и особенности разучиваемых движений и их элементов, понимать разъяснения взрослого и уметь вопло- щать идеальный образ движения в собственных действиях. Большое место среди физических упражнений в этот период займут те из них, которые способствуют выработке умения правильно, в соответствии с заданием, перемещать звенья тела в пространстве, точно воспроизводить за- данные траектории, направление, скорость и темп движений. Специальные усилия воспитателя следует направить на силовую подготовку мышц ребенка, в особенности более мелких мышц; управляющих движениями кисти, стопы, голени, предплечья. Важную роль будут играть упражнения, направленные на освоение отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные, на велосипеде, на лыжах, на санках, в воде). В этот период мож- но усложнить упражнения на ловкость и быстроту реакции. Большое внима- ние по-прежнему следует уделять развитию гибкости. Усложнение заданий и увеличение напряженности психики ребенка и его физиологических функций не позволяют в этом возрасте увеличить про- должительность занятий, но требуют от воспитателей и родителей большого внимания к активному отдыху детей, их своевременному психологическому восстановлению. В этот период нужно тщательно анализировать степень трудности для ребенка тех или иных упражнений, подмечать, что ему нравится делать больше, а что –меньше, и в то же время побуждать ребенка преодолевать трудности, обращать его внимание даже на маленькие победы над собой. Сле- дует исподволь прививать детям понимание того, что только трудом, упор- ством и настойчивостью можно добиться поставленных целей. В процессе освоения новых движений полезно подбадривать детей по мере освоения ими отдельных элементов движений, по мере последовательного приближения к правильному выполнению задания. Если ребенок не в состоянии решить слишком трудную для него задачу, воспитателю следует незаметно изменить задание в сторону его упрощения и выразить радость по поводу его успешного выполнения ребенком. Для воспи- тания устойчивого интереса детей к физическим упражнениям и тренировке чрезвычайно важно добиться того, чтобы у них было как можно меньше неу- дач и как можно больше успехов, чтобы у ребенка крепла уверенность в том, что даже очень трудные движения можно освоить и что каждое занятие дела- ет его более ловким и более сильным. Как было отмечено ранее, возраст 5-го года жизни является критичес- ким для многих параметров физического здоровья ребенка. В этот период от- мечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных свя- зок. Есть только одно эффективное средство предотвращения этих анома- лий физического развития, это правильно организованная физическая актив- ность детей, их регулярные и тщательно продуманные физические трениров- ки. В этом возрасте содержание физической активности заметно расширя- ется, особенно за счет освоения новых видов движении, но ее интенсивность не рекомендуется повышать. Регламент занятий остается таким же, как и в возрасте 3 лет. Следует тренироваться 3 раза в неделю и делать утреннюю зарядку ежедневно, если ребенок не ходит в детский сад, и по субботам и воскресеньям, если он посе- щает детское дошкольное учреждение. Продолжительность утренней зарядки остается прежней –10 –12 мин, а продолжительность занятий может быть увеличена до 40 мин. На фоне разностороннего физического совершенствования детей 6-го года жизни постепенно все большее место будет занимать специализирован- ное развитие отдельных двигательных способностей, прежде всего освоение новых движений, а также овладение более сложными видами движений из ар- сенала спорта. Главная задача в этот период –подготовка обширного фундамента, основы для интенсификации процесса физического воспитания в последую- щие годы. Отличие этого этапа от предыдущего заключается в усилении ак- цента на развитии двигательных способностей –преимущественно быстроты и выносливости. Большое место займет и силовая тренировка. Однако ско- ростная и силовая подготовка, равно как и развитие выносливости, не долж- ны быть самоцелью физической подготовки детей этого возраста. Задача та- ких занятий состоит, прежде всего, в подготовке физиологической организа- ции ребенка, его мышц и связок, систем управления движениями и их энерге- тического обеспечения и, наконец, его психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок в связи с началом учебы в школе. Поэтому, когда мы говорим о необходимости развития у детей этого возраста выносливости, речь идет о способности достаточно длительное вре- мя заниматься физическими упражнениями, но не предполагается развитие выносливости в отдельных видах движений, например в беге или плавании. Специфично и развитие силовых способностей: в этом возрасте оно не пред- полагает воспитания способности к большим и очень большим физическим напряжениям, связанным с преодолением предельных или близких к ним по величине сопротивлений, например поднятие больших тяжестей, метание тя- желых снарядов и т.п. В большей степени развитие силы обусловливается необходимостью формирования у ребенка способности проявлять не- значительные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени, точно дозировать мышечные усилия. 6-летние дети уже способны к освоению сложных движений и психоло- гически больше готовы к специализированной тренировке. Однако не следует злоупотреблять этой готовностью детей к систематической узконаправленной тренировке. Нужно создать условия для обогащения их моторики разносто- ронним опытом, который в будущем окажется полезным при любой спортив- ной специализации или при осуществлении физической активности с оздоро- вительными и общеукрепляющими целями. Режим физической активности ребенка 6-го года жизни будет более напряженным главным образом путем расширения средств физической под- готовки и увеличения продолжительности занятий, которая может достигать 35 мин. Продолжительность утренней зарядки в этом возрасте –15 –20 мин. 5–-летние дети находятся в преддверии всплеска интенсивного разви- тия координационных способностей, который произойдет у них на следую- щий год. Подготовка к этому очень ответственному моменту в развитии мо- торики человека составляет основу целевой программы физического воспита- ния детей 6 лет. В этот период продолжается активное развитие двигательных способно- стей: силы, быстроты, ловкости, гибкости –и совершенствование ранее осво- енных видов движений. Все большее место в тренировке начинают занимать движения, выполнение которых связано с включением в активную работу больших мышечных групп рук, ног, живота и спины. При выполнении детьми силовых упражнений важно не допускать перенапряжений. Не следует предлагать ребенку упражнения с отягощениями, за исключением метаний. Масса метаемых снарядов не должна превышать 100 –150 г. В упражнениях на быстроту большее внимание нужно уделить частоте движений, в упражнениях на гибкость –амплитуде движений, в упражнениях на ловкость –быстроте реакции. В программу занятий 6-летнего ребенка можно включать некоторые уп- ражнения на выносливость: относительно длительные прогулки, пробежки трусцой по 5 –7 мин. Воспитанию выносливости послужит и увеличение об- щей продолжительности занятий до 35 мин. Главные целевые установки в процессе физического воспитания детей 7-го года жизни мало чем отличаются от основной направленности физиче- ской тренировки предыдущего возрастного периода. В детских дошкольных учреждениях во всех возрастных группах необ- ходимо обеспечить музыкальное сопровождение физкультурных занятий. Оно помогает ребенку освоить темп и ритм, выполнять упражнения с большим напряжением. Тренировки в этот период могут с успехом осуществляться в игровой и соревновательной форме. В домашних условиях можно устраивать соревно- вания ребятишек, живущих в одном доме, ≪матчевые≫ встречи между квар- тирами, подъездами, привлекая к ним и родителей. Дети и взрослые могут со- ревноваться по принципу гандикапа: например, взрослый будет метать значи- тельно более тяжелый груз или давать ребенку фору в забеге. Полезны и дру- гие формы состязаний детей и взрослых, например игры с мячом, эстафеты и т. п. В условиях детского дошкольного учреждения можно организовать со- стязания, эстафеты, игры с мячом между ранее скомплектованными не- большими командами детей одного возраста. Из группы методов строго регламентированного упражнения при освое- нии новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. Расчлененный метод дает худшие результаты, т.к. при расчленении движения ребенок теряет его общий смысл, а следовательно, и интерес к нему, т.к. он хочет сразу видеть результат своего действия. К он тр ол ьн ыек ач ес тв ен ны е п ок аз ат ел и у ро вн я ф из ич ес ко й к ул ьт ур ы р еб ен кад ош ко ль но гов оз ра ст а (В.К. Бальсевич, 2000). 1. Знание основных правил гигиены, проведения утренней зарядки, за- каливающих процедур и соблюдение распорядка дня. 2. Владение элементарными двигательными умениями и навыками игры (поддержание правильной осанки, ходьба, бег, прыжки, метание, лаза- ние, плавание, броски и передачи мяча, бег на коньках, передвижение на лы- жах). 3. Выполнение контрольных показателей физической подготовленности (Табл. 3.2). 4. Умение играть в подвижные и спортивные игры (по упрощенным правилам). 5. Интерес к оценке уровня своей физической подготовленности. 6. Интерес к событиям спортивной жизни семьи, спортивного клуба ро- дителей, достижениям выдающихся спортсменов. Формы проведения занятий Занятия физическими упражнениями в дошкольных образовательных учреждениях с детьми в возрасте от двух до семи лет имеют разнообразные формы. Физкультурные занятия – основная форма учебно-воспитательной ра- боты. Цель занятий – обучение новым движениям, закрепление ранее освоен- ных действий, развитие двигательных способностей. Они проводятся 3 раза в неделю по 20 – 25 мин в младших и средней группах и по 30 – 35 мин в под- готовительной группе. Утренняя гимнастика – одно из важнейших оздоровительных меропри- ятий режима в детском саду. Она направлена на активизацию деятельности организма и повышение его работоспособности. Ежедневные выполнения упражнений положительно сказываются на формировании правильной осанки, вырабатывают настойчивость и дисциплинированность, воспитывают интерес к физическим упражнениям, вызывают эмоциональный подъем. Для детей младших групп ее длительность составляет 5 – 10 мин, в подготови- тельной группе – 12 – 15 мин. Она состоит из трех частей: вводной (различ- ные виды ходьбы, бег от 30 с до 1,5 мин), основной (комплекс обще развива- ющих упражнений на развитие основных групп мышц) и заключительной (спокойная ходьба или игры небольшой подвижности). Физкультминутка применяется на занятиях по развитию речи, матема- тических представлений и пр., где требуется сосредоточенность внимания, активная умственная работоспособность. Она используется с целю предупре- ждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности и включает 2 – 3 упражнения продолжительностью 2 – 3 мин. Подвижные игры проводятся на прогулке ежедневно. Они увеличивают двигательную активность, повышают эмоциональный тонус, воспитывают нравственно-волевые качества. В течение года дети знакомятся с 22 – 25 по- движными играми. Физкультурный досуг проводится 1 –2 раза в месяц по 20 – 30 мин в младших группах и 45 – 50 мин в старшей и подготовительной группах. До- суг является формой активного отдыха детей. В отличие от физкультурных занятий здесь предусмотрена более свободная деятельность, используются игры, занимательные задания, веселые эстафеты. Физкультурные праздники проводятся не менее двух раз в год в средней и подготовительной группах. Они рассматриваются как смотр, итог достиже- ний детей. Дети заранее готовятся к праздникам, разучивают упражнения, игры, танцы, которые демонстрируют на празднике, состязаются в быстроте, ловкости, силе. Длительность праздников – 1 – 1,5 ч. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, на дневной и вечер- ней прогулках, в часы игр после дневного сна. Она проводится под наблюде- нием и при участии воспитателя и направлена на активизацию двигательной деятельности и формирование привычки к регулярным самостоятельным за- нятиям физическими упражнениями. Ее характер и продолжительность зави- сят от индивидуальных особенностей и потребностей детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 929; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.68 (0.011 с.) |