Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности методики физического воспитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Детей в дошкольном возрасте Дошкольный возраст (3 – 6 лет) характеризуется значительными из- менениями в физическом и моторном развитии ребенка. К середине 3-го года жизни формируются в основном переместительные движения, хотя их окон- чательное созревание наступает лишь в подростковом возрасте. Быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы. Существенно изменяются пропорции тела. Осваиваются основные жизненно важные движения. Особен- ности психики ребенка этого возраста обусловливают целесообразность ко- ротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, пре- имущественного игрового, содержания. Недопустимы перегрузки организма ребенка упражнениями, связанными с большими силовыми напряжениями и утомлениями. В младшем дошкольном возрасте (3 – 4 года) важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми как обязательным и непреложным элементам повседневной жизни. В этот пе- риод необходимо создать все условия для освоения ребенком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур. В старшем дошкольном возрасте (5 – 6 лет) необходимо воспитывать интерес ребенка к освоению новых видов физических упражнений, к повыше- нию уровня своих физических способностей, стимулировать стремление к участию в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками. Закалива- ние желательно сделать привычным элементом режима дня. Все это позволит ребенку хорошо подготовиться к началу учебы в школе. Уже к 5 годам у ребенка существенно улучшается координация движе- ний. Именно в этот период происходит процесс освоения навыков рисования, лепки, изготовления игрушек из бумаги и картона. Вместе с тем более интен- сивное развитие крупных мышц еще затрудняет выполнение точных движе- ний пальцами и кистью. В дошкольном возрасте для высшей нервной деятельности еще харак- терна неустойчивость нервных процессов. Хотя условнорефлекторные связи возникают в раннем детстве, из-за преобладания процессов возбуждения над процессами торможения они легко разрушаются. Поэтому не следует рассчи- тывать на прочное освоение ребенком этого возраста сложных двигательных умений и действий. Большее физиологическое и психологическое значение имеет сам процесс освоения нового, в том числе и в сфере физической культуры. Вместе с тем в условиях все большего совершенствования анализатор- ной деятельности коры большого мозга ребенок приобретает способность к логическому мышлению, анализу и обобщению отраженных в его сознании явлений окружающей среды. Возникает способность сосредоточить на неко- торое время внимание на каком-либо одном роде занятий или предмете. Соче- тание стремления к подражанию с желанием проявить собственную инициа- тиву, творчество повышают активность ребенка, побуждают его к деятельно- сти. У детей дошкольного возраста начинают проявляться типологические особенности высшей нервной деятельности, формируется характер, прояв- ляются личностные мотивы и интересы, которые, правда, весьма нестойки. Дети этого возраста очень восприимчивы к реакциям взрослых на их поведе- ние. Поощрение и похвала вызывают сильные положительные эмоции. Фор- мируются основы дисциплины поведения, умение и желание подчинять свои действия правилам игры, требованиям родителей и воспитателей, интересам коллектива. Главная задача физического воспитания ребенка 3-го года жизни – освоение и совершенствование новых видов движений пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений. Содержание моторной активности ребенка обогащается за счет совершен- ствования навыка ходьбы, перемещений в усложненных условиях (ходьба по веревочке, по доске, перелезание через бревно), спрыгивания с небольшой высоты, прыжков в длину с места, подскоков на двух ногах, подбрасывания и ловли мяча, произвольных изменений положений ног, рук, туловища и голо- вы, плавания и упражнений в воде, игр на воздухе и в помещении. Координация развивается при перемещениях со сменой направления ходьбы и бега, в упражнениях с предметами, особенно с мячом, координация движений кисти и пальцев – в специальных упражнениях, а также при игре с кубиками, пластилином и т.п. Занятия физическими упражнениями следует проводить ежедневно в форме зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений (3 раза в неделю) и различных игр. Продолжительность занятий в начале периода – 15 – 20 мин, к концу его – 20 – 25 мин. Важное место в режиме физической активности ребенка 3-го года жиз- ни занимает утренняя гимнастика. Зарядку нужно проводить ежедневно. Зна- чение утренней зарядки не исчерпывается ее оздоровительной функцией, сня- тием ≪заторможенности≫ ребенка после ночного сна, взбадриванием малыша. Огромная психологическая роль утренней зарядки заключается в воспитании у ребенка привычки начинать день с физических упражнений. Упражнения для зарядки должны конструироваться из известных и хо- рошо освоенных ребенком движений. Лучше всего, если взрослый будет вы- полнять упражнения вместе с ребенком. Это создаст благоприятную эмоцио- нальную обстановку и облегчит ребенку выполнение движений, особенно воспроизведение им темпа и ритма. Количество упражнений в зарядке не ре- комендуется более 4 –5, не считая ходьбы в начале и в заключительной ча- сти. Главная задача физической активности ребенка 4-го года жизни –осво- ение новых движений, главным образом из арсенала упражнений спортивного характера. Новая черта физической тренировки в этот период –постановка целей в отдельных упражнениях. Такими целями могут быть: пробежать бы- стро, метнуть далеко, попасть мячом в мишень, далеко прыгнуть, точно вос- произвести движение, быстро отреагировать на команду. У ребенка в возрасте от 3 до 4 лет необходимо начать целенаправлен- ное развитие двигательных способностей –ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости. Содержание занятий физическими упражнениями обогащается за счет новых движений и новых освоенных ребенком упражнений, действий, видов и форм двигательной активности. Значительное место в занятиях следует от- вести подготовке к освоению или частичному освоению базовых элементов движений в спортивных упражнениях –элементов техники бега, прыжка, ме- тания, элементов игры с мячом руками и ногами, коротких связок гимнасти- ческих упражнений, элементов акробатики, катания на лыжах и коньках, пла- вания. Превалирующей формой занятий останется игра, но все в большей мере необходимо использовать и классические формы тренировки с многократным повторением, заучиванием элементов движений и их связок. При развитии быстроты основной упор следует сделать на тренировке быстроты реакции и частоты движений в простых упражнениях. В упражнениях на гибкость преобладают активные и активно-пассив- ные растягивания мышц и связок. Специальных тренировок на выносливость и силу проводить не следу- ет. Эти качества будут естественно развиваться у ребенка на фоне той двига- тельной активности, которая осуществляется при развитии ловкости, гибко- сти и быстроты. Продолжительность занятий составляет 30 –35 мин. Занятия проводят- ся 3 –4 раза в неделю. Основная направленность физической подготовки де- тей 5-го года жизни –всемерное расширение арсенала освоенных элементар- ных движений и подготовка к интенсивному освоению новых сложных в тех- ническом отношении упражнений. Значительное место в целевых установках на этот период физического воспитания детей занимает развитие тех двига- тельных способностей и психомоторных способностей, которые в будущем послужат фундаментом для овладения сложными по координации движени- ями и их совершенствования. К таким качествам и способностям ребенка от- носятся: ловкость, гибкость, сила, быстрота (в основном быстрота реакции) и способность быстро формировать в сознании и ощущениях образ нового дви- жения, проще говоря, быстро ≪схватывать≫ суть и особенности разучиваемых движений и их элементов, понимать разъяснения взрослого и уметь вопло- щать идеальный образ движения в собственных действиях. Большое место среди физических упражнений в этот период займут те из них, которые способствуют выработке умения правильно, в соответствии с заданием, перемещать звенья тела в пространстве, точно воспроизводить за- данные траектории, направление, скорость и темп движений. Специальные усилия воспитателя следует направить на силовую подготовку мышц ребенка, в особенности более мелких мышц; управляющих движениями кисти, стопы, голени, предплечья. Важную роль будут играть упражнения, направленные на освоение отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные, на велосипеде, на лыжах, на санках, в воде). В этот период мож- но усложнить упражнения на ловкость и быстроту реакции. Большое внима- ние по-прежнему следует уделять развитию гибкости. Усложнение заданий и увеличение напряженности психики ребенка и его физиологических функций не позволяют в этом возрасте увеличить про- должительность занятий, но требуют от воспитателей и родителей большого внимания к активному отдыху детей, их своевременному психологическому восстановлению. В этот период нужно тщательно анализировать степень трудности для ребенка тех или иных упражнений, подмечать, что ему нравится делать больше, а что –меньше, и в то же время побуждать ребенка преодолевать трудности, обращать его внимание даже на маленькие победы над собой. Сле- дует исподволь прививать детям понимание того, что только трудом, упор- ством и настойчивостью можно добиться поставленных целей. В процессе освоения новых движений полезно подбадривать детей по мере освоения ими отдельных элементов движений, по мере последовательного приближения к правильному выполнению задания. Если ребенок не в состоянии решить слишком трудную для него задачу, воспитателю следует незаметно изменить задание в сторону его упрощения и выразить радость по поводу его успешного выполнения ребенком. Для воспи- тания устойчивого интереса детей к физическим упражнениям и тренировке чрезвычайно важно добиться того, чтобы у них было как можно меньше неу- дач и как можно больше успехов, чтобы у ребенка крепла уверенность в том, что даже очень трудные движения можно освоить и что каждое занятие дела- ет его более ловким и более сильным. Как было отмечено ранее, возраст 5-го года жизни является критичес- ким для многих параметров физического здоровья ребенка. В этот период от- мечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных свя- зок. Есть только одно эффективное средство предотвращения этих анома- лий физического развития, это правильно организованная физическая актив- ность детей, их регулярные и тщательно продуманные физические трениров- ки. В этом возрасте содержание физической активности заметно расширя- ется, особенно за счет освоения новых видов движении, но ее интенсивность не рекомендуется повышать. Регламент занятий остается таким же, как и в возрасте 3 лет. Следует тренироваться 3 раза в неделю и делать утреннюю зарядку ежедневно, если ребенок не ходит в детский сад, и по субботам и воскресеньям, если он посе- щает детское дошкольное учреждение. Продолжительность утренней зарядки остается прежней –10 –12 мин, а продолжительность занятий может быть увеличена до 40 мин. На фоне разностороннего физического совершенствования детей 6-го года жизни постепенно все большее место будет занимать специализирован- ное развитие отдельных двигательных способностей, прежде всего освоение новых движений, а также овладение более сложными видами движений из ар- сенала спорта. Главная задача в этот период –подготовка обширного фундамента, основы для интенсификации процесса физического воспитания в последую- щие годы. Отличие этого этапа от предыдущего заключается в усилении ак- цента на развитии двигательных способностей –преимущественно быстроты и выносливости. Большое место займет и силовая тренировка. Однако ско- ростная и силовая подготовка, равно как и развитие выносливости, не долж- ны быть самоцелью физической подготовки детей этого возраста. Задача та- ких занятий состоит, прежде всего, в подготовке физиологической организа- ции ребенка, его мышц и связок, систем управления движениями и их энерге- тического обеспечения и, наконец, его психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок в связи с началом учебы в школе. Поэтому, когда мы говорим о необходимости развития у детей этого возраста выносливости, речь идет о способности достаточно длительное вре- мя заниматься физическими упражнениями, но не предполагается развитие выносливости в отдельных видах движений, например в беге или плавании. Специфично и развитие силовых способностей: в этом возрасте оно не пред- полагает воспитания способности к большим и очень большим физическим напряжениям, связанным с преодолением предельных или близких к ним по величине сопротивлений, например поднятие больших тяжестей, метание тя- желых снарядов и т.п. В большей степени развитие силы обусловливается необходимостью формирования у ребенка способности проявлять не- значительные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени, точно дозировать мышечные усилия. 6-летние дети уже способны к освоению сложных движений и психоло- гически больше готовы к специализированной тренировке. Однако не следует злоупотреблять этой готовностью детей к систематической узконаправленной тренировке. Нужно создать условия для обогащения их моторики разносто- ронним опытом, который в будущем окажется полезным при любой спортив- ной специализации или при осуществлении физической активности с оздоро- вительными и общеукрепляющими целями. Режим физической активности ребенка 6-го года жизни будет более напряженным главным образом путем расширения средств физической под- готовки и увеличения продолжительности занятий, которая может достигать 35 мин. Продолжительность утренней зарядки в этом возрасте –15 –20 мин. 5–-летние дети находятся в преддверии всплеска интенсивного разви- тия координационных способностей, который произойдет у них на следую- щий год. Подготовка к этому очень ответственному моменту в развитии мо- торики человека составляет основу целевой программы физического воспита- ния детей 6 лет. В этот период продолжается активное развитие двигательных способно- стей: силы, быстроты, ловкости, гибкости –и совершенствование ранее осво- енных видов движений. Все большее место в тренировке начинают занимать движения, выполнение которых связано с включением в активную работу больших мышечных групп рук, ног, живота и спины. При выполнении детьми силовых упражнений важно не допускать перенапряжений. Не следует предлагать ребенку упражнения с отягощениями, за исключением метаний. Масса метаемых снарядов не должна превышать 100 –150 г. В упражнениях на быстроту большее внимание нужно уделить частоте движений, в упражнениях на гибкость –амплитуде движений, в упражнениях на ловкость –быстроте реакции. В программу занятий 6-летнего ребенка можно включать некоторые уп- ражнения на выносливость: относительно длительные прогулки, пробежки трусцой по 5 –7 мин. Воспитанию выносливости послужит и увеличение об- щей продолжительности занятий до 35 мин. Главные целевые установки в процессе физического воспитания детей 7-го года жизни мало чем отличаются от основной направленности физиче- ской тренировки предыдущего возрастного периода. В детских дошкольных учреждениях во всех возрастных группах необ- ходимо обеспечить музыкальное сопровождение физкультурных занятий. Оно помогает ребенку освоить темп и ритм, выполнять упражнения с большим напряжением. Тренировки в этот период могут с успехом осуществляться в игровой и соревновательной форме. В домашних условиях можно устраивать соревно- вания ребятишек, живущих в одном доме, ≪матчевые≫ встречи между квар- тирами, подъездами, привлекая к ним и родителей. Дети и взрослые могут со- ревноваться по принципу гандикапа: например, взрослый будет метать значи- тельно более тяжелый груз или давать ребенку фору в забеге. Полезны и дру- гие формы состязаний детей и взрослых, например игры с мячом, эстафеты и т. п. В условиях детского дошкольного учреждения можно организовать со- стязания, эстафеты, игры с мячом между ранее скомплектованными не- большими командами детей одного возраста. Из группы методов строго регламентированного упражнения при освое- нии новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. Расчлененный метод дает худшие результаты, т.к. при расчленении движения ребенок теряет его общий смысл, а следовательно, и интерес к нему, т.к. он хочет сразу видеть результат своего действия. К он тр ол ьн ыек ач ес тв ен ны е п ок аз ат ел и у ро вн я ф из ич ес ко й к ул ьт ур ы р еб ен кад ош ко ль но гов оз ра ст а (В.К. Бальсевич, 2000). 1. Знание основных правил гигиены, проведения утренней зарядки, за- каливающих процедур и соблюдение распорядка дня. 2. Владение элементарными двигательными умениями и навыками игры (поддержание правильной осанки, ходьба, бег, прыжки, метание, лаза- ние, плавание, броски и передачи мяча, бег на коньках, передвижение на лы- жах). 3. Выполнение контрольных показателей физической подготовленности (Табл. 3.2). 4. Умение играть в подвижные и спортивные игры (по упрощенным правилам). 5. Интерес к оценке уровня своей физической подготовленности. 6. Интерес к событиям спортивной жизни семьи, спортивного клуба ро- дителей, достижениям выдающихся спортсменов. Формы проведения занятий Занятия физическими упражнениями в дошкольных образовательных учреждениях с детьми в возрасте от двух до семи лет имеют разнообразные формы. Физкультурные занятия – основная форма учебно-воспитательной ра- боты. Цель занятий – обучение новым движениям, закрепление ранее освоен- ных действий, развитие двигательных способностей. Они проводятся 3 раза в неделю по 20 – 25 мин в младших и средней группах и по 30 – 35 мин в под- готовительной группе. Утренняя гимнастика – одно из важнейших оздоровительных меропри- ятий режима в детском саду. Она направлена на активизацию деятельности организма и повышение его работоспособности. Ежедневные выполнения упражнений положительно сказываются на формировании правильной осанки, вырабатывают настойчивость и дисциплинированность, воспитывают интерес к физическим упражнениям, вызывают эмоциональный подъем. Для детей младших групп ее длительность составляет 5 – 10 мин, в подготови- тельной группе – 12 – 15 мин. Она состоит из трех частей: вводной (различ- ные виды ходьбы, бег от 30 с до 1,5 мин), основной (комплекс обще развива- ющих упражнений на развитие основных групп мышц) и заключительной (спокойная ходьба или игры небольшой подвижности). Физкультминутка применяется на занятиях по развитию речи, матема- тических представлений и пр., где требуется сосредоточенность внимания, активная умственная работоспособность. Она используется с целю предупре- ждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности и включает 2 – 3 упражнения продолжительностью 2 – 3 мин. Подвижные игры проводятся на прогулке ежедневно. Они увеличивают двигательную активность, повышают эмоциональный тонус, воспитывают нравственно-волевые качества. В течение года дети знакомятся с 22 – 25 по- движными играми. Физкультурный досуг проводится 1 –2 раза в месяц по 20 – 30 мин в младших группах и 45 – 50 мин в старшей и подготовительной группах. До- суг является формой активного отдыха детей. В отличие от физкультурных занятий здесь предусмотрена более свободная деятельность, используются игры, занимательные задания, веселые эстафеты. Физкультурные праздники проводятся не менее двух раз в год в средней и подготовительной группах. Они рассматриваются как смотр, итог достиже- ний детей. Дети заранее готовятся к праздникам, разучивают упражнения, игры, танцы, которые демонстрируют на празднике, состязаются в быстроте, ловкости, силе. Длительность праздников – 1 – 1,5 ч. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, на дневной и вечер- ней прогулках, в часы игр после дневного сна. Она проводится под наблюде- нием и при участии воспитателя и направлена на активизацию двигательной деятельности и формирование привычки к регулярным самостоятельным за- нятиям физическими упражнениями. Ее характер и продолжительность зави- сят от индивидуальных особенностей и потребностей детей.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.01 с.) |