Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы теории и методики физического воспитания и спорта

Поиск

Теория и методика физического воспитания как обобщающая на­ука. Формирование теории и методики физического воспитания и спорта как одной из обобщающих наук, тенденции ее развития в единстве со становлением общей теории физической культуры, связь с другими науками, образованием, воспитанием.

Интегрирующая роль теории и методики физического воспи*-тания и спорта в подготовке научных работников в сфере физи­ческой культуры и спорта и в системе дисциплин учебного плана в профессиональном физкультурном образовании.

Современный понятийный аппарат теории физического вос­питания (основных категорий), его познавательное и прикладное значение.

Актуальная проблематика обобщающих исследований в сфере физического воспитания и спорта; определяющие черты методоло­гии исследований в этой сфере, ведущая роль в ней общенаучных интегративных подходов (историко-логического, диалектического, системного, теоретико-моделирующего и других); сочетание в ис­следовании закономерностей физической культуры, спорта и фи­зического воспитания; логико-познавательных, экспериментальных, инструментальных, математических и других методов.

Концепция системы физического воспитания и условий ее функ­ционирования в обществе. Тенденции становления отечественной и зарубежных систем физического воспитания, упорядочивающее воздействие социальной системы физического воспитания на физ­культурное и спортивное движение в обществе, соотношение си­стемы физического воспитания и различных форм функциониро­вания физической культуры в обществе.

Общеподготовительные и специализированные направления в системе физического воспитания; идейно-теоретические, про-


граммно-нормативные и организационные основы отечественной системы физического воспитания, перспективы ее совершенство­вания.

Научно-прикладная проблематика организационно-управлен­ческого, материально-технического и экономического обеспече­ния условий для качественного функционирования системы фи­зического воспитания и развертывания физкультурного и спортив­ного движения, совершенствования системы подготовки профес­сиональных физкультурных кадров высшей квалификации в со­временный период социального преобразования России.

Средства и методы физического воспитания. Оптимизация форм и содержания двигательной активности как важнейшего специ­фического фактора направленного воздействия на морфофункци-ональные свойства организма в процессе физического воспита­ния, нормирование динамики нагрузок, сопряженных с выпол­нением физических упражнений, и управление ими в плане уве­личения функциональных возможностей организма и оздорови­тельного эффекта физкультурно-спортивных занятий.

Пути увеличения действенности психомоторных и психорегу-лирующих факторов в физическом воспитании, средства и мето­ды интегрального воздействия на совершенствование двигатель­ных действий и повышение уровня физических качеств в един­стве (совмещенно, сопряженно).

Концепция использования в физическом воспитании факто­ров «искусственной управляющей среды» (в частности, тренажер­ных устройств, аппаратурных приспособлений, специализирован­ного оборудования), ее теоретическое и практическое значение в повышении эффективности физкультурно-спортивных занятий.

Обобщенное представление о современных научных данных, раскрывающих значимость и способы эффективного использова­ния гигиенических факторов естественной среды для реализации задач, решаемых в физическом воспитании и спорте.

Принципы, регламентирующие физическое воспитание. Соотноше­ние общих (в том числе общепедагогических) и специальных прин­ципов, распространяемых на физическое воспитание и спорт. Ото­бражение в специальных принципах основных закономерностей це­лостного построения системы физкультурно-спортивных занятий (непрерывность и системность чередования нагрузок и отдыха, по­степенность наращивания развивающе-тренирующих воздействий и адаптивная сбалансированность их динамики, цикличность, воз­растная адекватность направлений в многолетнем аспекте). Про­блематика дальнейшей научной разработки принципов.

Дидактические основы теории и методики физического воспита­ния и спорта. Соотношение процесса обучения двигательным дей­ствиям и процесса формирования двигательных умений и навы­ков. Проблемы повышения эффективности методики разучивания,


 




совершенствования интегрирующей и результирующей отработок двигательных действий, особенно в сложных формах двигатель­ной деятельности. Внедрение в теорию и методику обучения со­временных общедидактических и профилированных концепций и подходов, особенно компьютеризации и расширенного исполь­зования технических средств обучения.

Теория и методика развития физических качеств и сопряженных с ними способностей. Возможности направленного воздействия на физическое развитие человека и закономерности оптимизации воз­действующих факторов (физических упражнений и др.) в процес­се физического воспитания и спортивной подготовки при обес­печении морфофункциональных перестроек, связанных с разви­тием различных физических качеств, повышением уровня функ­циональных возможностей организма.

Современные тенденции в методике развития силовых, коор­динационных способностей, выносливости и других физических и психомоторных способностей. Новые подходы к проблематике диагностики и направленного воздействия на их развитие.

Направленное формирование личности в процессе физического воспитания и спортивной подготовки. Пути совершенствования нрав­ственного, эстетического, умственного и трудового воспитания в процессе физического воспитания. Актуальные задачи по повы­шению действенности физической культуры и спорта во всесто­роннем формировании личности.

Современные подходы к проблемам воспитания, перевоспита­ния, социальной интеграции специальных контингентов (лиц с девиантным поведением, «трудных» подростков, инвалидов).

Формы построения занятий в физическом воспитании и спорте. Современная теория структуры урока, тренировочного занятия и других форм занятий физическими упражнениями. Проблемы оп­тимального построения целостной системы физкультурно-спортив-ных занятий.

Планирование и комплексный контроль в физическом воспита­нии и спорте, возможности использования в этой области совре­менных принципов и методов прогнозирования, оптимального планирования, математических и других методов.

Формирование профессионализма в сфере физической культуры и спорта. Основы акмеологии и общие закономерности становле­ния профессионализма. Реализация закономерностей профессио­нализма в процессе профессионального физкультурного образо­вания на довузовском, вузовском и поствузовском этапах. Про­блематика повышения профессионализма в физкультурно-спортив-ной деятельности.

Физическое воспитание детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Научно-прикладные аспекты совершенствования средств, форм и методов физического воспитания дошкольников, усиле-


ние действенности физической культуры в их жизни (в дошколь­ных общеобразовательных учреждениях и семье).

Основы дифференциации задач, средств и методов физичес­кого воспитания детей младшего, среднего и старшего школьно­го возраста. Оценка концепций «критических», «чувствительных» периодов физического развития в аспекте проблем физического воспитания детей школьного возраста, направленного использо­вания факторов физической культуры и спорта для оптимизации их физического развития и подготовленности, упрочения и со­хранения здоровья.

Совершенствование курса физического воспитания в школе, комплексное построение системы урочных и внеурочных форм физкультурно-спортивных занятий учащихся школьного возраста в условиях возрастания опасности гиподинамии и необходимости профилактики нарушений здоровья. Профилирование физического воспитания в средних специальных учебных заведениях различно­го типа (в том числе и в спортивных спецшколах).

Научно-прикладные проблемы совершенствования внекласс­ной и внешкольной работы по физическому воспитанию детей и молодежи школьного возраста. Пути оптимизации физической культуры в семье.

Основные направления использования факторов физической куль­туры в жизни взрослого населения. Совершенствование содержания и форм физической культуры в структуре образа жизни взрослого населения. Научно-прикладные проблемы и основные пути вне­дрения физической культуры в повседневный быт народа.

Совершенствование вузовского курса физического воспитания, усиление роли физической культуры и спорта в системе обучения и воспитания специалистов высшей квалификации в современ­ных условиях.

Профессиональная физическая подготовка; тенденции совер­шенствования ее содержания и методики применительно к совре­менным профессиям и в перспективе.

Методические особенности специальной физической подготов­ки лиц, действующих в особых, в том числе экстремальных, ус­ловиях (специальные программы).

Внедрение физической культуры в систему рациональной орга­низации труда: научно-методические аспекты эффективного ис­пользования факторов физической культуры непосредственно в процессе производства и в режиме рабочего дня, усиление дей­ственности производственной физической культуры как фактора профилактики заболеваний и сохранения здоровья.

Использование факторов физической культуры в период воз­растной инволюции организма и в целях противодействия инво­люционным процессам, оптимизации физического состояния орга­низма и сохранения здоровья в период старения.


 




1.2.2. Теория и методика спорта и спортивной подготовки

Общая концепция спорта и тенденции его развития. Понятий­ный аппарат теории спорта и его совершенствование.

Современные концептуальные представления о генезисе спорта, его специфических и общекультурных функциях в обществе.

Историческая динамика спортивных достижений, ее прогно­зирование в обозримом будущем. Основные факторы достижений в спорте.

Тенденции дифференциации спортивного движения в обще­стве. Массовый спорт и спорт высших достижений, роль и место спорта в системе образования: воспитания и профессионально-прикладной подготовки, в сфере культуросозидательной деятель­ности, в сфере рекреации и реабилитации. Тенденция профессио­нализации спорта высших достижений, ее особенность в коммер­ческом спорте (зрелищном спортивном бизнесе) и в собственно достиженческом спорте.

Проблематика исследования закономерностей функциониро­вания и развития спорта. Роль науки в утверждении гуманной сущ­ности спорта как фактора человеческого развития, в устранении антигуманных средств искусственного форсирования спортивных результатов (допингов, анаболических стероидов и т.п.), в науч­но-методическом обеспечении спортивной реабилитации лиц" с отклонениями в состоянии здоровья.

Теория спортивных соревнований. Сущность спортивных сорев­нований, их роль и многообразие в современном спорте, теория спортивно-соревновательной деятельности, классификация спортивных соревнований и разработка рациональной системы со­ревнований.

Концепция системы подготовки спортсменов. Системные представ­ления о подготовке спортсменов. Характеристика ее компонентов, условий функционирования и соотношения в ней подсистемы це­левых функций и моделей (цели и подцели, модели соревнователь­ной и подготовительной деятельности); подсистемы функций обес­печения (профессионализм тренеров, спортивный отбор, матери­ально-техническое оснащение, формы организации и управления) и подсистемы функций реализации (тренировка, соревнования, восстановление, формирование личности спортсмена).

Спортивная ориентация и отбор. Теоретические и методические предпосылки решения проблемы целесообразной спортивной ори­ентации приобщаемых к спорту и отбора одаренных спортсме­нов, способных к высшим спортивным достижениям. Организа­ционные и методические основы спортивной ориентации и отбо­ра. Направления дальнейшей разработки методологии, критериев и методов диагностики спортивной предрасположенности инди­вида, совершенствования спортивной ориентации и отбора.


Основные закономерности спортивной тренировки. Направления дальнейшего познания и отображения закономерностей трени­ровки в принципах деятельности тренера и спортсмена. Содержа­ние и основные положения современной методики технической, тактической, физической и психической интеллектуальной и ин­тегральной подготовки спортсмена. Научно-прикладная пробле­матика совершенствования спортсменов в этих компонентах тре­нировки.

Концепция структуры спортивно-тренировочного процесса как относительно устойчивого порядка его развертывания в рамках малых (микро), средних (мезо) и больших (макро) циклов. Пред­ставления о закономерностях, лежащих в основе циклической структуры спортивной тренировки. Типология тренировочных цик­лов. Научно-прикладная проблематика совершенствования форм построения спортивной тренировки в микро-, мезо- и макроцик­лах.

Конструктивные подходы в обеспечении единства тренировоч­ной и соревновательной деятельности спортсмена. Совершенство­вание технологии управления процессом развития спортивной формы (состояния оптимальной готовности спортсмена к дости­жению) как одна из центральных проблем теории и практики построения системы тренировки и соревнований.

Концепция многолетней подготовки спортсмена. Теоретико-ме­тодические представления об основных этапах многолетней спортивной деятельности и особенностях спортивной подготовки на отдельных этапах базовой подготовки, максимальной реализа­ции спортивно-достиженческих возможностей, завершающем этапе. Проблематика дифференциации системы тренировки и соревно­ваний на этих этапах в зависимости от возраста спортсмена и его спортивно-достиженческих возможностей.

Особенности методики подготовки юных спортсменов и спорт­сменов-ветеранов.

Программирование и контроль в подготовке спортсмена. Совре­менные подходы в прогнозировании индивидуальных спортивных результатов и соответствующих им параметров подготовленности спортсмена. Проблематика разработки Единой спортивной клас­сификации, совершенствования ее роли в целевой ориентации подготовки спортсменов и оценке достигаемых результатов. Ха­рактеристика модельно-целевого подхода в программировании под­готовки спортсмена (с разработкой модели соревновательной де­ятельности, модели намечаемого уровня подготовленности спорт­смена, модельных параметров тренировочных нагрузок и других факторов подготовки, необходимых для достижения целевого ре­зультата).

Проблематика совершенствования процедур перспективного, этапного и текущего планирования спортивной подготовки. Прин-


 




цип перманентной взаимосвязи планирования и контроля в подго­товке спортсмена, условия его реализации. Методология и методи­ка комплексного контроля процесса подготовки и состояния спортсмена. Проблематика повышения уровня информативности используемых в нем контрольных показателей, совершенствования средств и способов контроля. Перспективы компьютеризации про­цедур программирования и контроля в подготовке спортсмена.

Тенденции совершенствования техники и технологии управления деятельностью спортсмена в процессе подготовки. Методическая про­блематика целесообразного использования в ней тренажерных, программирующих, информационных, коррекционных, других ап­паратурных устройств и специализированного оборудования, по­зволяющих реализовать идею «управляющей среды».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.195 (0.009 с.)