Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическое воспитание как социальная система↑ Стр 1 из 32Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Анализ физического воспитания как общественного явления позволяет познать основные закономерности становления и развития советской системы физического воспитания, особенности ее функционирования и построения. Совокупность подобных знаний необходима для осуществления физического воспитания подрастающего поколения в соответствии с принципами образования и воспитания. Основные причины возникновения и развития физического воспитания Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания как общественного явления определялось бытием и сознанием народа, являлось целенаправленным. Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Оно обусловлено взаимодействием объективных (характер, уровень производства и вызванные им потребности общества) и субъективных (сознание человека) факторов. Тысячелетиями человек «состязался» с животными в силе, выносливости, быстроте и ловкости. Успех в этом «состязании» мог быть достигнут только при условии хорошей физической подготовленности всего охотничьего коллектива. Метание копий, дротиков и т. п., т. е. использование орудий труда, было специфической человеческой деятельностью, требовавшей длительной выучки для формирования качественно новых двигательных навыков. Однако потребности производства в физически подготовленных людях еще не могли привести к возникновению физического воспитания. Необходимо было, чтобы эти потребности привели человека к осознанию эффекта упражняе- мости, т. е. к пониманию им влияния предварительной физической подготовки на эффективность владения орудиями труда, на процесс труда. Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например, бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применять вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения и тем самым обособились от этих процессов. Действия, на основе которых возникли физические упражнения, стали непосредственно влиять не на предмет труда, а на человека. С помощью физических упражнений люди стали готовить себя к реальным действиям в трудовой практике. Повышая уровень здоровья и физической подготовленности, физические упражнения опосредованно влияли и на производство материальных благ. Превращение трудовых действий в физические упражнения неизмеримо расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Таким образом, объективно причиной возникновения физического воспитания явилась потребность в передаче накопленного опыта в изготовлении и применении орудий труда. В связи с тем, что ни одна из форм человеческой деятельности биологически не наследуется, она может стать достоянием человека только путем упражнения, освоения многократным повторением. Но эффективность процесса освоения трудовых действий зависела от уровня духовного развития человека. Необходимо было осознать, что передача и использование имевшегося опыта основаны на механизмах социальных отношений. Понимание роли общения для сохранения приобретенных людьми знаний и навыков и их совершенствования привело к возникновению целенаправленного процесса обучения и воспитания, в том числе физического воспитания. Первоначально передача знаний происходила путем подражания. Дети перенимали у родителей и старших сородичей трудовые действия, когда те охотились, ловили рыбу, собирали дикорастущие плоды и пр. Однако подражание еще не являлось тем процессом общения людей, которым характеризуется воспитание. Воспитание появилось лишь тогда, когда люди осознанно стали подвергать друг друга (других членов рода) продуманному воздействию с целью формирования их поведения в соответствии с потребностями семьи, общества. Возникнув как средство и метод подготовки человека к трудовым действиям, физическое воспитание на первоначальном этапе развития было настолько тесно связано с трудовыми процессами, что фактически сливалось с ними. В дальнейшем более высокий уровень общественного бытия и сознания, увеличение доли свободного времени привели к разделению физического воспитания на утилитарное и собственно игровое. Таким образом, в процессе созидательного труда, в процессе создания второй природы — культуры, человек труда вышел из-под действия законов чисто биологического развития и вступил в поле действия социальных законов. Для передачи накопленного социального опыта, и прежде всего опыта по изготовлению и применению орудий труда, человечеству понадобились принципиально иные, надбиологические механизмы социального наследования: в противном случае каждому новому поколению людей вновь и вновь приходилось бы изобретать лук и стрелы, каменный топор и колесо. Таким механизмом стало воспитание. Воспитание как социальное явление опиралось на врожденные механизмы передачи видового опыта, свойственные ребенку — подражание, игру. Усложняющаяся культура, общественные отношения тем не менее не нейтральны по отношению к человеку,— они сами оказывают формирующее влияние на людей. Поэтому классики марксизма под воспитанием понимали не только специально организованные, но и стихийные воздействия общества на человека, его участие в общественной практике: человек не только воспитывается окружающей действительностью, но и коренным образом изменяет ее, и в процессе этого изменения действительности он изменяется сам. В этом смысле справедливо утверждение, что человека воспитывает весь окружающий мир. Изменение экономического и политического уклада жизни общества вело к изменению существующей системы физического воспитания или появлению принципиально новой системы. Изменялись цель и задачи системы физического воспитания, средства, принципы, методы и формы организации занятий физическими упражнениями, но как общественное явление физическое воспитание, однажды возникнув в жизни человека, становится вечной категорией. Изменение цели и задач системы физического воспитания прежде всего сказывалось на специфическом средстве физического воспитания — физических упражнениях. Одни физические упражнения только видоизменялись, другие отмирали и на смену им приходили новые. Обусловливалось это двумя причинами. Во-первых, на каждом этапе развития условий материальной жизни общество требовало от человека определенных двигательных качеств и навыков. Новые задачи порождали новые системы физических упражнений. Во-вторых, развитие науки о физическом воспитании позволяло глубже познавать закономерности двигательной деятельности человека и в результате, с одной стороны, разрабатывать физические упражнения, ранее не встречавшиеся в жизни человека, а с другой — изыскивать наиболее эффективные средства благотворного влияния на человека. С развитием физического воспитания увеличивалось разнообразие физических упражнений. Они заимствовались не только из трудовой деятельности, но и из военного дела, из ритуальных плясок и искусства. С течением времени физические упражнения стали создаваться искусственно на основе познания человеком возможностей движений своего организма. Система физического воспитания Эффективность использования людьми физических упражнений зависит как от организации педагогического процесса, так и от уровня материального и научного обеспечения, совершенства органов руководства и контроля. Целенаправленное взаимодействие всех этих частей и создает ту целостную социальную организацию, которая называется системой физического воспитания. Каждая система физического воспитания создается тем или иным обществом для достижения поставленной цели, а поэтому отражает конкретно-исторический тип физического воспитания. Система характеризуется определенным составом элементов, присущими им функциями, особенностями взаимных связей с другими системами общества. Предназначение всей этой совокупности элементов состоит в том, чтобы совершалась главная функция системы — осуществлялось физическое совершенствование людей. Результативность функционирования системы зависит от ее целевой направленности и совершенства входящих в систему элементов. Система физического воспитания функционирует в тесной взаимосвязи с другими системами общества. Развиваясь под влиянием культуры, науки, экономики, политики, искусства, система физического воспитания оказывает и обратное влияние на все сферы общественной деятельности. В государствах, имеющих однотипный общественный строй, цель и задачи систем физического воспитания могут совпадать при одновременном различии некоторых элементов систем. Наоборот, в различных по общественному строю государствах при разных целях и задачах систем физического воспитания иногда используются одинаковые средства, методы и формы организации занятий. Полноценное выполнение системой своих функций зависит от ряда условий, прежде всего от характера общественно-политического устройства, внутри которого создается и развивается система физического воспитания. Именно государственный строй обусловливает не только идеологическую направленность функционирования системы физического воспитания, но и уровень материального обеспечения (строительство спортивных сооружений, изготовление специального инвентаря, подготовка квалифициро-ва-нных кадров, определение меры оплаты населения), научного обслуживания, снабжения методической литературой и пр. система физического воспитания представляет собой социальную организацию, направленную на всестороннее физическое совершенствование всех социальных групп населения страны. система физического воспитания складывается из ряда взаимосвязанных частных систем физического воспитания, отражающих особенности физического воспитания лиц разных социальных групп населения (система физического воспитания детей, система физического воспитания школьников и др.). Система физического воспитания детей есть социальная организация, направленная на всестороннее физическое совершенствование детей всех возрастных групп. Основные понятия системы физического воспитания Основными понятиями советской системы физического воспитания являются следующие: «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание». Чтобы легче было понять взаимные связи и различия между этими понятиями, обратимся к схеме «Соотношение основных понятий» (см. первый форзац). Существуют различные точки зрения структурного анализа этого явления. В данном случае анализ дается через призму физического воспитания, через его функции, связи и взаимодействия с другими элементами системы физической культуры. Как видно на схеме, наиболее общим понятием является «физическая культура». Спорт же является лишь частью физической культуры. Физическое воспитание входит в понятие «физическая культура» как ее деятельная часть в виде трех направлений педагогического процесса: общего физического воспитания, физического воспитания с профессиональной направленностью и физического воспитания со спортивной направленностью. Следовательно, спорт своей педагогической стороной, т. е. спортивной подготовкой, составляет часть физического воспитания в целом, а поэтому служит интересам всей системы образования и воспитания. Встречающийся в современной литературе термин «физическая рекреация» отражает одну из задач физического воспитания — обеспечение активного отдыха, переключение на другой вид деятельности с целью восстановления сил. Решение этой задачи обеспечивается формами организации занятий, характерными и для общего физического воспитания (гигиеническая гимнастика, прогулки и пр.), и для физического воспитания с профессиональной направленностью (производственная гимнастика), и для физического воспитания со спортивной направленностью (занятия в спортивной секции и пр.). Термин «физическая реабилитация» отражает специфическое использование физических упражнений для восстановления временно утраченных или сниженных физических способностей после травм и заболеваний. Однако подобное использование физических упражнений является прерогативой такой медицинской дисциплины, как лечебная физическая культура. Равноценность трех направлений физического воспитания свидетельствует, с одной стороны, об их равноправии в советской системе физического воспитания, с другой — о разнообразии взаимоисключающих критериев (например, размера материального обеспечения и количества занимающихся), по которым можно было бы установить их удельные веса в решении задач воспитания, а также об условности границ каждого направления, об их взаимопроникновении (например, ученик общеобразовательной школы может получать спортивную подготовку в ДЮСШ). Понятие «физическая культура» относится к понятию «культура» как частное к общему. Другими словами, физическая культура является частью общей культуры народа. Под материальными ценностями понимаются разнообразные сооружения для занятий, специальный инвентарь и оборудование, финансирование, уровень физического совершенства людей (включая их спортивные достижения), под духовными — социальные, специальные научные и практические достижения, обеспечивающие идеологическую, научную и организационную направленность советской системы физического воспитания. Создание и непрерывное развитие этих ценностей немыслимо вне экономического и социально-политического уклада общества. Однако это не лишает физическую культуру относительной самостоятельности, отражающей специфичность явления. Все материальные и духовные ценности составляют не только культурные традиции, помогающие судить о результатах деятельности общества в области физической культуры, но и стимулируют их использование, а следовательно, и дальнейшее пополнение. Создание материальных и духовных ценностей происходит в сфере производства, общественной, научной и педагогической деятельности людей. Использование же ценностей осуществляется, во-первых, в специально организованном педагогическом процессе; во-вторых, в виде занятий физическими упражнениями в бытовых условиях; в-третьих, в различных формах массовых коммуникаций (печать, радио и т. п.). Ценности для физической подготовки детей создаются обществом в целом, а не только работниками народного образования, в то время как используются они только в рамках школы. Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психическую подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях. Следовательно, во-первых, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции. (Здесь и далее речь идет о массовом и детском типах спорта. См. раздел «Спортивная подготовка».) Во-вторых, спорт — это непроизводственная деятельность, т. е. он непосредственно не связан с производством материальных благ. В «детском спорте» оба признака выражаются в том, что спортивная деятельность учеников является внеучебной, не предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, т. е. на сугубо добровольных началах. В-третьих, спорта без интенсивной специальной подготовки нет и не может быть. Характер ее определяется видом спортивной специализации, осуществляемой на базе общей физической подготовки. В «детском спорте» этот признак реализуется полностью, даже с акцентом на более широкую и длительную подготовку. В-четвертых, человек готовится к максимальному проявлению физических и духовных способностей в узко ограниченном и заранее определенном круге двигательных действий. Этот признак остается ведущим и для «детского спорта», ибо понятие максимума относительно: уровень его зависит от индивидуальных возможностей. Тем не менее, чтобы предотвратить неправильное толкование максимума для ребенка, целесообразно говорить об оптимуме. В-пятых, максимальные проявления сопоставляются только в форме соревнований со всеми вытекающими отсюда последствиями (правила, спортивная классификация, поощрения, зрелищ-ность и т. п.). Именно в соревнованиях реализуется престижная функция спорта. Этот признак остается определяющим и для «детского спорта». Изменяются только внешние черты соревнования, но сам дух стремления к сопоставлению своих сил сохраняется. Все признаки, характеризующие спорт в целом, находят отражение и в детском спорте. Его можно определить как разновидность внеучебной деятельности ребенка, состоящей из специальной подготовки и выступлений на соревнованиях для оптимального с учетом возрастных особенностей проявления способностей в заранее определяемых двигательных действиях. Рамки «детского спорта» лимитируются возрастом: от момента, когда разрешается при- ступать к специальной подготовке, до выпуска из общеобразовательной школы. В понятие «юношеский спорт» заложено более узкое содержание. Его границы определяются лишь одной возрастной группой— юношеской. Этот термин условен, так как предполагает участие в спорте и девушек. Школьный спорт по возрастному признаку участников сходен с «детским спортом». Разница же состоит в том, что «детский спорт» организуется школами и внешкольными учреждениями, а «школьный спорт»— только школами. Перечисленные признаки спорта могут в той или иной мере присутствовать и в играх, и в гимнастике, и в туризме. Например, узкая специализация проникла в некоторые игры, в спортивную гимнастику, превратив их в самостоятельные виды спорта. В то же время сам спорт несет в себе отдельные признаки игры (именно поэтому спорт рассматривается как игровая деятельность), широко использует игровой метод. Анализ физической культуры может быть дан и с точки зрения педагогики, где физическое воспитание выступает как деятельная сторона физической культуры. В советской педагогике воспитанием называют целеустремленный процесс воздействия на человека, направленный на развитие у него способностей, отвечающих социально-политическим и нравственно-эстетическим идеалам общества. Воспитание — это область культурной деятельности людей, способ передачи, освоения и совершенствования достижений культуры. Физическое воспитание есть педагогическая система физического совершенствования человека. В процессе физического воспитания используются разработанные комплексы физических упражнений в сочетании с естественными силами природы и гигиеническими факторами для формирования двигательных умений, специальных знаний, воспитания физических качеств и разностороннего морфофункционального совершенствования организма в соответствии с требованиями общества. Другими словами, физическое воспитание как педагогический процесс призвано управлять физическим развитием и физическим образованием людей (см. раздел «Оздоровительные и образовательные задачи советской системы физического воспитания»). Задача физического воспитания состоит в том, чтобы каждый человек освоил доступное ему содержание физической культуры. Следовательно, через физическое воспитание человек превращает общие достижения физической культуры в личное достояние (в виде улучшения здоровья, повышения уровня физического развития и т. п.). В свою очередь изменения личности под воздействием физического воспитания ведут к изменениям содержания физической культуры, влияют на главные результаты физической культуры. Естественно, этот процесс происходит не изолированно от Других сторон воспитания. Физическое воспитание детей есть педагогическая система физического совершенствования ребенка. Физическое воспитание в школе является той же самой педагогической системой, но только осуществляемой в пределах школы, например, на уроках, секционных занятиях и т. д. Физическое воспитание школьников предусматривает различные формы работы с детьми школьного возраста как в пределах школы, так и вне ее. Основные принципы организации физического воспитания в школе изложены в «Положении о физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ». Цель и задачи системы физического воспитания Цель системы физического воспитания выражает ожидаемый результат физического совершенствования населения, ради которого обществом создана система и обеспечено ее функционирование. Ожидаемый результат обусловлен закономерностями развития советского общества. В цели отражается объективная потребность социалистического общества в людях, способных приумножать и защищать его богатства. Целью системы физического воспитания является формирование физически совершенных людей, обладающих духовным богатством, моральной чистотой и способных к долголетнему творческому труду и защите Родины. Данная цель выражает общественные и личные интересы каждого человека нашей страны. Физическое совершенство отражает извечную мечту людей о человеке, наделенном всеми достоинствами, лишенном каких-либо физических недостатков. Задачи советской системы физического воспитания выражают конкретные, соответствующие условиям функционирования системы задания, выполнение которых приближает к цели. Все многообразие задач, которые приходится решать в процессе физического воспитания, составляет три группы: оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Оздоровительные задачи направлены на согласование и соразмерное развитие всех форм и функций организма человека, содействующие укреплению здоровья и совершенствованию физических качеств. Основным результатом решения оздоровительных задач должно быть улучшение физического состояния человека, его физического развития. Физическое развитие есть изменения форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни. На физическое развитие человека оказывают влияние три группы факторов: биологические, климато-географические и социальные. Группу биологических факторов составляют наследственные факторы. (Например, по длине тела родителей можно с долей вероятности судить о возможной длине тела их детей.) В результате действия этих факторов физическое развитие подчиняется естественным законам, постепенной и возрастной сменяемости периодов развития. Группа климато-географических факторов включает те факторы, которые обусловлены климатическими и метеорологическими условиями, характерными для тех или иных географических зон страны, например: короткий световой день и сильные морозы на севере страны, высокая температура воздуха и низкая влажность в некоторых отдаленных районах Средней Азии. К группе социальных факторов относятся условия материальной жизни, трудовой и учебной деятельности, содержание воспитания, включая физическое, и т. п. Действие всех со^ циальных факторов полностью подчинено общественно-экономическому развитию страны. В свою очередь социальные факторы оказывают существенное влияние на действия биологических и климато-географических факторов. Например: улучшение материальных условий жизни — на ускорение прироста длины тела, веса, окружности грудной клетки и пр.; специально подобранные физические упражнения — на ликвидацию отставания в развитии быстроты, силы движений, вызванного неблагоприятными климатическими условиями. Следовательно, хотя физическое развитие может протекать и без физического воспитания, однако только с помощью рационально организованных занятий физическими упражнениями, с учетом, разумеется, биологических закономерностей развития организма можно достичь согласованного и соразмерного развития *всех форм и функций человеческого организма. Оценка физического развития производится путем измерения размеров тела (длины и массы тела, окружности грудной клетки, длины туловища и конечностей и пр.), оценки внешних признаков телосложения (формы грудной клетки, ног, осанки, рельефа мускулатуры, жироотложения, эластичности кожи и пр.), степени полового созревания по внешним признакам, а также путем измерения некоторых функциональных показателей, как, например, жизненной емкости легких, силы отдельных мышечных групп, уровня проявления быстроты, выносливости и подвижности в суставах. Используя все эти показатели физического развития, следует иметь в виду, что их высокий уровень создает лишь предпосылки для хорошего здоровья, высокой работоспособности или высоких спортивных результатов. Можно, например, обладать высоким ростом, хорошей осанкой и не иметь достаточной сопротивляемости к простудным заболеваниям или обладать большой мышечной силой и не уметь выполнять лазанье по канату в три приема. Поэтому при оценке физического развития используется комплекс различных показателей и обязательно в сопоставлении с показателями здоровья, работоспособности и уровнем умений выполнять те или иные действия. В силу того, что физическое воспитание может оказывать существенное влияние на многие из перечисленных признаков, физическое развитие расценивается как одна из функций физического воспитания, по которой судят об эффективности занятий физическими упражнениями. Воспитательные задачи нацелены на всестороннее и гармоническое развитие личности человека в единстве его духовных и физических сил. Физическое воспитание, будучи целостным педагогическим процессом, способно своими специфическими средствами решать общие задачи воспитания (см. «Воспитывающее назначение занятий физическими упражнениями»). Образовательные задачи направлены на формирование определенных систем двигательных умений и навыков, на вооружение специальными знаниями в этой области, в результате чего человек приобретает тот или иной уровень физического образования. Физическим образованием называется процесс и результат овладения специальными систематизированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни. Под специальными понимаются те знания, которые отражают закономерности физического воспитания (см. «Формирование знаний в процессе физического воспитания»). Имеет принципиальное значение не вообще приобретение объема знаний и умений, а именно систематизированных. Определенное содержание системы характеризует направленность и уровень физического образования. В этом смысле можно говорить об общем физическом образовании, получаемом учениками общеобразовательных школ, о специализированном физическом образовании, приобретаемом в процессе спортивной подготовки. (Не путать с физкультурным образованием, которое определяет меру профессиональной педагогической подготовки и может быть средним или высшим, что удостоверяется соответствующим дипломом). Физическое образование предусматривает не только накопление человеком знаний и двигательных умений, но и формирование умений пользоваться ими в жизни (включая умения передавать свои знания и опыт другим) и самостоятельно овладевать физическими упражнениями. Физическое образование человек получает в результате обучения (см. «Обучение физическим упражнениям»). Впервые термин «физическое образование» получил научное обоснование в трудах П. Ф. Лесгафта. Уровень физического образования определяется путем оценки в баллах объема и качества знаний и умений. Объем и качество двигательных умений во многом зависят от уровня физического развития: как правило, чем лучше физическое развитие, тем большими возможностями обладает человек для физического образования. В связи с тем что физическое воспитание является единственным способом получения физического образования, последнее расценивается одной из функций физического воспитания, по которой судят об эффективности занятий физическими упражнениями. Перечисленные задачи советской системы физического воспитания должны решаться комплексно на каждом занятии физическими упражнениями. Реальные педагогические обстоятельства могут временно усиливать необходимость решения тех или иных задач.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.6 (0.011 с.) |