Принципы системы физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы системы физического воспитания



Принципами системы физического воспитания обя­зан руководствоваться каждый учитель физкультуры, какую бы педагогическую задачу он не решал. Можно не сформулировать для конкретного урока, например, оздоровительную задачу, но недопустимо давать ученикам нагрузки, превышающие их воз­можности, т. е. нарушать один из принципов. От деятельности учителя зависит полнота реализации каждого из принципов. Реализация всех принципов осуществляется, во-первых, одновре­менно (а не последовательно), во-вторых, при работе с любыми контингентами занимающихся, в-третьих, с акцентированием од­ного из принципов — в зависимости от конкретных задач образо­вания и воспитания, в-четвертых, с опорой на основы советской системы физического воспитания (см. с. 17—21).

Принцип оздоровительной направленности обязывает учителя так организовать физическое воспитание, что­бы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходи­мо, во-первых, компенсировать недостаток двигательной активно­сти, возникающей в условиях современной жизни; во-вторых, со­вершенствовать функциональные возможности организма, повы­шая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.

Реализуется этот принцип путем выполнения следующих ос­новных требований: 1. Средства и методы физического воспита­ния должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности. 2. Физические нагруз­ки обязаны планироваться в соответствии с возможностями уче­ников. 3. Врачебно-педагогический контроль должен быть обяза­тельным элементом любого учебно-воспитательного процесса. 4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, рациональное ис­пользование солнца, воздуха и воды — все это следует учитывать при организации каждого занятия физическими упражнениями.

Принцип всестороннего развития личности от­ражает цель системы воспитания человека в таком обществе, ко-


торое строится, как писал В. И. Ленин, «для обеспечения... свобод­ного всестороннего развития всех членов общества» (Поли. собр. соч.—Т. 6.—С. 232).

В физическом воспитании этот принцип предусматривает вы­полнение двух основных требований: 1. Решение задач физиче­ского воспитания должно осуществляться в органической связи с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием (см. «Воспитывающее назначение занятий физическими упражне­ниями»). 2. Содержание физического воспитания следует плани­ровать таким образом, чтобы обеспечивалось согласованное и соразмерное развитие всех физических способностей, достаточно разностороннее формирование двигательных умений и вооруже­ние специальными знаниями.

Принцип связи с трудовой и оборонной практи­кой выражает прикладную направленность всей системы воспи­тания, призванной, как писал В. И. Ленин, воспитывать «...всесто­ронне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать» (Поли. собр. соч.— Т. 41.— С. 33). В этих словах отражено един­ство личных и общественных интересов: получение человеком все­сторонней подготовки удовлетворяет не только его личные, по­требности, но и запросы социалистического производства и во­оруженных сил. Связь физического воспитания с жизнью отраже­на в физкультурном комплексе «Готов к труду и обороне СССР».

Реализация этого принципа осуществляется через выполнение следующих требований: 1. Содержание физического воспитания должно предусматривать формирование прежде всего жизненно важных двигательных умений в ходьбе, беге, прыжках, плавании и т. п. Это требование воплощено в содержании комплекса ГТО и учебных программ по физическому воспитанию. 2. Всесторонним физическим воспитанием необходимо создавать настолько широ­кую физическую подготовленность человека, чтобы его общий уро-вень физической работоспособности позволял осваивать самые разнообразные трудовые и военные действия. 3. Максимально использовать занятия физическими упражнениями для трудового и патриотического воспитания.

Формирование и выдвижение принципов советской системы физического воспитания не означает, разумеется, их возможности автоматически претворяться в жизнь, реализовываться в педагоги­ческой практике. Необходимы условия для их реализации, соот­ветствующая экономическая, материально-техническая, социаль­ная и культурная база. Практическая деятельность по их реали­зации должна быть адекватна этой базе. В противном случае прокламируемые принципы могут превратиться в утопические призывы. Так, лозунг превращения массовой физической культу­ры во всенародную, имевший место в недавнем прошлом ввиду отсутствия надлежащей материальной базы, инвентаря, разви­тых физкультурных потребностей у значительной части населения, все в большей степени профанировался, толкая физкультурных работников на путь очковтирательства и приписок.


Основы системы физического воспитания

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Система физического воспитания тесно связана с другими социально-экономическими системами общества: экономикой, по­литикой, наукой и культурой. Будучи одной из сфер проявления общественных отношений, она развивается под влиянием изме­нений, происходящих в данных системах.

Объективной основой этих связей является включенность си­стемы физического воспитания в общественное производство. Однако воздействие на общественное производство она оказывает косвенным путем. Система не участвует непосредственно в созда­нии общественного продукта. Но она оказывает на эту сферу опо­средованное воздействие через субъекта производственных отно­шений — человека.

Своими различными формами система физического воспитания включена во все основные виды социальной деятельности челове­ка. Она удовлетворяет не только его биологические потребности в движении, но и социальные — формирование личности, совершен­ствование общественных отношений.

Разумеется, физическое развитие человека, подчиняясь биоло­гическим законам, может осуществляться и естественным путем. Но уровень двигательной активности современного человека недо­статочен для того, чтобы можно было обеспечить его физические возможности на должном уровне. Реализуя свои специфические функции, система физического воспитания способна полностью удовлетворять потребности людей в двигательной активности, обеспечивая тем самым высокий уровень здоровья и физической дееспособности.

Реализуя свои воспитательно-педагогические функции, система физического воспитания способна решать задачи нравственного, эстетического, трудового, интеллектуального развития, достигая успеха там, где оказываются неэффективными другие воспита­тельные системы.

Вместе с тем в самой системе физического воспитания полу­чает отражение все то, что связано с социальной, экономической и духовной жизнью общества. Чем выше уровень социально-эко­номического развития общества, тем полнее представлены ценно­сти физической культуры в образе жизни его граждан, выше доля национального дохода, расходуемого на цели физического воспитания, выше уровень здоровья и долголетия людей.

ЕолгоградскиЗ 2 Заказ № 1180 | Г^л..1'С'Г.;?'С1';<Д ("иГ *,■.*, СгРа'флмоЕич ЕЯ5ЛИО1ЕКА

Признавая огромное значение физического воспитания в деле формирования всесторонне развитой личности, Коммунистическая партия и Советское государство на различных этапах развития советского общества неоднократно обращались к этим вопросам (см. соответствующие постановления 1925, 1929, 1948, 1959, 1966, 1981 гг.). Разумеется, содержание постановлений отражало теку­щую политическу ю ситуацию, приорите т в которой отдавался


жесткой централизации управления и контролю, что не всегда благоприятно сказывалось на развитии советского физкультурного движения.

Система физического воспитания является развитой сферой экономических отношений. Будучи сложной по своему организа­ционному строению (сочетание принципов государственного и об­щественного руководства), она сочетает в себе и различные по происхождению источники финансирования и материально-техни­ческого обеспечения: государственный бюджет, общественные фонды, средства предприятий, профсоюзов, кооперативных об­ществ.

В экономическом плане система выступает как отрасль на­родного хозяйства, включающая в себя развитую сеть производств материального и нематериального характера. В сфере материаль­ного производства труд работников отрасли имеет материальную, вещественную форму: спортивные сооружения, инвентарь, обувь, одежда. Но эта сфера носит обслуживающий характер по отно­шению к главной сфере системы физического воспитания — непро­изводственной, направленной на физическое совершенствование человека.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Советская система физического воспитания опирается на оп­ределенную совокупность нормативных актов, регулирующих ее функционирование. Эти акты имеют различную юридическую силу (законы, постановления, указы, инструкции). Особое место среди них занимает Конституция СССР (статьи 24, 25, 41, 51), в кото­рой закреплено право советских людей на физическое воспитание. Имеются и другие нормативные документы, определяющие дея­тельность организаций и учреждений, обеспечивающих физиче­ское воспитание (детские сады, школы, ПТУ, вузы и т. д.).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Методические основы раскрываются в закономерностях физи­ческого воспитания и соответствующих им рекомендациях по реа­лизации принципов обучения и воспитания, а также по использо­ванию средств, методов и форм организации занятий в каждой социальной группе населения.

В методических основах выражается характерная черта совет­ской системы физического воспитания—ее научность. Исходные теоретические положения и способы их практической реализации разрабатываются с опорой на фундаментальные науки (филосо­фию, социологию, педагогику, психологию, биологию и др.) целым комплексом специализированных теоретических и спортивно-педа­гогических наук (см. «Теория и методики физического воспитания как научная и учебная дисциплина»),


ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ

Программно-нормативные основы раскрываются в трехступен­чатой системе взаимосвязанных нормативных требований к уров­ню физического развития и физического образования населения.

Единые государственные программы физиче­ского воспитания определяют обязательный минимум фи­зического воспитания, осуществляемый в яслях, детских садах, общеобразовательных школах, в средних специальных и высших учебных заведениях. В этих программах установлены основные средства физического воспитания и нормативные требования к показателям физического развития и физического образования с учетом возраста, пола и типа учебного заведения.

Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» является программно-норматив­ной основой требований к физической подготовке учащейся, сту­денческой и трудящейся молодежи, определяющей уровень физи­ческой готовности молодежи к труду и обороне Родины. Комплекс охватывает лица обоего пола в возрасте от 7 до 60 лет. Часть средств и некоторые нормативные требования комплекса ГТО входят в единые государственные программы физического воспи­тания. В этом проявляется их взаимообусловленность.

Поступательное развитие советской системы физического во­спитания сопровождалось изменением содержания, структуры и нормативных требований комплекса ГТО. В этих изменениях от­ражались прежде всего объективные условия жизни, трудовой деятельности населения страны, реальный уровень физических возможностей всех социальных групп населения. Действующий комплекс состоит из шести ступеней, включающих девять возраст­ных групп. В соответствии с возрастными возможностями челове­ка нормативные требования возрастают в каждой очередной сту­пени вплоть до возраста, когда начинает происходить естественное снижение физических возможностей человека. Нормативные тре­бования каждой ступени определяют, во-первых, количественные критерии достижений в некоторых наиболее важных для человека действиях (бег, прыжки и пр.); во-вторых, круг жизненно важных двигательных умений, необходимых человеку для полноценной жизнедеятельности; в-третьих, объем теоретических сведений об основных положениях советской системы физического воспитания, о правилах личной и общественной гигиены, о приемах защиты от оружия массового поражения. В соответствии с возрастными воз­можностями некоторые ступени комплекса требуют выполнения определенного спортивного разряда по любому виду спорта.

Единая всесоюзная спортивная классифика­ция является высшей заключительной ступенью программно-нор­мативной основы советской системы физического воспитания. Она является самобытной особенностью отечественного спорта, уста­навливающей единые для всех спортивных организаций страны принципы и правила присвоения спортивных разрядов и званий,


а также единые в каждом виде спорта нормативные требования к подготовленности спортсменов. Главное назначение спортивной классификации состоит в том, чтобы содействовать массовости спорта, всестороннему воспитанию спортсменов, повышению каче­ства их подготовки и на этой основе достижению высших спортив­ных результатов.

Состав видов спорта и нормативные требования в отдельных видах спорта пересматриваются примерно через каждые четыре года, как правило, в первый послеолимпийский год. Таким обра­зом создается требуемая перспектива развития каждого вида спорта к очередным Олимпийским играм.

Спортивные разряды и звания установлены для тех видов спорта, которые имеют официальные правила и календарь сорев­нований. В их число вошли виды, получившие международное признание, национальные виды спорта народов нашей страны, а также военно-прикладные и профессионально-прикладные виды спорта.

В спортивной классификации предусмотрены два вида норма­тивных требований: разрядные нормы для видов спорта, в кото­рых результаты оцениваются по объективным показателям (в ме­рах времени, веса, расстояния и т. п.), и разрядные требования для видов спорта, в которых достижение оценивается по факту и значению победы, одержанной в соревновании лично или в соста­ве команды (бокс, спортивные игры и т. п.). Для некоторых ви­дов спорта (лыжный, велосипедный и т. п.) введены одновремен­но и разрядные нормы и разрядные требования.

Положением о Единой всесоюзной спортивной классификации предусмотрены правила, обязывающие спортсмена повышать свою теоретическую подготовку и общую физическую подготовку. Это создает условия для всестороннего развития человека и устанав­ливает преемственность с комплексом ГТО.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

Организационные основы советской системы физического во­спитания представляют собой органическое сочетание государст­венных и общественно-самодеятельных организационных форм и органов управления. Это сочетание опирается на единую цель со­ветской системы физического воспитания, ее задачи, на единые принципы, идеологические, методические и программно-норматив­ные основы, а также на практическое взаимодействие государст­венных и общественных учреждений страны, которые осуществ­ляют, контролируют и направляют развитие физической культуры. Подобное единство государственных и общественных форм, прису­щее системе физического воспитания, обеспечивается финанси­рованием строительства и эксплуатации спортивных сооруже­ний, изготовления бесплатного или частично платного исполь­зования оборудования и инвентаря, государственной системой подготовки квалифицированных специалистов, функционированием


врачебно-физкультурной службы, а также неуклонным увеличе­нием свободного времени трудящихся как непременного условия для занятий физическими упражнениями.

Учреждения, организации и коллективы, осуществляющие фи­зическое воспитание тех или иных контингентов населения, при­нято называть звеньями советской системы физического воспи­тания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.024 с.)