Основные направления системы физического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления системы физического



Воспитания

Преимущественное решение тех или иных педагогических за­дач позволяет выделить три основных направления в физическом воспитании.

ОБЩЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Общее физическое воспитание направлено на укрепление здо­ровья и поддержание работоспособности в учебной или трудовой деятельности. В соответствии с этим содержание физического во­спитания ориентировано на овладение жизненно важными двига­тельными действиями, согласованное и соразмерное развитие си­лы, быстроты, выносливости, ловкости и подвижности в суставах. Общее физическое воспитание создает тот обязательный мини­мум физической подготовленности человека, который необходим для нормальной жизнедеятельности, для специализации в любом виде профессиональной или спортивной деятельности. Оно осу­ществляется в дошкольных учреждениях, на уроках физического воспитания в общеобразовательных школах, в секциях (группах) общей физической подготовки и группах ГТО, в группах здоровья и др.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Физическое воспитание с профессиональной направленностью призвано обеспечивать тот характер и уровень физической готов­ности, который необходим человеку в конкретном виде трудовой или военной деятельности (в этом значении говорят о специаль­ном физическом воспитании учителя общеобразовательной школы, о специальном физическом воспитании космонавта и т. д.). Физи­ческое воспитание, направленное на подготовку человека к изб­ранной им профессии в трудовой или военной деятельности, при­нято называть физической подготовкой, а результат по­добной подготовки, выраженный в определенном характере и уровне физической готовности осваивать избранную профессию и эффективно трудиться,— физической подготовленно­стью.


Содержание физической подготовки и физической подготов­ленности всегда обусловлено требованиями конкретного вида про­фессиональной деятельности. Поэтому и физические упражнения для занятий подбираются такие, которые в наибольшей степени содействовали бы формированию трудовых умений, соответство­вали условиям настоящей или будущей трудовой деятельности. Физическая подготовка осуществляется в специальных средних и высших учебных заведениях и в Советской Армии (см. «Плани­рование учебной работы», главы VIII, IX, X, XI).

Возможность использования физического воспитания для подготовки чело­века к труду основана на наличии значительной общности требований, которые предъявляют к человеку труд и физическое воспитание. Самым общим основа­нием такой взаимосвязи служит то, что и то и другое являются разновидно­стями человеческой деятельности и направлены на удовлетворение физических и духовных потребностей человека, имеют общую социальную направленность. Трудовая деятельность направлена на создание экономической базы социализ­ма. Физическое воспитание содействует подготовке человека к трудовой дея­тельности путем укрепления его здоровья, развития способностей, необходимых для успешного овладения избранной профессией и достижения в ней высокого мастерства, а также подготовки к службе в Советской Армии.

Общность между трудовой деятельностью и физическим воспитанием мож­но проследить по следующим моментам:

1. Как в процессе трудовой деятельности, так и в физическом воспитании овладение двигательными действиями достигается за счет активного взаимодей­ствия индивидуальных свойств личности. 2. В обоих видах деятельности чело­век действует в коллективе. В функционировании трудового и спортивного коллективов есть много общего: наличие цели, задач, прав и обязанностей членов коллектива, режима деятельности и взаимоотношений между людьми. 3. Обучение двигательным действиям и воспитание человека как в трудовой деятельности, так и в процессе физического воспитания осуществляются на основе одних и тех же закономерностей: теории познания, теории образования временных условных связей, теории информации и теории произвольных движений. 4. Овладение мастерством в трудовой деятельности и успех в физическом воспитании зависят от одних и тех же условий: созна­тельного и активного отношения к избранной деятельности, удовлетворенности результатами своей деятельности, характера общения, осознания своего места в коллективе, состояния здоровья, физической и умственной работоспособности, опыта, уровня развития способностей.

При определенных условиях результаты физического воспитания по меха­низму положительного переноса могут благоприятно сказываться на успехах в учебе. Перенос эффекта от занятий физическими упражнениями на трудовую деятельность возможен и по навыку, и по линии индивидуальных свойств лич­ности.

Большие возможности положительного переноса эффекта от занятий физи­ческими упражнениями на трудовую деятельность заложены в полиструктур­ности и полифункциональности физических упражнений и трудовых двигатель­ных действий. Полиструктурность физических упражнений и трудовых двига­тельных действий проявляется в том, что отдельная мышечная группа (орган, система организма и т. д.) может обеспечивать разнообразные двигательные действия. Полифункциональность обусловливает выполнение каждого из них за счет активизации функций многих органов и систем организма, психических и личностных свойств человека. С одной стороны, одни и те же функции орга­низма (психические процессы, личностные свойства человека) можно разви­вать с помощью разных физических упражнений, с другой — с помощью даже одного упражнения, но различными способами его выполнения можно развить многие функции организма.

Перенос по виду может быть прямым и опосредованным, а по качеству — положительным и отрицательным. Примером прямого положительного перено-


I


са служит облегчающее влияние координации движений, развитой в процессе занятий специальными физическими упражнениями, на быстроту овладения навыками управления самолетом, наземными транспортными средствами и др. Прямой отрицательный перенос в этих видах профессиональной деятельности наблюдается в неоправданно резких движениях руками у боксеров, ногами у футболистов. Эти недостатки остро проявляются в сложной ситуации полета или дорожной обстановки, при внезапно складывающихся трудных обстоятель­ствах.

Опосредованный перенос с положительным эффектом наблюдается в улуч­шении оперативного и тактического мышления у представителей водительских профессий в результате преднамеренного развития у них спортивными играми способности распределять и переключать внимание. Примером опосредованного переноса с отрицательным эффектом служит затрудняющее влияние односто­роннего развития мышечной силы у тяжелоатлетов на координирование движе­ний, на способность распределять' и быстро переключать внимание, а следова­тельно, и на успешность овладения навыками в тех профессиях, где эти способ­ности являются ведущими (например, при управлении транспортными средствами).

Отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями на прояв­ление определенных способностей в трудовой деятельности компенсируется развитием других способностей. Например, отрицательное влияние занятии футболом, боксом, тяжелой атлетикой на успешность овладения навыками управления самолетом на начальном этапе обучения компенсируется за счет развития уверенности в своих силах, эмоциональной устойчивости и воли, высокой работоспособности в условиях укачивания и перегрузок. Более того, лица, занимавшиеся этими видами спорта, в конечном итоге, на 15—20% быстрее и качественнее овладевают техникой пилотирования самолета, вожде­нием наземных транспортных средств, с более высокими общими показателями оканчивают учебные заведения по сравнению с лицами, активно не занимаю­щимися спортом.

Чтобы добиться возможно большей величины переноса эффекта от заня­тий физическими упражнениями на трудовую деятельность, надо: а) ознако­мить занимающихся с явлением переноса и его видами, с возможностью разви­тия профессионально важных способностей в процессе занятий физическими упражнениями, сформировать у них сознательное и активное отношение к физическому воспитанию с профессиональной направленностью; б) подбирать такие упражнения, которые бы по структуре движений, физиологическому и психологическому обеспечению были возможно более близкими к структуре профессиональных двигательных действий; в) обучение специальным упражне­ниям доводить до уверенного выполнения; г) использовать возможно больший арсенал физических упражнений.

Одним из главных условий эффективности использования физических упраж­нений для содействия овладению профессией является своевременное изучение, развитие и прогнозирование общих и профессиональных способностей будущих тружеников.

Основным средством и методом изучения и развития способностей явля­ются физические упражнения. Эффективность их применения основывается на следующих положениях:

1. Физические упражнения должны быть близки по психомоторной струк­туре к избранному виду профессиональной деятельности и воздействовать на любую функцию организма избирательно и строго дозированно. Только в этом случае ответная реакция на выполненное упражнение станет объективным показателем состояния профессиональных способностей. 2. Физические упраж­нения, применяемые как контрольные, должны отвечать всем требованиям стандартизации тестов.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СО СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Физическое воспитание со спортивной направленностью обес­печивает возможность специализироваться в избранном виде фи-


знческих упражнений и достигать в них максимальных результа* тов. Физическое воспитание, направленное на подготовку к высоким достижениям в избранном виде спорта, называют спортив­ной тренировкой. Спортивная тренировка вместе со спортив­ной ориентацией и отбором, теоретическими занятиями спортсме­на, восстановительными мероприятиями и т. п. составляют то, что принято называть спортивной подготовкой. В спортивной тренировке условно выделяют отдельные ее стороны, в том числе физическую подготовку, которая обеспечивает высокий уровень функциональных возможностей организма и укрепление здоровья спортсмена для максимальных достижений в избранном виде спорта. Следовательно, физическая подготовка в спортивной тре­нировке также имеет специализированный характер, ибо ее содер­жание связано с требованиями конкретного вида спорта. Спор­тивная подготовка осуществляется на общественно-самодеятель­ных началах в соответствующих звеньях советской системы (см. «Спортивная подготовка»).

Все три направления подчиняются единой цели, общим зада­чам и принципам советской системы физического воспитания. Раз­личие же состоит лишь в преимущественном решении частных задач. Например, задача достижения спортивного мастерства, ре­шаемая в процессе спортивной тренировки, должна опираться на реализацию широкого круга оздоровительных, воспитательных и образовательных задач, обеспечивающих подготовку человека к трудовой и военной деятельности. В практике физического воспи­тания все эти направления тесно переплетаются; так, студент ин­ститута, получив общее физическое воспитание в общеобразова­тельной школе, в стенах института проходит обязательный курс физического воспитания с профессиональной направленностью и одновременно в свободное время может заниматься спортивной подготовкой.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Теория и методики физического воспитания как профилирую­щая научная и учебная дисциплина формирует ту систему фунда­ментальных знаний, которая определяет профессиональную дея­тельность в области физического воспитания. Знание учителем теории и методик физического воспитания является ведущим ус­ловием развития его педагогического мышления, творческого ре­шения проблем физического воспитания на любых его уровнях и при разнообразных формах, позволяет ему направленно осваи­вать новые сведения, критически воспринимать те или иные тео­ретические положения и практические действия, правильно оцени­вать роль смежных научных дисциплин в реализации задач физического воспитания, создавать основу для личного педагоги­ческого творчества.


Предметы изучения и преподавания

Каждая область знаний как конкретная научная и учебная дисциплина имеет право на самостоятельное существование толь­ко в том случае, если обладает своим собственным, только ей присущим предметом изучения. Предметом изучения называется объект и субъект исследования, свойственные той или иной науч­ной дисциплине. Накопленные в результате изучения сведения формируются в определенную систему и образуют особую учеб­ную дисциплину — предмет преподавания.

В науке о физическом воспитании под объектом исследования понимается тот или иной изучаемый педагогический фактор (си­стема физических упражнений, метод обучения и т. д.), а под субъектом — человек, у которого изучается реакция на выполне­ние физических упражнений. Таким образом, в любом педагоги­ческом исследовании объект изучения не может существовать изолированно от субъекта, и наоборот.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.012 с.)