Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники и этапы развития теории и методики физического воспитания

Поиск

Каждая вновь возникшая область науки начинала свое развитие с накопления фактического материала, описания и классификации явлений, например химия — с открытия химических элементов и описания их свойств, биология — с изучения отдельных организмов и их видов, их классификации и систематизации. На более высоком уровне развития знаний, когда был накоплен достаточный материал, наука получила возможность открывать законы и формулировать обобщающие теории.

Ярким примером подобного пути, пройденного наукой в процессе ее развития, является теория и методика физического воспитания (ТиМФВ).

Анализ истории возникновения ТиМФВ как науки позволяет выделить несколько этапов.

Первый этап — эмпирические знания о влиянии двигательных действий на организм, полученные человеком в результате повседневной деятельности. Накопление эмпирических знаний привело к осознанию "эффекта упражняемости" и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений и вместе с тем всей системы физического воспитания.

Второй этап — создание первых методик по физическому воспитанию — охватывает периоды рабовладельческих государств Древней Греции и средние века. Создание тех методик происходило на основании опыта, накопленного педагогами, врачами, философами, "эффекта упражняемости", но без учета физиологического воздействия физических упражнений на организм человека.

Примером этому могут служить системы воспитания молодежи в древнегреческих городах Спарте и Афинах, древней Персии, Египте. Первоначально развивались частные методики — оптимальные способы обучения конкретным действиям; владению орудиями труда, охоты, войны, выполнению отдельных упражнений — плаванию, фехтованию, метанию копья, борьбы и т.п. Появились первые пособия по гимнастике, верховой езде, фехтованию и т.п. По мере накопления опыта и осознания значения воспитания для духовного и физического формирования человека возникла наука педагогика, которая на первых порах своего развития занималась вопросами умственного и физического (телесного) воспитания. Развитие знаний и выяснение специфики процесса физического воспитания определило существенное отличие его целей, принципов, средств, методов от умственного воспитания, что послужило выделению его в самостоятельную область знаний — науку о собственно физическом (телесном) воспитании.

Третий этап. Развитие частых методик обнаружило, что в основе их осуществления лежат общие фундаментальные закономерности. Так, методика обучения гимнастике, легкоатлетическим и другим упражнениям имеет в своей основе общие закономерности формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств и общие закономерности управления этими процессами. Таким образом, осуществилась интеграция научных знаний в единую теорию и методику физического воспитания, что можно обозначить как третий этап развития, который охватывает период от эпохи Возрождения до конца XIX ст.

Теория и методика физического воспитания могла появиться только тогда, когда человечеством был накоплен достаточный опыт в этой области. Первоначальные сведения уже появились в Древней Греции и в других государствах, когда врачи, педагоги, философы делали обобщающие выводы о средствах и методах физического воспитания.

В XVI—XVII ст. их стремление познать природу человека, его социальную роль в обществе, проблемы воспитания личности приводят к осознанию важности физического воспитания. Создаются различные системы взглядов (теории), касающиеся педагогических и социологических аспектов физического воспитания.

Теория Яна Амоса Коменского (1592—1670) базировалась на убеждении, что занятия физическими упражнениями должны проводиться на основе трудовых умений ребенка и способствовать подготовке его к жизни, обеспечивая его физическое и нравственное воспитание.

Взгляды Джона Локка (1632—1704), изложенные в книге "Мысли о воспитании детей" (1693), сводились к воспитанию здорового джентльмена, способного достичь личного благополучия.

Система физического воспитания Жана Жака Руссо (1712—1778) отличалась уже дифференцированным воспитанием мальчиков и девочек. Он считал, что мальчиков с малых лет следует закалять, купать в холодной воде, приучать к физическим упражнениям для развития силы и воспитания воли. Физическое воспитание девочек должно ограничиться развитием легкости, изящества, грации движений.

Генрих Песталоцци (1746—1827) стремился посредством гармонического развития физических, умственных и нравственных способностей улучшить положение трудящихся, особенно крестьян.

Немецкие ученые К. Маркс и Ф. Энгельс обращают внимание на физическое воспитание как часть всестороннего гармоничного воспитания личности и определяют его место в коммунистическом воспитании. Это на долгие годы, вплоть до 90-х годов XX ст. определило методологические изыскания множества ученых в разных странах.

Четвертый этап — создание теории и методики физического воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины в России охватывает период с конца XIX ст. до 1917 г.

Большой вклад в развитие ТФВ внесли ученые П.Ф. Лесгафт (1837-1909), Г. Демени (1850-1917) и др. В трудах П.Ф. Лесгафта теория физического воспитания базировалась на процессе обучения физическим упражнениям, что позволило разработать "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста". Он стремился обосновать систему физического воспитания согласно физиологическим закономерностям и возрастным особенностям занимающихся, что послужило основанием для формирования педагогических принципов последовательности, постепенности. Гармоничности физического развития. Г. Демени, разрабатывая систему обучения движениям, обращал внимание на последовательность перехода от простых упражнений к сложным, от более легких к более трудным, от известных к неизвестным. Им была предложена классификация физических упражнений по координационной структуре и т.п. Естественно, что эти теории, как в педагогическом, так и в социологическом аспекте отражали экономические, политические, культурные условия жизни общества и определенные философские и научные концепции.

Пятый этап интенсивного развития науки о физическом воспитании начался после 1917 г. в России, в направлении биологического обоснования двигательной активности, педагогических принципов их использования и социальной обусловленности физического воспитания как составной части воспитания строителей коммунизма.

Работы физиологов И.М. Сеченова (физиология нервной системы, дыхания, утомления, природа произвольных движений и психических явлений), И.П. Павлова (физиология высшей нервной деятельности, жизнедеятельности целостного организма во взаимосвязи с внешней средой), Н.Е. Введенского и А.А. Ухтомского (процессы возбуждения и торможения нервной и мышечной ткани), Н.А. Бернштейна (физиология построения движений), Г.В. Фольборта, Д.В. Дилла (развитие процессов утомления и восстановления) и других ученых легли в основу обоснования педагогических закономерностей физического воспитания, обоснования теории обучения двигательным действиям, развития двигательных качеств уже не только для гармоничного их развития, но и для спортивного совершенствования. В 50—60-е годы XX ст. особенно интенсивно стали развиваться специализированные разделы биологических дисциплин, обосновывающие систему подготовки спортсменов (спортивная физиология, биомеханика, биохимия и др.). Возникла объективная необходимость интеграции знаний, относящихся к подготовке спортсменов, накопленных в различных областях науки. В результате дифференциации знаний в теории и методике физического воспитания выделилась наука о спорте. Катализатором ее ускоренного развития, особенно в последние десятилетия, оказался спорт высших достижений, стремительно прогрессирующий в русле олимпийского и профессионального международного спортивного движения. Он стал своего рода естественной лабораторией, сосредоточившей крупные исследовательские ресурсы на поиске новых путей выявления и максимального развития способностей человека. Теория спорта оформилась в настоящее время во многих странах мира как профилирующий предмет профессиональной подготовки специалистов по спорту.

Одновременно шло формирование и обобщающей дисциплины, осуществлялась попытка интеграции научных знаний в "Теорию физической культуры".

Первым учебным пособием по "Теории физической культуры" было руководство, изданное Г.А. Дюпероном в 1926 г. В трактовку физической культуры автор включает не только выполнение физических упражнений в специально отведенное время, но и все области жизни, которые могут отразиться на состоянии тела и входят в круг физической культуры: сон, питание, одежда, способы работы, гигиена, закаливание, массаж и др.

Задачами физической культуры Г.А. Дюперон считал: "излечение больного организма; укрепление и предохранение развивающегося и слабого организма; поддержание в здоровье и совершенствование нормального организма".

Первая задача физической культуры является областью врача и "врачебной гимнастики".

Вторая задача конкретизируется такими положениями:

а) охрана и усиление естественного хода развития человека в детском и юношеском возрастах;

б) охрана и усиление естественного хода жизни человека в зрелом возрасте;

в) исправление некоторых недостатков» организма, прирожденных или приобретенных.

Третья задача конкретизируется:

а) развитием мышечной силы;

б) совершенствованием нервной системы и органов чувств; воспитанием психических качеств — мужества, отваги, чувства красоты и т. д.;

в) приобретением жизненно полезных и профессиональных навыков.

Еще в 1925 г. теоретиками физической культуры во главу угла физически культурного индивида поставлено его физическое, психическое и социальное здоровье. Через 50 лет Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов".

Неполнота исходных фактических материалов и некоторые другие причины помешали тогда сформировать теорию физической культуры как целостную научную дисциплину. Развитие получила только ее часть, теория и методика физического воспитания, которая по схеме Г.А. Дюперона имела такую структуру:

а) как устроен человек и как живет и работает его организм;

б) точная цель применения всякого упражнения;

в) сущность каждого упражнения и его действие на организм;

г) как надлежит практически применять каждое физическое упражнение;

д) в каких условиях его надлежит применять.

Следующий этап интеграции знаний в общую теорию физической культуры относится к 1970-м годам XX ст. Формирование обобщающей теории физической культуры происходит в условиях активной разработки теории культуры в целом рядом ученых — таких, как В.М. Выдрин, Б.В. Евстафьев, Ю.М. Николаев, Н.А. Пономарев, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров и др. Существенное влияние на формирование теории физической культуры оказывает развитие социологии, антропологии, социальной психологии, общей теории воспитания и других наук. Ведущим теоретиком и интегратором научных знаний в области физической культуры является профессор Л.П. Матвеев.

По своему основному содержанию общая теория физической культуры относится к общественным гуманитарным наукам, поскольку ее интересует человек и социальные факторы его направленного развития и воспитания. Вместе с тем в ней широко представлено естественнонаучное содержание, так как она ориентирована на познание особенностей физической культуры как специфического фактора совершенствования естественных (природных) качеств и способностей человека, оптимизации его физического состояния и физического развития.

По определению Л.П.Матвеева, теория физической культуры (ее общие основы) есть интегративная система научных знаний о сущности физической культуры, взятой в целом, об общих закономерностях ее функционирования, направленного использования и дальнейшего развития, прежде всего в системе факторов воспитания, социального формирования личности и оптимального развития жизненных сил человека".

Влияние социальных, политических и идеологических условий 70—80-х годов XX ст. привело к развитию и трактованию теории физической культуры как одного из действенных способов воспитания "строителя коммунизма" — гармонично развитой и социально активной личности, готовой к труду и обороне общества коммунистического типа. На первом месте рассматривались задачи тоталитарного государства: человек должен подготовить себя для труда на благо государства и к защите государства и ради этого поддерживать свою готовность как можно дольше. Отсюда и название нормативных комплексов "Готов к труду и обороне". Первоначальная идея теории физической культуры Дюперона как культуры тела и здоровья человека растворилась в идеологизации и политизации науки. Пренебрежение приоритетами интересов личности при всей доступности средств и форм физической культуры не привело ко всеобщему здоровью нации. Нельзя насильно сделать человека здоровым и счастливым.

Состояние здоровья человека формируется его наследственностью и условиями жизни. Поскольку дети не только наследуют болезни родителей, но и приобретают еще свои, то на протяжении жизни двух—трех поколений при неблагоприятных социально-экономических условиях государства и жизненных условиях населения происходит снижение уровня физического и психического здоровья общества в целом.

Прогрессивные ученые в области медицины начинают обращать внимание на здоровье человека не со стороны наличия или отсутствия у него болезни, а меры здоровья, жизненных сил, позволяющих ему обеспечивать свою жизнедеятельность и противостоять неблагоприятным условиям окружающей среды и возникновению заболеваний. Основным средством повышения адаптационных возможностей организма выступает двигательная активность человека, которая позволяет повысить энергопотенциал биосистемы до уровня, выше которого у индивидов практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания (Апанасенко, 1992).

Вопросами здорового образа жизни, здоровья и двигательной активности начинают заниматься медики, что обусловило появление новой науки — валеологии (valeo — здравствовать, быть здоровым) фактически.

По мере того как возрастали потребности в физическом воспитании определенных возрастных групп людей, поднималось его общественное значение, выделился ряд социально важных компонентов и форм использования физической культуры. Это — повседневно бытовые формы самостоятельного приобщения людей к физической культуре, производственная физическая культура, рекреационная, реабилитационная и другие формы физической культуры, все больше заполняющие бюджет свободного времени, режим отдыха и культурной деятельности населения.

Шестой этап развития ТМФВ можно отнести к 90-м годам XX ст. Приоритеты личностных потребностей в области государственной политики дали новый виток в развитии физического воспитания. На протяжении столетий средства физического воспитания в основном носили прикладной характер (трудовой, военный), что обусловило выделение классических видов спорта: легкой атлетики, гимнастики, плавания, фехтования, стрельбы, борьбы и т.п.

Необходимость проведения активного развлекательного досуга привела к развитию игровых видов, привлекающих людей постоянно меняющейся ситуацией, игровой интригой — игры с мячом: волейбол, баскетбол, футбол, теннис и др. До 1990-х годов эти традиционные виды широко внедрялись в физическом воспитании всех возрастных групп населения в обязательные и добровольные формы занятий.

В начале 1990-х годов на базе традиционных видов спорта начали интенсивно развиваться новые виды двигательной активности. Спрос населения на рекреационные развлечения и оздоровление с использованием двигательной активности развивает предложение. Открытие физкультурно-оздоровительных групп на коммерческой основе вызывает естественную конкуренцию и желание предложить что-то новое, отличное от того, что уже есть. Занятия физическими упражнениями в определенных слоях общества переходят из разряда скучных и обязательных в разряд модных, элитарных. Таким образом, интенсивно развивается методика использования традиционных видов гимнастики, акробатики, плавания, тяжелой атлетики в рекреационно-оздоровительных целях, что приводит к привлечению из-за рубежа новых технологий в виде современных тренажерных устройств, новых видов двигательной активности — аэробики, шейпинга, степ-аэробики, слайд-аэробики и др. На основе интеграции различных видов упражнений возникают новые их виды: сочетание аэробики и плавания — аквааэробика, велосипеда и гимнастики — велокинетика, акробатики и упражнений со скакалкой — роуп-скиппинг и т.п.

Интенсивное развитие методики физического воспитания опережает теорию, которая должна подвести научную базу, выявить общие и специфические закономерности влияния новых видов двигательной активности на организм человека, определить возможность их применения в различные возрастные периоды, способы дозирования нагрузок, нормы. Данное состояние науки теории и методики физического воспитания характеризуется интенсивным путем развития.

Теория и методика физического воспитания тесно связана с рядом научных дисциплин. Любая наука не может полноценно развиваться, ограничившись результатами только собственного предмета исследования. Теория и методика физического воспитания решает специальные педагогические проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тесно связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Философия дает для нее методологическую основу познания, опираясь на которую ученые получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области общей физической культуры, проникать в сущность проблемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности ее функционирования и перспективы развития в обществе.

Связь с биологическими науками продиктована необходимостью изучения реакций организма занимающихся на воздействие средств физического воспитания, что определяет развитие адаптации. Только учитывая анатомические, физиологические и биохимические закономерности, протекающие в организме человека, можно эффективно управлять процессом физического воспитания.

Особенно тесные контакты теории и методики физического воспитания со всеми спортивно-педагогическими дисциплинами. Частные дисциплины опираются на общие положения, разрабатываемые теорией и методикой физического воспитания, а получаемые ими конкретные данные являются материалом для новых обобщений. В процессе своего развития из общей теории исключились частные закономерности, которые становились предметом специальных наук — науки о гимнастике, легкой атлетике, плавании и др. Однако наиболее общие закономерности, которые действуют не только в этих видах упражнений, а касаются любых видов двигательной активности человека, не стали и не могут стать предметом какой-либо частной дисциплины. Разработка этих общих закономерностей и составляет основу современной теории и методики физического воспитания.

 

Исходные понятия теории и методики физического воспитания

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата.

Понятие - это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

В теории и методике физического воспитания используются такие понятия, как "физическая культура", "физическое воспитание", "физическое здоровье", "физическое развитие", "физическая подготовленность", "физическое состояние", "физические качества", "физическая рекреация", "физическая реабилитация", "двигательная активность", "норма" и др.

Понятия выступают в качестве категорий, в которых закрепляются достижения в различных областях науки и практики, их понимание, свободное владение и реализация в практической деятельности — основа успеха в работе специалиста в области физической культуры.

Относительно определения категории "физическая культура" существует несколько десятков определений: "Социальная деятельность" и ее результаты по созданию физической готовности людей к жизни; "Сознательное целенаправленное формирование и поддержание физических, телесно-двигательных качеств, необходимых для здоровой полнокровной жизнедеятельности человека"; "Творческая деятельность по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования народа, а также ее социально значимые результаты" и др.

Физическая культура — часть общей культуры, совокупность специальных духовных и материальных ценностей, способов их производства и использования в целях оздоровления людей и развития их физических способностей.

Физическая культура человека (индивидуума) рассматривается как процесс овладения знаниями, умениями и навыками воспитательной, учебной, оздоровительной, рекреационной деятельности для последующего использования в процессе самосовершенствования, и как результат — уровень физического здоровья, который человек смог сохранить или улучшить благодаря своему желанию, знаниям, здоровому образу жизни и двигательной активности.

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков». Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Физическое образование — процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, а также передачи специальных знаний в области физической культуры.

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека.

Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах, и совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности, и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемое можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Физические качества — свойства, характеризующие отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека; сила, быстрота, выносливость, гибкость и другие.

Физическое здоровье — динамическое состояние, характеризуемое резервом функций органов и систем и являющееся основой выполнения индивидом своих биологических и социальных функций. Интегральным показателем резервов функций органов и систем является энергопотенциал биосистем (резерв энергообразования).

Физическое состояние — согласно определению международного комитета по стандартизации тестов, характеризует личность человека, состояние здоровья, телосложение и конституцию, функциональные возможности организма, физическую работоспособность и подготовленность.

Показателями физического состояния являются: уровень максимального потребления кислорода, уровень максимальной физической работоспособности, параметры деятельности функциональных систем организма, морфологического и психического статуса, физической подготовленности, состояния здоровья. У здоровых и практически здоровых людей выделяются 4—5 уровней физического состояния (низкий уровень, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).

Физическая работоспособность — потенциальные возможности человека выполнять физическое усилие без снижения заданного уровня функционирования организма, в первую очередь его сердечнососудистой и дыхательной систем. Обозначают физическую работоспособность как РWС и определяют по показаниям мощности (Вт) и объема (Дж) работы.

Физическая работоспособность - комплексное понятие. Оно определяется значительным числом факторов: морфофункциональным состоянием различных органов и систем, психическим статусом, мотивацией и др. факторами. Поэтому заключение о ее величине возможно составить только на основе комплексной оценки.

Физическая подготовленность — уровень достигнутого развития физические качеств, формирования двигательных навыков в результате специализированного процесса физического воспитания, направленного на решение конкретных задач (физическая подготовленность учащихся, спортсменов, летчиков и т.п.).

Физическая подготовка. Это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Физическая рекреация (восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на совершенствование процессов восстановления работоспособности после физической и умственной работы.

Физическая рекреация — осуществление активного отдыха людей с использованием физических упражнений, получение удовольствия от этого процесса.

Физическая реабилитация (восстановление способности) — комплекс мероприятий, направленный на восстановление утраченной или ослабленной функции после заболевания или травмы.

В последние годы в зарубежной и отечественной практике физического воспитания распространенным является термин "фитнесс", который пока еще не имеет строго научного обоснования (Левицкий, 2001).

Это понятие используется достаточно широко в различных случаях:

1) общий фитнесс (Total fitness, General fitness) как оптимальное качество жизни, включающее социальные, умственные, духовные и физические компоненты. В этом случае общий фитнесс более всего ассоциируется с нашими представлениями о здоровье и здоровом образе жизни. Так, в одной из фундаментальных книг по фитнессу — "Комплексное руководство по фитнессу и хорошему самочувствию", вышедшей в издательстве "Reader’s Digest" в 1988 г., в содержание понятия фитнесс входят: планирование жизненной карьеры, гигиена тела, физическая подготовленность, рациональное питание, профилактика заболеваний, сексуальная активность, психоэмоциональная регуляция, в том числе и борьба со стрессами и другие факторы здорового образа жизни;

2) физический фитнесс (Physical fitness) как оптимальное состояние показателей здоровья, дающих возможность иметь высокое качество жизни. Совершенствование физического фитнесса связано с позитивным здоровьем, в то время как снижение уровня компонентов физического фитнесса увеличивает риск развития основных проблем здоровья. В общем плане физический фитнесс ассоциируется с уровнем физической подготовленности. В этом случае приводятся следующие производные этого понятия:

•оздоровительный фитнесс (Health related fitness) направлен на достижение и поддержание физического благополучия и снижение риска развития заболевании (сердечнососудистой системы, обмена веществ и др.);

•спортивно-ориентированный или двигательный фитнесс (Performance related fitness, skill fitness, motor fitness), направленный на развитие способностей к решению двигательных и спортивных задач на достаточно высоком уровне;

•атлетический фитнесс (athletic fitness), направленный на достижение специальной физической подготовленности для успешного выступления на соревнованиях;

3) фитнесс как двигательная активность, специально организованная в рамках фитнесс-программ: занятия бегом, аэробикой, танцами, аквааэробикой, занятия по коррекции массы тела и др.;

4) фитнесс как оптимальное физическое состояние, включающее достижение определенного уровня результатов выполнения двигательных тестов и низкий уровень риска развития заболеваний. В этом плане фитнесс выступает в качестве критерия эффективности занятий двигательной активностью. К примерам использования этого определения фитнесса следует отнести систему EUROFIT (Европейская физическая готовность) и другие.

Двигательная активность включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Различают привычную и специально организованную двигательную активность.

К привычной двигательной активности, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, относят виды движений, направленные на удовлетворение естественных потребностей человека (сон, личная гигиена, прием пиши, усилия, затраченные на приготовление пищи, приобретение продуктов), а также учебную и производственную деятельность.

Специально организованная мышечная деятельность (физкультурная активность) включает различные формы занятий физическими упражнениями, активные передвижения в школу и из школы (на работу).

Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:

-крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

-высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

-пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

-всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

-владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

-физкультурная образованность, т.е. владение специал<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.02 с.)