Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткие конспекты лекций по курсу «психология развития»↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ» Список литературы по курсу: 1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. Учебное пособие / научн. ред. Волков Б.С. – М.: АПО, 1997, 152 с. 2. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 376 с. 3. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис- пресс, 2005. – 240 с. 4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. 5. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК,, 2002. – 512 c/ 6. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с.. 7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с. 8. Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. – 524 с. 9. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана – СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2001. – 656 с. 10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с. 11. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с. Факторы развития Под факторами развития понимаются ведущие детерминанты развития: наследственность, среда, активность личности. Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Генотип – совокупность генов, генотипическая конституция организма. Генотипические факторы, с одной стороны, типизируют развитие: обеспечивают реализацию видовой генотипической программы (например, способность человека к прямохождению), с другой стороны, индивидуализируют развитие: каждый человек – уникальный генетический объект. Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Активность личности – деятельное состояние личности как условие ее существования и поведения. Активность проявляется в преодолении личностью воздействия на нее наследственности и среды. Области (сферы) развития Психофизическое развитие: внешнее изменение тела человека (рост, вес), внутреннее изменение тела человека (развитие костей, мышц, г. мозга, психомоторики, нейродинамики). Психосоциальное развитие: развитие личности. Когнитивное развитие: познавательное развитие, развитие способностей. Формы развития: онтогенез и филогенез. Движущие силы развития В качестве движущих сил выступают ведущие факторы развития, а также противоречия, лежащие в основании развития (противоречие между потребностями личности и внешними обстоятельствами).
1.3. Категория возраста в возрастной психологии и психологии развития Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различиями в индивидуальных особенностях. Первая попытка системного анализа психологического возраста принадлежит Л.С. Выготскому. Психологический возраст – новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в основном определяют развитие сознания ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологические характеристики возраста определяются социально-историческими условиями, в которых происходит развитие индивида. Возрастные характеристики отражают определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на определенном этапе жизни, сущность его отношений с окружающими, общественное положение.
Тема 2. Методология психологии развития и возрастной психологии 1. Понятие методологии науки и ее уровни. 2. Научные парадигмы развития и методологические принципы психологии развитияи возрастной психологии. 3. Методы возрастной психологии и психологии развития.
2.1. Понятие методологии науки и ее уровни Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. Методология – учение об идейных позициях науки, логике и методах исследования. Теория – совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практической жизни, позволяющих структурировать конкретные рассуждения об изучаемых процессах и явлениях. Любая наука, в том числе и возрастная психология, имеет три уровня методологии: 1) Общая методология – уровень общефилософских методологических принципов, объединяющих несколько наук в единое целое. 2) Специальная методология – уровень конкретно-научной методологии (в частности, методологии возрастной психологии и психологии развития) – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знаний. 3) Частная методология – уровень методов, способов, методик исследования конкретной науки. Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах существования мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли тех явлений, которые изучает данная наука. В качестве общей методологии отечественной психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и мету психики и психического в нем. Содержание диалектико-материалистического подхода составляют следующие научные представления: материальность, объективность окружающего мира, первичность материи и вторичность сознания, непрерывность движения и развития материи, социальная обусловленность развития психики человека, сознание как высший этап развития психики и др.
2.2. Научные парадигмы развития и методологические принципы психологии развитияи возрастной психологии. Уровень специальной или конкретно-научной методологии связан с научными парадигмами - фундаментальными теоретическими основаниями, используемыми любой наукой для построения научно-исследовательской деятельности. Понятие научной парадигмы было введено американским исследователем Т. Куном. Научная парадигма, с его точки зрения это совокупность фундаментальных достижений в области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности. В системе гуманитарного знания в ходе истории сформировались несколько парадигм развития: натурализм, социоморфизм, парадигма двухфакторной детерминации развития, парадигма активности личности в процессе развития. [10].. Наиболее ранняя научная парадигма развития – натурализм – парадигма природной обусловленности психики человека. Базовое отношение: «человек-природа». Исходным основанием в понимании и объяснении происхождения любого психического явления служит принцип наследственности. Развитие понимается как процесс разворачивания во времени некоторой биогенетической программы. Человек рассматривается как природный индивид. Основная цель развития – приспособление природного индивида к условиям его существования. Окружающая среда чужда организму и представляет собой хотя и важное, но внешнее обстоятельство в прижизненном становлении психики. Понимание развития как спонтанного, естественного, природного процесса является основанием для формирования определенных теорий воспитания, объединенных идеей невмешательства в процессы психического созревания. Вторая научная парадигма развития – социоморфизм – парадигма социального детерминизма. Ведущее отношение – «человек-общество». Человек рассматривается как социальный индивид, его сущность не в нем самом, а в обществе. В противоположность натуралистическим представлениям, в социоморфизме природные, органические особенности индивида выступают лишь предпосылками развития. Устройство общества есть источник, основа происхождения и развития психики человека. Только присвоив социальный опыт, природный индивид становится человеком. Крайним выражением социоморфизма является представление о том, что родившийся индивид – «tabula rasa» («чистая доска»), на которой социум пишет нужные и полезные для общества психологические свойства и способности человека. Основная цель развития – социализация индивида, формирование внутреннего мира человека по определенной, социально заданной норме, образцу. Парадигмы натурализма и социоморфизма при внешней противоположности являются сходными в связи с их основной позицией – стремлением объяснить процесс развития влиянием одного из факторов: либо биологического (наследственности), либо социального (среды). В ходе истории развития науки в связи с противостоянием указанных философских школ возникла новая парадигма развития и соответствующие ей научные подходы, согласно которым развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу, рассматривающему в качестве детерминант, движущих сил развития либо наследственность, либо среду, либо их определенное соотношение, явилась парадигма активности субъекта в ходе его развития. Новизна данного подхода заключается в рассмотрении активности как основной причины развития субъекта. Соответственно формулируется особый класс задач: выявление и описание механизмов преобразования человеком природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития. [3; 10]. Отечественная возрастная психология и психология развития базируется на парадигме активности личности в процессе развития. В связи с этим были сформулированы основные методологические принципы возрастной психологии и психологии развития как науки, базирующиеся на основных методологических принципах отечественной психологии в целом. ü Принцип детерминизма – влияние предыдущих этапов развития на последующие; особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности; влияние на развитие степени сформированности структур головного мозга и его нервной системы в целом. ü Принцип единства психики (сознания) и деятельности – развитие психики человека посредством особого вида активности - деятельности. ü Принцип развития – изучение развития человека в системе трех координат: актогенеза (развитие в ответ на воздействие конкретного раздражителя), онтогенеза (процессе развития конкретного человека), историогенеза (в процессе изменения и развития общества). ü Принцип объективности – реализуется в процессе изучения развития психики человека через следующие положения: равенство экспериментальной и контрольной групп; учет социально-экономических, исторических, этнических различий при сравнении испытуемых по уровню психического развития, по обучаемости, по характеристикам деятельности и т.д.; не смешивать факты и их интерпретацию. [1].
2.3. Методы возрастной психологии и психологии развития Частная методология – уровень методов, способов, методик исследования конкретной науки. Разработанность возрастной психологии и психологии развития как науки зависит от уровня разработанности методов исследования (способов добывания психологических фактов). Наиболее полную классификацию методов психологического исследования приводит Б.Г. Ананьев. Таблица 1 Классификация методов исследования (Б.Г. Ананьев )
Тема 3. История становления зарубежной психологии развития и возрастной психологии 1. Донаучный период развития возрастной психологии. 2. Переходный период (период эмпиризма) в развитии науки. 3. Научный период в развитии возрастной психологии: классификация теорий развития.
Донаучный период в развитии психологии развития и возрастной психологии Вопросы психологии развития и возрастной психологии, поднимались еще в трудах ученых периода античности. Материалистический подход к развитию человека (Гераклит, Протагор, Демокрит, Аристотель), идеалистический подход (Сократ, Платон). Психологические особенности развития человека в философских трудах средневековья (Плотин, Августин Аврелий, Ибн Рушдт (Аверроэс), Ибн Сина (Авиценна)). Вопросы развития человека в эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Р. Бэкон, Хуан Вивес, Хуан Уарте). Изучение развития детей в Новое время (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.-В. Лейбниц, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж.- Руссо). Р. Декарт (французский философ) Философия нативизма (натурализма) – все развитие человека определяется его наследственностью. Подчеркивал существование врожденных идей. Ж.-Ж. Руссо (французский философ, просветитель) Теория естественного развития человека (нативизма, натурализма) Детство занимает особое место в жизни человека, представляет особую ценность для ребенка. Ребенок имеет свое собственное восприятие мира, чувства, особенности мышления. Все развитие происходит в соответствии с планом Природы, имеет естественный характер. Периодизация развития ребенка: 1. Младенчество – 0-2 г. – период физического развития ребенка, взаимосвязь с миром при помощи непосредственных чувств. 2. Детство – 2-12 лет – период сенсорного развития ребенка, интуитивного мышления. 3. Позднее детство – 12-15 лет – переход между детством и отрочеством, период интенсивного развития когнитивной сферы, начало систематического обучения, освоение точных и естественных наук. 4. Отрочество – от 15 лет до совершеннолетия – период полового созревания, активное развитие абстрактного мышления, изучение гуманитарных наук. Философия образования – книга «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.). Необходимость максимально следовать естественному ходу развития ребенка. Образование, обучение приспосабливается к развитию [5]. Дж. Локк (английский философ) Философия эмпиризма - приоритет фактора среды в развитии ребенка. Психика ребенка формируется в процессе жизни. Родившийся индивид – «tabula rasa» («чистая доска»), на которой «жизнь пишет свои письмена» (нужные и полезные для общества психологические свойства и способности человека). Существующие наследственные различия не оказывают существенного влияния на развитие. Механизмы развития человека (воздействия окружающей среды): 1. ассоциации, 2. повторение, 3. подражание, 4. вознаграждение и наказание. Подходы Р. Декарта, Ж.-Ж.- Руссо и Дж. Локка явились фундаментом современных биодинамических и социодинамических теорий развития [5].
3.2. Переходный период (период эмпиризма) в развитии науки (конец XIX в.) 1882 г. – опубликование книги Вильяма Прейера «Душа ребенка» - отправная точка возникновения возрастной психологии как отдельной науки. В. Прейер описывает результаты наблюдений за развитием собственного сына: развитие органов чувств, моторики, воли, речи и т.д. Ребенок был впервые подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца третьего года жизни, ежедневно, в одни и те же часы. Заслугами автора являются: 1) обращение к изучению самых ранних лет жизни ребенка, 2) введение в возрастную психологию метода объективного наблюдения. 1787 г. – (до В. Прейера) – выход в свет книги Т. Тидеманна «Наблюдение над развитием способностей у детей» - первой работы по психологии детей, представляющей собой дневниковые записи. 1866г. – работы врачей Б. Сигизмунда и А. Куссмауля. Б. Сигизмунд описал особенности психофизиологического, в основном двигательного развития своего ребенка. Выделил пять периодов раннего детства: 1) 0-3 мес. – «грудной», 2) 3-6 мес. – «улыбающийся», 3) 6-9 мес. – «хапун», 4) 9-15 мес. – «пешеход», 5) 15-24 мес. – «говорун». А. Куссмауль провел серию простейших экспериментов, где определялись реакции младенца на стимулы различной модальности (вкусовые, обонятельные, осязательные и др.). 1881 г. – биографические заметки о развитии ребенка Ч. Дарвина. Представлены особенности эмоционального развития младенца: его привязанности ко взрослому. 1878 г.- книга Б. Перэ «Первые три года жизни ребенка», написанная в форме эссе, с иллюстрациями из истории, культуры, философии, этнографии. Автор указывает на необходимость применения сравнительного метода в детсткой психологии, необходимость параллельного изучения развития детей и детенышей животных. Основные особенности представленных исследований: 1. эмпиризм (направленность на сбор фактов о развитии ребенка), 2. отсутствие концептуальной дифференциации, 3. биологизация психического развития,
4. констатация частных фактов психического развития, 5. отсутствие целенаправленности в исследованиях, 6. исследования часто носят литературно-описательный характер. 3.3. Научный период в развитии возрастной психологии: классификация теорий развития
Начало XX в. - возникновение различных теорий психического развития, дифференциация предмета и задач возрастной психологии, поиск эффективных методов изучения развития детей.
Тема 4. История становление отечественной психологии развития и возрастной психологии 1.1. Развитие отечественной возрастной психологии в период: 50-70 гг. XX в. 1.2. Становление отечественной возрастной психологии в конце XIX в. 1.3. Развитие возрастной психологии в начале XX. 1.4. Марксистский период развития отечественной возрастной психологии 1.4.1. Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936 гг.) 1.4.2. Отечественная возрастная психология в период 1936-1960 гг. 1.4.3. Период экспериментальных разработок в отечественной возрастной психологии (60-80 гг. XX в.). 1.5. Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии и психологии развития.
4.1. Развитие отечественной возрастной психологии в период: 50-70 гг. XX в.
Оформление предмета, задач, методов изучения развития психики человека начинается в России с середины 50-х гг. XIX в. В это время в России была проведена крестьянская реформа – отмена крепостного права (1861 г.), что существенно повлияло на нравственный климат общества. В общественном мнении утвердилась мысль о равноправии всех людей, достоинстве человека, гуманном отношении друг к другу. Существенные изменения произошли в области психолого-педагогической мысли. Стал заметно расти выпуск книг по проблемам обучения, воспитания, детского развития. Новые педагогические журналы: «Учитель», «Семья и школа», «Русский педагогический вестник», «Воспитание и обучение». Вопросы обучения и воспитания получили широкий общественный резонанс. (В этот период Л.Н. Толстой основал свою школу в Ясной Поляне). В ходе обсуждения актуальных педагогических проблем были поставлены вопросы психологического обоснования педагогических действий, необходимости системного изучения внутреннего мира ребенка. Психологической знание приобретает первостепенное значение для педагогики. Наибольший вклад в становление психолого-педагогической науки в этот период в России внесли: К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Н.Х. Вессель, П.Д. Юркевич. К.Д. Ушинский – основоположник психолого-педагогической науки в России. Обосновал положение о необходимости всестороннего познания человека для целей воспитания. Главный труд – «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», в котором изложены физиологические и психологические законы развития человека в приложении к задачам воспитания. Поддерживал идею о зависимости развития человека как от внутренних, биологических свойств, так и от общественных условий его жизни. Средства воспитания, по мнению Ушинского, должны соответствовать природе человека. В целом в данный период – гуманистический характер воззрений отечественных теоретиков: вера в человека, возможности его развития и самосовершенствования.
4.2. Становление отечественной возрастной психологии в конце XIX в.
Основные направления исследований возрастной психологии концентрировались вокруг узловых проблем детского развити я: 1) изучение психического и физического развития ребенка и их взаимосвязи, 2) исследование учебно-познавательной деятельности школьников, 3) анализ психологии воспитания личности. Два основных типа исследований детства: 1. наблюдения ученых за детским развитием по определенной программе, 2. дневниковые наблюдения родителей за своими детьми. Существенный вклад в изучение развития психики ребенка внесли: П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев, Н.Н. Ланге. П.Ф. Лесгафт – исследование вопросов физического развития детей: идея неразрывной связи физического и духовного развития, физическое воспитание направлено не только на совершенствование физических, но нравственно-волевых качеств. Разработал научные основы физического воспитания, ориентированного на задачи целостного развития личности. И.А. Сикорский – авторитетный исследователь развития ребенка раннего возраста. Реализовал целостный подход к изучению психики ребенка. Разрабатывал вопрос о движущих силах и условиях развития детей. Среди условий умственного развития особое значение придавал игре. Представил целостную картину нормально хода физического и психического развития ребенка, дал классификацию типичных ошибок воспитания. П.Ф. Каптерев – создание достаточно полного представления о ребенке первых четырех лет жизни, выделение значимых признаков психофизического развития детей в каждый год жизни: первый год – развитие двигательной активности, второй год – прямохождение, третий год – овладение речью. Н.Н. Ланге – осуществил сбор и публикацию родительских дневников, посвященных наблюдению за развитием детей.
4.3. Развитие возрастной психологии в начале XX в. Развитие возрастной психологии в России прочно встало на научную основу. Утвердился ее статус как самостоятельной отрасли психологии, имеющей важную теоретическую и практическую значимость. Активное распространение в России педологии – комплексной науки о развитии ребенка, в основе которой лежит идея педоцентризма (ребенок – центр исследовательских интересов многих профессионалов: психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и др.). Педология была призвана объединить все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. Основатель педологии – американский исследователь Ст. Холл. Сформировано сообщество русских психологов, занимающихся вопросами детского развития и построения научных основ обучения и воспитания: П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и др. В разработку проблем возрастной психологии включились ученые смежных дисциплин: В.И. Бехтерев, И.П. Павлов и др. Создание специальных научных центров, ведущих научно-исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность, а также небольших лабораторий, кабинетов по изучению развития детей. Первая экспериментальная лаборатория по изучению психологии детей в условиях обучения и воспитания была создана А.П. Нечаевым в 1901 г. в г. Петербурге при Педагогическом музее военно-учебных заведений. Большое количество публикаций по вопросам психологии развития, рецензирование зарубежных изданий. Организация съездов и конференций, участие русских ученых в международных конгрессах. Таким образом, в дореволюционной России сложилась широкая база для обмена мнений, дискуссий по фундаментальным вопросам психологии развития. Идея всестороннего развития личности органически сочеталась с осознанием необходимости глубокого, комплексного изучения детского развития: физического, умственного, волевого, эмоционального. Главные положения о ходе психического развития ребенка: 1. Развитие – процесс последовательного, непрерывного поступательного движения вперед. 2. Существуют разные темпы развития, определяемые комплексом внешних и внутренних причин. 3. Каждый возрастной период должен изжить себя, поэтому не следует искусственно форсировать детское развитие. 4. Существует тесная, неразрывная связь различных сторон развития: умственного, физического, волевого, эмоционального и др. 5. Воспитание и обучение должны быть нацелены на гармоническое и всестороннее развитие личности и построены на научно-теоретической основе. В дореволюционный период в России возрастная психология была одной из самых развитых отраслей отечественной психологии.
4.4. Марксистский период развития отечественной возрастной психологии 4.4.1. Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936 гг.)
После 1917 г. – новый, советский этап исторического развития России, характеризующийся строгой зависимостью научных исследований от политической жизни и партийно-идеологических установок. Единственно правильным мировоззрением был признан марксизм. Именно на его фундаменте выстраивалось здание советской науки. Процесс создания марксистской психологии происходил в острой борьбе ее идеологов-основателей с представителями традиционной психологии. Две противоположные позиции ученых-психологов: 1. Независимость психологии от какой бы то ни было идеологии. Марксистская психология возможна лишь как психология социальная, изучающая генезис общественных форм сознания и поведения людей. Научная психология не может быть марксистской, как не может быть марксистской физика, химия и т.д. (Челпанов Г.И.). 2. Активное внедрение в психологию марксизма. (Корнилов К.Н.). Одна из первых версий марксистской психологии - реактологическое учение К.Н. Корнилова. Итог борьбы традиционной и марксистской психологии - необходимость марксистского обновления психологии. 20-е гг. – методологически принципы марксисткой психологии: 1. материализм: психика – продукт деятельности материальных структур и процессов, 2. детерминизм: внешняя причинная обусловленность психических процессов. Общие принципы объяснения психики человека: 1. Психические процессы человека формируются и развиваются ходе осуществления им общественной по природе предметно-практической деятельности. 2. Психическое развитие человека имеет общественно-исторический характер. 3. Научно-психологическое изучение деятельности, сознания и личности необходимо изучать объективными методами (наблюдение и эксперимент). На раннем этапе своего развития советская психология активно осваивала достижения зарубежных психологов (З. Фрейда, К. Юнга, Э. Торндайка, Ж. Пиаже и др.). В дальнейшем наметился процесс обособления советской психологии. Утвердилось мнение о принципиальном отличии советской науки от буржуазной. Марксистская психология стала рассматриваться как высший этап развития мировой психологической мысли. Достижения психологии развития в данный период связаны с именами ученых: М.Я. Басова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, К.Н. Корнилова, А.Ф. Лазурского, А.Р. Лурия и др. М.Я. Басов – создал учение о человеке как активном деятеле в окружающей среде. Считал основной задачей детской психологии – выявление закономерностей психического развития. Важнейший метод возрастной психологии – наблюдение. Разработал научно-обоснованные программы и схемы объективного наблюдения за детьми дошкольного возраста. П.П. Блонский был известным педологом, выступал за комплексный подход в изучении развития ребенка. Предметом психологии считал поведения, основным методологическим принципом – генетический или исторический подход к изучению психики. Стержневая проблема психологии развития – проблема возраста. Первым в отечественной различил резкие (критические) и постепенные (литические) периоды в психическом развитии. Подчеркивал, с одной стороны, роль наследственности в развитии личности, с другой стороны, социально обусловленный характер всех видов деятельности ребенка. Л. С. Выготский – автор культурно-исторической концепции (учения об общественно исторической природе психики человека). Предложил новое понимание источника, условий, движущих сил психического развития ребенка; сформулировал основные законы детского развития. Ввел в психологи экспериментально-генетический метод исследования – воспроизведение в специально создаваемых и контролируемых условиях самого процесса происхождения и становления новых психических свойств и качеств. Разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Успешное развитие отечественной возрастной психологии было прервано постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Критика педологии в основном касалась практики тестирования: отсутствия проработанной теоретической базы, рассмотрения теста как основного метода изучения развития ребенка, некорректной интерпретации результатов тестирования. В итоге тестология как теория и практика разработки и использования тестов на десятилетия оказалась под запретом. Негативные оценки тестологии были распространены на всю педологию и психологию.
4.4.2. Отечественная возрастная психология в период 1936-1960 гг.
Жесткий идеологический контроль официальных властей за научными разработками. «Павловские сессии» - заседания, посвященные значению для психологии учения И.П. Павлова об условных рефлексах. «Павловская сессия» (1952 г.) – признание необходимости строить психологию на физиологической основе. Редукционизм (сведение сложного к простому) стал реальностью психологии данного периода. Механизмы психических явлений – материальные физиологические процессы. Объяснение сложных явлений психической жизни человека через понятия рефлекса, первой и второй сигнальной системы, аналитико-синтетической деятельности мозга и пр. Продолжали осуществляться теоретико-психологические исследования, экспериментально-педагогическая работа с детьми разных возрастов. 1943 г. – создание Академии педагогических наук РСФСР. Открытие отделений психологии на философских факультетах университетов. Организация журнала «Вопросы психологии» (1955 г.), учреждение общества психологов (1957 г.). В психологии в этот период оформились две научные школы: школа Л.С. Выготского (Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Запорожец А.В., Божович Л.И., Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б.) и школа С.Л. Рубинштейна (Ананьев Б.Г., Теплов Б.М., Смирнов А.А.). С.Л. Рубинштейн – один из самых авторитетных теоретиков отечественной психологии. Основные проблемы, поднимаемые в трудах автора: природа психического, бытие и сознание, субъектность личности, взаимоотношения «человек-мир». Фундаментальный труд – «Основы общей психологии» (1940 г.). Рубиштейном был сформулирован один из основных методологических принципов психологии: принцип единства сознания и деятельности. Психическое развитие, по мнению С.Л. Рубинштейна, определяется единством внешних и внутренних условий: внешние причины преломляются через внутренние условия. Все в психике формирующейся личности, так или иначе, обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводится непосредственно из внешних воздействий. Психический эффект каждого внешнего воздействия обусловлен историей развития личности. Б.Г. Ананьев – предметом его исследований выступило индивидуальное развитие человека в интервале всей его жизни. Развитие человека анализируется в комплексе развития его индивидных, субъектных, личностных и индивидуальных характеристик. Психическое развитие – внутренне противоречивый процесс, зависящий от наследственности, среды, воспитания и собственной деятельности человека. Методы изучения онтогенетического развития – возрастные (поперечные) срезы и лонгитюдный метод. А.Н. Леонтьев – автор общепсихологической теории деятельности, ввел в психологию категорию «ведущая деятельность». Осуществил исследование игры как ведущего виды деятельности в дошкольном возрасте. Исходил из принципиального положения, что индивиду достижения человеческого рода не даны в его природе, а заданы в окружающей его общественной жизни; ребенок должен их присво
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.18.238 (0.025 с.) |