КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»



КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»

Список литературы по курсу:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. Учебное пособие / научн. ред. Волков Б.С. – М.: АПО, 1997, 152 с.

2. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 376 с.

3. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис- пресс, 2005. – 240 с.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

5. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, , 2002. – 512 c/

6. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с..

7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.

8. Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. – 524 с.

9. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана – СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2001. – 656 с.

10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.

11. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.

Факторы развития

Под факторами развития понимаются ведущие детерминанты развития: наследственность, среда, активность личности.

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Генотип – совокупность генов, генотипическая конституция организма. Генотипические факторы, с одной стороны, типизируют развитие: обеспечивают реализацию видовой генотипической программы (например, способность человека к прямохождению), с другой стороны, индивидуализируют развитие: каждый человек – уникальный генетический объект.

Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Активность личности – деятельное состояние личности как условие ее существования и поведения. Активность проявляется в преодолении личностью воздействия на нее наследственности и среды.

Области (сферы) развития

Психофизическое развитие: внешнее изменение тела человека (рост, вес), внутреннее изменение тела человека (развитие костей, мышц, г. мозга, психомоторики, нейродинамики ).

Психосоциальное развитие: развитие личности.

Когнитивное развитие: познавательное развитие, развитие способностей.

Формы развития: онтогенез и филогенез.

Движущие силы развития

В качестве движущих сил выступают ведущие факторы развития, а также противоречия, лежащие в основании развития (противоречие между потребностями личности и внешними обстоятельствами).

 

1.3. Категория возраста в возрастной психологии и психологии развития

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различиями в индивидуальных особенностях.

Первая попытка системного анализа психологического возраста принадлежит Л.С. Выготскому.

Психологический возраст – новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в основном определяют развитие сознания ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь.

Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Психологические характеристики возраста определяются социально-историческими условиями, в которых происходит развитие индивида.

Возрастные характеристики отражают определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на определенном этапе жизни, сущность его отношений с окружающими, общественное положение.

 

Тема 2. Методология психологии развития и возрастной психологии

1. Понятие методологии науки и ее уровни.

2. Научные парадигмы развития и методологические принципы психологии развитияи возрастной психологии.

3. Методы возрастной психологии и психологии развития.

 

2.1. Понятие методологии науки и ее уровни

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает.

Методология – учение об идейных позициях науки, логике и методах исследования.

Теория – совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практической жизни, позволяющих структурировать конкретные рассуждения об изучаемых процессах и явлениях.

Любая наука, в том числе и возрастная психология, имеет три уровня методологии:

1) Общая методология – уровень общефилософских методологических принципов, объединяющих несколько наук в единое целое.

2) Специальная методология – уровень конкретно-научной методологии (в частности, методологии возрастной психологии и психологии развития) – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знаний.

3) Частная методология – уровень методов, способов, методик исследования конкретной науки.

Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах существования мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли тех явлений, которые изучает данная наука.

В качестве общей методологии отечественной психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и мету психики и психического в нем. Содержание диалектико-материалистического подхода составляют следующие научные представления: материальность, объективность окружающего мира, первичность материи и вторичность сознания, непрерывность движения и развития материи, социальная обусловленность развития психики человека, сознание как высший этап развития психики и др.

 

2.2. Научные парадигмы развития и методологические принципы психологии развитияи возрастной психологии.

Уровень специальной или конкретно-научной методологии связан с научными парадигмами - фундаментальными теоретическими основаниями, используемыми любой наукой для построения научно-исследовательской деятельности. Понятие научной парадигмы было введено американским исследователем Т. Куном. Научная парадигма, с его точки зрения это совокупность фундаментальных достижений в области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности.

В системе гуманитарного знания в ходе истории сформировались несколько парадигм развития: натурализм, социоморфизм, парадигма двухфакторной детерминации развития, парадигма активности личности в процессе развития. [10]..

Наиболее ранняя научная парадигма развития – натурализм – парадигма природной обусловленности психики человека. Базовое отношение: «человек-природа». Исходным основанием в понимании и объяснении происхождения любого психического явления служит принцип наследственности. Развитие понимается как процесс разворачивания во времени некоторой биогенетической программы. Человек рассматривается как природный индивид. Основная цель развития – приспособление природного индивида к условиям его существования. Окружающая среда чужда организму и представляет собой хотя и важное, но внешнее обстоятельство в прижизненном становлении психики. Понимание развития как спонтанного, естественного, природного процесса является основанием для формирования определенных теорий воспитания, объединенных идеей невмешательства в процессы психического созревания.

Вторая научная парадигма развития – социоморфизм – парадигма социального детерминизма. Ведущее отношение – «человек-общество». Человек рассматривается как социальный индивид, его сущность не в нем самом, а в обществе. В противоположность натуралистическим представлениям, в социоморфизме природные, органические особенности индивида выступают лишь предпосылками развития. Устройство общества есть источник, основа происхождения и развития психики человека. Только присвоив социальный опыт, природный индивид становится человеком. Крайним выражением социоморфизма является представление о том, что родившийся индивид – «tabula rasa» («чистая доска»), на которой социум пишет нужные и полезные для общества психологические свойства и способности человека. Основная цель развития – социализация индивида, формирование внутреннего мира человека по определенной, социально заданной норме, образцу.

Парадигмы натурализма и социоморфизма при внешней противоположности являются сходными в связи с их основной позицией – стремлением объяснить процесс развития влиянием одного из факторов: либо биологического (наследственности), либо социального (среды).

В ходе истории развития науки в связи с противостоянием указанных философских школ возникла новая парадигма развития и соответствующие ей научные подходы, согласно которым развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды.

Альтернативой факторному подходу, рассматривающему в качестве детерминант, движущих сил развития либо наследственность, либо среду, либо их определенное соотношение, явилась парадигма активности субъекта в ходе его развития. Новизна данного подхода заключается в рассмотрении активности как основной причины развития субъекта. Соответственно формулируется особый класс задач: выявление и описание механизмов преобразования человеком природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития. [3; 10].

Отечественная возрастная психология и психология развития базируется на парадигме активности личности в процессе развития. В связи с этим были сформулированы основные методологические принципы возрастной психологии и психологии развития как науки, базирующиеся на основных методологических принципах отечественной психологии в целом.

ü Принцип детерминизма – влияние предыдущих этапов развития на последующие; особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности; влияние на развитие степени сформированности структур головного мозга и его нервной системы в целом.

ü Принцип единства психики (сознания) и деятельности – развитие психики человека посредством особого вида активности - деятельности.

ü Принцип развития – изучение развития человека в системе трех координат: актогенеза (развитие в ответ на воздействие конкретного раздражителя), онтогенеза (процессе развития конкретного человека), историогенеза (в процессе изменения и развития общества).

ü Принцип объективности – реализуется в процессе изучения развития психики человека через следующие положения: равенство экспериментальной и контрольной групп; учет социально-экономических, исторических, этнических различий при сравнении испытуемых по уровню психического развития, по обучаемости, по характеристикам деятельности и т.д.; не смешивать факты и их интерпретацию. [1].

 

2.3. Методы возрастной психологии и психологии развития

Частная методология – уровень методов, способов, методик исследования конкретной науки. Разработанность возрастной психологии и психологии развития как науки зависит от уровня разработанности методов исследования (способов добывания психологических фактов).

Наиболее полную классификацию методов психологического исследования приводит Б.Г. Ананьев.

Таблица 1

Классификация методов исследования (Б.Г. Ананьев)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
Сравнительный («поперечных срезов)» Лонгитюдный («продольных срезов)» Комплексный
Сопоставление различных групп испытуемых по определенным критериям Систематическое изучение развития одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени Возможность установления связей и зависимостей разного рода
Положительные черты Отрицательные черты Положительные черты Отрицательные черты
Возможность быстрого получения статистически достоверных данных о возрастных различиях психических феноменов, свойств, процессов ü Данные усредняются без учета индивидуальных особенностей. ü Не вскрывается сам процесс развития, его природа и движущие силы. Устанавливаются качественные особенности развития психических процессов и свойств личности, выявляются их причины ü Невозможность распространения данных исследования на всех испытуемых . ü Преувеличение роли индивидуальных различий.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Наблюдение Эксперимент Психодиагностические методы (тест, анкетирование, беседа, социометрия и др.) Анализ процесса и продуктов деятельности Биографический метод
МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Количественный Качественный
Применение методов математической статистики Дифференциация материала по группам, вариантам. Описание случаев
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
Генетический Структурный
ü Интерпретация собранного материала в характеристиках развития. ü Установление «вертикальных» связей между уровнями развития   Установление «горизонтальных», структурных связей между изучаемыми характеристиками

 

Тема 3. История становления зарубежной психологии развития и возрастной психологии

1. Донаучный период развития возрастной психологии.

2. Переходный период (период эмпиризма) в развитии науки.

3. Научный период в развитии возрастной психологии: классификация теорий развития.

 

Донаучный период в развитии психологии развития и возрастной психологии

Вопросы психологии развития и возрастной психологии, поднимались еще в трудах ученых периода античности. Материалистический подход к развитию человека (Гераклит, Протагор, Демокрит, Аристотель), идеалистический подход (Сократ, Платон).

Психологические особенности развития человека в философских трудах средневековья (Плотин, Августин Аврелий, Ибн Рушдт (Аверроэс), Ибн Сина (Авиценна)).

Вопросы развития человека в эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Р. Бэкон, Хуан Вивес, Хуан Уарте).

Изучение развития детей в Новое время (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.-В. Лейбниц, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж.- Руссо).

Р. Декарт (французский философ)

Философия нативизма (натурализма) – все развитие человека определяется его наследственностью. Подчеркивал существование врожденных идей.

Ж.-Ж. Руссо (французский философ, просветитель)

Теория естественного развития человека (нативизма, натурализма)

Детство занимает особое место в жизни человека, представляет особую ценность для ребенка. Ребенок имеет свое собственное восприятие мира, чувства, особенности мышления. Все развитие происходит в соответствии с планом Природы, имеет естественный характер.

Периодизация развития ребенка:

1. Младенчество – 0-2 г. – период физического развития ребенка, взаимосвязь с миром при помощи непосредственных чувств.

2. Детство – 2-12 лет – период сенсорного развития ребенка, интуитивного мышления.

3. Позднее детство – 12-15 лет – переход между детством и отрочеством, период интенсивного развития когнитивной сферы, начало систематического обучения, освоение точных и естественных наук.

4. Отрочество – от 15 лет до совершеннолетия – период полового созревания, активное развитие абстрактного мышления, изучение гуманитарных наук.

Философия образования – книга «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.). Необходимость максимально следовать естественному ходу развития ребенка. Образование, обучение приспосабливается к развитию [5].

Дж. Локк (английский философ)

Философия эмпиризма - приоритет фактора среды в развитии ребенка.

Психика ребенка формируется в процессе жизни. Родившийся индивид – «tabula rasa» («чистая доска»), на которой «жизнь пишет свои письмена» (нужные и полезные для общества психологические свойства и способности человека). Существующие наследственные различия не оказывают существенного влияния на развитие.

Механизмы развития человека (воздействия окружающей среды):


1. ассоциации,

2. повторение,

3. подражание,

4. вознаграждение и наказание.


Подходы Р. Декарта, Ж.-Ж.- Руссо и Дж. Локка явились фундаментом современных биодинамических и социодинамических теорий развития [5].

 

3.2. Переходный период (период эмпиризма) в развитии науки (конец XIX в.)

1882 г. – опубликование книги Вильяма Прейера «Душа ребенка» - отправная точка возникновения возрастной психологии как отдельной науки. В. Прейер описывает результаты наблюдений за развитием собственного сына: развитие органов чувств, моторики, воли, речи и т.д. Ребенок был впервые подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца третьего года жизни, ежедневно, в одни и те же часы. Заслугами автора являются: 1) обращение к изучению самых ранних лет жизни ребенка, 2) введение в возрастную психологию метода объективного наблюдения.

1787 г. – (до В. Прейера) – выход в свет книги Т. Тидеманна «Наблюдение над развитием способностей у детей» - первой работы по психологии детей, представляющей собой дневниковые записи.

1866г. – работы врачей Б. Сигизмунда и А. Куссмауля. Б. Сигизмунд описал особенности психофизиологического, в основном двигательного развития своего ребенка. Выделил пять периодов раннего детства: 1) 0-3 мес. – «грудной», 2) 3-6 мес. – «улыбающийся», 3) 6-9 мес. – «хапун», 4) 9-15 мес. – «пешеход», 5) 15-24 мес. – «говорун». А. Куссмауль провел серию простейших экспериментов, где определялись реакции младенца на стимулы различной модальности (вкусовые, обонятельные, осязательные и др.).

1881 г. – биографические заметки о развитии ребенка Ч. Дарвина. Представлены особенности эмоционального развития младенца: его привязанности ко взрослому.

1878 г.- книга Б. Перэ «Первые три года жизни ребенка», написанная в форме эссе, с иллюстрациями из истории, культуры, философии, этнографии. Автор указывает на необходимость применения сравнительного метода в детсткой психологии, необходимость параллельного изучения развития детей и детенышей животных.

Основные особенности представленных исследований:


1. эмпиризм (направленность на сбор фактов о развитии ребенка),

2. отсутствие концептуальной дифференциации,

3. биологизация психического развития,

 

4. констатация частных фактов психического развития,

5. отсутствие целенаправленности в исследованиях,

6. исследования часто носят литературно-описательный характер.


3.3. Научный период в развитии возрастной психологии: классификация теорий развития

 

Начало XX в. - возникновение различных теорий психического развития, дифференциация предмета и задач возрастной психологии, поиск эффективных методов изучения развития детей.

 

 

Теории развития
Однофакторные Двухфакторные
  Биодинамические   Социодинамические Теории конвергенции социальных и биологических факторов Теории конфронтации социальных и биологических факторов
Теории Теории Теории Теории
Ч. Дарвина Ст. Холла К. Бюлера А. Гезелла Бихевиоризм (И.П. Павлова, Дж. Уотсона, Б.-Ф. Скиннера) А. Бандуры А.В. Петровского В. Штерна Ж. Пиаже Л. Колберга А. Валлона З. Фрейда К. Юнга Э. Эриксона А. Адлера К. Роджерса, А. Маслоу

 

Тема 4. История становление отечественной психологии развития и возрастной психологии

1.1. Развитие отечественной возрастной психологии в период: 50-70 гг. XX в.

1.2. Становление отечественной возрастной психологии в конце XIX в.

1.3. Развитие возрастной психологии в начале XX.

1.4. Марксистский период развития отечественной возрастной психологии

1.4.1. Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936 гг.)

1.4.2. Отечественная возрастная психология в период 1936-1960 гг.

1.4.3. Период экспериментальных разработок в отечественной возрастной психологии (60-80 гг. XX в.).

1.5. Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии и психологии развития.

 

4.1. Развитие отечественной возрастной психологии в период: 50-70 гг. XX в.

 

Оформление предмета, задач, методов изучения развития психики человека начинается в России с середины 50-х гг. XIX в. В это время в России была проведена крестьянская реформа – отмена крепостного права (1861 г.), что существенно повлияло на нравственный климат общества. В общественном мнении утвердилась мысль о равноправии всех людей, достоинстве человека, гуманном отношении друг к другу.

Существенные изменения произошли в области психолого-педагогической мысли. Стал заметно расти выпуск книг по проблемам обучения, воспитания, детского развития. Новые педагогические журналы: «Учитель», «Семья и школа», «Русский педагогический вестник», «Воспитание и обучение». Вопросы обучения и воспитания получили широкий общественный резонанс. (В этот период Л.Н. Толстой основал свою школу в Ясной Поляне).

В ходе обсуждения актуальных педагогических проблем были поставлены вопросы психологического обоснования педагогических действий, необходимости системного изучения внутреннего мира ребенка. Психологической знание приобретает первостепенное значение для педагогики.

Наибольший вклад в становление психолого-педагогической науки в этот период в России внесли: К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Н.Х. Вессель, П.Д. Юркевич.

К.Д. Ушинскийосновоположник психолого-педагогической науки в России. Обосновал положение о необходимости всестороннего познания человека для целей воспитания. Главный труд – «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», в котором изложены физиологические и психологические законы развития человека в приложении к задачам воспитания. Поддерживал идею о зависимости развития человека как от внутренних, биологических свойств, так и от общественных условий его жизни. Средства воспитания, по мнению Ушинского, должны соответствовать природе человека.

В целом в данный период – гуманистический характер воззрений отечественных теоретиков: вера в человека, возможности его развития и самосовершенствования.

 

4.2. Становление отечественной возрастной психологии в конце XIX в.

 

Основные направления исследований возрастной психологии концентрировались вокруг узловых проблем детского развития: 1) изучение психического и физического развития ребенка и их взаимосвязи, 2) исследование учебно-познавательной деятельности школьников, 3) анализ психологии воспитания личности.

Два основных типа исследований детства:

1. наблюдения ученых за детским развитием по определенной программе,

2. дневниковые наблюдения родителей за своими детьми.

Существенный вклад в изучение развития психики ребенка внесли: П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев, Н.Н. Ланге.

П.Ф. Лесгафт – исследование вопросов физического развития детей: идея неразрывной связи физического и духовного развития, физическое воспитание направлено не только на совершенствование физических, но нравственно-волевых качеств. Разработал научные основы физического воспитания, ориентированного на задачи целостного развития личности.

И.А. Сикорский – авторитетный исследователь развития ребенка раннего возраста. Реализовал целостный подход к изучению психики ребенка. Разрабатывал вопрос о движущих силах и условиях развития детей. Среди условий умственного развития особое значение придавал игре. Представил целостную картину нормально хода физического и психического развития ребенка, дал классификацию типичных ошибок воспитания.

П.Ф. Каптерев – создание достаточно полного представления о ребенке первых четырех лет жизни, выделение значимых признаков психофизического развития детей в каждый год жизни: первый год – развитие двигательной активности, второй год – прямохождение, третий год – овладение речью.

Н.Н. Ланге – осуществил сбор и публикацию родительских дневников, посвященных наблюдению за развитием детей.

 

4.3. Развитие возрастной психологии в начале XX в.

Развитие возрастной психологии в России прочно встало на научную основу. Утвердился ее статус как самостоятельной отрасли психологии, имеющей важную теоретическую и практическую значимость.

Активное распространение в России педологии – комплексной науки о развитии ребенка, в основе которой лежит идея педоцентризма (ребенок – центр исследовательских интересов многих профессионалов: психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и др.). Педология была призвана объединить все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. Основатель педологии – американский исследователь Ст. Холл.

Сформировано сообщество русских психологов, занимающихся вопросами детского развития и построения научных основ обучения и воспитания: П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и др. В разработку проблем возрастной психологии включились ученые смежных дисциплин: В.И. Бехтерев, И.П. Павлов и др.

Создание специальных научных центров, ведущих научно-исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность, а также небольших лабораторий, кабинетов по изучению развития детей.

Первая экспериментальная лаборатория по изучению психологии детей в условиях обучения и воспитания была создана А.П. Нечаевым в 1901 г. в г. Петербурге при Педагогическом музее военно-учебных заведений.

Большое количество публикаций по вопросам психологии развития, рецензирование зарубежных изданий. Организация съездов и конференций, участие русских ученых в международных конгрессах.

Таким образом, в дореволюционной России сложилась широкая база для обмена мнений, дискуссий по фундаментальным вопросам психологии развития.

Идея всестороннего развития личности органически сочеталась с осознанием необходимости глубокого, комплексного изучения детского развития: физического, умственного, волевого, эмоционального.

Главные положения о ходе психического развития ребенка:

1. Развитие – процесс последовательного, непрерывного поступательного движения вперед.

2. Существуют разные темпы развития, определяемые комплексом внешних и внутренних причин.

3. Каждый возрастной период должен изжить себя, поэтому не следует искусственно форсировать детское развитие.

4. Существует тесная, неразрывная связь различных сторон развития: умственного, физического, волевого, эмоционального и др.

5. Воспитание и обучение должны быть нацелены на гармоническое и всестороннее развитие личности и построены на научно-теоретической основе.

В дореволюционный период в России возрастная психология была одной из самых развитых отраслей отечественной психологии.

 

4.4. Марксистский период развития отечественной возрастной психологии

4.4.1. Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936 гг.)

 

После 1917 г. – новый, советский этап исторического развития России, характеризующийся строгой зависимостью научных исследований от политической жизни и партийно-идеологических установок. Единственно правильным мировоззрением был признан марксизм. Именно на его фундаменте выстраивалось здание советской науки.

Процесс создания марксистской психологии происходил в острой борьбе ее идеологов-основателей с представителями традиционной психологии.

Две противоположные позиции ученых-психологов:

1. Независимость психологии от какой бы то ни было идеологии. Марксистская психология возможна лишь как психология социальная, изучающая генезис общественных форм сознания и поведения людей. Научная психология не может быть марксистской, как не может быть марксистской физика, химия и т.д. (Челпанов Г.И.).

2. Активное внедрение в психологию марксизма. (Корнилов К.Н.). Одна из первых версий марксистской психологии - реактологическое учение К.Н. Корнилова.

Итог борьбы традиционной и марксистской психологии - необходимость марксистского обновления психологии.

20-е гг. – методологически принципы марксисткой психологии:

1. материализм: психика – продукт деятельности материальных структур и процессов,

2. детерминизм: внешняя причинная обусловленность психических процессов.

Общие принципы объяснения психики человека:

1. Психические процессы человека формируются и развиваются ходе осуществления им общественной по природе предметно-практической деятельности.

2. Психическое развитие человека имеет общественно-исторический характер.

3. Научно-психологическое изучение деятельности, сознания и личности необходимо изучать объективными методами (наблюдение и эксперимент).

На раннем этапе своего развития советская психология активно осваивала достижения зарубежных психологов (З. Фрейда, К. Юнга, Э. Торндайка, Ж. Пиаже и др.). В дальнейшем наметился процесс обособления советской психологии. Утвердилось мнение о принципиальном отличии советской науки от буржуазной. Марксистская психология стала рассматриваться как высший этап развития мировой психологической мысли.

Достижения психологии развития в данный период связаны с именами ученых: М.Я. Басова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, К.Н. Корнилова, А.Ф. Лазурского, А.Р. Лурия и др.

М.Я. Басов – создал учение о человеке как активном деятеле в окружающей среде. Считал основной задачей детской психологии – выявление закономерностей психического развития. Важнейший метод возрастной психологии – наблюдение. Разработал научно-обоснованные программы и схемы объективного наблюдения за детьми дошкольного возраста.

П.П. Блонский был известным педологом, выступал за комплексный подход в изучении развития ребенка. Предметом психологии считал поведения, основным методологическим принципом – генетический или исторический подход к изучению психики. Стержневая проблема психологии развития – проблема возраста. Первым в отечественной различил резкие (критические) и постепенные (литические) периоды в психическом развитии. Подчеркивал, с одной стороны, роль наследственности в развитии личности, с другой стороны, социально обусловленный характер всех видов деятельности ребенка.

Л. С. Выготскийавтор культурно-исторической концепции (учения об общественно исторической природе психики человека). Предложил новое понимание источника, условий, движущих сил психического развития ребенка; сформулировал основные законы детского развития. Ввел в психологи экспериментально-генетический метод исследования – воспроизведение в специально создаваемых и контролируемых условиях самого процесса происхождения и становления новых психических свойств и качеств. Разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития.

Успешное развитие отечественной возрастной психологии было прервано постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Критика педологии в основном касалась практики тестирования: отсутствия проработанной теоретической базы, рассмотрения теста как основного метода изучения развития ребенка, некорректной интерпретации результатов тестирования. В итоге тестология как теория и практика разработки и использования тестов на десятилетия оказалась под запретом. Негативные оценки тестологии были распространены на всю педологию и психологию.

 

4.4.2. Отечественная возрастная психология в период 1936-1960 гг.

 

Жесткий идеологический контроль официальных властей за научными разработками.

«Павловские сессии» - заседания, посвященные значению для психологии учения И.П. Павлова об условных рефлексах. «Павловская сессия» (1952 г.) – признание необходимости строить психологию на физиологической основе.

Редукционизм (сведение сложного к простому) стал реальностью психологии данного периода. Механизмы психических явлений – материальные физиологические процессы. Объяснение сложных явлений психической жизни человека через понятия рефлекса, первой и второй сигнальной системы, аналитико-синтетической деятельности мозга и пр.

Продолжали осуществляться теоретико-психологические исследования, экспериментально-педагогическая работа с детьми разных возрастов.

1943 г. – создание Академии педагогических наук РСФСР.

Открытие отделений психологии на философских факультетах университетов.

Организация журнала «Вопросы психологии» (1955 г.), учреждение общества психологов (1957 г.).

В психологии в этот период оформились две научные школы: школа Л.С. Выготского (Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Запорожец А.В., Божович Л.И., Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б.) и школа С.Л. Рубинштейна (Ананьев Б.Г., Теплов Б.М., Смирнов А.А.).

С.Л. Рубинштейн – один из самых авторитетных теоретиков отечественной психологии. Основные проблемы, поднимаемые в трудах автора: природа психического, бытие и сознание, субъектность личности, взаимоотношения «человек-мир». Фундаментальный труд – «Основы общей психологии» (1940 г.). Рубиштейном был сформулирован один из основных методологических принципов психологии: принцип единства сознания и деятельности. Психическое развитие, по мнению С.Л. Рубинштейна, определяется единством внешних и внутренних условий: внешние причины преломляются через внутренние условия. Все в психике формирующейся личности, так или иначе, обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводится непосредственно из внешних воздействий. Психический эффект каждого внешнего воздействия обусловлен историей развития личности.

Б.Г. Ананьев – предметом его исследований выступило индивидуальное развитие человека в интервале всей его жизни. Развитие человека анализируется в комплексе развития его индивидных, субъектных, личностных и индивидуальных характеристик. Психическое развитие – внутренне противоречивый процесс, зависящий от наследственности, среды, воспитания и собственной деятельности человека. Методы изучения онтогенетического развития – возрастные (поперечные) срезы и лонгитюдный метод.

А.Н. Леонтьев – автор общепсихологической теории деятельности, ввел в психологию категорию «ведущая деятельность». Осуществил исследование игры как ведущего виды деятельности в дошкольном возрасте. Исходил из принципиального положения, что индивиду достижения человеческого рода не даны в его природе, а заданы в окружающей его общественной жизни; ребенок должен их присво



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.014 с.)