Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Теории конфронтации социальных и биологических факторовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Психоаналитическая концепция развития З. Фрейда. 2. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
8.1. Психоаналитическая концепция развития З. Фрейда
З. Фрейдом подчеркивается такая особенность соотношения факторов наследственности и среды как антагонизм, выраженный в вытеснении природного в человеке и подавлении наследственных признаков социальной средой. Человеку от рождения даны два влечения: 1) влечение к жизни (сексуальное влечение, стремление к самосохранению), 2) влечение к смерти (аутоагрессия, внешне направленная агрессия). Внешняя агрессия имеет вторичный характер и вызвана тем, что общество встает на пути удовлетворения естественных влечений человека. Развитие человека обусловлено органически. Среда выступает как барьер на пути реализации влечений, вносит коррективы и искажения, но принципиально не меняет ход развития. Два основных регулятивных принципа психической деятельности: 1) принцип удовольствия, 2) принцип реальности (учет социальных норм и запретов при реализации удовольствия). Основной постулат в теории Фрейда – положение об изначальной детской, инфантильной сексуальности, которая трактуется предельно широко как направленность на получение удовольствия, наслаждения, на пути которой встают социальные запреты. Особенности инфантильной сексуальности: 1. Подчинена принципу удовольствия, т.е. направлена на получение наслаждения. 2. Существует не изолировано, а присоединяется к какой-либо другой жизненно важной функции организма, например, к пищевой функции. 3. Ребенок аутоэротичен, т.е. для него не требуется другого объекта для удовлетворения эротического влечения. В основании процесса развития лежит противоречие сексуальных влечений и социальных норм. Человек обречен и никогда не достигнет высшего состояния целостности, т.к. его силы в борьбе с враждебным обществом неравны. Три основных линии развития в онтогенезе: 1) развитие сексуальных целей и объектов, 2) развитие структуры личности, 3) развитие защитных механизмов. Развитие сексуальных целей и сексуальных объектов Сексуальная цель – телесная эрогенная зона, которая служит источником получения удовольствия. Либидо составляет энергию человеческой активности, определяющей достижения человечества и основу его развития. В онтогенезе перемещение либидо связано с переходом от одной телесной функции и эрогенной зоны к другой. Три ступени развития сексуальных объектов: 1) аутоэротизм (сексуальный объект – сам ребенок), 2) выбор сексуального объекта на фаллической стадии (сексуальный объект – родитель противоположного пола, выбор которого обусловлен стремлением к получению поддержки, заботы внимания, протекции), 3) выбор сексуального объекта на генитальной стадии (сексуальный объект – партнер противоположного пола, выбор которого осуществляется либо по принципу опоры (заместитель отца или матери), либо по нарциссическому принципу (поиск в партнере своих качеств, ценностей). Развитие структуры личности Структура личности: Ид (Оно), Эго (Я), Суперэго (Сверх-Я). Оно – врожденная и наследственно закрепленная подструктура. Составляет область бессознательного. Включает врожденные влечения, а также вытесненные переживания. Снабжено энергией либидо. Находится в конфликте с Я и Сверх-Я, которые возникают их Оно. Я – возникает и дифференцируется из Оно на оральной стадии развития как приспособительный аппарат. Основная функция – посредник, «слуга двух господ». Сверх-Я – возникает на анальной и активно развивается на фаллической стадии развития в результате преодоления Эдипова комплекса и интериоризации родительских запретов и требований. Включает систему идеалов, социальных норм, стандартов, ценностей, правил, а также врожденные компоненты: комплекс кастрации и чувство вины. Выступаеткак цензор и судья по отношению к Я. Регулирует поведение и активность человека на основе нравственного сознания и самонаблюдения. Развитие защитных механизмов Защитные механизмы – совокупность действий, направленных на уменьшение или устранение угрозы целостности индивида и нарушения баланса психодинамических сил. Механизмы защиты интегрированы, преимущественно, в структуре Я. Генетически более ранними являются такие способы защиты, как вытеснение, регрессия, уход, более поздними – рационализация, сублиамция.
Стадии психосексуального развития Критерий выделения стадий – сексуальные цели (эрогенные зоны). Переход на новую стадию и формирование новых структур личности связаны с конфликтом между влечением ребенка и невозможностью его удовлетворить. 1. Оральная стадия – (0-2 г.) – эротическое влечение связано с пищевой функцией, удовлетворением потребности в пище. Эрогенная зона – рот, губы, язык. 1.1. Орально-инкорпоративная фаза - (0-6 мес.) – аутоэротизм и глобальный нарциссизм, т.е. полная обращенность либидо ребенка на самого себя. Сосание материнской груди является поведением, доставляющим наслаждение. 1.2. Орально-садистическая фаза – (6-12 мес.) – начало отлучения ребенка от груди. Регуляция пищевого поведения ребенка, навязывание норм и препятствование получению наслаждения. Впервые происходит столкновение с принципом реальности. Фиксация на оральной стадии – увязывание получения удовольствия на оральной области - курение, тяга к спиртному, переедание). Фиксация на орально-инкорпоративной фазе – «оральный оптимизм» - чрезмерная доверчивость, беззаботность, безответственность. Фиксация на орально-садистической фазе – «оральный пессимизм» - враждебность, недоверие, жадность, неудовлетворенность, требовательность. 2. Анальная стадия – (1-3г.) – эрогенная зона – анус. Ребенок начинает получать удовольствие от смены напряжения и облегчения. Общество требует от ребенка произвольной регуляции телесных функций, взрослый впервые регламентирует социальные требования и эталон действия в отношении поведения ребенка. 2.1. – Анально-садитическая фаза – (1-1,5 г.)- противостояние ребенка и взрослого, ребенок получает удовольствие от напряжения и боли (что может способствовать развитию садомазохистских наклонностей) и от сопротивления взрослому. 2.2. Анально-ретентивная (удерживающая) фаза – (1,5-3 г.) – произвольная регуляция функций ребенком. Личность приобретает контроль над окружением в форме удержания – отпускания. В случае фиксации возможно формирование двух типов двух типов характеров: 1) анально-удерживающий (упрямство, упорство, бережливость, экономность), 2) анально-выталкивающий (противостояние, упрямство, негативизм). 3. Фаллическая стадия – (3-5 лет) – эрогенная зона – гениталии. Открытие различий между полами. Формирование Эдипова комплекса у мальчиков (комплекса Электры у девочек) и инцестозной направленности. Разрешение конфликта и преодоление Эдипова комплекса осуществляется как отказ от влечения к матери и идентификация с отцом Условие преодоления - страх кастрации и комплекс вины, связанные с родовой памятью человечества. Результат разрешения Эдипова комплекса – формирование структуры Сверх-Я. Слабая выраженность Эдипова комплекса приводит к формированию слабой структуры Сверх-Я. 4. Латентная стадия – (6 – 12 лет) – прерывание сексуального развития, вытеснение из памяти первичных сексуальных переживаний. Энергия либидо сублимируется в игре, учении, хобби, направляется на социально желаемые цели. 5. Генитальная стадия – (12-18 лет) – эрогенная зона – гениталии. Бурное половое созревание и возрастание давления сексуальной энергии либидо. Источник конфликта – невозможность удовлетворения сильного сексуального влечения в силу социальных запретов. Происходит выбор сексуального объекта, достижение автономии от родителей, преодоление остатков Эдипова комплекса. Варианты нарушений в подростковом возрасте: 1) регрессия на оральную стадию – расстройства пищевого поведения (анорексия – отказ от еды, булимия – переедание, курение, тяга к спиртному), 2) регрессия на анальную стадию - неопрятность, пренебрежение к порядку, чрезмерная педантичность, чрезмерное стремление к чистоте и порядку, 3) регрессия на фаллическую стадию – немотивированная жесткость, агрессия, аутоагрессия (склонность к суицидам), тревожность,. Специфические для подросткового возраста защитные формы поведения: аскетизм (отказ от любых форм получения удовольствия), интеллектуализм (уход в мир интеллектуальных ценностей), отрицание сексуальных интересов, эскапизм (уход в мир фантазии, грез, виртуальный мир, использование наркотиков и пр.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.19 (0.01 с.) |