Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Теории конфронтации социальных и биологических факторов

Поиск

1. Психоаналитическая концепция развития З. Фрейда.

2. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.

 

8.1. Психоаналитическая концепция развития З. Фрейда

 

З. Фрейдом подчеркивается такая особенность соотношения факторов наследственности и среды как антагонизм, выраженный в вытеснении природного в человеке и подавлении наследственных признаков социальной средой.

Человеку от рождения даны два влечения: 1) влечение к жизни (сексуальное влечение, стремление к самосохранению), 2) влечение к смерти (аутоагрессия, внешне направленная агрессия). Внешняя агрессия имеет вторичный характер и вызвана тем, что общество встает на пути удовлетворения естественных влечений человека.

Развитие человека обусловлено органически. Среда выступает как барьер на пути реализации влечений, вносит коррективы и искажения, но принципиально не меняет ход развития.

Два основных регулятивных принципа психической деятельности: 1) принцип удовольствия, 2) принцип реальности (учет социальных норм и запретов при реализации удовольствия).

Основной постулат в теории Фрейда – положение об изначальной детской, инфантильной сексуальности, которая трактуется предельно широко как направленность на получение удовольствия, наслаждения, на пути которой встают социальные запреты.

Особенности инфантильной сексуальности:

1. Подчинена принципу удовольствия, т.е. направлена на получение наслаждения.

2. Существует не изолировано, а присоединяется к какой-либо другой жизненно важной функции организма, например, к пищевой функции.

3. Ребенок аутоэротичен, т.е. для него не требуется другого объекта для удовлетворения эротического влечения.

В основании процесса развития лежит противоречие сексуальных влечений и социальных норм. Человек обречен и никогда не достигнет высшего состояния целостности, т.к. его силы в борьбе с враждебным обществом неравны.

Три основных линии развития в онтогенезе: 1) развитие сексуальных целей и объектов, 2) развитие структуры личности, 3) развитие защитных механизмов.

Развитие сексуальных целей и сексуальных объектов

Сексуальная цель – телесная эрогенная зона, которая служит источником получения удовольствия. Либидо составляет энергию человеческой активности, определяющей достижения человечества и основу его развития. В онтогенезе перемещение либидо связано с переходом от одной телесной функции и эрогенной зоны к другой.

Три ступени развития сексуальных объектов: 1) аутоэротизм (сексуальный объект – сам ребенок), 2) выбор сексуального объекта на фаллической стадии (сексуальный объект – родитель противоположного пола, выбор которого обусловлен стремлением к получению поддержки, заботы внимания, протекции), 3) выбор сексуального объекта на генитальной стадии (сексуальный объект – партнер противоположного пола, выбор которого осуществляется либо по принципу опоры (заместитель отца или матери), либо по нарциссическому принципу (поиск в партнере своих качеств, ценностей).

Развитие структуры личности

Структура личности: Ид (Оно), Эго (Я), Суперэго (Сверх-Я).

Оно – врожденная и наследственно закрепленная подструктура. Составляет область бессознательного. Включает врожденные влечения, а также вытесненные переживания. Снабжено энергией либидо. Находится в конфликте с Я и Сверх-Я, которые возникают их Оно.

Я – возникает и дифференцируется из Оно на оральной стадии развития как приспособительный аппарат. Основная функция – посредник, «слуга двух господ».

Сверх-Я – возникает на анальной и активно развивается на фаллической стадии развития в результате преодоления Эдипова комплекса и интериоризации родительских запретов и требований. Включает систему идеалов, социальных норм, стандартов, ценностей, правил, а также врожденные компоненты: комплекс кастрации и чувство вины. Выступаеткак цензор и судья по отношению к Я. Регулирует поведение и активность человека на основе нравственного сознания и самонаблюдения.

Развитие защитных механизмов

Защитные механизмы – совокупность действий, направленных на уменьшение или устранение угрозы целостности индивида и нарушения баланса психодинамических сил. Механизмы защиты интегрированы, преимущественно, в структуре Я. Генетически более ранними являются такие способы защиты, как вытеснение, регрессия, уход, более поздними – рационализация, сублиамция.

 

Стадии психосексуального развития

Критерий выделения стадий – сексуальные цели (эрогенные зоны). Переход на новую стадию и формирование новых структур личности связаны с конфликтом между влечением ребенка и невозможностью его удовлетворить.

1. Оральная стадия – (0-2 г.) – эротическое влечение связано с пищевой функцией, удовлетворением потребности в пище. Эрогенная зона – рот, губы, язык.

1.1. Орально-инкорпоративная фаза - (0-6 мес.) – аутоэротизм и глобальный нарциссизм, т.е. полная обращенность либидо ребенка на самого себя. Сосание материнской груди является поведением, доставляющим наслаждение.

1.2. Орально-садистическая фаза – (6-12 мес.) – начало отлучения ребенка от груди. Регуляция пищевого поведения ребенка, навязывание норм и препятствование получению наслаждения. Впервые происходит столкновение с принципом реальности.

Фиксация на оральной стадии – увязывание получения удовольствия на оральной области - курение, тяга к спиртному, переедание).

Фиксация на орально-инкорпоративной фазе «оральный оптимизм» - чрезмерная доверчивость, беззаботность, безответственность.

Фиксация на орально-садистической фазе – «оральный пессимизм» - враждебность, недоверие, жадность, неудовлетворенность, требовательность.

2. Анальная стадия – (1-3г.) – эрогенная зона – анус. Ребенок начинает получать удовольствие от смены напряжения и облегчения. Общество требует от ребенка произвольной регуляции телесных функций, взрослый впервые регламентирует социальные требования и эталон действия в отношении поведения ребенка.

2.1. – Анально-садитическая фаза – (1-1,5 г.)- противостояние ребенка и взрослого, ребенок получает удовольствие от напряжения и боли (что может способствовать развитию садомазохистских наклонностей) и от сопротивления взрослому.

2.2. Анально-ретентивная (удерживающая) фаза – (1,5-3 г.) – произвольная регуляция функций ребенком. Личность приобретает контроль над окружением в форме удержания – отпускания.

В случае фиксации возможно формирование двух типов двух типов характеров: 1) анально-удерживающий (упрямство, упорство, бережливость, экономность), 2) анально-выталкивающий (противостояние, упрямство, негативизм).

3. Фаллическая стадия – (3-5 лет) – эрогенная зона – гениталии. Открытие различий между полами. Формирование Эдипова комплекса у мальчиков (комплекса Электры у девочек) и инцестозной направленности. Разрешение конфликта и преодоление Эдипова комплекса осуществляется как отказ от влечения к матери и идентификация с отцом Условие преодоления - страх кастрации и комплекс вины, связанные с родовой памятью человечества.

Результат разрешения Эдипова комплекса – формирование структуры Сверх-Я. Слабая выраженность Эдипова комплекса приводит к формированию слабой структуры Сверх-Я.

4. Латентная стадия – (6 – 12 лет) – прерывание сексуального развития, вытеснение из памяти первичных сексуальных переживаний. Энергия либидо сублимируется в игре, учении, хобби, направляется на социально желаемые цели.

5. Генитальная стадия – (12-18 лет) – эрогенная зона – гениталии. Бурное половое созревание и возрастание давления сексуальной энергии либидо. Источник конфликта – невозможность удовлетворения сильного сексуального влечения в силу социальных запретов. Происходит выбор сексуального объекта, достижение автономии от родителей, преодоление остатков Эдипова комплекса.

Варианты нарушений в подростковом возрасте: 1) регрессия на оральную стадию – расстройства пищевого поведения (анорексия – отказ от еды, булимия – переедание, курение, тяга к спиртному), 2) регрессия на анальную стадию - неопрятность, пренебрежение к порядку, чрезмерная педантичность, чрезмерное стремление к чистоте и порядку, 3) регрессия на фаллическую стадию – немотивированная жесткость, агрессия, аутоагрессия (склонность к суицидам), тревожность,.

Специфические для подросткового возраста защитные формы поведения: аскетизм (отказ от любых форм получения удовольствия), интеллектуализм (уход в мир интеллектуальных ценностей), отрицание сексуальных интересов, эскапизм (уход в мир фантазии, грез, виртуальный мир, использование наркотиков и пр.).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.19 (0.01 с.)