Раздел 1. Введение в психологию развития и возрастную психологию



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Введение в психологию развития и возрастную психологию



Тема 1. Объект, предмет, задачи, проблемы и основные понятия психологии развития и возрастной психологии

1. Возрастная психология и психология развития как наука: объект, предмет, структура, задачи, основные проблемы, взаимосвязь с другими науками.

2. Понятие развития, свойства развития, факторы (детерминанты), формы, сферы, периодизация психического развития.

3. Категория возраста в возрастной психологии и психологии развития.

 

1.1. Возрастная психология и психология развития как наука: объект, предмет, задачи, структура, основные проблемы, взаимосвязь с другими науками

Современная наука возрастная психология и психология развития представляет собой единство двух научных сфер, направленных на изучение психологических закономерностей развития человека. Первой в истории развития науки возникла возрастная психология, которая была сконцентрирована на изучении особенностей развития человека на различных возрастных этапах. Центральной категорией возрастной психологии является категория возраста как единицы развития. Позже в отдельное научное направление выделилась психология развития, направленная на изучение процесса развития, его закономерностей, движущих сил, механизмов и т.д. Центральной категорией психологии развития является категория развития.

Возрастная психология – область знаний, акцентирующая свое внимание на психологических особенностях развития человека в разные возрастные периоды.

Психология развития – сфера знаний, содержащая информацию о законах и механизмах преобразования психологии человека.

Объектом возрастной психологии и психологии развития является процесс развития человека.

Предмет возрастной психологии как науки:

ü закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития [3]..

ü общие закономерности психического развития человека в онтогенезе [2].

ü возрастная динамика, закономерности, ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути [1].

Психология развития и возрастная психология оформилась как самостоятельная область знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, она долгое время ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиций развития, сделали очевидной необходимость целостного анализа процесса развития в онтогенезе.

Курс «Возрастная психология и психология развития» включает в себя три раздела:

1. Первый раздел посвящен предмета, задач, основных понятий, методологии и истории становления возрастной психологии и психологии развития.

2. Второй раздел связан с теоретическим осмыслением психического развития человека в целом, разнообразным подходам к его изучению

3. Третий раздел – «Психологическая характеристика развития человека в различные возрастные периоды». Выделяются следующие разделы: детская психология (изучает закономерности психического развития от рождения до 10 лет – подросткового возраста), психология подростничества (от 10 до 15 лет) и юности (от 15 до 20-25 лет), психология зрелого возраста (от 20-25 лет до 55-60 лет) и геронтопсихология (психология пожилого возраста и старости – после 55-60 лет).

Задачи научной дисциплины «Возрастная психология и психология развития»:

1. Реконструкция истории становления основных подходов, описывающих и объясняющих психологию развития человека.

2. Описание современного состояния науки о психическом развитии человека.

3. Представление целостной, обобщенной картины процесса развития человека от рождения до последних дней его жизни с помощью специальной системы категорий и понятий. Особое значение уделяется описанию закономерностей и характера перехода с одного этапа психического развития на другой, механизмам смены ступеней и периодов развития человека.

4. Обоснование категории возраста и подходов к построению периодизации психического развития человека.

5. Обоснование норм психического развития человека на различных этапах. При этом норма понимается не как характеристика среднестатистического уровня развития в какой-либо возрастной группе, а как указание на высшие возможности и достижения данного возраста [10].

Возрастная психология и психология развития связана со всеми отраслями психологии.

ü Связь с общей психологией проявляется на уровне предмета обеих наук. Предметом общей психологии является психика человека, которая не существует вне развития. Общая психология предоставляет возрастной психологии знания об общих формах психической деятельности. В то же время на материале изучения психического развития ребенка общая психология получает блестящую возможность исследовать структуру и функционирование интериоризированных форм психической деятельности. В зрелом возрасте интериоризированные формы психической деятельности симультанизированы (сокращены и осуществляются одномоментно), в силу чего труднодоступны для изучения. У ребенка их структура только складывается и выступает во внешней, развернутой форме, открытой для изучения.

ü Возрастная психология тесно связана с педагогической психологией. Возрастная психология и психология развития дает психологический портрет человека определенного возраста, используемый для определения сроков, содержания, программ и методов обучения. А.В. Запорожец считал, что возрастная психология формулирует общие законы развития, дает фундаментальные знания, а педагогическая психология использует эти знания для разработки своих концепций обучения и воспитания.

ü Возрастная психология дает знание о нормативном психическом развитии и его законах, а клиническая психология изучает нарушения (дизонтогенез). Чтобы диагностировать и корректировать нарушения в развитии, необходимо иметь четкое представление о норме. Информация о нарушениях развития, разрабатываемая клинической психологией, позволяет исследователям в области возрастной психологии выявлять роль наследственности, среды, общения, деятельности в психическом развитии человека.

ü Связь возрастной психологии и психологии труда определяется тем, что профессиональная деятельность человека – ведущая деятельность в зрелом возрасте. Проблемы профессионального самоопределения, обучения, переподготовки должны решаться с учетом возрастно-психологических особенностей человека.

ü Существует связь социальной психологии с возрастной психологией и психологией развития. Общение является необходимым условием развития ребенка, поэтому при анализе развития нужно учитывать закономерности взаимодействия личности в группе. В силу этого возрастная психология не может быть ни чем иным, как социальной возрастной психологией. С другой стороны, лидерство, особенности коммуникации, социального познания, способы власти и управления, разрешения конфликтов определяются возрастно-психологическими особенностями человека. Содержание рекламы, способы воздействия также зависят от возрастно-психологических особенностей коммуникатора и аудитории.

 

1.2.Понятие развития, свойства развития, факторы (детерминанты), формы, сферы, периодизация психического развития

Основными научными категориями возрастной психологии и психологии развития являются категории: «развитие» и «возраст».

При определении понятия «развитие» психологи противопоставляют его понятиям: «рост» и «созревание».

Рост – количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом [3].

Созревание – запрограммированный процесс изменений живого организма в соответствии генетическим планом.

Развитие – процесс качественных изменений, перестройки, преобразования структуры. Развитие – это всегда изменение системы, а не отдельных элементов.

При определении процесса развития психологи по-разному подходят к вопросу о содержания развития: включает оно только качественные, или также количественные изменения.

Коллектив авторов под руководством Реана А.А. дает следующее определение: развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека [9]..

Основные свойства развития с позиции данных авторов: необратимость, направленность, закономерность.

ü Необратимость – способность к накоплению изменений, надстраиванию новых изменений над предшествующими.

ü Направленность – способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

ü Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Известный отечественный автор Фельдштейн Д.И. определяет развитие следующим образом: развитие – высший тип движения, представляющий собой не простой всеобщий и вечный рост и увеличение, а качественное преобразование, отличающееся рядом определенных закономерностей [11].

Закономерности развития:

ü Поступательный характер – новые ступени развития как бы повторяют известные черты, свойства низших ступеней, но на более высоком уровне.

ü Необратимость – движение вперед, спиральная форма развития.

ü Развитие представляет собой единство борющихся противоположностей, являющихся внутренней движущей силой развития.

Факторы развития

Под факторами развития понимаются ведущие детерминанты развития: наследственность, среда, активность личности.

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Генотип – совокупность генов, генотипическая конституция организма. Генотипические факторы, с одной стороны, типизируют развитие: обеспечивают реализацию видовой генотипической программы (например, способность человека к прямохождению), с другой стороны, индивидуализируют развитие: каждый человек – уникальный генетический объект.

Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Активность личности – деятельное состояние личности как условие ее существования и поведения. Активность проявляется в преодолении личностью воздействия на нее наследственности и среды.

Области (сферы) развития

Психофизическое развитие: внешнее изменение тела человека (рост, вес), внутреннее изменение тела человека (развитие костей, мышц, г. мозга, психомоторики, нейродинамики ).

Психосоциальное развитие: развитие личности.

Когнитивное развитие: познавательное развитие, развитие способностей.

Формы развития: онтогенез и филогенез.

Движущие силы развития

В качестве движущих сил выступают ведущие факторы развития, а также противоречия, лежащие в основании развития (противоречие между потребностями личности и внешними обстоятельствами).

 

1.3. Категория возраста в возрастной психологии и психологии развития

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различиями в индивидуальных особенностях.

Первая попытка системного анализа психологического возраста принадлежит Л.С. Выготскому.

Психологический возраст – новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в основном определяют развитие сознания ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь.

Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Психологические характеристики возраста определяются социально-историческими условиями, в которых происходит развитие индивида.

Возрастные характеристики отражают определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на определенном этапе жизни, сущность его отношений с окружающими, общественное положение.

 

Тема 2. Методология психологии развития и возрастной психологии

1. Понятие методологии науки и ее уровни.

2. Научные парадигмы развития и методологические принципы психологии развитияи возрастной психологии.

3. Методы возрастной психологии и психологии развития.

 

2.1. Понятие методологии науки и ее уровни

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает.

Методология – учение об идейных позициях науки, логике и методах исследования.

Теория – совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практической жизни, позволяющих структурировать конкретные рассуждения об изучаемых процессах и явлениях.

Любая наука, в том числе и возрастная психология, имеет три уровня методологии:

1) Общая методология – уровень общефилософских методологических принципов, объединяющих несколько наук в единое целое.

2) Специальная методология – уровень конкретно-научной методологии (в частности, методологии возрастной психологии и психологии развития) – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знаний.

3) Частная методология – уровень методов, способов, методик исследования конкретной науки.

Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах существования мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли тех явлений, которые изучает данная наука.

В качестве общей методологии отечественной психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и мету психики и психического в нем. Содержание диалектико-материалистического подхода составляют следующие научные представления: материальность, объективность окружающего мира, первичность материи и вторичность сознания, непрерывность движения и развития материи, социальная обусловленность развития психики человека, сознание как высший этап развития психики и др.

 

2.2. Научные парадигмы развития и методологические принципы психологии развитияи возрастной психологии.

Уровень специальной или конкретно-научной методологии связан с научными парадигмами - фундаментальными теоретическими основаниями, используемыми любой наукой для построения научно-исследовательской деятельности. Понятие научной парадигмы было введено американским исследователем Т. Куном. Научная парадигма, с его точки зрения это совокупность фундаментальных достижений в области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности.

В системе гуманитарного знания в ходе истории сформировались несколько парадигм развития: натурализм, социоморфизм, парадигма двухфакторной детерминации развития, парадигма активности личности в процессе развития. [10]..

Наиболее ранняя научная парадигма развития – натурализм – парадигма природной обусловленности психики человека. Базовое отношение: «человек-природа». Исходным основанием в понимании и объяснении происхождения любого психического явления служит принцип наследственности. Развитие понимается как процесс разворачивания во времени некоторой биогенетической программы. Человек рассматривается как природный индивид. Основная цель развития – приспособление природного индивида к условиям его существования. Окружающая среда чужда организму и представляет собой хотя и важное, но внешнее обстоятельство в прижизненном становлении психики. Понимание развития как спонтанного, естественного, природного процесса является основанием для формирования определенных теорий воспитания, объединенных идеей невмешательства в процессы психического созревания.

Вторая научная парадигма развития – социоморфизм – парадигма социального детерминизма. Ведущее отношение – «человек-общество». Человек рассматривается как социальный индивид, его сущность не в нем самом, а в обществе. В противоположность натуралистическим представлениям, в социоморфизме природные, органические особенности индивида выступают лишь предпосылками развития. Устройство общества есть источник, основа происхождения и развития психики человека. Только присвоив социальный опыт, природный индивид становится человеком. Крайним выражением социоморфизма является представление о том, что родившийся индивид – «tabula rasa» («чистая доска»), на которой социум пишет нужные и полезные для общества психологические свойства и способности человека. Основная цель развития – социализация индивида, формирование внутреннего мира человека по определенной, социально заданной норме, образцу.

Парадигмы натурализма и социоморфизма при внешней противоположности являются сходными в связи с их основной позицией – стремлением объяснить процесс развития влиянием одного из факторов: либо биологического (наследственности), либо социального (среды).

В ходе истории развития науки в связи с противостоянием указанных философских школ возникла новая парадигма развития и соответствующие ей научные подходы, согласно которым развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды.

Альтернативой факторному подходу, рассматривающему в качестве детерминант, движущих сил развития либо наследственность, либо среду, либо их определенное соотношение, явилась парадигма активности субъекта в ходе его развития. Новизна данного подхода заключается в рассмотрении активности как основной причины развития субъекта. Соответственно формулируется особый класс задач: выявление и описание механизмов преобразования человеком природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития. [3; 10].

Отечественная возрастная психология и психология развития базируется на парадигме активности личности в процессе развития. В связи с этим были сформулированы основные методологические принципы возрастной психологии и психологии развития как науки, базирующиеся на основных методологических принципах отечественной психологии в целом.

ü Принцип детерминизма – влияние предыдущих этапов развития на последующие; особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности; влияние на развитие степени сформированности структур головного мозга и его нервной системы в целом.

ü Принцип единства психики (сознания) и деятельности – развитие психики человека посредством особого вида активности - деятельности.

ü Принцип развития – изучение развития человека в системе трех координат: актогенеза (развитие в ответ на воздействие конкретного раздражителя), онтогенеза (процессе развития конкретного человека), историогенеза (в процессе изменения и развития общества).

ü Принцип объективности – реализуется в процессе изучения развития психики человека через следующие положения: равенство экспериментальной и контрольной групп; учет социально-экономических, исторических, этнических различий при сравнении испытуемых по уровню психического развития, по обучаемости, по характеристикам деятельности и т.д.; не смешивать факты и их интерпретацию. [1].

 

2.3. Методы возрастной психологии и психологии развития

Частная методология – уровень методов, способов, методик исследования конкретной науки. Разработанность возрастной психологии и психологии развития как науки зависит от уровня разработанности методов исследования (способов добывания психологических фактов).

Наиболее полную классификацию методов психологического исследования приводит Б.Г. Ананьев.

Таблица 1

Классификация методов исследования (Б.Г. Ананьев)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
Сравнительный («поперечных срезов)» Лонгитюдный («продольных срезов)» Комплексный
Сопоставление различных групп испытуемых по определенным критериям Систематическое изучение развития одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени Возможность установления связей и зависимостей разного рода
Положительные черты Отрицательные черты Положительные черты Отрицательные черты
Возможность быстрого получения статистически достоверных данных о возрастных различиях психических феноменов, свойств, процессов ü Данные усредняются без учета индивидуальных особенностей. ü Не вскрывается сам процесс развития, его природа и движущие силы. Устанавливаются качественные особенности развития психических процессов и свойств личности, выявляются их причины ü Невозможность распространения данных исследования на всех испытуемых . ü Преувеличение роли индивидуальных различий.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Наблюдение Эксперимент Психодиагностические методы (тест, анкетирование, беседа, социометрия и др.) Анализ процесса и продуктов деятельности Биографический метод
МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Количественный Качественный
Применение методов математической статистики Дифференциация материала по группам, вариантам. Описание случаев
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
Генетический Структурный
ü Интерпретация собранного материала в характеристиках развития. ü Установление «вертикальных» связей между уровнями развития   Установление «горизонтальных», структурных связей между изучаемыми характеристиками

 

Тема 3. История становления зарубежной психологии развития и возрастной психологии

1. Донаучный период развития возрастной психологии.

2. Переходный период (период эмпиризма) в развитии науки.

3. Научный период в развитии возрастной психологии: классификация теорий развития.

 

Донаучный период в развитии психологии развития и возрастной психологии

Вопросы психологии развития и возрастной психологии, поднимались еще в трудах ученых периода античности. Материалистический подход к развитию человека (Гераклит, Протагор, Демокрит, Аристотель), идеалистический подход (Сократ, Платон).

Психологические особенности развития человека в философских трудах средневековья (Плотин, Августин Аврелий, Ибн Рушдт (Аверроэс), Ибн Сина (Авиценна)).

Вопросы развития человека в эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Р. Бэкон, Хуан Вивес, Хуан Уарте).

Изучение развития детей в Новое время (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.-В. Лейбниц, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж.- Руссо).

Р. Декарт (французский философ)

Философия нативизма (натурализма) – все развитие человека определяется его наследственностью. Подчеркивал существование врожденных идей.

Ж.-Ж. Руссо (французский философ, просветитель)

Теория естественного развития человека (нативизма, натурализма)

Детство занимает особое место в жизни человека, представляет особую ценность для ребенка. Ребенок имеет свое собственное восприятие мира, чувства, особенности мышления. Все развитие происходит в соответствии с планом Природы, имеет естественный характер.

Периодизация развития ребенка:

1. Младенчество – 0-2 г. – период физического развития ребенка, взаимосвязь с миром при помощи непосредственных чувств.

2. Детство – 2-12 лет – период сенсорного развития ребенка, интуитивного мышления.

3. Позднее детство – 12-15 лет – переход между детством и отрочеством, период интенсивного развития когнитивной сферы, начало систематического обучения, освоение точных и естественных наук.

4. Отрочество – от 15 лет до совершеннолетия – период полового созревания, активное развитие абстрактного мышления, изучение гуманитарных наук.

Философия образования – книга «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.). Необходимость максимально следовать естественному ходу развития ребенка. Образование, обучение приспосабливается к развитию [5].

Дж. Локк (английский философ)

Философия эмпиризма - приоритет фактора среды в развитии ребенка.

Психика ребенка формируется в процессе жизни. Родившийся индивид – «tabula rasa» («чистая доска»), на которой «жизнь пишет свои письмена» (нужные и полезные для общества психологические свойства и способности человека). Существующие наследственные различия не оказывают существенного влияния на развитие.

Механизмы развития человека (воздействия окружающей среды):


1. ассоциации,

2. повторение,

3. подражание,

4. вознаграждение и наказание.


Подходы Р. Декарта, Ж.-Ж.- Руссо и Дж. Локка явились фундаментом современных биодинамических и социодинамических теорий развития [5].

 

3.2. Переходный период (период эмпиризма) в развитии науки (конец XIX в.)

1882 г. – опубликование книги Вильяма Прейера «Душа ребенка» - отправная точка возникновения возрастной психологии как отдельной науки. В. Прейер описывает результаты наблюдений за развитием собственного сына: развитие органов чувств, моторики, воли, речи и т.д. Ребенок был впервые подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца третьего года жизни, ежедневно, в одни и те же часы. Заслугами автора являются: 1) обращение к изучению самых ранних лет жизни ребенка, 2) введение в возрастную психологию метода объективного наблюдения.

1787 г. – (до В. Прейера) – выход в свет книги Т. Тидеманна «Наблюдение над развитием способностей у детей» - первой работы по психологии детей, представляющей собой дневниковые записи.

1866г. – работы врачей Б. Сигизмунда и А. Куссмауля. Б. Сигизмунд описал особенности психофизиологического, в основном двигательного развития своего ребенка. Выделил пять периодов раннего детства: 1) 0-3 мес. – «грудной», 2) 3-6 мес. – «улыбающийся», 3) 6-9 мес. – «хапун», 4) 9-15 мес. – «пешеход», 5) 15-24 мес. – «говорун». А. Куссмауль провел серию простейших экспериментов, где определялись реакции младенца на стимулы различной модальности (вкусовые, обонятельные, осязательные и др.).

1881 г. – биографические заметки о развитии ребенка Ч. Дарвина. Представлены особенности эмоционального развития младенца: его привязанности ко взрослому.

1878 г.- книга Б. Перэ «Первые три года жизни ребенка», написанная в форме эссе, с иллюстрациями из истории, культуры, философии, этнографии. Автор указывает на необходимость применения сравнительного метода в детсткой психологии, необходимость параллельного изучения развития детей и детенышей животных.

Основные особенности представленных исследований:


1. эмпиризм (направленность на сбор фактов о развитии ребенка),

2. отсутствие концептуальной дифференциации,

3. биологизация психического развития,

 

4. констатация частных фактов психического развития,

5. отсутствие целенаправленности в исследованиях,

6. исследования часто носят литературно-описательный характер.


3.3. Научный период в развитии возрастной психологии: классификация теорий развития

 

Начало XX в. - возникновение различных теорий психического развития, дифференциация предмета и задач возрастной психологии, поиск эффективных методов изучения развития детей.

 

 

Теории развития
Однофакторные Двухфакторные
  Биодинамические   Социодинамические Теории конвергенции социальных и биологических факторов Теории конфронтации социальных и биологических факторов
Теории Теории Теории Теории
Ч. Дарвина Ст. Холла К. Бюлера А. Гезелла Бихевиоризм (И.П. Павлова, Дж. Уотсона, Б.-Ф. Скиннера) А. Бандуры А.В. Петровского В. Штерна Ж. Пиаже Л. Колберга А. Валлона З. Фрейда К. Юнга Э. Эриксона А. Адлера К. Роджерса, А. Маслоу

 

Тема 4. История становление отечественной психологии развития и возрастной психологии

1.1. Развитие отечественной возрастной психологии в период: 50-70 гг. XX в.

1.2. Становление отечественной возрастной психологии в конце XIX в.

1.3. Развитие возрастной психологии в начале XX.

1.4. Марксистский период развития отечественной возрастной психологии

1.4.1. Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936 гг.)

1.4.2. Отечественная возрастная психология в период 1936-1960 гг.

1.4.3. Период экспериментальных разработок в отечественной возрастной психологии (60-80 гг. XX в.).

1.5. Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии и психологии развития.

 

4.1. Развитие отечественной возрастной психологии в период: 50-70 гг. XX в.

 

Оформление предмета, задач, методов изучения развития психики человека начинается в России с середины 50-х гг. XIX в. В это время в России была проведена крестьянская реформа – отмена крепостного права (1861 г.), что существенно повлияло на нравственный климат общества. В общественном мнении утвердилась мысль о равноправии всех людей, достоинстве человека, гуманном отношении друг к другу.

Существенные изменения произошли в области психолого-педагогической мысли. Стал заметно расти выпуск книг по проблемам обучения, воспитания, детского развития. Новые педагогические журналы: «Учитель», «Семья и школа», «Русский педагогический вестник», «Воспитание и обучение». Вопросы обучения и воспитания получили широкий общественный резонанс. (В этот период Л.Н. Толстой основал свою школу в Ясной Поляне).

В ходе обсуждения актуальных педагогических проблем были поставлены вопросы психологического обоснования педагогических действий, необходимости системного изучения внутреннего мира ребенка. Психологической знание приобретает первостепенное значение для педагогики.

Наибольший вклад в становление психолого-педагогической науки в этот период в России внесли: К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Н.Х. Вессель, П.Д. Юркевич.

К.Д. Ушинскийосновоположник психолого-педагогической науки в России. Обосновал положение о необходимости всестороннего познания человека для целей воспитания. Главный труд – «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», в котором изложены физиологические и психологические законы развития человека в приложении к задачам воспитания. Поддерживал идею о зависимости развития человека как от внутренних, биологических свойств, так и от общественных условий его жизни. Средства воспитания, по мнению Ушинского, должны соответствовать природе человека.

В целом в данный период – гуманистический характер воззрений отечественных теоретиков: вера в человека, возможности его развития и самосовершенствования.

 

4.2. Становление отечественной возрастной психологии в конце XIX в.

 

Основные направления исследований возрастной психологии концентрировались вокруг узловых проблем детского развития: 1) изучение психического и физического развития ребенка и их взаимосвязи, 2) исследование учебно-познавательной деятельности школьников, 3) анализ психологии воспитания личности.

Два основных типа исследований детства:

1. наблюдения ученых за детским развитием по определенной программе,

2. дневниковые наблюдения родителей за своими детьми.

Существенный вклад в изучение развития психики ребенка внесли: П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев, Н.Н. Ланге.

П.Ф. Лесгафт – исследование вопросов физического развития детей: идея неразрывной связи физического и духовного развития, физическое воспитание направлено не только на совершенствование физических, но нравственно-волевых качеств. Разработал научные основы физического воспитания, ориентированного на задачи целостного развития личности.

И.А. Сикорский – авторитетный исследователь развития ребенка раннего возраста. Реализовал целостный подход к изучению психики ребенка. Разрабатывал вопрос о движущих силах и условиях развития детей. Среди условий умственного развития особое значение придавал игре. Представил целостную картину нормально хода физического и психического развития ребенка, дал классификацию типичных ошибок воспитания.

П.Ф. Каптерев – создание достаточно полного представления о ребенке первых четырех лет жизни, выделение значимых признаков психофизического развития детей в каждый год жизни: первый год – развитие двигательной активности, второй год – прямохождение, третий год – овладение речью.

Н.Н. Ланге – осуществил сбор и публикацию родительских дневников, посвященных наблюдению за развитием детей.

 

4.3. Развитие возрастной психологии в начале XX в.

Развитие возрастной психологии в России прочно встало на научную основу. Утвердился ее статус как самостоятельной отрасли психологии, имеющей важную теоретическую и практическую значимость.

Активное распространение в России педологии – комплексной науки о развитии ребенка, в основе которой лежит идея педоцентризма (ребенок – центр исследовательских интересов многих профессионалов: психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и др.). Педология была призвана объединить все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. Основатель педологии – американский исследователь Ст. Холл.

Сформировано сообщество русских психологов, занимающихся вопросами детского развития и построения научных основ обучения и воспитания: П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и др. В разработку проблем возрастной психологии включились ученые смежных дисциплин: В.И. Бехтерев, И.П. Павлов и др.

Создание специальных научных центров, ведущих научно-исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность, а также небольших лабораторий, кабинетов по изучению развития детей.

Первая экспериментальная лаборатория по изучению психологии детей в условиях обучения и воспитания была создана А.П. Нечаевым в 1901 г. в г. Петербурге при Педагогическом музее военно-учебных заведений.

Большое количество публикаций по вопросам психологии развития, рецензирование зарубежных изданий. Организация съездов и конференций, участие русских ученых в международных конгрессах.

Таким образом, в дореволюционной России сложилась широкая база для обмена мнений, дискуссий по фундаментальным вопросам психологии развития.

Идея всестороннего развития личности органически сочеталась с осознанием необходимости глубокого, комплексного изучения детского развития: физического, умственного, волевого, эмоционального.

Главные положения о ходе психического развития ребенка:

1. Развитие – процесс последовательного, непрерывного поступательного движения вперед.

2. Существуют разные темпы развития, определяемые комплексом внешних и внутренних прич



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.013 с.)