Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Введение в психологию развития и возрастную психологиюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Объект, предмет, задачи, проблемы и основные понятия психологии развития и возрастной психологии 1. Возрастная психология и психология развития как наука: объект, предмет, структура, задачи, основные проблемы, взаимосвязь с другими науками. 2. Понятие развития, свойства развития, факторы (детерминанты), формы, сферы, периодизация психического развития. 3. Категория возраста в возрастной психологии и психологии развития.
1.1. Возрастная психология и психология развития как наука: объект, предмет, задачи, структура, основные проблемы, взаимосвязь с другими науками Современная наука возрастная психология и психология развития представляет собой единство двух научных сфер, направленных на изучение психологических закономерностей развития человека. Первой в истории развития науки возникла возрастная психология, которая была сконцентрирована на изучении особенностей развития человека на различных возрастных этапах. Центральной категорией возрастной психологии является категория возраста как единицы развития. Позже в отдельное научное направление выделилась психология развития, направленная на изучение процесса развития, его закономерностей, движущих сил, механизмов и т.д. Центральной категорией психологии развития является категория развития. Возрастная психология – область знаний, акцентирующая свое внимание на психологических особенностях развития человека в разные возрастные периоды. Психология развития – сфера знаний, содержащая информацию о законах и механизмах преобразования психологии человека. Объектом возрастной психологии и психологии развития является процесс развития человека. Предмет возрастной психологии как науки: ü закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития [3].. ü общие закономерности психического развития человека в онтогенезе [2]. ü возрастная динамика, закономерности, ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути [1]. Психология развития и возрастная психология оформилась как самостоятельная область знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, она долгое время ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиций развития, сделали очевидной необходимость целостного анализа процесса развития в онтогенезе. Курс «Возрастная психология и психология развития» включает в себя три раздела: 1. Первый раздел посвящен предмета, задач, основных понятий, методологии и истории становления возрастной психологии и психологии развития. 2. Второй раздел связан с теоретическим осмыслением психического развития человека в целом, разнообразным подходам к его изучению 3. Третий раздел – «Психологическая характеристика развития человека в различные возрастные периоды». Выделяются следующие разделы: детская психология (изучает закономерности психического развития от рождения до 10 лет – подросткового возраста), психология подростничества (от 10 до 15 лет) и юности (от 15 до 20-25 лет), психология зрелого возраста (от 20-25 лет до 55-60 лет) и геронтопсихология (психология пожилого возраста и старости – после 55-60 лет). Задачи научной дисциплины «Возрастная психология и психология развития»: 1. Реконструкция истории становления основных подходов, описывающих и объясняющих психологию развития человека. 2. Описание современного состояния науки о психическом развитии человека. 3. Представление целостной, обобщенной картины процесса развития человека от рождения до последних дней его жизни с помощью специальной системы категорий и понятий. Особое значение уделяется описанию закономерностей и характера перехода с одного этапа психического развития на другой, механизмам смены ступеней и периодов развития человека. 4. Обоснование категории возраста и подходов к построению периодизации психического развития человека. 5. Обоснование норм психического развития человека на различных этапах. При этом норма понимается не как характеристика среднестатистического уровня развития в какой-либо возрастной группе, а как указание на высшие возможности и достижения данного возраста [10]. Возрастная психология и психология развития связана со всеми отраслями психологии. ü Связь с общей психологией проявляется на уровне предмета обеих наук. Предметом общей психологии является психика человека, которая не существует вне развития. Общая психология предоставляет возрастной психологии знания об общих формах психической деятельности. В то же время на материале изучения психического развития ребенка общая психология получает блестящую возможность исследовать структуру и функционирование интериоризированных форм психической деятельности. В зрелом возрасте интериоризированные формы психической деятельности симультанизированы (сокращены и осуществляются одномоментно), в силу чего труднодоступны для изучения. У ребенка их структура только складывается и выступает во внешней, развернутой форме, открытой для изучения. ü Возрастная психология тесно связана с педагогической психологией. Возрастная психология и психология развития дает психологический портрет человека определенного возраста, используемый для определения сроков, содержания, программ и методов обучения. А.В. Запорожец считал, что возрастная психология формулирует общие законы развития, дает фундаментальные знания, а педагогическая психология использует эти знания для разработки своих концепций обучения и воспитания. ü Возрастная психология дает знание о нормативном психическом развитии и его законах, а клиническая психология изучает нарушения (дизонтогенез). Чтобы диагностировать и корректировать нарушения в развитии, необходимо иметь четкое представление о норме. Информация о нарушениях развития, разрабатываемая клинической психологией, позволяет исследователям в области возрастной психологии выявлять роль наследственности, среды, общения, деятельности в психическом развитии человека. ü Связь возрастной психологии и психологии труда определяется тем, что профессиональная деятельность человека – ведущая деятельность в зрелом возрасте. Проблемы профессионального самоопределения, обучения, переподготовки должны решаться с учетом возрастно-психологических особенностей человека. ü Существует связь социальной психологии с возрастной психологией и психологией развития. Общение является необходимым условием развития ребенка, поэтому при анализе развития нужно учитывать закономерности взаимодействия личности в группе. В силу этого возрастная психология не может быть ни чем иным, как социальной возрастной психологией. С другой стороны, лидерство, особенности коммуникации, социального познания, способы власти и управления, разрешения конфликтов определяются возрастно-психологическими особенностями человека. Содержание рекламы, способы воздействия также зависят от возрастно-психологических особенностей коммуникатора и аудитории.
1.2.Понятие развития, свойства развития, факторы (детерминанты), формы, сферы, периодизация психического развития Основными научными категориями возрастной психологии и психологии развития являются категории: «развитие» и «возраст». При определении понятия «развитие» психологи противопоставляют его понятиям: «рост» и «созревание». Рост – количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом [3]. Созревание – запрограммированный процесс изменений живого организма в соответствии генетическим планом. Развитие – процесс качественных изменений, перестройки, преобразования структуры. Развитие – это всегда изменение системы, а не отдельных элементов. При определении процесса развития психологи по-разному подходят к вопросу о содержания развития: включает оно только качественные, или также количественные изменения. Коллектив авторов под руководством Реана А.А. дает следующее определение: развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека [9].. Основные свойства развития с позиции данных авторов: необратимость, направленность, закономерность. ü Необратимость – способность к накоплению изменений, надстраиванию новых изменений над предшествующими. ü Направленность – способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. ü Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей. Известный отечественный автор Фельдштейн Д.И. определяет развитие следующим образом: развитие – высший тип движения, представляющий собой не простой всеобщий и вечный рост и увеличение, а качественное преобразование, отличающееся рядом определенных закономерностей [11]. Закономерности развития: ü Поступательный характер – новые ступени развития как бы повторяют известные черты, свойства низших ступеней, но на более высоком уровне. ü Необратимость – движение вперед, спиральная форма развития. ü Развитие представляет собой единство борющихся противоположностей, являющихся внутренней движущей силой развития. Факторы развития Под факторами развития понимаются ведущие детерминанты развития: наследственность, среда, активность личности. Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Генотип – совокупность генов, генотипическая конституция организма. Генотипические факторы, с одной стороны, типизируют развитие: обеспечивают реализацию видовой генотипической программы (например, способность человека к прямохождению), с другой стороны, индивидуализируют развитие: каждый человек – уникальный генетический объект. Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Активность личности – деятельное состояние личности как условие ее существования и поведения. Активность проявляется в преодолении личностью воздействия на нее наследственности и среды. Области (сферы) развития Психофизическое развитие: внешнее изменение тела человека (рост, вес), внутреннее изменение тела человека (развитие костей, мышц, г. мозга, психомоторики, нейродинамики). Психосоциальное развитие: развитие личности. Когнитивное развитие: познавательное развитие, развитие способностей. Формы развития: онтогенез и филогенез. Движущие силы развития В качестве движущих сил выступают ведущие факторы развития, а также противоречия, лежащие в основании развития (противоречие между потребностями личности и внешними обстоятельствами).
1.3. Категория возраста в возрастной психологии и психологии развития Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различиями в индивидуальных особенностях. Первая попытка системного анализа психологического возраста принадлежит Л.С. Выготскому. Психологический возраст – новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в основном определяют развитие сознания ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологические характеристики возраста определяются социально-историческими условиями, в которых происходит развитие индивида. Возрастные характеристики отражают определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на определенном этапе жизни, сущность его отношений с окружающими, общественное положение.
Тема 2. Методология психологии развития и возрастной психологии 1. Понятие методологии науки и ее уровни. 2. Научные парадигмы развития и методологические принципы психологии развитияи возрастной психологии. 3. Методы возрастной психологии и психологии развития.
2.1. Понятие методологии науки и ее уровни Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. Методология – учение об идейных позициях науки, логике и методах исследования. Теория – совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практической жизни, позволяющих структурировать конкретные рассуждения об изучаемых процессах и явлениях. Любая наука, в том числе и возрастная психология, имеет три уровня методологии: 1) Общая методология – уровень общефилософских методологических принципов, объединяющих несколько наук в единое целое. 2) Специальная методология – уровень конкретно-научной методологии (в частности, методологии возрастной психологии и психологии развития) – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знаний. 3) Частная методология – уровень методов, способов, методик исследования конкретной науки. Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах существования мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли тех явлений, которые изучает данная наука. В качестве общей методологии отечественной психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и мету психики и психического в нем. Содержание диалектико-материалистического подхода составляют следующие научные представления: материальность, объективность окружающего мира, первичность материи и вторичность сознания, непрерывность движения и развития материи, социальная обусловленность развития психики человека, сознание как высший этап развития психики и др.
2.2. Научные парадигмы развития и методологические принципы психологии развитияи возрастной психологии. Уровень специальной или конкретно-научной методологии связан с научными парадигмами - фундаментальными теоретическими основаниями, используемыми любой наукой для построения научно-исследовательской деятельности. Понятие научной парадигмы было введено американским исследователем Т. Куном. Научная парадигма, с его точки зрения это совокупность фундаментальных достижений в области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности. В системе гуманитарного знания в ходе истории сформировались несколько парадигм развития: натурализм, социоморфизм, парадигма двухфакторной детерминации развития, парадигма активности личности в процессе развития. [10].. Наиболее ранняя научная парадигма развития – натурализм – парадигма природной обусловленности психики человека. Базовое отношение: «человек-природа». Исходным основанием в понимании и объяснении происхождения любого психического явления служит принцип наследственности. Развитие понимается как процесс разворачивания во времени некоторой биогенетической программы. Человек рассматривается как природный индивид. Основная цель развития – приспособление природного индивида к условиям его существования. Окружающая среда чужда организму и представляет собой хотя и важное, но внешнее обстоятельство в прижизненном становлении психики. Понимание развития как спонтанного, естественного, природного процесса является основанием для формирования определенных теорий воспитания, объединенных идеей невмешательства в процессы психического созревания. Вторая научная парадигма развития – социоморфизм – парадигма социального детерминизма. Ведущее отношение – «человек-общество». Человек рассматривается как социальный индивид, его сущность не в нем самом, а в обществе. В противоположность натуралистическим представлениям, в социоморфизме природные, органические особенности индивида выступают лишь предпосылками развития. Устройство общества есть источник, основа происхождения и развития психики человека. Только присвоив социальный опыт, природный индивид становится человеком. Крайним выражением социоморфизма является представление о том, что родившийся индивид – «tabula rasa» («чистая доска»), на которой социум пишет нужные и полезные для общества психологические свойства и способности человека. Основная цель развития – социализация индивида, формирование внутреннего мира человека по определенной, социально заданной норме, образцу. Парадигмы натурализма и социоморфизма при внешней противоположности являются сходными в связи с их основной позицией – стремлением объяснить процесс развития влиянием одного из факторов: либо биологического (наследственности), либо социального (среды). В ходе истории развития науки в связи с противостоянием указанных философских школ возникла новая парадигма развития и соответствующие ей научные подходы, согласно которым развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу, рассматривающему в качестве детерминант, движущих сил развития либо наследственность, либо среду, либо их определенное соотношение, явилась парадигма активности субъекта в ходе его развития. Новизна данного подхода заключается в рассмотрении активности как основной причины развития субъекта. Соответственно формулируется особый класс задач: выявление и описание механизмов преобразования человеком природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития. [3; 10]. Отечественная возрастная психология и психология развития базируется на парадигме активности личности в процессе развития. В связи с этим были сформулированы основные методологические принципы возрастной психологии и психологии развития как науки, базирующиеся на основных методологических принципах отечественной психологии в целом. ü Принцип детерминизма – влияние предыдущих этапов развития на последующие; особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности; влияние на развитие степени сформированности структур головного мозга и его нервной системы в целом. ü Принцип единства психики (сознания) и деятельности – развитие психики человека посредством особого вида активности - деятельности. ü Принцип развития – изучение развития человека в системе трех координат: актогенеза (развитие в ответ на воздействие конкретного раздражителя), онтогенеза (процессе развития конкретного человека), историогенеза (в процессе изменения и развития общества). ü Принцип объективности – реализуется в процессе изучения развития психики человека через следующие положения: равенство экспериментальной и контрольной групп; учет социально-экономических, исторических, этнических различий при сравнении испытуемых по уровню психического развития, по обучаемости, по характеристикам деятельности и т.д.; не смешивать факты и их интерпретацию. [1].
2.3. Методы возрастной психологии и психологии развития Частная методология – уровень методов, способов, методик исследования конкретной науки. Разработанность возрастной психологии и психологии развития как науки зависит от уровня разработанности методов исследования (способов добывания психологических фактов). Наиболее полную классификацию методов психологического исследования приводит Б.Г. Ананьев. Таблица 1 Классификация методов исследования (Б.Г. Ананьев )
Тема 3. История становления зарубежной психологии развития и возрастной психологии 1. Донаучный период развития возрастной психологии. 2. Переходный период (период эмпиризма) в развитии науки. 3. Научный период в развитии возрастной психологии: классификация теорий развития.
Донаучный период в развитии психологии развития и возрастной психологии Вопросы психологии развития и возрастной психологии, поднимались еще в трудах ученых периода античности. Материалистический подход к развитию человека (Гераклит, Протагор, Демокрит, Аристотель), идеалистический подход (Сократ, Платон). Психологические особенности развития человека в философских трудах средневековья (Плотин, Августин Аврелий, Ибн Рушдт (Аверроэс), Ибн Сина (Авиценна)). Вопросы развития человека в эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Р. Бэкон, Хуан Вивес, Хуан Уарте). Изучение развития детей в Новое время (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.-В. Лейбниц, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж.- Руссо). Р. Декарт (французский философ) Философия нативизма (натурализма) – все развитие человека определяется его наследственностью. Подчеркивал существование врожденных идей. Ж.-Ж. Руссо (французский философ, просветитель) Теория естественного развития человека (нативизма, натурализма) Детство занимает особое место в жизни человека, представляет особую ценность для ребенка. Ребенок имеет свое собственное восприятие мира, чувства, особенности мышления. Все развитие происходит в соответствии с планом Природы, имеет естественный характер. Периодизация развития ребенка: 1. Младенчество – 0-2 г. – период физического развития ребенка, взаимосвязь с миром при помощи непосредственных чувств. 2. Детство – 2-12 лет – период сенсорного развития ребенка, интуитивного мышления. 3. Позднее детство – 12-15 лет – переход между детством и отрочеством, период интенсивного развития когнитивной сферы, начало систематического обучения, освоение точных и естественных наук. 4. Отрочество – от 15 лет до совершеннолетия – период полового созревания, активное развитие абстрактного мышления, изучение гуманитарных наук. Философия образования – книга «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.). Необходимость максимально следовать естественному ходу развития ребенка. Образование, обучение приспосабливается к развитию [5]. Дж. Локк (английский философ) Философия эмпиризма - приоритет фактора среды в развитии ребенка. Психика ребенка формируется в процессе жизни. Родившийся индивид – «tabula rasa» («чистая доска»), на которой «жизнь пишет свои письмена» (нужные и полезные для общества психологические свойства и способности человека). Существующие наследственные различия не оказывают существенного влияния на развитие. Механизмы развития человека (воздействия окружающей среды): 1. ассоциации, 2. повторение, 3. подражание, 4. вознаграждение и наказание. Подходы Р. Декарта, Ж.-Ж.- Руссо и Дж. Локка явились фундаментом современных биодинамических и социодинамических теорий развития [5].
3.2. Переходный период (период эмпиризма) в развитии науки (конец XIX в.) 1882 г. – опубликование книги Вильяма Прейера «Душа ребенка» - отправная точка возникновения возрастной психологии как отдельной науки. В. Прейер описывает результаты наблюдений за развитием собственного сына: развитие органов чувств, моторики, воли, речи и т.д. Ребенок был впервые подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца третьего года жизни, ежедневно, в одни и те же часы. Заслугами автора являются: 1) обращение к изучению самых ранних лет жизни ребенка, 2) введение в возрастную психологию метода объективного наблюдения. 1787 г. – (до В. Прейера) – выход в свет книги Т. Тидеманна «Наблюдение над развитием способностей у детей» - первой работы по психологии детей, представляющей собой дневниковые записи. 1866г. – работы врачей Б. Сигизмунда и А. Куссмауля. Б. Сигизмунд описал особенности психофизиологического, в основном двигательного развития своего ребенка. Выделил пять периодов раннего детства: 1) 0-3 мес. – «грудной», 2) 3-6 мес. – «улыбающийся», 3) 6-9 мес. – «хапун», 4) 9-15 мес. – «пешеход», 5) 15-24 мес. – «говорун». А. Куссмауль провел серию простейших экспериментов, где определялись реакции младенца на стимулы различной модальности (вкусовые, обонятельные, осязательные и др.). 1881 г. – биографические заметки о развитии ребенка Ч. Дарвина. Представлены особенности эмоционального развития младенца: его привязанности ко взрослому. 1878 г.- книга Б. Перэ «Первые три года жизни ребенка», написанная в форме эссе, с иллюстрациями из истории, культуры, философии, этнографии. Автор указывает на необходимость применения сравнительного метода в детсткой психологии, необходимость параллельного изучения развития детей и детенышей животных. Основные особенности представленных исследований: 1. эмпиризм (направленность на сбор фактов о развитии ребенка), 2. отсутствие концептуальной дифференциации, 3. биологизация психического развития,
4. констатация частных фактов психического развития, 5. отсутствие целенаправленности в исследованиях, 6. исследования часто носят литературно-описательный характер. 3.3. Научный период в развитии возрастной психологии: классификация теорий развития
Начало XX в. - возникновение различных теорий психического развития, дифференциация предмета и задач возрастной психологии, поиск эффективных методов изучения развития детей.
Тема 4. История становление отечественной психологии развития и возрастной психологии 1.1. Развитие отечественной возрастной психологии в период: 50-70 гг. XX в. 1.2. Становление отечественной возрастной психологии в конце XIX в. 1.3. Развитие возрастной психологии в начале XX. 1.4. Марксистский период развития отечественной возрастной психологии 1.4.1. Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936 гг.) 1.4.2. Отечественная возрастная психология в период 1936-1960 гг. 1.4.3. Период экспериментальных разработок в отечественной возрастной психологии (60-80 гг. XX в.). 1.5. Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии и психологии развития.
4.1. Развитие отечественной возрастной психологии в период: 50-70 гг. XX в.
Оформление предмета, задач, методов изучения развития психики человека начинается в России с середины 50-х гг. XIX в. В это время в России была проведена крестьянская реформа – отмена крепостного права (1861 г.), что существенно повлияло на нравственный климат общества. В общественном мнении утвердилась мысль о равноправии всех людей, достоинстве человека, гуманном отношении друг к другу. Существенные изменения произошли в области психолого-педагогической мысли. Стал заметно расти выпуск книг по проблемам обучения, воспитания, детского развития. Новые педагогические журналы: «Учитель», «Семья и школа», «Русский педагогический вестник», «Воспитание и обучение». Вопросы обучения и воспитания получили широкий общественный резонанс. (В этот период Л.Н. Толстой основал свою школу в Ясной Поляне). В ходе обсуждения актуальных педагогических проблем были поставлены вопросы психологического обоснования педагогических действий, необходимости системного изучения внутреннего мира ребенка. Психологической знание приобретает первостепенное значение для педагогики. Наибольший вклад в становление психолого-педагогической науки в этот период в России внесли: К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Н.Х. Вессель, П.Д. Юркевич. К.Д. Ушинский – основоположник психолого-педагогической науки в России. Обосновал положение о необходимости всестороннего познания человека для целей воспитания. Главный труд – «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», в котором изложены физиологические и психологические законы развития человека в приложении к задачам воспитания. Поддерживал идею о зависимости развития человека как от внутренних, биологических свойств, так и от общественных условий его жизни. Средства воспитания, по мнению Ушинского, должны соответствовать природе человека. В целом в данный период – гуманистический характер воззрений отечественных теоретиков: вера в человека, возможности его развития и самосовершенствования.
4.2. Становление отечественной возрастной психологии в конце XIX в.
Основные направления исследований возрастной психологии концентрировались вокруг узловых проблем детского развити я: 1) изучение психического и физического развития ребенка и их взаимосвязи, 2) исследование учебно-познавательной деятельности школьников, 3) анализ психологии воспитания личности. Два основных типа исследований детства: 1. наблюдения ученых за детским развитием по определенной программе, 2. дневниковые наблюдения родителей за своими детьми. Существенный вклад в изучение развития психики ребенка внесли: П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев, Н.Н. Ланге. П.Ф. Лесгафт – исследование вопросов физического развития детей: идея неразрывной связи физического и духовного развития, физическое воспитание направлено не только на совершенствование физических, но нравственно-волевых качеств. Разработал научные основы физического воспитания, ориентированного на задачи целостного развития личности. И.А. Сикорский – авторитетный исследователь развития ребенка раннего возраста. Реализовал целостный подход к изучению психики ребенка. Разрабатывал вопрос о движущих силах и условиях развития детей. Среди условий умственного развития особое значение придавал игре. Представил целостную картину нормально хода физического и психического развития ребенка, дал классификацию типичных ошибок воспитания. П.Ф. Каптерев – создание достаточно полного представления о ребенке первых четырех лет жизни, выделение значимых признаков психофизического развития детей в каждый год жизни: первый год – развитие двигательной активности, второй год – прямохождение, третий год – овладение речью. Н.Н. Ланге – осуществил сбор и публикацию родительских дневников, посвященных наблюдению за развитием детей.
4.3. Развитие возрастной психологии в начале XX в. Развитие возрастной психологии в России прочно встало на научную основу. Утвердился ее статус как самостоятельной отрасли психологии, имеющей важную теоретическую и практическую значимость. Активное распространение в России педологии – комплексной науки о развитии ребенка, в основе которой лежит идея педоцентризма (ребенок – центр исследовательских интересов многих профессионалов: психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и др.). Педология была призвана объединить все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. Основатель педологии – американский исследователь Ст. Холл. Сформировано сообщество русских психологов, занимающихся вопросами детского развития и построения научных основ обучения и воспитания: П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и др. В разработку проблем возрастной психологии включились ученые смежных дисциплин: В.И. Бехтерев, И.П. Павлов и др. Создание специальных научных центров, ведущих научно-исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность, а также небольших лабораторий, кабинетов по изучению развития детей. Первая экспериментальная лаборатория по изучению психологии детей в условиях обучения и воспитания была создана А.П. Нечаевым в 1901 г. в г. Петербурге при Педагогическом музее военно-учебных заведений. Большое количество публикаций по вопросам психологии развития, рецензирование зарубежных изданий. Организация съездов и конференций, участие русских ученых в международных конгрессах. Таким образом, в дореволюционной России сложилась широкая база для обмена мнений, дискуссий по фундаментальным вопросам психологии развития. Идея всестороннего развития личности органически сочеталась с осознанием необходимости глубокого, комплексного изучения детского развития: физического, умственного, волевого, эмоционального. Главные положения о ходе психического развития ребенка: 1. Развитие – процесс последовательного, непрерывного поступательного движения вперед. 2. Существуют разные темпы развития, определяемые комплексом внешних и внутренних прич
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.018 с.) |