Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Введение в психологию развития и возрастную психологиюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Тема 1. Объект, предмет, задачи, проблемы и основные понятия психологии развития и возрастной психологии 1. Возрастная психология и психология развития как наука: объект, предмет, структура, задачи, основные проблемы, взаимосвязь с другими науками. 2. Понятие развития, свойства развития, факторы (детерминанты), формы, сферы, периодизация психического развития. 3. Категория возраста в возрастной психологии и психологии развития.
1.1. Возрастная психология и психология развития как наука: объект, предмет, задачи, структура, основные проблемы, взаимосвязь с другими науками Современная наука возрастная психология и психология развития представляет собой единство двух научных сфер, направленных на изучение психологических закономерностей развития человека. Первой в истории развития науки возникла возрастная психология, которая была сконцентрирована на изучении особенностей развития человека на различных возрастных этапах. Центральной категорией возрастной психологии является категория возраста как единицы развития. Позже в отдельное научное направление выделилась психология развития, направленная на изучение процесса развития, его закономерностей, движущих сил, механизмов и т.д. Центральной категорией психологии развития является категория развития. Возрастная психология – область знаний, акцентирующая свое внимание на психологических особенностях развития человека в разные возрастные периоды. Психология развития – сфера знаний, содержащая информацию о законах и механизмах преобразования психологии человека. Объектом возрастной психологии и психологии развития является процесс развития человека. Предмет возрастной психологии как науки: ü закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития [3].. ü общие закономерности психического развития человека в онтогенезе [2]. ü возрастная динамика, закономерности, ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути [1]. Психология развития и возрастная психология оформилась как самостоятельная область знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, она долгое время ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиций развития, сделали очевидной необходимость целостного анализа процесса развития в онтогенезе. Курс «Возрастная психология и психология развития» включает в себя три раздела: 1. Первый раздел посвящен предмета, задач, основных понятий, методологии и истории становления возрастной психологии и психологии развития. 2. Второй раздел связан с теоретическим осмыслением психического развития человека в целом, разнообразным подходам к его изучению 3. Третий раздел – «Психологическая характеристика развития человека в различные возрастные периоды». Выделяются следующие разделы: детская психология (изучает закономерности психического развития от рождения до 10 лет – подросткового возраста), психология подростничества (от 10 до 15 лет) и юности (от 15 до 20-25 лет), психология зрелого возраста (от 20-25 лет до 55-60 лет) и геронтопсихология (психология пожилого возраста и старости – после 55-60 лет). Задачи научной дисциплины «Возрастная психология и психология развития»: 1. Реконструкция истории становления основных подходов, описывающих и объясняющих психологию развития человека. 2. Описание современного состояния науки о психическом развитии человека. 3. Представление целостной, обобщенной картины процесса развития человека от рождения до последних дней его жизни с помощью специальной системы категорий и понятий. Особое значение уделяется описанию закономерностей и характера перехода с одного этапа психического развития на другой, механизмам смены ступеней и периодов развития человека. 4. Обоснование категории возраста и подходов к построению периодизации психического развития человека. 5. Обоснование норм психического развития человека на различных этапах. При этом норма понимается не как характеристика среднестатистического уровня развития в какой-либо возрастной группе, а как указание на высшие возможности и достижения данного возраста [10]. Возрастная психология и психология развития связана со всеми отраслями психологии. ü Связь с общей психологией проявляется на уровне предмета обеих наук. Предметом общей психологии является психика человека, которая не существует вне развития. Общая психология предоставляет возрастной психологии знания об общих формах психической деятельности. В то же время на материале изучения психического развития ребенка общая психология получает блестящую возможность исследовать структуру и функционирование интериоризированных форм психической деятельности. В зрелом возрасте интериоризированные формы психической деятельности симультанизированы (сокращены и осуществляются одномоментно), в силу чего труднодоступны для изучения. У ребенка их структура только складывается и выступает во внешней, развернутой форме, открытой для изучения. ü Возрастная психология тесно связана с педагогической психологией. Возрастная психология и психология развития дает психологический портрет человека определенного возраста, используемый для определения сроков, содержания, программ и методов обучения. А.В. Запорожец считал, что возрастная психология формулирует общие законы развития, дает фундаментальные знания, а педагогическая психология использует эти знания для разработки своих концепций обучения и воспитания. ü Возрастная психология дает знание о нормативном психическом развитии и его законах, а клиническая психология изучает нарушения (дизонтогенез). Чтобы диагностировать и корректировать нарушения в развитии, необходимо иметь четкое представление о норме. Информация о нарушениях развития, разрабатываемая клинической психологией, позволяет исследователям в области возрастной психологии выявлять роль наследственности, среды, общения, деятельности в психическом развитии человека. ü Связь возрастной психологии и психологии труда определяется тем, что профессиональная деятельность человека – ведущая деятельность в зрелом возрасте. Проблемы профессионального самоопределения, обучения, переподготовки должны решаться с учетом возрастно-психологических особенностей человека. ü Существует связь социальной психологии с возрастной психологией и психологией развития. Общение является необходимым условием развития ребенка, поэтому при анализе развития нужно учитывать закономерности взаимодействия личности в группе. В силу этого возрастная психология не может быть ни чем иным, как социальной возрастной психологией. С другой стороны, лидерство, особенности коммуникации, социального познания, способы власти и управления, разрешения конфликтов определяются возрастно-психологическими особенностями человека. Содержание рекламы, способы воздействия также зависят от возрастно-психологических особенностей коммуникатора и аудитории.
1.2.Понятие развития, свойства развития, факторы (детерминанты), формы, сферы, периодизация психического развития Основными научными категориями возрастной психологии и психологии развития являются категории: «развитие» и «возраст». При определении понятия «развитие» психологи противопоставляют его понятиям: «рост» и «созревание». Рост – количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом [3]. Созревание – запрограммированный процесс изменений живого организма в соответствии генетическим планом. Развитие – процесс качественных изменений, перестройки, преобразования структуры. Развитие – это всегда изменение системы, а не отдельных элементов. При определении процесса развития психологи по-разному подходят к вопросу о содержания развития: включает оно только качественные, или также количественные изменения. Коллектив авторов под руководством Реана А.А. дает следующее определение: развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека [9].. Основные свойства развития с позиции данных авторов: необратимость, направленность, закономерность. ü Необратимость – способность к накоплению изменений, надстраиванию новых изменений над предшествующими. ü Направленность – способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. ü Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей. Известный отечественный автор Фельдштейн Д.И. определяет развитие следующим образом: развитие – высший тип движения, представляющий собой не простой всеобщий и вечный рост и увеличение, а качественное преобразование, отличающееся рядом определенных закономерностей [11]. Закономерности развития: ü Поступательный характер – новые ступени развития как бы повторяют известные черты, свойства низших ступеней, но на более высоком уровне. ü Необратимость – движение вперед, спиральная форма развития. ü Развитие представляет собой единство борющихся противоположностей, являющихся внутренней движущей силой развития. Факторы развития Под факторами развития понимаются ведущие детерминанты развития: наследственность, среда, активность личности. Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Генотип – совокупность генов, генотипическая конституция организма. Генотипические факторы, с одной стороны, типизируют развитие: обеспечивают реализацию видовой генотипической программы (например, способность человека к прямохождению), с другой стороны, индивидуализируют развитие: каждый человек – уникальный генетический объект. Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Активность личности – деятельное состояние личности как условие ее существования и поведения. Активность проявляется в преодолении личностью воздействия на нее наследственности и среды. Области (сферы) развития Психофизическое развитие: внешнее изменение тела человека (рост, вес), внутреннее изменение тела человека (развитие костей, мышц, г. мозга, психомоторики, нейродинамики). Психосоциальное развитие: развитие личности. Когнитивное развитие: познавательное развитие, развитие способностей. Формы развития: онтогенез и филогенез. Движущие силы развития В качестве движущих сил выступают ведущие факторы развития, а также противоречия, лежащие в основании развития (противоречие между потребностями личности и внешними обстоятельствами).
1.3. Категория возраста в возрастной психологии и психологии развития Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различиями в индивидуальных особенностях. Первая попытка системного анализа психологического возраста принадлежит Л.С. Выготскому. Психологический возраст – новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в основном определяют развитие сознания ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологические характеристики возраста определяются социально-историческими условиями, в которых происходит развитие индивида. Возрастные характеристики отражают определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на определенном этапе жизни, сущность его отношений с окружающими, общественное положение.
Тема 2. Методология психологии развития и возрастной психологии 1. Понятие методологии науки и ее уровни. 2. Научные парадигмы развития и методологические принципы психологии развитияи возрастной психологии. 3. Методы возрастной психологии и психологии развития.
2.1. Понятие методологии науки и ее уровни Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. Методология – учение об идейных позициях науки, логике и методах исследования. Теория – совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практической жизни, позволяющих структурировать конкретные рассуждения об изучаемых процессах и явлениях. Любая наука, в том числе и возрастная психология, имеет три уровня методологии: 1) Общая методология – уровень общефилософских методологических принципов, объединяющих несколько наук в единое целое. 2) Специальная методология – уровень конкретно-научной методологии (в частности, методологии возрастной психологии и психологии развития) – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знаний. 3) Частная методология – уровень методов, способов, методик исследования конкретной науки. Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах существования мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли тех явлений, которые изучает данная наука. В качестве общей методологии отечественной психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и мету психики и психического в нем. Содержание диалектико-материалистического подхода составляют следующие научные представления: материальность, объективность окружающего мира, первичность материи и вторичность сознания, непрерывность движения и развития материи, социальная обусловленность развития психики человека, сознание как высший этап развития психики и др.
2.2. Научные парадигмы развития и методологические принципы психологии развитияи возрастной психологии. Уровень специальной или конкретно-научной методологии связан с научными парадигмами - фундаментальными теоретическими основаниями, используемыми любой наукой для построения научно-исследовательской деятельности. Понятие научной парадигмы было введено американским исследователем Т. Куном. Научная парадигма, с его точки зрения это совокупность фундаментальных достижений в области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности. В системе гуманитарного знания в ходе истории сформировались несколько парадигм развития: натурализм, социоморфизм, парадигма двухфакторной детерминации развития, парадигма активности личности в процессе развития. [10].. Наиболее ранняя научная парадигма развития – натурализм – парадигма природной обусловленности психики человека. Базовое отношение: «человек-природа». Исходным основанием в понимании и объяснении происхождения любого психического явления служит принцип наследственности. Развитие понимается как процесс разворачивания во времени некоторой биогенетической программы. Человек рассматривается как природный индивид. Основная цель развития – приспособление природного индивида к условиям его существования. Окружающая среда чужда организму и представляет собой хотя и важное, но внешнее обстоятельство в прижизненном становлении психики. Понимание развития как спонтанного, естественного, природного процесса является основанием для формирования определенных теорий воспитания, объединенных идеей невмешательства в процессы психического созревания. Вторая научная парадигма развития – социоморфизм – парадигма социального детерминизма. Ведущее отношение – «человек-общество». Человек рассматривается как социальный индивид, его сущность не в нем самом, а в обществе. В противоположность натуралистическим представлениям, в социоморфизме природные, органические особенности индивида выступают лишь предпосылками развития. Устройство общества есть источник, основа происхождения и развития психики человека. Только присвоив социальный опыт, природный индивид становится человеком. Крайним выражением социоморфизма является представление о том, что родившийся индивид – «tabula rasa» («чистая доска»), на которой социум пишет нужные и полезные для общества психологические свойства и способности человека. Основная цель развития – социализация индивида, формирование внутреннего мира человека по определенной, социально заданной норме, образцу. Парадигмы натурализма и социоморфизма при внешней противоположности являются сходными в связи с их основной позицией – стремлением объяснить процесс развития влиянием одного из факторов: либо биологического (наследственности), либо социального (среды). В ходе истории развития науки в связи с противостоянием указанных философских школ возникла новая парадигма развития и соответствующие ей научные подходы, согласно которым развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу, рассматривающему в качестве детерминант, движущих сил развития либо наследственность, либо среду, либо их определенное соотношение, явилась парадигма активности субъекта в ходе его развития. Новизна данного подхода заключается в рассмотрении активности как основной причины развития субъекта. Соответственно формулируется особый класс задач: выявление и описание механизмов преобразования человеком природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития. [3; 10]. Отечественная возрастная психология и психология развития базируется на парадигме активности личности в процессе развития. В связи с этим были сформулированы основные методологические принципы возрастной психологии и психологии развития как науки, базирующиеся на основных методологических принципах отечественной психологии в целом. ü Принцип детерминизма – влияние предыдущих этапов развития на последующие; особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности; влияние на развитие степени сформированности структур головного мозга и его нервной системы в целом. ü Принцип единства психики (сознания) и деятельности – развитие психики человека посредством особого вида активности - деятельности. ü Принцип развития – изучение развития человека в системе трех координат: актогенеза (развитие в ответ на воздействие конкретного раздражителя), онтогенеза (процессе развития конкретного человека), историогенеза (в процессе изменения и развития общества). ü Принцип объективности – реализуется в процессе изучения развития психики человека через следующие положения: равенство экспериментальной и контрольной групп; учет социально-экономических, исторических, этнических различий при сравнении испытуемых по уровню психического развития, по обучаемости, по характеристикам деятельности и т.д.; не смешивать факты и их интерпретацию. [1].
2.3. Методы возрастной психологии и психологии развития Частная методология – уровень методов, способов, методик исследования конкретной науки. Разработанность возрастной психологии и психологии развития как науки зависит от уровня разработанности методов исследования (способов добывания психологических фактов). Наиболее полную классификацию методов психологического исследования приводит Б.Г. Ананьев. Таблица 1 Классификация методов исследования (Б.Г. Ананьев )
Тема 3. История становления зарубежной психологии развития и возрастной психологии 1. Донаучный период развития возрастной психологии. 2. Переходный период (период эмпиризма) в развитии науки. 3. Научный период в развитии возрастной психологии: классификация теорий развития.
Донаучный период в развитии психологии развития и возрастной психологии Вопросы психологии развития и возрастной психологии, поднимались еще в трудах ученых периода античности. Материалистический подход к развитию человека (Гераклит, Протагор, Демокрит, Аристотель), идеалистический подход (Сократ, Платон). Психологические особенности развития человека в философских трудах средневековья (Плотин, Августин Аврелий, Ибн Рушдт (Аверроэс), Ибн Сина (Авиценна)). Вопросы развития человека в эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Р. Бэкон, Хуан Вивес, Хуан Уарте). Изучение развития детей в Новое время (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.-В. Лейбниц, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж.- Руссо). Р. Декарт (французский философ) Философия нативизма (натурализма) – все развитие человека определяется его наследственностью. Подчеркивал существование врожденных идей. Ж.-Ж. Руссо (французский философ, просветитель) Теория естественного развития человека (нативизма, натурализма) Детство занимает особое место в жизни человека, представляет особую ценность для ребенка. Ребенок имеет свое собственное восприятие мира, чувства, особенности мышления. Все развитие происходит в соответствии с планом Природы, имеет естественный характер. Периодизация развития ребенка: 1. Младенчество – 0-2 г. – период физического развития ребенка, взаимосвязь с миром при помощи непосредственных чувств. 2. Детство – 2-12 лет – период сенсорного развития ребенка, интуитивного мышления. 3. Позднее детство – 12-15 лет – переход между детством и отрочеством, период интенсивного развития когнитивной сферы, начало систематического обучения, освоение точных и естественных наук. 4. Отрочество – от 15 лет до совершеннолетия – период полового созревания, активное развитие абстрактного мышления, изучение гуманитарных наук. Философия образования – книга «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.). Необходимость максимально следовать естественному ходу развития ребенка. Образование, обучение приспосабливается к развитию [5]. Дж. Локк (английский философ) Философия эмпиризма - приоритет фактора среды в развитии ребенка. Психика ребенка формируется в процессе жизни. Родившийся индивид – «tabula rasa» («чистая доска»), на которой «жизнь пишет свои письмена» (нужные и полезные для общества психологические свойства и способности человека). Существующие наследственные различия не оказывают существенного влияния на развитие. Механизмы развития человека (воздействия окружающей среды): 1. ассоциации, 2. повторение, 3. подражание, 4. вознаграждение и наказание. Подходы Р. Декарта, Ж.-Ж.- Руссо и Дж. Локка явились фундаментом современных биодинамических и социодинамических теорий развития [5].
3.2. Переходный период (период эмпиризма) в развитии науки (конец XIX в.) 1882 г. – опубликование книги Вильяма Прейера «Душа ребенка» - отправная точка возникновения возрастной психологии как отдельной науки. В. Прейер описывает результаты наблюдений за развитием собственного сына: развитие органов чувств, моторики, воли, речи и т.д. Ребенок был впервые подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца третьего года жизни, ежедневно, в одни и те же часы. Заслугами автора являются: 1) обращение к изучению самых ранних лет жизни ребенка, 2) введение в возрастную психологию метода объективного наблюдения. 1787 г. – (до В. Прейера) – выход в свет книги Т. Тидеманна «Наблюдение над развитием способностей у детей» - первой работы по психологии детей, представляющей собой дневниковые записи. 1866г. – работы врачей Б. Сигизмунда и А. Куссмауля. Б. Сигизмунд описал особенности психофизиологического, в основном двигательного развития своего ребенка. Выделил пять периодов раннего детства: 1) 0-3 мес. – «грудной», 2) 3-6 мес. – «улыбающийся», 3) 6-9 мес. – «хапун», 4) 9-15 мес. – «пешеход», 5) 15-24 мес. – «говорун». А. Куссмауль провел серию простейших экспериментов, где определялись реакции младенца на стимулы различной модальности (вкусовые, обонятельные, осязательные и др.). 1881 г. – биографические заметки о развитии ребенка Ч. Дарвина. Представлены особенности эмоционального развития младенца: его привязанности ко взрослому. 1878 г.- книга Б. Перэ «Первые три года жизни ребенка», написанная в форме эссе, с иллюстрациями из истории, культуры, философии, этнографии. Автор указывает на необходимость применения сравнительного метода в детсткой психологии, необходимость параллельного изучения развития детей и детенышей животных. Основные особенности представленных исследований: 1. эмпиризм (направленность на сбор фактов о развитии ребенка), 2. отсутствие концептуальной дифференциации, 3. биологизация психического развития,
4. констатация частных фактов психического развития, 5. отсутствие целенаправленности в исследованиях, 6. исследования часто носят литературно-описательный характер. 3.3. Научный период в развитии возрастной психологии: классификация теорий развития
Начало XX в. - возникновение различных теорий психического развития, дифференциация предмета и задач возрастной психологии, поиск эффективных методов изучения развития детей.
Тема 4. История становление отечественной психологии развития и возрастной психологии 1.1. Развитие отечественной возрастной психологии в период: 50-70 гг. XX в. 1.2. Становление отечественной возрастной психологии в конце XIX в. 1.3. Развитие возрастной психологии в начале XX. 1.4. Марксистский период развития отечественной возрастной психологии 1.4.1. Марксистская перестройка психологии развития (1918-1936 гг.) 1.4.2. Отечественная возрастная психология в период 1936-1960 гг. 1.4.3. Период экспериментальных разработок в отечественной возрастной психологии (60-80 гг. XX в.). 1.5. Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии и психологии развития.
4.1. Развитие отечественной возрастной психологии в период: 50-70 гг. XX в.
Оформление предмета, задач, методов изучения развития психики человека начинается в России с середины 50-х гг. XIX в. В это время в России была проведена крестьянская реформа – отмена крепостного права (1861 г.), что существенно повлияло на нравственный климат общества. В общественном мнении утвердилась мысль о равноправии всех людей, достоинстве человека, гуманном отношении друг к другу. Существенные изменения произошли в области психолого-педагогической мысли. Стал заметно расти выпуск книг по проблемам обучения, воспитания, детского развития. Новые педагогические журналы: «Учитель», «Семья и школа», «Русский педагогический вестник», «Воспитание и обучение». Вопросы обучения и воспитания получили широкий общественный резонанс. (В этот период Л.Н. Толстой основал свою школу в Ясной Поляне). В ходе обсуждения актуальных педагогических проблем были поставлены вопросы психологического обоснования педагогических действий, необходимости системного изучения внутреннего мира ребенка. Психологической знание приобретает первостепенное значение для педагогики. Наибольший вклад в становление психолого-педагогической науки в этот период в России внесли: К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Н.Х. Вессель, П.Д. Юркевич. К.Д. Ушинский – основоположник психолого-педагогической науки в России. Обосновал положение о необходимости всестороннего познания человека для целей воспитания. Главный труд – «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», в котором изложены физиологические и психологические законы развития человека в приложении к задачам воспитания. Поддерживал идею о зависимости развития человека как от внутренних, биологических свойств, так и от общественных условий его жизни. Средства воспитания, по мнению Ушинского, должны соответствовать природе человека. В целом в данный период – гуманистический характер воззрений отечественных теоретиков: вера в человека, возможности его развития и самосовершенствования.
4.2. Становление отечественной возрастной психологии в конце XIX в.
Основные направления исследований возрастной психологии концентрировались вокруг узловых проблем детского развити я: 1) изучение психического и физического развития ребенка и их взаимосвязи, 2) исследование учебно-познавательной деятельности школьников, 3) анализ психологии воспитания личности. Два основных типа исследований детства: 1. наблюдения ученых за детским развитием по определенной программе, 2. дневниковые наблюдения родителей за своими детьми. Существенный вклад в изучение развития психики ребенка внесли: П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев, Н.Н. Ланге. П.Ф. Лесгафт – исследование вопросов физического развития детей: идея неразрывной связи физического и духовного развития, физическое воспитание направлено не только на совершенствование физических, но нравственно-волевых качеств. Разработал научные основы физического воспитания, ориентированного на задачи целостного развития личности. И.А. Сикорский – авторитетный исследователь развития ребенка раннего возраста. Реализовал целостный подход к изучению психики ребенка. Разрабатывал вопрос о движущих силах и условиях развития детей. Среди условий умственного развития особое значение придавал игре. Представил целостную картину нормально хода физического и психического развития ребенка, дал классификацию типичных ошибок воспитания. П.Ф. Каптерев – создание достаточно полного представления о ребенке первых четырех лет жизни, выделение значимых признаков психофизического развития детей в каждый год жизни: первый год – развитие двигательной активности, второй год – прямохождение, третий год – овладение речью. Н.Н. Ланге – осуществил сбор и публикацию родительских дневников, посвященных наблюдению за развитием детей.
4.3. Развитие возрастной психологии в начале XX в. Развитие возрастной психологии в России прочно встало на научную основу. Утвердился ее статус как самостоятельной отрасли психологии, имеющей важную теоретическую и практическую значимость. Активное распространение в России педологии – комплексной науки о развитии ребенка, в основе которой лежит идея педоцентризма (ребенок – центр исследовательских интересов многих профессионалов: психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и др.). Педология была призвана объединить все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. Основатель педологии – американский исследователь Ст. Холл. Сформировано сообщество русских психологов, занимающихся вопросами детского развития и построения научных основ обучения и воспитания: П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и др. В разработку проблем возрастной психологии включились ученые смежных дисциплин: В.И. Бехтерев, И.П. Павлов и др. Создание специальных научных центров, ведущих научно-исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность, а также небольших лабораторий, кабинетов по изучению развития детей. Первая экспериментальная лаборатория по изучению психологии детей в условиях обучения и воспитания была создана А.П. Нечаевым в 1901 г. в г. Петербурге при Педагогическом музее военно-учебных заведений. Большое количество публикаций по вопросам психологии развития, рецензирование зарубежных изданий. Организация съездов и конференций, участие русских ученых в международных конгрессах. Таким образом, в дореволюционной России сложилась широкая база для обмена мнений, дискуссий по фундаментальным вопросам психологии развития. Идея всестороннего развития личности органически сочеталась с осознанием необходимости глубокого, комплексного изучения детского развития: физического, умственного, волевого, эмоционального. Главные положения о ходе психического развития ребенка: 1. Развитие – процесс последовательного, непрерывного поступательного движения вперед. 2. Существуют разные темпы развития, определяемые комплексом внешних и внутренних прич
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.024 с.) |