ТОП 10:

РАЗДЕЛ 4. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО



Тема 1. Личность как продукт развития общества

Основные понятия – личность, «зеркальное – Я», «обобщенный другой», «Я – сам», «Я – меня», роль, ролевая игра, социализация, агенты социализации, ресоциализация, стадии развития личности, социальный конфликт.

Понятие личности в социальной психологии и социологии. «Я» как историко-культурный феномен. Теория «зеркального – Я» Ч. Кули. Теория развития личности Дж. Мида: структура личности и стадии развития. Освоение социальных ролей как необходимое условие социализации и развития личности. Социализация: понятие и основные агенты социализации. Социализация как непрерывный процесс. Особенности социализации взрослых и детей. Социальные конфликты и их влияние на развитие личности. Стадии развития личности по Э. Эриксону.

Тема 2. Социологические теории социального взаимодействия

Основные понятия – социальное действие, целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное социальное действие, символический интеракционизм, значимый жест, управление впечатлениями, этнометодология, теория обмена.

Понятие социального действия у Макса Вебера и его классификация видов социального действия(целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное). Символический интеракционизм Дж. Мида. Способность посмотреть на себя глазами другого как условие нормального социального взаимодействия. Теория обмена Дж. Хоманса и принципы социального взаимодействия. Этнометодология Г. Гарфинкеля как развитие мидовской парадигмы. Управление впечатлениями И. Гофмана и «представление себя другим в повседневной жизни».

Тема 3. Девиантное поведение и социальный контроль

Основные понятия – девиантное поведение, делинквентное поведение, аномия, конформизм, инновация, ритуализм, ретреатизм, стигма, социальный контроль, санкции, самоконтроль, внешнее принуждние, дисциплинарные институты.

Понятия девиации и девиантного поведения. Проблемы признания поступка девиантным. Виды девиации. Делинквентное поведение. Социологические теории девиантного поведения: теория аномии Э. Дюркгейма, теория аномии Р. Мертона и теория стигматизации Э. Гофмана. Социальный контроль: понятие, сущность и основные механизмы. Теории эволюции форм и методов социального контроля в работах Н. Элиаса и М. Фуко. Самоконтроль и внешнее принуждение. Развитие новых форм и методов социального контроля в постиндустриальном обществе. Социальный контроль в системе образования.

РАЗДЕЛ 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ

Тема 1.Социальные общности, группы и организации

Основные понятия - социальная общность, массы, толпа, социальная группа, первичные и вторичные группы, формальные и неформальные группы, социальная организация, синергия

Социальная общность: понятие, исторические формы, типология. Свойства общностей, их отличие от общества. Массы и толпа. Социальные группы: понятие, структура и типы. Малые группы и коллективы. Роль лидера в социальной группе. Социальные организации.

Тема 2. Семья как социальный институт и малая социальная группа

Основные понятия – семья, брак, эндогамия, экзогамия, нуклеарная семья, расширенная семья, моногамный брак, полигиния, матримониальное поведение, репродуктивное поведение, стадии семейного цикла.

Семья как социальный институт и малая социальная группа. Макро – и – микросоциология семьи. Изменение функций семьи как социального института в процессе исторического развития общества. Типы семейных структур и формы брака. Изучение матримониального, сексуального, репродуктивного, бракоразводного поведения в контексте фамилистских исследований. Основные тенденции развития семьи во второй половине XX – в начале XXI вв.

Тема 3. Молодежь как социальная группа

Основные понятия – молодежь, социально-демографическая группа, молодежная субкультура, студенчество, трудовая социализация, молодежные бунты, ценностные ориентации.

Молодежь как специфическая социально-демографическая группа. Молодежь как номинальная группа. Социальная неоднородность современной российской молодежи. Молодежные субкультуры: социальные предпосылки их появления и тенденции развития в современном мире. Студенчество как одна из молодежных групп. Социальные проблемы современной российской молодежи.

 

5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины

 

№ п. п Тема лекции Выходные данные базового учебника/ учебного пособия Ссылка на страницы базового учебника/ учебного пособия
  Раздел 1. Социология как наука    
Тема 1. Предмет социологии, ее место в системе социально-гуманитарных наук Киселев В.Г., Кобелева Е.А., Шишигин А.В. Социология : курс лекций для студентов заочной формы обучения / В.Г. Киселев, Е.А. Кобелева, А.В. Шишигин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. Ч. 1. – С. 5-15.
Тема 2. История развития социологии Ч. 1. – С. 15-48.
Тема 3. Методология и методы социологических исследований Ч. 2. – С. 77-97.
  Раздел 2. Общество как социальная система    
Тема 1. Понятие общества и типы обществ Ч. 1. – С. 49-61.
Тема 2. Институциональная структура общества Ч. 1. – С. 105-119.
Тема 3. Социальная стратификация и социальная мобильность Ч. 2. – С. 5-17.
  Раздел 3. Развитие общества и социокультурная динамика    
Тема 1. Социальные изменения и социальные процессы Ч. 2. – С. 64-76.
Тема 2. Социальные конфликты   1. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – Гл. 15. – С. 587-621. 2. Социология: учеб. для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – Гл. 17. – С. 320-342.  
Тема 3. Культура как фактор социальных изменений Киселев В.Г., Кобелева Е.А., Шишигин А.В. Социология: курс лекций для студентов заочной формы обучения / В.Г. Киселев, Е.А. Кобелева, А.В. Шишигин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. Ч. 1. – С. 76-87.
  Раздел 4. Личность и общество    
Тема 1. Личность как продукт развития общества Ч. 1. – С. 62-75.
Тема 2. Социологические теории социального взаимодействия Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – Гл. 15. – С. 587-621.  
Тема 3. Девиантное поведение и социальный контроль   Киселев В.Г., Кобелева Е.А., Шишигин А.В. Социология : курс лекций для студентов заочной формы обучения / В.Г. Киселев, Е.А. Кобелева, А.В. Шишигин ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. Ч. 1. – С. 88-104.
  Раздел 5. Социальные группы и общности    
Тема 1.Социальные общности, группы и организации Ч. 2. – С. 48-63.
Тема 2. Семья как социальный институт и малая социальная группа Ч. 2. – С. 18-35.
Тема 3. Молодежь как социальная группа Ч. 2. – С. 18-35
         

 

Содержание семинарских и практических занятий

РАЗДЕЛ I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

ТЕМА 1

Социология как наука об обществе

Понятия:

Социология, предмет социологии, общесоциологические теории, теории среднего уровня, социальная закономерность, социальное, социальный факт, функции социологии

 

Вопросы для обсуждения

1. Предмет социологии: эволюция представлений в истории социологической мысли.

2. Социологические законы и категории. Понятие «социального», социальный факт.

3. Структура социологического знания и классификация направлений социологии.

4. Функции социологии и ее место в системе социально-гуманитарных наук.

 

Базовый учебник

1. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. – 8-е изд. – М.: Академ. проект: Мир, 2009. – Раздел 1, гл. 1-4. – С. 9-53.

2. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – Гл. 2. – С. 91-123.

3. Социология: учеб. для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – Гл. 1, 2. – С. 13-28.

 

Список источников и литературы

1. Бергер П. Приглашение в социологию: Пер. с англ. / П. Бергер / под ред. Г.А. Батыгина. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

2. Доган М. Социология среди социальных наук / М. Доган // Социс – 2010. – № 10.

3. Качанов Ю.Л. Социологическая истина как ценность и свобода социолога / Ю.Л. Качанов // Социс. – 2007. – № 3.

4. Кравченко С.А. Социологическая теория: дискурс будущего / С.А. Кравченко // Социс. – 2007. – № 3.

5. Лапин Н.И. Предмет и метод социологии / Н.И. Лапин // Социс. – 2002. – № 8.

6. Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie» / Н.И. Лапин // Социс. – 2003. – № 4.

7. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение / Ч.Р. Миллс. – М.: Стратегия, 1998; М.: Изд. дом NOTA BENE, 2001.

8. Смелзер Н. Социология: / Н. Смелзер / пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – Гл. 1.

9. Сорокин П.А. Социология как наука / П.А. Сорокин // Сорокин П.А.Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – С.156-175.

10. Черных А.И. История и социология – проблемы взаимодействия / А.И. Черных // Социс. – 2001. – № 10.

 

Логические задания и проблемные вопросы

– В чем проявляется связь социологии с историей и психологией?

– Почему П. Сорокин считал социологию «генерализирующей» наукой?

– В каком направлении происходила эволюция взглядов на предмет социологии?

– Назовите предмет макро- и микросоциологии.

Темы докладов

1. Классификация направлений социологии.

2. Ч.Р. Миллс о социологическом воображении.

3. Основные принципы деятельности социолога.

4. Эволюция взглядов социологов ХIХ – ХХI вв. на предмет социологии.

5. Проблемы взаимодействия истории, философии и социологии.

ТЕМА 2

История развития социологии

Понятия:

Позитивизм, социальный дарвинизм, теория социального реализма, социальный факт, понимающая социология, «идеальный тип», социальное действие, интеракция, понимающая социология, общественно-экономическая формация, парадигма

Вопросы для обсуждения

1. Условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Основатель социологии О.Конт. Классические социологические теории Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К.Маркса, М. Вебера.

2. Основные научные школы в западной социологии ХХ века.

3. Макро- и микросоциологические теории в западной социологии.

4. Этапы развития социологической мысли в России.

Базовый учебник

1. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. – 8-е изд. – М.: Академ. проект: Мир, 2009. – Раздел 1, гл. 5. – С. 54-64.

2. Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – Гл. 1. – С. 23-90.

3. Социология: учеб. для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009– Гл. 3-6. – С. 29-136.

 

Список источников и литературы

1. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. – М.: МГУ, 1994.

2. Василенко В.В. П.А. Сорокин – выдающийся ученый, педагог и общественный дятель прошлого / В.В. Василенко // Вестник Московского университета. – Серия 18. Социология и политология. – 2010. - № 1.

3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии / М. Вебер // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

4. Галактионов А.А. Русская социология ХI – ХХ вв.: учебник / А.А. Галактионов. – СПб.: Лань, 2002.

5. Зборовский Г.Е., Вишневский Ю.Р. Социология на Урале: особенности, достижения и проблемы / Г.Е. Зборовский, Ю.Р. Вишневский // Социс. – 2007. – № 6.

6. Кравченко А.И. История зарубежной социологии: учеб пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Культура, Академ. проект, 2005.

7. Кравченко С.А. Возрождение социологической теоретической мысли в России: проблемы и достижения / С.А. Кравченко // Социс. – 2008. – № 6.

8. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения : учебник для вузов / С.А. Кравченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2004.

9. Осипов Г.В. Возрождение социологии в России. Как это было на самом деле / Г.В. Осипов // Социс. – 2008. – № 6–7.

10. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма / Е.В. Осипова. – 2-е изд. – СПб.: Алетейя, 2001.

11. Слюсарянский М.А. Вчера и сегодня пермской социологии / М.А. Слюсарянский // Социс. – 2008. – № 8.

12. Современная американская социология. – М.: МГУ, 1994.

13. Современная западная социология: словарь. – М.: Политиздат, 1990.

14. Социология в России / под ред. В.А. Ядова. – М.: «На Воробьевых» совместно с Институтом социологии РАН, 1996.

15. Тощенко Ж.Т. Эволюция теоретической социологии в России (1950-2000-е гг.) / Ж.Т. Тощенко // Социс. – 2009. – № 6, 7.

Логические задания и проблемные вопросы

– В чем отличия социологического позитивизма XIX в. от американского неопозитивизма ХХ в.?

– Можно ли считать учение К. Маркса экономическим детерминизмом?

– Соотносятся ли, на Ваш взгляд, социологические представления Г. Спенсера и О. Конта с современными социологическими представлениями?

– В чем, на Ваш взгляд, актуальность (ценность) идей П. Сорокина.

 

Темы докладов

1. Развитие социологии в СССР.

2. Социология на Урале.

3. Вклад П.А. Сорокина в мировую социологию.

4. Франкфуртская школа в социологии.

5. Вклад представителей Чикагской социологической школы в развитие социологии.

ТЕМА 3







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.162 (0.012 с.)