Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 4. Личность и общество↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Тема 1. Личность как продукт развития общества Основные понятия – личность, «зеркальное – Я», «обобщенный другой», «Я – сам», «Я – меня», роль, ролевая игра, социализация, агенты социализации, ресоциализация, стадии развития личности, социальный конфликт. Понятие личности в социальной психологии и социологии. «Я» как историко-культурный феномен. Теория «зеркального – Я» Ч. Кули. Теория развития личности Дж. Мида: структура личности и стадии развития. Освоение социальных ролей как необходимое условие социализации и развития личности. Социализация: понятие и основные агенты социализации. Социализация как непрерывный процесс. Особенности социализации взрослых и детей. Социальные конфликты и их влияние на развитие личности. Стадии развития личности по Э. Эриксону. Тема 2. Социологические теории социального взаимодействия Основные понятия – социальное действие, целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное социальное действие, символический интеракционизм, значимый жест, управление впечатлениями, этнометодология, теория обмена. Понятие социального действия у Макса Вебера и его классификация видов социального действия(целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное). Символический интеракционизм Дж. Мида. Способность посмотреть на себя глазами другого как условие нормального социального взаимодействия. Теория обмена Дж. Хоманса и принципы социального взаимодействия. Этнометодология Г. Гарфинкеля как развитие мидовской парадигмы. Управление впечатлениями И. Гофмана и «представление себя другим в повседневной жизни». Тема 3. Девиантное поведение и социальный контроль Основные понятия – девиантное поведение, делинквентное поведение, аномия, конформизм, инновация, ритуализм, ретреатизм, стигма, социальный контроль, санкции, самоконтроль, внешнее принуждние, дисциплинарные институты. Понятия девиации и девиантного поведения. Проблемы признания поступка девиантным. Виды девиации. Делинквентное поведение. Социологические теории девиантного поведения: теория аномии Э. Дюркгейма, теория аномии Р. Мертона и теория стигматизации Э. Гофмана. Социальный контроль: понятие, сущность и основные механизмы. Теории эволюции форм и методов социального контроля в работах Н. Элиаса и М. Фуко. Самоконтроль и внешнее принуждение. Развитие новых форм и методов социального контроля в постиндустриальном обществе. Социальный контроль в системе образования. РАЗДЕЛ 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ Тема 1.Социальные общности, группы и организации Основные понятия - социальная общность, массы, толпа, социальная группа, первичные и вторичные группы, формальные и неформальные группы, социальная организация, синергия Социальная общность: понятие, исторические формы, типология. Свойства общностей, их отличие от общества. Массы и толпа. Социальные группы: понятие, структура и типы. Малые группы и коллективы. Роль лидера в социальной группе. Социальные организации. Тема 2. Семья как социальный институт и малая социальная группа Основные понятия – семья, брак, эндогамия, экзогамия, нуклеарная семья, расширенная семья, моногамный брак, полигиния, матримониальное поведение, репродуктивное поведение, стадии семейного цикла. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Макро – и – микросоциология семьи. Изменение функций семьи как социального института в процессе исторического развития общества. Типы семейных структур и формы брака. Изучение матримониального, сексуального, репродуктивного, бракоразводного поведения в контексте фамилистских исследований. Основные тенденции развития семьи во второй половине XX – в начале XXI вв. Тема 3. Молодежь как социальная группа Основные понятия – молодежь, социально-демографическая группа, молодежная субкультура, студенчество, трудовая социализация, молодежные бунты, ценностные ориентации. Молодежь как специфическая социально-демографическая группа. Молодежь как номинальная группа. Социальная неоднородность современной российской молодежи. Молодежные субкультуры: социальные предпосылки их появления и тенденции развития в современном мире. Студенчество как одна из молодежных групп. Социальные проблемы современной российской молодежи.
5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины
Содержание семинарских и практических занятий РАЗДЕЛ I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ТЕМА 1 Социология как наука об обществе Понятия: Социология, предмет социологии, общесоциологические теории, теории среднего уровня, социальная закономерность, социальное, социальный факт, функции социологии
Вопросы для обсуждения 1. Предмет социологии: эволюция представлений в истории социологической мысли. 2. Социологические законы и категории. Понятие «социального», социальный факт. 3. Структура социологического знания и классификация направлений социологии. 4. Функции социологии и ее место в системе социально-гуманитарных наук.
Базовый учебник 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. – 8-е изд. – М.: Академ. проект: Мир, 2009. – Раздел 1, гл. 1-4. – С. 9-53. 2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – Гл. 2. – С. 91-123. 3. Социология: учеб. для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – Гл. 1, 2. – С. 13-28.
Список источников и литературы 1. Бергер П. Приглашение в социологию: Пер. с англ. / П. Бергер / под ред. Г.А. Батыгина. – М.: Аспект-Пресс, 1996. 2. Доган М. Социология среди социальных наук / М. Доган // Социс – 2010. – № 10. 3. Качанов Ю.Л. Социологическая истина как ценность и свобода социолога / Ю.Л. Качанов // Социс. – 2007. – № 3. 4. Кравченко С.А. Социологическая теория: дискурс будущего / С.А. Кравченко // Социс. – 2007. – № 3. 5. Лапин Н.И. Предмет и метод социологии / Н.И. Лапин // Социс. – 2002. – № 8. 6. Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie» / Н.И. Лапин // Социс. – 2003. – № 4. 7. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение / Ч.Р. Миллс. – М.: Стратегия, 1998; М.: Изд. дом NOTA BENE, 2001. 8. Смелзер Н. Социология: / Н. Смелзер / пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – Гл. 1. 9. Сорокин П.А. Социология как наука / П.А. Сорокин // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – С.156-175. 10. Черных А.И. История и социология – проблемы взаимодействия / А.И. Черных // Социс. – 2001. – № 10.
Логические задания и проблемные вопросы – В чем проявляется связь социологии с историей и психологией? – Почему П. Сорокин считал социологию «генерализирующей» наукой? – В каком направлении происходила эволюция взглядов на предмет социологии? – Назовите предмет макро- и микросоциологии. Темы докладов 1. Классификация направлений социологии. 2. Ч.Р. Миллс о социологическом воображении. 3. Основные принципы деятельности социолога. 4. Эволюция взглядов социологов ХIХ – ХХI вв. на предмет социологии. 5. Проблемы взаимодействия истории, философии и социологии. ТЕМА 2 История развития социологии Понятия: Позитивизм, социальный дарвинизм, теория социального реализма, социальный факт, понимающая социология, «идеальный тип», социальное действие, интеракция, понимающая социология, общественно-экономическая формация, парадигма Вопросы для обсуждения 1. Условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Основатель социологии О.Конт. Классические социологические теории Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К.Маркса, М. Вебера. 2. Основные научные школы в западной социологии ХХ века. 3. Макро- и микросоциологические теории в западной социологии. 4. Этапы развития социологической мысли в России. Базовый учебник 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. – 8-е изд. – М.: Академ. проект: Мир, 2009. – Раздел 1, гл. 5. – С. 54-64. 2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – Гл. 1. – С. 23-90. 3. Социология: учеб. для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009– Гл. 3-6. – С. 29-136.
Список источников и литературы 1. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. – М.: МГУ, 1994. 2. Василенко В.В. П.А. Сорокин – выдающийся ученый, педагог и общественный дятель прошлого / В.В. Василенко // Вестник Московского университета. – Серия 18. Социология и политология. – 2010. - № 1. 3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии / М. Вебер // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. 4. Галактионов А.А. Русская социология ХI – ХХ вв.: учебник / А.А. Галактионов. – СПб.: Лань, 2002. 5. Зборовский Г.Е., Вишневский Ю.Р. Социология на Урале: особенности, достижения и проблемы / Г.Е. Зборовский, Ю.Р. Вишневский // Социс. – 2007. – № 6. 6. Кравченко А.И. История зарубежной социологии: учеб пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Культура, Академ. проект, 2005. 7. Кравченко С. А. Возрождение социологической теоретической мысли в России: проблемы и достижения / С.А. Кравченко // Социс. – 2008. – № 6. 8. Кравченко С. А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник для вузов / С.А. Кравченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2004. 9. Осипов Г.В. Возрождение социологии в России. Как это было на самом деле / Г.В. Осипов // Социс. – 2008. – № 6–7. 10. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма / Е.В. Осипова. – 2-е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. 11. Слюсарянский М.А. Вчера и сегодня пермской социологии / М.А. Слюсарянский // Социс. – 2008. – № 8. 12. Современная американская социология. – М.: МГУ, 1994. 13. Современная западная социология: словарь. – М.: Политиздат, 1990. 14. Социология в России / под ред. В.А. Ядова. – М.: «На Воробьевых» совместно с Институтом социологии РАН, 1996. 15. Тощенко Ж.Т. Эволюция теоретической социологии в России (1950-2000-е гг.) / Ж.Т. Тощенко // Социс. – 2009. – № 6, 7. Логические задания и проблемные вопросы – В чем отличия социологического позитивизма XIX в. от американского неопозитивизма ХХ в.? – Можно ли считать учение К. Маркса экономическим детерминизмом? – Соотносятся ли, на Ваш взгляд, социологические представления Г. Спенсера и О. Конта с современными социологическими представлениями? – В чем, на Ваш взгляд, актуальность (ценность) идей П. Сорокина.
Темы докладов 1. Развитие социологии в СССР. 2. Социология на Урале. 3. Вклад П.А. Сорокина в мировую социологию. 4. Франкфуртская школа в социологии. 5. Вклад представителей Чикагской социологической школы в развитие социологии. ТЕМА 3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.007 с.) |