Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология и методы социологических исследованийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятия: Методология, социологическое исследование, валидность, социологическая гипотеза, репрезентативность, генеральная и выборочная совокупность, опрос, контент-анализ, кейс-стади, фокус-группа, анкета Вопросы для обсуждения 1.Методология социологии. Общие подходы к исследованию. 2.Типы и основные этапы социологических исследований. 3.Опросные методы социологического исследования. Виды опросов и понятие выборки. 4.Неопросные методы социологических исследований: наблюдение, эксперимент, анализ документов и др.
Базовый учебник 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. – 8-е изд. – М.: Академ. проект: Мир, 2009. – Раздел 1, гл. 6. – С. 65-78. 2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – Гл. 19-23. – С. 730-892. 3. Социология: учеб. для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – Гл. 19-21. – С. 375-416. Список источников и литературы
1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учеб. пособие для вузов / Г.С. Батыгин. – М.: Аспект-Пресс, 1995. 2. Белановский С. Глубокое интервью: учеб. пособие. / С. Белановский. – М.: Николо-Медиа, 2001. 3. Веселкова Н.В. Об этике исследования / Н.В. Веселкова // Социс. – 2000. – № 8. 4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Как провести социологическое исследование / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Политиздат, 1985. 5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА–М, 2004. – 768 с. 6. Ньюман Л. Неопросные методы исследования / Л. Ньюман // Социс. – 1998. – № 6. 7. Романович Н.А. Ситуация опроса глазами респондентов / Н.А. Романович // Социс. – 1999. – № 2. 8. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. – М.: ИНФРА-М-Норма, 1998. 9. Федотова Л.Н. Контент-аналитические исследования СМИ и пропаганды: учеб.-метод. Пособие / Л.Н. Федотова. – М.: Изд-во МГУ, 1988. 10. Шляпентох В.Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал / В.Э. Шляпентох. – М.: ЦСП, 2006. 11. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – М.: Наука, 1987; Самара: Самарский ун-т, 1995. 12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 1998; М.: Благовест, 2002; М.: Омега-А, 2007.
Логические задания и проблемные вопросы – Что означает понятие «репрезентативность выборки», чем оно отличается от «валидности»? – От чего зависит объем выборочной совокупности? – Какие ошибки возможны при составлении выборки? – Какие основные правила этики необходимо соблюдать при проведении социологических исследований?
Темы докладов 1. Проблемы достоверности и репрезентативности социологических исследований. 2. Этические проблемы при проведении социологических исследований.
3. Применение социологических методов в педагогической практике. 4. Роль Хоторнского эксперимента в развитии индустриальной социологии. 5. Особенности метода фокус-групп. РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ТЕМА 4 Понятие общества и типы обществ Понятия: Общество, община, социальная система, структурный функционализм, социально-экономические формации, технократизм, доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Вопросы для обсуждения
1. Формационный подход и классификация типов обществ в социологии К. Маркса. 2. Понятия «община» и «общество» у Фердинанда Тённиса. 3. Общество как социальная система. Структурно-функциональный подход к изучению общества (Т. Парсонс, Р. Мертон). 4. Характеристика типов обществ по Д. Беллу. Базовый учебник 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. – 8-е изд. – М.: Академ. проект: Мир, 2009. – Раздел 2, гл. 1-4. – С. 79-146, раздел 3, гл. 1, 3. – С. 171-179, 204-239. 2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2- изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – Гл. 3, 10. – С. 124-156, 393-453. 3. Социология: учеб. для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – Гл. 11. – С. 217-232.
Список источников и литературы
1. Б ауман З. Индивидуализированное общество /Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2002. 2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. – М., 1999. 3. Давыдов А.А. К вопросу об определении понятия «общество» // Социс. – 2004. – № 2. 4. Иноземцев В.И. Постиндустриальное хозяйство и постиндустриальное общество // Общественные науки и современность. – 2001. – № 3. 5. Парсонс Т. Общества // Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. – М.: Академический Проект, 2002. – С. 777-829. 6. Парсонс Т. Очерк социальной системы // Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. – М.: Академический Проект, 2002. – С. 543-686. 7. Смелзер Н. Социология. Гл. 3 / Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. 8. Смирнов П.И. О понятиях «общество» и «социальное» // Социс. – 2003. – № 8. 9. Тоффлер Э. Третья волна. Пер. с англ. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. 10. Хобсбаум Э. Век Империи. 1875-1914. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. Логические задания и проблемные вопросы
– Какие социальные институты в модели Т. Парсонса преимущественно выполняют функции адаптации, а какие функции интеграции? – В чем достоинства и недостатки формационного подхода К. Маркса? – Покажите на примере истории России процесс замещения общинных отношений отношениями общественными. – Какому типу общества по типологии Д. Белла в большей степени соответствует Россия? – Применительно к современному, потребительскому обществу Г. Маркузе использовал понятие «одномерный человек». Что, по вашему мнению, он хотел сказать данным выражением? Темы докладов 1. Процесс перехода России от доиндустриального к индустриальному обществу в XIX-XX вв. 2. Потребительство как «образ жизни» и идеология современного консюмеризма. 3. «Община» и «общество» Ф. Тённиса как идеально-типические конструкции. 4. Признаки постиндустриального общества в современной России. 5. Рыночная экономика или рыночное общество? 6. Проблема социального отчуждения и тенденция к обезличенности социального взаимодействия. ТЕМА 5 Институциональная структура общества
Понятия: Социальная структура, социальные статусы, социальные нормы, экспектации, социальные роли, ролевой конфликт, ролевая дистанция, статусная рассогласованность, социальные институты, институционализация. Вопросы для обсуждения 1. Социальный статус: понятие, виды, индикаторы. 2. Ролевое взаимодействие и ролевые конфликты. 3. Социальные институты: сущность, признаки, функции. 4. Институционализация как процесс социального конструирования реальности. Базовый учебник 1. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. – 8-е изд. – М.: Академ. проект: Мир, 2009. 2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2- изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. 3. Социология: учеб. для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. Список источников и литературы 1. Бергер П., Бергер Б. Социология: биографический подход // Личностно-ориентированная социология. – М.: Академический Проект, 2004. – С. 93-102. 2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания /Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. – М.: Медиум, 1995. 3. Гавра Д.П. Социальные институты // Социально-политический журнал. 1998. № 2. 4. Ильин В. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917-1996 гг.: Опыт конструктивистско-структуралистского анализа. – Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, Институт социологии РАН, 1996. 5. Иншаков О.В. Экономические институты и институции: к вопросу о типологии и классификации // Социс. – 2003. – № 9. 6. Кон И.С. Люди и роли // Кон И.С. Социологическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. – С. 190-232. 7. Мертон Р. Явные и латентные функции // Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – С. 158-168. 8. Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. – М.: Академический Проект, 2002. 9. Смелзер Н. Социология. – Гл. 3. – М.: Феникс, 1994. Логические задания и проблемные вопросы – Приведите примеры статусной рассогласованности. Какие стратегии используют люди, чтобы сократить разрыв между отдельными показателями? – Что лежит в основе внутриролевых конфликтов? Приведите примеры внутриролевых конфликтов. – Что такое интериоризация и какое влияние она оказывает на отношение человека к роли? – В чем проявляется латентная функция институтов образования в капиталистическом обществе? – Приведите примеры приемов, с помощью которых люди стараются подчеркнуть дистанцированность от своей профессиональной роли. Темы докладов 1. Значение неформальных нормы в предпринимательской и управленческой деятельности (российский опыт). 2. Формальные и неформальные нормы в современной российской школе.
3. Что мешает институционализации репетиторства? 4. Институциональный кризис российской системы образования: причины и последствия. 5. Статусные ориентации выпускников школ и студентов. 6. Латентные функции политических институтов. ТЕМА 6
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.007 с.) |