Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Подходы к психическому развитию в трудах отечественных психологов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Культурно-исторический подход. Теория психического развития ребенка Л.С. Выготского. 2. Понимание психического развития в теории деятельности А.Н. Леонтьева. 3. Теория развития Д.Б. Эльконина.
9.1. Культурно-исторический подход. Теория психического развития ребенка Л.С. Выготского
Основы культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка заложил Л.С. Выготский. Дальнейшее развитие этого научного подхода неразрывно связано с теорией деятельности А.Н. Леонтьева, теорией психического развития Д.Б. Эльконина и теорией планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Развитие - процесс освоения культуры, овладения системой культурных орудий. Механизм развития – интериоризация. Развитие - качественный процесс изменения личности на основе перестройки структуры психических функций и изменения системного и смыслового строения сознания. Л.С. Выготский выдвинул и обосновал принцип социально-исторической обусловленности психики человека (сознание человека – продукт культурно-исторического развития общества) и принцип специфики развития психики в онтогенезе (законы развития психики ребенка в онтогенезе принципиально иные, чем законы онтогенетического развития человека в другие возрастные периоды). Законы развития психики в онтогенезе: 1. Цикличность развития. Развитие имеет сложную организацию во времени. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления и затухания. Такие циклы характерны как для отдельных психических функций, так и для развития психики ребенка в целом. 2. Неравномерность (гетерохронность) развития. Разные стороны личности, психические функции развиваются неравномерно, непропорционально, На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей, изменяется соотношение между ними. Развитие отдельных психических функций зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена. 3. Закон метаморфозы. Развитие – последовательное изменение качественных состояний сознания (структуры сознания). Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и что будет потом. 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции. Инволюция – процесс «обратного развития», свертывания, отмирания, распада старого. Если инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизма ребенка: сохранение в новом возрастном периоде старых детских черт. 5. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции (ВПФ) – продукт социально-исторического развития. В процессе развития человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует задатки и функции, вырабатывает новые культурные формы поведения. Примеры ВПФ: логическое мышление, произвольная логическая память, произвольное внимание. ВПФ формируются посредством овладения человеком культурными знаками и значениями (психологическими орудиями психической деятельности), опосредствующими их структуру. Психологические орудия (знаки): речь, математические знаки, мнемотехнические средства и др. Основная функция ВПФ – внутренняя регуляция поведения человека и его отношения с окружающим миром посредством знаков. Три свойства, отличающие ВПФ от натуральных функций: 1) произвольность, 2) осознанность, 3) системность. Происхождение ВПФ определяет генезис сознания: «всякая ВПФ появляется на сцене дважды: сначала как деятельность коллективная, социальная, т.е. как функция интерпсихическая; второй раз – как действие индивидуальное как внутренний способ мышления ребенка, т.е. как функция интрапсихическая». Психические функции не врожденны и не возникают сами по себе, а лишь в особой ситуации общение и сотрудничества между людьми. ВПФ – это «интериоризированные отношения социального порядка». Становление ВПФ: 1) взрослый вводит знаки и значения в контекст общения с ребенком, 2) постепенное выделение знаков ребенком (ориентация на значение знака), 3) использование ребенком знака для регуляции поведения взрослого, 4) использование ребенком знака для регуляции собственного поведения. Две линии развития ВПФ: 1) интериоризация психических функций (процесс перехода знака из внешнего во внутренний план), 2) развитие значений (изменение структуры обобщения, три ступени развития обобщения: 1) синкреты (обобщение по случайным субъективным признакам, 2) комплексы (обобщения по объективным фактическим, но несущественным признакам), 3) понятия (обобщения по существенным объективным признакам). 6. Закон о роли среды в психическом развитии ребенка. Социальная среда рассматривается как источник развития ребенка. Среда и ребенок не противопоставлены друг другу. Среда не является для ребенка внешней, т.к. он развивается в единстве его связей и отношений с социальной действительностью. Ребенок занимает активно-действенную позицию в отношении среды. «Единицей» отношений личности и среды в развитии является переживание – «внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности». Характер и содержание переживания определяют, какое влияние на развитие ребенка оказывают особенности среды. 7. Закон ведущей роли обучения для развития (проблема соотношения обучения и развития). Основные подходы к решению вопроса о соотношении обучения и развития. 1) Независимость обучения от развития. Развитие обеспечивает созревание психологических способностей, а обучение использует возможности, предоставляемые развитием (теории созревания, подходы В. Штерна и Ж. Пиаже). 2) Отождествление развития с научением (бихевиоризм, теории научения). 3) Влияние обучения на развития через специфические (знания, умения и навыки) и неспецифические (обучаемость, способность к решению новых задач) эффекты (К. Коффка). 4) Обучение – движущая сила развития. Обучение ведет за собой развитие, т.к. предоставляет ребенку образцы высших психических функций (Л.С. Выготский). Развивающее обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития(ЗБР) ребенка. Содержанием обучения должна стать система научных понятий. ЗБР – это расхождение между уровнем потенциального развития ребенка (того, что он достигает в сотрудничестве со взрослым) и уровнем актуального развития (того, что достигается ребенком в самостоятельной деятельности). Величина ЗБР зависит от двух условий: 1) «созревающих» способностей, внутренней логики развития способностей, 2) форм развития и совместной деятельности, содержания и способов взаимодействия, предлагаемых взрослым. 8. Закон системного и смыслового строения сознания раскрывает природу сензитивных периодов в развитии ребенка. Возрастная сензитивность – присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Сензитивный период – период максимальной чувствительности ребенка к обучению и развитию определенных функций. Сущность возрастной сензитивности объясняется системным и смысловым строением сознания. Системное строение сознания – структура отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.), при которой на данной стадии развития какой-нибудь процесс занимает определяющее место. Системность сознания воплощена во взаимозависимости психических функций, в изменении иерархии функций в ходе возрастного развития. В младенческом возрасте сознание не дифференцировано, отдельные психические функции не выделены. В раннем детстве доминирует функция восприятия. В дошкольном возрасте во главе иерархии становится память. В школьном возрасте доминирующим процессом становится словесно-логическое мышление, коренным образом преобразующее сознание. Учение о психологическом возрасте Психологический возраст – «единица» анализа развития. Психологический возраст характеризуется структурой и динамикой. Структура возраста включает две составляющие: 1) социальную ситуацию развития, 2) возрастные психологические новообразования. Социальная ситуация развития – совершенно своеобразное специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью. Возрастное новообразование – новый тип строения личности и ее деятельности, который впервые возникает на данной возрастной ступени и определяет сознание ребенка и его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития. Динамика перехода от одного возраста к другому. Существует два типа возрастных изменений: 1) постепенные, медленные изменения личности в стабильные периоды, 2) быстрые революционные, глубинные преобразования в периоды кризисов. Возрастной кризис – противоречие старой социальной ситуации развития и возрастных новообразований. Два этапа в «жизни» возрастного новообразования: 1) накопление новообразования (стабильный период), 2) проявление новообразования (кризисный период). Разрешение кризиса происходит за счет смены старой социальной ситуации развития. Основные характеристики кризиса: 1. Границы, отделяющие начало и конец кризисов крайне неотчетливы. 2. Любой кризис включает три фазы: предкритическую, кульминационную и посткритическую. 3. Во время кризиса ребенок как бы выпадает из системы педагогического воздействия, обнаруживаются острые конфликты с окружающими, внутренние конфликты и переживания. 4. Негативный характер развития в период кризиса (развитие совершает скорее разрушительную работу, чем созидательную, на первый план выходят процесс свертывания, распада, разложения прежних форм общения, поведения, интересов). Периодизация психического развития Кризис новорожденности – 0 - 1,5 (2) мес. Младенческий возраст – 2 мес. – 1 г. Кризис 1 года. Раннее детство – 1 – 3 г. Кризис 3-х лет
Дошкольный возраст – 3 – 7 лет Кризис 7 лет Школьный возраст – 7 – 12 лет Кризис 13 лет Пубертатный возраст – 14 – 17 лет Кризис 17 лет 9.2. Понимание психического развития в теории деятельности А.Н. Леонтьева
В изучении психического развития ребенка нужно исходить из места ребенка в системе социальных отношений и анализа его деятельности. Развитие человека происходит в форме присвоения социокультурного опыта, что требует осуществления деятельности, адекватной, но не тождественной родовым способностям, кристаллизованным в предметах культуры. Деятельность – движущая сила развития, т.к. именно в ней впервые возникает структура, которая, пройдя путь интериоризации, станет психической функцией. Деятельность – целенаправленная активность человека, направленная на удовлетворение потребностей. Структура деятельности: Потребность (Мотив)→Цель→Действие→Операция. Потребность - состояние нужды в чем-либо. Мотив - опредмеченная потребность. А.Н. Леонтьев ввел понятие «ведущей деятельности». На основании идеи системности сознания Л.С. Выготского автором было сформулировано положение о системности различных видов деятельности. Жизнь не есть механическое соединение различных видов деятельности, они не равнозначны в отношении психического развития и по отношению друг к другу. Каждый возраст характеризуется определенным ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, ведущим типом деятельности, зависящим от места ребенка в системе социальных отношений. С другой стороны, ведущая деятельность предписывается обществом, которое культивирует определенные виды деятельности на каждой возрастной стадии. Но не все виды деятельности в равной степени поощряются обществом (например, интимно-личностное общение подростка со сверстниками). Ведущая деятельность определяет отношение ребенка к миру, его социальное бытие. Признаки ведущей деятельности: 1. Внутри ведущего вида деятельности возникают и дифференцируются другие виды деятельности, одна из которых впоследствии становится ведущей. 2. Внутри ведущего вида деятельности формируются личностные новообразования. 3. Внутри ведущего вида деятельности формируются новообразования познавательной сферы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.66 (0.011 с.) |