Психическое развитие и деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психическое развитие и деятельность



Социально организованная деятельность как основа, средство и условие психологического развития человека. Ориентировочная часть деятельности и ее роль в освоении нового опыта. Гипотеза о происхождении внутренней психической деятельности из деятельности внешней. Ее научное основание.

Значение различных видов деятельности в психическом развитии. Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований. Характеристика ведущих видов деятельности на разных этапах.

Психическое развитие и общение. Роль обучения и воспитания в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.

Основные закономерности развития психики ребенка. Проблема неравномерности формирования различных психических процессов в онтогенезе. Сензитивные периоды в развитии.

 

  1. Ведущий вид деятельности и его роль в развитии личности

Понятие ведущего вида деятельности. Охарактеризовать принцип деятельностного подхода к развитию психики А.Н. Леонтьева. Раскрыть основные ведущие виды деятельности.

 

  1. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

Общая характеристика игровой деятельности (определение, значение, сущность). Предпосылки развития ролевой игры. Структура сюжетно – ролевой игры. Роль игры в психическом развитии дошкольника. Характер игры на протяжении дошкольного детства. Специфика реальных взаимоотношений детей в ситуации игры. Разница между ролевыми и реальными отношениями в игре.

 

  1. Общение детей (со взрослыми) в первые 7 лет

Понятие общение. Роль общения в психическом развитии личности. Виды и формы общения. Характеристика видов и форм общения.

 

  1. Общение со сверстниками в первые семь лет

Понятие общения. Предмет, мотивы, функции общения. Пути влияния общения на психическое развитие ребенка. Исследования госпитализма (А. Фрейд, Р. Спитц и др.). Понятие формы общения, ее параметры (М.И. Лисина). Характеристика форм общения в первые семь лет жизни ребенка. ситуативно-личностная форма общения. Ситуативно-деловая форма общения. Внеситуативно-познавательная форма общения. Внеситуативно-личностная форма общения. Роль общения в психическом развитии личности.

 

  1. Учебная деятельность в младшем школьном и подростковом возрасте

Учебная деятельность – важный фактор психического развития младших школьников. Структура учебной деятельности. Роль учебной деятельности в умственном развития школьников. Стимулирование умственного развития младших школьников.

Особенности учебной деятельности подростка. Основные тенденция интеллектуального развития в подростковом возрасте. Причины спада и повышения успеваемости подростков. Влияния учения, общения и труда на развитие способностей.

 

Возрастные кризисы и причины их возникновения

Понятие кризиса. Этапы и фазы протекания кризиса. Основные причины возникновения возрастных кризисов. Особенности протекания кризисов. Последствия кризиса. Характеристика кризиса новорожденности. Охарактеризовать кризис 1 года. Кризис 3 лет. Кризис начала обучения (6-7 лет). Кризис адаптации к школе. Кризис подросткового возраста

 

Внутренняя позиция и развитие личности

«Внутреннее через внешнее» (С. Л. Рубинштейн). Внутренняя пози­ция личности. Развитие внутренней позиции в процессе онтогенеза. Проблема личностного роста. Отношение к себе как к самоценной лич­ности. Система личностных смыслов. Чувство личности. Внутренняя потребность развить в себе познавательные способности, сознание, самосознание, нравственные ориентации и духовность. Самосознание как ценностная ориентация, образующая систему личностных смыслов.

Развитие самосознания. Личность – субъект – самосознание. По-требностно-эмоциональная и волевая сферы личности. Структурные звенья самосознания в онтогенезе личности. Самосознание в условиях разных исторически обусловленных систем. Индивидуальное бытие личности. Развитие позитивного и действенного отношения к близким лю­дям, человечеству и природе. Негативная позиция. Мировоззрение личности. Индивидуальное развитие человека

 

Социальная единица и уникальная личность

Индивидуальное бытие общественных отношений. Структура са­мосознания.

Имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной ин­дивидуальностью человека. Имя в истории культуры и этноса.

Притязание на признание. Позитивные достижения. Реализации потребности на признание и эмоциональное напряжение, фрустрации, аффекты. Негативные образования личности (ложь, за­висть, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность, конформ­ность). Обусловленность содержания притязаний на признание исто­рической эпохой и этнической принадлежностью.

Половая идентификация. Ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль. Сексуальное поведение. Психологическое признание идентичности своему полу в физическом, социальном и психологическом плане. Обусловленность половой идентификации историей этноса.

Психологическое время личности. Соотнесение себя в трех време­нах индивидуальной жизни: прошлое, настоящее и будущее. Прошлое, настоящее и будущее своего этноса, государства, человечества. Значе­ния и смыслы, которые придает личность своему существованию на земле. Перспективы жизни, которые формирует человек для своего индивидуального жизненного пути. Психологическое время и инди­видуальный путь в жизни.

Социальное пространство личности. Вхождение человека в соци­альное пространство прав и обязанностей. Нравственное чувство, совесть, резюмирующиеся в житейских отношениях людей в значениях и смыслах понятия «должен». Чувство долга как высшее достижение духовной культуры человечества. Права и обязанности в их единстве и противоположности.

Социальное пространство как феномен культуры. Социальное про­странство личности - условие развития и бытия человека. Значение и смысл прав и обязанностей в индивидуальном сознании человека.

Позитивные достижения и негативные образования, закономерно формирующиеся в процессе онтогенеза человека как личности

Проблема обучения и развития в психологии. История вопроса

Разные взгляды на проблему соотношения обучения и развития в детской психологии. Понятие условий психического развития. Понятие источников развития. Взаимоотношение условий, источников и движущих сил психического развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец). Теория развития детского мышления Ж. Пиаже. Стадии развития интеллекта. Анализ теории Ж. Пиаже в отечественной и зарубежной психологии (Л.С. Выготский, А. Валлон, Д. Брунер, М. Доналдсон, Л.Ф. Обухова и др.). Л.С. Выготский об обучении и развитии. Ведущая роль обучения в развитии ребенка. Зона актуального развития. Зона ближайшего развития. Значение этих понятий для организации обучения ребенка. Зависимость психического развития от содержания структуры деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин).

Проблема периодизации психического развития

В возрастной психологии (в России)

Понятие периодизации психического развития. Критерии периодизаций психического развития. Периодизация П.П. Блонского. Вклад Л.С. Выготского в разработку проблемы периодизации: понятия «возраст», «социальная ситуация развития», «новообразование», «кризис» в психическом развитии. Основные принципы генетического исследования психического развития. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Основные структурные компоненты психологического возраста. Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Проблема ведущей деятельности. Периодизация Д.Б. Эльконина и ее значение для детской психологии и педагогики. Социально-психологическая теория становления индивида как личности А.В.Петровского.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.005 с.)