Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая теория деятельности

Поиск

Деятельностный подход к психике человека. Вклад Л.С. Выготского,

С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др. в разработку теории деятельности. Деятельность внешняя и внутренняя.

Сущность и структура деятельности. Операционально-технические аспекты деятельности: действия, операции, психофизиологические функции. Основные аспекты анализа действия. Виды действий. Компоненты действия и их функции.

Потребностно-мотивационные аспекты: классификация потребностей человека, их специфика, соотношение и взаимопереходы мотивов и целей деятельности, понятие личностного смысла. Понятие особенной деятельности. Эмоции как процессы, отражающие отношение результата деятельности к ее мотиву. Виды эмоциональных процессов. Аффекты и чувства. Основные компоненты эмоционального процесса.

Деятельность как объяснительный принцип психики. Психологическое строение индивидуальной деятельности. Основные положения психологической теории деятельности.

 

Проблема личности в психологии

Основные проблемы изучения личности. Междисциплинарный подход к личности. Многоуровневый анализ личности в психологии. Человек во взаимосвязи с окружающим миром и развитием его свойств. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», различия в объеме и содержании понятий. Система признаков человека. Связь индивидных, субъектных и личностных характеристик человека. Традиции понимания индивидуальности.

 

Теории личности

Специфические критерии оценки психологической теории личности. Схема классификации современных теорий личности. Характеристика современных теорий личности. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии. Отечественные психологи о сущности личностного уровня развития человека.

 

Структура личности

Стратегии изучения структуры личности. Структура личности по С.Л. Рубинштейну, К. К. Платонову, А. Н. Леонтьеву. Направленность как главная системообразующая личности. Структура и особенности потребностей. Психологическая характеристика мотивов и интересов. Проблема устойчивости личности. Уровень притязаний и самооценка личности, их влияние на деятельность и психологическое самочувствие. Свойства личности и их характеристика. Личность в системе жизненных отношений. Общение и развитие личности человека. Отношения личные и деловые. Малая группа и коллектив. Типы внутригрупповых коммуникаций, влияние на деятельность. Групповые нормы, понятие об уровне обязательности нормы. Лидерство. Личность в группах различного уровня. Факторы и критерии эффективности деятельности группы. Положительные и отрицательные параметры влияния группы на личность. «Экстерналы» и «интерналы».

 

Индивидуально-типологические особенности личности

Человек как индивид. Индивидуально-типические свойства человека: конституциональные типологии.

 

Темперамент

Темперамент – природная основа личности, характера. Основные проблемы изучения темперамента. Краткий обзор учений о темпераменте. Различные подходы к определению темперамента. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента, их психологическая характеристика. Основные учения о типах темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и деятельность: сферы проявления, значение для воспитания и обучения.

 

Характер

Определение характера. Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Проявление характера через деятельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Мотивационные и инструментальные черты личности. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Типология характера как центральная проблема экспериментальных исследований и теоретических поисков. Различные направления «характерологии». Концепции К. Леонгарда и А.Е. Личко. Классификация типов характера по Э. Фромму. Типология характера по К. Юнгу. Понятие акцентуации и ее типы. Критерии психопатического развития личности. Проблема формирования характера. Сензитивный период для формирования характера. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание. Характер и личность. Измерение темпераментных, характерологических и личностных особенностей.

 

Способности

Задатки и способности. Понятие о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Способности и деятельность. Структура способностей. Виды способностей. Природные и приобретенные способности. Общие и специальные способности. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Понятие задатков. Задатки как фундамент развития способностей. Неоднозначность связей способностей и задатков. Способности, задатки и индивидуальные различия. Одаренность. Виды одаренности. Модели одаренности. Уровни развития способностей. Понятия «талант», «гениальность». Условия развития способностей. Межполовые различия в задатках и способностях. Структура педагогических способностей.

 

Эмоции и чувства

Виды, формы эмоциональных состояний. Механизмы возникновения эмоций. Функции эмоций. Характеристика эмоций. Теории эмоций: В. Вундта, В. Джемса – Д. Ланге, Ч. Дарвина. Эмоции и деятельность. Закон Йеркса-Додсона. Информационная теория эмоций П. Симонова. Понятия «аффект», «стресс», «дистресс», «фрустрация», «эмпатия», «депрессия», «амбивалентность», их содержание. Характеристика психических состояний. Классификация психических состояний. Классификация аффективных психических состояний.

Чувства. Формы, виды, функции чувств. Динамика чувств субъекта. Высшие чувства. Анатомо-физиологическая основа эмоциональных процессов. Диагностика эмоциональной сферы человека

 

Воля и произвольность

Воля, ее основные характеристики, сходство и различия с произвольным действием. Особенности произвольных движений и действий. Характеристика волевых действий. Связь воли и чувств.

Основные психологические теории. Проблема воли в работах античных философов. Проблема воли во времена средневековья. Концепция «свободы воли» в эпоху Возрождения. Экзистенциализм – «философия существования». Подход И.П. Павлова к рассмотрению проблемы воли. Трактовка воли с позиций бихевиоризма. Концепция воли в работах Н.А. Бернштейна. Психоаналитические концепции воли.

Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Апраксия и абулия. Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий. Роль потребностей, эмоций, интересов и мировоззрения в формировании волевых действий.

Структура волевого действия, условия его возникновения. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание, цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения. Типы решительности по Джемсу. Функции воли. Первичные и вторичные волевые качества. Методы оценки уровня волевой регуляции человека. Основные направления в развитии воли. Принятие решения как интеллектуально-волевой акт. Стратегии принятия решения. Борьба мотивов и исполнение принятого решения.

Основные качества воли. Самоконтроль и самооценка. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка. Роль сознательной дисциплины в формировании воли. Понятие индивидуального стиля человека.

Ощущение

Общее понятие об ощущении. Ощущение элементарная форма чувственного отражения объективной деятельности. Классификация ощущений. Основания классификации: по положению рецептора, по виду физической энергии, являющейся адекватным для органа чувств раздражителем. Эволюционная классификация форм чувствительности. Пороги и чувствительность. Закон Вебера-Фехнера. Абсолютный и разностный пороги и методы их измерений. Формы изменчивости ощущений. Адаптация, ее значение, механизмы. Явление сенсибилизации. Факторы изменения чувствительности. Взаимодействие органов чувств.

Восприятие

Общая характеристика восприятия. Факты и свойства восприятия, предметность, осмысленность, обобщенность, избирательность, роль прошлого опыта. Константность восприятия. Иллюзии восприятия. Законы и теории восприятия. Восприятие как перцептивная деятельность человека. Методы изучения восприятия.

 

Внимание

Внимание и его функции. Теории внимания. Внимание как контроль за протеканием деятельности. Свойства внимания: концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость. Теории внимания. Методы оценки. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное и др. Физиологические и психологические механизмы внимания. Основные тенденции развития внимания на протяжении жизни человека. Методы изучения внимания.

 

Память

Общее представление о памяти как специфической форме психического отражения действительности. Теории памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание и т.д. Виды памяти: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная; произвольная, непроизвольная, кратковременная и долговременная; механическая и логическая. Механизмы памяти. Про- и ретроактивное торможение — объяснительный принцип многих закономерностей памяти. Воспроизведение и его формы: узнавание, воспоминание, припоминание, реминисценция. Основные тенденции в развитии памяти на протяжении жизни человека. Пути совершенствования памяти. Методы изучения.

 

Воображение

Воображение и его виды: пассивное, активное, репродуктивное, продуктивное. Связь воображения с процессами восприятия и памяти. Функции воображения. Основные теории воображения. Воображение и творчество. Этапы творческого воображения. Способы создания новых образов с использованием воображения: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, заострение. Значение воображения для повышения адаптивности человека, идеомоторный акт, использование воображения в психотерапевтических целях. Методы изучения воображения.

 

Мышление

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека. Мышление и чувственное познание. Мышление как деятельность, направленная на разрешение определенной задачи. Структура мыслительного акта. Понятие проблемной ситуации. Основные операции мышления: анализ, синтез, абстракция, обобщение. Предпосылки формирования мыслительных операций, сформированность базовых форм рассудочного познания, установление тождества, различий, выполнение операций сравнения. Виды мышления. Мышление теоретическое и практическое. Генетические ступени развития мышления. Наглядно-действенное мышление. Его отличие от интеллекта животных. Наглядно-образное мышление. Словесно-логическое мышление. Взаимосвязь видов мышления. Проблема формирования умственных действий. Единство мышления и речи. Процесс мышления и внутренняя речь. Групповые методы стимуляции мыслительных процессов. Концепция развития детского интеллекта Ж. Пиаже. Знакомство с некоторыми методиками исследования видов мышления.

 

Речь

Понятие о речи и языке. Речь как деятельность общения посредством языка. Функции речи: сообщения, побуждения к действию, указательная, предикативная, эмоционально-выразительная, сигнификативная, обобщения. Свойства речи – содержательность, понятность, выразительность, действенность. Виды речи – внешняя, внутренняя, устная, жестовая, письменная, аффективная, монологическая, диалогическая. Основные механизмы речи (по Н. И. Жинкину).

 

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.

5. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М., 1987.

6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1979.

7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. – М., 1984.

8. Возрастные и индивидуальные способности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Арагуновой. – М., 1967.

9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1991.

10. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1981-1984.

11. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978.

12. Детская психология / Под. ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988.

13. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М., 1982.

14. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития – СПб, 2004.

15. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М.; Воронеж, 1997.

16. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 1997.

17. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1992.

18. Психология младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М., 1990.

19. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анци­феровой. – М., 1961.

20. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003.

21. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М, 1995.

22. Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 1985.

23. Элъконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давы­дова, В. П. Зинченко. – М., 1989.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.17 (0.007 с.)