Возрастная периодизация за рубежом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастная периодизация за рубежом



Периодизация З. Фрейда и развитие личности.

Механизмы приспособления и результаты развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона. Понимание психического развития в школе Ж. Пиаже. Примеры периодизаций психического развития от рождения до старости (Ш. Бюлер).

20. Основные показатели возрастных периодов.

Основные подходы к возрастной периодизации. Принципы возрастной периодизации. Основные показатели: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, возрастные новообразования, сензитивный период, внутренняя позиция, кризисы и т.д.

 

Новорожденность и младенчество

Новорожденность как критический период в развитии ребенка. Врожденные механизмы поведения новорожденного. Развитие зрения и слуха. Развитие движений. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов чувств. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления, его психологическая характеристика. Условия возникновения комплекса оживления и его значение для психического развития ребенка. Младенчество. Социальная ситуация развития ребенка. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность данного периода. Формы общения. Развитие слухового и зрительного восприятия при общении ребенка со взрослым. Развитие движений — хватания, манипуляций с предметом и т.д. Подготовительный период в развитии речи ( активной и пассивный).

Особенности развития ребенка к концу первого года жизни. Центральное новообразование данного периода. Кризис одного года.

 

Раннее детство

Ведущая деятельность в раннем детстве и ее развитие. Социальная ситуация психического развития ребенка. Специфика предметно-манипулятивной деятельности, ее роль в психическом развитии ребенка. Логика развития предметных действий в раннем детстве. Ситуативно-деловая форма общения. Развитие активной и пассивной речи.Автономная речь. Фонематическийслух. Овладение речью как орудием совместной деятельности ребенка и взрослого. Прямохождение и его развитие в раннем детстве. Умственное развитие ребенка. Развитие восприятия. Наглядно-действенное мышление. Особенности первых обобщений. Соотношение в развитии мышления и речи (Л.С. Выготский). Зарождение новых видов деятельности. Предпосылки развития сюжетно-ролевой игры. Развитие личности и эмоциональной сферы. Развитие самоознания. Кризис трех лет. Основные особенности кризиса трех лет (Л.С. Выготский, Э. Келлер). Виды кризисов (А. Валлон). Методы диагностики и пути психического развитии личности.

 

Дошкольный возраст

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Значение игры для психического развития дошколъника. Обзор теории игры в зарубежной психологии Развитие игры на протяжении дошкольного возраста: основные этапы. Формы общения. Развитие речи. Овладение словарем и грамматическим строем речи, развитие функций речи. Развитие мышления. Наглядно-образное мышление. Мыслительные операции. Особенности обобщений и суждений. Развитие восприятия, внимания, памяти и воображения. Произвольность психических процессов. Проблема сенсорного воспитания.

Развитие личности дошкольника

Формирование системы мотивов. Первое рождение личности (А.Н. Леонтьев). Соподчинение мотивов. Эмоциональная сфера дошкольника, условия развития нравственных чувств. Продуктивные виды деятельности дошкольника. Изобразительная деятельность. Значение детских рисунков для психодиагностики. Конструктивная деятельность. Элементы трудовой и учебной деятельности.

 

Особенности психического развития детей 6 – 7 лет. Готовность к школе

Общая психологическая характеристика ребенка шести лет: Интеллектуальное и личностное развитие. Психологическая готовность ребенка к школе, ее составные части: интеллектуальная, личностная, социально-психологическая и волевая. Предпосылки формирования внутренней позиции школьника. Типология психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Методы диагностики готовности к школьному обучению.

 

Патологическая адаптация к школьному обучению

Адаптация детей к школе. Условия успешной адаптации ребенка к школе. Уровни адаптации и уровни саморегуляции шести- и семилетних детей. Проблема школьной дезадаптации. Методы диагностики школьной дезадаптации.

 

Младший школьный возраст

Учебная деятельность — ведущая в младшем школьном возрасте. Общие закономерности формирования учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Мотивы учения. Развитие мышления в младшем школьном возрасте (Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Произвольность психических процессов. Рефлексия и ее становление. Формирование внутреннего плана действий. Формирование теоретического мышления младшего школьника (В.В. Давыдов). Возрастные особенности и возрастные возможности усвоения знаний. Развитие речи. Формирование письменной речи и чтения. Проблема осознания речи (С.Н. Карпова, А.К. Маркова).

 

Психические процессы в младшем школьном возрасте

Внимание младшего школьника: его виды и свойства. Память и воображение младшего школьника. Мышление и его характеристика. Пути повышения эффективности психических процессов.

 

Развитие личности младшего школьника

Развитие личности. Эмоциональная и мотивационная сфера. Самооценка. Становление моральных представлений в детском возрасте (Л. Кольберг). Формирование самостоятельности и трудолюбия. Усвоение правил и норм общения. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте. Особенности общения со сверстниками и взрослыми. Другие виды деятельности и их роль в психическом развитии младшего школьника (игра, спорт, труд, театр, изобразительная деятельность).

 

Психическое развитие в подростковом возрасте

Достижения возраста: сензитивность к социальным явлениям; реф­лексия на себя и других; потребность к идентификации со сверстника­ми и кумиром; потребность в обособлении.

Условия и образ жизни в подростковом возрасте. Социальная ситуация в жизни подростка. Подросток в семье, школе и среди сверстников. Возрастные периоды развития подростка.

Учебная и другие деятельности в подростковом возрасте. Стимулы и мотивы учения. Формирование учебных мотивов, их устойчивость.

Развитие моральных норм и правил поведения. Отношение к обя­занностям школьника.

Изменение отношения к учебе на протяжении подросткового воз­раста.

Психологические особенности трудовой деятельности в подрост­ковом возрасте.

Игры в отрочестве.

 

Особенности общения в подростковом возрасте

Особенности общениях в отрочестве. Особая психологическая значимость. Особенности общения подростков с родителями и другими взрос­лыми. Общение с учителями в школе. Потребность в доверительном общении со взрослым. Отчуждение от взрослых.

Потребность в развитии речи как средстве общения. Мир чтения подростков. Автономная речь в подростковых группах.

Общение со сверстниками. Общение со сверстниками как потребность и значимая деятель­ность. Особенности времяпрепровождения. Поиск друга. Дружба.

Общение и половая идентификация. Психология сексуальных взаимодействий подростков. Психологические стрессы по поводу подростковой беременности. Первая любовь.

Развитие речи в подростковом возрасте.

Вхождение в реальность знаковых систем языка. Уровень речевой культуры. Школа, язык и индивидуализация. Подростковая языковая субкультура. Сленг. Значение жестов в общении подростков.

 

Психические процессы в подростковом возрасте

Развитие высших психических функций. Сенсорное развитие. Восприятие изобразительного искусства. Восприятие музыки. Развитие мышления и прогнозы будущего интел­лектуального потенциала. Развитие внимания, памяти, воображения различия между реальностью и воображением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.31.148 (0.016 с.)