Кафедры психологии и социальной педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедры психологии и социальной педагогики



Темы контрольных работ по разделу «Основы общей психологии»

1. Предмет, принципы и задачи психологии.

2. Связь психологии с другими с другими отраслями научных знаний.

3. Психология как наука.

4. Этапы становления психологии.

5. Методы исследования в психологии.

6. Этапы психологического исследования.

7. Принципы психологии и основные категории.

8. Развитие отечественной психологии.

9. Развитие психики человека и животных.

10. Основные психологические теории и их взаимосвязь.

11. Бихевиоризм.

12 Психоанализ.

13. Гештальтпсихология.

14. Гуманистическая психология.

15. Когнитивная психология.

16. Психологическая теория деятельности.

17. Проблема личности в психологии.

18. Теории личности.

19. Структура личности.

20. Индивидуально-типологические особенности личности.

21. Темперамент.

22. Характер.

23. Способности.

24. Эмоции и чувства.

25. Воля и произвольность.

26. Ощущение.

27. Восприятие.

28. Внимание.

29. Память.

31. Мышление.

32. Речь.

 

Предмет, принципы и задачи психологии

Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Науки о человеке и человечестве. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней, ее пополнение теориями и методами других наук. Основные принципы психологии. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии, жизненная роль соответствующих явлений. Деление психических явлений на процессы, свойства и состояния. Категории, используемые психологией. Предмет психологии. Полипредметность психологии.

Связь психологии с другими с другими отраслями научных знаний

Основные отрасли психологии. Классификация и характеристика отраслей психологии. Связь психологии с другими отраслями наук.

 

Психология как наука

Психология как гуманитарная наука. Житейские и научные психологические знания. Значение термина «психология». Основные отрасли психологии, знание которых необходимо для обучения и воспитания детей. Общие и специальные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные области психологии. Общая психология, ее структура. Проблемы психологии. Особенности современной психологии.

Этапы становления психологии

Истоки, становление и развитие научной психологии. Философские предпосылки возникновения психологии как науки. Античная психология. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе. Душа как особая сущность. Природа души. Первое психологическое сочинение — Аристотель «О душе». Различные взгляды на происхождение психики («панпсихизм», «биопсихизм», «антропопсихизм», «нейропсихизм»). Эволюция психологических воззрений в рамках философских учений ХIV — ХVIII вв. Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк. Психология Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании. Выделение сознания как критерия психики. Психологическая мысль в России ХVIII в. Основные направления психологии. Современное значение различных зарубежных психологических школ.

Развитие отечественной психологии в конце ХIХ – начале ХХ в. Психологическая концепция И.М.Сеченова и развитие естественнонаучной линии отечественной психологии. «Педагогическая антропология» К.Д. Ушинского. Основатели экспериментального направления отечественной психологии: В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланге, А.А. Токарский, А.П. Нечаев, Г.И. Челпанов, А.Ф. Лазурский и др.

Методы исследования в психологии

Проблемы методологии и методов исследования. Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования. Основные источники получения информации. Классификация методов психологического исследования. Объективные методы исследования. Требования к объективным методам исследования. Методы практической психологии. Сравнительный анализ количественных и качественных методов исследования. Наблюдение, его виды и познавательная роль. Суть экспериментального исследования. План формирующего эксперимента. Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента. Достоинства и недостатки метода наблюдения и эксперимента. Особенности естетственно-научного и формирующего эксперимента. Характеристика вспомогательных методов психологии. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике. Основные требования, предъявляемые к методам психологии. Связь методов психологии с методами других наук.

Этапы психологического исследования.

Требования, предъявляемые к методам психологического исследования. Основные этапы психологического исследования. Характеристика этапов психологического исследования.

Принципы психологии и основные категории.

Принципы отечественной психологии: детерминизма, развития, единства сознания и деятельности. Основные категории, используемые психологией. Характеристика основных форм проявления психика.

Развитие отечественной психологии.

Развитие отечественной психологии в конце ХIХ – начале ХХ в. Психологическая концепция И.М.Сеченова и развитие естественнонаучной линии отечественной психологии. «Педагогическая антропология» К.Д. Ушинского. Основатели экспериментального направления отечественной психологии: В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланге, А.А. Токарский, А.П. Нечаев, Г.И. Челпанов, А.Ф. Лазурский и др.

Этапы развития отечественной психологии.

Основные направления современной психологии. Особенности современной психологии. Многомерность структуры современной психологии.

Развитие психики человека и животных

Современные представления о возникновении и сущности психики. Психика как субъективный образ мира. Понятие об отражении как всеобщем свойстве материи. Сигнальный характер этого отражения. Отечественные психологи о происхождении и развитии психики в филогенезе. Адаптивная природа психики. Раздражимость и чувствительность. Гипотеза А.Н. Леонтьева об объективном критерии психики. Роль практической деятельности и двигательной активности как факторы, определяющие уровень развития психики и поведения животных. Стадии развития психики в процессе эволюции. Инстинкт, механизмы функционирования. Характеристика интеллектуального поведения. Язык и общение у животных, отличие от речевого общения человека. Определение сознания. Основные источники развития высших психических функций у человека: изобретение и изготовление орудий, продуктивный и творческий характер деятельности, создание предметов материальной и духовной культуры, использование речи и других знаковых систем как средств общения, организации мышления, хранения и передачи знаний. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Перспективы развития человеческого сознания. Отличие восприятия, внимания, памяти и мышления человека как высших психических функций от их элементарных форм, данных с рождения. Деятельность как источник познавательного, а общение – личностного развития человека. Основные отличительные признаки человеческой деятельности. Сравнение психики человека и животных. Понятие и виды бессознательного. Проявление бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека.

 

Основные психологические теории и их взаимосвязь

Бихевиоризм и его основное содержание. Основатели этого направления. Роль бихевиоризма в развитии психологии.

Психоанализ. Соотношение сознании и неосозноваемый уровень …. Основатели этого направления. Современные подходы и проблеме бессознательного.

Гештальтпсихология, основатели этого направления. Современное значение гештальтпсихологии, для психологической…

Гуманистическая и когнитивная психология.

 

Бихевиоризм

Бихевиоризм. Психология как наука о поведении. Предпосылки, время возникновения. Значение фактов поведения как зеркала внутреннего мира субъекта, состояния личности. Единица поведения. Дж. Уотсон о задачах научной психологии с позиции бихевиоризма. Требования к методу изучения. Отношение к сознанию. Эволюция взглядов бихевиоризма в работах Э. Толмена. Значение бихевиоризма для естественнонаучного направления в развитии психологии как экспериментальной науки. Роль достижений бихевиоризма для детской психологии, психологии научения, психокоррекции. Ошибки бихевиоризма.

 

Психоанализ

Психоанализ. Неосознаваемый уровень психического. Классы неосознаваемых процессов. Соотношение сознания и неосознаваемых уровней психики. Истоки возникновения фрейдизма. Структура психического с позиции теории бессознательного З. Фрейда. Основные формы проявления бессознательного. Виды защитных механизмов. Психоанализ как одно из современных направлений психокоррекционной работы. Значение неофрейдизма для понимания побудителей человеческого поведения и природы социального взаимодействия. Современные подходы к проблеме бессознательного – С. Гроф.

 

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология. Структурная психология ключ к пониманию законов формирования сложных целостных психических явлений. Работы М. Верхаймера, В. Келлера в области психологии интеллекта. Теория поля К. Левина применительно к личностно-социальному поведению человека. Ф. Перлз – основатель гештальттерапии. Современное значение гештальтпсихологии для методологии и практики психологической науки.

 

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология. Истоки возникновения. Основные понятия. Я-теория — основа «третьей силы в психологии». А. Маслоу о самоактуализации как основе психологического здоровья личности. К. Роджерс и личностно-ориентированный подход в педагогике и психотерапии.

 

Когнитивная психология

Когнитивная психология. Истоки возникновения. Теоретическое и прикладное значение для развития психологии.

Развитие отечественной психологии в конце ХIХ — начале ХХ века. Психологическая концепция И.М. Сеченова и развитие естественнонаучной линии отечественной психологии. «Педагогическая антропология» К.Д. Ушинского. Основатели экспериментального направления отечественной психологии: В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланге, А.А. Токарский, А.П. Нечаев, Г.И. Челпанов, А.Ф. Лазурский и др. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Представители когнитивного направления психологии. Основное содержание этого направления. Область исследования – память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.013 с.)